Введение
Цельюданной работы является раскрытие трех вопросов:
1. Образование государства в Индии, государственные органы управления.
2. Государственный строй Арабского халифата, источники мусульманского права
3. Установление Абсолютной монархии во Франции.
Врезультате рассмотрения и раскрытия этих тем, нетрудно заметить сходства иразличия в историко-правовом развитии этих абсолютно различных государств. Найдя сходства в этих процессах, сразу видно их особенные черты, специфику,которая основывается на индивидуальных особенностях государства. Специфическихсторон права можно найти немало, потому что эти государства имеют такиеогромные различия, как, например, в религии, территориальном расположении совсеми вытекающими отсюда последствиями.
Интереснорассмотреть как правители этих стран добивались примерно одних и тех же целейразными путями. Рассмотреть их ошибки и верные решения тоже дело немалое,потому что всех учат учиться не на своих, а на чужих ошибках.
Образование государства в Индии: органыгосударственного управления
Однаиз самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет томуназад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологическиераскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крепные города — центрыремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественноерасслоение населения.
Наука,к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периодуистории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по такназываемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I тысячеления до н.э.), когда углубляется социальное расслоение искладывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающеесяряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-западаиндо-арийских племен, консолидировавшихся годе-то на рубеже III — II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. ДолинаГанга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундови дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы арями,носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошлиотносящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания — веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народногоэпоса.
Хараппскаякультура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, неоказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Ганга, скоторыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до нашихвремен свои культурные ценности цивилизаций Востока.
Наиболеемногочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему,так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. — до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупногоне только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственногообразования — империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периодаособое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра,приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, атакже целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра,получившая название «Законы Ману».
Примитивныегосударственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союзаплемен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собойнебольшие государственные образования, в которых племенные органы перерасталив органы государственного управлен ия. Это были монархии, в которыхглавенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики,в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силойкшатриев.
Правителипервых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшиефункции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд,распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов,знать, собирали ренту-налог.
Внекоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь современем утвердился наследственный принцип получения царственности. Привыборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках советастарейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административныхорганов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается всовещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей отбрахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как исоперничество между представителями правящих варн, была неизменной.
Примернов IX — VIII веках до н.э. в Древней Инди на базе старых племенных государстввозникаютпервые более или менее крупные государства, которые ведут между собойнепрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых вдревнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа виндийской истории.
Сэтого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременныхгосударственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих вупадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти,ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.
Даннаяцивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин,главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общиннойорганизации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определеннымместом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием,соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека быласвоеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти.Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины и еенатуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязямиземледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название«джаджмани».
ИмперияМаурьев достигла наивысшего расцвета в III веке до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складываетсяотносительно централизованная восточная монархия.
Империяскладывалась не только в результате войн, но и в результате так называемогоморального завоевания — распространения религиозно-культурного влияния развитыхобластей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительнаяцентрализованность держалась не только на военной силе Маурьев, но и напроводимой ими гибкой политике объединения страны..
Вимперии Маурьев — сложном политическом образовании — не прекращалась борьбадвух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму,раздробленности. Последняя в конечном счете и побеждает. В силу этого нельзяпреувеличивать ни централизации, ни бюрократизации государства, несмотря накартину «идеального» всеохватывающего проавления, нарисованную в Артхашастре.
Центральныйадминистративно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению сдругими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранениемважной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это даетоснования утвержать, что в монархических государствах Индии в периодызначительного их усиления власть древнеиндийских царей не была деспотической впрямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но иположением в государстве господствующей наследственной знати, установившимисятрадиционными религиозно-этническими нормами. Религия, в частности, исключалазаконодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменностьнорм права, заключенных якобы в ведах.
Индусскаяполитико-религиозная концепция «богоугодного царя» (девараджи) предписывала емувыполнение особой драхмы. Одна из главных обязанностей - охрана подданных.«Защищая» народ, царь мог заставить его платить налог — бали. Наряду с основнымналогом, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти.
Царювверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Онсчитался опекуном всех малолетних, больных, вдов, должен был возглавлять борьбусо стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организацияпубличных работ, освоение и заселение царских земель, строительствоирригационных сооружений.
Согласнорелигиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская властьобожествлялась.
Царьявлялся главой административного аппарата. От него зависели назначения должностныхлиц и контроль за их деятельностью. Все царские чиновники делились на группыцентрального и местного управления. Особое место занималисоветники царя. Из советников царя состоял и совещательный коллегиальный орган- мантрипаришад, своеобразный пережиток органов племенной демократии.
Сохранениегосударственного единства требовало твердого государственного управления.
Специальнаягруппа царских чиновников была связана, например, с организацией управленияцарским хозяйством, с деятельностью по пополнению царской казны. Артхашастраупоминает чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за гаванями,за судоходством, ведавших морской торговлей, судостроением и пр. Срегулированием экономической жизни страны была связана деятельность специальныхкатегорий чиновников (адхьякша), среди которых особое место занимали чиновникифинансового ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной.Выделялась также особая группа чиновников, следившая за снабжением армии. Средидругих высших чиновников особое место занимали главный судья, юридическийсоветник царя и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей,верховный придворный жрец (пурохита).
Нарядус назначением чиновников царской властью существовала практика передачичиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система. Дляпридания должной эффективности государственному аппарату Маурьи создали сетьконтрольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников — шпионов, царскихтайных агентов, которых царь «принимал и днем и ночью».
Особойсложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная сним система местного управления.
Лишьчасть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и егодвора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди нихвыделялось пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, ипограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функцииправителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов,обеспечение строительных работ.
Менеекрупной административной единицей был округ, возглавляемый окружнымначальником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией.
Артхашастравыделяет четыре вида сельских областей,, состоящих из 800, 400, 200 и 10селений, и соответствующих им в органах местного самоуправления управителей.Характерно что жалованье давалось управителю начиная с 10 деревень. Вобязанности старосты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине.Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни решались на общинных сходках. Врешении вопросов, связанных с продажей земли, границами земельных участков,важная роль принадлежала общинному совету старейшин.
Вдревней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные.
Высшейсудебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь или замещающая егосудебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана,«окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, драхмы мог брахман,в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало правоежегодно обьявлять амнистии.
Судяпо Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10 деревень,должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того,специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами».Большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях,которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных,устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.
Большинстводел рассматривались общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые судысохранились в Индии до настоящего времени.
Армияиграла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народоврассматривались как важный источник процветания государства. Царю переходилабольшая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото,серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.
Армиякомплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемыхотдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимымисоюзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии моглиносить оружие, другие «дважды рожденные» могли носить оружие лишь тогда, когдадля них «наступает время бедствий».
Армиявыполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна стоятьна защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи сэтим среди «двух, трех, пяти, а также сотен деревень».
Государственный строй Арабского халифата источники мусульманского права
Халифаткак средневековое государство сложился в результате обьединения арабскихплемен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характернойчертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождалсястановлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение заобъединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективноотражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».
Поискипроповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильнымвлиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранеераспространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но толькоподтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержити нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой ифанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и правана власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от властисветской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаковогобезусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.
Вистории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычновыделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основнымэтапам развития арабского средневекового общества и государства.
Развитиеарабского общества подчинялось основным -закономерностям эволюции восточныхсредневековых обществ при определенной специфике действия религиозных икультурно-национальных факторов.
Характернымичертами мусульманского общества были доминирующее положения государственнойсобственности на землю с широким использованием рабского труда вгосударственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатациякрестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственнаярегламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженныхсословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.
Посколькуюридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый планвыступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев).Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточнойтерпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды.Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: ихвзаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они немогли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду,снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог иподушную подать.
Напервом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическуюмонархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская(эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифыизбирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа сталапередаваться по завещательному распоряжению.
Вдальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе сталвизирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкойвластью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказанияхалифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря сограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились такженачальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник,осуществляющий надзор за другими должностными лицами.
Центральнымиорганами государственного управления являлись специальные правительственныеканцелярии — диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. Внем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указаниемполучаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диванвнутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и другихпоступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения.Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты игосударственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог,караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполнялофункции тайной полиции.
Системаместных органов государственного управления на протяжении VII - VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местныеорганы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старыеметоды управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошлоупорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифатабыла разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками — эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однакобыли и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителейзавоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местныйадминистративно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялисьдолжностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функциивозлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин(шейхов).
Судебныефункции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.
Верховнойсудьей считался глава государства — халиф. В целом же суд был привилегиейдуховенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболееавторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифаони назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) испециальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.
Правомочиякади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий,следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местамизаключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверялизаконность землепользования. При вынесении решения кади руководствовалисьпрежде всего Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельноготолкования… Судебные решения кади были окончательными и обжалованию неподлежали. Исключение составляли те случаи когда сам халиф или егоуполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население подлежалоюрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.
Большаяроль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основнойстратегической задачей халифата считалось завоевание территории, не заселенноймусульманами, путем «священной войны». Принимать участие в ней должны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.
Напервом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение.Однако необходимость укрепления и централизации армии вызывала ряд военныхреформ конца VII — середины VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей(постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованиемособого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.
Огромная,состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющийфактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, несмогла долгое время существовать как единое целое. Начиная с IX в. в государственном строе халифатапроисходят значительные изменения.
Во-первых,произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель,великий визирь, опираясь на поддержку знати,. Оттесняет верховного правителя отреальных рычагов власти и управления. Не отчитываясь перед халифом, визирь могсамостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную властьхалифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием.
Во-вторых,в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияниена политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемнаяармия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского идаже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако вконце IX в. ее влияние становится настолько велико,.Что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят напрестол своих ставленников.
В-третьих,усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а такжеместных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников надуправляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляютсяцелые династии эмиров. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользуналоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельныхправителей.
Распадхалифата на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко,Египте, Средней Азии, Закавказье — привел к тому, что багдадский халиф,оставаясь духовным главой суннитов, к X в.фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и X I вв. В результате захвата Багдада различными кочевымиплеменами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифатбыл завоеван и упразднен монголами в XIII в.Резиденция халифата была перенесена в Каир, в западную часть халифата, гдехалиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецкимсултанам.[1][1]
Шариат- это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные сего религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовыеустановки как частицу единого божественного закона и порядка.
Важнейшимисточником Шариата считается Коран — священная кнга мусульман, составлениекоторой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененныхна 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания,причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые.Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священноепридание»), состоявшая из многочисленных рассказов ( хадисов ) о суждениях ипоступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержаламного противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» изних всецело зависел от усмотрения судий.
Третьеместо в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласиемусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений порелигиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммедаили позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами — правоведами.
Однимиз наиболее спорных источников мусульманского права был кияс — решение правовыхдел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне илииджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этихисточниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новыеобщественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариатаот теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола.
Вкачестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшиенепосредственно в само мусульманское право в период его становления, но непротиворечащие его принципам.
Наконец,источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указыи распоряжения халифов — фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источниковправа стали государственные законы — кануны.[2][2]
Однимиз наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке сталомусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временемприобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата.После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.
Установление абсолютной монархии воФранции
Глубинныеизменения произошедшие в сословно-правовой структуре Франции привели квозникновению новой формы монархии — абсолютизма. Эти изменения были вызваныпрежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализмашло быстрее в промышленности и в торговле, а в сельском хозяйстве тормозом дляпрогресса служила феодальная собственность на землю. К XVI в. французская монархия утратиласуществовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословнуюприроду.
Первымсословием в государстве было духовенство, которое держало в своих руках 1/5всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию,отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскимисвященниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только всвоем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии (взимание десятины идр.).
Болеетесной связь стала между духовенством и королевской власть с дворянством.Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения нацерковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с почестями ибольшим богатством, предоставлялись дворянской знати. В свою очередьпредставители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты вгосударственном управлении(Ришелье, Мазарини).
Господствующееместо в общественной и государственной жизни французского общества занималосословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. дворян. Только дворяне могливладеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть(3/5) земли в государстве. Дворянство окончательно превратилось в чисто личныйстатус, приобретаемый главным образом по рождению. Дворянство предоставлялосьтакже в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связаннокак правило с покупкой богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, вчем была заинтересована королевская власть. Такие лица обычно называлисьдворянами мантий, в отличии от дворян шпаги (потомственных дворян).
Подавляющуюмассу населения во Франции в XVI — XVII вв. Составляло третье сословие, котороевсе более становилось неоднородным. В нем усиливалась социальная иимущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находилиськрестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних ступенях стоялилица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховыемастера, нотариусы, адвокаты.
Спроникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяютсязажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие.
Исключительнотяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых икосвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямомунасилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам иростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных инезаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать своипостройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных инищих.
Впереходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовлластиякороля, были заинтересованы самые широкие слои общества XVI — XVII вв. Абсолютизм был необходим духовенству и дворянству, посколькудля них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления состороны третьего сословия укрепления и централизация государственной властистали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширныесословные привилегии.
Вабсолютизме была заинтересована и буржуазия которая не могла претендовать наполитическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы,вновь появившейся в связи с Реформацией и религиозными войнами в XVI веке. Установление мира, справедливости иобщественного порядка было заветной мечтой основной массы французскогокрестьянства, связывающего свои надежды с сильной и милосердной королевскойвластью.
Получившаяширокую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощькоролевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большойполитический вес и даже относительную самостоятельность по отношению кпородившему ее обществу.
Становлениеабсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер,поскольку королевская власть способствовала завершению территориальногообъединения Франции, формированию единой французской нации, более быстромуразвитию промышленности и торговли, рационализации системы административногоуправления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в VII — VIII вв. Абсолютная монархия все более возвышалась над обществом,отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом,в политике абсолютизма с неизбежно проявляются и приобретают первенствующеезначение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежениек достоинству и правам личности, к интересу и благу французской нации в целом.Абсолютизм ни когда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии, астарался спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми исословными привилегиями дворянства и духовенства.
Верховнаяполитическая власть при абсолютной монархии переходит к королю и не делится имс какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо былопреодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви,ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованныйбюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.
Вкачестве своеобразной оппозиции королевской власти в XVI — XVII вв. Выступил Парижский парламент, которыйк этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовалсвое право ремонстрации и отклонял королевские акты. В 1673 году Людовиком XIV было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрациикоролевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно.Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы — опротестовывать иотклонять королевское законодательство.
Изменилосьи общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий.Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной властикороля. Чаще всего государство отождествляется с личностью короля.
Представлениео том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятияидеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом.Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось,что «король трудится для Государства».
Вообщефранцузский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля игосударства, поглощения первого вторым. Юридически король признавалсяисточником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, вчастности привело к закреплению полной свободы короля в сферезаконодательства. Король являлся окончательной инстанцией во всех вопросахгосударственного управления. Он принимал важнейшие внешнеполитические решения,определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступалвысшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществляласьсудебная власть.
Приабсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами методыуправления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.
Старыегосударственные должности ликвидируются или теряют всякое значение ипревращаются в простые синекуры. Сохраняет былой вес лишь канцлер, которыйстановится после короля вторым лицом в государственном управлении.
Потребностьв специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственныхсекретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела,военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела).Расширение круга функцийгосударственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к егобюрократизации.
Большуюроль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов, а затемГенеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная сКольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет инепосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практическиконтролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлениюкоролевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем такжевозник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.
Дляукрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают тудакомиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятсяпостоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов,финансы.
Централизациякоснулась и городского управления. Муниципальные советники и мэры пересталиизбираться, а назначались королевской администрацией.
Главнымисточником поступления денежных средств в казну были налоги. Несмотря наогромные доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что быловызвано не только большими затратами на армию и раббухший бюрократическийаппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи.[3][3]
Военныесилы, которые абсолютистское государство могло противопоставлять натискуантифеодальных движений, складывались из двух элементов: вооруженной буржуазиив городах и регулярной армии.
Всевоенные силы на территории провинции находились под командованием губернатора.Губернаторы как представители прежде всего военной власти на местах служиливажным звеном централизованной военной машины. Города окончательно утратили приЛюдовике XIV свое самоуправление. Особенно нагляднопринцип нейтрализации выражался во вторжении в провинциальную администрациюприсылаемых из столицы интендантов.
Самыйпринцип «личного» управления короля на практике приводил к неизбежным задержкамв решении дел, к мелочности и фактической бесконтрольности, к различныммахинациям придворных за спиной короля и т.п. [4]
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cooldoclad.narod.ru/