Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Проблемы противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений

в сфере деятельности вертикальноинтегрированных корпораций
В статье рассматриваютсяособенности организации и управления вертикально интегрированных корпораций исвязанные с этим проблемы противодействия совершению налоговых преступлений иправонарушений в сфере их деятельности
В современной российскойэкономике объективно все большую роль играет деятельность многоотраслевыххолдингов. Под контролем финансово-промышленныхгрупп, вертикально интегрированных корпораций (ВИК) и естественных монополийнаходится до 70-80% всех финансовых и товарных потоков страны, имиобеспечивается значительная часть налоговых и иных поступлений в бюджет.
Вертикально интегрированнойкорпорацией (ВИК) принято считать корпорацию, группу или холдинг,организованную обычно по отраслевому признаку и имеющую во главе центральнуюкомпанию, которая непосредственно управляет группой дочерних предприятий. Вкачестве ключевых структур таких холдингов, как правило, выступают наиболеерентабельные предприятия, специализирующиеся на добыче, переработке и экспортесырьевых ресурсов. Предприятия холдинговой компании обычно являются звеньямиединой технологической цепочки (например, добыча и обогащение руды, еетранспортировка, производство электроэнергии, производство металла,производство изделий из металла, производство автомобилей, торговые,кредитно-финансовые и иные обеспечивающие структуры и т.д.). Взаимоотношениямежду предприятиями при этом устанавливаются на основе жесткого контроля надвсем циклом производства от добычи сырья до реализации конечной продукции.
Распространенной также являетсяформа интеграции, когда формально не оформленные вединую структуру предприятия (в том числе зарубежные), фактически образуют«неформальный» вертикально интегрированный холдинг в силу тесных партнерскихотношений и единых управленческих принципов.
Объединение материальных,финансовых и иных ресурсов в рамках ВИК используется, прежде всего, дляформирования рациональных технологических и кооперационных связей (построениецепочки от источников сырья до конечной продукции, включая все технологическивзаимоувязанные участки), благоприятного инвестиционного климата, ускорениярасчетных операций, а также создания более сильных позиций не только наотечественном, но и мировом рынках.
В качествеобъективных экономических предпосылок к образованию вертикально интегрированныхструктур в России в последние годы можно выделить следующие:
— перераспределениеправ собственности в ведущих отраслях производства;
— усилениеконкуренции на мировых рынках, что предполагает снижение издержек производства,необходимость его модернизации и
инвестирования вцелях развития производства;
— необходимостьоптимизации системы взаиморасчетов и концентрации ресурсов на наиболееперспективных направлениях;
В настоящее времяможно отметить три ключевых направления активной деятельности ВИК:
— добыча и переработкаестественных природных ресурсов (алюминиевые, медные и прочие холдинги,объединившие в конечном итоге весь производственный цикл — от добычи ипереработки сырья до производства конечной продукции);
— машиностроение(производство продукции высоких переделов — авиапром, сельхоз- и энергетическоемашиностроение);
— иностранныеинвестиции в производство товаров повседневного спроса, с ориентацией нарозничную продажу и быстрый оборот «живых денег (Philip Morris, Procter & Gamble, British American Tobacco и др.).
Несмотря на то, чтокаждая из компаний, составляющих ВИК, неизбежно ограничена в выборе партнеров,стоимости сырья и цены реализации товара, полученная экономия затрат, ускорениедвижения денежных потоков и возможность осуществления крупных инвестиционныхпроектов за счет концентрации больших финансовых ресурсов предоставляют ВИКамнеоспоримые преимущества перед отдельными производителями.
Управленческаяполитика ВИК отличается следующими характерными особенностями: предприятияосновного профиля лишаются возможности самостоятельно распоряжаться своейпродукцией. Поставщиками сырья и продавцами готовой продукции выступаютструктуры-посредники, подконтрольные ВИК и расположенные, чаще всего, за пределамиданного региона, в том числе в оффшорных зонах. Эти посредники не несутзначительных затрат по добыче сырья или производству продукции, однако основнаямасса прибыли концентрируется именно на их счетах (как правило, открытых вбанке, входящем в состав ВИК либо аффилированным с ним).
Наличие такихпосредников, «выходящих», в конечном счете, на центр управления корпорацией(находящийся, как правило, в Москве или ином крупном городе), неизменноприводит к увеличению расходов местных бюджетов (связанных, в частности, снеобходимостью всевозможных компенсаций при росте тарифов), снижению долиналоговых поступлений.
В качествепринципиальных схем объединения предприятий в вертикально интегрированнуюструктуру можно выделить следующие:
1. По распоряжению властейобразуется группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора.Подобным образом были образованы самые первые нефтяные компании.
2. Холдинг создаетсобственный банк для обслуживания, в первую очередь, своих собственных расчетов(»АвтоВАЗ").
3. Банк создаетхолдинг, «обрастая» промышленными и торговыми структурами, как правило, черезприобретение долей в их капитале (МДМ-банк, как центральное звеноинтегрированной бизнес-группы «МДМ»).
Таким образом,структура ВИК неизменно включает банк или сеть банков и группу наиболееприбыльных предприятий. Причем, если в первых двух случаях банк, по сути,является расчетно-кассовым центром, то в последнем формированиемногоотраслевого холдинга происходит под контролем банковской структуры,которая и задает, в конечном счете, ориентацию производства на те или иныерынки.
Влияние деятельностиВИК на экономику можно охарактеризовать двояко. В ряде случаев«приход» крупных компаний имеет положительное влияние на улучшениеэкономического и социального положения территорий. Крупный капитал, пришедший введущие отрасли территориального образования, способствует ускорению внедрениясовременных технологий управления, формированию корпоративных структурх,замыкающих технологических цепочек и повышению инвестиционной деятельности иконкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынках.Необходимо отметить, что новые собственники обеспечивают выплату части долговпредприятий перед бюджетом и частично инвестируют производство.
В то же времядеятельность ВИК может в корне изменить политико-экономическую ситуацию в томили ином регионе не самым лучшим образом, вследствие, прежде всего, жесткого инегативного характера ценовой политики, проводимой руководством ВИК, чтоприводит к завышению цен предприятий, входящих в состав ВИК, а также, если речьидет о продукции, потребляемой населением — например, электроэнергии –увеличению цен и тарифов для населения.
В результате можетсложиться парадоксальная ситуация, когда, например, имея крупнейшие залежиугля, потребители вынуждены закупать уголь в других регионах или за рубежом. Всвою очередь, снижение поставок угля на внутреннем рынке и егоневостребованность на внешнем ведет к фактической остановке угольныхпредприятий.
Вместе с тем, вотношении некоторых предприятий, вошедших в ВИК, проводится так называемая«политика освобождения от долгов». Новые собственники договариваютсяс местными властями о реструктуризации долгов или самого предприятия. Далеесоздается стопроцентная «дочка» предприятия-должника, в которуюпереводят все ликвидные активы. Таким образом, возникает новая фирма,начинающая работу «с чистого листа». Одновременно активно банкротитсяматеринская компания со всей ее кредиторской задолженностью. При этом,естественно, происходит сокращение регионального и федерального бюджетов.
Зачастую снижениеприбыли происходит на фоне одновременного увеличения сумм возврата НДС поэкспортным операциям и использовании главным образом давальческого сырья, чтоприводит к уменьшению объектов налогообложения и соответственно сокращениюпоступления налогов.
Практика показывает,что признаками подготовки предприятий к процедуре банкротства можно считатьналичие следующих действий собственников:
— нецелевоеиспользование полученных бюджетных кредитов на обновление оборудования;
— выводликвидных активов во вновь созданные и подконтрольные общества;
— постепенноесворачивание фактической самостоятельной деятельности;
— снижениезаработной платы работников, сокращение рабочих мест;
— отсутствиеинвестиций в производство.
Кроме того,активизация деятельности крупных компаний на территории того или иного регионазачастую приводит к изменению сложившегося финансового и потребительскогорынка, формированию новых схем финансово-хозяйственных взаимоотношений, а такжеперераспределению денежных потоков, вследствие возникновения фактическогодоминирующего положения ВИК на том или ином рынке.
Как показываетпрактика деятельности федеральных органов налоговой полиции, наиболеераспространенными способами ухода от налогообложения в рамках ВИК насегодняшний день являются следующие:
— «запутывание» расчетов, путем использования в цепочке реализацииподконтрольных ВИК сбытовых предприятий и посредников, зарегистрированных вдругих регионах и оффшорных зонах. Это не только в несколько раз повышает ценыдля конечных потребителей продукции, но и «выводит» значительную частьналогооблагаемой базы с территории региона;
— созданиеискусственной дебиторской задолженности на предприятиях с последующим еесписанием на финансовые результаты деятельности (убытки);
— использованиедоговоров комиссии и поставки в целях необоснованного завышения затрат,относимых на себестоимость продукции;
— неправомерноеиспользование льготного ж/д тарифа при отражении в отчетности полного тарифа;
— преднамеренное банкротствопредприятий;
— создание ситуаций,связанных с неправомерным возмещением НДС из бюджета либо невозвратом частивыручки за реализованную на экспорт продукцию;
— создание неучтенныхскладов для хранения продукции (угля) без последующего отражения проведенныхчерез них операций в бухгалтерском учете;
— использованиевзаимозачетных операций с использованием векселей предприятий другой сферы(например, энергетической).
Основные проблемы,возникающие в ходе выявления и пресечения налоговых преступлений иправонарушений в сфере функционирования ВИК связаны с тем, что ВИК представляетсобой, как правило, очень динамичную «сетевую» структуру, характеризующуюсябольшой информационной закрытостью от «внешнего мира», высокой степеньюмобильности информации и денежно-материальных ресурсов, четкой исполнительскойдисциплиной и высокой оперативностью в реализации решений руководства ВИК повсей производственной «цепочке» на всех уровнях. Кроме того, составляющиеэлементы ВИК обладают свойством «взаимозаменяемости» и интегрированы междусобой не только по вертикали, но и на всех уровнях, что позволяет структуре вцелом оперативно видоизменять взаимосвязи, задачи, состав и объем ресурсоввнутренних элементов, при том, что в целом структура сохраняет свою целевую ориентацию.
Это определяетнеобходимость развития аналогичной, «динамически- сетевой» организациимеханизма противодействия совершению налоговых преступлений и правонарушений всфере функционирования ВИК силами федеральных органов налоговой полиции. Внастоящее время уже предпринят ряд важных шагов в этом направлении, в том числе– создание Главных управлений ФСНП России по федеральным округам, в рамкахосновных задач которых предусмотрена разработка крупных «межрегиональных» дел.
При организациипроверочных и оперативно-розыскных мероприятий в отношении структур,подконтрольных ВИК, необходимо учитывать, что сотрудникам налоговой полициипротивостоит значительный финансовый, политический, кадровый,материально-технический и информационный потенциал управляющих компаний,включая противодействие хорошо организованных и оснащенных служб безопасности,укомплектованных лицами с опытом оперативно-розыскной деятельности. Благодарявысокой доходности, предприятия ВИК (в особенности, предприятияэкспортоориентированных отраслей) обеспечивают себе стабильность кадровогосостава и хорошую защищенность внутренней, в т.ч. финансовой информации.
В разработке схемминимизации налоговых отчислений с использованием легальных возможностей,предоставляемых действующим законодательством, а также т.н. «узких»мест в нормативно-правовой базе участвуют высококвалифицированные специалисты вобласти юриспруденции, экономики и финансов.
Разработкапредприятий, расположенных на территории отдельных округов и входящих в ВИК,силами отдельных территориальных органов затруднена в силу характернойособенности управления ВИК – как, правило, органы управления и собственнопроизводственные структуры расположены на территории различных регионов(например, компании, управляющие финансами, расположены главным образом вМоскве, Санкт-Петербурге и других крупных центрах). При этом отследить движениефинансовых и товарных потоков бывает сложно из-за наличия целой цепочкипосредников, расположенных вне зоны оперативного обслуживания ТОНП округа.Довольно часто данные о фактически отгруженной продукции находятся напредприятии, а данные о платежах сосредоточены в управляющих компаниях.
Все этиобстоятельства препятствуют осуществлению действенного контроля задеятельностью многоотраслевых холдингов.
Кроме того,чрезвычайно затруднено проведение мониторинга финансово-хозяйственной и инойдеятельности наиболее значимых российских предприятий и их структурныхподразделений на уровне территориальных органов налоговой полиции и Главныхуправлений ФСНП России по федеральным округам, т.к. по-прежнему территории неимеют доступа к информационным ресурсам Министерства по налогам и сборамРоссийской Федерации, Государственного Таможенного Комитета, ФедеральнойКомиссии по ценным бумагам, Госкомстата, Банка России и ряда других ведомств.Организация такого доступа — первоочередная задача, без решения которой сложноне только собрать полноценную доказательную базу аффилированности структур, нои установить действенный контроль за направлением денежных потоков с целью определенияключевых пунктов аккумулирования денежных средств, необходимых для перечисленияв бюджет.
Тем не менее,органами налоговой полиции накоплен определенный опыт выявления, пресечения идоказывания преступлений и правонарушений, связанных с лжеэкспортом инеправомерным возмещением НДС из бюджета, преднамеренным банкротством,оформлением сделок через «подставные» фирмы и т.д. В отношениипредприятий, образующих ВИК, возбуждаются уголовные дела и возмещаются крупныесуммы установленных ущербов.
С учетом вышеизложенногов числе задач первоочередной важности видится разработка и реализация комплексаорганизационных, правоохранительных и методических мер по усилению оперативногоконтроля со стороны органов налоговой полиции за деятельностью и процессом развитияВИК. В числе этих мер целесообразно предусмотреть:
-  сбор и обобщение информации понаиболее крупным предприятиям, контролируемым ВИК;
-  разработку и внедрение системымониторинга финансово-хозяйственных связей и деятельности наиболее значимыхроссийских предприятий и их структурных подразделений с использованием ресурсовдругих государственных органов;
-  дальнейшееизучение опыта зарубежных правоохранительных и контролирующих структур повыявлению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, связанных сдеятельностью крупнейших компаний и возможностей его применения в российскихусловиях.
Важное значение дляпресечения противоправной деятельности вертикально-интегрированных структур всфере внешнеэкономической деятельности имеет также разработка механизмапредупреждения использования оффшорных зон для уклонения от уплаты налоговыхплатежей и оттока капитала из Российской Федерации. При этом главное вниманиенеобходимо уделить устранению существующих законодательных, финансовых иэкономических условий для осуществления внешнеторговых операций по практикуемымв настоящее время схемам уклонения от уплаты налогов.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.statya.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.