Введение
Развитиегреческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохидо классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторыезакономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройствагородов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует игомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция кусилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителядворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступалидеспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным.Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Распадпатриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя(базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающихбольшими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатомпрактически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшеесяв ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Ликвидациямонархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также кокончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческогообщества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанскийпериод демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающейэлементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получилполного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта ичерпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого,уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой,жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственнаявласть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианскойреспублики в Риме и т.д.
Процессдемократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождалсяобострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть истремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), всеболее осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридови демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала сериязаконодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственныхорганах и создающих основу для развития демократических институтов.
Цельнашего исследования – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солонадля государства и права древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи,данной работы следующие:
определить общественно-политическое положение Греции до реформ;
исследовать содержание реформ Солона;
рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;
выделить значение реформ на историю права в общем.
Афинская рабовладельческая демократия
ВоII тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова.Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тембольшом рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждогоиз таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы,Спарта и др.
Вконце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одноговождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войнповествуют поэмы гомеровского эпоса — «Илиада» и «Одиссея».
Вдревнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы.Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубокоукоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в рукахпоследней.
Государстваеще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь — базилевс. Народное собрание -вместе с тем войско, а базилевс и старейшины — главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г.Морган назвал этот строй военной демократией.
Повсем своим признакам период военной демократии есть последний периодпервобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства,оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарамипринимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется,и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господствоммужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. Натерритории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя исоотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам.Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формыуправления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государствукак новой, высшей ступени общественного развития.
Наиболееинтересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образованиягосударства в двух известных греческих полисах — древних Афинах и Спарте.Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая — аристократии.
Ионийцам,как назывался союз четырех племен, досталась во время переселениямалоплодородная область, омываемая морем, — Аттика. Земледелие здесь былоограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условиядля ремесла и морской торговли.
Сельскаяобщина, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий истала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностьюотдельных фамилий.
ВVIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город,которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры.Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.
Городстал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям:вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На сменустарому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов(«благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них названиегеоморов, ремесленники — демиургов.
Замещениевсех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого советстарейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемоеи ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, ипотому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высшийсуд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которыхпринадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин — архонтов. Они избираютсяареопагом сроком на год.
Господствоземельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа.«Бедные, — пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, нои их дети и жены. Назывались они… шестидольниками, потому что на такихусловиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестуючасть урожая. — 3.4.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. Приэтом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и ихсамих и их детей».
Всюдуна полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срокзаложен участок. Такая форма залога — ипотека — была ранним изобретениемГреции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа — столь обыкновенной — переходила к кредитору.
"… Развивающеесяденежное хозяйство, — справедливо пишет Ф. Энгельс, — проникало в сельскиеобщины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный нанатуральном хозяйстве образ жизни"'.
Начинаяс VI века до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активновключался новый социальный элемент. Относительно высокий уровеньпроизводительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках дон. э. и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшимземельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовалипоявлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть егосоставляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократиивсе эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» — «народом».
Демоснаходился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагомвырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинахустановилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в егоначальной, еще не завершенной форме.
Реформы Солона
КVI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитиетоварно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоениюсвободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатыеземлевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается вбатраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, илипопадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу.Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан,по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Всенеустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев иремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекспротиворечий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающимивласть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимисяк власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовойаристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
В594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в«великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большойфизической силы, — пишет греческий историк Плутарх в своих „Сравнительныхжизнеописаниях“, — собирались и уговаривали друг друга не оставатьсяравнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, иосвободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенноизменить государственный строй».
Оказавшисьв столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта иполитического деятеля Солона. Было известно, что он не является«сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «неугнетен нуждою». Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайнымиполномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытываядавление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся ксамому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотойсередины».
ДляСмягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класстребовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон былэвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широкихслоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересовразличных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный,половинчатый характер.
РеформыСолона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и ихрезультаты можно сравнить с политической революцией[1][1].Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямоевмешательство в отношения собственности… Задолженность бедняков былааннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданныеза долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
Сисахфияпосягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солонне выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя иустановил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересахбогатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, онсделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
Сименем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена науничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхожденияпривилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда поимущественному признаку.
Самыебогатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму ит.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должностимогли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и,следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки,входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Ноони могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается.Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от нихотчеты.
ОдновременноСолон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получилиотражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог бытьизбран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Винтересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот,избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени,где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Плутарх о Солоне
Посколькунеравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки,государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ былв долгу у богатых: одни обрабатывали деньги, платя богатым шестую часть урожая…другие брали у богатых деньги под залог тела: их заимодавцы могли обратить врабство, при этом одни оставались рабами на родине, другие продавались начужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (никакой законне воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Ноогромное большинство… собирались и уговаривали друг друга не оставатьсяравнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака. Надежного человека иосвободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенноизменить государственный строй.
Тогданаиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственныйчеловек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых вих преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали проситьего взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем,Фаний Лесбосский /писатель IV-III вв. до н.э./ рассказывает, что сам Солонприбегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, алюдям богатым – обеспечение долговых обязательств.
…Его выбрали архонтом /высшие должностные лица Афин, составлявшие коллегию из 9человек/, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его судовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного…Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которогосуществовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньгив долг «под залог тела»…
…Солон с гордостью говорит, что с заложенной ранее земли он «поставленных камнейзакладных много снял…» и что из числа закабаленных за долги граждан одних онвернул с чужбины «… уж аттическую речь забывших»… «А тех, кто дома рабстватяжкого позор переносил», он, по его словам, сделал свободными.
Солонне угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговыхобязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, накоторый они надеялись.
…Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочимдолжностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить иего, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил всовокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставилпервыми и назвал их «пентакосиомедимнами» /пятисотмерники/, вторыми поставилтех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли«принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» /владеющий упряжкой волов, лошадей,мулов/ были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и другихпродуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволялисполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что моглиприсутствовать в народном собрании и быть судьями /речь идет о гелизе, судеприсяжных/. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, новпоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных делпопадала к судьям. Далее. А приговоры по тем делам, решение которых Солонпредоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.
Солонсоставил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был егочленом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость.Порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сточеловек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа,обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание безпредварительного обсуждения.
Значение реформ Солона
РеформыСолона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса.Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечностьполитики компромиссов.
Борьбамежду демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афиныпереживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.
Реформынанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменнойаристократии. Они были важным этапом формирования политической организации вАфинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острыхпротиворечий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и неудовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела черезнекоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией иупрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органыуправления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившеговласть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательноустанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелкихземлевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и созданиевоенного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размахстроительства общественных сооружений, украшавших город, давал средствасуществования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших вАфинах законов.
Однакоэти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которыхвозлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. Приподдержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута.Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончиласьнеудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинскихрабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победуновыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э.,ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили староеделение населения на четыре племени.
Послесмерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции,используя ее в качестве авторитетного источника права.
Заключение
Итак,мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться, чтолюбые реформы, проводимые личностями, наделенными властными полномочиями немогут удовлетворить интересы и запросы всех слоев населения, и Солон не сталисключением.
РеформыСолона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и ихрезультаты можно сравнить с политической революцией.
Первымделом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладныекамни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены насвободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства.
Современи Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные навойне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.
Чтобыпредотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установилмаксимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.
Одновременнос тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения,подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя.Земельные владения знати — опора ее власти — включались в общий гражданскийоборот.
Важнейшейполитической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самыебогатые были причислены к первому разряду. Просто богатые — ко второму. Оба этиразряда граждан получали право замещения всех важнейших постов вгосударственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишьпредставители первого разряда.
Такимобразом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определеннымродам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этоговыигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.
Третийразряд составили граждане среднего достатка. Все прочие — феты — были зачисленыв один четвертый и последний разряд.
Заединицу исчисления богатства был избран медимн — мера сыпучих тел(приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления вовторой — триста, для зачисления в третий — двести медимнов.
Первыедва разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но затобыла менее опасной на войне. Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд,первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженнуюпехоту.
Высшиморганом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. Впротивовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемаягелиэя -суд присяжных заседателей.
Советчетырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать,несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играяважную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, советчетырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивалвласть ареопага.
Гелиэябыла судебным и законодательным органом одновременно.
Внародном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов.Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в рукахтех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэяс ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Нооставался нетронутым ареопаг.
Список литературы
1.Учебник по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А.Жидкова,Н.А. Крашенинниковой. – М. Юристъ, 2000.
2.Всеобщая история государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М. Бек,1997.
3.Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран / Под ред.Кузнецова, Алексеева и др.- М. Юрайт, 1998.
4.Плутарх о Солоне / Памятники правовой литературы. – М. Правовая библиотека,2000.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru