Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Земские Соборы Московского государства

Средиверховных правительственных учреждений Московского государства XVI и XVII вековособое место занимал Земский Собор, или, по памятникам тех времен, «совет всеяземли», «вся земля», «собор». От Боярской Думы – этого махового колеса всегодревнерусского государственного механизма, по выражению проф. В. О.Ключевского, Земский Собор отличался, помимо состава, прежде всего тем, что небыл постоянным учреждением, работавшим без перерыва, и никогда не были твердо иопределенно установлены законом случаи, когда следовало собираться ЗемскомуСобору. Старинное название Земского Собора советом всея земли, быть может,лучше всего определяет его значение в государственном механизме. Земские Соборыбыли советами всея земли при правительстве, которое они включали в свой состав,хотя и действовали по почину правительства в тех трудных и тяжелых случаяхгосударственной жизни, когда верховная власть не хотела или не могла взять насебя почин в разрешении того или иного вопроса.
ЗемскийСобор являлся в таких случаях силой, решающей дело бесповоротно. Такое значениепридавало Земскому Собору его устройство. В состав Земского Собора входил,во-первых, Освященный Собор, т. е. высшее духовенство русской церкви, во главес митрополитом, а позднее с патриархом; во-вторых, Боярская Дума – верховноеправительственное учреждение Московского государства; в-третьих, представителиразличных чинов и местностей Московского государства. Эти-то последние исообщали всему собранию характер и значение Земского Собора. Совместныезаседания Боярской Думы и Освященного Собора происходили сравнительно часто, итого чрезвычайного значения, какое имели земские соборы, эти совещания не моглииметь. Только присоединение к Боярской Думе и Освященному Собору представителейот чинов Московского государства создавало Земский Собор. Чтобы он могсостояться, необходимо было соединение всех трех его основ, с царем во главе, иотсутствие одной из них делало собор невозможным.
Надодумать, что земские соборы Московского государства выросли из обычных икиевскому и удельному времени совещаний, которые власть созывала висключительных случаях, когда это ей казалось нужным. Совещания дружины,духовенства и людей при князьях киевских времен были явлением не чуждымтогдашней Руси. Летопись сохранила глухое воспоминание об одном совещании,состоявшемся в 1096 г., когда князья Святополк и Владимир Мономах, враждовавшиес двоюродным братом своим Олегом, предложили Олегу собраться в Киеве, чтобы«поряд положити о Русьстей земле пред епископы и пред игументы и пред мужи отецнаших и пред людьми градскими». Это совещание, конечно, никто не назовет нивечем, ни Земским Собором, но что такое совещание более похоже на ЗемскийСобор, нежели на вече, спорить, кажется, не приходится. Этот издавнаустановившийся в древней Руси обычай, чтобы власть в трудных случаяхгосударственной жизни совещалась о деле со всеми общественными силами,продолжать жить и тогда, когда власть укрепилась, упрочилась и стала большесоответствовать государственной власти, как мы ее понимаем. Летопись сохранилазапись, относящуюся к 1211 г., о совещании, сходном с тем, какое предполагалосьустроить в 1096 г. в Киеве; совещание это происходило уже в новом средоточиирусской жизни – во Владимире на Клязьме. Великий князь Всеволод хотел укрепитьза своим вторым сыном Юрием, мимо старшего, Константина, стольный городвеликого княжения Владимир на Клязьме. В летописи читаем, как ради этого «князьвеликий Всеволод созва всех бояр своих с городов и с волостей, и епископаИоанна, и игументы, и попы, и купцы, и дворяне, и вси люди, и да сыну своемуЮрию Володимер по себе».
Когдасреди удельных княжеств Великороссии выделилось одно сильнейшее – Московское,князья которого деньгами и силой, мало разбираясь в способах и средствах,объединили под своей рукой всю Великороссию и тем самым из удельных князейпревратились в государей всея Руси, то в практике нового государства сохранилсяу власти обычай созывать в трудных случаях совещания из подвластных. В 1471году великий князь московский и всея Руси Иван III, собираясь в поход наНовгород, «разосла по всю братию свою и по все епископы земли своея и по князии по бояре свои и по воеводы и по вся воя своя, и якоже вси снидошася к нему,тогда всем возвещает мысль свою, что ити на Новгород ратию… И мыслившие о томне мало и конечное положиша упование на Господа Бога. И князь великий приемблагословение от митрополита и от всего освященного собора и начать вооружатисяити на них; такоже и братия его и вси князи его бояре и воеводы и вся вои его»…
Вфеврале 1551 г. в Москве, в царских палатах собрались Освященный Собор и бояре.Молодой царь Иван Васильевич, которому молва еще не успела присвоитьнаименование Грозного, «восстал с престола своего, светлым воззрением и веселымлицом» и произнес речь. Затем было прочитано царское послание о тех«законопреступлениях», безурядицах и бедствиях, которые пришлось испытатьРусской земле во время его детства и ранней молодости. Царь обращается в этомпослании к митрополиту, ко всему Освященному Собору, к князьям, боярам ивоинам, призывая их к усиленной работе для исправления всех бед и зол. Впослании заключался список царских «вопросов», т. е. предположений изаконопроектов, касавшихся как церковных, так и «земских нестроений». В одномиз этих вопросов сохранилась любопытная подробность, рисующая способ соборнойработы и отмечающая в то же время, что решение дел Собором было далеко не чуждопредшествовавшему времени. «Говорити перед государем, — читаем в «вопросе», — иперед митрополитом и перед владыки и перед всеми боляры дьяку, как было привеликом князе Иване Васильевиче, всякие законы, тако бы и ныне устроити… и начем святители и царь и все приговорим и уложим, кое было было бы о Бозе твердои неподвижно во веки». Неизвестно, как велись прения на этом Соборе, каквырабатывались его постановления, как писались его «деяния», т. е. протоколы,можно спорить о составе и членах самого Собора, оспаривая присутствие на немдругих чинов, кроме духовенства и боярства. Несомненен только чрезвычайныйхарактер этого собора и то, что в послании царя упоминаются такие жепредшествовавшие собрания. Относительно ближайшего из них по времени царскоепослание говорить, что на нем состоялось примирение царя с «землей» после всехстрашных невзгод и бед во время детства и ранней юности Грозного. «В прошедшеелето, — читаем в послании, — бил есми вам челом и с боляры своими о своемсогрешении, и боляры, такожде и вы, нас в наших винах благословили и простили».«Тогда же, — продолжает царь, — благословился я у вас исправит судебник».Теперь Судебник исправлен, Собор должен посмотреть и утвердить его. Этот Собор,как и предшествовавшие ему, ученые не считают возможным называть земскимисоборами, потому что нельзя с точностью установить состав их, нельзя убедитьсядостаточно верно, были ли на этих совещаниях представители других чиновгосударства. С другой стороны, эти совещания являются чем-то большим изначительным по той торжественности, какую придает ему летопись, нежелидовольно обычные в практике государственной жизни московских времен совместныезаседания Боярской Думы и Освященного Собора.
Разбираясьв вопросе о том, как появились в Московском государстве земские соборы, ученыев общем согласились, что они выросли из чрезвычайных совещаний Боярской Думы иОсвященного Собора. При существовании таких совещаний было легко прийти к мыслио расширении их путем приглашения на совещание служилых людей, торговых людей ипростого всенародства. Вот почему для тех, кто занимается выяснением вопроса опроисхождении земских соборов, и кажется иногда появление их «как будтонезаметным». Совместное же совещание Боярской Думы и Освященного Собора,устраивалось по образцу, который выработался старинной практикой соборов духовенства.«Церковный собор – учреждение древнее, усвоенное Русью вместе с принятиемхристианства». История русской церкви указывает целый ряд соборов в Киеве,Владимире, Москве. Известно также, что церковным соборам приходилось иногдарассуждать и о вопросах государственных.
ОбъединениеВеликороссии около Москвы способствовало особенно развитию деятельностицерковных соборов и придало им важное государственное значение, заставив ихзаниматься вопросами не только чисто-церковными, но и вопросами светскойполитики. Таковы были прежде всего вопросы о земельном устройстве духовенства имонастырей. В объединившейся Великороссии стали задумываться, — прилично илинеприлично монахам владеть землей. Эти споры основывались на церковных законах,на Св. Писании, на творениях св. отцов.
Практическивопрос этот приобретал тем большую важность и значение, что затрагивал живыеинтересы государства. Земля была тогда тем государственным фондом, из которогоправительство брало средства на содержание военной силы, нужной для борьбы сКазанью, Крымом, Польшей. Жалованье служилым людям платилось тогда землей.Правительству надо было иметь в своем распоряжении большие запасы годной «дляслужбы» земли. Ему приходилось заботиться, чтобы земля вообще «из службы невыходила», т. е., другими словами, чтобы ни один клочок годной для обработкиземли не пропадал даром, а кормил вооруженного человека. Не громадныеколичества такой земли находились в собственности монастырей и потомков прежнихудельных князей. В правительстве возникает тогда вопрос об отобрании земель уэтих владельцев. Так как правительство составляли прежде всего потомки прежнихудельных князей, то естественно, что они заговорили об отбирании земли умонастырей.
Этотвопрос о монастырском землевладении вызвал во второй половине XV в. целый рядсовещаний духовенства, на которых присутствовали представители правительства,заинтересованного в вопросе. Сходясь при таких случаях в один совет сдуховенством, светские советники государя невольно уступали первое местодуховенству, которое привыкло к соборной деятельности, издавна благоустроеннойпо определенным каноническим правилам. Так в практику государственной жизнинезаметно стало входить совещательное начало. Существованию его в тогдашнемнастоящем не противоречило и прошлое, отсюда та незаметность появления земскихсоборов в практике государственной жизни московских времен. По выражению одногоученого, они «вырастают на одном стволу с собором церковным», в силу старинногообычая усиливать совет при верховной власти советниками из тех разрядов людей,которые бывали особенно заинтересованы в данном вопросе.
Мысльоб участии представителей от населения в верховной правительственной работебыла далеко не чужда тогдашнему русскому обществу и находила свое отражение влитературе. Знаменитый «совопросник» Грозного, князь А. М. Курбский, писал, чтоцарь должен делать все с совета не только бояр, но и «всенародных человек»Другие писатели выражались определеннее. Автор одного сочинения,озаглавленного: «Беседа валаамских чудотворцев», разбираясь в вопросе обустройстве правления в государстве, писал так: «Подобает христолюбивым царем иБогом избраным благочестивым и великим князем избранные воеводы своя и войскосвое скрепити и царство во благоденство соединити и распространити от Москвысемо и овамо, сюду и сюду». Далее автор предлагает царю учредить«единомысленный вселенский совет от всех градов своих и от уездов градов техбез величества и без высокоумия гордости, христоподобною смиренною мудростию,бесспрестранно всегда держати погодно при собе и добре распросити царю самомупро всякое дело мира сего».
Первыйизвестный нам под своим названием Земский Собор Московского государства былсозван в 1566 году. До нас дошел «приговорный список» этого Собора с именамиучастников, с изложением соборных мнений; сохранилась кроме того, и летописнаязапись об этом Соборе и его приговоре.
1566год был восьмым годом тяжелой войны с Польшей из-за Ливонии, на которую царьИван напал, задумав пробиться к Балтийскому морю. На третьем году войны, послебольших успехов русского оружия, Ливония отдалась под покровительство Польши.Поляки в двух больших сражениях разбили русское войско. Война затягивалась,истощая обе стороны и побуждая их подумать о мире. В 1566 г. прибыли в Москву«большие послы» от польского короля с тем, чтобы «мир вечный и уложеньеучинить». Но поляки предлагали такие условия мира, что принятие их не тольколишало Россию возможности утвердиться на Балтийском побережье, но и заставлялоуступить полякам некоторые русские города. Надо было или принимать эти условия,или продолжать изнурительную войну. И в том, и в другом случае предстояло точноопределить, сколько еще войска может выставить страна и сколько денег собратьна военную нужду. Земский Собор в лице людей, хорошо знавших положение дел, и долженбыл дать ответ на эти вопросы и тем самым решить войну или мир.
Всостав Собора вошел: 1)Освященный Собор (32 представителя духовенства), 2) «всебояре», т. е. Боярская Дума (в числе 29 человек), 3) «дворяне первые статьи»(97 человек), 4) «дворяне и дети боярския другия статьи» (99 человек),5)торопецкие и луцкие помещики (9 человек), 6) «диаки» и приказные люди (33человека), 7) «гости, купцы и смольняне» (75 человек). Всего на Собореприсутствовало, следовательно, 374 человека. Переговоры с польскими посламипроисходили с 17-го по 25-е июня; собор состоялся 28 июня, приговор его былсоставлен 2 июля. Польские послы прибыли в Москву 30 мая. Мы не знаем, как икогда стали собираться члены Собора. С уверенностью можно утверждать, что втакой короткий промежуток времени, какой оставался от начала переговоров споляками до соборного приговора, никаких выборов от представителей всей страныпроизвести было нельзя. При тогдашних путях и средствах сообщения за эти неделине успели бы даже и оповестить государство о выборах, не успели бы и выборныесъехаться в Москву. Как же получились на Соборе 1566 г. те члены его, которыене принадлежали ни к Освященному Собору, ни к Думе? Дело в том, что избирателемпредставителей от населения на этот собор являлся не кто иной, какправительство. На Соборе были призваны, как представители земли, только тедворяне и торговые люди, которые в эти дни находились в Москве. На первыйвзгляд такое представительство нельзя назвать голосом всей земли. Тем не менеени о каком умышленном в видах правительства подборе участников Собора речи бытьне может. Разгадка этого обстоятельства кроется в том строе, какой имелонаселение Московского государства.
Ученыечасто сравнивают Московское государство XVI и XVII вв. с укрепленным лагерем, вкотором вся жизнь устроена так, чтобы легко можно было дать во всякую минутувоенный отпор, с какой бы стороны ни шло нападение. Все население было так илииначе приписано к военной службе, а правительство было штабом этой вооруженнойсилы. Служилые люди были обязаны являться на военную службу по первому призывувласти. За свою службу они получали жалованье землей. Эту землю обрабатываликрестьяне, которые арендовали землю у служилых людей, кормили их, кормилисьсами и платили подать в казну. Жители городов также должны были платить подати,нести тягло. Все население Московского государства можно, поэтому разделить надва больших разряда – служилых и тяглых людей. Первые отбывали военную службунатурой, вторые платили на содержание военной силы. Лучших, наиболее сильныхсредствами служилых людей и плательщиков правительство старалось держать возлестолиц в столице. Лучшие служилые люди получали земли в уезде Москвы,составляли особый разряд дворян московских, были, так сказать, гвардией илиофицерским корпусом московского государя. Владея землями в других уездах, такиемосковские дворяне были знатоками положения дел в провинции, и правительствовсегда имело возможность навести у них справку о том, что думают и говорят, какживут в том или ином уезде служилые люди. Точно также и торговые люди вгосударстве были переписаны по доходности их капиталов, и самые богатыеполучали звание «гостей» и должны были жить в Москве. Этот высший слоймосковского купечества постоянно пополнялся разбогатевшими купцами из городов.Гостям правительство обыкновенно отдавало на обязательный откуп те или иныедоходные статьи государственного хозяйства; за поручительством гостейпроисходил сбор всяких податей с их родных городов. Конечно, такие купцы зналивсе и вся в своих городах и могли дать правительству ценные сведения оплатежных силах населения.
Призываяна Земский Собор только находившихся в Москве служилых людей и гостей,присоединяя к ним еще луцких и торопецких служилых людей и смольнян, большевсех заинтересованных в данном деле, как жителей пограничной с Польшейместности, правительство могло рассчитывать получить точные сведения и добрыйсовет, в известном смысле, действительно от всей земли.
Проф.В. О. Ключевский, решивший загадку представительства на Земском Соборе 1566 г.,характеризуя систему выбора представителей, говорит так: «Дворянскихпредставителей подбирали на Собор, между прочим, по их положению среди служилыхземлевладельцев тех уездов, где находились их вотчины или поместья, к которымони или их отцы были приписаны по службе ранее перевода на службу в Москву иперечисляя их из городовых дворян в московские. Это значит, что человека,московского дворянина, служившего в Москве, звали на Собор не потому, сто онмосковский дворянин, а потому, что у него есть земля, вотчина или поместье втом или ином уезде, где, быть может живет его родня, куда он сам наезжает и,конечно, хорошо знает, как обстоят дела в этом уезде».
Представителиот населения на Собор не были, следовательно, избраны на местах самимнаселением, нужды и чаяния которого должны были представлять; они были призваныправительством сказать то, о чем их спросят. Собор таких представителей былсъездом избранных правительством его подчиненных по военной и финансовойслужбе. «Такой представитель, — говорит проф. В. О. Ключевский, — являлся наСобор не столько ходатаем известного общества, уполномоченным действовать понаказу доверителей, сколько правительственным органом, обязанным говорить засвоих подчиненных; его призывали на Собор не для того, чтобы выслушать от негозаявление требований, нужд и желаний его избирателей, а для того, чтобы снять снего, как с командира или управителя, обязанного знать положение дел на месте,показания о том, что хотело знать центральное правительство, и обязать егоисполнять решение, принятое на Соборе; с Собора он возвращался к своемуобществу не для того, чтобы отдать ему отчет в исполнении поручения, а длятого, чтобы проводить в нем решение, принятое правительством на основаниисобранных на Соборе справок».
Торжественноезаседание Земского Собора 1566 г. происходило28 июня. Собор заседал в одной издворцовых палат; царь сидел на троне, неподалеку от него, за особым столом,расположилось духовенство, а поодаль, на лавках, сидели, разместившись породовитости своей, бояре. Прочие участники Собора стояли, вероятно, прямопротив царского места. Царь предложил собравшимся вопрос: «Заключить с польскимкоролем мир на тех условиях, которые тот ставит, или продолжать войну?»
Дляобсуждения этого вопроса и для подачи своего заключения все члены собораразделились на семь групп, которые совещались порознь и порознь давали своемнение. Выше были перечислены эти группы. Основой деления их послужила ихобщественная важность и государственное значение. К духовенству государьобратился лично, сам разъяснил подробности дела и кончил вопросом: «Как намстояти против своего недруга короля польского?» Боярам была предъявлена выписьиз актов мирных переговоров московских дипломатов с польскими. Остальным членамСобора было просто приказано от лица государя поговорить между собою «олитовском деле и ливонских городах» и высказать свое мнение. Мы не знаем, каксоздавали группы свои мнения, как их подавали, устно, письменно, в присутствиицаря или без него.
Духовенство,воздавая хвалу уступчивости и «великому смирению государя» и признавая, что«государская перед королем правда великая», объявляло, что «пригоже государю зате городы ливонские стояти, которые городы взял король, а если не стояти за тегороды, то тесноты будут великие не томко ливонским городом и Пскову, но иВеликому Новгороду, и иных городов торговым людям торговли затворятся… А какему, государю, за те городы стояти, и в том его государская воля, как его,государя, Бог вразумит; а наша должная за него, государя, Бога молити: нам отом советовали не пригоже»…
Бояретоже настаивали на необходимости удержать за собой пограничные ливонские городаи высказывались за продолжение, в случае надобности, войны… «А нам всем загосударя головы свои класти, видя королеву высость, — заключают они своемнение, — и надежду на Бога держати; Бог гордым противится; а во всем ведаетБог да государь, наш царь и великий князь; а нам ся как показало, и мы государюсвоему изъявляем свою мысль». Печатник И. М. Висковатов, соглашаясь во всем ссотоварищами, падаль при этом отдельное мнение за то, чтобы возобновитьпереговоры о мире, если король выведет свои войска из спорных городов ипообещает не требовать их при заключении мира.
Дворянепервой статьи, подтверждая справедливость «государских» притязаний, сказали: «Анам ся видить холопам его, что государю нашему пригоже за то за все стояти, анаша должная, холопей его, за него, государя, и за его государеву правдуслужити ему, государю своему, до своей смерти»… Дворяне и дети боярские другойстатьи говорили так: «Ведает Бог да государь наш, как свое государево делосделать, то его государева воля, да что будет государская мысль… А мы, холопиего, готовы для его государева дела головы свои класти и помереть готовы загосударя своего и за его детей… А государя нашего царя и великого князя правдаперед королем… И нам ся видить: государю нашему за те городы стояти, а мы,холопи его, на его государево дело готовы».
Торопецкиепомещики заявили, что они «за одну десятину земли Полоцкого повету головыположать… мы, холопи его государские, ныне на конех сидим, и мы за егогосударское (достояние) с коня помрем»… «И нам ся видить, — заключают они своемнение, — за те городы стояти государю крепко, а мы, холопи его, для егогосударева дела готовы».
Луцкиепомещики высказали то же самое. Дьяки и приказные люди, заявив сомнение внадобности отступаться от занятых поляками городов, выражали готовность головыположить на том государском деле, к которому пригодятся.
Гости,купцы и смольняне говорили в один голос со всеми чинами, что надо отстаивать«государеву правду» перед королевской «высостью». Молим бога о том, — говорилиони, — чтобы государева рука была высока, а мы, люди не служилые, службы незнаем: ведает Бог да великий государь, не стоим томко за свои животы, мы иголовы свои кладем за государя везде, чтобы государева рука везде была высока».
Таковыбыли мнения, представленные на Соборе 1566 года чинами Московского государствана запрос правительства – быть войне или миру с Польшей. Голос всех чинов былза войну, и война возобновилась. Вследствие утомления обеих сторон военныедействия велись вяло и затянулись на три года, до 1569 г., когда было заключеноперемирие.
ПриговорСобора 1566 года был написан и закреплен печатями, подписями и крестнымцелованием участников Собора. Архиепископы и епископы подписали грамоту иподвесили к ней свои печати, архимандриты, игумены и старцы только подписалиграмоту. Бояре, окольничие и приказные люди подписали грамоту и целовали крест;все остальные закрепили приговор тем, что целовали крест исполнять его.
ВXVI в. земские соборы были еще в 1584 и в 1598 гг. Относительно Собора 1584 г.не сохранилось никаких точных и ясных сведений. Так называемая «Новаялетопись», составленная при царе Михаиле, рассказывает, что вскоре после смертицаря Ивана, в первых числах мая 1584 года, «придоша к Москве от всех градовМосковского государства и просили со слезами царевича Федора Ивановича, чтобывскоре сел на престол отца своего и воцарился на Москве; и по их прошениювенчался царским венцом того же году в Вознесеньев день».
Собор1598 г., созванный после смерти последнего царя из дома Калиты, должен былпроизвести избрание на царство нового царя.
ЦарьФедор Иванович был последним в роде Калиты, и со смертью его осиротел престолвеликого Российского царствия. Кому быть теперь царем? – вот вопрос, какой сталперед русскими людьми на рубеже нового столетия. Ответить на этот вопросдостаточно веско и решительно не взяли на себя ни патриарх, ни Боярская Дума,ни Освященный Собор; надо было спросить совета у всей земли. Земский Соборсостоялся 17-го февраля 1598 г. и после речи патриарха постановил: «неотложнобити челом государю Борису Федоровичу, а опричь государя Бориса Федоровича нагосударство никого же не искати». Собор 1598 г. имел тот же характер по своемусоставу, как и Собор 1566 г. Как и в 1566 году, на Соборе, избравшем на царствоБориса Федоровича, присутствовали, в числе 512 человек, разностепенные носителивласти, чины управления, а не уполномоченные от общества; это было тожепредставительство по служебному положению, а не по общественному доверию. Лица,облеченные общественным доверием – случайное явление на Соборе 1598 г.:соборными представителями столичных торгово-промышленных сотен были их выборныестаросты и сотские, которых правительство призвало на Соборе по их должности, идело случая, что эти должности были выборные.
Облеченныедоверием населения, избранные из среды населения его представители появляютсятолько на земских соборах XVII в. Мысль о таких представителях зарождается иосуществляется среди тяжелых обстоятельств Смутного времени, в первое времяустройства страны, потрясенной ужасами Смуты. Государство было на краю гибели.Шайки «своих воров» и отряды иноземных воинских людей достигали до отделенныхсеверных городов и держали их в осаде. Москву осаждали тушинцы, начиналасьвойна с Польшей. Тогда царь Василий обратился за помощью к той частиВеликороссии, которая меньше других подвергалась Смуте, благодаря своемуположению. Царь Василий послал в Новгород своего племянника М. В. Скопина-Шуйского,а он из Новгорода через Каргополь и Вологду воодушевил весь север от Перми доСоловок. По городам стали собирать ополчения, вооружать их и отправлять кМоскве или к Скопину-Шуйскому под начальством выборных голов. В тылу этихотрядов оставались, для сбора ратных людей на выполнение ушедших отрядов и длясбора денег и провианта на их содержание, мирские советы из старост, сотских илучших людей «излюбленных», т. е. выбранных.
Тогдаже в целях защиты отдельных краев государства стали устраиваться по городамсоветы не только из одних горожан. Так, зимой 1608 – 1609 года в Вологде должныбыли зазимовать многие иноземные купцы и московские гости, ехавшие с товарамииз Архангельска в Москву, куда им попасть было невозможно, так как Москвуосаждали тушинцы. Московское правительство распорядилось тогда, чтобы воеводы,управлявшие Вологдой, привлекли к обороне края как иноземцев, так и московскихгостей: выборные от них должны были сидеть «с головами и ратными людьми в думеза один». В Вологде, следовательно, образовался мирской совет из представителейразных слоев местного населения. Скоро такие всесословные выборные советывозникали по всем крупным городам московского севера.
В1610 г. царь Василий был «сведен» с престола, и в стране наступило безгосударноевремя, когда отдельные города и волости оказались предоставленными сами себе;тогда-то в городах и приобрели руководящее значение общесословные советы, вкоторых участвовали духовенство, служилые люди и посадские. Города заботятся обезопасности друг друга; когда в Вятке возмутились инородцы, то вятчане послалив Пермь грамоту о помощи; из Перми отвечали: «и мы вашу отписку на всем миречли и ратных людей в Перми Великой собираем, а собрав, на Вятку к вам пошлем».Городские советы, выросшие около тех земских изб, которые стали во главеуправления городов еще во времена Грозного, скоро сделались такой силой, что,когда после низложения царя Василия поднялся в Москве вопрос об избрании новогоцаря, бояре постановили сделать избрание не иначе, как «сослався со всемигороды».
Вэту трудную минуту государственной жизни, когда стране грозила потерянезависимости и расчленение, города деятельно взялись за спасение родины.Города не только пересылались грамотами, в которых извещали о том, что у нихтворится и что они думают предпринять для спасения родины, но и обязывалисьдруг перед другом «целовальной записью» всем «стати за Московское государствоза один». Так, нижегородцы в 1610 г., призывая рязанцев «стоять за один» с нимии крест на том целовать, извещали их о своем решении идти на выручку Москвы ипредлагали прислать в Нижний «всяких чинов добрых людей для совету» и отписать,где сходиться рязанским и нижегородским отрядам при походе к Москве. «Дворяне,дети боярские и всякие служилые люди торговые и черные Рязанские области»послали в Нижний своих выборных. Когда соединенные ополчения нескольких городовдвинулись на выручку Москвы, то при них были доверенные выборные от советовэтих городов, которые естественно образовали при ополчении «ратный совет», обладавшийдостаточным авторитетом в войске и образовавший живую связь между городами исозданным им ополчением.
Всоздании великого дела спасения родины городские миры чувствуют себя господамиположения, единственной твердой и законной властью в стране; в своих грамотахони так и именуют друг друга «господами»; выражения: «и вы бы, господа,помыслили»… «вам, господам, ведомо» — неизменная форма обращения в этихграмотах. Образовавшийся из мирских советов отдельных городов «совет всеяземли», «все христиане», «христоименитый народ» был живым воплощением тогопатриотического и национального подъема, который спас страну в тяжелую годинубедствий.
Такойратный совет, оказавшийся при ополчении Прокопия Ляпунова (июнь 1611 г.),выбрал в начальники земского ополчения Прокопия Липунова, князя ДмитрияТрубецкого, стоявшего во главе тушинцев, примкнувших к ополчению, и атаманаИвана Заруцкого, предводителя казаков, которые тоже присоединились к земскомуополчению. Около этих военноначальников стал действовать совет из тех выборных,которыми города пересылались друг с другом, устраивая поход под Москву, и изначальных служилых людей. Грамоты войска, посылаемые в города, стали тогдаписать от имени боярина князя Дмитрия Трубецкого, думного дворянина ПрокопияЛяпунова и атамана и «боярина» Ивана Заруцкого «по совету всея земли».
Этотсовет взял на себя руководство всем государством и в приговоре своем от 30июня, объявив об избрании трех главных воевод и о назначении им земельногожалования, сообщил о жаловании остальным начальникам, казакам и служилым людям.Далее был указан порядок управления всем государством, и наконец давался указ овозвращении беглых людей к их законным владельцам. В заключении приговорасказано, что выбранные в «правительство» лица могут быть всею землею лишенывласти, если окажутся неспособными или нерадивыми.
Нодоброму намерению «устроить землю», каким был проникнут этот приговор, непришлось осуществиться. Слишком разнородно по своему составу, целям и желаниямбыло ополчение, чтобы оно могло мирно и в согласи делать то дело, ради которогооно собралось. В то время, как ополчения городов действительно заботились овосстановлении порядка и спокойствия в стране, казачьи шайки менее всего моглиэто приветствовать, тушенцы же сами не знали, чего хотели, кроме возможностиграбежа и наживы. Все три начальника, стремясь к первенству, «были в розневеликой». Сильный характером и умом, умевший внушить к себе уважение и каквоенноначальник, Прокопий Ляпунов резко выдавался в обществе Трубецкого иЗаруцкого. Он был искренне готов устроить порядок в стране и в войске и,насколько было в его власти, вводил этот порядок очень энергично. Казакиненавидели его за это и, позвав раз на свой «круг» для выяснения каких-тонедоразумений, убили его.
Сосмертью Ляпунова стали руководить всем «старые заводчики всякому злу, — какговорит летопись, — атаманы и казаки, холопы боярские». В подмосковном лагереначалось открытое междоусобие. Казаки грозили служилым людям боем и грабежом,«лаяли и поносили» их. Служилые же люди, вся земская часть ополчения,подавленные смертью своего вождя, растерялись, а так как станы их былирасположены вперемежку с казачьими таборами, они не могли отделиться иобразовать свой особый лагерь. Тогда земское ополчение понемногу сталорасходиться из-под Москвы и «скоро, — замечает летописец, — отыдоша вси отМосквы прочь».
Акороль Сигизмунд взял, меж тем, Смоленск; шведы овладели Новгородом; казаки же,сделавшись теперь правительством московского государства, «воровства своего неоставили, ездили по дорогам станицами и побивали».
Чтобыло делать тогдашним русским людям? Делать же что-нибудь было необходимо –иначе конец Русской земле, конец ее самостоятельному бытию. Многие смутившиесяи потерявшиеся отчаялись совсем в спасении и надеялись только на помощь свыше.Люди молились и постились. Начались видения и чудесные знамения, дышавшиеуверенностью, что Русь должна быть спасена. Были видения во Владимире, НижнемНовгороде и других местах. В это-то время замечается особый подъем духа внаселении восточной части страны, которая видела разорение всей землиРоссийского царствия, но сама сравнительно мало пострадала. Под влияниемизвестий о повсеместных неудачах и общих бедах, здесь снова усилилось движениепротив сил, разорявших страну, т. е. против поляков и казаков. Поволжские исеверные города снова все согласились, чтобы им «быть в совете и в единении»,охранять сообща порядок, не допускать грабежей, не заводить усобиц, непринимать новых правителей, кто бы ни назначил их, с казаками не знаться,слушаться святителя патриарха Гермогена, уже давно рассылавшего грамоты,призывавшие народ к восстанию против поляков и казаков.
«ПодМосквой, — писали казанцы в Пермь, — промышленника и поборника по Христовойвере, который стоял за православную христианскую веру, за храм ПресвятойБогородицы и за Московское государство против польских и литовских людей ирусских воров, Прокофия Петровича Ляпунова казаки убили, преступая крестноецелование. Но мы все с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскимисогласились быть во совете и в единении, дурного друг над другом ничего неделать, стоять на том крепко, пока Бог даст на Московское государство государя,а выбрать бы нам государя всей землей Российской державы; если же казаки станутвыбирать государя по своему изволью одни, не согласившись со всей землей, тотакого государя нам не хотеть».
Центромдвижения сделался Нижний Новгород, поднятый тамошним торговым человеком КузьмойЗахаровичем Мининым-Сухоруким. Отсюда стали рассылаться грамоты, призывавшиегорода ополчиться за веру и родину, за общее земское дело. Советом всехгородов, соединившихся в Нижнем, выбрали в воеводы над общеземской ратью князяДмитрия Михайловича Пожарского, прославившегося своими военными подвигами ещево времена Шуйского и не запятнавшего себя не присягой Владиславу, ни единениемс тушинцами. Пожарский повел войско к Москве вместе с «выборным от всея земличеловеком» Кузьмой Мининым, взявшим на себя хозяйственное устройство рати.
7-гоапреля 1612 г. общеземское ополчение заняло город Ярославль, оттеснив отсюдаказаков. Как и ополчение Ляпунова в свое время, оно прежде всего позаботилосьоб устройстве порядка. Тогда же, 7-го апреля, от имени властей земскогоополчения, бояр, окольничих, Димитрия Пожарского и всего войска были разосланыпо городам грамоты с приглашением прислать в Ярославль «изо всяких чинов людейчеловека по два и с ними совет свой отписати за своими руками». Таким образомвойско Пожарского приглашало все города и уезды прислать представителей снаказами, в которых был бы совет, «как бы в нынешнее конечное разорение быти небезгосударными». Этот призыв не остался без ответа, и в Ярославле образовалсяоколо совета воевод настоящий Земский Собор, представивший собой прочное икрепкое правительство, которое признали не только все города и вся земля,очищенная от поляков и казаков, но и иностранцы; шведы начали переговорыотносительно занятого ими Новгорода с новым правительством, которое они назвали«сословиями Московского государства». Сами русские называли свое новоеправительство «советом всея земли».
Вверхуэтого совета «по избранию всех чинов людей Российского государства» былистольник и воевода князь Д. М. Пожарский и «выборный человек всею землею»Кузьма Минин. Собравшийся в Ярославле «совет всея земли» прежде всего поставилсебе задачу – как бы не остаться московским людям «безгосударными»; нобеспокойные обстоятельства времени не позволяли отнестись к этому важномувопросу с тем спокойствием и уверенностью в завтрашнем дне, какие для решенияего требовались, и потому совет, взяв в свои руки управление государством,постановил, что для избрания царя надо окончательно очистить землю от врагов изамирить ее.
22-гооктября земское ополчение, сумевшее подчинить себе и казаков, взяло приступомКитай-город, а 26-го сдался Пожарскому и польский гарнизон, занимавший Кремль.Немедленно по очищении Москвы пошли по городам грамоты «о обираниигосударском».
Представителинаселения, составлявшие ярославский Земский Собор, сделав свое дело, былираспущены, и страна приглашалась прислать новых выборных для завершениявеликого дела. В январе 1613 г. новый совет всея земли уже существовал и дума отом, «кому быть на Московском государстве».
Собор1613 г. состоял из высшего наличного духовенства с тремя митрополитами воглаве. Место Боярской Думы на этом Соборе заняли «начальники», т. е. князь Д.М. Пожарский и его воеводы. Бояре, сидевшие в плену у поляков и целовавшие всвое время крест Владиславу, по освобождении из плена не были допущены наСобор; так поступить было решено с общего согласия, и бояре должны былиразъехаться по своим деревням. Их возвратили в Москву только тогда, когдаизбрание нового царя уже состоялось. Земские представители на Соборе были двухразрядов. Одни явились на Собор по старому правилу, все без выбору: то былипридворные чины, «большие дворяне» и приказные; другие были присланы на Соборот избравшего их населения и явились с «договорами» и «с выборами за всякихлюдей руками», т. ею с подписанными всеми избирателями наказами и грамотами,удостоверяющими правильность избрания каждого депутата. Всего собралось наСоборе 1613 г. до 700 человек.
Первымобщим решением Собора было не избирать на российский престол иностранца, былиотвергнуты и нареченный царь Владислав и предложенный новгородцами шведскийкоролевич. Ближайшими кандидатами на престол явились тогда члены «великих», т.е. знатнейших родов.
Новсе высшее боярство слишком «измалодушествовалось» за время Смуты, служа тоцарю Борису, то его сыну, то названному Дмитрию, то царю Василию, то Тушинскомувору, то, наконец, королевичу Владиславу. Родичи Годунова, со смертью царяБориса, потеряли всякое значение. Из Романовых только сын Митрополита Филарета,находившегося в плену, по малолетству, не был ни чем запятнан. Жизнь выдвинулав кандидаты на престол, конечно, и «начальников» земского ополчения, т. е.князей Пожарского и Трубецкого. «Многое было волнение всяким людем, кийждохотяше по своей мысли деяти, кийждо про коего говоряше, не помянуша бо писания,яко Бог не томко царство, но и власть кому хощет, тому дает, и кого Бог призовет,того и прославит, — свидетельствует одна летопись о тогдашнем настроениимосковских людей: — начаша советовати о избрании царя и много избирающи искаху,не возмогаша вси на единаго согласитися; овии глаголаху того, инии же иного, ивси разну вещаху и всякий хотяше по своей мысли учинити и тако препроваждаху немалые дни; мнозие же от вельмож, желающи царем быти, подкупахуся, многим дающии обещающи многие дары».
Этопредвыборное замешательство осложнялось тем, что ополчение, освободившееМоскву, сломившее казацкие таборы и заставившее их подчиниться установленной вополчении власти, ослабело в своей силе и значении. Это стало заметно в первыетри недели по очищении Москвы. Следуя обычному московскому распорядкураспускать войско по достижению той цели, для которой оно было собрано, вождиополчения не задерживали служилых людей и позволяли им возвращаться в их уезды«по домом».К концу ноября, по замечанию летописца, «людие с Москвы всеразъехалися», и тогда создалось очень опасное положение: казаки получиличисленный перевес над оставшимися служилыми людьми. Правительство ничего немогло с ними поделать: распустить их было некуда, потому что они были людибездомовные, разослать же их на службу в города нельзя было по их ненадежности.К концу 1612 г. казаки в Москве превосходили почти вдвое оставшихся служилыхлюдей и стрельцов.
Почувствовавсвое превосходство, казаки, усмиренные было Пожарским, подняли головы и сталичувствовать себя господами положения, стали «во всем бояром и дворяном сильны,делают, что хотят».
Московскомуправительству пришлось для удовлетворения казаков обложить сборами всенаселение Москвы. По словам современника, воеводы «что у кого казны сыщут, и товсе отдают казакам в жалование, а что взяли (при сдаче) в Москве у польских ирусских людей и то все поимали казаки же». Чувствуя себя господствующей силой,казаки «примеривали на царство» тех, кто им был по сердцу, говорили, что, когохотят, того и посадят на московский престол; среди излюбленных своих кандидатовони называли сына Тушинского вора и Марии Мнишек, увезенного Заруцким, и сынабывшего тушинского патриарха Филарета Романова. На земском Соборе 1613 г.донской атаман первый произнес имя Михаила Романова, как желательного царя. Всечлены собора единогласно похоронили притязания на престол королевичаВладислава, за которого было высшее боярство, слышать ничего не хотели о«Маринкином сыне», о «воренке». Но имя другого казачьего кандидата, МихаилаРоманова, заставило собор задуматься. Это имя, выдвинутое казаками по тушинскимвоспоминаниям, было хорошо и прочно известно в Москве; Романовы были старинныйи очень любимый в Москве боярский род, находившийся к тому же в свойстве сугасшей династией. На этом имени можно было помириться.
Последолгих и упорных препирательств, Собор и остановился на том, чтобы быть цареммладшему из Романовых, сыну митрополита Филарета, Михаилу. Постановив это,Собор послал за разъехавшимися по деревням боярами, требуя, чтобы они длябольшого государственного дела и для общего земского совета ехали к Москве «наспех». В то же время и во все города Российского царствия послали известитьтайно имя того, кого Собор наметил в цари, и спросил народ, кого хотятгосударем-царем.
21-гофевраля, когда посланные съехались из городов с хорошими вестями, и собралисьтакже бояре, в большом Московском дворце, в присутствии внутри его и внепростого «всенародства», выборные изо всех городов и уездов Россиипровозгласили царем и великим государем всея Руси Михаила Федоровича Романова.
Избравшийцаря Собор 1613 г. оставался при нем до 1615 года, когда были созваны новыевыборные, действовавшие до 1619 г. В середине 1619 г. Собор сам решил, что порасозвать новых выборных; этот новый Собор существовал до 1622 г. После этогогода становится невозможным установить непрерывность деятельности земскихсоборов, и они происходят время от времени по созыву правительства.
Итак,Земский Собор, избравший царя, остался при нем, как деятельная и существеннонеобходимая часть правительства. Новая власть не делает ничего иначе, как «посовету всея земли», и признает гласно, что теперь вообще ничего нельзя решать«без совету всего государства». Вопросы о войне и мире, вопросы финансовогоустройства и податные, назначение новых налогов и сборов, вопросы устройствапришедших в разорение чинов государства, вопросы благоустройства управления,законодательство, — все это проходило через веское обсуждение совета всеяземли.
Первоевремя правительство нового царя и Земский Собор, нуждаясь друг в друге,действуют рука об руку. Они должны так действовать, потому что у них есть общиевраги. Земские Соборы 1612 и 1613 гг., которые провели очищение земли от врагови установили новое правительство, действовали от лица тех частей населенияМосковского государства, которые создали ополчения. Это были жители городов,мелкие и средние служилые люди, уездное крестьянство, все те слои населения,которые прежде всего хотели порядка и независимости родины. «Они сплотились дляборьбы не только с поляками, с которыми связало себя боярство, сидевшее вМоскве, — говорит проф. С. Ф. Платонов, — но и с казаками, т. е. со всеми теми,кто хотел переворота общественного». В противоположность аристакратам-боярам идемократам-казакам, московские люди, создавшие ополчение, были люди средние,равнодушные к аристократизму бояр и враждебные казакам с их отрицаниемпривычного средним людям порядка. Победив своих врагов под Москвой и в Москве,освободив столицу, сделавшись распорядителями судеб государства, средние людизакрепили свою победу тем, что избрали царя по душе себе. Они отстраниликандидатуру на московский стол иноземных принцев, хотя начальники ополчениябыли и не прочь иметь царя «от иноверных», совершенно отказались иметь дело ссамозванщиной, выдвигаемой казаками, и не избрали в цари никого из знатнейшихкнязей Рюрикова племени. Царь, избранный средними людьми, происходил из рода,который бояре-княжата XVI в. именовали иногда «рабским», но это был «великий»московский род старинных московских бояр.
Избравцаря себе по душе, Собор стал охранять его, как своего избранника и ставленника,защищая в нем свое единство и свой восстановленный земский порядок. С своейстороны, и новый царь не видел возможности править страной без содействияСобора и унять без него «всемирный мятеж»; царь Михаил отказывался даже принятьвласть и идти в Москву, пока Собор не успокоит всю страну и не восстановитпорядка. «Выходило так, — говорит профессор С. Ф. Платонов, — что носительвласти и народное собрание не только не спорили за первенство своего значения,но крепко держались друг за друга в одинаковой заботе о собственной целости ибезопасности».
Сознаниеобщей пользы и взаимной зависимости приводило власть и ее земский совет кполнейшему единодушию, обращало государя и Собор в одну политическую силу,боровшуюся с враждебными ей течениями как внутри государства, так и вне его.Так, Собор 1613 г. ведет переговоры с Сигизмундом, требуя выдачи задержанныхполяками русских послов: отца государева, митрополита Филарета, князя Голицынаи др., следит, чтобы были приведены к присяге новому царю все жители государства,и приказывает тех, кто отказывается, «бросить в тюрьму до государева указу, дао том и к нам отписати». Все дела по умиротворению страны проходят через Собор,который прибегает не только к уговорам, но и к оружию: к казакам, которыеобъединились около Заруцкого и Марии Мнишек с ее сыном, посылается от Соборапосольство и грамоты, чтобы они «не делали никакого дурна, от воровства отсталии крови христианской не проливали, городов и уездов не воевали», грозя впротивном случае возмездием в день праведного и страшного суда Господня, атакже и тем, что «государь великий велит над вами своим ратем промышляти».
Наустройство рати нужны были деньги, и Земский Собор старался найти их; всюдубыли разосланы грамоты с просьбой денежной помощи казне; когда выяснилось, чтоденьги поступают слабо, то по государеву указу и всей земли приговору веленобыло со всех городов Московского государства, со всяких людей, с животовсбирати служилым людям на жалование деньги – пятая доля, т. е. пятую частьвсего имущества, и кроме того «запросные деньги, кто что даст. Эта забота опополнении пустовавшей казны становится главной для всех последующих соборовцарствования царя Михаила.
Выяснилосьна Соборе и тяжелые следствия этой неустанной деятельности по замирению иустройству. На Соборе 1621 г. выборные из служилых людей заявили, что ониразорились, что поместья их запустели; выборные от тяглых людей указывали, чтоподати и повинности тяжелы и падают на отдельные слои населения крайненеравномерно; что люди меньшие терпят много насильства и обид от сильных людейи вельмож. Земский Собор стал тогда совещаться «как бы то зло исправить и землюустроить». Решено было послать по всем городам «добрых писцов и дозорщиков»,которые описали бы города и уезды и таким образом дали бы точный и верный отчето состоянии государства; не ограничиваясь сухими записями, постановили такжесозвать в Москву новых выборных от духовенства, служилых людей, посадских,чтобы они рассказали про «обиды, насильства и разорения, чем Московскомугосударству пополниться и ратных людей пожаловать и устроить бы государство,чтобы все пришло в достоинство».
Такимобразом и по составу своему, и по кругу деятельности Собор XVII в. сделалбольшой шаг вперед в развитии соборного начала по сравнению с соборами XVI в. Всостав Собора вошли выборные от населения. Но так же, как и последние, соборыXVII в. созываются государем, по его почину, и им же распускаются; так же, каки соборы XVI века, соборы XVII в. не имели никаких прав и полномочий, строгоопределенных в законе; верховная власть по-прежнему была сосредоточена в рукахправительства, и Земский Собор ограничивал ее не по закону, а по своемунравственному влиянию. Земский Собор обыкновенно не делал постановлений, атолько, «подумавши накрепко», объявлял свою мысль государю, и «как то деловершить, — говорили обыкновенно члены Собора, — в том его государева воля».Самые вопросы, которые следовало обсуждать на Соборе, не были определены, иСобор обсуждал и Маловажные правительственные распоряжения и такие дела, как решениевойны или мира, — все в зависимости от того, что спросит его правительство.
Такимобразом земские соборы и в XVII веке не выражали никаких прав общества научастие в правительстве и законодательстве. Правительство обращалось засодействием к Земскому Собору только тогда, когда хотело того и когдачувствовало себя не в силах провести какое-либо решение помимо совета всейземли. Земский Собор, следовательно, имел задачей подкрепить правительство, ане руководить им, а если принимал руководящую роль, как в первое времяцарствования Михаила, то только потому, что сам создал правительство, и онодействовало в соединении с ним, укрепляясь в своем значении через неприкасаемыйавторитет совета всей земли. Но этот авторитет был только нравственный. Вотпочему, когда правительство Московского государства почувствовало себя сильным,для него миновала нужда в постоянной ссылке на авторитет совета всея земли, ионо перестало тогда созывать его для постоянной деятельности, оставляя за собойправо созывать земских людей лишь при трудных случаях государственной жизни.
Прицаре Михаиле земские соборы были созваны еще в 1632-33 и в 1634 гг, когда шлавойна с Польшей, и правительство царя Михаила нуждалось в деньгах на ведениевойны и не рассчитывало собрать нужные средства на военные надобности без«совета всея земли», так как народ и без того был обременен налогами иподатями. Земский Собор 1632-33 гг. постановил: взять на жалованье ратным людямс торговых людей «пятую деньгу», а с остальных «вспоможение, кто что даст». Собор1634 г. постановил собрать со всяких людей деньги, «смотря по пожиткам, чтокому мочно», и определил собирать это вспоможение «с животом и промыслов», т.е. с капиталов и доходов, «вправду», т. е. после строгого исследования иточного установления размеров капиталов и доходов плательщиков.
В1642 г. Земский Собор был созван по вопросу относительно Азова. Донские казакизахватили Азов у турок самочинно, не спросив разрешения у царя. Овладевтурецкой крепостью и не надеясь удержать ее своими силами, казаки били челомгосударю и просили его принять под высокую руку Азов. В Москве были оченьдовольны казацким «промыслом» и очень хотели принять казачье челобитье, но этоозначало войну с могущественной Турцией и Крымом, вассалом Турции. Тогда и былсозван Земский Собор, на решение которого и был поставлен вопрос: разрывать лимир с турецким султаном и крымским ханом из-за Азова, и если воевать с ними, тооткуда брать ратных людей, хлебные и пушечные запасы?
ЧиныСобора ответили на царский вопрос довольно уклончиво. Все почти в один голосзаявили, что «принять Азов или не принять, в том государева воля, а мы, холопыего, служить ему государю рады и головы за него государя сложить готовы»; нозатем все чины принесли ряд отчаянных жалоб на общее тяжелое положение государстваи на расстройство хозяйственного благополучия всех общественных слоев. Служилыелюди жаловались на засилье крупных землевладельцев, бояр и монастырей, которыесманивали крестьян с их земель; они указывали правительству, что им, служилымлюдям, служить трудно, не с чего; жаловались на плохое устройство управления исуда. Торговые люди жаловались на свое разорение, на захват их промысловбогатыми боярами и монастырями, на неправды воевод и их насильства; земскиелюди жаловались на тягости податей и денежных сборов. Из этих жалобправительство увидело, что вести новую войну будет трудно, отказалась от Азоваи распорядилось, чтобы казаки отдали его обратно туркам.
ЗемскийСобор в XVII в. созывался обыкновенно особой царской грамотой, в которойперечислялось, кому «быти на соборе». Освященный Собор, думные и некоторыедворцовые чины входили в состав Земского Собора по своему званию, все остальныечины всех городов должны были прислать выбранных ими представителей. Грамоты осозвании выборных присылались на имя воевод или земских старост, которые,руководствуясь грамотой, собирали в местный кафедральный собор архимандритов, иигуменов, и протопопов, и попов, и весь Освященный Собор, и дворян, и детейбоярских, и гостей, «посадских и уездных всяких людей».
Прочитаввсем собравшимся царскую грамоту, воевода или земский староста должен был«велеть» всем собравшимся выбрать из всех чинов людей «добрых и разумных», какговорится в грамотах, или «смышленых и постоятельных», «которым бы государевы иземские дела были за обычай» и «которые бы умели рассказать обиды и насильстваи разорения и чем бы Московскому государству пополниться».
Избирателидолжны были дать своим выборным, во-первых, «списки за руками на них», т. е.полномочия за подписью избирателей, во-вторых, наказы о том, что и как говоритьна соборе, на чем стоять, и, в-третьих, снабдить своих выборных достаточнымзапасом, чтобы они могли, не бедствуя, прожить в Москве. Когда соборнаядеятельность затягивалась и привезенного припасу не хватало, представителиземли обращались с слезной мольбой о помощи к государю, жаловались, что«беззапасны», «и ныне государь, мы, бедные и до конца разоренные холопы твои,ожидая на Москве твоего государева и земского дела вершенья, волочась со всякихнужд голодом помираем. Милосердный праведный государь, помилуй нас, вели,государь, свое государево жалование дати нам, чтобы голодом не помереть»: такпросили в общей челобитной дворяне шести городов. Надо сказать, что по,тогдашним понятиям, на представительство на Соборе и избератели и избранныесмотрели как на «службу» и за службу чаяли и выпрашивали жалованье и наград.Число выборных определялось каждый раз различно, а иногда представлялосьопределить его самим выборщикам и прислать от каждого чина «по скольку человекпригоже».
Выборыне всегда проходили достаточно гладко и скоро. Особенно много было хлопатьвоеводам и старостам по созыву на выборы жителей уездов; уже при одномтогдашнем бездорожье не всегда это можно было сделать достаточно скоро, а ещенадо было считаться с косностью выборщиков, нежеланием двинуться с места.Карачевскому воеводе пришлось однажды два раза рассылать по уезду пушкарей истрельцов, собирая на выборы служилых людей; но и тогда явилось всего двачеловека, и воевода отправил их в Москву представлять нужды всех служилых людейКарачевского уезда. Так же несчастливы были «пушкари и затиньщики» ПереяславляРязанского: долго они ходили, посланные воеводой, по селам и деревням, созываяслужилых людей в город на выборы, пока, наконец, не явились очень «немногиелюди». Елецкий воевода сам выбрал и послал представителей на Земский Собор. ВМоскве строго отнеслись к такому воеводскому самочинству и присудили послатьему «грамоту с осудом» и прописать, что «велено дворянам промеж себя выбратьдворян добрых, а не ему, воеводе, выбрать, и за то его осудить гораздо».
Явившисьв Москву, выборные представители вместе с членами Земского Собора по должностисобирались в одной палате царского дворца и здесь выслушивали речь царя,которую он или произносил сам, или приказывал прочесть кому-либо из ближнихбояр или думному дьяку. В царской речи излагалось обыкновенно дело,предлагавшееся на обсуждение Собора, и находилось обращение к членам его«помыслить накрепко и государю мысль свою объявить, чтобы ему, государю, про топро все было известно».
Выслушавцарскую речь, выборные представители разбивались на отдельные группы, или, кактогда говорили, «статьи», по тому, кто с кем согласен. Постановленные такимистатьями решения – «мысли» — записывали, и таким образом получалась «сказка»,которую представляли государю и Боярской Думе.
НаСоборе 1642 г. «мысль» свою объявили и «сказки» отдельно подали: 1) «власти» — государевы богомольцы, т. е. высшее духовенство, заседавшее не по выбору; 2)стольники; 3) московские дворяне; 4) двое из тех дворян – Желябужский иБеклемишев; 5) головы и сотники московских стрельцов; 6) «володимирцы» дворянеи дети боярские, которые на Москве; 7) «дворяне и дети боярские НижнегоНовгорода и муромцы и лужане, которые здеся на Москве»; 8) дворяне и детибоярские разных городов – всего 16 человек; 9) дворяне и дети боярские еще 23городов; 10) гости, гостиной и суконной сотен торговые люди; 11) черных сотен ислобод сотские, старосты и все тяглые людишки.
Какобсуждалось дело каждой из «статей» — неизвестно; знаем только, что «мысли»,«речи» или «сказки» подавались после того, как подавшие их «мыслили накрепко» и«меж себя говорили». Чтобы дать соборным людям возможность лучше и подробнееознакомиться с делом, ради которого их созывали, царскую речь, излагавшую дело,переписывали, и эти «письма» раздавали «соборным людям» разных чинов дляподлинного ведома порознь.
Приемыи характер соборной практики особенно ярко сказываются в деятельности Собора1649 года, созванного царем Алексеем для утверждения нового собрания законов –книги Уложенной, или просто Уложения, которое должно было заменить устаревшийСудебник 1550 г. и те бесчисленные и часто противоречивые дополнения к нему,которые записывались в приказах и только одним приказным и были ведомы. В челобитных,поданных на земских соборах 1619, 1621 и 1642 г. г. и, кроме того, подаваемыхпостоянно царю, давно уже сквозила нужда устроить и упорядочить взаимноеотношение московских людей по закону и установить правильный суд.
Вэтих челобитных была нарисована яркая картина своеволия отдельныхпредставителей власти и просто «сильных» людей.
Мы,холопы твои, разорены, беспомощны, беспоместны и малопоместны, — жаловалисьпредставители земли на Соборе 1641 г. – Люди сильные, бояре и высшие государевыслуги, приказные и монастыри захватили повсюду земли, накупили себе вотчин,понахватали поместий, получают большое жалованье, наживаются и обогащаются приисполнении государевых дел, собирают себе пожитки великие, живут в роскоши,строят палаты каменные. Разорены мы пуще татар московской волокитой. В городахвсякие люди обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод и от ихвоеводского задержания и насильства. А при прежних государях воевод не было, вгородах ведали губные старосты, и посадские люди судились сами промеж себя».
Несносныеподатные тягости, усиленная служба, злоупотребления судей и чиновников вызвалив конце концов народные волнения. В июне 1648 года Москва так разбушевалась,что правительство чувствовало себя «в великом страхе и боязни». Многие чиновникибыли перебиты. Правительство пошло на уступки. Но стало ясно, что нужны неслучайные поправки тягостей, а общий, коренной пересмотр всех условий жизни,которые эти тягости создавали.
Посовременному сказанию, «мир и вся земля», служилые и торговые люди били челомгосударю, чтобы он их пожаловал, «велел учинить Собор», и «они на Соборе учнутьбить челом государю о всяких своих делах». 16 июля 1648 года на соединенномзаседании Боярской думы и Освященного Собора, как рассказывает современнаязапись, «били челом государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу всеяРуси дворяне и дети боярские из городов и иноземцы и гости и всяких чиновторговые люди о всяких своих делах и о том, чтобы указал государь написать навсякие расправные дела судебник и уложенную книгу, чтоб вперед по той уложеннойкниге всякие дела делать и вершить». Царь Алексей Михайлович, поговоря «сбояры» и «со властьми», приказал боярину князю Н. И. Одоевскому с четырьмядругими лицами: князьями Прозоровским и Волконским да дьяками Леонтьевым иГрибоедовым, выписать из правил св. апостол и св. отец и из законовправославных греческих царей статьи, «пристойные к государевым и земскимделам»; собрать указы прежних государей русских и боярские приговоры и«справити» их с прежними судебниками; на те случаи, на которые в прежнихсудебниках «указу не положено и боярских приговоров не было», написать статьивновь. Таким путем должен был составиться проект собрания законов. Этот проектпредполагалось представить на просмотр и обсуждение Земского Собора. Тепроблемы в законах, которые при этом пересмотре должны были обнаружиться,решено было заполнить по «общему совету», т. е. с помощью Земского Собора,состав которого тогда же очень тщательно обсудили. Сроком созыва Собораназначили 1 сентября 1648 г., к этому дню комиссия князя Одоевского должна былапокончить порученное ей дело. На Собор призывались выборные от придворных истоличных служилых людей из чину по два человека; дворян от больших городов подва человека, от меньших и от новгородских пятин по одному человеку; гостей тричеловека; от гостиной и суконной сотен по два человека; от московских черныхсотен и слобод и от провинциальных посадов по одному человеку.
Напрежние соборы придворные и столичные чины являлись в большом числе и оттеснялитем самым городовых служилых и посадских людей на второе место. Теперь былоуказано, сколько следует быть выборным от придворных и московских чинов. Темсамым за средними чинами государства обеспечивалось главенствующее положение:Москва посылала шесть выборных дворян, а уезды посылали 153 человека;московские гости и тяглые посылали 15 человек, а города посылали 80 выборных.
Выборныесъехались к указанному сроку, и тогда же началась деятельность Собора. Соборразделился на две палаты. Одну составили Боярская Дума и Освященный Собор, назаседаниях которых царь и патриарх «слушали» проект законов, составленныйкомиссией князя Одоевского. Другую палату составляли все выборные члены Соборапод председательством Ю. А. Долгорукого. Здесь тоже читали законопроекткомиссии князя Одоевского. При чтении выборные люди возбуждали вопросы онеобходимых изменениях и дополнениях и заявляли свои нужды и желания. Этизаявления или челобитные «всех выборных людей от всея земли» входили кгосударю, рассматривались на заседаниях Думы и Освященного Собора и здесьобыкновенно принимались. Эти новые статьи, ранее появления их особымзаконодательным сборником, обнародовались в виде государевых указов и такимобразом немедленно становились законом. Благодаря такому устройству ходаработы, все люди Московского государства могли следить за плодами деятельностисвоих выборных. К 29 января 1649 г. дело было кончено и «уложенная книга»готова; так как она явилась плодом работы Собора и была скреплена подписямисоборных людей, то ее называли также «Соборным Уложением».
Таккак большинство членов Собора по избранию составляли люди городовых чинов, топонятно, что в Уложении были проведены и приняли форму закона их пожелания.Более 60 статей в новом собрании законов были разработаны выборными и включеныв Уложение по их «челобитью».
Почелобитью выборных людей неправильно захваченные «сильными людьми» земливозвращались прежним владельцам или отписывались на государя. Духовенствозавладело слободами в городах, население этих слобод по грамотам, выхлопотаннымдуховенством, не платило податей, и потому все тяглые стремились перейти вмонастырские слободы «заложиться» за них, но от этого закладничества терпелипосадские, потому что им приходилось платить подати за закладников до новойпереписи. Выборные указывали на это, и монастырские и архиерейские закладникибыли отписаны обратно в тягло; выборные люди провели воспрещение духовенству ибоярам селить на посадских землях своих людей, заводить в городах лавки иамбары и вести торговлю. Таким образом посадские люди провели закон, покоторому торговля и промыслы были закреплены за ними; кроме них никто не могторговать в городах.
Средниеслужилые люди отстояли свои выгоды. Прежде всего они провели отмену «урочныхлет», установленных для сыска беглых крестьян. Беглого крестьянина можно былоискать и ловить 15 лет, а затем, если его и находили, то вернуть на прежнееместо его было уже нельзя. Служилые люди жаловались, что срок для сыскакороток, что крестьяне убегают в пограничные местности, скрываются тампятнадцать лет, а потом возвращаются и живут в соседних богатых боярских имонастырских владениях; богатые землевладельцы сманивают крестьян у мелкихслужилых людей, скрывают их в своих дальних владениях, а пройдет срок – сновапривозят близко, а крестьяне над своими прежними владельцами похваляются идругих сманивают, а от этого земля не обрабатывается, стало быть служитьслужилому человеку государеву службу не с чего, не на что справить оружие иконя, нечем прокормиться в походе. По Уложению велено было совсем отменитьурочные годы для сыска беглых и, сыскивая их всегда без срока, возвращатьвладельцам с женами, детьми и со всем имуществом; возвращать было велено всехбежавших, начиная с 1626 года. Это была большая победа мелких и средних землевладельцевнад крупными, у которых были отобраны все крестьяне, бежавшие на их земли заэтот длинный срок, и возвращены прежним владельцам с семьями и нажитымимуществом.
Вовсех этих победах средних людей над высшими посадские поддерживали своимиголовами средних служилых, а эти последние – посадских. «Между соборнымипредставителями различных сословных групп, — замечает С. Ф, Платонов, — существовал очевидный союз, направленный против землевладельческих и судебныхльгот высших общественных классов и против остатков былой бродячей вольностинизшего тяглого люда. Общественная середина, составлявшая на соборе подавляющеебольшинство, «за себя стала» и своими челобитьями искала возможности провести взакон такие статьи, которые действительно охраняли бы до тех пор попираемый еесословный интерес».
Общимиусилиями средние и меньшие служилые вместе с посадскими настояли на том, чтобы«суд и расправа была во всяких делах всем равна». Обе средние группы сообщаополчились на монастырское землевладение, пользовавшееся всевозможными льготамии свободной от податей; по их настоянию монастырям было запрещено приобретатьновые вотчины, а все приобретения после 1580 г., когда царь Иван впервыезапретил монастырям покупать земли, постановлено было отобрать и раздатьслужилым людям беспоместным и мало поместным; духовенство лишено было затемправа суда в своих вотчинах, и для ведения судебных дел светских лиц сдуховными и суда в монастырских и архиерейских владениях, а также дляуправления церковными землями, был учрежден особый приказ, получивший названиеМонастырского.
Всеэти новые законы и некоторые другие меры были на пользу или служилых людей, илитяглых торговых, но оба чина дружно поддерживали друг друга, потому что этимеры имели в виду общего хозяйственного врага – монастыри и боярство.Преобладание средних людей сказывалось еще на Соборах царя Михаила. Руководствособорами, находившееся в XVI и в началеXVII вв. в руках боярства и приказных,явно ускользало от них. Из прежнего совещания при правительстве Земский Собор становитсяорудием политической силы средних служилых и посадских людей.
Конечно,высшее духовенство и боярство были крайне недовольны таким направлением вразвитии соборной деятельности. Успехи людей среднего состояния на Соборе 1648г. заставили людей высших классов высказаться и против соборного начала вправительстве и осудить порядки, созданные Уложением. Патриарх Никон сосвойственной ему несдержанностью языка именовал Уложение проклятой ибеззаконной книгой, негодовал, что «вышел указ тот же патриарху со стрельцом ис мужиком». Высшее боярство и дьячество, недовольные тем, что Уложениепроводило начало общего равенства перед законом и властью «чтобы московскогогосударства всяких чинов людям от большого и до меньшего чину суд и расправабыла во всяких делах всем ровно», назвали желание средних людей охранить себяот произвола сильных, настойчиво проводимое ими, «разными прихотями шумевшихозорников». Так как правительство было в их руках, то понятно что их цельюсделалось по возможности вперед избегать созыва земских соборов, и они сталиставить тысячи препятствий этому созыву всякий раз как возникала такая мысль. Ктому же правительство XVII в. в своих реформах, часто нарушавших обычный укладжизни, не всегда могло рисковать созывом Земского Собора, который мог и неодобрить проведения иной жизненно важной для государства меры. Все этиобстоятельства, в связи с отсутствием утвержденной законом прочной организациисамих земских соборов, в конце концов и послужили причиной постепенногозамирания соборной деятельности в правительстве Московского государства.
Прицаре Алексее были созваны еще соборы в 1650 году по поводу мятежа во Пскове и в1651 и 1653 годах по вопросу о присоединении Малороссии.
Собор1653 года был последним обращением верховной власти к «совету всея земли».Окрепшая власть не нуждалась больше во всенародном совете; правительство, влице боярства и высшего духовенства так много потерявшее своих льгот и правблагодаря деятельности Собора 1649 года, поддерживало власть в ее намеренияхобходиться без Собора, а победители на Земском Соборе 1649 года еще были полныдовольства своей победой и, возложа упования относительно своего дальнейшегоблагополучия на верховную власть, тоже не настаивали на созыве земских соборов;да это было и не в обычае: Земский Собор возник и всегда собирался не иначе,как по почину верховной власти, а обязательства для нее созывать соборы невырабатывалось за всю соборную деятельность.
Нопо традиции жило еще в правительстве чувство, заставлявшее его обращаться кземле с вопросами, какие оно не считало для себя возможным или удобным решитьсамостоятельно.
Тогдастало устанавливаться обыкновение спрашивать в таких случаях не всю землю, атолько те общественные классы, которых данный вопрос касался. Так, в 1660 годусобрали гостей и высшие слои московского купечества по вопросу о хлебнойдороговизне и как удешевить цену хлеба; в 1672 и в 1676 годах их собирали повопросу относительно положения торговли. В 1681-82 годах собраны были выборныеот служилых людей, которым было предложено обсудить новый воинский устав; наэтом собрании была проведена отмена местничества; тогда же выборные от тяглыхлюдей обсуждали вопросы податного обложения. Все это были совещательныекомиссии сведущих людей, которые ни по составу своему, ни по важности вопросов,подлежавших их обсуждению, ни по торжественности обстановки своей деятельностине могут стоять вровень с земскими соборами. Жизнь вела не к усилению участиянарода в правительстве и законодательстве, а к исключению самой идеинародосоветия в устройстве власти, законодательства и управления в стране.Наступила эпоха самодержавия в тех его новых формах, какие воплощаются в жизниРусской земли при Петре Великом.
Главнейшиепособия: В. Латкин, «Земские соборы древней Руси»; С. Ф. Платонов, «К историимосковских Земских Соборов»; В. О. Ключевский, «Состав представительства наЗемских Соборах древней Руси»; Его же, «Курс русской истории», ч. II и III; Н.Загоскин, «История права Московского государства»; В. И. Сергеевич, «Лекции иисследования по древней истории русского права»; С. Авалиани, «Земские Соборы»;и др. сочинения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта allpravo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :