Введение
Муниципальноеправо является составной частью юриспруденции. Наука муниципального праваотносится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучениемуниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественныеотношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самихэтих норм, механизмы их реализации и т.п.Исходя из содержания предметамуниципального права как отрасли права, особенностей составляющих егообщественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретическихпроблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этихпроблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального)самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение исодержание федерального, регионального и локального правового регулированияорганизации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальныхоснов местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальныхобразований и разграничение их с органами государственной власти; характер иформы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами;реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности,надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, этоизучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России,так и за рубежом.Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципальногоправа как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупностьзнаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах егоосуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.Взаключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия ипредмета муниципального права РФ.Во-первых, муниципальное право связано смуниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можнотрактовать как право местного самоуправления, местное (локальное)право.Во-вторых, муниципальное право — комплексная отрасль права, котораявключает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфереместного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующихотношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.И, в-третьих, нормы муниципальногоправа регулируют специфический круг общественных отношений, связанных сорганизацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельскихпоселениях.
Понятиемуниципального права РФ.
Муниципальноеправо — относительно новое явление в российской правовой системе. Оноформируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ,появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношенийкак муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальноепредприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальныйслужащий и т.п.Понятие используется в трехзначениях.Во-первых, муниципальное право, как отрасль права. то естьотносительно самостоятельное правовое образование в системе российскогоправа.Во-вторых, так именуется одна из отраслей правовой науки, исследующая, изучающаямуниципальное право как отрасль права, нормы, ее составляющие, муниципальныеправоотношения и институты.И, в-третьих, муниципальное право — это одна изучебных юридических дисциплин, включенная в учебные планы и программы различныхвузовских специальностей и, прежде всего, .Муниципальноеправо не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе праваопределяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производныйхарактер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплекснымиотраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считатьморское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебноеправо и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, ихобразующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы,как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, какконституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой- они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно,образуют правовую систему как бы вторичного характера — муниципальное право РФ.Такие нормы в теории права именуют.Однако отрасльмуниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и нормысобственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся,прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера.Какизвестно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасличастного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанныйхарактер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанныес осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особогоспецифического круга властеотношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно,относится к публично-правовой. С Другой стороны, местное самоуправление — этоширокая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органыместного самоуправления выступают как юридические лица.Таким образом,муниципальное право РФ — это комплексная научная дисциплина и отрасльпублично-частного характера.
Муниципально– правовые отношения.
Юридическиенормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различныепо характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные,материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различныхсферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и другихприродных ресурсов, социальной сфере и т.д.Главными объединительными критериямиданного круга общественных отношений являются, во-первых, ихлокально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер ихсодержания (исключительно вопросы местного значения). Муниципальное право, какотрасль российского права, призвана регулировать:- отношения, связанные сместом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;- договорныеотношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органовгосударственной власти различного уровня;- отношения, связанные с образованием,видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществленияместного самоуправления;- отношения, связанные с установлением, разграничениеми реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;-отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальныхобразований различного уровня;- отношения в сфере местных налогов, местногобюджета, муниципальной собственности и т.п.;- отношения, вытекающие из статуса муниципальныхорганов как юридических лиц.Предметом муниципального права является такжепрактика деятельности муниципальных органов’.Из сказанного выше следует, чтомуниципально -правовые отношения — это регулируемые нормами муниципальногоправа общественные отношения, связанные с организацией и функционированием местногосамоуправления в городских и сельских поселениях, а также в другихмуниципальных образованиях.
Понятиеместного самоуправления.
Необходимоотметить, что как в нашей стране, так и за рубежом, трудно сегодня найтикакое-либо универсальное определение понятия местного (муниципального)самоуправления. Так, в законе бывшего Союза ССР , принятого в 1990 году, была данаследующая формулировка: .В этом определении (вотличие от предыдущего), во-первых, местное самоуправление понимается некак, а как . Во вторых, в словосочетании исключено слово . Что касается указания в определениилишь на республики в составе РФ, то в то время еще не подписан был Федеративныйдоговор, который значительно расширил субъектный состав РФ.В ФЗ № 154 от 12августа 1995 года определение понятия местного самоуправления сформулированоследующим образом: .Особенностью данного определения является то, что внем нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в1993 году.Одним из недостатков всех трех определений является отсутствие в нихуказания на то, в каких территориальных пределах осуществляется местноесамоуправление.Оригинальное определение понятия местного самоуправлениясформулировано в Европейской Хартии местного самоуправления: .В данном определении, во-первых, достаточно четко указано на правосубъектностьорганов местного самоуправления, это ;во-вторых. что органы местного самоуправления , то есть имеютправо издавать в рамках своей компетенции локальные нормативные акты, а также, то есть осуществлять исполнительно-распорядительные.управленческие функции.И еще одна особенность в указанном определении: вотличие от российских субъектов осуществления местного самоуправленияпризнается не население, а органы местного самоуправления.Обобщив всевышесказанное о понятии местного самоуправления, можно выделить ряд характерныхдля него признаков (применительно, естественно, к РФ). Итак. местноесамоуправление в РФ это:1) самоорганизация или организация деятельности гражданРФ:2) в городских, сельских поселениях и на других территориях;3) длясамостоятельного решения вопросов местного значения;4) либо непосредственно,либо через органы местного самоуправления; 5) под свою собственнуюответственность;6) на основе Конституции РФ и законов РФ, конституций, уставови законов субъектов РФ. а также уставов муниципальных образований;7)достаточной материальной и финансовой базы;8) исходя из интересов населения;9)его исторических, национально-этнических и иных местных особенностей итрадиций.
Правограждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.
ГражданеРоссийской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление вгородских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях всоответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путемреферендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборныеи другие органы местного самоуправления. 2. Граждане Российской Федерации имеютравные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, таки через своих представителей независимо от попа, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 3. Граждане РоссийскойФедерации имеют право избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ кмуниципальной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться ворганы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаныобеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами,непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а такжевозможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации одеятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотренозаконом.
Правовые(законодательные) основы местного самоуправления в РФ.
Местноесамоуправление осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ. ФЗ№ 154. другими федеральными законами, конституциями, уставами и законамисубъектов РФ, а также уставами соответствующих муниципальныхобразований.Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местногозначения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.Федеральные законы,законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могутпротиворечить Конституции РФ и ФЗ № 154, ограничивать гарантированные ими праваместного самоуправления.В случае противоречия норм муниципального права.содержащихся в законах, положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяютсяположения Конституции РФ и ФЗ№ 154.Положения ФЗ № 154 в равной мерераспространяются на республики, края, области, города федерального значения,автономную область, автономные округа.Принятые в субъектах РФ, до принятия ФЗ №154, законы о местном самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их всоответствие с ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов РФ о местномсамоуправлении на их территории и не приведенные в соответствие с ним. нсподлежат применению.
Территориальныеосновы местного самоуправления в РФ.
Местноесамоуправление осуществляется на определенной территории. Это территориальноесамоуправление. В РФ местное самоуправление осуществляется на всей еетерритории в городских, сельских поселениях и на других территориях.ФЗ № 154относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц, районов(уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальныхобразований.Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города ипоселки городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (ихвсего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного,краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районногозначения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо исключениядля тех или иных типов городов, на территории которых их население вправеосуществлять местноесамоуправление (это касается и городов федеральногозначения).К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортныепоселки и дачные поселки.К сельским поселениям на территории РФ относятся:сельские районы, сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора,аулы и т.п.Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправлениев РФ осуществляется, прежде всего, в пределах определенных административно-территориальныхединиц, которые образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ иотносятся к компетенции последних.Однако, территориальные основы местногосамоуправления не всегда могут совпадать с административно-территориальнымиединицами. Оно может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми:округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.Гщс раз подчеркнем, что впринципе местное самоуправление в РФ может осуществляться на любой частитерритории России. При этом, население городскою, сельского поселения,независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществлениеместного самоуправления.Вместе с тем, в целях защиты конституционного строя,обеспечения обороны страны и безопасности государства, допускается ограничениеправ граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территорияхв РФ, однако, только на основании соответствующих федеральных законов. Этимитерриториямимогут быть приграничные территории, военные городки, закрытые административно-территориальныеобразования.Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либотерритории и право их населения на создание муниципальных образований иосуществление в них местного самоуправления, тем более без учета мнениянаселения этих территорий. В противном случае это бы противоречило КонституцииРФ и Федеральному закону № 154^.Территорию муниципального образованиясоставляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общегопользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, идругие земли в границах муниципального образования, независимо от формсобственности и целевого назначения.
Список литературы
ШевченкоЮ.И. Муниципальное право в России//Политические исследования.- 2003, том 2.
КарповаГ.М. История муниципального права / Под ред. В.И. Уколовой.- 7-е изд. 2003.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/