Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган внешних сношений,находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защитеинтересов своего государства, его граждан и организаций.
Установлениедип.отношений, если не оговорено иное, означает и установление консульскихотношений, которые могут устанавливаться и поддерживаться и при отсутствииждип.отношений. Разрыв дип.отношений не влечет за собой автоматически разрываконсульских отношений.
Практиказнает 2 вида консульских учреждений: консульские отделы дип.представительств исамостоятельные (отдельные) консульские учреждения.
Мждуустановлением консульских отношений и открытием отдельного консульскогоучреждения может быть разрыв во времени.
Государстваустанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.
Консулсчитается приступившим к исполнению своей миссии с момента вступления вдолжность. Для выполнение консулом своей миссии необходимо получениеконсульского патента и экзекватуры.
Консульскийпатент — документ, выдаваемый компетентными органами представляемогогосударства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главойсамостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя,гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахожденияконсульства назначаемого лица. Этот документ направляется правительствугосударства пребывания.
Пополучении консульского патента власти принимающего государства решают вопрос овыдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения навыполнение своих функций консульском округе. Экзекватура может представлятьсобой отдельный документ либо выдаваться в форме разрешительной надписи наконсульском патенте. До получения экзекватуры может быть выдано временноеразрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры м.б.отказано без объяснения мотивов.
Консульскийкорпус в общем, + дуайен.
Длязаведующих консульскими отделами дип.представительств направление патента иполучение экзекватуры не требуется.
Окончаниемиссии консула может иметь место след случаях:
Отозваниеконсула представляемым государством, аннулирование экзекватуры государствомпребывания, истечение срока консульского патента, закрытие консульскогоучреждения в данном пункте, прекращение консульских отношений в целом, война,смерть консула, выход территории консульского округа из под суверенитетагосударства пребывания.
Внештатный (почетный) консул и егоправовое положение.
Консулнештатный — лицо не состоящее на госуд дип службе, но выполняющее консульскиеф-ции по поручению представляемого гос-ва и с согласия гос-ва пребывания. Может заниматься предпринимательской деятельностью, может получать или неполучать вознаграждение от представляемого гос-ва за выполннение консульскихобязанностей.
ПоВенской Конвенции о конс. сношениях 1963 нештатные консулы пользуются теми жеосновными привилегиями и иммунитетами, что и штатные ( за искл. личнойнеприкосновенности, которая предоставляется им только при исполненииконсульских ф-ций). Гос-во пребывания, как правило, само ограничиваетиммунитеты и привилегии, предоставляемые им нештатным консулам, апредставляемое гос-во по своему усмотрению определяет и ограничивает ф-циинештатных консулов. Возможно назначение нештатных консулов как из граждан,таки и из иностранцев. Нештатный консул не может быть должностным лицом. Онотличается от обычного тем, что он вообще не состоит на гос. службе в качестведолжностного лица. Характерные признаки:
— возможность выполнения консульских ф-ции как собственными гражданами, так ииностранцами
— неполучение регулярной заработной платы за выполнение ф-ций
— разрешение им, в отличие от шт.консулов, заниматься коммерческой и инойприносящей доходы деятельностью.
Режим, применяемый к почетным консульскимдолжностным лицам и консульским учреждениям, возглавляемым такими должностнымилицами
Статья 58
Общиеположения, относящиеся к преимуществам, привилегиям и иммунитетам
3.Привилегии и иммунитета, предусматриваемые настоящей Конвенцией, непредоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица иликонсульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемомпочетным консульским должностным лицом.
4.Обмен консульскими вализами между двумя консульскими учреждениями,возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами и находящимися вразных государствах, не будет разрешаться без согласия двух соответствующихгосударств пребывания.
Статья59 Защита консульских помещений
Государствопребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульскихпомещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульскимдолжностным лицом.
Статья60 Освобождение консульских помещений от налогов
…за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные видыобслуживания.
Статья61 Неприкосновенность консульского архива и документов
Статья62 Освобождение от таможенных пошлин
…за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, следующиепредметы, при условии, что они предназначены для официального пользования консульскимучреждением, возглавляемым почетным консульским должностным лицом:государственные гербы, флаги, вывески, печати и штампы, книги, официальныйпечатный материал, канцелярскую мебель, канцелярское оборудование и др.подобные предметы, получаемые консульским учреждением из представляемогогосударства или по требованию последнего.
Статья63 Уголовные дела
Еслипротив почетного консульского должностного лица возбуждается уголовное дело,это лицо должно явиться в компетентные органы.
Статья65 Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения нажительство
Статья66 Налоговые изъятия
Почетноеконсульское должностное лицо освобождается от всех налогов, сборов и пошлин навознаграждение и заработную плату, которые оно получает от представляемогогосударства за выполнение консульских функций.
Статья68
Факультативныйхарактер института почетных консульских должностных лиц
Каждоегосударство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетныхконсульских должностных лиц.
Международно-правовые основы и практикапроведения операций ООН по поддержанию и установлению мира (понятие иособенности ОПМ)
Источники.
Ст.42-43 Устава ООН.
РезолюцияГенеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г (защита персонала иответственность).
ФЗо порядке предоставления Россией военного и гражданского персонала для участияв миротворческой деятельности от 1995 года.
ОперацииООН по поддержанию мира – меры и действия с использованием вооруженных сил иливоенных наблюдателей, принимаемые СБ ООН для поддержания или восстановлениямеждународного мира и безопасности.
ОперацииООН по поддержанию мира (изначально они так не назывались) ведут начало с 1948г. С 1948 по 1996 гг. ООН провела 36 операций по поддержанию и установлениюмира. В операциях ООН приняли участие более 650 тысяч человек (как военный, таки гражданский персонал).
ОперацииООН осуществляются в 2-х основных формах:
Миссиивоенных наблюдателей ООН для контроля за соблюдением перемирия, за прекращениемвоенных действий;
НаправлениеООН в «горячие точки» вооруженных сил, набранных из различных стран(«голубые каски»).
История.
Крупнаяоперация ООН была проведена в 1956 г. во время Суэцкого кризиса. 26 июля 1956г. Египет национализировал Суэцкий канал, против чего выступили Франция,Великобритания и США 30-31 октября 1956 г. Великобритания и Франция предъявилиЕгипту ультиматум — вывести его войска из зоны канала, и начали военныедействия против Египта. Военные действия против него начал и Израиль. Попыткиосудить эту агрессию в Совете Безопасности ООН были блокированы представителямизападных стран. В ноябре 1956 г. Ген.ассамблея ООН приняла решение о созданииЧрезвычайных вооруженных сил ООН для Египта под руководством ГенеральногоСекретаря ООН. Хотя это противоречило Уставу ООН, СССР воздержался приголосовании, так как Египет дал на это согласие, считая, что войска ООН помогутпредотвратить расширение агрессии. Вооруженные силы ООН были направлены вЕгипет не для борьбы с агрессией, а для выполнения других функций, которые истали именоваться ОПМ.
Различиемежду ОПМ и принудительными действиями ООН заключается в следующем:
ВСпри операциях по ОПМ не ведут военные действия против воюющих сторон, вооруженылегким оружием и применяют его лишь для самообороны, наблюдают за прекращениемвоенных действий, разъединяют противоборствующие стороны, создают буферные зонымежду ними и т.п.
Руководитмиротворческими операциями Генеральный Секретарь ООН со своим аппаратом. Он женазначает командующего операциями. Миротворческие операции ООН (как миссии наблюдателей,так и использование вооруженных сил) осуществлялись только с согласиягосударств-участников вооруженного международного конфликта илипротивоборствующих сторон в случае немеждународного вооруженного конфликта.
Согласиесторон является принципиальным отличием проведения миротворческих операций ООНот принудительных мер ООН в политическом и международно-правовом плане.
Устави документы ООН и миротворческие операции.
Главныйвопрос, который сейчас возникает, где грань между миротворческими операциями ипринудительными действиями ООН, так как от ответа на него зависит, имеют липраво региональные организации проводить в своем регионе миротворческиеоперации без разрешения (полномочий) Совета Безопасности.
Принудительныедействия ООН (с применением или без использования вооруженных сил) могутосуществляться только по решению Совета Безопасности. Направляемые в этомслучае вооруженные силы ведут военные операции и их функции совершенно иные,чем у вооруженных сил, участвующих в миротворческих операциях ООН (решение опроведении таких операций от имени ООН также должны приниматься СоветомБезопасности).
Тенденциив проведении ОПМ.
Приразвале государственных структур в результате внутреннего конфликта, ООН инаправляемые ею войска содействуют восстановлению органов государственнойвласти. На вооружении войск находится теперь не только легкое оружие, но итяжелое вооружение, включая авиацию. Появился термин «миротворческихопераций второго поколения». Иногда применение силы войсками в такихоперациях осуществляется с согласия противоборствующих в конфликте сторон дляохраны важных объектов, разоружения неконтролируемых банд, мародеров и т.п.), апорой и без их согласия. Таким образом, миротворческие операции начинаютпринимать характер принудительных действий.
Отражениемэтой тенденции в практике ООН явился термин «принуждение к миру».Очевидно, что он может применяться только к немеждународным вооруженнымконфликтам (в случае международного конфликта цель действий ООН с момента еесоздания — принудить государство, нарушающего мир, соблюдать мир). Когдамиротворческие операции проводятся от имени ООН, проблемы в политическом,международно-правовом плане не возникают. Проблема возникает в случаепроведения операций региональными органами. Они имеют право проводитьпринудительные действия в регионе, но только с разрешения (полномочий) СоветБезопасности, а миротворческие операции — без разрешения (полномочий) Совета,поскольку они осуществляются с согласия противоборствующих сторон.
Формированиев практике ООН правил и принципов проведения миротворческих операций
В1965 г. Генеральная ассамблея ООН учредила Специальный комитет по операциям поподдержанию мира в составе 33 государств (резолюция 2006 (XIX) от 18 февраля1965 г.). В задачи комитета входили всестороннее рассмотрение практикипроведения указанных операций ООН и выработка рекомендаций. В 1974 г.Генеральная ассамблея ООН создала Комитет для рассмотрения предложений,касающихся пересмотра Устава ООН (резолюция 3349 (XXIX) от 17 декабря 1974 г.).В дальнейшем задачи Комитета были расширены и он стал также рассматриватьвопросы проведения миротворческих операций ООН, анализируя их и вносяпредложения о совершенствовании этой деятельности.
Следуетотметить, что, хотя решение о проведении операций ООН по поддержанию мирапринимаются Советом Безопасности, практически их осуществлением руководитГенеральный Секретарь ООН с помощью своего аппарата.
Порядокпринятия решений о проведении операций, формировании вооруженных сил.
СБ:
принимаетрешение о проведении ОПМ ООН
утверждаетмандат для проведения операции, в котором формулируются задачи операции, срокиее проведения и ряд других указанных выше положений, касающихся даннойоперации.
Тенденция:
Раньшебыли случае когда ГА в обход СБ принимал решение о проведении «операций ООН». Врезультате СБ, который несет основную ответственность за поддержание мира ибезопасности оставался не у дел. Руководство же операциями осуществлялосьвысшими чиновниками ООН. Пример: Конго 1964 года. Сейчас все через СБ.
Вмандатах стали формулироваться задачи, предусматривающие применение войскамиООН силы не только для самообороны, но и в других случаях: при охранегуманитарных операций в условиях ведущихся военных действиях, защитегражданского населения и ...«оказании давления на конфликтующие стороны вцелях достижения национального примирения более быстрыми темпами, чем те, скоторыми они готовы были согласиться».
Мандатдолжен периодически пересматриваться в зависимости от вменения обстановки.
Тенденцияв последние годы к непосредственному управлению операциями по поддержанию мира.
Видыи формы участия государств в операциях ООН по поддержанию мира.
Выделениегосударствами воинских контингентов в состав войск ООН для участия в операциипо поддержанию мара;
Действиягосударств, параллельные с действиями ООН;
Предоставлениеразличного рода услуг, помощи для проведения операций и их финансирования
Формирование вооруженных сил ООН.
Выделениегосударствами воинских формирований в состав войск ООН для частая в операцияхООН по поддержанию мира осуществляется на добровольной основе.
Однакопоскольку операции проводятся в основном за счет ООН, государства довольноохотно в них участвуют, поскольку это политически выгодно, военнослужащиеприобретают определенный опыт, а расходы в основном несет ООН. Свыше 80государств из всех регионов мира принимали участие в операциях.
Воинскиеконтингенты, выделяемые для участия в операциях ООН по поддержанию мира,образуют вооруженные силы ООН, которые действуют юридически от имени этой организации,имеют флаг ООН и другую символику («голубые каски»). Разработанасистема взаимоотношений ООН со страной, направившей свой воинский контингент,порядок взаимодействия войск. Операцией руководит командующий, назначаемыйГенеральным Секретарем. Взаимоотношения военнослужащих внутри контингентарегламентируются их национальным правом.
Впервыепри проведении операции в Боснии вооруженные силы выделялись военным блоком — НАТО. Правда, эти операции ООН были отнесены к разряду принудительных действийООН с элементами поддержания мира, с согласия противоборствующих сторон вконфликте на применение к ним силы (резолюция Совета Безопасности 1031 (1995)от 15 дек.
Другиеформы участия в операциях ООН по поддержанию мира, их финансирование.
Нарядус выделением ООН воинских контингентов практика проведения операций знает идругие формы. Так, при проведении акций ООН в Руанде, США, вне рамок ООН,параллельно с действиями ООН, проводили свою акцию, доставляя гуманитарнуюпомощь населению. Участие в операции выражается также в направленииполитических деятелей, гражданских лиц, медицинского персонала, транспортировкивойск и грузов, а также оказании всевозможной помощи и услуг для осуществленияопераций (помощь в снаряжении и снабжении войск, предоставлении им привилегий,в период пребывания на территории другого государства, инженерно-техническоеобслуживания и т.п.).
Нарядус регулярным бюджетом ООН существует отдельный фонд для проведения операций поподдержанию мира, в который все члены ООН должны делать взносы.
Функциии задачи вооруженных сил в операциях ООН по поддержанию мира.
онине должны вести военных операций;
направляютсяв «горячие точки» с согласия государств в международном конфликтеили противоборствующих сторон — в немеждународном вооруженном конфликте, причемпосле прекращения военных действий;
контрольза выполнением сторонами конфликта соглашения о прекращении военных действий;
поддержкапрекращения огня;
разъединениепротивоборствующих сторон;
созданиебуферных зон;
проявление полной нейтральности, «равноудаленности», беспристрастности вотношении противоборствующих сторон (С тем, чтобы обеспечить такой подход,считалось целесообразным направлять войска из стран, расположенных в другомрегионе и не имеющих интересов в том районе, где происходит вооруженныйконфликт).
Войскабыли вооружены легким оружием и использовали его только для самообороны. Впоследние годы функции войск в операциях ООН по поддержанию мира расширяются:
участиев охране важных объектов (гидростанций, АЭС и т.п.);
защитамирного населения, оказании ему гуманитарной помощи;
разоружениемародеров и вооруженных групп, выходящих из повиновения конфликтующих сторон;
предотвращениепоставок оружия с тем, чтобы уменьшить масштабы военных действий.
Тенденции.
Войскаприменяют военную силу с согласия противоборствующих сторон, а иногда, — и безэтого. То есть в операциях, проводимых в немеждународных вооруженныхконфликтах, появляются элементы принуждения — поддержание порядка, когдагосударственные структуры бездействуют, защита мирного населения и т.п.Вооруженные силы имеют уже тяжелую технику и применяют ее для решения стоящихперед ними задач. Авиация в Сомали (1992-1993), Ливан (1995).
Большоевнимание при проведении операций обычно уделялось обеспечению безопасности персонала.В этих целях в ООН были приняты специальная резолюция об ответственности занападение на персонал ООН и мерах по привлечению к суду лиц, участвовавших внападениях (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/37 от 9 декабря 1993 г.).
Важностьспециальной подготовки персонала как военнослужащих, так и полицейских игражданских лиц) для участия в ОПМ.
ВсеОПМ должны также сопровождаться комплексом информационных мероприятий с помощьювсех средств массовой информации.
Список литературы.
УчебникМП
СловарьМП
СтивенРейдер. ОПМ – военные аспекты многонационального подхода. Военная мысль10994, №2.
UN Peace-keeping// UN Department of Public Information
Диссертацияна тему «Исследование причин возникновения и эволюции кризисов». Автор –сотрудник СБ РФ.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/