Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие предметов ведения местного самоуправления

Предметы ведения местногосамоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципальногообразования.
Закрепляемые нормами муниципальногоправа предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют теобласти жизнедеятельности населения муниципального образования, на которыераспространяется его юрисдикция.
Конституция Российской Федерации(ст. 130), Федеральный закон “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” (ст. 6) используют для характеристикипредметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”.Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названный выше Закон в кругпредметов ведения включают также^и отдельные государственные полномочия,которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Таким образом, предметы веденияместного самоуправления включают: а) вопросы местного значения; б) отдельныегосударственные полномочия.
В соответствии с КонституциейРоссийской федерации и законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относится
1. Организация местногосамоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставемуниципального образования.
Каждое муниципальное образование,решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельноразрабатывает и принимает свой устав, вносит в него изменения и осуществляетконтроль за его соблюдением.
2. Правовое регулированиемуниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления.
Значительная часть норм,регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования.
Кроме того, муниципальныеобразования принимают общеобязательные правила по предметам своего ведения;устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;регулируют планировку и застройку территории муниципального образования;регулируют использование водных объектов местного значения, месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительстваподземных сооружений местного значения, решают другие вопросы правовогорегулирования муниципальных отношений.
3. Управление муниципальнойсобственностью и местными финансами, обеспечение комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные образованиясамостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью;формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налогии сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществленииэтой деятельности принимаются во внимание задачи комплексногосоциально-экономического развития территории муниципального образования. Крометого, органы местного самоуправления принимают планы и программы развитиямуниципального образования, предусматривая рациональные^ пропорции в развитиипроизводственной и социальной инфраструктур, координируют участие предприятий,учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в комплексномсоциально-экономическом развитии территории муниципального образования.
4. Организация, содержание иразвитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных собеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни,создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного родауслугах.
Муниципальные образованияорганизуют, содержат и развивают муниципальные учреждения образования,здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельностиучреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся вмуниципальной собственности.
Муниципальные образования создаютусловия для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спортав муниципальном образовании.
В ведении муниципальных образованийнаходятся также: содержание и использование муниципальных жилищного  фонда инежилых помещений;
создание условий для жилищного и социально-культурногостроительства;
создание условий для обеспечениянаселения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
организация, содержание и развитиемуниципальных служб:
энерго-, газо-, тепло- иводоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальныхучреждений топливом;
муниципальное дорожноестроительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленениетерритории муниципального образования;
организация утилизации ипереработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг исодержание мест захоронения;
организация транспортногообслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населенияуслугами связи;
организация и содержаниемуниципальной информационной службы;
создание условий для деятельностисредств массовой информации муниципального образования;
организация и содержаниемуниципальных архивов;
обеспечение социальной поддержки исодействие занятости населения;
охрана общественного порядка,организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
обеспечение противопожарнойбезопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарнойслужбы.
5. Осуществление контроля засоблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле засоблюдением законодательства на территории муниципального образования.
Муниципальные образованияобеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил попредметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образованийнаходятся вопросы контроля за использованием земель на территориимуниципального образования. Муниципальные образования участвуют в охранеокружающей среды на территории муниципального образования, а также осуществляютиную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местномсамоуправлении, уставами муниципальных образований.
В ведении муниципальных образованийнаходятся также отдельные государственные полномочия.
Органы местного самоуправления невходят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделятьсяотдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольнагосударству.
Наделение органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляетсяфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правовоерегулирование предметов ведения органов местного самоуправления
Вопросы правового регулированияпредметов ведения местного самоуправления, как показывают зарубежный опыт, атакже дореволюционная отечественная практика, могут решаться по-разному.
Государство может установить дляместного самоуправления, например, как это сделано во Франции, обязательныерасходы, которые должны быть предусмотрены в местном бюджете для решения техили иных местных вопросов, а также запрещенные расходы. Расходы, которые дляорганов местного самоуправления носят во Франции обязательный характер,определяются Коммунальным кодексом. К ним относятся расходы на содержаниеперсонала; на содержание и на поддержание в хорошем состоянии коммунальныхсооружений (коммунальных дорог, кладбищ, станций по очистке сточных вод и др.);на создание, организацию и работу определенных государственных служб и др.Запрещенными расходами для коммун являются те, что противоречатзаконодательству. Например, расходы, которые вторгаются в области, запрещенныедля вмешательства со стороны коммун (дипломатия, национальная оборона и др.),расходы, которые противоречат местному общественному интересу (например,расходы, представляющие чисто частный интерес).
Расходы, которые не являются ниобязательными, ни запрещенными, относятся к категории “необязательныхрасходов”. Содержание этой категории разнообразно, ибо оно меняется взависимости от финансовых возможностей коммун. Например, коммуны вправеоказывать или не оказывать помощь предприятиям, увеличивать расходы насоциальные нужды и т.д.
В дореволюционной России практикаправового регулирования предметов ведения законных органов характеризоваласьследующим.
На губернские и уездные земскиеучреждения, созданные в 1864 г. в России, закон возлагал две категории дел. Кпервой относились заботы о народном образовании, о здравоохранении иобщественном призрении, о местных путях сообщения, помощь земледелию, торговлеи промышленности и др. Ко второй категории дел относились: раскладка налогов инатуральных повинностей, несение некоторых расходов по содержанию общейадминистрации и судебных органов. При этом закон строго ограничивал переченьуслуг, которые могли оказывать земства населению. Так, Правительствующий Сенатпри рассмотрении одного из дел признал, что оказание тех услуг, которые невошли в перечень, не относится к компетенции земских органов. На этом основаниион отказал земствам в признании за ними права организовывать юридическиеконсультации и вообще юридическую помощь населению'.
Федеральный закон “Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской федерации” содержитдостаточно обширный перечень вопросов местного значения, которые отнесены кведению муниципальных образований. Однако этот перечень не являетсяисчерпывающим. Он может быть расширен законами субъектов Российской Федерации,относящими к вопросам местного значения и иные вопросы, которые муниципальныеобразования вправе принимать к своему рассмотрению. Кроме того, муниципальныеобразования вправе принимать к своему^рассмотрению также вопросы, неисключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальныхобразований и органов государственной власти.
Конкретный перечень вопросовместного значения, относящихся к ведению муниципального образования,закрепляется в его уставе.
Законами субъектов РоссийскойФедерации разграничиваются предметы ведения муниципальных образований в томслучае, если в границах территории муниципального образования (например,района) имеются другие муниципальные образования (города, поселки, станицы ит.д.).
Предметы ведения между городскиммуниципальным образованием и внутригородскими муниципальными образованиями,если таковые имеются, разграничиваются уставом города.
Органы государственной власти невправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведениюместного самоуправления: осуществление местного самоуправления органамигосударственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Понятие,структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
Понятиеполномочий местного самоуправления и формы их реализации.
Конституция Российской Федерации,признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системенародовластия, использует, в частности, понятия: “полномочия местногосамоуправления” (статья 12, устанавливает, что местное самоуправление в пределахсвоих полномочий самостоятельно), “права местного самоуправления” (статья 133содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно,государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупностьполномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализациизадач и функций местного самоуправления.
Толковый словарь русского языкаопределяет “полномочие”, как официально предоставленное кому-нибудь правокакой-нибудь деятельности, ведения дел'. Юридическая наука использует термин“полномочия” для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа,должностного лица: он в равнрй степени охватывает и права, и обязанности.
Полномочия местного самоуправления— это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными ииными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые дляосуществления задач и функций местного самоуправления на территориимуниципальных образований.
Полномочия местного самоуправленияреализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований.Именно за населением муниципальных образований Конституция РоссийскойФедерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” признают право на осуществление местногосамоуправления. В соответствии со статьей 12 Закона население городского,сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено правана осуществление местного самоуправления.
Населению муниципальногообразования принадлежит исключительное право избирать представительные органыместного самоуправления, исключительное право выражать свою волю на местномреферендуме, решая вопросы местного значения. Населению принадлежит правоопределять структуру органов местного самоуправления, хотя данное право можетбыть осуществлено населением и через своих представителей в выборном органеместного самоуправления. Согласно закону, население муниципального образованиявправе принимать его устав. Население, в соответствий с уставом муниципальногообразования, имеет право на правотворческуго инициативу в вопросах местногозначения, право требовать проведения местного референдума. Населениюпринадлежит право выступадъ с инициативой установления и изменения границмуниципального образования. Закон требует учета мнения населения при решениивопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местноесамоуправление. Ответственность органов и должностных лиц местногосамоуправления наступает в результате утраты доверия населения. Население, всоответствии с уставом муниципального образования, вправе отозвать, выразитьнедоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов местногосамоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Таким образом, населениемуниципальных образований играет исключительно важную роль в реализацииполномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия местного самоуправления(право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волюпутем местного референдума и др.) могут быть осуществлены только населениеммуниципальных образований.
Во-вторых, полномочия местногосамоуправления реализуются органами местного самоуправления и должностнымилицами местного самоуправления.
Полномочия выборных, других органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются,в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальныхобразований, а также иными нормативными правовыми актами муниципальныхобразований (например, регламентом представительного органа местногосамоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправленияреализуются органами и должностными лицами местного самоуправления, составляяих компетенцию.
Полномочия местного самоуправленияопределяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местногозначения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Следствием их реализации являютсявозникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лицместного самоуправления, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений,организаций, иных юридических лиц и граждан.
Полномочия местного самоуправленияможно подразделить на две группы:
1. “Собственные” полномочияместного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальнымиобразованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения.
2. Отдельные государственныеполномочия, которыми, могут законом наделяться органы местного самоуправления.
Наделение органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется,согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов РоссийскойФедерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовыхсредств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядокконтроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.,
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельноуправляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местныйбюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественногопорядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могутнаделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимыхдля их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданныхполномочий подконтрольна государству.
1. Часть первая комментируемой статьиустанавливает виды важнейших предметов ведения органов местного самоуправления,родовой признак этих предметов ведения, а также в общих чертах — полномочия в решениивопросов местного значения. При этом необходимо обратить внимание на то, чтовключение названных вопросов в сферу деятельности муниципальных органов, безусловно,свидетельствует о их роли в данном отношении. Однако подобное не означает, что указанныеорганы «перекрывают» правомочия населения, сформулированные в ч.1 ст.130Конституции. Будет правильно исходить из того, что они сохраняются у территориальногосообщества, а муниципальные органы — его уполномоченные по управлению местными делами.Такой подход предопределяет ответственность и подконтрольность органов местногосамоуправления населению, их тесное взаимодействие, возможность граждан востребоватьте или иные вопросы для непосредственного решения.
Муниципальные органы самостоятельнорешают вопросы местного значения. Эта самостоятельность по-разному реализуется имив соответствующих сферах, но в главном она предполагает, что органы местногосамоуправления в рамках, установленных законом, действуют свободно, исключаетсясанкционирование, подтверждение или отмена актов, принятых ими в пределах ведения(см. комм. к ст.12, ч.1 ст.130). В интересах дела данные органы координируютсвою деятельность с органами государственной власти и иными муниципальнымиорганами.
В Конституции фиксируется ряд направленийдеятельности органов местного самоуправления (ст. 40, 41, 43, 130, 131). Врассматриваемой части статьи дополнительно названы еще четыре. Одно из них — управлениемуниципальной собственностью. Указанная собственность принадлежитмуниципальному образованию (см. комм. к ч.1 ст.130). От его имени правомочия собственникаосуществляют прежде всего представительный орган местного самоуправления, которыйустанавливает порядок управления и распоряжения этой собственностью (ч.3 ст.15 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» от 28 августа 1995г. (СЗ РФ, 1995, N35, ст.3506), другие органыместного самоуправления в рамках их компетенции, а также на основе нормативныхправовых актов и по их специальному поручению юридические лица и граждане(ч.2,3 ст.125 ГК).
Органы местного самоуправления могутсвоими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личныенеимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч.1,2 ст.125 ГК). Согласноупомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать симуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч.3 ст.29);создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственнойдеятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст.30); определять цели,условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций,регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначатьи увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушиватьотчеты об их деятельности (ст.31); использовать собственные материальные и финансовыесредства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройствутерритории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонтусоциальной инфраструктуры и т.д. (ст.33).
Муниципальные образования имеют собственныебюджеты.
Формирование, утверждение иисполнение этих бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местногосамоуправления самостоятельно. При этом между ними существует определенноеразделение труда: к ведению представительного органа относятся рассмотрение проектабюджета, утверждение данного бюджета, контроль за его исполнением и утверждениеотчета об исполнении бюджета, а к ведению главы муниципального образования (исполнительныхорганов) — составление проекта соответствующего бюджета, исполнение принятого бюджетаи контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований (см. ст.5 ЗаконаРоссийской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованиювнебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной властиреспублик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов,краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»от 15 апреля 1993г. — ВВС РФ, 1993, N18, ст.635).
Отношения, возникающие по поводуместного бюджета, регулируются названным законом, Законом РСФСР «Обосновах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября1991г. (ВВС РСФСР, 1991, N46, ст.1543) и Федеральным законом «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В численаиболее важных элементов данных отношений необходимо упомянуть следующие:  вдоходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления отфедеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами,установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органамигосударственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельныхгосударственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципальногоимущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий,учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иныепоступления в соответствии с законом и решениями органов местногосамоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельностиорганов местного самоуправления;
органы местного самоуправления самостоятельнораспоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов надрасходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
в доходной и расходной частях местныхбюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местногозначения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральныхполномочий, полномочий субъектов Российской Федерации, а также могут бытьпредусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктови территорий, не являющихся муниципальными образованиями;
федеральные органы государственнойвласти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствиис законом гарантируют муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путемзакрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местныхбюджетов, определяемых на основе нормативов минимальной бюджетнойобеспеченности;
в ходе исполнения бюджетаисполнительный орган вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходовбюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлениюрасходования средств;
представительный орган, егокомиссии и комитеты в установленном порядке вправе в процессе исполнения бюджетапотребовать от соответствующего исполнительного органа, его финансовых органов,других органов и должностных лиц любую информацию, связанную с исполнением бюджета,принять решение о привлечении аудитора для проведения соответствующей проверки;
исполнительный орган вустановленный срок по утвержденной форме и в принятом порядке предоставляет представительномуоргану отчет об исполнении бюджета, по результатам рассмотрения которого принимаетсярешение об его утверждении либо неутверждении.
В сфере ведения, причемисключительно представительных органов местного самоуправления, находится установлениеместных налогов, сборов, а также льгот по их уплате (ч.1 ст.39 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»). Согласно указанному закону население непосредственно путем местногореферендума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местногосамоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовоедобровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местногозначения (ч.2 ст.39); органы местного самоуправления в соответствии сфедеральными законами субъектов Российской Федерации получают плату, в томчисле в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываютсяна территории муниципального образования (ст.40).
Право муниципальных органовустанавливать местные налоги и сборы реализуется в контексте положенийКонституции (ст.57, п.«и» ч.1 ст.72, ч.3 ст.75, п.«б» ч.1ст.114). Из них следует, что эти налоги и сборы вводятся только законом; органыместного самоуправления в соответствии с законом определяют их конкретные виды иставки. Кроме того, муниципальные органы должны учитывать и другие моменты, на которыеобращалось внимание в постановлении Конституционного Суда Российской Федерацииот 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актовгорода Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области игорода Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянноежительство в названные регионы (Российская газета, 1996, 17 апреля), а именно:налоги, установленные не на основе закона, не могут считаться «законноустановленными»; Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Обосновах налоговой системы в Российской Федерации» (ВВС РФ, 1992, N11,ст.527) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Российской Федерации от16 июля и 22 декабря 1992г. (ВВС РФ, 1992, N34, ст.1976; 1993, N4, ст.118) подлежитприменению в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; принциправенства прав и свобод граждан требует учета фактической способности к уплатеналога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности, равенство должнодостигаться посредством справедливого перераспределения доходов идифференциации налогов и сборов; подушная система налогообложения при чрезвычайновысоком налоге означает взимание существенно большей доли из имущества неимущихили малоимущих граждан и меньшей доли — из имущества более состоятельных граждан;налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должнобыть признано несоразмерным; основные права граждан Российской Федерации гарантируютсяКонституцией без каких-либо условий фискального характера и, соответственно, реализацияконституционного права на выбор места жительства не может ставиться взависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов
Органы местного самоуправленияосуществляют охрану общественного порядка. Это предполагает создание ими наподведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственнуюреализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной целитребует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет правомочие муниципальныхорганов в пределах, установленных законом, принимать решения, предусматривающиеза их нарушение административную ответственность (ст.6 КОАП). Такие актызатрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствиис Федеральным законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ч.2 ст.19) вступают в силу после ихофициального опубликования (обнародования).
Важную роль в указанной сфере призванаиграть милиция общественной безопасности (местная милиция). В районах, городах,районах городов она создается и функционирует в качестве структурного звена в составеотделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъекта РоссийскойФедерации. Их начальники назначаются вышестоящими руководителями по согласованиюс исполнительными органами с последующим утверждением представительными органамимуниципальных образований. Численность местной милиции не ниже действующих нормативовобеспечивается финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации;муниципальные образования вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливатьдополнительную численность милиции общественной безопасности, контролировать еедеятельность (см.ст. 7,9 Закона РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991г.- ВВС РСФСР, 1991, N16, ст.503; Указ Президента Российской Федерации от 12февраля 1993г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РоссийскойФедерации». — САПП, 1993, N7, ст.562).
Перечень вопросов, решаемыхорганами местного самоуправления, в конституционном изложении носит открытыйхарактер. Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (ч.2 ст.,) существенно дополняетего, относя к ним также принятие и изменение уставов муниципальных образований,контроль за их соблюдением; комплексное социально-экономическое развитие муниципальногообразования; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилыхпомещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитиемуниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; контрольза использованием земель на территории муниципального образования; регулированиеиспользования водных объектов местного значения, месторожденийобщераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземныхсооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальныхэнерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения имуниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительствои содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципальногообразования; организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержаниемест захоронения;
организация и содержание муниципальныхархивов; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений,обеспечения населения услугами связи; создание условий для обеспечения населенияуслугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; созданиеусловий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранениепамятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организацияи содержание муниципальной информационной службы; создание условий длядеятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условийдля организации зрелищных мероприятий; создание условий для развития физическойкультуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержкии содействие занятости населения; участие в охране окружающей среды на территориимуниципального образования; обеспечение противопожарной безопасности вмуниципальном образовании, организации муниципальной пожарной службы.
Законы субъектов Российской Федерациимогут предоставлять муниципальным образованиям для рассмотрения и иные вопросы местногозначения. Так, в соответствии с Уставом Ямало-Ненецкого автономного округаорганы местного самоуправления в местах проживания и ведения традиционнойхозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностейвправе в пределах своих полномочий определять порядок и условия: посещениярайонов компактного проживания туристическими группами и отдельными гражданами,постоянно не проживающими в этих районах; проведения научных исследований, археологическихраскопок в местах, отнесенных к ритуально-культовым или имеющим иную культурно-историческуюценность; установления финансовых обязательств на основе договоров между органамиместного самоуправления в автономном округе и предприятиями всех форм собственности,осуществляющими разведку и добычу природных ресурсов в местах проживания коренныхмалочисленных народов Севера, этнических общностей и на территориях пастбищ, охотничьихугодий, озер и рек, имеющих для них жизненно важное значение; предоставленияналоговых и иных льгот представителям коренного этноса для создания предприятий,связанных с их традиционной деятельностью; формирования местных фондов поддержкикоренных малочисленных народов Севера, этнических общностей (ч.2 ст.70).
2. Часть вторая статьи закрепляетодин из аспектов взаимодействия органов местного самоуправления с органамигосударственной власти, связанный с наделением муниципальных органов отдельнымигосударственными полномочиями. Федеральный закон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует некоторыестороны этих отношений (п.5 ст.4, п.6 ст.5, ч.4 ст.6, ст.38, ч.2 ст.49). Вчастности, устанавливается: наделение органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации; делегирование государственных полномочийпроисходит с одновременной передачей муниципальным органам необходимых материальныхи финансовых ресурсов. Финансовые средства ежегодно предусматриваютсясоответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации;органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несутответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере,в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной властиматериальными и финансовыми средствами; реализация переданных полномочий подконтрольнагосударству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправленияотдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации.
Субъекты федерации в пределахкомпетенции дополняют федеральное законодательство. Например, УставомПриморского края фиксируется, что перечень конкретных государственныхполномочий, передаваемых органам местного самоуправления, механизм передачи, порядокразрешения определяются в законе края (ст.74). Конституция Республики Карелия допускаетнаделение органов местного самоуправления государственными полномочиями только сих согласия (ст.81); перечень государственных полномочий, передаваемых для осуществленияорганам местного самоуправления, закрепляется специальным договором между органомгосударственного управления и органом местного самоуправления и прилагается к Уставуместного самоуправления; республиканские государственные органы вправе устанавливатьпорядок отмены решений органов местного самоуправления по вопросам осуществленияими государственных полномочий (ст.84).
Списоклитературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.chat.ru/~kuraguga


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.