Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

I. Введение.
Цельданной работы определить конституционно-правовой статус Президента РоссийскойФедерации, дать правовую характеристику его положению в современномгосударственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий каквысшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работынеобходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти внашем государстве, о целесообразности тех полномочий которые определены ему поКонституции.
Президент,глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальнойизбирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицогосударства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991годазаконом “О Президенте РСФСР”, интегрированный затем в Конституцию РСФСР 1978г.В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым ПрезидентомРоссии сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Официальнаярезиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символомпрезидентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратноеполотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотымизображением государственного герба в центре. На древке флага крепитсясеребряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента идатами его пребывания на этом посту.
Пониманиестатуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государствадостижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 “ПрезидентРоссийской Федерации” и других структурных подразделений Конституции, преждевсего глав о “Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и ПравительствеРоссийской Федерации”
ЧастьI ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что ПрезидентРоссийской Федерации является главой государства России как демократическогофедеративного правового государства с республиканской формой правления. Всоответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяетединство многонационального народа Российской Федерации, сувереннуюгосударственность России и незыблемость ее демократической основы.
СогласноКонституции Президент Российской Федерации выступает как гарант КонституцииРоссийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Президент– совершенно новый для России государственный институт, введение котороговнесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти внашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующеготогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. ВРоссийской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа,принятого на референдуме России 17 марта 1991г… В соответствии с прежнейКонституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР иглавой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызванонеобходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубленияполитического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.
Президентскаявласть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов.Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление спомощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость исоздать предпосылки стабилизации обстановки в стране.
Важноотметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всехгосударственных органов, Президент действует в рамках, установленныхКонституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватываетнесколько сфер:
Президентвыступает как глава государства;
Президентявляется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
Президентобладает законодательными полномочиями;
Всфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.
Изучаяглаву 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимаетсамостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации,осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание,Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованноговзаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свободчеловека, охрану государственного суверенитета.
II. Основная часть
2.1 Президент – как глава государства.
Какглава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и вмеждународных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешнейполитики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшегодолжностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институтпрезидентства на первое место среди федеральных государственных органов.Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которыеон применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственныхорганов, но в тесном взаимодействии с ними.
ПрезидентРоссийской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционированиеи взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерациикоординационные функции возлагаются на Президент как главу государства. Дляэтого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции), дающими ему возможностьоказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна,например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение навысшие должности в государстве. Президент взаимодействует с ГосударственнойДумой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловносоответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнениеявляется средством осуществления конституционных прав Государственной Думы иСовета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.
Необходимостьподобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, какзаконодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использоватьпотенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительнойвласти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбезаконопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думезаконопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеетвозможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержаниятого или иного законопроекта.
Президентне подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны наКонституции. Он представляет собой единство государства и государственнойвласти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантомКонституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, чтоосновные направления внутренней и внешней политики нашего государства должнысоответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечиваетдолжное исполнение конституционных законов всеми органами государства.Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающимтребования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.
Конституцияотводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека игражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные назащиту правового положения личности в нашей стране.
Всфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, онединолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положенияна территории Российской Федерации.
НаПрезидента возложена очень важная функция в системе органов государственнойвласти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органовгосударственной власти. При выполнении данной функции Президент выступаетсвоего рода “арбитром”, помогая разрешить противоречия между государственнымиорганами. Это, прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной иисполнительной властей, а также федеральных органов государственной властисубъектов Федерации. Для разрешения разногласий Президент может использоватьсогласительные процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерацииправом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочияПрезидент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться кФедеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основныхнаправлениях внешней политики.
Характеризуяконституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность егоположения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию “Президентавсех россиян” независимо от того, как проголосовало большинство избирателей втом или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народРоссии в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов ирегионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемыхдепутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получаясвой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие,интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо егодействия в интересах одних регионов при безразличии к другим. ПрезидентРоссийской Федерации как глава федеративного государства вправе контролироватьпрезидентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересовотдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, этосвоеобразный правозащитник и “лобби” всего народа. Взаимодействие Президента иПарламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональныхинтересов.
2.2 Выборы Президента.
ВыборыПрезидента Российской Федерации проводятся по единому избирательному округу,включающему в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов, иконтроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательныекомиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
Правовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежитнепосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.Избирательным объединением является общероссийское избирательное объединение,которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которогопредусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредствомвыдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством Юстиции РоссийскойФедерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Правамиизбирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые неменее чем двумя общественными объединениями.
Согласност.32 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде(конференции) избирательного объединения. Последнее, как и избирательный блок,вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение овыдвижении кандидата принимается тайным голосованием.
Кандидатна должность Президента может быть выдвинут непосредственно избирателями, длячего гражданин или группа граждан России, обладающие активным избирательнымправом, могут образовывать инициативную группу избирателей в количестве неменее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента.
Избирательноеобъединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей,выдвинувшие кандидата на должность Президент, обязаны собрать не менее 1 млн.подписей избирателей. Сбор подписей является необходимым условием регистрациикандидата на должность Президента и включения его фамилии в бюллетень дляголосования.
Избранныйсчитается кандидат, который получил более половины голосов избирателей,принявших участие в голосовании. В случае если в избирательный бюллетень быловключено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них неизбран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившимнаибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосованияизбранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосовизбирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосовизбирателей, поданных за другого кандидата. При этом в Законе установленоусловие: число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, должно быть большечисла голосов поданных против всех кандидатов.
Есливыборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися (при явке навыборы менее половины граждан, имеющих право голоса), недействительными (приобнаружении грубых нарушений закона) или если при общих выборах либо приповторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, СоветФедерации назначает повторные выборы. При повторных выборах осуществляются всеизбирательные действия, предусмотренные федеральным законом о выборах ПрезидентаРоссии, однако срок их проведения сокращается на одну треть. Повторные выборыпроводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.
ПрезидентРоссийской Федерации представляет свою страну как глава государства вовзаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а также выступает отимени Российской Федерации в международных отношениях. Заявления Президента ненуждаются в каком либо утверждении, он действует как глава суверенногогосударства. Только Президент вправе подписывать международные договорыРоссийской Федерации, участвовать в переговорах от имени России или поручатьэто уполномоченным им лицам.
ПрезидентРоссийской Федерации избирается непосредственно народом. В его выборе участвуюграждане России на основе всеобщего равного права при тайном голосовании.Назначаются выборы Президента России Советом Федерации. Ныне действующаяКонституция установила срок полномочий Президента Российской Федерации – 4года. По Конституции 1978 года глава государства избирался на 5 лет. Исчислениечетырехлетнего срока начинается со дня избрания Президента. ДействующийПрезидент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления вдолжность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день содня официального объявления центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации о результатах выбора Президента России.
ПрезидентомРоссийской Федерации может быть избран только гражданин России, достигший 35лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Это вполнеобъяснимо:
Во-первых,лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве должно иметьопределенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым.Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;
Во-вторых,требование постоянного проживания в течении 10 лет на территории Россииобусловлено необходимостью знать и понимать специфику условий жизни в нашейстране.
ВКонституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может заниматьдолжность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Данноеограничение направлено против установления власти одного человека напродолжительный срок, т.е. против авторитарного режима. Но в то же времяКонституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост Президентанеоднократно, но с перерывом – после пребывания на данном посту два срокаподряд.
Порядокизбрания президента детально изложен в федеральном законе “О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации” от 17 мая 1995г., который содержит общие положенияпроведения избирательной компании, вопросы предвыборной агитации,финансирования выборов, порядок вступления в должность Президента РоссийскойФедерации.
2.3 Полномочия Президента.
Встатьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента РоссийскойФедерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст. 85-90 настоящейглавы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению кПравительству:
Президентв соответствии с Конституцией назначает Председателя Правительства Российской Федерациис согласия Государственной Думы. Представление Президента по данному вопросувносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока послевступления в должность вновь избранного Президента или после отставкиПравительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на постПредседателя Правительства Государственной Думой;
Президентимеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вестизаседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступаеткак глава исполнительной власти;
Президентупринадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачиПравительством заявления об отставке, выражения недоверия ПравительствуГосударственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству.Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставкеПравительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождениеПредседателя Правительства.
Приподаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться сэтим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президентудано право не согласиться с решением Государственной Думы о выражении недоверияПравительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверииГосударственной Думы Правительству Президент объявляет об отставкеПравительства либо распускает Государственную Думу;
Вособую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье,назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающихключевые посты на федеральном уровне:
назначениена должность и освобождение от должности заместителей Председателя Центральногобанка Российской Федерации, членов Совета директоров Центробанка производитсяГосударственной Думой.
Приэтом Председатель Центрального банка назначается и освобождается попредставлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должностьПредседателя Центрального банка, Президент в течение двух недель вносит новуюкандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;
назначениена должность и освобождение от должности заместителей ПредседателяПравительства и федеральных министров, хотя эти лица и назначаются попредложению Председателя Правительства, но Президент оставил за собой все праваперсонального назначения лиц, входящих в состав Правительства.
Президентпредставляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурораРоссийской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет СоветФедерации. Он же по представлению Президента может освободить от должностиГенерального прокурора. Президент России самостоятельно назначает судей другихфедеральных судов;
Президентформирует администрацию Президента, которая представляет собой государственныйорган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администрациювходят Руководитель Администрации, первые заместители, заместителиРуководителя, помощники Президента, главные управления, полномочныепредставители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иныеподразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствиис Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями ПрезидентаРоссии;
всоответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должностиполномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президентав федеральных органах государственной власти, органов государственной властисубъектов федерации, органов местного самоуправления, а также в российскихиностранных и международных организациях;
ПрезидентРоссийской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными СиламиРоссии, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил(командующих родами войск, военных округов и др.);
Президентудано конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультациис комитетами и комиссиями Федерального Собрания, которые Президент можетучитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросуПрезидент издает Указ.
Однойиз главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитетаРоссийской Федерации, ее целостности и независимости. При выполнении своихполномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности,статус которого определен Федеральным законом (Закон “Закон о безопасности” от5 марта 1992г.). Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президентав области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней ивоенной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной,экологической и др.). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаютсяПрезидентом Российской Федерации по представлению Секретаря СоветаБезопасности, который назначается на должность, и освобождается от должностиПрезидентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются УказыПрезидента России.
Военнаядоктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства.Основные положения военной доктрины Российской Федерации представляютсовокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросампредотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересовнашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются ГенеральнымШтабом Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины гарантируютнеукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, международных норм, принципов иимеют оборонительную направленность.
Статья84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к еговзаимоотношениям с законодательной властью.
ПрезидентРоссийской Федерации как глава государства с целью непрерывной работыгосударственной власти назначает выборы Государственной Думы. В Конституцииопределен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем выборовявляется первое воскресенье после истечения срока, на который была избранаГосударственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентомвыборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
ПрезидентРоссийской Федерации назначает выборы депутатов Государственной Думы лишь вслучаях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117. Необходимо иметьввиду, что Президент вправе распускать только одну палату ФедеральногоСобрания. Роспуск другой палаты – Совета Федерации – Конституцией вообще непредусмотрен.
Весьмасложной и ответственной является функция Президента Российской Федерации пообеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти. В отличие от ряда стран (Франция и др.) ПрезидентРоссийской Федерации не называется в Конституции Российской Федерации“арбитром” во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто онстоит “над тремя властями”, но по существу Президент Российской Федерации и естьарбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождаютконфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РоссийскойФедерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методампреодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействияорганов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровнеотношений органов государственной власти Федерации и субъектов РоссийскойФедерации и между различными субъектами Российской Федерации.
Вполномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду сосвободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.Общие положения проведения референдума, порядок его назначения, процедурыголосования и другие вопросы определяются федеральным конституционным законом“О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995г.
Президентобладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вноситьзаконопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочныйхарактер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.
ПрезидентРоссийской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках ипересмотре положений Конституции России.
НаПрезидента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы.Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется ПрезидентуРоссийской Федерации, который в течении четырнадцати дней должен подписать и обнародоватьзакон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторноерассмотрение. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать иобнародовать федеральный конституционный закон.
Федеральныеконституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всейтерритории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня ихофициального опубликования, если самим законом не установлен другой порядоквступления их в силу.
Втом случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона, такойзакон не имеет юридической силы.
ВКонституции России установлено, что Президент обращается к ФедеральномуСобранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направленияхвнутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона,они носят характер установочных документов.
ПосланияПрезидента рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.
Представительскиефункции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своихпредставителей в субъекты Российской Федерации (это и есть правопредставительства “внутри страны”), и эти представители наделены полномочиямиот имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, ПрезидентРоссийской Федерации ведет переговоры с главами других государств, вправеподписывать от имени России международные договоры, вступать в международныеорганизации, назначать послов и представителей в другие государства. Всоответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшиепочести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любыемеждународные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российскогогосударства без поручения Президент Российской Федерации, могут бытьдезавуированы (объявлены недействительными).
2.4 Разрешение Президентом спорныхвопросов.
Президентимеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласиймежду органами государственной власти как Российской Федерации, так и еесубъектов. Президент может применять согласительные процедуры как пособственной инициативе, так и по инициативе законодательного илиисполнительного органа государственной власти. В процессе проведениясогласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросовПрезидент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. Входе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение.
Вслучае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованногорешения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрениесоответствующего суда.
ПрезидентуРоссийской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актоворганов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречатКонституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такиеакты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом.
Сферадеятельности Президента в области внешней политики очень широкая имногоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписыватьмеждународные договоры на территории своей страны, так и во время пребывания виностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальныхполномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.
Вданном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерацииподлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимаютфедеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органомгосударства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамотынашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если вподписании договора участвуют две стороны – его участники обмениваютсяратификационными грамотами. Как глава государства Президент принимаетверительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительнаяграмота – это документ, который удостоверяет назначение определенного лицадипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главойпосылающего государства и адресуется Главе Российского государства.Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работыс момента вручения верительной грамоты.
Отзывнаяграмота направляется Президенту Российской Федерации главой государства,дипломатический представитель которого отзывается.
2.5 Президент – ВерховныйГлавнокомандующий.
СтатусПрезидента включает полномочия Верховного Главнокомандующего ВооруженнымиСилами Российской Федерации.
Президентопределяет основные направления военной политики государства, осуществляетруководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями иорганизациями. К полномочиям Президента относятся издание указов на военнуюслужбу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации, имтакже утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещениевоенных объектов. Президент ведет переговоры и подписывает международныедоговоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве повопросам коллективной безопасности. Как Верховных ГлавнокомандующийВооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы идирективы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками,воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляетМинистерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
ПрезидентРоссийской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территориистраны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеимпалатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положенияподлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силуУказа.
Военноеположение вводится Президентом в случае агрессии против России илинепосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режимжизнедеятельности государства. Во время военного положения органыгосударственной власти и местного самоуправления наделяются особымиполномочиями.
Введениевоенного положения связано с определенными ограничениями прав граждан,государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия навсей территории Российской Федерации военного положения Государственная Дума неподлежит роспуску.
2.6 Полномочия Президента по введениючрезвычайного положения.
Цельювведения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан изащита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положенияопределен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991г. “О чрезвычайномположении”. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаяхпопытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональныхконфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращениемчрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введениемчрезвычайного положения.
ПравоПрезидента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностяхчрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этомСовету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайномположении подлежит утверждению Совета Федерации.
2.7 Полномочия Президента по вопросамгражданства.
Президентуполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Под гражданствомпонимают устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в силу которойна человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется егозащитой, и может участвовать в управлении государственными делами. Эта связь сгосударством создает взаимные права, обязанности и ответственность, а такжеосновывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свободчеловека.
СогласноЗакону “О гражданстве Российской Федерации” Президент решает вопросы:
приемав гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР илиц без гражданства;
принимаетрешения по вопросам восстановления гражданства;
даетразрешение на выход из гражданства;
разрешаетгражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.
Дорешения указанных вопросов Президентом они предварительно рассматриваются вКомиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
Вкомпетенцию Президента входит также решение вопросов предоставленияполитического убежища, которое является суверенным правом государства-субъектамеждународного права. В Российской Федерации только Президент имеет правопредоставления политического убежища.
Президентосуществляет высшую форму государственного поощрения – награждениегосударственными наградами России. Президент также присваивает почетные званияРоссийской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издаетуказы об учреждении государственных наград и награждения ими.
ПрезидентРоссийской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов иадмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президентесоздана комиссия по государственным наградам.
Президентупредоставлено право помилования. Помилование – это акт верховной власти,который полностью или частично освобождает осужденного от наказания илизаменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снятасудимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегдаиндивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица илинескольких определенных лиц.
2.8 Полномочия Президента на изданиеправовых актов.
ПрезидентРоссийской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовымсвойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятсяуказы и распоряжения – содержащие правовые нормы, будучи обнародованными ониприобретают государственно-властный характер, т.е. становятся обязательными дляисполнения всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами.Правовые нормы представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятсяне только к тому или иному случаю, а предлагают возможность своегонеоднократного применения.
Киндивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаютсяконкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о присвоении различныхпочетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее. Такого родауказы не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Указы ираспоряжения Президент Российской Федерации обязательны для исполнения на всейтерритории России. Издаваемые Президентом правовые акты не должны противоречитьКонституции и федеральным законам.
АктыПрезидента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всейтерритории России одновременно по истечении семи дней после их официальногоопубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
2.9 Неприкосновенность Президента.
ПрезидентРоссийской Федерации обладает неприкосновенностью.
неприкосновенностьПрезидента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течении срока егополномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан,арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;
неприкосновенностьтакже распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президентзанимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи;
Президентне может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственностиза правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президентуабсолютную неограниченную неприкосновенность.
2.10 Процедура отрешения Президента отвласти.
ПрезидентРоссийской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественнойприсяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечениемсрока, на который был избран.
Конституциейпредусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочийПрезидента в случаях:
отставки(по инициативе самого Президента);
стойкойнеспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине независящей ни от какой воли);
отрешенияот должности (по инициативе Федерального Собрания).
Приотставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении егополномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трехмесяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборыПрезидента должны проводиться на основе федерального закона о выборахПрезидента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять своиобязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РоссийскойФедерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признанадостаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смертьПрезидента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительстваограничена сроком на три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав иобязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранногоПрезидента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу,назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
ДействующаяКонституция России предусматривает возможность отрешения Президента отдолжности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственнойизмене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступленийопределяются в Уголовном кодексе.
Конституцияустановила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. Вэтой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд,Конституционный Суд Российской Федерации.
Процедураотрешения Президента от должности проходит следующие этапы:
ГосударственнаяДума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинениепротив Президента, которое может служить основанием для отрешения его отдолжности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения противПрезидента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатовпалата (т.е. квалифицированным большинством голосов);
ВерховныйСуд и Конституционный Суд России дают заключение по решению ГосударственнойДумы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаковпреступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдениипорядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка– рассмотрение обвинения против Президента прекращается);
принятиеСоветом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановленияоб отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайнымголосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) наосновании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы,заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправепринять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем втрехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвиненияпротив Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности несостоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняетобвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента)Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормамуголовного законодательства как обычное лицо.
III. Выводы
Согласнопроанализированной работе по определению конституционно-правового статусаПрезидента Российской Федерации необходимо отметить следующее:
Россия,как государство формировалась на протяжении столетий. История государственностиРоссии говорит о том, что роль главы государства была всегда очень высокой.Именно от деятельности этого института власти зависели все прогрессивныепреобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителейРоссия втягивалась в смутные времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.
Вэтот работе мы обсуждали нынешнее положение главы государства, котороезакреплено волей народа и подтверждено мировой практикой демократических стран.Безусловно, что полномочия Президента Российской Федерации сегодня чрезвычайновысоки, его правовой статус как главы государства наделяет его широкимиполномочиями. Правовой статус Президента России основан на учете мирового опытаорганизации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской властив России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и недает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны.Необходимо отметить, что сегодня России необходим этот институт власти,поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требуетсерьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитываято, что многие законы, срочно необходимые России сейчас блуждают в комитетах икомиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода,институт президентства необходим. Пока в России не сформировались прочные устоиразделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится профессионально,до тех пор нельзя –говорить о России как о полноценном демократическомгосударстве.
Вместес тем следует отметить, что деятельность Президента нуждается в тщательномконтроле со стороны всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотреблениявластными полномочиями в истории нашей страны не счесть. Это говорит о том, чтоперсональная ответственность Президента весьма высока и должна жесткоконтролироваться.
Ясчитаю, что наше государство должно исторически прийти к тем демократическимустоям, которые провозгласила. Поскольку мировые цивилизации вынашивали своюдемократию веками и тысячелетиями, поэтому нельзя сегодня говорить о том, чтомы пришли к законченному типу развития общественных отношений. Главноепридерживаться того пути, который избрали.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat2000.bizforum.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.