Проблемыукрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочаячасть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.
МеханизмРоссийского государства — это система взаимосвязанных между собой объединенныхобщими принципами государственных органов (институтов), осуществляющихгосударственную власть и функции государства, решающих его задачи.
Механизмунашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), ихтесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляютединую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования идеятельности — демократизма, законности, разделения властей, субординации икоординации, федерализма и профессионализма.
Демократизм.В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться иформироваться на демократических началах выборности, отчетности,подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизниданные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируетсянегативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей преждевсего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутилодемократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, приформировании органов государства широко применяется принцип назначения.
Законность.В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству,его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им,действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права исвободы граждан — важнейшая конституционная обязанность органов государства.Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работниковгосударственных органов разлагающе действуют на механизм государства, наобщество.
Разделениевластей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянныйвзаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегаетпротив узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того,данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.
Субординацияи координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизмагосударства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчиненияпо вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весьмеханизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.
Федерализм.Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Рядобщефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участиемпредставителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются идействуют государственные органы субъектов Федерации, между которымискладываются отношения координации, и субординации.
Профессионализм.От человеческого фактора, т. е. персонала государственного аппарата(профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качествоего работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненнуюабстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственныхчиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоитдилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснитьпрофессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствииНеобходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидетьрезультаты своих действий, последствия принимаемых решений.
Молодоймеханизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые иразрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников,среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровеньгосударственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, амеханизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовоеположение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажностьдолжностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственныхслужащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем.Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точноеправовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенныйконтроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленныеаттестация и переаттестация работников государственных органов.
Накачественное совершенствование механизма Российского государства направленФедеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы РоссийскойФедерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.
Федеральные органы Российского государства
СогласноКонституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляютПрезидент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды РоссийскойФедерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделениявластей. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны.
ПрезидентРоссийской Федерации. Институт президентства возник в бывшем Союзе в 1990 г.,не имея аналогов в отечественной истории. В России пост Президента был введенна основании референдума 17 марта, 1991 г. Первый Президент РФ был избран 12июня 1991 г.
ПоКонституции РФ Президент является главой государства, гарантом Конституции,прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами онопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и вмеждународных отношениях.
Президентомможет быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постояннопроживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на четыре года наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентобладает широкими полномочиями — представительскими, правотворческими, управленческими,чрезвычайными и т. д. в сфере внутренних и международных отношений,государственной безопасности и обороны.
Емуподчинены силовые министерства. Он обладает правом законодательной инициативы иотлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения,обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении встране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.
Подобныеполномочия Президента если и целесообразны, то, видимо, лишь на переходныйпериод. Для их выполнения создан внушительный, (около 2 тыс. сотрудников)аппарат. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти —президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работудостаточно эффективной.
Крометого, Президент Российской Федерации есть носитель персонифицированнойответственности за принимаемые им решения и их социальные последствия. Он неможет переложить эту ответственность ни на своих помощников, ни на своеокружение.
Новыйдля нашей страны институт президентства, несомненно, будет подвергатьсякритической оценке с точки зрения его полезности и необходимости для народа,для страны.
ФедеральноеСобрание — парламент Российской Федерации — является представительным изаконодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат — СоветаФедерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителяот каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительногооргана государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов,которые работают на профессиональной постоянной основе, не могут заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или инойтворческой деятельности.
СоветФедерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они образуют комитеты икомиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимаютпостановления.
Законодательнаяфункция распределена между палатами неравномерно. Федеральные законы принимаетГосударственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их. Но еслизакон отклонен, Дума может провести повторное голосование и принять его. Впринятии федеральных конституционных законов участвуют обе палаты.
Значительноеместо в компетенции парламента России занимают полномочия, связанные сформированием высших органов государства. По представлению Президента СоветФедерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, ВысшегоАрбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генеральногопрокурора России. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначениеПредседателя Правительства и др.
ПравительствоРоссийской Федерации реализует исполнительную власть. Без сильнойисполнительной власти самые необходимые и качественные законы могутпревратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностейсовременного правительства этим не исчерпывается. В него входит такжемногообразная управленческая деятельность по реализации социальногопредназначения государства, выполнению его функций.
ПоКонституции Правительство России является самостоятельным государственныморганом. Оно обладает законодательной инициативой, формирует и исполняетфедеральный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику,осуществляет управление федеральной собственностью, единую государственнуюполитику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальногообеспечения, экологии, предпринимает меры по обеспечению обороны страны,государственной безопасности, реализации внешней политики, по укреплениюзаконности, охраны прав и свобод граждан, собственности и др.
ПравительствоРоссийской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и министров.Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Остальныечлены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя.Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции через подчиненныеему министерства и центральные ведомства с их административным аппаратом. Впределах своей компетенции оно издает постановления и распоряжения,обеспечивает их исполнение.
Россиябольше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующемправительстве. Это обусловливает поиск путей повышения его самостоятельности,ибо только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу,может нести ответственность за свою деятельность.
Органыправосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судом посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане,достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы поюридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются толькоКонституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны. Разбирательство дел вовсех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в техслучаях, которые предусмотрены законом. Судопроизводство осуществляется наоснове состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренныхфедеральным законом, оно ведется с участием присяжных заседателей.
Судебнуювласть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный, ВысшийАрбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаютсяфедеральным конституционным законом.
Еслив государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так какзаконодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий навыполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать неправовымисредствами. В целях формирования эффективной системы правосудия, действующей настрогих правовых и демократических началах, в стране проводится судебнаяреформа. Она должна обеспечить: универсальность судебной защиты (возможность защитыот любых проявлений произвола и насилия); доступность правосудия; оперативностьсудебной защиты прав и законных интересов; безусловность исполнения судебныхрешений.
ПрокуратураРоссийской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинениемнижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральныйпрокурор назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектовФедерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия,организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральнымзаконом.
Системыорганов государственной власти республик, краев, областей, городов федеральногозначения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя России и общими принципамиорганизации представительных и исполнительных органов государственной власти,установленными федеральным законом.
Органыместного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являютсягосударственными.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru