,реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамкахправа через государство. Компонентами политической системы являются:
а)совокупность политических объединений (государство, политические партии,общественно-политические организации и движения);
б)политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
в)политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
г)политическое сознание, отражающее идеологические и психологическиехарактеристики системы;
д)политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей какпредставителей или членов политических объединений.
Используяразличные методологические приемы (подходы), можно выявить ряд критериев,позволяющих обосновать и расшифровать приведенное определение политическойсистемы.
Спозиций генетического подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленностьполитических явлений экономическими и социальными факторами. Критерийэкономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношенияхсобственности и производства и, напротив, обратное влияние политики наэкономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерийсоциальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что ониявляются результатом и средством общественного развития. Любое политическоеявление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенныеобладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатываютполитические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политикуименно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрываетвзаимосвязь политической системы и ее элементов с определенными социальнымигруппами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев ит.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политическихорганизаций.
Институционныйподход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространствехарактеристики политических явлений. Суть этого подхода отражаеторганизационный критерий, призванный Показать, что отдельные индивиды сами посебе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаютсякак социально-биологические, но не политические существа. Они представляютсобой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих историческихусловиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы исистема в целом. Такими условиями выступают процессы.разделения труда,образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, акачествами — общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность.Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что вреальной действительности «политическое» закономерно требует организационногооформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует визвестной степени общественные формы движения материальной, человеческой основыполитической системы. Политическое в своем развитии становится реальным,осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях,институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина,депутата, члена партии, организации.
Системныйподход к изучению политических явлений дает возможность представить их в видецелостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы ивзаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, сокружающим миром. Системный критерий позволяет выделить, такие качестваполитической системы и ее составляющих, как иерархическая структура,однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразныхсвязей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главнымкритерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является еецелостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
Субстанциональный(сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, начем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы,институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях наукинеодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой белок, в политическойэкономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанциирассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления —политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным дляполитической системы на всех этапах ее существования независимо отэкономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
Политическуювласть можно охарактеризовать как систему волевых отношений классовогообщества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов,выраженными в деятельности политических организаций. Она имеет несколькоуровней функционирования и реализации.
Во-первых,это власть конкретных политических объединений (политических партий,общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через ихорганизадионные руководящие структуры. Данный — институциональный — уровеньполитической власти является наиболее зримым и реальным.
Во-вторых,можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властныхустремлений или нескольких социально однородных политических организаций, илиблока политических организаций, или блока партий и объединений, отражающихинтересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуетсячерез временные или постоянные органы типа круглых столов, советовпарламентских фракций.
В-третьих,представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здеськонцентрируются результаты политического консенсуса, достигнутого в ходесоперничества и сотрудничества различных политических сил. Если такиерезультаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическаявласть совпадает с государственной властью и осуществляется государством. Виных случаях она реализуется через политические органы, как правило, разновременногохарактера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты ит. п.).
Конкретно-историческийподход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделитьсоциально-экономические (виды и форма собственности на орудия и средствапроизводства, характер труда, основные принципы хозяйствования),социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев),социально-культурные (уровень образованности населения, реальностьвсестороннего развития личности), политические (реальность самоуправлениянарода, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазонзакрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантийих осуществления, легитимность политической власти, состояние законности иправопорядка) критерии.
Такимобразом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливаетмногообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политическиеявления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постояннымдвижением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.
Политическиесистемы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляютсобой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицироватьпо различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режимаразличают демократические и тоталитарные политические системы. С позициймарксистской теории, имея основанием классификации категорию«общественно-экономическая формация», выделяют политические системырабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учетгеографических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских,азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные,религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристикиарабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутриполитической системы конкретного общества в качестве своеобразных политическихсистем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство,политические партии, общественно-политические объединения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru