Правовоевоспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче)правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешенияконфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеетцелью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества вцелом.
Обычноговорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речьидет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека,когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридическойпрактикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственногоаппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственныхорганов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную),нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такоевоздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правовоговоспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью наповышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Правовоевоспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить безобучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различиездесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитаниевлияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческуюсторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с цельюинформационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное,эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограниченореальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважениек тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельностилюдей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогическихзаявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простымивоспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
Ценностии идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающимиобстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельностиздесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимойи достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественноммасштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д.Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение делв области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
Поэтой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества долженбыть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующихюридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами иидеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовойзащищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чемв России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобыосновную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека отпроизвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, чтоявляется одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали,нравственности и культуры в целом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru