Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Гражданско-правоваязащита чести,
достоинстваи деловойрепутации
П Л А Н:
Введение_______________________________________     3
Глава I. Честь,достоинство и деловая репутация как правовые категории_________________________________      5                   
§ 1. Понятие чести, достоинства иделовой репутации _  5  
§  2. Право на честь, достоинство иделовую репутацию 12
Глава  II.   Порядокзащиты чести, достоинства и деловой репутации __________________________________________   16
§   1. Право на опровержение сведений,порочащих честь, достоинство и деловую репутацию ______________________   16
§   2.  Проблема возмещения моральноговреда ______   27
   Заключение _______________________________________  33
   Список использованной литературы___________________  34
 
В В Е Д Е Н И Е
   В современныхусловиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминантобщественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес,приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен бездолжного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь,достоинство и деловую репутацию.
   Ни одногосударство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решенийпроблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную иполитическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно неуважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловуюрепутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью длялюбого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовоегосударство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг отдруга: правовое государство — гарантия реальности прав человека в плане ихзащиты от нарушений, а права человека — своеобразное гуманистическое,человеческое измерение правовой государственности.
   Первыйофициальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в СССР 5сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод человека. Вцелях признания и обеспечения прав человека в Российской Федерации 22 ноября1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свободчеловека и гражданина. Положения этого важного документа были включены и втекст Российской Конституции.
   Закреплениеправ и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающихисточниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всехгосударственных органов, а общества — на осуществление контроля за тем, как этиправа и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.
   Статья 1 Всеобщей Декларации правчеловека (1948г.) гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своемдостоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать вотношении друг друга в духе братства».
   В наши дниреальность прав человека в России должна рассматриваться как своего родапоказатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действийзаконодательной и исполнительной власти.
   Данная курсовая работа посвященаодному из многих неимущественных прав — праву на честь, достоинство и деловуюрепутацию. Она состоит из введения, двух глав и заключения.
   В первой главе рассматривается вопросо понятиях чести, достоинства, и деловой репутации.
   Во второйглаве рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты чести,достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос возмещениянеимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.
 
Г Л А В А  IЧесть, достоинство и деловая репутация какправовые категории
§ 1. Понятие чести, достоинства иделовой репутации
   Понятия«честь», «достоинство», «репутация» определяютблизкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь всубъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.
   Честь — объективнаяоценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическомулицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
   Достоинство — внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств,способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественногозначения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценкиморальных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценкуличности.
   Категории чести и достоинстваопределяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
   Еще в древнейГреции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением кличности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этикемногих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов,характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направлениядеятельности.
   С точкизрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую власть,крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом.
   Понятия честии достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является преждевсего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком планеговорят о чести нации.
   Чувства честии достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толкованиипонятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственногодостоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как быорганически слиты воедино, но их нельзя отождествить.
   Приопределении понятия чести различают два аспекта — объективный и субъективный,личный. Честь — это и общественная оценка общественного признания, и стремлениеподдержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть независящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам.Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от обществак личности.
   Что жекасается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способностичеловека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические,безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществерасценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствиис принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.
   Личнаясторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливаетсяпоследней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может«уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают егопоступки, от общественного мнения.
   Рольобщественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мненияприходят и уходят политические партии и движения, политические и государственныедеятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения влюбой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.
   Каждому человеку, таким образом,приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о егопоступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора.
   Положительнаяоценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его вглазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственногодостоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования.Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательнаяоценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своихнедостатков, в других — усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна бытьобъективной.
   Честьявляется категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческогообщества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить этунравственную категорию. Следовательно, пока существует человеческий коллектив,его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороныокружающих лиц. При этом общественная оценка не зависит от воли и желаниясамого оцениваемого лица.
   В основепредставления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этогопроявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицатьвозможности формирования неправильной общественной оценки по отношении ккому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивидав сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутациячеловека.    
   Вместе счестью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека,находится категория достоинства. Достоинство — это самооценкаличности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести идостоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенномколлективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, какоценивает его коллектив, общество. В силу этой общественной оценки в сознаниичеловека складывается представление о себе как члене определенного коллектива,общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.
   Достоинствотого или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных сточки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, чтопринято называть личным достоинством. Однако человек также обладаетопределенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальномуположению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и являетсячеловеческое достоинство.
   Достоинствотакже, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность иобщественно-значимое качество личности достоинство определяется существующимиобщественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категориявыступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Этисубъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживаниечеловеком своей моральной ценности и общественной значимости, ониобуславливаются общественными отношениями и зависят от них.
   Признание обществом достоинстваличности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми онаобладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнееразвито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность,благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность ит.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокуюоценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека спервых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства являетсяотношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с темколлективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив. 
   Честь идостоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основележит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь,существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью идостоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь — объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане — субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинствочеловека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннегодуховного мира, особенностей его психического склада.
   В общем видедостоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качествиндивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальнаязначимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезнымисвойствами.
   Категориичесть и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.
   Честь идостоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы ихзаслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человекапостоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
   Неразрывно с честью и достоинствомстоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше,если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всехлюдей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот,дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение вих репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смыслесовпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.
   Репутация человеказависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколькочеловек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. «Что человекделает, таков он и есть», — писал Гегель.
   Репутация может быть положительнойили отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какойинформации она базируется.
   Репутация завоевываетсяделом, отсюда по всей видимости было введено такое понятие, как деловаярепутация.
   Деловая репутация — понятие,подвергшееся в настоящее время реанимации. Его возрождение естественно и болеетого — необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только ккоммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации необуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутривзаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для ихрождения и полнокровного развития.
   На мой взгляд следует выявить отличиепонятий честь и достоинство от понятия деловая репутация.Можно выделить три отличия.
   Первое — этосубъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может бытьтолько субъект — производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хотьделовая репутация — термин общегражданский и не относится только ккоммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем жечести и достоинства может быть любое лицо.
   Второе отличие состоитв том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицомблагом. Честь — это оценка личности обществом, достоинство — внутренняя самооценкаличности.
   Они появляются с возникновениемсубъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация — создавшеесяс течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так иположительным. Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственнойдеятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловойрепутацией в другой области общественного производства.
   Третье отличиезаключается в том, что это за нарушение, и куда направлено. Нарушение деловойрепутации должно строится на элементах нематериального состава хозяйствующихсубъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и вконкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку,данную хозяйствующему субъекту обществом.
   В связи с выше сказанным уместно былобы привести такой пример. Концерн носит имя своего генерального директора,одного из учредителей, господина П. Рекламные компании часто строятся навыступлениях генерального директора и т.д., так что у публики складываетсяощущение неотделимости доброго имени господина П. и доброго имени концерна. Нопри этом сложно все же отождествлять нарушение чести, достоинства и деловойрепутации господина П. с таким нарушением как умаление деловой репутациипредприятия, носящего то же имя. Вероятно в подобной ситуации можноконстатировать только нарушение чести и достоинства господина П., но не деловойрепутации предприятия.
   Деловая репутацияпредставляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившеесямнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации,предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота,в том числе в сфере предпринимательства.
   Носителем деловой репутации можетбыть любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект:
а) гражданин-предприниматель б)гражданин работающий по договору (общегражданскому). В данном случае не имеетзначение то, насколько систематичен такой труд и какую роль играют длягражданина доходы от такой деятельности (последние могут быть минимальными).Важна именно известность работника в среде потребителей продуктов егодеятельности; в) гражданин, работающий по контракту;     
г) юридическое лицо. 
 
§ 2. Право на честь, достоинство иделовую репутацию
 
   Вопрос о чести, достоинстве иделовой репутации — это прежде всего вопрос о правах человека, об их реальномобеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорийпредполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь,достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданскимнеимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального(имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: немогут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни по какимоснованиям. Нематериальные блага (права) граждане и юридические лицаприобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь,здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя — это те блага, которыегражданин приобретает при рождении. А вот правами на неприкосновенность частнойжизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладаетв силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона — право нафирму, товарный знак.
   Честь, достоинство и деловаярепутация реально существуют в силу того, что люди вступают в сложные имногообразные отношения между собой, в общественные отношения. Подобныеотношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующеймодели правоотношения, когда один субъект — носитель права, другой — носительсубъективной обязанности.  
   Для того чтобы раскрыть понятие исодержание права на честь, достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить,какие действия может совершать субъект этого права, каким должно быть егоповедение.
   Каждый субъект права, помимовозможности иметь субъективные права и обязанности, наделяется определеннойсовокупностью политических, имущественных, личных субъективных прав,определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь,достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результатеосуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементамиправосубъектности гражданина или организации.
   Гражданское право до моментанарушения чести и достоинства или деловой репутации личности или иного объектаохраняет эти личные неимущественные отношения путем всеобщей обязанностивоздерживаться от их нарушения. Только с момента их нарушения нормыгражданского права способны регулировать возникшие отношения.
   Право на честь и достоинство следуетрассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается вправе каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и ввозможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержанияот нарушения этого права. Честь и достоинство — это личные права человека,существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В моментнарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право.
   Между тем, право на честь,достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным правом ввидутого, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанностьнеопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании отпосягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудовогоколлектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутациюопределяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее,воздержание от действий обязанных лиц.
   Российское государство охраняетчесть, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций установлениемвсеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага ипредоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право РоссийскойФедерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя,престиж, уважение окружающих.
   Нормы закона, устанавливающие правилаповедения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловуюрепутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не толькорегулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательноезначение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения исознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений,связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь вслучаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.
   Наделяя то или иное физическое илиюридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимуюсистему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этимигарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав.Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по судуопровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений отлиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этогоотношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность другихлиц.
   Личные потребности граждан могут бытьдостаточно эффективно удовлетворены не только самостоятельно, но и посредствомразличных групп, объединений, коллективов. Таким образом, можно выделитьопределенную группу прав, которые носят коллективный (совместный) характер. Приодних обстоятельствах основанием для возникновения коллективных прав являетсяжизненная необходимость, при других — коллективные права и свободы являютсяследствием того или иного государственного или общественного объединения.
   Правомочие по владениюхарактеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутациейнезависимо от третьих лиц и требовать от любого юридического или физическоголица не нарушать эти блага.
   Правомочие по пользованию заключено ввозможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различныхсферах.
   Правомочие по поддержанию и (или)изменению содержания своей деловой репутации заключается в возможностисовершать определенные действия (заключать с этой целью договоры, публиковатьинформацию и рекламу и др.).
   Норма о праве на честь, достоинство иделовую репутацию, помимо запрещения обязанным лицам посягать на конкретноефизическое или юридическое лицо, позволяет тому или иному лицу пользоватьсявсей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство иделовую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведениеи деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будутущемлены распространением в отношении них ложных порочащих сведений, они имеютвозможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельностисоответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона,морали, правил поведения в обществе.
   Право на честь, достоинство и деловуюрепутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудовогоколлектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральныйвред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя наокружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать этоличное неимущественное право.
 
Г Л А В А  II
 
Порядок защитычести,
достоинства иделовой репутации
§ 1. Право на опровержениесведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
 
   Процесс демократизации нашегообщества пошел вперед и в связи с этим взор был обращен и на личность. Быливведены нормы защищающие нематериальные блага. Закреплены законодательно праваи свободы личности. Стали широко толковаться такие личные неимущественные правакак честь и достоинство. Введено новое понятие — деловая репутация. 
   Так в 1991 году 22 ноября взащиту прав личности была принята Верховным Советом РСФСР Декларация прав исвобод человека и гражданина, которая закрепляет права и свободы человека идопускает их защиту в порядке установленном действующим законодательством.
   В частности ст. 30 гласит:«Каждый вправе защищать свои права и свободы, законные интересы всемиспособами, не противоречащими закону.» В Декларации закреплены также правана защиту чести и достоинства. Пункт 2 ст. 9: «Каждый имеет право науважение и защиту его чести и достоинства.» Данный пункт дает возможностьличности отстаивать свои права, но конечно все это должно проходить вустановленном порядке.
   Позднее, уже Конституция РФзакрепила данные права в своих статьях. Согласно Конституции (принятойвсенародным голосованием 12.12.93г.) достоинство личности охраняетсягосударством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеетправо на защиту своей чести и доброго имени.(ст. ст. 21, 23). 
   Это конституционное положениезакреплено во многих законодательных актах.
   Специальное общее правило озащите чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ч.1 ст. 152Гражданского кодекса РФ. Согласно п.1, названной статьи, гражданин вправетребовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловуюрепутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что онисоответствуют действительности.
   Также в Гражданском кодексезакреплены права о защите чести и достоинства гражданина после его смерти.Конкретно оговаривается возможность заинтересованных лиц (родственников,близких, непосредственно связанных, при жизни, с умершим, людей, в процессе еготрудовой деятельности, или учебе, при выполнении служебных или государственныхзаданий и т.д.) защитить честь и достоинство, а также деловую репутациюумершего. Случается и так, что от этого зависит репутация их самих. Защитатретьими лицами личных неимущественных прав, принадлежавших умершим, можетосуществлять либо в интересах памяти умершего, либо в собственных интересахтретьего лица. Третьи лица, в том числе наследники, могут осуществлять такуюзащиту умершего лишь в случае, если они действуют в своем интересе.
   Осуществлять и защищать личныенеимущественные блага при жизни того, кому они принадлежат, по его поручениюили в силу закона могут третьи лица, если иное не вытекает из существа этихблаг.
   Что касается организаций (юридическихлиц), то в ст. 152 (п.7) Гражданского кодекса РФ сказано о судебной защитеделовой репутации, так как при распространении порочащих сведений в отношенииюридических лиц умаляется именно деловая репутация. Юридическое лицо вправетребовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений. При этомзаконом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с такимтребованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен ксредству массовой информации, распространившему сведения, порочащие, по мнениюистца, его деловую репутацию. На требования о защите деловой репутации,заявленные в порядке п. 7 ст. 152 Гражданского кодекса РФ, исковая давность нераспространяется.
   При защите чести и достоинствадействует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведениясчитаются не соответствующими действительности. Доказывать правдивость такихсведений должен тот, кто их распространил.
   Согласно ч.1 ст. 152 Гражданскогокодекса РФ и ст. 43 Закона «О средствах массовой информации»опровержению должны подвергаться порочащие честь, достоинство и деловуюрепутацию сведения. Бремя доказательства лежит на лице или организации,распространивших эти сведения, а не на потерпевшем. Истец обязан доказать лишьсам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Из этогоследует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условиязащиты чести и достоинства, а именно: сведения должны быть порочащими, несоответствующими действительности и получить распространение.
   Порочащими являютсятакие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутациюфизического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельныхграждан.
   Измышления, порочащие честь,достоинство, деловую репутацию, подлежат опровержению независимо от того,изложены ли они в грубой, оскорбительной форме или достаточно пристойно.
   В юридической литературе существуютпонятия порочащие и позорящие сведения, между этими понятиями, в рядеслучаев, трудно определить границу. И те и другие сказываются на репутациииндивида и организации, но степень этого влияния неоднозначна. Всякое позорящеесведение будет и порочащим, и наоборот.
   Под распространением сведений,порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкомукругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу. Подразумеваетсяопубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио ителевидеопрограммам, демонстрацию в других средствах массовой информации,публичных выступлениях, заявлениях или сообщение в иной, в том числе устнойформе. Сообщивший эти сведения практически не имеет возможности предотвратитьих дальнейшее распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащиесведения не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапелишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об ихопровержении ( при условии несоответствия их действительности). В подобныхслучаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления неполучили своего дальнейшего распространения.
   Сообщение сведений только тому лицу,которого они касаются, не является распространением сведений. В этом случаеможно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорблениеили клевету, если к этому есть основания. Также не является распространениемсведений, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самомсебе, так как он сам способствует формированию общественного мнения о своейличности.
   В юридической литературе и в судебнойпрактике встречаются случаи обманутого доверия. При стечении тех или иныхобстоятельствах лицо, действительно совершившее неблаговидный поступок, строгоконфиденциально сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны инадеется на это. Тем не менее, факт о предосудительном поступке становитсядостоянием окружающих. При таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск клицу, обманувшему доверие, так как опровержение сведений соответствующихдействительности, нормой закона не предусматривается.
   Сведения порочащие честь, достоинствои деловую репутацию могут распространяться в средствах массовой информации.Здесь подразумевается сообщение в качестве статьи в газете, в передаче по радиоили по телевизору.
   В связи с этим ст. 152 Гражданскогокодекса РФ устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений,которые были распространены в средствах массовой информации: опровержениедолжно последовать в тех же средствах массовой информации. Закон РФ «Осредствах массовой информации» также предусматривает право на опровержениепорочащих сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и деловую репутациюграждан и организаций, статья 43 данного закона дает им право требовать отредакции опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащихих честь и достоинство, которые были распространены в данном средстве массовойинформации. Гражданин или организация могут предоставлять свой текст дляопровержения. На радио или телевидении дается самому зачитать свой текст.
   В п.3 ст. 152 Гражданского кодекса РФпредусмотрена ситуация, когда в средствах массовой информации публикуютсясведения, которые сами по себе не являются порочащими и соответствуютдействительности, но в тоже время ущемляют права и законные интересыгражданина, отражаются на деловой репутации. В этих случаях можно требоватьопубликование ответа (комментария, реплики) в тех же средствах массовойинформации.
   Законом «О средствах массовойинформации» установлен специальный порядок, в соответствии с которымтребования об опубликовании опровержения или ответа в средствах массовойинформации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана вписьменной форме в течении одного месяца уведомить гражданина или юридическоелицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении.Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации,набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение.Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано вто же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемоесообщение(ст. ст. 43,44). В случае отказа в опровержении, нарушения порядкаопровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения,соответствующие требования в течении одного года могут быть обжалованы в суд.По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных впечати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовойинформации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическимлицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредительданного средства массовой информации. Следует иметь в виду, что статьями 45 и46 Закона РФ «О средствах массовой информации» установлен годичныйсрок, в течении которого гражданин или организация вправе обратиться в суд стребованием о признании необоснованным отказа редакции в публикацииопровержения или ответа на публикацию. Началом течения указанного срокаявляется день распространения оспариваемых сведений.
   Помимо средств массовой информациипорочащие сведения могут иметь место и получить широкое распространение вдокументах: такой документ подлежит замене. Если лицо не согласно с содержаниемпроизводственной характеристики полностью или только в отдельных ее частях, томожет потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части скоторой он не согласен.
   Пункт 2 ст. 150 Гражданского кодексаРФ предусматривает возможность использования при защите нематериальных благлюбого способа, названного в ст.12 Гражданского кодекса РФ, а также иныхспособов, установленных Кодексом и другими законами. Специальные способы защитыустановлены ст. 152 Гражданского кодекса РФ в случаях нарушения чести,достоинства и деловой репутации. В этой же статье предусмотрена возможностьиспользования и общих способов защиты (возмещение убытков и компенсацияморального вреда).
   Кроме специальных и общих способовзащиты чести, достоинства и деловой репутации, гражданин может потребоватьиспользования и других способов, не названных в статье 152. Например, изъятиятиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения, запрещенияпубликации второго издания и т.д. Эти требования укладываются в общийсодержащийся в ст. 12 способ защиты: пресечение действий, нарушающих права илисоздающих угрозу их нарушения.
   Пункт 6 ст. 152 Гражданского кодексаРФ предоставляет гражданам возможность защищать честь, достоинство, деловуюрепутацию и в случаях, когда ни автора, ни распространителя порочащих сведенийустановить невозможно (письмо без подписи). Указанная норма не относится кслучаям, когда анонимное письмо помещено в газете, зачитано по радио и т.п. Вприведенных случаях гражданин сохраняет право обратиться в суд с заявлением опризнании распространенных порочащих сведений не соответствующимидействительности. Суд ограничивается установлением требуемого факта безвозложения на кого-либо обязанности опровержения распространенных сведений.
   В распространении порочащихизмышлений иногда участвуют несколько человек. Существует мнение, что в случаевозникновения судебного спора по основаниям ст. 152 Гражданского кодекса РФ ониотвечают солидарно. Однако известно, что полное исполнение обязанностисолидарным должником освобождает остальных лиц от исполнения кредитору (ч. 1ст. 325 ГКРФ). В тоже время опровержение, сделанное лишь одним из участвовавшихв распространении неверной информации, не всегда способно удовлетворитьинтересы истца. Если другие правонарушители уклоняются от аналогичныхзаявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и косвеннымобразом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах обязанностьопровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто участвовалв их распространении.
   В отношении с органами государства идолжностными лицами проблема защиты чести гражданина приобретает предельнуюостроту в тех случаях, когда она связана с трагедией привлечения невиновногогражданина к уголовной ответственности. Позор, покрывающий имя человека,обвиняемого в преступлении, которого он не совершал, особенно безвинноосужденного за тяжкое преступление, не только сводит к нулю социальный престижгражданина, но и бросает тень на его родных и близких.
   Необоснованно опороченную честь,достоинство или деловую репутацию можно восстановить при помощи юридических мер,которые сводятся к опровержению не соответствующих действительности сведений.
   Вообще предмет нарушения деловойрепутации — это те элементы носителя деловой репутации, которые непосредственносвязаны с его хозяйственной деятельностью.
   Гражданский Кодекс, Закон «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» определяют суть нарушения деловой репутации, как распространенияложных, неточных или искаженных, порочащих хозяйствующего субъекта, сведений,способных причинить ему убытки.
   По аналогии с тем, как определяетсяраспространение, опорочивание и  ложность в процессе защиты чести идостоинства, можно установить с учетом появляющейся специфики, что такоераспространение, опорочивание и ложность при нарушении деловой репутации.Специфичность проявляется в способности соответствующих действий причинитьубытки, несмотря на то, что Закон о конкуренции формально различает сведения«способные причинить убытки», и сведения «способные принестиущерб деловой репутации», можно предположить, что практически невозможноналичие ущерба деловой репутации без того, чтобы такой ущерб не являлсяпричиной убытков или возможной причиной убытков. Без подобной связи защитаделовой репутации теряет коммерческий смысл. В области хозяйствования информациятолько тогда в состоянии причинить убытки, когда она дошла до сведения тех лиц,от действия которых зависит благополучная деятельность хозяйствующего субъекта,в отношении которого распространяется информация.
   Не может считаться носителемопорочивающей информации (сведений) бракованный товар (работы, услуги),индивидуализированный посредством присвоения ему товарного знака хозяйствующегосубъекта, деловая репутация которого, таким образом, может подвергнутьсяумалению.
   Деловая репутация может быть защищенадвумя путями. Первый путь: статья 152 ч.1 Гражданского кодекса РФ. Второйвариант защиты предусмотрен Законом о конкуренции. П.1 ст. 3, п. 1 ст. 2закона, среди основных целей, задач и функций Антимонопольного комитетаобозначают и такую, как пресечение недобросовестной конкуренции, в том числе инанесение ущерба деловой репутации. Правда субъектом, имеющим право на защитупо Закону о конкуренции, может быть хозяйствующий субъект, входящий впредусмотренный ст. 4 перечень. Исходя из этого, право на обращение вАнтимонопольный комитет не имеют те хозяйствующие субъекты, которые не вправеобращаться за защитой своих интересов в арбитражный суд.
  
   Именно способность быстро привлечьили ограничить нарушение антимонопольного законодательства, обязать в административномпорядке восстановить первоначальное положение путем подачи в адрес нарушителяобязательного для исполнения соответствующего предписания, делает путь защитыделовой репутации через обращение в Антимонопольный комитет эффективным с точкизрения хозяйствования.
   Но обращение субъекта за защитой отнедобросовестной конкуренции в Комитет, как административный орган, неисключает двух других возможностей: а) параллельное обращение: ивАнтимонопольный комитет и в арбитражный суд; б) обращение в арбитражный судсамого комитета с иском о запрещении недобросовестной конкуренции,восстановлении первоначального положения, взыскания убытков в пользупотерпевшего. Причем нельзя говорить о том, что в последнем случаеАнтимонопольный комитет будет всегда выступать в качестве процессуальногоистца, т.е. в защиту хозяйствующего субъекта.
   При обращении с иском о защитеделовой репутации истец должен представить доказательства, что данный спорсвязан с его предпринимательской либо иной экономической деятельностью.     
   Не всегда решения принятые судомвыполняются. Здесь законодатель предусмотрел наложение штрафа для нарушителя  ( п. 3 ст. 152 Гражданского кодекса РФ), взыскиваемого в предусмотренномпроцессуальном порядке в доход РФ. Но уплаченный штраф не освобождаетнарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением судаобязательство.
   В некоторых случаях о человекераспространяются сведения, хотя и соответствующие действительности, носодержащие его негативную характеристику (прежняя судимость, нахождение впсихиатрической больнице и т.д.) Не исключено, что разглашение ираспространение подобного рода фактов создает человеку дискомфорт и способнопричинить ему определенные душевные волнения и переживания. Российскоезаконодательство не предусматривает санкций за распространение такого родасведений. В специальной литературе высказываются различные точки зрения на этотсчет.
   Одни специалисты считают, чтоинститут диффамации несовместим с нашим законодательством. Другие, наоборот,считают такое положение неправильным, ибо огласке могут предаваться сведения,которые не влияют на общественную оценку личности, но вызывают душевныестрадания, а иногда и психические потрясения человека.
   Здесь должен быть дифференцированныйподход, ибо появление информации о порочащих гражданина обстоятельствахвызывается различными причинами. В частности, информация о недостойныхдействиях субъекта может диктоваться общественными потребностями, соображениямивоспитательного характера.
   Придание гласности неблаговидных поступковгражданина, которые выходят за пределы личной сферы и затрагивают интересыкаких-либо коллективов или общество в целом, является допустимым и оправданным.Разумеется, одни и те же аморальные действия не должны наказываться бесконечно.
   Ответственность за распространение несоответствующих действительности порочащих сведений наступает независимо оттого, в какой форме — устной, письменной, в средствах массовой информации ит.п., были распространены эти сведения.
   Следует обратить внимание на то, что указаннаяответственность наступает и в том случае, когда не соответствующиедействительным порочащие сведения были распространены лицом при исполнениислужебных обязанностей.
   В случае распространения подобныхсведений в устной форме ответственность обычно возлагается на само должностноелицо, а в случае распространения сведений в письменной форме — на учреждение,предприятие или организацию, от имени которого действовало должностное лицо. Втех случаях, когда такое учреждение, предприятие или организация не пользуютсяправом юридического лица, ответственность несет его вышестоящий орган.
                    § 2. Проблемавозмещения морального вреда
   Проблема возмещения морального вредабыла и остается объектом внимания юристов-теоретиков и юристов-практиков, таккак затрагивает интересы многих физических и юридических лиц.
   Цель института возмещения моральноговреда — выполнять нравственную социальную функцию — охрану неприкосновенностиличности, то есть функцию социальной защиты.
   Понятие «личность» нельзяограничивать только физической неприкосновенностью, наоборот оно носит скореенематериальный характер, охватывает духовную, моральную сферу человека. Подморальным вредом надо понимать не только вред, причиненный нарушениемобязательственных прав или посягательством на нравственное чувство, но ивсякого рода различные переживания, причиняемые любым правоотношением.
   Под моральным вредом понимаютсянравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием),посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу законанематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство, деловая репутация, личная исемейная тайна и т.д.) или нарушаются его личные неимущественные права (правона пользование своим именем, право авторства и т.д.) либо нарушающимиимущественные права гражданина.
   Моральный вред часто болеечувствителен и более остро заставляет страдать потерпевшего, чем имущественныйвред, он, как таковой, не может быть возмещен, но он может быть хоть как-нибудькомпенсирован. Ввиду отсутствия иного, лучшего способа дать потерпевшемуудовлетворение, этим способом может служить, и служит денежная компенсация. Приоценке морального вреда суд основывается на специфических особенностях каждогодела, на степени и характере морального вреда, на имущественном положенииответчика и потерпевшего.
   Причинение морального вреда личностипредставляет собою также  форму вреда, причиняемого не имуществу потерпевшего,а его личности — физической или моральной — и косвенно отражающейся на егоимущественном положении, примером тому является лишение жизни кормильца либолишение или ограничение трудоспособности лица.
   Неимущественный (моральный) вредможет быть причинен и тогда, когда даже незначительное причинениеимущественного вреда вызывает неизмеримые переживания той или иной утраты(например, уничтожение писем, фотографий или иных памятных предметов близкихлюдей и т.д.).
   Моральный вред означает нарушениепсихического благополучия, душевного равновесия личности. Вследствиеправонарушения, совершенного против того или иного лица, оно может испытыватьунижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, дискомфортное состояние и т.д. Врезультате совершенного против личности правонарушения могут наступатьнегативные последствия в самой различной сфере ее деятельности. В любом случаеморальный вред представляет собой претерпевание нравственных страданий, сужениесвободы личности, и он не должен оставаться вне сферы права.
   Компенсация морального ущербапредставляет возможность в определенной мере сгладить неблагоприятныепоследствия правонарушения, способствует приобретению вместо утраченного благадругое. Гарантированная законом охрана чести, достоинства и деловой репутации,в том числе посредством компенсации морального ущерба, оказывает положительноевлияние на психическое состояние потерпевшего, вселяет веру в справедливость.
   В свою очередь, обязанностьправонарушителя компенсировать причиненный им моральный ущерб является меройопределенной ответственности, не позволяющей безнаказанно умалять  честь,достоинство, деловую репутацию личности.
   Расширение сферы охраняемыхгражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предметагражданско-правового регулирования  личных неимущественных  отношений, являетсяцелесообразной и оправданной допущенная в законе имущественная ответственностьза причинение морального вреда.
   Как известно, отечественноезаконодательство на протяжении длительного времени не предусматривало права навозмещение морального вреда, и лишь сравнительно недавно определилась инаятенденция.
   Принципиально новой в этом отношенииправовой нормой является статья 151 Гражданского кодекса РФ, котораяпредусматривает право граждан на возмещение морального вреда, причиненногонеправомерными действиями.
   Требование закона о возмещенииморального вреда предусмотрено не только при защите права на честь, достоинствои деловую репутацию, но и в некоторых других случаях и, в частности, припричинении трудового увечья потерпевшему, в случаях профессиональногозаболевания, при незаконном увольнении и т.д.
   До принятия Гражданского кодексанорма о возмещении морального вреда содержалась в разделе Основ гражданскогозаконодательства о деликтных обязательствах (ст.131). Наряду с этим возмещениеморального вреда предусматривалось и в отдельных законах: Закон от 27 декабря1991г. «О средствах массовой информации» (ст. 62); Закон от 19декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды» (ст. 89); Законот 7 февраля 1992г. «О защите прав потребителей» (ст. 13); и другие.
   Статья 151 Гражданского кодекса РФпредусматривает, что моральный вред подлежит возмещению только тогда, когда онпричинен действиями, нарушающими личные неимущественные права (блага)гражданина. Одновременно предусмотрено, что законом могут быть установлены идругие случаи возмещения морального вреда. Таким образом, из ст. 151 вытекает,что возмещение морального вреда, возникшего в связи с нарушением имущественныхправ граждан, допускается лишь в случаях, специально предусмотренных законом.
   Также статьей 151 Гражданскогокодекса РФ установлено общее правило: моральный вред возмещается на тех жеоснованиях, на которых строится ответственность за причинение имущественноговреда. Следовательно, в настоящее время независимо от вины возмещаетсяморальный вред, если он причинен в результате деятельности, связанной сповышенной опасностью для окружающих, незаконным осуждением, незаконнымпривлечением  к уголовной ответственности, незаконным заключением под стражу ит.п.
   Моральный вред компенсируется толькоденежной суммой. В ч. 2 ст. 151 приводятся критерии, которыми следуетруководствоваться при определении размера компенсации морального вреда: степеньвины причинителя, степень физических и нравственных страданий, связанных синдивидуальными особенностями потерпевшего, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
   Практика применения нормы окомпенсации морального вреда выработала и дополнительные рекомендации дляопределения размера компенсации.
   Так, в постановлении ПленумаВерховного суда РФ от 29 сентября 1994г. по делам о защите прав потребителейуказано, что размер компенсации не может быть поставлен в зависимость отстоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, адолжен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственныхи физических страданий в каждом конкретном случае.
   По действующему законодательствупотерпевший сам субъективно оценивает тяжесть причиненного ему морального вредаи в иске произвольно указывает определенную сумму. Видимо, у рассматривающегодела суда на этот счет должны быть те или иные ориентировочные критерии. Покаждому конкретному делу должны быть приняты во внимание: общественная оценкаущемленного интереса или нарушенного блага, степень вины правонарушителя,тяжесть наступивших последствий, социально-бытовые условия потерпевшего, сферараспространения не соответствующих действительности, позорящих сведений,материальное положение сторон.
   В постановлении Пленума Верховногосуда РФ от 28 апреля 1994г. «О судебной практике по делам о возмещениивреда, причиненного повреждением здоровья» приведены дополнительныеобстоятельства, которые следует учитывать при определении размера компенсацииза моральный вред: степень тяжести травм и иного повреждения здоровья,имущественное положение причинителя вреда. При этом особо подчеркнуто, чторазмер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость отразмера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков идругих материальных требований.
   Следует обратить внимание на то, чтост. 151 Гражданского кодекса РФ не предусматривает возмещение морального вредаюридическим лицам, что в условиях конкуренции не способствует деловой репутацииюридических лиц. Статьи 151 и 152 Гражданского кодекса РФ предполагают, чтосубъектом, которому причиняется моральный вред, может быть и гражданин,осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, в данном случае, в соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФприменяются нормы Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций.Индивидуальный предприниматель, оставаясь гражданином, несет ответственностькак гражданин (ст. 24).
   Однако в Постановлении ПленумаВерховного суда РФ от 20 декабря 1994г., посвященном некоторым вопросамкомпенсации морального вреда, этот вопрос решен по-иному. В нем содержитсяразъяснение, согласно которому «правила регулирующие компенсациюморального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловуюрепутацию гражданина, применяются и в случаях распространения  сведений, порочащихделовую репутацию юридического лица».
   С возможностью компенсации моральноговреда возникает одна проблема, которая рано или поздно потребует разрешения.Дело касается распространения не соответствующих действительности, порочащихчесть, достоинство, деловую репутацию сведений официальных лиц, государственныхслужащих, деятелей общественных организаций и партий. Есть уже прецедентыобращения этих лиц в суд с целью получить возмещение за нанесенный моральныйущерб.
   В тех случаях, когда истцом выступаетофициальное лицо, необходимо законодательно закрепить принцип, в соответствии скоторым возмещение неимущественного ущерба возможно, если истец докажет: 1)ложность распространенного утверждения;     2) тот факт, что средство массовойинформации знало о несоответствии действительности распространяемой информацииили не воспользовалось всеми имеющимися правовыми и техническими средствами дляпроверки ее истинности; 3) а также то, что газета или другой органраспространяющий информацию имел умысел на унижение чести и достоинства,умаления репутации именно этого должностного лица.
   Для получения опровержения достаточнолишь доказанного в суде несоответствия действительности письменного или устноговысказывания. Такое положение поможет оградить и без того бесприбыльные органыпечати от присуждения больших сумм возмещения в пользу должностных лиц. Ведьесли возмещение морального вреда официальным лицам лишь за сам факт публикацииложной информации станет обычным явлением, возникает прямая угроза свободепечати, так как газеты и другие средства массовой информации просто будутопасаться оперативно информировать население обо всем, что происходит в средепредставителей власти.
   Российскому законодателю следуетрешить вопрос как об определении крайних критериев возмещения морального вреда,так и об ответственности за распространение любых порочащих лицо сведений, атакже установить более четкий порядок взыскания с ответчиков компенсации запричинение неимущественного морального вреда.З А К Л Ю Ч Е Н И Е
   Решение глобальных проблем тесносвязано с необходимостью повсеместного утверждения веры в достоинствочеловеческой личности. Их обеспечение — необходимый атрибут любого государства.Вопрос о чести и достоинстве был и считается одним из жгучих и животрепещущихвопросов.           
   Несмотря на различные катаклизмы,происходящие в нашем обществе и государстве преимущественно по причинамэкономической и политико-правовой нестабильности, проблема человека, его прав исвобод не теряет своей актуальности. Неослабевающий интерес к этой проблемевызван как общественными потребностями, так и запросами самого человека — человека-личности.
   Каждому лицу присущи такие блага,как честь и достоинство.          
   Российскоегосударство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан иорганизаций в случаях их нарушения, обеспечивает необходимую систему гарантииосуществления прав и их защита. В соответствии с этими гарантиями каждыйгражданин имеет право на восстановление нарушенных прав, каждый вправе защищатьсвои права, законные интересы всеми, не противоречащими закону, способами.
  Список использованной литературы
 
Нормативный материал:
1.     КонституцияРФ, принятая 12 декабря 1993г.
2.     Основыгражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г.
3.   ГражданскийКодекс РФ
4.     Декларацияправ и свобод человека и гражданина.
ПринятаВерховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.                 // Ведомости Съезданародных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, № 52.
5.  Закон РФ«О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. // ВедомостиСъезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1992, № 7.
6.     Закон РФ«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» от 22 марта 1991г.
Литература:
1.Анисимов А.Л.Честь, достоинство, деловая репутация: Гражданско-правовая защита. М., 1994
2.Гражданскоеправо. В 2 т. Учебник / Под редакцией Е.А. Суханова, М., 1993
3.Гражданскоеправо. В 2 т. Учебник / Под редакцией Ю.К. Толстого, А.М. Сергеева, М., 1996
4.Ерошенко А.А.Гражданско-правовая защита чести и достоинства личности // Советскоегосударство и право. 1980,   № 10
5.Малеина М.Н.Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. 1993,   № 24
6.Соловьева Л.А.Рассмотрение дел о защите деловой репутации юридических лиц // Юридический мир.1997, № 2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розвиток пізнавальних інтересів учнів 4 класу на уроках Я і Україна
Реферат Экономика и экология : проблемы, пути решения
Реферат Автоматизированная система документационного обеспечения управлен
Реферат Качество новых сортов яровой мягкой пшеницы в условиях южной лесостепи Республики Башкортостан
Реферат Развитие науки и техники в России в первой половине XVIII века
Реферат Иван Флягин образ воплощающий черты русского национального характера
Реферат Река Теча
Реферат Экономика машиностроительного производства
Реферат Степ-аеробіка на уроках фізичної культури в школі
Реферат Долгоруков, Иван Алексеевич
Реферат 1. Динамика развития промышленности, сельского хозяйства, финансов и транспорта в начале XX века 5
Реферат О повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" и теме зла в современной литературе
Реферат Планирование и организация рекламной кампании для продвижения молодежной одежды
Реферат Нелокальная краевая задача для уравнения смешанного типа третьего порядка с кратными характеристиками
Реферат Биологически мембраны