/>
Однимиз важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом «О защите правпотребителей», является право на получение товаров, результатов работ и услугнадлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая покачеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона «О защитеправ потребителей».
Динамикаразвития норм о качества товаров, работ и услуг была такова: Гражданский кодексРСФСР (ст. 245, не действующая с 1.03.96) устанавливал, что качество проданнойвещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний вдоговоре — обычно предъявляемым требованиям. Вещь, продаваемая торговойорганизацией, должна соответствовать стандарту, техническим условиям илиобразцам, если иное не вытекает из характера данного вида купли-продажи (вредакции 1987 года).
Закон«О защите прав потребителей», в первоначальной редакции ст. 4, сохранилопределенную преемственность в критериях качества товара, но вместе с тем внессущественные новшества. Во-первых, были установлены единые критерии требованийк качеству товаров, работ, услуг. В прежнем законодательстве качество работ иуслуг в основном определялось условиями договора и обычно предъявляемымитребованиями и в меньшей степени, — требованиями стандартов.
Во-вторых,Закон «О защите прав потребителей» распространил требования соответствия товарастандартам на все товары, независимо от того, где они продаются — в торговойорганизации или гражданином в порядке предпринимательской деятельности.
В-третьих,Гражданский кодекс РСФСР отсылал к обычно предъявляемым требованиям в техслучаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены.
Закон«О защите прав потребителей» придал обычно предъявляемым требованиямсамостоятельное значение, не зависящее от наличия или отсутствия в договореусловия о качестве. Такое решение является целесообразным, поскольку имеютсяобычные требования, включение которых в нормативную документацию выглядело быстранным в виду их общеизвестности.
В-четвертых,Закон «О защите прав потребителей» дополнительно к традиционным формамопределения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый весьма важныйкритерий — информация о продукции.
Информацияо потребительских свойствах продукции не является для нашей промышленностичем-то совершенно новым. И раньше можно было увидеть на отдельных товарах, вчастности на упаковке пищевых продуктов, химикатов, лекарств и др., такуюинформацию. Однако она не играла той роли, которую ей придал Закон «О защитеправ потребителей», — одного из необходимых критериев качества.
Вновой редакции ст.4 Закона «О защите прав потребителей» произошлидальнейшие существенные изменения критериев качества товара (работы, услуги).
Содержаниест.4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст.469 ГК,регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли-продажи. Однакост.4 Закона «О защите прав потребителей» регулирует качество нетолько товаров, но также работ и услуг.
Такоемеханическое перенесение критериев качества товаров на регулирование качествауслуг в Законе «О защите прав потребителей» ничем не оправдано, темболее, что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно.
Всоответствии со ст.783 ГК, к договору о возмездном оказании услуг применяютсяобщие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это непротиворечит специальным статьям о договоре возмездного оказания услуг, а такжеособенностям предмета договора.
Такимобразом, качество услуг должно определяться по критериям, установленным ст.721ГК: условия договора; при отсутствии или неполноте условий договора о качестве- требования, обычно предъявляемые к услугам соответствующего рода;обязательные требования стандартов.
Нетруднозаметить, что критерии качества товаров (ст.469 ГК) и услуг (ст.721 ГК)совпадают, за исключением критерия обычных требований к качеству. В ст.721 ГКон сохранен (для работ и услуг), а в ст.469 ГК (для товаров) и в ст.4 (п.2)Закона «О защите прав потребителей» (для товаров, работ и услуг) — заменен целями использования.
Итак,рассмотрим содержание категории качество товара (работы, услуги).
Всоответствии со ст. 4 «Закона о защите прав потребителей» продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказатьуслугу), качество которого соответствует договору.
Приотсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказатьуслугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого родаобычно используется.
Еслипродавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем визвестность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказанияуслуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнитьработу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этимицелями.
Припродаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителютовар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Еслизаконами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотреныобязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказатьуслугу), соответствующий этим требованиям.
Такимобразом, основываясь на вышесказанном можно сказать, что субъективное правопотребителя на надлежащее качество товаров, работ, услуг – 1. Право требованияот продавца (исполнителя) предоставления надлежаще качественных товаров (работ,услуг).
2.Собственные действия по установлению надлежащего качества товаров (работ,услуг).
3.Защита своих прав и требований в реализации своего правомочия на надлежащеекачество товаров, работ, услуг.
Основные средства обеспечения надлежащего качества товаровработ, услуг.
Ст.18 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет: потребитель, которому продантовар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе посвоему выбору потребовать:
безвозмездногоустранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителемили третьим лицом;
соразмерногоуменьшения покупной цены;
заменына товар аналогичной марки (модели, артикула);
заменына такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены;
расторжениядоговора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель долженвозвратить товар с недостатками.
Приэтом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков,причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Потребительвправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению приобнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три исключения, дваиз которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.
Вотношении технически сложных товаров, перечень которых утвержден ПравительствомРФ, в новой редакции Закона «О защите прав потребителей» предусмотреносерьезное нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар илитовар другой марки или расторгнуть договор купли-продажи, недостаточно наличияпростого недостатка.
Необходимо,чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные в статье требованиямогут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие озамене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст.503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.
Вторымисключением из объема прав потребителя, установленных ст. 18, является правило,согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине иимеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или овозмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичноймарки (модели, артикула) может быть удовлетворено лишь с согласия продавца. Вотношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить.При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, такжераспространяется правило о необходимости наличия существенного недостатка дляпредъявления требований о замене или расторжении договора. Посколькукомиссионный магазин, согласно ст. 990 ГК, совершает сделки от своего имени,приобретает права и становится обязанным по сделке с третьими лицами(покупателями), то на него, естественно, ложатся все неблагоприятные последствияприемки и продажи товаров с недостатками. В случае удовлетворения требованийпотребителя об уменьшении покупной цены магазин не вправе, если это неоговорено в договоре комиссии, относить сумму уценки на комитента.
Третьимисключением являются товары, на которые установлен срок годности. Всоответствии с характером этих товаров (продукты питания, парфюмерия,медикаменты и др.) потребитель вправе потребовать замены их на товарнадлежащего качества или возврата уплаченной суммы, т.е., по существу, расторжениядоговора. Замена возможна на такой же товар или другой. На эти товарыраспространяются общие правила, связанные с расторжением договора (возвратнедоброкачественного товара, возмещение убытков и др.). Согласно ст. 503 ГК,потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены. Вместе с тем неможет практически применяться право требовать безвозмездного устранениянедостатков.
Потребительне может обратиться к организации, выполняющей функции продавца, к изготовителютовара и организации, выполняющей его функции.
Задача:
Водну казанскую организацию, осуществляющую продажу бытовой техники населению,обратился потребитель Хамидуллин с письменной претензией о расторжении договоракупли-продажи и возврате уплаченных за товар денег. Товар был по мнениюпотребителя неисправен, т. е. ненадлежащего качества. Потребителем былаприобретена автомагнитола зарубежного производства – фирмы «Sony», котораяпосле установки в автомобиль Хамидуллина не работала. Указанный недостаток былвыявлен потребителем в пределах гарантийного срока. Организация-продавецпровела проверку качества автомагнитолы. Проверкой было установлено, чтопотребителю был продан совершенно исправный товар, а установить ее потребительне мог из-за того, что не выполнил требования инструкции. Качество товараподтвердила и независимая экспертиза. Вместе с тем, было установлено, чтоинструкция, представленная потребителю, был выполнена на английском языке.
1.Какое право потребителя нарушено в данном споре?
2.Кто должен оплатить расходы по произведенной экспертизе?
3.Какие требования имеет право предъявить потребитель в данном случае?
4.Что должен сделать продавец, получивший подобную претензию?
1.В данном случае нарушено право потребителя на информацию об изготовителе(исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Всоответствии со статьей 8 Закона «О защите прав потребителей» потребительвправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации обизготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых имтоварах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной формедоводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи идоговоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельныхсферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, поусмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языкахсубъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
2.В соответствии с п.5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» привозникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец(изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основаниидоговора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет.Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Еслив результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникливследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребительобязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца(изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведениеэкспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение итранспортировку товара.
3.В соответствии со статьей 12 Закона «О защите прав потребителей»(ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащуюинформацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)),если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить призаключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребоватьот продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованнымуклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срокрасторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещениядругих убытков.
Прирасторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы,услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Продавецдолжен предоставить необходимую информацию потребителю.
Вслучае если потребитель нанес ущерб своему имущество в результате непредоставления информации, то потребитель (на основании ст. 12 закона) вправепри причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствиенепредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге)потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке,предусмотренном статьей 14 Закона «О защите прав потребителей», в том числеполного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся всобственности (владении) потребителя.
Список литературы
Гражданскийкодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.).
Федеральныйзакон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений вЗакон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ (сизменениями от 17 декабря 1999 г.). Текст Федерального закона опубликован в»Российской газете" от 21 декабря 1999 г.
Постатейныйкомментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (Я.Парций).
Комментарийк части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей(под общ. ред. Брагинского М. И.).
Гражданскоеправо. Часть 2. Под ред. Толстого, Сергеева. М. Проспект, 1998г.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru