Аналитическое исследование
ЗульфугарзадеТеймур Эльдарович, Российский Новый университет (РосНОУ), г. Москва
ТушиевМаирэли Элимханович, Международная академия наук и искусств (МАНИ), г. Москва
Рыночныеотношения, неуклонное развитие и укрепление которых происходит последниеполтора десятилетия в России, определяют необходимость установления новых,дополняющих и развивающих, правил коммерческого оборота, внедрениядополнительных защитных элементов в маркировку реализуемых товаров длянадлежащей идентификации, удобства хранения и реализации, а также защиты отподделок, контрафакции и установления эффективного контроля со сторонытоваропроизводителей, продавцов, их объединений, а также контролирующих иправоохранительных органов государства.
Однимиз оптимальных, на сегодняшний день, способов маркировки товаров, позволяющихсоблюсти, практически, все из перечисленных выше критериев, нашедший весьмаширокое применение не только в сфере торговли товарами, но и при предоставленииуслуг, например, почтовой связи, по праву является штриховое кодирование.
СогласноГОСТ 30721-2000/ГОСТ Р 5129.3-99 под штриховым кодированием следует пониматьтехнологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную напредставлении информации по определенным правилам в виде напечатанныхформализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета,отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания ипреобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода ввычислительную машину.
Помимоуказанного выше ГОСТ 30721-2000/ГОСТ Р 5129.3-99 «Автоматическаяидентификация. Кодирование штриховое. Термины и определения», в Россиитакже действуют и другие государственные стандарты РФ и межгосударственныестандарты. Указанных стандартов более двадцати, ниже перечислены некоторые изних:
ГОСТР 51001-96 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование.Требования к символике „2 из 5 чередующийся“ (EN 801);
ГОСТР 51294.1-99 „Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.Идентификаторы символик“;
ГОСТР 51294.2-99 „Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое.Описание формата требований к символике“;
ГОСТР 51294.4-2000 (ИСО/МЭК 15459-2-99) „Автоматическая идентификация.Международная уникальная идентификация транспортируемых единиц. Порядокрегистрации“;
ГОСТР 51294.6-2000 (ИСО/МЭК 16023-2000) „Автоматическая идентификация.Кодирование штриховое. Спецификация символики MaxiCode (Максикод)“;
ГОСТР 51294.7-2001 (ИСО/МЭК 15416-2000) „Автоматическая идентификация.Кодирование штриховое. Линейные символы штрихового кода. Требования к испытаниямкачества печати“;
ГОСТР 51294.8-2001 (ИСО/МЭК 15418-99) „Автоматическая идентификация.Идентификаторы применения EAN/UCC (ЕАН/ЮСиСи) и идентификаторы данных FACT(ФАКТ). Общие положения и порядок ведения“;
ГОСТР ИСО/МЭК 15425-1-2002 „Автоматическая идентификация. Кодированиештриховое. Верификатор линейных символов штрихового кода. Требованиясоответствия“;
ГОСТР 51294.9-2002 (ИСО/МЭК 15438-2001) „Автоматическая идентификация.Кодирование штриховое. Спецификация символики PDF417 (ПДФ417)“;
ГОСТР 51294.10-2002 (ИСО 15394-2000) „Автоматическая идентификация.Кодирование штриховое. Общие требования к символам на этикетках для отгрузки,транспортирования и приемки“;
Всовременном отечественном законодательстве существует нескольким более тридцатиисточников права, регулирующих порядок и правила штрихового кодирования натерритории РФ. Ниже будут рассмотрены наиболее важные, с нашей точки зрения, изних. Предварительно следует указать, что ни один из рассматриваемых документовне имеет статуса закона или указа Президента РФ. В основном это, какупоминалось ранее, ГОСТы, а также письма и приказы министерств и ведомств,протоколы и решения комиссий, государственные и межгосударственные стандарты ирекомендации по стандартизации и только один нормативный документ,рассматривающий вопросы штрихового кодирование имеет статус постановленияправительства РФ.
Постановлениеправительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 723 „Обутверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждениеакцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок“.
ВОбщих требованиях к порядку выдачи региональных специальных марок и их образцамустанавливает:
— место для штрихкода на региональных специальных марках размером 65 х 17 ммдолжно составлять 28 х 15 мм (п. 5);
— штрихкод является защитой от подделок, применяемой в комплексе с графическойзащитой и голограммой (абз. 1 п. 6);
— содержание штрихкода и порядок его нанесения определяются МинистерствомРоссийской Федерации по налогам и сборам с учетом предложений субъектовРоссийской Федерации о включении в штрихкод дополнительной информации,необходимой для контроля за оборотом алкогольной продукции» (абз. 2 п. 6);
— затраты, связанные с нанесением на марку штрихкода включаются в цену марки (п.9).
ПисьмоМинистерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от 16января 1998 г. № 21-13 «Об организации оптовой торговли алкогольнойпродукцией в г. Москве и Московской области».
Разъясняетнеобходимость обязательного нанесения на каждую единицу алкогольной продукции,ввозимой и предназначенной для оптовой реализации на территории г. Москвы иМосковской области, штрихкодовых марок.
ПриказМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам от 4 апреля 2001 г. №БГ-3-31/108 «Об утверждении Методических рекомендаций по применениюпостановления правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1023 и формдокументов, используемых при реализации региональных специальных марок».
Вп. 6 указывает, что штрихкод наносится на марку должностным лицом УправленияМНС России, осуществляющим налоговый контроль за работой акцизного склада, приподготовке алкогольной продукции к отгрузке покупателям.
ПриказМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31 марта 2003 г. № БГ-3-07/154«Об утверждении порядков хранения алкогольной продукции, находящейся поддействием режима налогового склада, и единой системы учета ее движения».
Вп. 8 Порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режиманалогового склада устанавливает, что акцизные склады, с которых осуществляетсяреализация алкогольной продукции, предназначенная для розничной торговли,оснащаются техникой, позволяющей обеспечивать нанесение штрихкодовой информациина региональные специальные марки. При этом организация, учредившая акцизныесклады на нескольких территориально обособленных объектах, проинформировавУправление МНС России, может устанавливать такую технику на одном акцизномскладе.
ПисьмоМинистерства экономики Российской Федерации от 29 мая 1998 г. № 7-478 «Опорядке применения цен и маркировке алкогольной продукции».
Разъясняяпорядок применения цен и маркировке алкогольной продукции, в части, касающейсямаркировки алкогольной продукции идентификационной (штрихкодовой) маркойуказывает, что «порядок маркировки такой маркой введен правительством г.Москвы, и за разъяснениями по данному вопросу следует обращаться вправительство г. Москвы».
ПриказГоскомсвязи РФ от 27.04.1999 № 77 «О внедрении в почтовой связиштрихкодовых идентификаторов».
Регламентируетосновные вопросы совершенствования технологии обработки и повышенияэффективности системы контроля за прохождением регистрируемых почтовыхотправлений и создания предпосылок для автоматизированной обработкиматериальных потоков почты на базе внедрения штрихкодовых идентификаторов и напервом этапе — создание общероссийской автоматизированнойинформационно-технологической системы (АИС ПС), обеспечивающей контроль запрохождением регистрируемых почтовых отправлений, повышение качества идостоверности обработки сопроводительной документации. В приложении 1Руководящий технический материал (РТМ1-1) «Структура штрихкодовойидентификации почтовых отправлений» указано, что стандарт штрихкодовойидентификации необходим для однозначного определения каждого почтовогоотправления, что особенно актуально в случае применения информационных системдля обработки почтовых отправлений. Указывает на необходимость использованияштрих-кода стандарта Interleaved 2 of 5.
Дополнительно,вопросы развития системы штрихкодовой идентификации в почтовой связи нашли своеразвитие в Приказе Министерства Российской Федерации по связи и информатизацииот 11 февраля 2000 г. № 15 «О развитии системы штрихкодовой идентификациив почтовой связи».
РешениеГосударственной комиссии по радиочастотам при министерстве Российской Федерациипо связи и информатизации от 2 апреля 2001 года, Протокол № 7/5, «Обутверждении „Перечня радиоэлектронных средств, для которых не требуетсяразрешения на приобретение“ и „Перечня радиоэлектронных средств, длякоторых не требуется разрешения на использование“.
ВПеречне радиоэлектронных средств, для которых не требуется разрешения наприобретение, указаны Радиоэлектронные средства для обработки штрихкодовыхэтикеток и передачи информации, полученной с этих этикеток, диапазона 430 МГц,используемых в полосах (номиналах) радиочастот 433,075 — 434,79 (433,92 +/-0,2%) МГц и мощности излучения передатчика до 10 мВт.
УказаниеМинистерства Российской Федерации по связи и информатизации от 24 марта 2003 г.№ 17-у „О порядке оформления разрешений на ввоз РЭС и ВЧ устройств из-заграницы“.
Предоставляет,в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от25.12.2000 № 1002 „О государственной радиочастотной службе приМинистерстве Российской Федерации по связи и информатизации“ и в связи срасширением номенклатуры ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств (РЭС)и высокочастотных (ВЧ) устройств, увеличением объемов их ввоза и в целяхупрощения порядка оформления органами государственной радиочастотной службыразрешений на ввоз в Российскую Федерацию РЭС и ВЧ устройств, ФГУПрадиочастотным центрам федеральных округов (в части абонентских радиостанцийпортативных (носимых) сотовых сетей радиосвязи федеральных и региональныхстандартов и их филиалам в субъектах Российской Федерации) наряду с ФГУП»Главный радиочастотный центр" право оформлять разрешения на ввозиз-за границы на территорию Российской Федерации сертифицированных вустановленном порядке РЭС и ВЧ устройств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателямс целью реализации на внутреннем рынке России радиоэлектронных средств дляобработки штрихкодовых этикеток диапазона 433,075 — 434,79 МГц, при наличииполученного в установленном порядке частного решения ГКРЧ для закупаемых поимпорту РЭС с целью реализации.
ПисьмоГосударственного таможенного комитета Российской Федерации от 26 ноября 1998 г.№ 01-45/24793 «О порядке предоставления отсрочки уплаты таможенныхплатежей».
Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации, рассмотрев обращение Департаментапотребительского рынка и услуг правительства Москвы от 16.11.98 № 2/02-16-250 спросьбой о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей, в соответствиисо ст.ст. 121, 122 Таможенного кодекса Российской Федерации разрешает предоставитьЗАО «Интеграция-М» отсрочку уплаты ввозной таможенной пошлины иналога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товаров (штрихкодовыеэтикетки), поступающих по контракту от 01.10.98 № 91/98 с фирмой SCHWARZ DRUCKGmbH&Co. KG, на срок, в порядке и на условиях, регламентированным указаннымписьмом.
Протокол№ 1/26-96 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии поконтрольно-кассовым машинам (ГМЭК) от 27 февраля 1996 года.
Указываетна необходимость предусмотрения в Федеральной инновационной программе«Создание комплекса технических средств для обязательного кассового учетана предприятиях торговли и сферы услуг» расширения функциональныхвозможностей контрольно-кассовой техники в части считывания и отработки штрихкодов,а также проведения комплекса научно-исследовательских и опытно- конструкторскихработ по созданию считывателей штрихкодов.
ПриказГосударственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологииот 26 ноября 2001 г. № 477 «Об утверждении правил по метрологии»Государственная система обеспечения единства измерений. Поверительныеклейма". Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2002 г. № 3221.
Вподпункте 3.1.2 Правил по метрологии «Государственная система обеспеченияединства измерений. Поверительные клейма» говорится, что «дляудобства автоматизации идентификации средств измерений, а также накопленияинформации о результатах поверок, поверительное клеймо может содержатьштрихкоды, если это допускает способ его нанесения».
Дополнительнок указанным выше нормам Росстандарта, необходимо упомянуть рекомендации постандартизации Р 50.1.20-99 (ЕНВ 1649-95) " Автоматическая идентификация.Кодирование штриховое. Факторы, влияющие на считывание символов штриховогокода" (ENV 1649).
Такимобразом, на сегодняшний день не существует достаточно выверенной системынормативного регулирования, позволяющей точно определить какой именно органлибо органы наделены правами выдачи идентификационных номеровтоваропроизводителям и продавцам, осуществляющим предпринимательскую икоммерческую деятельность на территории России, за исключением правилреализации алкогольной продукции на территории Москвы и Московской области.
Вдекабре 1997 г. Министерство внешних экономических связей и торговли Россиисовместно с Минфином России был подготовлен проект Постановления ПравительстваРФ «О некоторых мерах по упорядочению оборота алкогольной продукции»,в котором было предусмотрено проведение на конкурсной основе аккредитацииорганизаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничнойторговли, в котором затрагивались и вопросы штрихового кодирования. Однакопредложения МВЭС России и Минфина России Правительством РФ пока не были приняты[1].
Вто же время в ряде субъектов РФ, в частности, в г. Москве и в Московскойобласти, не дожидаясь решения на федеральном уровне, были приняты постановленияорганов исполнительной власти по ужесточению контроля за оборотом алкогольнойпродукции. Правительством Москвы и Московской области принято Постановление от11.11.97 № 792-83 «О временном введении в Москве и Московской областирегиональной системы идентификации качества алкогольной продукции и контроля заее производством, хранением и реализацией».
Указаннымдокументом установлено, что ввоз и оптовая реализация алкогольной продукцииоптовыми продавцами и производителями осуществляется только после проверки еесозданным для этой цели Московским государственным унитарным предприятием поидентификации алкогольной продукции — «Мосалкогольконтроль».Реализация алкогольной продукции на территории Москвы и Московской области«разрешается только при положительных результатах идентификации качества,обязательном нанесении на каждую единицу продукции штрихкодовых марок и приналичии документов, подтверждающих легальность ее производства» [2].
Темне менее, вопрос об уполномоченном органе, наделенным правом выдачи штриховыхкодом и осуществляющем ведение единого реестра штриховых кодов автоматическойидентификации нормативно не разрешен. Вопросы создания национальных центровштрихового кодирования – компетенция международных организаций, в том числе ИСО(ISO) и ЕАН (EAN), и регламентируется документами этих организаций.
Вчастности, в библиографии – п. 1 приложения Б (справочное), межгосударственногостандарта ГОСТ 30833-2002 (ИСО/МЭК 15418-99)/ГОСТ Р 51294.8-2001 (ИСО/МЭК15418-99), внесена ссылка следующего содержания: «на территории РоссийскойФедерации рекомендуется применять «Общее руководство пользователя EAN · UCC.Штриховое кодирование. ЮНИСКАН».
Следуетотметить, что Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ/AIMРОССИЯ (Российская Федерация) является разработчиком ряда отечественных имежгосударственных стандартов, напр., в рамках Межгосударственного техническогокомитета МТК 517 „Автоматическая идентификация“. Отдельные ГОСТы разработаныуказанной организацией не только самостоятельно, но и совместно с ГП НИИпроблем защиты информации (Республика Беларусь).
Одновременнос ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ/AIM РОССИЯ на территории Российской Федерации услуги повыдаче штрихкодов предлагает еще несколько организаций, в частности, ООО «Ай ДиКод», Некоммерческое партнерство «Независимая организация содействия и развитиятоварного кодирования 46» и, даже, ПБЮЛ Елфимов А.И. При этом, в своейдеятельности, на документы, регламентирующие правила внедрения и эксплуатациисистем автоматической идентификации и штрихового кодирования, системы товарнойнумерации и идентификации потребительских товаров штриховыми машиночитаемымикодами стандарта EAN/UCC, разработанными Международной ассоциации EAN и Советомпо унифицированному коду UCC, ссылается только Ассоциация автоматическойидентификации „Юнискан“, остальные, судя по всему, ведут деятельностьна основании исключительно актов локального нормотворчества. Каждая изперечисленных организаций, ведет собственный реестр выданных штриховых кодов, ихотя все организации выдают 8-ми – 12-тизначные коды, находящиеся в достаточнобольшом диапазоне, начиная с цифр с 460 и заканчивая 469, на отечественномрынке, хоть и изредка, уже возникают ситуации, при которых один и тот жештрихкод присвоен товарам разных товаропроизводителей и разных категорий.Особенно явно это прослеживается в складском хозяйстве крупных торговыхорганизаций, ведущих компьютерный учет. Если добавить сюда право почтовыхорганизаций и организаций-изготовителей и поставщиков алкогольной продукциинаносить на почтовую корреспонденцию и алкогольную продукцию штрихкоды, а такжеправо Росстандарта наносить штрихкод на клейма, о чем сказано выше, возникаетдостаточно большая вероятность совпадений, что может нарушить правапотребителей, товаропроизводителей и торговых организаций.
Понашему мнению, выходом из сложившейся ситуации может послужить проведениеследующих мероприятий:
1)методологизация и обобщение информации о правилах внедрения и эксплуатации системавтоматической идентификации и штрихового кодирования, системы товарнойнумерации и идентификации потребительских товаров штриховыми машиночитаемымикодами межведомственной государственной комиссией, с привлечением специалистовнегосударственных организаций, предоставляющих услуги по штриховому кодированиютоваров;
2)создание нормативно-правовой базы, например, Правил штрихового кодированиятоваров и услуг на территории Российской Федерации, предусматривающих ведениеединого реестра штриховых кодов уполномоченной организацией, а также порядокполучения права юридическим лицом или гражданином-предпринимателем напредоставление услуг по выдаче штриховых кодов;
3)разработка комплексной программы подготовки специалистов в области штриховогокодирования (дополнительное образование) на базе высшего юридического,экономического и технического образования.
Список литературы
[1]Письмо Министерства внешних экономических связей и торговли РоссийскойФедерации от 16 января 1998 г. № 21-13 „Об организации оптовой торговлиалкогольной продукцией в г. Москве и Московской области“.
[2]Постановление от 11.11.97 № 792-83 „О временном введении в Москве иМосковской области региональной системы идентификации качества алкогольнойпродукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией“