Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации

Александр Перетягин
Краснодарский юридический институт МВД РФ
Введение
Правовое регулирование государственнойслужбы является моноотраслевым. Оно включает в себя нормы государственного(конституционного) права, но в основном состоит из норм административногоправа. Рассматриваемый институт связан с рядом финансово-правовых правил, сглавой УК «Должностные преступления», а особенно тесно – с трудовым правом.
Вопросы компетенции, деятельностигосударственных служащих регулируются всеми отраслями права. А институтгосударственной службы устанавливает только правовые основы ее организации иособенности правового положения государственных служащих.
При советской власти так и не был принятзакон о государственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службыв Вооруженных силах и органах внутренних дел. Соответственно в трудах нашихученых-юристов о правовом регулировании госслужбы говорилось очень мало.Назывались Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях,утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г.; указы о введенииклассных чинов, рангов и специальных званий в некоторых отраслях; Единаяноменклатура должностей служащих, утвержденная Госкомтрудом СССР 9 сентября1967 г.; Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности,утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.; Перечни №1 и №2 к Положению опорядке рассмотрения трудовых споров (лица, должности которых попали в этиперечни, — а таких лиц было более 20 млн., — не имели права обжаловать в судсвое увольнение).
Названными актами перечень основныхисточников института государственной службы, существовавших до 90-х годов,почти исчерпывался. Негативную роль в законодательном регулировании и научнойразработке данной проблемы сыграла Программа КПСС, принятая XXI съездом партии (1962 г.), в которойговорилось: «Необходимо вести к тому, чтобы … навыками управления овладеваливсе более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала бытьособой профессией».
После провозглашения в 1990 г.государственного суверенитета РСФСР, распада в 1991 г. СССР в России быласоздана новая значительно более широкая нормативная база государственнойслужбы. Этот правовой массив в настоящее время состоит из Конституции РФ, рядафедеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, атакже актов субъектов Федерации. Новейший правовой материал отличается от того,который был до начала 90-х годов тем, что он:
1) состоит из актов РФ и ее субъектов;
2) более полно регулирует организациюгосударственной службы, правовое положение служащих;
3) воплотил многие идеи правового государства(разделения государственной власти, плюрализма в экономике и политике и др.);
4) по-новому решает вопросы о понятиигосударственной службы, круге государственных служащих и их защите, оклассификационных разрядах государственных служащих и об ограничениях их прав,об их отношении к политическим партиям;
5) усовершенствовал систему руководствагосударственной службой.
Необходимо подчеркнуть, что в правовомрегулировании государственной службы значительно повышена роль закона.
Важнейшее место в рассматриваемоминституте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1,10,12,32,71,78,83,89и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. Можносказать, что в настоящее время существуют демократические конституционныеосновы российской государственной службы.
Следующим по значению актом, создавшимправовой фундамент государственной службы, является федеральный Закон «Обосновах государственной службы РФ». Он закрепил общие положения, регулирующиеоба существующих в России уровня государственной службы: федеральной исубъектов Федерации. Это первый комплексный акт такого содержания, принятый идействующий на территории России.
Конституция и Основы содержат положения,относящиеся и к федеральной государственной службе, и к государственной службесубъектов Федерации. Вторая группа актов регламентирует только тот или другойгосударственной службы. Это: Положение о федеральной государственной службе,утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.; Закон республикиТатарстан « О государственной службе»; Закон «О государственной службесвердловской области» и аналогичные акты законодательных органов другихсубъектов Федерации.
Третья группа источников – федеральныеакты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В ихчисле Законы РФ:
— «О прокуратуре Российской Федерации» от17 января 1992 г.
— «О статусе судей в Российской Федерации»от 26 июня 1992 г.;
— «О воинской обязанности и военнойслужбе» от 11 февраля 1993 г.;
— Таможенный кодекс РФ.
Такую же юридическую силу имеютутвержденные Верховным Советом РФ в 1993 г. «Положение о службе в органахвнутренних дел Российской Федерации» и «Положение о прохождении службы ворганах налоговой полиции Российской Федерации».
Многие вопросы правового статуса работниковналоговых инспекций регулируются Указом президента РФ от 31 декабря 1991 г. «Огосударственной налоговой службе». Еще одним примером подзаконных актовявляется постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О военизированныхгорноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятийметаллургической промышленности и Дисциплинарном уставе военизированныхгорноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятийметаллургической промышленности».
В четвертую группу источников институтагосударственной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементыорганизации службы в целом или только определенных ее видов. Из этой самойбольшой группы источников наибольший интерес представляют следующие:
— Указы Президента РФ от 4 апреля 1992 г.«О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», от 3 июня 1993 г. «Опервоочередных мерах по организации системы государственной службы в РоссийскойФедерации», от 9 марта 1992 г. «Об утверждении Положения о проведении аттестациифедерального государственного служащего».
— Утвержденное в 1993 г. Правительством РФ«Положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органыфедеральной исполнительной власти»
В ст. 4 Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» содержится следующее правило: «Нагосударственных служащих распространяется действие законодательства РФ о трудес особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Инымисловами, нормы трудового права в отношении органов государственной власти сосвоими служащими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросыне регулируются административно-правовым институтом государственной службы.
1. Понятие государственного служащего игосударственной службы.
В ст. 3 Закона «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации» дается следующее определение: «Государственнымслужащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке,установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должностигосударственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счетсредств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъектаРоссийской Федерации».
Исходя из данного определения, можносделать ряд ключевых особенностей. Государственным служащим может быть толькогражданин Российской Федерации. Исключения из этого правила устанавливаютсяспециальными нормами.
Государственный служащий занимаетгосударственную должность и в установленном порядке исполняет соответствующиеобязанности, реализует должностные полномочия, выполняет государственныефункции.
За свою службу служащий регулярно получаетденежное вознаграждение не менее заранее определенного размера.
Оплата труда государственных служащихпроизводится за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектаФедерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных сналогоплательщиков. Соответственно федеральным или иным государственнымбюджетом устанавливаются размеры расходов на денежное содержание государственныхслужащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемыхим социальных услуг.
Под государственной службой в законепонимается профессиональная деятельность лиц, замещающих государственныедолжности категории «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми еепризнаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в«чужих» интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков,определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц,замещающих патронатные и административные государственные должности. Закончетко определяет субъектов государственной службы и при этом значительно сужаетих круг.
Деятельность служащих государственныхпредприятий, учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректорвуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, неговоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п.) теперь официально не считаетсягосударственной службой. Следуя закону, эту деятельность следует называтьслужбой в государственных организациях, а ее субъектов – служащимигосударственных организаций. Более того, закон не считает государственнойслужбой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иныхлиц, замещающих государственные должности категории «А».
Во-вторых, содержанием государственнойслужбы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов,выполнение государственных функций. Необходимо отметить, что государственнуюслужбу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлениемисполнительной власти.
В-третьих, государственная службасодержится за счет бюджетного финансирования.
Как и всякая служба, государственнаяслужба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от другихвидов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональнойоснове работниками государственных органов в целях осуществления задач ифункций государства.
2. Принципы государственной службы.
Статья 5 Закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» провозглашает:
«Государственная служба основана напринципах:
1) верховенства Конституции РФ ифедеральных законов над иными нормативными правовыми актами инструкциями приисполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении ихправ;
2) приоритета прав и свобод человека игражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащихпризнавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственнойвласти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
4) разделения законодательной,исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан кгосударственной службе в соответствии со способностями и профессиональнойподготовкой;
6) обязательности для государственныхслужащих решений, принятых вышестоящими государственными органами ируководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательствомРФ;
7) единства основных требований,предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентностигосударственных служащих;
9) гласности в осуществлениигосударственной службы;
10) ответственности государственныхслужащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либоненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы;отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственныхслужащих в государственных органах».
Внимательное изучение текста статьипозволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципагосударственной службы:
1) законности;
2) демократизма;
3) профессионализма;
Законность и демократизм – общие принципыорганизации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразнопроявляются в организации государственной службы. А профессионализм – это ееспецифический принцип.
Анализ всего массива правовых актов,образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, чтоеще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считатьпринцип социально-правовой защиты служащих. Этот принцип, а также принциппрофессионализма являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти– эффективности.
Принцип законности означает признание:
а) верховенства Конституции РФ,федеральных законов над иными правовыми актами;
б) обязательности законных решенийвышестоящих органов и должностных лиц;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Государственный служащий обязан строгособлюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для ихреализации и защиты.
В деятельности государственных служащихзаконность имеет три грани:
— всей своей работой служащий обязанукреплять законность в стране, на своем участке работы добиваться исполненияюридических предписаний;
— служащий обязан строго соблюдатьправовые нормы, он сам должен быть законопослушным на работе и вне службы;
— служащий имеет право требовать, чтобыего руководители и должностные лица соблюдали его права.
Важнейшие проявления принципа демократизмагосударственной службы:
а) полное и постоянное соответствиедеятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащийдействует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичныхинтересов служащий обязан руководствоваться последними;
б) общедоступность государственной службы.Часть 4 ст. 32 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеютравный доступ к государственной службе».
Из этого правила есть ряд исключений (ст.21 закона) которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общиеограничения связаны с возрастом гражданина при поступлении на службу,дееспособностью гражданина, совместной службой родственников,совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение правазанимать государственные должности, наличием заболевания, препятствующегоисполнению должностных обязанностей, и др.
Социальные ограничения обусловленыспецификой отдельных должностей. В их числе: установление более зрелоговозраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней,требования наличия определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу вмилицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья,имеющие среднее образование;
в) гласность в осуществлениигосударственной службы. Она связана с реализацией ст.29 Конституции РФ,закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законнымспособом, гарантирующей свободу массовой информации; с конституционнымизапретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозудля жизни и здоровья людей; ст. 42, провозглашающей право гражданина надостоверную информацию о состоянии окружающей среды. Гласность должна быть и вотношениях с различными организациями, и в рамках самого государственногоаппарата. Законодательством закреплено и право служащего получать информацию иматериала, необходимые для работы, знакомиться с личными делами и т.д.
г) разделение государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную. Это важнейшее проявлениедемократизма всей государственной деятельности, всего государственногомеханизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственныхслужащих, усиления защиты их прав.
Управленческая деятельность осуществляетсяна профессиональной основе, т.е. постоянно, в течение определенного времени, врамках определенного коллектива, за регулярно получаемое вознаграждение. Инымисловами, управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, длянее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника.Профессионализм стимулирует приобретение знаний, повышение их уровня,накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной властитребует организаторских способностей госслужащих. Обществу выгодно, чтобы лица,обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивалиих. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер управленческойдеятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ейзначительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых,административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности,своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные началапозволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий заработу получает заработную плату, обеспечивается жилой площадью и т.д.
Принцип профессионализма государственнойслужбы предполагает:
а) компетентность работников, т.е. знаниеими дела, наличие у них необходимого образования, стажа, навыков работы,систематическое повышение квалификации;
б) регулярное выполнение функций,операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений, чтопозволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладетьнеобходимыми методами руководства; к тому же, ощущение устойчивостипсихологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональнуюдеятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность,которая, в свою очередь, порождает приверженность к существующему в организациипорядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;
в) регулярное получение госслужащимиоплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;
г) политическую нейтральностьгосударственной службы. Служащий должен действовать в соответствии с правовымиактами, а служебное положение нельзя использовать в интересах той или инойполитической партии; в государственных органах нельзя создавать партийныеорганизации. «Практически все развитые в экономико-правовом отношениигосударства всегда стремятся формировать государственный аппарат так, чтобы они его служащие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий,движений»;
д) лояльность государственного служащего.Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рамкахзаконности, служебного долга, быть корректным, внимательным с людьми, какположено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;
е) ответственность за неисполнение илиненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемыхи принимаемых решений. За свою деятельность служащие могут нестидисциплинарную, административную, уголовную, материальную ответственность. Аполитические лидеры могут быть субъектами политической ответственности(отрешение от должности, выражение недоверия, отставка).
Важнейшее средство обеспеченияпрофессионализма – номенклатура, отлаженная система подбора и выдвижениякадров. Если эта система правильно организована, она является необходимымэлементом профессиональной службы. Без цивилизованной, контролируемой,законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система управленияневозможна. В работе по формированию кадрового корпуса государственногоаппарата необходимо исходить из нерасторжимости триады: профессионализм –стабильность – лояльность.
Заботу о социальной, правовой защитеслужащих, их экономическом обеспечении тоже можно рассматривать как средствоповышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита иобеспечение служащих осуществляется с учетом качества, стажа, важности ихработы. Но значение, которое придается в последние годы этому аспекту, объемсоответствующего правового массива позволяют говорить о специальном принципегосударственной службы – социально-правовой защите служащих.
Реализация принципа социально-правовойзащиты служащих означает, прежде всего, создание необходимых условий длянормальной их деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществленияими служебных обязанностей. Государственный служащий не должен нестиюридической ответственности перед гражданами. За ненадлежащее выполнение своихобязанностей он отвечает перед государством.
В науке различают четыре вида ориентациислужащих: на характер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.
«Чиновничество в демократических странах –сила подчиненная, исполнительская. Несменяемость чиновников, гарантированное импостоянное продвижение и повышенная пенсия – компенсация, которую государстводает своим слугам, получающим значительно меньше жалования, чем служащиечастного сектора».
В условиях правильной организации работыуправленческого аппарата карьера (продвижение по службе) работника, прежде всего,зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зрелости и личныхкачеств. В таких условиях стремление делать карьеру так же нормально, какстремление стать мастером спорта, доктором наук, заслуженным учителем и т.д.Карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствиеработника более высокой должности), а субъективное мнение вышестоящихдолжностных лиц является решающим.
К сожалению, идея служебной перспективы невезде осуществляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия повведению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих государственныхи муниципальных организаций и установлению окладов в зависимости от них.Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобыповышение их заработка зависело не только от движения вверх по служебнойлестнице, но и роста их знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).
3. Классификация государственных служащих.
Государственные служащие различаются междусобой. Их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.
В соответствии с принципом разделениявластей различаются государственные служащие органов законодательной(представительной), исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной власти выполняютзаконодательную функцию и контрольную функцию в отношении органовисполнительной власти в пределах, установленных Конституцией. Хотя конкретныетребования, предъявляемые к депутатам, законодательно не определены, носовершенно очевидно, что кроме образования им необходимы определенный жизненныйопыт, умение работать с избирателями и учитывать их запросы, бытьпринципиальными и последовательными, иметь высокие моральные качества. Этодолжны быть ответственные, бескорыстные, дисциплинарные и порядочные люди.Высококвалифицированным аппаратом должны располагать и палаты ФедеральногоСобрания (помощники депутатов и членов Совета Федерации, аппараты фракций,комитетов, секретариатов), чтобы была обеспечена нормальная работа парламента.
Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции,осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного иуголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция –возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов(ст.120 Конституции). Порядок реализации этих функций определен рядом законов.
Судьи – носители судебной власти, котораясамостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительнойвластей. Осуществляя правосудие, судьи независимы, подчиняются только закону иникому не подотчетны. Федеральными законами определены требования,предъявляемые к судье и к кандидату на должность судьи, и другие вопросыслужебно-правового положения судей.
Органы исполнительной власти осуществляюторганизационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность,обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.Переориентация исполнительной власти на управление более сложными объектамихозяйства в связи с правопреемством Россией задач и обязательств СССР изменениеметодов и форм регулирования экономики предъявляют более высокие требования кпрофессиональной подготовке государственных служащих. Управление требует,прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическомувидению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимывсем руководителям, самостоятельно принимающим решения, и другимгосударственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Работникиорганов исполнительной власти должны уметь добывать нужную информацию ипользоваться ею, владеть методами научной организации управленческого труда.Они должны иметь необходимые экономические, правовые и другие специальныезнания и непрерывно повышать свою квалификацию. Главным критерием пригодностидля занятий той или иной должности в сфере исполнительной власти становитсяпрофессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.
Исходя из текущей и перспективнойпотребности государственных служащих, государством планируется и организуетсяих подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях,а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимых длявыдвижения на вышестоящие должности.
По масштабу деятельности органовгосударственной власти государственные служащие могут быть разделены нафедеральных служащих и служащих субъектов Федерации.
Если взять за основу такой критерий, какособенности службы в федеральных государственных органах, то выделяютсягражданские и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудникиорганов внутренних дел, налоговой полиции и др.).
По объему должностных полномочийгосударственные служащие подразделяются на должностных лиц (руководители,представители власти) и служащих, не являющихся должностными лицами.
В зависимости от срока службы можновыделить государственных служащих, назначаемых на государственную должностьпожизненно (например, на должность категории «В»), на определенное время(например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком(при поступлении на государственную службу).
В зависимости от требований, предъявляемыхк уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащиеподразделяются на пять групп, соответственно делению государственных должностейгосударственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).
Критерием для подразделениягосударственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы,чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персональнокаждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или«В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзаменаили аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационныеразряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частностипогоны. Этим внешне выражается положение в обществе и государстве и мера егоответственности. Чем выше квалификационный разряд, тем более государственнойличностью он является, тем более ответственно должен относиться к работе.
Квалификационные разряды подразделяются нагруппы соответственно тем группам, на которые делятся государственные должностигосударственной службы. В этом выражается неразрывность сущностиквалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» и «В», зависимостьразряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разрядыуказывают на соответствие государственных служащих квалификационнымтребованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службысоответствующих групп. При продвижении на более высокую должность угосударственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям,возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса,чина, ранга), предусмотренного для этой должности.
Согласно Федеральному закону «Об основахгосударственной службы Российской Федерации», лицам, замещающим должностикатегорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
действительный государственный советник РФ1-го, 2-го и 3-го класса – лицам, замещающим высшие (5-й группы)государственные должности государственной службы;
государственный советник РФ 1-го, 2-го и3-го класса – лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;
советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса –лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;
советник государственной службы 1-го, 2-гои 3-го класса – лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;
референт государственной службы 1-го, 2-гои 3-го класса – лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные должностигосударственной службы.
Для отдельных видов государственной службыв соответствии с Федеральным законом вводятся другие виды квалификационныхразрядов: воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги.
4. Обязанности и права государственныхслужащих.
Государственный служащий России, как ивсякий субъект права – гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативныхправовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности онстановится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особымиправами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнениеобязанностей. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности,которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общиеправа и обязанности, установленные для государственных служащих независимо отзамещаемых ими государственных должностей.
Должностные права и обязанности производныот задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестрегосударственных должностей государственной службы РФ содержится переченьунифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанностидля каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовымиактами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица илирядового государственного служащего.
Например, для должности руководителяхарактерны следующие полномочия: руководство деятельностью подчиненныхструктурных подразделений или отдельных служащих и персональная ответственностьза выполнение возложенных на них задач; распределение обязанностей междуподчиненными работниками и установление степени их ответственности завыполнение ими своих обязанностей; утверждение положений и должностныхинструкций, определяющих объем должностных полномочий подчиненных структурныхподразделений и служащих; специальные права по изданию нормативных актов повопросам, входящим в компетенцию руководителя, организация и координация работыподчиненных; полномочия по распоряжению собственностью, заключению трудовыхдоговоров (контрактов), назначению на должность и освобождению от должностиработников, их поощрению и привлечению к дисциплинарной ответственности; правапо взаимодействию с другими организациями, применению специфических форм иметодов работы.
Общие права и обязанности государственныхслужащих впервые установлены Федеральным законом «Об основах государственнойслужбы РФ». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающихдолжности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающихдолжности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностейявляется то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общиеправила поведения и действий служащих, условий и меры организационногохарактера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемымдолжностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.
Каждый государственный служащий, независимоот конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:
ознакомление с документами, определяющимиего права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условияпродвижения по службе, а также на организационно-технические условия,необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
получение в установленном порядкеинформации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
посещение в установленном порядке дляисполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимоот форм собственности;
принятие решений и участие в их подготовкев соответствии со своими обязанностями;
участие по своей инициативе в конкурсе назамещение вакантной должности;
продвижение по службе, увеличениеденежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
ознакомление со всеми материалами своеголичного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело,приобщение к личному делу своих объяснений;
переподготовку (переквалификацию) иповышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
пенсионное обеспечение с учетом стажагосударственной службы;
проведение служебного расследования дляопровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
объединение в профессиональные союзы(ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональныхинтересов;
внесение предложений по совершенствованиюгосударственной службы в любые инстанции.
Из числа названных особого вниманиязаслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Этоправо (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве огосударственной службе. В советский период не принято было говорить о такомправе, более того, считалось нескромным обращаться по такому вопросу самомуслужащему к начальникам.
Право на продвижение по службе можетвозникнуть у каждого служащего, пока он находится на государственной службе.Однако о наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий по всемпредъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнениюс той, которую он замещает. Если же, например, у него нет требуемого по высшейдолжности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо впоследней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами дляпродвижения по службе, следует считать, что у него нет для этого оснований.
Конечно, данное право может бытьреализовано лишь при наличии вакантной вышестоящей должности, а при замещенииее по конкурсу – в соответствии с результатами конкурса.
Каждый служащий независимо от полномочийпо замещаемой государственной должности государственной службы обязан:
обеспечивать поддержку конституционногостроя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектовФедерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
добросовестно исполнять должностныеобязанности;
обеспечивать соблюдение и защиту прав изаконных интересов граждан;
исполнять приказы, распоряжения и указаниявышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах ихдолжностных полномочий, за исключением незаконных;
в пределах своих должностных обязанностейсвоевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, атакже предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органовместного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленномфедеральными законами и законами субъектов Федерации;
соблюдать установленные в государственноморгане правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции,правила работы со служебной информацией;
поддерживать уровень квалификации,достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
хранить государственную и иную охраняемуюзаконом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь,честь и достоинство граждан.
Кроме прав и обязанностей, государственныйслужащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и рядустановленных законодательством ограничений и запретов. Они имеют своей цельюобеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу егодействий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения должныпрепятствовать возможным злоупотреблениям, проявлениям коррупции. А в целом всеэти ограничения являются неотъемлемой составной частью «служебного кодекса»лиц, замещающие государственные должности категорий «Б» и «В».
Государственному служащему запрещенозаниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности,предусмотренной занимаемой должностью в государственном органе. Имеется лишьодно исключение: ему разрешено заниматься педагогической, научной и инойтворческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий позанимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикациии выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бытакие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческийхарактер.
Исходя из принципа разделения властейгосударственному служащему, замещаемому должность категории «Б» или «В», неразрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного)органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органовместного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещенозаниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получениеприбыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.
Государственному служащему не разрешаетсясостоять членом органа управления коммерческой организации любой формысобственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества иобщества, производственные кооперативы и т.д.). Но есть одно исключение – этослучаи, когда федеральным законом или законами субъектов Федерациигосударственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческойорганизацией.
Государственному служащему запрещаетсябыть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственноморгане, в котором он работает либо который непосредственно подчинен илинепосредственно подконтролен ему.
Ему запрещается использовать в неслужебныхцелях средства материально-технического, финансового и информационногообеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
Государственному служащему запрещенополучать от физический и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнениемдолжностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию. Этим преследуетсяцель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если оннезаконно получает вознаграждение в любой форме (подарки, денежноевознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и т.п.)
Сюда примыкает и другой запрет длягосударственного служащего, а именно: выезжать в служебные командировки заграницу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебныхкомандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ илина взаимной основе по договоренности соответствующих органов.
Государственный служащий неразрывно связанс государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: онне вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальныезвания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он невправе принимать участие в забастовках.
Учитывая существующую в стране многопартийность,государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение винтересах тех или иных политических партий, других общественных объединений,религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, — он должен бытьнейтральным.
Государственный служащий обязан передаватьв доверительное управление под гарантию государства на время прохождениягосударственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) вуставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законом.
Гражданин при поступлении нагосударственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязанпредставлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе,принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.Порядок представления этих сведений определен Указом Президента от 15 мая 1997г.
Как видим, запреты и ограничения,установленные для государственных служащих категорий «Б» и «В», достаточнозначимы.
Важную роль в обеспечении эффективной работыгосударственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии,установленные законодательством для государственного служащего. Емугарантируются:
условия работы, обеспечивающие исполнениеим должностных обязанностей;
денежное содержание и иные выплаты,предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации;
ежегодный оплачиваемый отпуск;
медицинское обслуживание его и членовсемьи, в том числе после выхода на пенсию;
переподготовка (переквалификация) иповышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
обязательность получения его согласия наперевод на другую государственную должность государственной службы, заисключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
пенсионное обеспечение за выслугу лет ипенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае егосмерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
обязательное государственное страхованиена случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением имдолжностных обязанностей;
обязательное государственное социальноестрахование на случай заболевания или потери трудоспособности в периодпрохождения им государственной службы;
защита его и членов семьи от насилия,угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностныхобязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Государственному служащему в зависимостиот условий прохождения государственной службы предоставляются в случаях ипорядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации,жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортныхрасходов.
Особое место в обеспечении эффективнойдеятельности государственного аппарата занимают поощрения и ответственностьгосударственных служащих.
Поощрения применяются за успешное идобросовестное исполнение государственным служащим своих должностныхобязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особойважности и сложности. Это – важное средство воспитания государственных служащихи укрепления служебной дисциплины. Они, как стимулы, вырабатывают сознательноеотношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности,мобилизует на преодоление трудностей. Поощрения лучших работников делают ихизвестными, создают им почет и, что очень важно, положительно влияют наколлектив сослуживцев, вызывая стремление следовать их примеру. Задачазаключается в том, чтобы с помощью мер материального и морального, а шире –духовного поощрения, наряду с другими формами и методами воспитания, обеспечитьправильное понимание государственными служащими своего служебного долга,добросовестное отношение к исполнению должностных обязанностей.
Согласно ст. 131, 134 Кодекса законов отруде, применяются следующие поощрения: объявление благодарности; выдачапремии; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение вКнигу почета, на Доску почета. За особые заслуги работники представляются кнаграждению орденами, медалями, нагрудными значками и к присвоению почетныхзваний и звания лучшего работника по профессии.
Указом Президента от 1 июля 1995 г.утверждено Положение о государственных наградах РФ. В нем содержатся правила, касающиесявсех граждан: основания награждения, его виды, порядок возбуждения ходатайствао награждении, вручении наград, их ношения и др.
Своеобразным видом материального поощренияявляются различные преимущества и льготы. Так, ст. 133 Кодекса законов о трудепредусматривает, что работникам, успешно и добросовестно выполняющим своитрудовые обязанности, предоставляются в первую очередь преимущества и льготы вобласти социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки всанатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т.п.).
Меры поощрения к государственным служащиммогут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставленотакое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренныесоответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и вустановленном порядке.
Наряду с поощрением законодательствопредусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственностьгосударственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную(для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права, онарегулируется в особом порядке) и уголовную. Ответственность выражается вприменении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий,предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения,то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны какпротивоправные. Как известно, правонарушения делятся на преступления ипроступки (деликты).
Дисциплинарная ответственность – этоприменение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения завиновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовномпорядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенствовсех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел оправонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельностигосударственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулированияих ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышеннаяответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции,которые могут быть применены только в отношении служащего (предупреждение онеполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании идр.).
Нормативными актами, регулирующими этотвид юридической ответственности, являются: Федеральный закон «Об основахгосударственной службы Российской Федерации», Дисциплинарный устав ВооруженныхСил, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Положение опрохождении службы в органах налоговой полиции и некоторые другие. Ониустанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, праваорганов исполнительной власти и руководителей по наложению этих взысканий, атакже порядок их применения и обжалования с учетом конкретных условийгосударственной службы.
Статья 14 Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» устанавливает, что дисциплинарныевзыскания могут налагаться на государственного служащего за неисполнение илиненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (должностнойпроступок).
Наиболее серьезными должностнымипроступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнениюфедеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего онивыражаются в том, что должностными лицами и работниками федеральных органовисполнительной власти и органов государственной власти субъектов Федерациинарушаются порядок реализации и сроки исполнения поручений, установлении непредусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализацииправ граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искаженийих содержания. По вопросам ответственности за такие должностные проступкиПрезидентом 6 июня 1996 г. был издан специальный Указ «О мерах по укреплениюдисциплины в системе государственной службы». В частности, Указпредусматривает, что должностные лица и работники федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, накоторых наложено дисциплинарное взыскание за указанные проступки, не подлежат втечение года премированию, представлению к награждению государственныминаградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих,при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия,повышению в должности или представлению для присвоения очередногоквалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).Эти лица могут быть также направлены на внеочередную аттестацию, понижены вдолжности (классном чине, воинском или специальном звании) либо лишеныквалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).
В Федеральном законе «Об основахгосударственной службе Российской Федерации» содержится ряд конкретныхобязанностей, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расцениваетсякак должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. Например,ответственность наступает за нарушение требований ст.5, предусматривающей обязанностьгосударственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободычеловека и гражданина; ст. 10 – обязанностей своевременно рассматриватьобращения граждан и общественных объединений, органов и организаций, исполнятьприказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненностируководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключениемнезаконных, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также неразглашать ставшие известными ему в связи с исполнением должностныхобязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинствограждан.
Кроме перечисленных, могут быть и другие,самые разнообразные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнениягосударственными служащими своих должностных обязанностей, расцениваемых какдолжностной проступок.
Вместе с тем законодательствомпредусмотрены и такие случаи, когда отдельные категории государственныхслужащих подлежат дисциплинарной ответственности за поступки, имевшие место ине при исполнении служебных обязанностей, если эти поступки несовместимы сдостоинством и назначением государственных служащих ввиду особого характеравыполняемых ими обязанностей.
Видами дисциплинарных взысканий являются:замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебномсоответствии, увольнение.
Дисциплинарное взыскание налагаетсяорганом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащегона государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: вчастности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решатьвопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям,которым принадлежит право назначения на должность.
Государственный служащий, допустившийдолжностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), дорешения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнениядолжностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера такжеприменяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего надолжность.
Порядок проведения служебныхрасследований, применения и обжалования дисциплинарных взысканий определяетсязаконодательством. На этот счет применяются нормы трудового законодательства, ав отношении военнослужащих, сотрудников внутренних дел, органов налоговойполиции – Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, соответствующие положения опрохождении службы.
5. Прохождение государственной службы.
Возникновение, изменение и прекращениегосударственно-служебных отношений связывается действующим законодательством сопределенными юридическими фактами. Прохождение государственной службы – этодлящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должностикатегорий «Б» и «В», выражается в последовательной смене этих должностей,начиная с момента поступления на службу и кончая увольнением с нее. Однако ихправовое положение характеризуется не только замещаемыми должностями, но итакими фактическими данными, как квалификационный разряд (например, воинскоезвание или дипломатический ранг), ученая степень, ученое звание, почетноезвание. Разумеется, у каждого прохождение службы разное, так как оно отражаетего индивидуальный жизненный путь, который определяется в первую очередьличными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, квалификацией,пригодностью к данному виду деятельности.
Законодательство определило порядок приемана государственную службу, прохождения испытательного срока, особенностиусловий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещениядолжностей, присвоения классных чинов и другие вопросы прохождения службы.
Право поступления на государственнуюслужбу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственнымязыком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленнымдля них требованиям.
Общие положения о равенстве прав гражданна замещение государственной должности не исключает некоторых специальныхограничений. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу инаходиться на ней в случаях: признания его решением суда, вступившим в законнуюсилу, недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его решением судаправа занимать государственные должности в течение определенного срока; наличияподтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,препятствующего исполнению должностных обязанностей; отказа от прохожденияпроцедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или инуюохраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано сиспользованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственнымслужащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранногогосударства; отказа от предоставления сведений о доходах государственногослужащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
После представления требуемых документовпоступление гражданина на государственную службу оформляется приказом погосударственному органу о назначении его на государственную должностьгосударственной службы. Этот приказ – юридический акт, являющийся основаниемдля вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав ивозложением на него обязанностей государственного служащего согласно Федеральномузакону «Об основах государственной службы Российской Федерации», а такжеконкретных должностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующимположением о государственном органе или должностной инструкцией. Приказоформляется по установленной форме.
Различаются три варианта назначениявпервые или вновь поступающих на государственную службу в зависимости отхарактера замещаемых ими должностей.
1. На государственные должностигосударственной службы категории «Б» назначение производится по представлениюлиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных лиц илигосударственных органов. Порядок подбора кандидатур для назначения на должностикатегории «Б» определяется соответствующим государственном органом или лицом,замещающим государственную должность «А», в соответствии с федеральныминормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектовФедерации.
2. На государственные должностигосударственной службы 1-й группы (младшие) категории «В» впервые или вновьпоступающие на государственную службу граждане назначаются соответствующимруководителем. Порядок подбора кандидатур определяется федеральныминормативными правовыми актами и актами субъектов Федерации.
3. На государственные должностигосударственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп (старшие, ведущие, главные и высшие)категории «В» лиц, впервые или вновь поступающих на государственную службу,назначают по результатам конкурса на замещение вакантных должностей. Сущность ипорядок назначения определены Федеральным законом «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации» и Положением о проведении конкурса на замещениевакантной государственной должности федеральной государственной службы,утвержденным Указом Президента от 29 апреля 1996 г. Переход на конкурсную системустал возможным, как только престиж государственной службы повысился и желающихработать в государственном аппарате стало больше, чем нужно. Введениеконкурсного порядка замещения вакантных должностей явилось важным шагом на путисоздания высокопрофессионального корпуса государственных служащих.
При замещении государственной должностигосударственной службы допускается испытание на срок то трех до шести месяцевдля гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе поитогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе нагосударственную должность государственной службы иной группы и инойспециализации. Государственному служащему до окончания срока испытанияквалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результатеиспытания государственный служащий может быть переведен с его согласия напрежнюю или другую государственную должность, а при отказе в переводе – уволен.
Аттестация призвана способствоватьсовершенствованию деятельности по подбору, повышению квалификации, расстановкефедеральных государственных служащих, определению уровня их профессиональнойподготовки и соответствия замещаемой должности, а также решению вопроса оприсвоении конкретному лицу очередного квалификационного разряда. Онапроводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре годав соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службыРоссийской Федерации» и Положением о проведении аттестации федеральногогосударственного служащего, утвержденным Указом Президента от 9 марта 1996 г.
Организация проведения аттестациифедеральных государственных служащих возлагается на руководителей органов. Дляпроведения аттестации формируется аттестационная комиссия, утверждается графикпроведения аттестации, составляются списки лиц, подлежащих аттестации,подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии.
Положением определен и порядок проведенияаттестации.
Аттестация проводится в присутствииаттестуемого. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии безуважительных причин она может привести аттестацию в его отсутствие.
Аттестационная комиссия рассматриваетпредставленные документы, заслуживает сообщения аттестуемого и в случаенеобходимости его непосредственного руководителя. Аттестационная комиссия вцелях объективности после рассмотрения представленных аттестуемымдополнительных сведений о его служебной деятельности и его заявления онесогласии с отзывом праве перенести аттестацию на очередное заседаниекомиссии. Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого должнобыть объективным и доброжелательным.
Оценка служебной деятельности служащегоосновывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемойдолжности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующимподразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой имработы, ее результативности. Должности учитываться его профессиональные знания,опыт работы, повышение квалификации и переподготовки, а также (в отношениисоответствующей группы должностей) организаторские способности.
По результатам аттестации аттестационнаякомиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органамотивированные рекомендации: о повышении федерального служащего в должности;присвоении очередного квалификационного разряда; об изменении надбавки заособые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы); овключении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. В соответствии сэтими рекомендациями руководитель государственного органа принимает решение,которое реализуется: при наличии вакантной вышестоящей должности – своимприказом, в ином случае он возбуждает ходатайство перед соответствующим органом(должностным лицом).
Федеральный государственный служащий вслучае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется наповышение квалификации или переподготовку либо, с его согласия, переводится надругую государственную должность. При его отказе от повышения квалификации,переподготовки или перевода на другую государственную должность руководительоргана вправе принять решение об увольнении служащего в соответствии с трудовымзаконодательством.
Вопросы, связанные с проведениематтестации, могут рассматриваться вышестоящим государственным органом, а поинициативе не согласных с ее результатами – в суде.
Государственная служба прекращается приувольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.Помимо оснований, указанных в ст. 29-37 Кодекса законов о труде, увольнениегосударственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителягосударственного органа в случаях:
достижения им предельного возраста,установленного для замещения государственной должности государственной службы;
прекращение гражданства РоссийскойФедерации;
несоблюдения обязанностей и ограничений,установленных для государственного служащего;
разглашения сведений, составляющихгосударственную и иную охраняемую тайну;
возникновения других обязательств,ограничивающих нахождение на государственной службе.
Федеральным законом «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» установлено, что на его основефедеральными законами определяются особенности государственной службы вотдельных государственных органах. Такие особенности присущи, прежде всего,военной службе. Кроме того, свои отличительные черты имеют государственнаяслужба в органах внутренних дел, в федеральных органах налоговой полиции,таможенных органах, дипломатическая служба, государственная и иная службаказачьих обществ.
Все эти виды государственной службы,во-первых, имеют условия труда, нередко связанные с риском для жизни и здоровьяслужащих и необходимостью применения оружия; значительными, а поройкритическими физическими и психологическими нагрузками. Именно это порождаетособые требования, предъявляемые к возрасту, состоянию здоровья иморально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на такую государственнуюслужбу.
Во-вторых, соответствие уровняпрофессиональной подготовки этих лиц квалификационным требованиям,предъявляемым к занимаемым ими должностям, характеризуется специальнымизваниями; для них установлена особая система аттестации, определенная формаодежды, знаки различия и другие внешние атрибуты.
В-третьих, для этих видов государственнойслужбы характерны строгая дисциплина и субординация, которые регламентируютсяспециальными уставами и (или) положениями, и на их основе служащие привлекаютсяк дисциплинарной ответственности. Кроме того, в особом порядке они несут административнуюи дисциплинарную ответственность.
В-четвертых, для таких служащихустановлены особые права и льготы, обусловленные спецификой этих видовгосударственной службы.
В Послании Президента ФедеральномуСобранию от 6 марта 1997 г. отмечено, что производимое в стране обновлениесистемы исполнительной власти не дает результата без наведения порядка вгосударственной службе и пересмотра принципов кадровой политики. В своемнынешнем виде они не стимулируют эффективную деятельность государственныхслужащих, не дают им ясных перспектив должностного роста, не решают вопросыконтроля и применения мер ответственности за некачественную, недобросовестнуюработу, за неисполнение решений. До сих пор нечетко выражены и несистематизированы социальные гарантии государственных служащих; оплата их трудане соответствует уровню ответственности. Все эти факторы накладывают отпечатокна качественный состав служащих, препятствуя привлечению к государственнойработе высокопрофессиональных и добросовестных людей, прежде всего молодых.
Поэтому в сфере государственной службы,начиная с 1997 г., планируется:
пересмотреть принципы финансированиягосударственного аппарата;
выработать единые для федерального ирегионального уровней принципы должностного роста государственных служащих, втом числе механизмов эффективного использования кадрового резерва и ротациикадров в единой системе государственной службы;
создание нормативной основы и современнойинфраструктуры подготовки, повышения квалификации и оценки трудагосударственных служащих;
установление четких оснований, а такжепроцедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственностигосударственных служащих; введение института дисциплинарного разбирательства;
введение действенных антикоррупционныхмеханизмов (в частности, регулярной отчетности о доходах и расходах работающихв системе государственной службы) и жесткий контроль за их применением;
кодифицировать все акты, регулирующиевопросы государственной службы, и в перспективе принять Кодекс государственнойслужбы.
Заключение
Можно сделать вывод, что производимое встране обновление системы исполнительной власти не дает результата безнаведения порядка в государственной службе и пересмотра принципов кадровойполитики. В своем нынешнем виде они не стимулируют эффективную деятельностьгосударственных служащих, не дают им ясных перспектив должностного роста, нерешают вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную,недобросовестную работу, за неисполнение решений. До сих пор нечетко выражены ине систематизированы социальные гарантии государственных служащих; оплата ихтруда не соответствует уровню ответственности. Все эти факторы накладываютотпечаток на качественный состав служащих, препятствуя привлечению кгосударственной работе высокопрофессиональных и добросовестных людей, преждевсего молодых.
Список литературы
1. Алёхин, Козлов «Административное правоРФ» учебник,  часть 1, главы 1-10.
2. Коренев «Административное право»,учебник.
3. Лазарев «Государственная служба» М.1993 г.
4. Государственная служба: направлениереформ и концепция программ. Государственное право. 1995 г. №1.
5. Федеральный закон от 31.07.95 г. «Обосновах государственной службы Российской Федерации». Сборник законов РФ 1995г. №31.
6. Положение «О государственной службеРоссийской Федерации» 9.03.1996 г. Сборник Законов РФ 1996 г. №11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.