Внаши дни мы становимся свидетелями прихода в Россию активного периода слияний ипоглощений. На рынке присутствует множество успешных компаний, которые желаютразвиваться и преуспевать.
Процессглобализации экономики с каждым годом набирает силу, и ни одна из компаний нежелает оставаться за бортом этого процесса. Бизнесмены, акционеры, и главыкорпораций вынуждены укрупнять капитал для более эффективного егоиспользования. Учитывая иностранный опыт, мы пришли к выводу, что в ближайшембудущем российский рынок слияний и поглощений будет расширяться. Слияния ипоглощения (M&A, Mergers & Acquisitions) –современная тенденция консолидации активов и концентрации производственнойдеятельности. На рынке слияний и поглощений, несомненно, существует множествопроблем, что является одной из причин того, что далеко не все объявленныесделки осуществляются. Одна из основных проблем на рынке – непониманиеРоссийскими бизнесменами процесса подготовки и проведения таких сделок,вдобавок не существует универсальной модели слияний и каждая сделка должнарассматриваться как уникальная. Более того, сделки слияний и поглощенийзачастую имеют вовсе не положительный, а отрицательный результат, больше третивсех крупнейших международных слияний и поглощений за последние годы оказалисьнеудачными (согласно результатам исследования, подготовленного консалтинговойкомпанией KPMG).
Рис.1 Крупнейшие сделки в 2003 г.
/>
Примногообразии целей и причин слияний и поглощений, основной причиной, на мойвзгляд, является стремление к получению синергетического эффекта (2+2=5),который возникает в результате взаимодополняющего действия активов двух илинескольких предприятий. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: “Какоценить этот эффект?”. И ответ на этот вопрос достаточно прост — необходимооценить компанию (объект сделки), оценить денежные потоки, которые будутгенерировать компании вместе. Если участники сделки вдруг пренебрегут оценкойкомпаний, слияние может оказаться пустой тратой денег. Компании будут подобныслепцам, ведущим друг друга.
Допустим,что целью поглощения является непубличная кампания с неизвестной ценой акций,никто даже не задается вопросом, сколько же стоит эта компания для еевладельцев. Стоимость создаваемая бизнесом для существующих владельцев, — этовсе что действительно есть для продажи. Большинство, а возможно и все сделки,обладающие синергетическим эффектом, создаются покупателем, а не продавцом, таккак покупателю легче уловить эффект, усиливающий его бизнес. Поэтому покупателюне следует платить продавцу за стоимость, создаваемую самим покупателем. Однаков данной ситуации, покупатель, скорее всего именно так и поступит, поскольку онсам не знает сколько стоит компания-цель как отдельный бизнес. Как следствие онне узнает, сколько стоят синергии, возникающие в результате поглощения, иликакую первоначальную стоимость предлагать существующим владельцам. Как правило,существующая команда предприятий, не является экспертами в области оценкибизнеса.
Проблемароссийского бизнеса заключается в том, что эту простую истину понимаютнемногие. На западе крупные компании уже давно привыкли пользоваться услугамиконсультантов и независимых оценщиков, в России очень немногие понимаютнеобходимость свежего и независимого взгляда на сделку. Оценка при слияниях ипоглощениях позволяет участникам сделки взглянуть на процесс с другой стороны,откинуть предвзятость, оценить риски и выгоды будущей объединенной компании.Продавец получает полную информацию о стоимости своей компании, уменьшает рискпотерь при продаже и увеличивает вероятность успешной продажи бизнеса.Покупатель получает портрет приобретаемого бизнеса, доказательства того, что онне переплачивает, и, что особенно важно, обоснованное подтверждение того, чтослияние в конечном итоге увеличит стоимость его компании. Многие компаниипренебрегают этими логичными причинами оценивать приобретаемый бизнес и, какследствие, у трети с лишним компаний, образованных в результате слияния ипоглощения, теперь существуют большие проблемы, и они избавляются от купленныхпредприятий, часто выставляя их на продажу по ценам, ниже тех, за которые онибыли куплены в самом начале. Среди этих компаний — британскаямашиностроительная фирма Invensys, американскийконгломерат Tvco, телекоммуникационные гиганты AT&TиBritish Telecom.
Историяхранит множество примеров того, что бывает с компаниями при отказе менеджментаот оценки будущей сделки. Так, например, в начале 2003 года AOL Time WarnerInc. объявил о самых крупных в истории США годовых убытках — почти 100миллиардов долларов. Главной причиной аналитики называют неудачное слияние синтернет-провайдером America Online. После покупки в 2000 году этой фирмы за124 миллиарда долларов акции объединенной компании потеряли около 70 процентовсвоей стоимости, поскольку только на списание стоимости активов America Onlineбыло потрачено 45,5 миллиарда долларов. Сумма списаний в два раза превысилапрогнозы аналитиков. С момента неудачной попытки слияния с General Electric Co.в июле 2001 года акции Honeywell упали на 18 процентов.
Иногдаменеджмент желает создать иллюзию процветания в глазах акционеров и инвесторов.Примером этого может служить волна слияний и поглощений в автомобильнойпромышленности. Успешно работающая Daimler-Benz никак не может вывести науровень самоокупаемости свое американское приобретение Chrysler, что отражаетсяна финансовых результатах объединенной компании, а следовательно — и на цене ееакций. В 2001г. DaimlerChrysler понесла убыток в 662 млн евро ($580 млн), тогдакак в 2000г. прибыль компании составила 7,89 млрд евро ($6,91 млрд). АкцииDaimlerChrysler на NYSE стоят сейчас $37,86, тогда как за последний год ценадостигала $52,72. Как правило, принятые решения оказывались неудачными, чтовыявлялось только через несколько лет после сделки. Причиной этому явилисьошибки в финансовых расчетах и рыночных оценках компаний, неверном выбореобъекта поглощения.
Дляэффективного взаимодействия продавцов и покупателей бизнеса, обе стороны должныобладать наиболее полной информацией о рынке и о компаниях. Продавцы ипокупатели должны иметь четкое представление о стоимости и возможностях своего бизнеса,и если в России потенциал своего бизнеса осознает большинство, то о стоимостиони имеют достаточно плохое представление. Психологический барьер не позволяетвладельцу бизнеса обратится к консультанту. Российские бизнесмены смотрят наоценку как на ненужную вещь и обращаются к оценщикам только тогда, когда тоготребует законодательство. В последние годы русский бизнес начинает понимать,что услуги консультантов и оценщиков в конечном итоге увеличивают стоимостькомпании, оптимизируют ее работу, выявляют проблемы и подсказывают, как ихрешить. Отчет об оценке не только покажет стоимость компании, но и увеличитвероятность ее выгодной продажи или привлечения инвестиций. Gart Sportsявляется вторым по величине ритейлером спортивных товаров, торговая сетькомпании составляет 181 магазин в более чем 20 штатах. Компания традиционноразвивается на Западе, где и находятся основные торговые точки. На протяжениипоследних лет Gart провела два удачных поглощения — Sportmart в 1998 году иOshman's в 2001 году. Обе сделки положительно сказались на росте стоимостикомпании.
Подводяитог, можно с уверенностью сказать, что оценка при слияниях и поглощенияхявляется основополагающим элементом стратегии слияний и поглощений. Во-первых,оценка стоимости компаний является ключом к пониманию целесообразностизаключения сделки. Во-вторых, оценка позволяет определить успех или провалосуществившегося слияния или поглощения и разработать дальнейшую финансовуюстратегию.
Естьнадежда, что эти доводы убедят владельцев бизнесов более глубоко подходить квопросам продажи и покупки компаний, более четко осознавать ценность оценки ито, какие выгоды и перспективы открывает это направление. Именно от того,насколько Российские бизнесмены поймут, насколько важно знать, сколько же стоитбизнес, и будет зависеть дальнейшая судьба слияний и поглощений на российскомрынке.
АнтонПолеванов, руководитель Департамента оценки ЗАО «Интеллект-Консалтинг»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.intellect-patent.ru/