Реферат по предмету "Государство и право"


Институт президенства

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный гуманитарный университет" Факультет управления Половинкина Евгения Ивановна Институт президентства Контрольная работа по дисциплине Государственность на рубеже XX- XXI вв. студента 5 курса заочной формы обучения Руководитель: МОСКВА 2012 Оглавление Введение 1. Понятие института президентства

2. Особенности функционирования института президентства в Российской Федерации 3. Зарубежный опыт института президентства и его использование в Российской Федерации 17 Заключение 25 Список использованных источников и литературы 28 Введение Сохранение Россией государственного суверенитета и независимости в эпоху глобальных политических и социально-экономических перемен, происходящих в мире, возможно лишь при условии максимальной консолидации усилий общества и государства для проведения по

следовательной модернизации экономики страны и улучшения уровня жизни ее граждан, которая осуществима только путем оптимизации системы государственного управления в Российской Федерации. Важнейшее место в ней занимает институт главы государства. С принятием Конституции РФ 1993 г. в России главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Институт Президента РФ является основным звеном системы исполнительной власти в нашей стране.

Это обусловлено, с одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части формирования отдельных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. Актуальность работы обусловлены особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобо

д человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Целью контрольной работы является исследование особенностей института президентства. Для достижения указанной цели в контрольной работе поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть различные трактовки понятия институт президентства; изучить особенности функционирования института президентства в РФ; рассмотреть зарубежный опыт института президентства и возможности его использования в России.

1. Понятие института президентства Определение понятия, основных элементов содержания исследуемого феномена составляет основу любого объекта познания, поскольку отражает его внутреннюю сущность, различные стороны, признаки, проявления. Пренебрежение к смысловой нагрузке того или иного понятия создает хаотичность и массу проблем. В связи с этим целесообразно уточнить понятие институт президентства, по поводу которых в научной литературе бытуют различные точки зрения .

По мнению И. В. Осипяна, общепризнанного определения института президентства в настоящее время нет . Действительно, одним из ключевых понятий является дефиниция института президентства или институт президента, хотя, как отмечает А. Ш. Арутюнян, нет принципиальной разницы между этими двумя понятиями . Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что означает «сидящий впереди» . В юридической литературе понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который опр

еделяется как совокупность государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование «президентской власти». И. Д. Хутинаев с целью определения понятия институт президентства сопоставляет его с более широким понятием социальный институт, в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые . Б. П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти .

Иначе, институт президента - это система конституционных норм, предметно и функционально определяющих правовой статус выборного главы государства, регулирующих его положение в системе государственных органов, предусматривающих порядок избрания, замещения и отстранения от должности . Особый интерес вызывает определение М. А. Краснова, согласно которому институт президентства - это только внешне результат исторической инерции, но в глубинном смысле он, как и абсолютная монархия, воплощает неосознанное реципирование

идеи «отцовства» . Таким образом, можно дать следующее понятие института президентства - это «властный институт, представляющий государство, предназначенный для охраны и защиты государственного суверенитета и конституционного строя, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. В реалиях Российской Федерации под институтом президентства следует понимать несбалансированное сосредоточение властных прерогатив, инструментов, как явных, так и скрытых, в руках президента при формальном с

охранении принципов и институтов, свойственных демократии» . В научных исследованиях института главы государства делаются выводы о том, что он не был отброшен современной цивилизацией, несмотря на радикальные изменения принципов организации власти, и общество нуждается в нем, институт президентства существует в 130-140 странах мира , и он присущ любой государственности, так как есть социальная потребность. Она проя

вляется в том, что государство должно иметь символ единства, представляющий интересы как внутри страны, так и на международном уровне и защитника интересов отдельных граждан, отца государственности, несущего персональную ответственность за то, что происходит в стране. При этом М. Н. Марченко справедливо отмечает, что спектр проблем, касающихся политико-правового статуса института президентства, весьма широк и разнообразен . А по мнению Р. Саква, институт президентской власти окреп настолько, что стал влиять на все аспект

ы общественной и политической жизни страны и является доминирующей властной структурой в том смысле, что она оказывается в центре всей системы государственных и политических институтов и стремится подчинить их своему влиянию . В России идея учреждения поста президента выдвигалась еще дореволюционными учеными-юристами, однако, по их мнению, президент должен был подчиняться закону и его полномочия должны носить ограниченный характер. Представляется, что глава государства должен учитывать те начала, о которых в

свое время писали Платон и Ш. Монтескье, связывая исполнение должностных обязанностей с любовью к республике, добродетельностью и самоотверженностью. В современный период, как справедливо отмечает о проблеме института президентства С. А. Авакьян, он, скорее всего, претендует на то, чтобы стать в России одним из вечных . 2. Особенности функционирования института президентства в Российской Федерации Институт Президента РФ является основным звеном системы исполнительной власти в нашей стране.

Это обусловлено, с одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части формирования отдельных органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. Все это подтверждает, по мнению многих авторов, особые место и роль Президента страны в государственном механизме . Исследовать институт главы государства в единой системе исполнительной вл

асти можно посредством определения его места в ней как органа государственной исполнительной власти. Исполнительная власть в РФ как самостоятельная ветвь государственного механизма представляет собой совокупность федеральных и региональных органов государственной власти, обладающих полномочиями по исполнению и реализации положений Конституции страны и законов в законных порядке, формах и методами. Существование некоторых органов исполнительной власти предусмотрено непосредственно в

Основном Законе страны (например, Правительства РФ, главы государства), другие же создаются на основании федеральных и региональных законов (различные федеральные министерства, службы и агентства, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также актов главы государства и руководителей субъектов РФ (высших должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ). Любой орган исполнительной власти обладает определенным набором признаков, как свойственных в целом

всей системе органов государственной власти, так и являющихся специальными для исполнительной ветви власти: 1) ему присуще определенное организационное единство, обусловленное наличием значительного бюрократического аппарата, а также многофункциональная внутренняя структура, которая является способом связей и отношений системы, что позволяет органу исполнительной власти осуществлять свою деятельность в качестве интегрированной целостной структуры; 2) он действует на основании, как правило, положений, утверждаемых

вышестоящими органами государственной власти, либо непосредственно на основании Конституции РФ, действующего федерального и регионального законодательства, в которых определяется правовой статус, пределы полномочий и компетенция органа исполнительной власти; 3) он наделен специфическими полномочиями (организационного, распорядительного, исполнительного, кадрового, обеспечительного характера), которые не свойственны органам законодательной (представительной) и судебной власти; 4) его финансирование производится из государственно

го бюджета (федерального или региональных), государственные служащие органа исполнительной власти, как правило, не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой; 5) он является самостоятельной и независимой частью строго иерархичной системы органов исполнительной власти, в своей совокупности составляющих единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать самостоятельный и независи

мый орган государственной власти, включенный в единую систему исполнительной власти в РФ, обладающий определенной совокупностью полномочий исполнительно-распорядительного характера, действующий на основании действующего законодательства, а также положений, разрабатываемых вышестоящими органами исполнительной власти, финансируемый из федерального либо региональных бюджетов. Всесторонне исследовать какой-либо орган исполнительной власти, в частности институт Президента РФ, можно, лишь определив его ме

сто в единой системе исполнительной власти в стране. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом РФ; Правительством РФ, которое в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» состоит из Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров ; федеральными министерствами, службами и агентствами, а также их территориальными и местными подразделениями

; органами исполнительной власти со специальными полномочиями (полномочными представителями Президента РФ, Государственным Советом России); органами исполнительной власти совещательного, консультационного, обеспечивающего, надзорного характера. Институт Президента РФ в нашей стране сравнительно молодое явление. Впервые должность Президента была предусмотрена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» , где он прямо именовался в качестве высшего должн

остного лица и главы исполнительной власти в стране. В различных государствах за рубежом правовой статус и объем полномочий президента определяется по-разному. Это зависит от типа разделения властей в каждом конкретном государстве (президентского, президентско-парламентского, премьерско -президентского и парламентского). В государствах президентского типа, например в США, президент единолично возглавляет исполнительную власть, формирует кабинет министров и несет ответ

ственность за эффективность его работы (согласно Конституции США 1787 г.) . В странах парламентского типа, например в Италии, реальная власть принадлежит руководителю правительства, назначаемому победившей в парламенте коалицией, а президент – фигура отчасти декоративная, обладающая, скорее, представительскими функциями. В государствах смешанного типа (президентско-парламентского и премьерско-президентского) достаточно сильная фигура президента уравновешивается значительными по

лномочиями парламента (например, в Хорватии) либо председателя правительства, который в данном случае относительно независим и самостоятелен в принятии решений от главы государства. Представляется, что место Президента РФ в единой системе исполнительной власти в стране и государственном механизме в целом не соответствует сложившимся в мире подходам. Во-первых, согласно Конституции Российской Федерации глава государства обладает огромными полномочиями, что позволяет считать Россию «суперпрезидентской» республикой. Во-в

торых, власть Президента России фактически не ограничена Федеральным Собранием в силу крайне сложной и запутанной процедуры отрешения его от должности (ст. 93 Конституции РФ), что говорит о президентском характере российской республики. В-третьих, начиная с 2008 г. значительно возросшая фактическая роль Председателя Правительства РФ в управлении государством и складывающийся дуализм в системе государственного управления позволяют говорить о премьерско-президент

ском типе разделения власти в нашей стране. В-четвертых, Конституция России не предусматривает возможности роспуска верхней палаты Федерального Собрания РФ (Совета Федерации), что позволяет говорить о наличии элементов президентско-парламентского типа государства в России. В-пятых, в силу ст. 77–78 и 80 Конституции РФ глава государства ответствен за обеспечение полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, является гарантом согласованного функционирования и взаимодействия все

го государственного механизма, и в частности единой системы исполнительной власти. Полномочия Президента РФ условно можно разбить на следующие группы: 1) по представительству РФ внутри страны и в международных отношениях; 2) по обеспечению полномочий федеральной государственной власти на всей территории России; 3) по руководству и координации деятельности единой системы исполнительной власти в РФ; 4) по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; 5) по обеспечению мер по охране суверенит

ета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; 6) по реализации кадровой политики на территории страны в рамках компетенции, контрольно-аналитические и внутриорганизационные; 7) по обеспечению обороны России и ее безопасности, введению военного и чрезвычайного положения; 8) по предоставлению гражданства, политического убежища и помилованию; 9) по назначению выборов и референдумов;

10) по формированию (участию в формировании) органов государственной власти в РФ; 11) по участию в законотворчестве и по организации подзаконного нормотворчества в целях детализации положений Конституции страны и федерального законодательства. В рамках первой группы полномочий Президент РФ назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителе

й, заключает международные, межгосударственные договоры и соглашения от имени РФ, выдает полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров, заключаемых от имени РФ . В соответствии со ст. 78 и 79 Конституции РФ глава государства уполномочен на заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ и международных договоров с другими государствами и международными объединениями государств о передаче

им части своих полномочий, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. В рамках своих функций по обеспечению полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ Президент России: а) согласно п. «ж» ст. 83 Конституции страны создает Совет безопасности РФ; б) назначает своих полномочных представителей при органах государственной власти, международных организациях и в федеральных округах (п. «к» ст. 83 Конституции России); в) использует согла

сительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции); г) обращается с запросом в Конституционный Суд страны о проверке конституционности правовых актов и по другим основаниям, предусмотренным Конституцией (ст. 125), а также в иные федеральные суды (ст. 85); д) на основании ст. 9 и 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-Ф

З «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вправе досрочно прекращать полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в случае если он не приводит принятый им правовой акт в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами) и высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственн

ой власти субъекта РФ) путем отрешения его от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ (в случае если данное лицо, в частности, не отменяет свои акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, грубо нарушает Конституцию страны, федеральные законы и указы Президента, ненадлежаще исполняет свои обязанности), а также отрешения от должности в связи с утратой доверия Президента за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В рамках своих полномочий

по руководству и координации деятельности единой системы исполнительной власти в РФ глава государства, например, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции страны и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (п. 2 ст. 85 Конституции РФ). В пределах своей компетенции по определению основных направлений внутренн

ей и внешней политики государства Президент РФ: а) на основании п. «е» ст. 84 Конституции России обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; б) согласно п. «з» ст. 83 Конституции утверждает военную доктрину РФ; в) образовывает комиссии при Правительстве страны в целях реализации государственной политики по отдельным вопросам (например, для реализации государстве

нной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства); г) заключает международные договоры и соглашения от имени РФ. В рамках своих полномочий по обеспечению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент России, например, единолично принимает тактические решения, вызванные чрезвычайными обстоятельствами

(на основании ч. 2 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ вводит своим указом военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе), может использовать для разрешения споров между органами власти свой авторитет как главы государства. Чрезвычайно обширны полномочия Президента РФ по реализации кадровой политики на территории страны в рамках компетенции, а также контрольно-аналитические и внутриорганизаци

онные полномочия. Так, глава государства, в частности: а) на основании Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» осуществляет руководство процессом формирования федерального кадрового резерва ; б) на основании п. «и» ст. 83 Конституции РФ формирует Администрацию Президента

РФ, а также утверждает своими указами положения о министерствах, службах и агентствах, подчиненных непосредственно главе государства; в) осуществляет контроль за деятельностью Правительства России, федеральных министерств, служб, агентств, их территориальных подразделений как непосредственно, так и через полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Например, главой государства могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства страны в случае их противореч

ия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России. В рамках своих полномочий по обеспечению обороны страны и ее безопасности, введению военного и чрезвычайного положения Президент РФ, например: а) согласно п. «л» ст. 83 Конституции страны назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России; б) возглавляет Совет безопасности страны (п. «ж» ст. 83 Конституции); в) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87 Конституции

); г) вводит военное и чрезвычайное положение в стране либо на ее части. В части своих функций по предоставлению гражданства, политического убежища и помилованию главы государства: а) своими указами на основании ст. 89 Конституции РФ принимает иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство РФ и предоставляет им политическое убежище; б) согласно ст. 89 Конституции РФ осуществляет помилование путем издания своих указов. Большую роль в политической жизни страны играют полномочия

Президента РФ по назначению выборов и референдумов. Глава государства назначает выборы депутатов Государственной Думы очередного созыва, назначает референдумы Российской Федерации. Важное значение имеют полномочия главы государства по формированию (участию в формировании) органов государственной власти в РФ. Так, Президент страны, в частности: а) на основании ст. 83 Конституции назначает с согласия Государственной Думы

Председателя Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства страны назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства России, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда России, Верховного

Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда страны, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; формирует Совет безопасности РФ; формирует Администрацию Президента страны; назначает полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил России; назначает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Р

Ф в иностранных государствах и международных организациях; б) согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вносит в региональные парламенты кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); в) в соответствии с действующим законодательством назначает иных должностны

х лиц исполнительной власти, а также органов государственной власти со специальными полномочиями. Большое значение играют функции главы государства по участию в законотворчестве и по организации подзаконного нормотворчества в целях детализации положений Конституции РФ и федерального законодательства: а) на основании ст. 90 Конституции России он издает указы и распоряжения; б) согласно ст. 84 Конституции страны Президент РФ вносит законопроекты в

Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы; в) в соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции глава государства может отменять нормативно-правовые акты Правительства страны в случае их неконституционного или незаконного характера; г) на основании вышеназванного Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ он вправе приостановить действие нормативно-правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, актов органов исполнительной власти субъекта РФ. Постоянное изменение общест

венных отношений в стране, формирование новых целей и задач, стоящих перед государством, активное участие России в международных процессах интеграции и сотрудничества требуют проведения процесса совершенствования единой системы исполнительной власти. . Зарубежный опыт института президентства и его использование в Российской Федерации В связи с тем, что институт Президента Российской Федерации – относительно молодое явление в государственном устройстве страны и насчитывает чуть

более чем двадцатилетнюю историю, а его организация и деятельность сопряжены с рядом проблем, представляется необходимым провести анализ зарубежного опыта формирования и функционирования данного института. Институт президента в мировой истории государственного строительства появился относительно недавно (так, легализован он был впервые в 1787 г. в Конституции США) , однако более чем за два века число стран, в системе государственной власти которых имеется президентство, увеличилось до

143, из которых 140 – члены ООН , что свидетельствует об уникальной привлекательности данного института. Возникнув однажды как отрицание монархии, он является наиболее удачной формой институциализации власти главы государства в рамках системы разделения властей, препятствующей ее концентрации в одних руках без контроля парламента, создающей значительные сложности к сползанию к авторитаризму и деспотии. Тем не менее необдуманное внедрение данного института в ряде стран, прежде всего Латинской Америки и Африки, где этнокул

ьтурные особенности местного населения несовместимы с институтами развитой демократии, привело, по подсчетам американского политолога Д. С. Пальмера, к тому, что в странах Латинской Америки за 170 лет существования института президентства было произведено более 600 переворотов . Подчас свергнувшие президентов заговорщики даже не успевали сами пройти процедуру избрания на этот высший пост в государстве, оставаясь «исполняющими обязанности», так как теряли власть в результате новых заговоров и переворотов. На территории

бывшего СССР все 15 суверенных государств, включая и Россию, предусматривают в действующих конституциях должность президента (правда, в Белоруссии должность Президента была предусмотрена в Конституции лишь в 1994 г.), хотя в Казахстане и некоторых странах Средней Азии данный институт скорее создает «демократическое прикрытие» реальному единовластию главы государства, подчас обладающему большими полномочиями, чем некоторые абсолютные монархи. Так, действующий

Президент Республики Казахстан обеспечил себе возможность пребывания в должности главы государства пожизненно, что не исключает в будущем и легализацию «наследования» президентского поста. В качестве прецедента в этом вопросе можно рассматривать «легальную» передачу власти в Азербайджане от Президента Алиева (отца) к Президенту Алиеву (сыну). Представляется, что в большинстве стран, где существует институт президента, его конституционно-правовой с

татус во многом скопирован с американского главы государства, хотя в процессе исторического развития даже в США он претерпел большие трансформации, которые во многом отражали маятниковые изменения взаимоотношений и наличия реальной власти в руках президента и парламента. Подчас роль главы государства возрастала из-за необходимости централизации государственной власти, восстановления исполнительной вертикали власти в стране, противодействия центробежным тенденциям, стремле

ния в скорейшие сроки преодолеть экономический спад и депрессию в государстве либо одержать победу в затяжных военных конфликтах. В относительно стабильные периоды развития государства место и роль президента в государственном механизме ослабевали, парламент ужесточал контроль за властью главы государства, увеличивал свои полномочия посредством принятия новых законов, создавал многочисленные органы парламентского контроля, совершенствовал процедуры отрешения президента от занимаемой должности (импичмент).

Во многом эти изменения (например, в США и Франции) опирались на динамично изменяющиеся рейтинги популярности президентов у избирателей. В те годы, когда они были исключительно высоки, Президенты Ф. Д. Рузвельт (США) и Шарль де Голль (Франция) позволяли себе игнорировать недовольство парламентов, проводя последовательную политику по укреплению мощи государства и преодолению экономических катаклизмов, а парламенты, опасаясь недовольства народа, «терпели» это. В большинстве стран, где предусмотрена должнос

ть президента, он одновременно признается и главой исполнительной власти в государстве. Несмотря на то что избрание главы государства в России осуществляется в соответствии с Конституцией страны гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (что выгодно отличает нашу страну от США, где Президент избирается опосредованно коллегией выборщиков и нередки ситуации, когда для избрания на эту должность достаточно волеизъявления фактического меньшинств

а избирателей), действующее законодательство не закрепляет минимальный порог явки для признания выборов действительными (хотя бы в 50%), в отличие, например, от Франции (где подобный порог закреплен в законодательстве). Представляется интересным зарубежный опыт закрепления требований к кандидатуре на должность президента: а) различны возрастные цензы (от 21 года во Франции до 40 лет в Германии); б) ряд зарубежных конституций предусматривают, чтобы будущий президент

был гражданином страны по рождению (например, в США), либо просто имел гражданство страны (Германия), либо вообще не закрепляют подобных требований (Франция); в) в большинстве государств в качестве основного требования закреплен ценз оседлости (в США он составляет 14 лет, в Белоруссии – 10 лет), в то же время в Германии и Франции он отсутствует. В связи с тем что Конституции Российской Федерации уже 19 лет, а сама

Россия в качестве суверенного государства существует чуть более двадцати лет, необходимо увеличить ценз оседлости для кандидатов на должность Президента страны хотя бы до 14 лет (как в США), запретив избрание лицам, которые по рождению не являются гражданами СССР (Российской Федерации). Это устранит опасность «продавливания» на пост главы государства лиц с сомнительной репутацией либо агентов западных спецслужб (так, в некоторых странах Балтии на пост президента были избраны бывшие граждан

е США). Кроме того, было бы целесообразным повысить возрастной ценз для кандидатов на должность Президента Российской Федерации, что обеспечит избрание на пост главы государства лиц с необходимым профессиональным и жизненным опытом. Следует запретить баллотироваться на должность Президента Российской Федерации лицам, чьи дети, супруги имеют иностранное гражданство, постоянный вид на жительство либо ранее были кадровыми сотрудниками спецслужб (ведь не секрет, например, что супруга

Президента Украины В. Ющенко долгое время была кадровым сотрудником ряда министерств и ведомств США). Чрезвычайно полезен для России в условиях нестабильности и экономического кризиса опыт Франции и Белоруссии в части снятия ограничений количества сроков пребывания президента в должности, что позволит главе государства последовательно проводить политику по укреплению государственной власти и обеспечению экономического развития нашей страны.

Как вариант, можно сделать еще большим срок президентского правления (до 7 лет, как это было во Франции еще сравнительно недавно, либо даже до 10 лет, аналогично Веймарской Германии 20–30-х годов прошлого века). Однако в целях исключения «сползания» России в ряды суперпрезидентских либо президентско-монократических республик с пожизненным пребыванием президента в должности необходимо скомпенсировать укрепление статуса главы государства ростом полномочий Федерального Собрания. Во м

ногих зарубежных странах существенно ограничена возможность законодательной инициативы президентов по целому ряду отраслей законодательства. Так, по вопросам принятия бюджета, финансового и налогового законодательства власть Конгресса США исключительно велика (и в области принятия бюджета, и в сфере контроля за фактическими ассигнованиями). Тогда как в Российской Федерации именно Президент страны в лице Правительства России является единственным инициатором разработки проекта федерального бюджета, а роль парламента с

остоит в декоративном утверждении чужого проекта. Конечно, в США (как и в России) глава государства может наложить право вето на принятый Конгрессом закон, но в то же время игнорирование мнения парламента может привести к парламентским расследованиям деятельности Президента и его импичменту . Причем отрешение от должности главы государства не ограничено возможностью роспуска Конгресса (в отличие от России, где Государственная Дума сама может быть распущена Президентом Российской

Федерации), что делает данную процедуру весьма действенной и эффективной (так, Президент США Р. Никсон после Уотергейтского скандала предпочел не дожидаться результатов импичмента и ушел в отставку сам). В ряде стран процедура импичмента носит такой же фиктивный характер, как и в Российской Федерации (например, в Белоруссии), однако это характерно лишь для «новых демократий» стран Центральной и Восточной Европы, а также псевдодемократических стран Азии, Африки и Латинской Америки. Следует трансформирова

ть чрезвычайно громоздкое право вето Президента Российской Федерации, когда отклоняется весь принятый Федеральным Собранием закон, в гибкую процедуру с использованием опыта США и Белоруссии, когда глава государства вправе отклонить весь закон, а также отправить на доработку в парламент отдельные его статьи, что повышает эффективность и скорость законотворческого процесса, а также ум

еньшает число законов, полностью отклоненных президентом. Представляется интересным опыт ряда стран (например, Белоруссии) по участию главы государства в назначении членов парламента. Так, Президент Белоруссии имеет право назначать восемь членов Совета Республики (верхней палаты парламента). Это позволяет главе государства влиять на законотворческий процесс в парламенте, добиваться через своих назначенцев внесения в рассматриваемые законопроекты президентских поправок еще на стадии парламентской ра

боты с законом. В России можно было бы предусмотреть возможность участия Президента в назначении части членов Совета Федерации Федерального Собрания, тем более что данная палата парламента России в соответствии с Конституцией РФ не может быть никем распущена, а глава государства даже не обладает полномочиями по созыву Совета Федерации в чрезвычайном порядке на внеочередную сессию. Интересен опыт США в части ограничения всевластия американского Президента по подписанию международн

ых договоров. Любой парламент в силу своей многочисленности и многопартийности является учреждением более консервативным в современных странах, чем глава государства. Он менее подвержен чужому (особенно иностранному и международному) влиянию и давлению. Представляется, что успехи американской дипломатии, а также практики заключения США международных договоров во многом обязаны тому, что данные процессы протекают под неусыпным контролем Конгресса, хотя в большинстве стран главы государств достаточно свободны в заключени

и международных договоров с иностранными государствами и международными организациями (правда, с последующим утверждением их в парламентах). Было бы полезным использовать американский опыт в этом вопросе, ограничив полномочия Президента Российской Федерации по заключению международных договоров, особенно в части ограничения или сокращения вооружений, обязательным согласованием данного вопроса в Совете Федерации, что поставит решение данных судьбоносных для страны вопросов под жесткий парламент

ский контроль. В то же время это нисколько не ограничивает полномочия главы государства по определению основных направлений политики в стране. Анализ конституций большинства развитых государств показывает, что полномочия президентов данных стран в части формирования различных органов государственной власти, назначения на должность чиновников несоизмеримо меньше, чем в Российской Федерации. К тому же они поставлены под реальный и действенный контроль со стороны парламентов. Например, в США

Президент страны не вправе самостоятельно назначать на должности ряд категорий судей (без участия Конгресса). Это обеспечивает уникальную независимость американской системы правосудия от исполнительной власти и честность самих судей. Зарубежные парламенты не ограничиваются в контроле за целевым характером использования бюджетных средств только процедурами принятия бюджета и отчета о его исполнении (как в нашей стране). Осуществляется поэтапный контроль за финансированием заложенных в бюджете мероприя

тий (путем согласования с соответствующими комитетами парламента выделения ассигнований). В США, например, глава государства при проведении различных военных мероприятий (вторжение в Ирак, Афганистан) был вынужден согласовать свои позиции со многими комитетами и комиссиями обеих палат Конгресса. К тому же данные палаты, обладая эффективно разработанными процедурами парламентского контроля и расследования, могли в любой момент проверить, на что, каким образом и в каких объемах были потрачены бюджетны

е средства. Внедрение этого опыта в России позволило бы поставить под жесткий парламентский контроль расходование бюджетных средств всесильным Министерством финансов России, когда нецелевое использование бюджетных средств «покрывается» внесением поправок в бюджет страны.   Заключение Таким образом, рассмотрев все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Институт президентства – это властный институт, представляющий государство, предназначенный для охраны и защит

ы государственного суверенитета и конституционного строя, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств: президент– это выборное должностное лицо; президент выполняет функции главы государства; он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, иницииру

ет принятие законов, выполняет роль арбитра в системе органов власти; он никому не подчинен и не зависит от других государственных органов; он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы; президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства. Введение института президентства в РФ открыло новый этап в развитии российской государственности.

На сегодняшний день Президент РФ – это орган государственной власти, который имеет особый уникальный, как юридический, так и фактический статус, несравнимый ни с одним из органов, составляющих систему государственной власти в РФ. Появление института президентства в РФ положило начало реформе всей исполнительной вертикали. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 года изменив свой статус и место среди высших органов госуд

арственной власти. В настоящее время в нашей стране имеется ряд проблем, связанных с формированием и функционированием института главы государства: а) в части соотношения полномочий и взаимодействия институтов Президента и Председателя Правительства России в системе исполнительной власти; б) в области взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной) власти в РФ; в) относительно определения основных направлений и пределов укрепления президентской власти как необходи

мого условия противодействия центробежным тенденциям в государственном управлении; г) в части необходимости использования в РФ зарубежного опыта оптимизации формирования и функционирования института Президента. Данные проблемы вызваны несколькими причинами: несовершенством действующей Конституции РФ в части определения места института главы государства в государственном механизме, установления пределов полномочий Президента России и их детализации (ее ускоренное создание и принятие было обусловлено разгоном Вер

ховного Совета России в октябре 1993 г. и необходимостью создания правового поля для новой системы власти в стране); крайне неповоротливой системой внесения поправок и изменений в Конституцию России, предусмотренной ее главой 9; возобновившимися процессами децентрализации системы государственного управления, ростом сепаратистских тенденций в региональных элитах, особенно в республиках в составе РФ; системным кризисом в российской экономике и назревшей необходимостью ее модернизации.

Использование в РФ зарубежного опыта формирования и функционирования института Президента должно преследовать в качестве главных целей: а) восстановление и укрепление баланса в системе разделения властей; б) повышение ответственности в деятельности как самого главы государства, так и всего механизма государственной власти; в) укрепление и централизацию государственного аппарата в стране; г) повышение контроля за Президентом страны и иными органами власти со стороны избирателей

Список использованных источников и литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». 2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 15.11.2012) «О государственной гражданской службе

Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 5. Федеральный конституционный закон от 17.12

.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 7. Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // СПС «КонсультантПлюс». 8. Арутюнян А. Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения [Текст] : дис. д-ра юрид. наук /

А. Ш. Арутюнян М 1997. 9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учебник / М. В. Баглай. – 3-е изд с изм. и доп. М. : НОРМА, 2001. 10. Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки [Текст] : сборник научных трудов / отв. ред. О. А. Жидков. – М. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. 11.

Домрин А. Н. Конституционная процедура импичмента в США [Текст] / А. Н. Домрин // Журнал российского права. – 2004. – № 7. – С. 146–156. 12. Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России [Текст] / Б. П. Елисеев М 1997. 13. Козлова Е. И. Конституционное право России : учебник [Текст] / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М 2004. 14.

Конджакулян К. М. Сущность института президентства в Российской Федерации и Республике Армения в контексте исполнительной власти [Текст] / К. М. Конджакулян // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 10. – С. 13–16. 15. Краснов М. А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» [Текст] / М. А. Краснов // Гражданское общество и правовое государства 2008 № 6 С. 27–38. 16. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента (исторический аспект) [

Текст] / М. Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11. Право 1992 С. 4–7. 17. Монтескье Ш. О духе законов [Текст] / Платон. – М. : Мысль, 1999. 18. Осипян И. В. Особенности института президентства в России, его становление и развитие [Текст] / И. В. Осипян // Право и управление. XXI век 2008 № 2. 19. Паречина

С. Г. Институт президентства: история и современность [Текст] / С. Г. Паречина. – Минск : ИСПИ, 2003. 20. Платон. Законы [Текст] / Платон. – М. : Мысль, 1999. 21. Правовые системы стран мира [Текст] : энцикл. справ. – 3-е изд перераб. и доп. / отв. ред. А. Я. Сухарев. – М. : НОРМА, 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.