Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Содержательная и языковая специфика произведения "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Место произведения Ю.Фучика в его творчестве и литературно-публицистическомпроцессе
1.1 Жизненный путь Ю.Фучика
1.2 Жанровая природапроизведения «Репортаж с петлей на шее»
ГЛАВА 2.Специфика содержания «Репортажа с петлей на шее» и особенности употребленияавтором выразительных языковых средств при его создании
2.1 Тематика и проблематикапроизведения Ю. Фучика
2.2 Анализ употребляемых в «Репортажес петлей на шее» изобразительно-выразительных средств
2.3 Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
ИмяЮлиуса Фучика известно во всем мире. И хотя сейчас оно незаслуженно подзабыто,тем не менее, для многих поколений людей, особенно выросших и живших всоветское время, — это символ беззаветного служения родине и человечеству,символ оптимизма, огромной любви к людям и веры в них. «Люди, я любил вас!Будьте бдительны!»[1] — и ныне эти слова Фучикаявляются грозным напоминанием о безобразном облике фашистского режима, который,к сожалению, сегодня кажется наоборот привлекательным для нового поколениямолодых людей – так называемых националистов, или скинхедов. Своим творчествомписатель как раз и стремился показать все уродство фашизма, его бесчеловечную, противоестественнуюсущность.
Егопроизведения в советское время разошлись по нашей стране почти миллионнымтиражом, по творчеству писателя было написано свыше трехсот статей, причембольшая часть из них – это рецензии на его самую знаменитую книгу «Репортаж спетлей на шее». Но, несмотря на такое обилие критического материала, следуетотметить, что литературоведение, особенно советского периода, недостаточнополно, на наш взгляд, раскрывало своеобразие и художественную специфику данногопроизведения. Причиной тому – идеологическая направленность критическихисследований: произведение Фучика рассматривалось, прежде всего, как выражениеи пропаганда коммунистических идей автора в процессе борьбы с фашистскимрежимом. И очень мало внимания уделялось собственно художественной и языковойстороне произведения, то есть можно сказать, что талант писателя-публициста заФучиком признавался безоговорочно, а его талант художника слова оставался втени. Необходимость анализа «Репортажа с петлей на шее» с позиций выявления егоценности в художественном плане и определяет актуальность нашей работы.
Такимобразом, цель нашей работы – выявление содержательной и языковой спецификипроизведения Ю. Фучика.
Объектизучения – процесс отбора и употребления автором изобразительно-выразительныхсредств языка для разработки тематики и проблематики «Репортажа с петлей нашее».
Задачи,которые мы ставили перед собой в данной работе, можно сформулировать следующимобразом:
— рассмотретьжизненный и творческий путь Ю. Фучика как писателя и журналиста; выявить в немместо «Репортажа на шее»;
— определить жанровую природу данного произведения, связанную с выбраннымиавтором темой и выразительными средствами;
— изучить основные темы и проблемы, затрагиваемы в книге;
— проанализировать особенности отбора и употребления автором языковых средств дляраскрытия основных тем произведения;
— сделать вывод о публицистической и художественной ценности «Репортажа на шее».
Теоретическаязначимость нашей работы заключается в том, что здесь изучены различные взглядылитературоведов и критиков на творчество Ю. Фучика, отмечена недостаточнаяизученность его литературно-публицистического наследия с точки зренияхудожественной ценности; на примере произведения «Репортаж с петлей на шее»рассматриваются различные понятия, связанные с теорией литературы ижурналисткой работы, необходимые анализа этого текста.
Практическаязначимость определяется тем, что в работы нами наглядно показывается идоказывается, что «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика имеет значение не толькокак великолепная публицистика, но и как прекрасное художественное произведение.

ГЛАВА 1. Место произведения Ю.Фучика в его творчествеи литературно-публицистическом процессе
 
1.1Жизненный путь Ю. Фучика
 
Родилсябудущий публицист в Праге, в семье рабочего-токаря. Рано обнаружились еголитературные способности. Еще будучи учащимся реального училища, он выпускаетрукописные журналы, а с пятнадцати лет начинает сотрудничать в периодическойпечати.
Поступивна философский факультет Пражского университета, Фучик активно участвует вобщественной и политической жизни. В 1921 году он вступает в рядыКоммунистической партии Чехословакии. С этого момента и до конца жизнидеятельность его неразрывно связана с коммунистическим движением. В 20-е годыФучик редактирует журналы «Авангард» и «Творба», сотрудничает в центральноморгане КПЧ — «Руде право». В журналах и газетах печатаются его многочисленныеочерки и статьи на политические и литературные темы.
В 1930году Фучик во главе рабочей делегации направляется в Советский Союз, он побывалв Средней Азии, Ленинграде, Москве и многих других местах. По возвращении вЧехословакию им была написана книга «В стране, где завтра означает ужевчерашний день» (1932), в которой он рассказал о том, что увидел в СССР.
В1934-1936 годах Фучик снова побывал в Советском Союзе как корреспондент «Рудеправо». В 1941 году он был избран в состав Центрального Комитета. В течениедвух лет он успешно руководил подпольной коммунистической печатью: издавалжурналы, редактировал газеты, писал статьи.
В апреле1942 года Фучик был арестован и заключен в тюрьму. Больше тринадцати месяцевпробыл он в гестаповских застенках в ожидании смертного приговора. Писатель былказнен в Берлине 8 сентября 1943 года. Когда Фучика вели на казнь, он пел«Интернационал». Другие заключенные, тоже ожидавшие своего смертного часа водиночных камерах, двери которых выходили в тот коридор, слышали его пение иподпевали ему из своих камер, подпевали на разных языках. Такой была последняястраница из книги «Репортаж с петлей на шее», которую сам автор не смогзакончить и которую дописала за него сама история его жизни.
ЮлиусФучик умер, как и жил, настоящим большим человеком.
Литературноенаследие Фучика очень разнообразно. Уже в 20-е годы он принимает активноеучастие в ожесточенной литературной борьбе, развернувшейся вокруг творчествакрупнейших чешских литераторов. В статьях «Тенденция пролетарской поэзии»,«Книга поколения», «Ликвидация культа Волькера» Фучик выступает в защитумолодой пролетарской поэзии. Из молодых чехословацких поэтов Фучик выделяетИржи Волькера. Он полемизирует с критиками, называвшими Волькера «интимным»,«альбомным» поэтом и отказывавшими ему в общественном значении. Для ФучикаВолькер — поэт, который «поставил перед собой задачу соединить литературноедело с делом пролетариата»[2].
В статье«Война со Швейком» Фучик принимает участие в полемике, развернувшейся в чешскойжурналистике вокруг образа Швейка. Он высмеивает критиков, требующихконфискации романа Гашека. «Это было бы весьма бесполезное мероприятие», — указывает он. Уже тогда Фучик верно предугадывал, что «Бравый солдат Швейк»«… станет когда-нибудь хрестоматийным произведением, и преподаватели историибудут на нем демонстрировать разложение класса буржуазии и буржуазной армии,которая была ее последним козырем»[3].
Вомногих статьях Фучик говорит о творчестве Карела Чапека. Критикуя писателя заслабые, по его мнению, стороны мировоззрения, он вдумчиво анализируетпроизведения Чапека… Особенно он выделяет гуманизм писателя, указывая в то жевремя, что именно за это тот подвергался жестоким нападкам со стороны критиков.
Наряду слитературными статьями большой интерес представляют статьи и очерки Фучика наполитические темы. Они посвящены стачкам и забастовкам чехословацких трудящихся(«Бой на севере»), разоблачению произвола властей и защищающих его буржуазныхжурналистов («Пятерых одним выстрелом»), содержат острую критикусоциал-демократов («Не вы ли это, доктор Мейсснер!»).
Многиестатьи Фучика направлены против фашизма. Непосредственным откликом нафранкистский мятеж в Испании явились его статьи «Против реакции», «Солидарностьс испанским народом», «Бдительность!». Призывая к отпору фашистским мятежниками их немецким покровителям, Фучик неустанно повторяет, что испанские событиякасаются всех честных людей, потому что это борьба за мир, борьба народногофронта мира против фашистского фронта войны.
В особуюгруппу следует выделить репортажи и очерки Фучика о Советском Союзе («В стране,где завтра означает уже вчерашний день»), в которых он восхищается страной илюдьми, в ней живущими. В своих репортажах Фучик рассказывал о Московском метро(«Краткая история Московского метро»), о промышленном и культурномстроительстве в Средней Азии («Среднеазиатская экзотика»), о совхозах («Совхозу Самары») и о многом другом, что он увидел.
Наиболеезначительное произведение Юлиуса Фучика — его знаменитый «Репортаж с петлей нашее». Он написан был в фашистской тюрьме, в ожидании смертного приговора. Еготюремным надзирателем был чех по национальности А. Колинский. Он приносилФучику бумагу и карандаш, а исписанные листки тайком выносил из тюрьмы. Женаписателя, Густа Фучикова, находившаяся а заключении а концентрационном лагере,после освобождения встретилась с Колинским. Ей удалось собрать тюремные запискимужа, спрятанные у разных людей. Их она и издала отдельной книгой в 1946 году«Репортаж с петлей на шее» — это замечательное произведение, знакомящее нас сантифашистской борьбой в оккупированной Чехословакии, раскрывающее огромнуювнутреннюю силу, стойкость и бесстрашие участников этой борьбы.
Юлиус Фучик был настоящий оптимист, который любил жизнь, любил людей. Он верил в Человека с большой буквы и верил в то, что человек должен жить счастливо. «Мы, коммунисты, любим жизнь, — писал он в страшное время гитлеровской оккупации в подпольной газете «Руде право», — и потому не колеблемся, когда нужно отдать свою жизнь для того, чтобы пробить и расчистить дорогу настоящей свободной, полной и радостной жизни, действительно заслуживающей этого названия»[4]. Он верил в счастливое будущее человечества и верил, что это будущее обязательно настанет, что иначе просто не может быть.
 
1.2Жанровая природа произведения «Репортаж с петлей на шее»
 
Произведения Ю. Фучика и «репортаж с петлей на шее» в том числетрадиционно относят к художественной публицистике. Это продиктовано и общейнаправленностью тематики его текстов, и наличием в них характерных для этогожанра черт. Для нас жанровая принадлежность рассматриваемого нами произведенияважна, поскольку объясняет собой и определяет выбор автором определенного кругапроблем и способов их освещения в книге.
Публицистика – это понятие, часто воспринимаемое как синоним к слову «журналистика». Это объясняется тем,что публицистика, всущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающиеактуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, нарадио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных(устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото-и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм),театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.
До сихпор между исследователями ведутся оживленные дискуссии по вопросу: считать липублицистические произведения литературой как одним из жанров искусства?Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: «Художник, — писал он, — мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощьюлогических доводов»… Эльсберг Я. Е.,Поспелов Г. Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное,поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что «художественность являетсянеотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность — вот тамагистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...».[5]
Скорее всего, публицистика представляет собой пограничный жанр,находящейся на стыке журналистики и собственно литературы. Если говорить о видах журналистской деятельности, тоздесь выделяют
— информационную публицистику,
— аналитическую публицистику,
— художественную публицистику.
Последний вид как раз и представляет собой жанр, включающий как чертыжурналистики, так и черты литературного произведения. Сюда можно отнести и«Репортаж с петлей на шее». Рассмотрим подробнее, как соединяются они в рамкахданного текста.
Произведенияхудожественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собойзамкнутое, внутрисферическое бытие, вмещенное в сознание автора. Этотпридуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражаютзаконы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный«этикет», замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясьего завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях вхудожественном творчестве. Это мы как раз и видим в «Репортаже с петлей нашее».
Авторскаяволя при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном итщательном отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроитьстержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителемопределенной идеологии. Существует определенное звено «автор — герой –читатель».
Автор впублицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное,хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателяособенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенныхидей, но и «одним из нас», «просто человеком» со своими взглядами, вкусами ипривычками.
СтюфляеваМ. И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выраженияавторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста наместе события.
Внешнимиприметами документальности в тексте становятся указание места и временипроисходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения,хотя они и безадресны, но которым не в праве отказать в документальности.Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего.Это также отмечаем мы в «Репортаже с петлей на шее». А. Агроновский в своихработах указывал, что в публицистике стремление скрыть «мешающие» факты, обойтинегативные стороны явления, прибегнуть к «фигуре умолчания» оборачиваетсяантихудожественностью, эстетической несостоятельностью[6].
Основнымжанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степенипогружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: «… В однихслучаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других — онвмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец,нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.
Трипозиции автора — три очень приблизительно выделенных состояния репортажногоповествования»[7].
Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов –латинский: reporto (передавать). В российском сборнике«Основы творческой деятельности журналиста» читаем:
«Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление особытии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участникасобытия»[8].
Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и допоявления его в периодической печати встречались сообщения, содержащиенекоторые репортажные элементы. Однако потребовались годы и годы, прежде чемрепортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессиярепортера, т. е. «сообщающего новости», своеобразного посредника междуаудиторией и событием. Более того, в отечественной журналистике был довольнозначительный период упадка жанра, после чего репортаж вновь занял лидирующееположение практически во всех средствах массовой информации и возрождению егоавторитета, безусловно, способствовало повсеместное распространениетелевидения.
Такимобразом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио,телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого являетсякорреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостейявляется целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый планвыходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа,что не противоречит объективности этого информационного жанра.
Всущности, вся история журналистики — история становления и совершенствованиярепортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни,способного представлять явления реальной действительности в их естественномразвитии.
Однако внашем случае термин «репортаж» употребляется в названии художественно-публицистическогопроизведения, и здесь это не только обозначение жанровых границ, но ианонсирование характера подаваемого автором материала, обозначение егозлободневности, заявка на передачу личностного восприятия писателемизображаемых событий.
В художественно-публицистическомпроизведении автор словами «рисует» событие, поэтому описательная функция –главная в «Репортаже с петлей на шее». И поэтому так важен в нем тщательныйотбор изобразительных средств, дающий возможность говорить о данном произведении,как о художественно значимом, относящимся не только к публицистике, но и клитературе.

ГЛАВА 2. Специфика содержания «Репортажа с петлей нашее» и особенности употребления автором выразительных языковых средств при егосоздании
 
2.1Тематика и проблематика произведения Ю. Фучика
 
Тема героизма, поднятая Ю. Фучикам ещё в начале творческого пути,получает в «Репортаже с петлей на шее» наиболее полное решение Эта книга былаопубликована в 1945 году и позднее переведена на 70 языков мира. Она являетсядокументально-художественным свидетельством о борьбе антифашистскогоподпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировойвойны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни ио мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За нее Юлиус Фучик былпосмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.
Рассказываяо себе, о своем аресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях,которые были рядом с ним, с которыми ему пришлось встретиться. Фучик воспелнеобыкновенную силу воли подпольщиков, их исключительное мужество, веру вправоту своего дела.
Глинный герой последнего произведения Юлиуса Фучика —«Репортажа с петлей на шее», так же как и всех его предыдущих художественныхпроизведении, — простой человек. Он типичен. Он становится героем в трудныймомент потому, что остается верен самому себе, потому, что остается человеком.
В своем произведении Ю. Фучик, так же как и А. М. Горький,учит людей одному из самых мудрых искусств — искусству быть счастливым и уметьс бодростью преодолевать нее трудности.
Посвидетельствам, даже и тюрьме Фучик пел песни. Никакие пытки не заставили егопотерять вкус к жизни. Он подсчитал как-то, что в тюрьме спел вместе сзаключенным «папашей Пешеком» около восьмисот песен. Тема тюремноготоварищества, также раскрываемая в «Репортаже», показывает новые качестваузников-антифашистов, в новом свете рисует их характеры.
Вотяркий образ «папаши» — шестидесятилетнего учителя Иозефа Пешека. «Ночами онбодрствовал надо мной и белыми холодными компрессами отгонял подходившуюсмерть, — пишет Фучик.- Он самоотверженно удалял гной из моих ран и ни разу неподал вида, что слышит гнилостный запах, исходивший из тюфяка. Он стирал ичинил жалкие лохмотья рубашки, которая стала жертвой первого допроса, а когдаона окончательно развалилась, натянул на меня свою. Рискуя получить взыскание,он принес мне маргаритку и стебелек травы, сорвав их во дворе во времяполучасовой утренней прогулки. Когда меня уводили на новые допросы, он провожалменя ласковым взглядом, а когда я возвращался, прикладывал новые компрессы кмоим новым ранам. Он ждал моего возвращения с ночных допросов и не ложилсяспать, пока не укладывал меня, заботливо укрыв одеялом»[9].Несмотря на то, что люди находятся в тюрьме и ждут смерти, они не сломлены,потому что нельзя лишить свободы того, у кого свобода внутри. Только самчеловек может отказаться от свободы, добровольно стать узником – когда сдается,опускает руки и примиряется со своей судьбой.
Фучик часто делает отступления. Временами он возвращается кпрошлому, пытается объяснить причины своего ареста и ареста других. Отдельныеглавы его книги являются художественными рассказами о соратниках. Рождениенового в людях стало основной темой, идейно-художественным стержнем образов. Ипрежде в очерках он любил ставитьсвоего героя в трудное положение, когда особенно ясно выявлялись жизненные, принципычеловека. А в годы оккупации сами обстоятельства обнажали в человеке главное.
Необыкновеннымлиризмом, огромной нежностью проникнуты высказывания писателя о жене Густе,боевом друге его суровой жизни.
Не всенаходили мужество быть до конца верными своему долгу. Тяжелые испытанияфашистской тюрьмы оказывались не под силу слабовольным людям. Этих испытаний невыдерживает связной Фучика — Мирек, арестованный одновременно с ним. Он выдаетявки, имена товарищей, расшифровывает захваченные бумаги. Мирек становитсяпредателем.
Нотаких, как Мирек, было ничтожное меньшинство. Большинство походило на Елинеков,на связную Фучика — молоденькую девушку Лиду, выдержавшую пытки.
Писательвоссоздает также и отталкивающие образы гестаповцев Зандера, Фридриха, ИозефаБема.
Отличительнымичертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность его,лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой позы илирисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, клюдям. Всегда, в любых условиях, в жизни и на пороге смерти, Фучика не покидалочувство уверенности в правоте своего дела, в неминуемом поражении фашизма, вгрядущей победе. Все это делает «Репортаж с петлей на шее» подлинно героическимпроизведением, книгой, имеющей непреходящее значение, занимающей важное местосреди художественных произведений в чехословацкой литературе.
И хотя,как мы уже отметили, основной пафос произведения – это антифашисткая борьба,что позволило в свое время советским критикам уделять большее вниманиеидеологической направленности «Репортажа», в то же время удивительная силахудожественного слова, талант автора в описании людей, его окружавших, своихпереживаний, отношения к событиям, к нравам, царящим в тюрьме, к тому светломуоптимизму, который не покидает автора даже в самые страшные минуты, дают намвозможность говорить о несомненной литературной ценности данного произведения.
2.2Анализ употребляемых в «Репортаже с петлей на шее» изобразительно-выразительныхсредств
 
Поскольку книга представляет собой как бы «репортаж с местасобытий», то повествование в ней ведется от первого лица – самого автора,поэтому в книге преобладает личностное начало. Но в то же время, автор — неисключительная личность, он не одинок в книге. Он один из многих. Друзья и соратникиЮ. Фучика, как и он, борются, страдают, но сохраняют присутствие духа.
Большое значение и огромную художественную ценность несут всебе образы героев, любовно созданные автором. Это также отражает характервыбранного публицистического жанра.
Так,важное место и значение образа в публицистике отмечал, например, В.Г.Белинский: «Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, гдеписатель связан источниками, фактами и должен только о том стараться, чтобывоспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верноевоспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна ещефантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни икирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное здание».
Образ впублицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ неслучаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная инеповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью,которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.
Так, например, в главе «Люди и людишки» нам раскрываетсяумение автора схватить человеческий характер в ярчайшем проявлении, запечатлетьего суть. Этому научила писателя большая практика-журналиста.
В начале главы Фучик призывает любит героев войны, как людей,помнить их, чтить. Прекрасные слова проникают в самое сердце читателя, так ихочется заучить их наизусть, чтобы всегда носить с собой.
«Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Былилюди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметногоиз них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти людибудут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»[10]
Невозможно остаться после этих слов равнодушным, невозможноне понять: герои – это живые люди, не абстракции, не наборы безупречных черт, адрузья, знакомые, соседи, земляки, те, кто нам близки, кто были рядом. Всего внескольких фразах Фучик настолько обнажает перед нами тему исторической памяти,что становится даже немного страшно перед этой бездной: сколько же их, простыхгероев — обычных людей.
С величайшей любовью и нежностью пишет автор и о самомблизком для него человеке – жене, тем ужаснее становится на душе, когда читаешьстроки в которых Фучик рассказывает о ее судьбе и смерти, которая скоросвершится, невольно выступая в книге в роли пророка.
«Сегодня ночью мою Густу увозят в Польшу, «на работу». На немецкую каторгу, на смерть от тифа. Мне остается жить несколько недель. Может быть, два-три месяца». И далее «Жизнь у нас могут отнять, Густина, но нашу честь и любовь у нас не отнимет никто»[11].
«Репортаж» — обладает огромной силой идейного: иэстетического воздействия прежде всего потому, что в нем характеры какположительных, так и отрицательных героев раскрыты талантливо, не однобоко исхематично, а ярко и красочно. Меткие зарисовки Фучика воссоздают разные типыфашистов, хотя какие-то общие черты присущи большинству из них; фразы эсэсовцевнаписаны преимущественно в сатирическом плане. Однако в своей галерее портретовЮ, Фучик отошел от штампованного, гротеска, автор движется по пути созданияобразов-символов: характеры фашистов раскрыты Ю. Фучиком в, их неизбежнойэволюции, обусловленной новым историческим этапом. Наметанный глаз журналистаразличал колебания во вражеском лагере, появление чувства неутешности даже усамых преданных; служак.
В«Репортаже» создана целая галерея тюремных надзирателей. В то время как вкамерах заключенные связаны между собой чувством дружбы, надзиратели живут ватмосфере предательства, слежки, доносов. Среди них тоже встречаются разныелюди. Вот надзиратель по кличке «Самаритянин», заменявший тюремного фельдшера:«Высокий толстяк, говорит тенорком. «СС-резервист» Рейсе, школьныйсторож из Кельна. Как все служители немецких школ, прошел курс первой помощи ииногда заменяет тюремного фельдшера. Он был первым из надзирателей, с которым яздесь познакомился. Это он втащил меня в камеру, положил на матрац, осмотрелраны, приложил первые компрессы. Пожалуй, он действительно помог сохранить мнежизнь. Что в этом сказалось: человечность или курсы первой помощи? Не знаю. Но,в общем, в нем все-таки проявлялся отъявленный нацист, когда он выбивал зубызаключенным евреям и заставлял их глотать полную, с верхом, ложку соли илипеску как универсальное средство от всех болезней»[12].
Доносчик, по прозвищу «Мельник»: Добродушный, болтливый парень, по имени Фабиан, возчик с Будеевицкой пивоварни. Он входил в камеру с широкой улыбкой на лице, приносил заключенным еду, никогда не дрался. Не верилось даже, что он часами простаивает за дверью, подслушивая разговоры заключенных, и доносит по начальству о самых ничтожных пустяках!»[13]
Смесью убожества, трусости, чванства и жестокости является надзиратель Витан. Писатель называет его даже не «он», а «оно» — ничтожество, убожество, нечто: «Оно отзывалось на фамилию «Витан» и когда-то служило на сверхсрочной службе фельдфебелем в чехословацкой армии. Существо сказало правду. Мы его действительно основательно узнали и говорили о нем не иначе, как в среднем роде: «оно». Говоря по совести, наша фантазия истощилась в поисках меткой клички для этой смеси убожества, тупости, чванства и жестокости, составляющих краеугольные камни панкрацского режима»[14].
Но невсе надзиратели — нацисты и палачи. И среди них встречаются люди, взявшееся заэту работу, чтобы помочь заключенным. Таков полицейский Ярослав Гора, человекпрекрасной, чистой души. «Наш» — так называет его Фучик.
«Онразведывает поле боя. Оценивает свои силы. Лицо его хмурится, он упорноразмышляет, с чего и как лучше начать.… Он простой сын народа… У него здоровоенутро, в нем все более возрастает решимость. И он решается. Из невзрачнойкуколки выходит человек.
У этого человека прекрасная, чистая душа: он чуток, скромен и вместе с тем смел. Он способен пойти на все, что от него потребуется. Требуется и малое и большое. И он делает и малое и большое. Работает без позы, не торопясь, обдуманно, не трусит. Он даже не представляет себе, что может быть иначе. В нем говорит категорический императив. Так должно быть — так что же об этом разговаривать?
И это, собственно, все. Это вся история человека, в заслугу которому уже сейчас можно поставить спасение нескольких человеческих жизней»[15].
Большимимастерами подпольной работы в тюрьме являются коридорный дядюшка Скоршепа (иззаключенных) и Адольф Колинекий, чех, который выдал себя за немца, чтобыпопасть в надзиратели, и который помог Фучику написать книгу.
Значительнуюроль в создании всеобъемлющей картины эпохи сыграла в книге и ее композиция.Она поражает своей стройностью, хотя автор никогда не видел снова ранеенаписанного и не мог перестраивать, переделывать. И все же произведению о двух мирахприсуще удивительное внутреннее единство.
В«репортаже» преобладает ритмическая проза, и это наряду с богатствомстилистических средств во многом способствует смысловой ёмкости небольшойкниги. Краткость, с одной стороны, и многозначность слова — с другой, послужилатому, что многие выражения из этой книги живут теперь в обиходной речи,цитируются, становятся афоризмами.
«Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. Кого я обидел — простите, кого порадовал — не печальтесь».[16]
«Сколько столетий нужно человечеству, чтобы прозреть!»[17]
«И мы поем. Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается веселый день, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести о боях на востоке, поем для утешения и поем от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока останутся людьми»[18].
«Безпесни нет жизни, как нет ее без солнца».[19]
«Воскресениеиз мертвых — явление довольно своеобразное. Настолько своеобразное, что иобъяснить трудно. Мир привлекателен, когда в погожий день ты только что всталпосле доброго сна. Но, если ты встал со смертного одра, день кажется прекраснымкак никогда, и ты чувствуешь, что выспался лучше, чем когда бы то ни было».[20]
«Слабые души! Какая же это жизнь, если она оплачена жизнью товарищей!»[21]
«Трустеряет больше, чем собственную жизнь»[22].
… Узник и одиночество — эти понятия принято отождествлять. Но это
великое заблуждение. Узник не одинок, тюрьма — это большой коллектив, и даже самая строгая изоляция не может никого оторвать от коллектива, если человек не изолирует себя сам»[23].
«В тюрьме братство порабощенных подвергается особенно тяжкому гнету, но этот гнет сплачивает и закаляет людей, обостряет их восприимчивость. Для этого братства стены — не преграда: ведь и стены живут и говорят условными стуками. Тюремное братство объединяет камеры всего этажа, связанного общими страданиями, общей стражей, общими коридорными и общими получасовыми прогулками на свежем воздухе, во время которых бывает достаточно одного слова или жеста, чтобы передать важное сообщение и спасти чью-то жизнь».[24]
Каккратко и как емко в этих мини-зарисовках, порой состоящих из одной фразы, авторнаглядно показывает нам и то чем живет тюрьма, и свое отношение к этому. Силойслова он позволяет читателю не только увидеть, но и прочувствовать не толькоужас жизни в застенках, но и надежду, не угасающую в душах людей, человечность,совесть, все лучшее, что есть в людской душе.
2.3Выводы
 
1. Основноесодержание тематики произведения Ю. Фучика – темы антифашистской борьбы игероизма. Они затрагивались в творчестве писателя и раньше, но в «репортаже»получили наибольшее развитие и художественное воплощение. Эта книга являетсятакже изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственностикаждого человека за судьбы мира.
2. Рассказ ведетсяот первого лица, что позволяет автору говорить о своих личных впечатлениях, вто же время отмечая, что он является не исключительным героем, а одним измногих, таким же, как и люди его окружающие. Рассказывая о себе, о своемаресте, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые былирядом с ним, с которыми ему пришлось встретиться.
3. Значительную рольв создании всеобъемлющей картины эпохи сыграла в книге и ее композиция.Состоящая из множества главок-зарисовок, она, тем не менее, поражает своейстройностью, внутренним единством. В этом, несомненно проявляется большойхудожественный талант писателя.
4. Фучик частоделает отступления. Временами он возвращается к прошлому, пытается объяснитьпричины своего ареста и ареста других. Временами – рассуждает обобщечеловеческих ценностях, которые очень выпукло проявляют себя в застенкахтюрьмы: свободе, совести, чести, долге, нравственности и т.д.
5. Отличительнымичертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность его,лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой позы илирисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, клюдям. Всегда, в любых условиях, в жизни и на пороге смерти, Фучика не покидалочувство уверенности в правоте своего дела, в неминуемом поражении фашизма, вгрядущей победе.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
произведениефучик литературный жанровый
В период существования Советского Союза имя Фучика было окружено культоми превращено в идеологический символ, в Чехословакии знакомство с его жизнью икнигой стало обязательным для школьников, но после падения социализма онутратил популярность и даже официально развенчивался (так, станция пражскогометро «Фучикова» была переименована в «Надражи Голешовице»). Обязательное дляизучения на филологическом факультете произведение «Репортаж с петлей на шее»исключалось их списков для чтения.
Однако впоследствии появляются попытки пересмотра оценки личности Фучикас отрицательной точки зрения: распространяются сведения о том, что онсотрудничал с гестапо, а достоверность тайных записок из Панкрацкой тюрьмывообще ставится под сомнение[25].
В 1991 году в Праге было основано «Общество памяти Юлиуса Фучика».Журналист Ян Йелинек, основатель общества, сообщил, что его целью является«защита исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов,которые боролись за построение социалистического общества». По его словам,невиновность Фучика доказана уже давно: ещё 1994 году группа историков, возглавляемаядоцентом Франтишеком Яначеком, исследовав документы гестапо, обнаружила, чтопротоколах нет свидетельств предательства Фучиком кого-либо из антифашистов.Авторство «Репортажа с петлёй на шее» также было подтверждено экспертизойрукописи в криминалистическом институте[26].
Таким образом, сомнения в таланте писателя все же были разрешены в пользунесомненной художественной ценности его творчества. Заслуги Ю. Фучика былиоценены по достоинству и лучшим доказательством этого следует считать тот факт,что память о нем продолжает жить не только в литературе, но и в повседневнойжизни. Его именем названы улицы в Москве, Казани, Ереване, Санкт-Петербурге,Нижнем Новгороде, Туле, Иркутске, Екатеринбурге, Чебоксарах, Днепропетровске,Пятигорске, Таганроге. И это справедливо, учитывая как ярко, красочно,талантливо рассказал автор о злободневных темах и проблемах в своемхудожественно-публицистическом произведении «Репортаж с петлей на шее».

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Вановская Т.Юлиус Фучик: очерк жизни и творчества. -Л.: Сов. писатель, 1960.
2. Василий Филиппов«Юлиус Фучик». Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия, 1986 г.
3. Гординер В.Н.«Обязанность быть человеком»: «Репортаж с петлей на шее» Ю.Фучика в XII классе// Литература в школе.-1988.-№2.
4. Косицин, А.А. Любить по-чешски // Знамя труда. — 2007. — 5 октября.
5. Краткаялитературная энциклопедия/ Ред. А.А. Сурков.-М.: Сов. энциклопедия, 1975.
6. Основы творческойдеятельности журналиста. / Сост. С. Г. Корконосенко Спб., 2000.
7. Прохоров Е. П.Введение в журналистику. М., 1998.
8. Радволина И.М.Рассказы о Юлиусе Фучике. — М.: Сов. писатель, 1958.
9. Тертычный А. А.Трансформация жанровой структуры современной периодической печати. //ВестникМГУ. Серия «Журналистика». 2002. № 2.
10. Фучик Ю.Избранное: пер с чеш./ Ю.Фучик; Вступит. ст. и сост. Н. Николаевой.- М.:Гослитиздат, 1955.
11. Юлиус Фучик.Репортаж с петлёй на шее: Пер. с чеш. В. Андрянов, З. Грабица. Люди из«Репортажа». — М.: Мол. гвардия, 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.