Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государственная власть и её механизм

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ МЕХАНИЗМ
Вопросы государственной властивсегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права,однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Между темзнание этих вопросов необходимо студентам как для более глубокого усвоениясамой теории государства и права, так и для последующего изучения таких,например, дисциплин, как конституционное и административное право. В рамкахобозначенной темы мы рассмотрим понятие государственной власти и ее соотношениес государством, структуру и механизм государственной власти, принципыорганизации и деятельности государственного аппарата, понятие и классификациюорганов государства, государственное управление и самоуправление.
1. Понятие государственнойвласти и ее соотношение с государством. Остановимся прежде всего на понятиигосударственной власти. В государствоведении этот вопрос не имеет однозначногорешения, в связи с чем можно столкнуться с самыми разными определениямигосударственной власти. Например, одни в государственной власти видятопределенную функцию, другие – волевое отношение, выступающее каквластеотношение между властвующими и подвластными, третьи – способностьвластвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые – организованную силу,способную подчинять себе волю подвластных, пятые – управление, связанное спринуждением, и т.д. Безус­лов­но, это не способствует уяснению того, чтоследует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилиивысказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определитьсяв них – задача не из легких. Но попробуем все же эту задачу решить.
Известно, что понятиескладывается из основных, существенных черт и признаков тех явлений, которыеотражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственнойвласти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которыеприсущи государственной власти. Как представляется, они заключаются вследующем.
Во-первых, государственнаявласть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощикаких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться илиуправлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чащевсего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственнойвластью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системыгосударственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственныхслужащих, власть тем не менее понятие достаточно широкое, поскольку этимпонятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.
Во-вторых, государственнаявласть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной,власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Какразновидность социальной власти государственная власть – это способность иливозможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей,распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями,подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.
В-третьих, государственнаявласть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, авсеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, навсех его членов и все их объединения.
Нередко государственную ипубличную власть отождествляют, полагая, что публичная власть – это и естьвласть государственная. Между тем государственная власть – не единственнаяразновидность публичной власти. К последней следует отнести, например, властьпервобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер,являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтомуне случайно отдельные государствоведы предпочитают называть государственнуювласть особой публичной властью или публичной властью особого рода. Но так илииначе государственная власть – это власть публичная, в связи с чем ее нужнорассматривать как способность или возможность осуществлять управление,руководство обществом.
В-четвертых, государственнаявласть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том,что она является властью государства, организации политической, и функционируетв социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различныесоциальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
В научной и учебной литературегосударственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, чтополитическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основаниядля такого отождествления существуют, поскольку политическая властьпервоначально возникает как власть государственная и долгое время пребываеттолько в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось историческипервой политической организацией, просуществовавшей в единственном числедостаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались идругие политические организации (например, политические партии), власть которыхтоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическаявласть – это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кромегосударственной существуют и могут существовать другие формы политическойвласти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношениигосударственной и политической власти, государственная власть всегда была иостается властью политической, исходя из чего ее следует рассматривать какспособность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
В-пятых, государственнаявласть – это легитимная власть. Легитимность государственной власти, какпринято считать, выражается прежде всего в признании этой власти населениемстраны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властьюобщества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестветаковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество непризнает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеетправа на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственнойвластью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия унаселения.
Получение кредита доверия унаселения, по-другому легитимация государственной власти, имеет несколько форм.Чаще всего, вслед за немецким политологом М.Вебером, выделяют три таких формы:традиционную, харизматическую и рациональную. Традиционная легитимация основанана действующих в обществе обычаях и традициях, нередко связана с ролью религии,с личной, племенной или сословной зависимостью. Харизматическая легитимацияобусловлена особыми (нередко приписываемыми) качествами тех или иныхгосударственных деятелей. Благодаря этому, такие государственные деятелистановятся символами нации и пользуются, как правило, всеобщей поддержкойнаселения. Рациональная легитимация опирается на разум. Население поддерживаетгосударственную власть, руководствуясь собственной оценкой деятельности этойвласти. Основу такой легитимации составляют не лозунги и обещания действующейвласти, а ее практические дела, направленные на благо общества.
Легитимность государственнойвласти помимо признания ее населением характеризуется также легальностью.Легальность означает законность государственной власти и предполагаетформирование, организацию и функционирование государственной власти всоответствии с действующим в стране законодательством: конституцией и другиминормативными правовыми актами. Легальность входит в состав легитимности иявляется ее юридическим выражением.
В-шестых, государственнаявласть – это власть территориальная. Как и государство, она действует только впределах территории страны. При этом центральная власть действует в пределахвсей территории страны, региональная – в пределах территории соответствующегорегиона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная – впределах территории соответствующих административно-территориальных образований(города, района, села и т.д.).
В-седьмых, государственнаявласть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитетгосударственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимостина международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственнаявласть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и приопределенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующегозаконодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенствогосударственной власти проявляется и в том, что только она может распространятьсвое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживаетили находится. Независимость же государственной власти состоит в ее правесамостоятельно решать все вопросы международного характера.
В-восьмых, государственнаявласть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе испециальных, средств и методов. Государственная власть, как и любая власть,может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могутбыть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительныемеры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими,специальными средствами и методами, которых нет ни  у одной другой социальнойвласти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятсяорганы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, инормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные илисанкционированные государством. К специальным методам осуществлениягосударственной власти относятся разнообразные методы государственногопринуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления.
Рассмотрев основные черты,признаки государственной власти, подытожим вопрос о ее понятии определением.Оно может быть, например, таким: государственная власть – это способность иливозможность государства осуществлять политическое руководство обществом припомощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данномопределении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем неменее, можно использовать в качестве рабочего определения государственнойвласти.
Теперь поговорим о соотношениигосударственной власти и государства. Дело в том, что понятия «государственнаявласть» и «государство» очень часто отождествляют, не проводя между ниминикакого различия. В то же время эти понятия нужно различать, так как за нимистоят хоть и взаимосвязанные, но все  же разные явления.
В отечественной науке вопрос осоотношении государственной власти и государства относится к числумалоисследованных и не имеет однозначного решения. Например, одни ученые, кактолько что было отмечено, отождествляют государственную власть и государство,исходя из того, что государственная власть как бы материализуется в органахгосударства и ими представлена. Другие полагают, что государственная власть игосударство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием,а государство формой. Третьи рассматривают государственную власть в качествепризнака государства. Четвертые считают, что государство – это средствоосуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношениегосударственной власти и государства с учетом того, что понимается подгосударством.
Последний подходпредставляется наиболее предпочтительным, так как  соотношение государственнойвласти и государства действительно будет зависеть от того, что мы будемпонимать под государством. В научной литературе государство принято трактоватьлибо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством в широкомсмысле понимается определенным образом организованное общество (государственноорганизованное общество), а под государством в узком смысле – определеннаяорганизация, управляющая обществом.[1][1]
Говоря о соотношениигосударственной власти и государства в широком смысле, государственную властьследует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, еговажнейшего признака, потому что государство в широком смысле – этополитико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью инаходящийся под ее защитой.
Иначе будет выглядетьсоотношение государственной власти с государством в узком смысле. Здесьгосударство рассматривается уже не в качестве определенным образоморганизованного общества, а в качестве определенной политической организации,функционирующей в обществе. Эта организация выражена в разветвленной системеорганов, которые олицетворяют собой государственную власть. Иначе говоря,государство в узком смысле – это определенным образом организованная публичнаявласть – государственная власть. В этой связи государственную власть, думается,надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства вкачестве ее внешней формы. Государство же (в узком смысле) будет представлятьсобой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которыхвыражена государственная власть).
2. Структурагосударственной власти. Вопрос о структуре государственной власти – этовопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Какпредставляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать сразных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокиепредставления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
Прежде всего рассмотримструктуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. Приэтом мы отвлечемся от того, что власть находится в постоянном движении, функционированиии будем рассматривать ее как бы в состоянии покоя, в статике. В научнойлитературе при таком подходе принято выделять два структурных элемента власти:волю и силу. Воля – определяющий элемент власти. Любая власть всегда естьпроявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса,народа и т.д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то еенавязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-товоля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех илииных классов, либо воля каких-то социальных групп.
Второй структурный элементвласти – сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению вжизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать наповедение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, видеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственнойвласти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего ворганах принуждения – армии, полиции и др. Когда авторитета государственнойвласти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, какправило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующихорганов.
Иначе будет выглядетьструктура государственной власти, если государственную власть рассматривать вдинамике, в действии. Здесь государственная власть предстает уже какопределенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, какпретворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.
В структуре государственнойвласти, если рассматривать государственную власть в динамике, в действии, можновыделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объектывласти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
Субъекты власти – этоносители государственной власти, те, кому может принадлежать государственнаявласть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальныеили национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чьюинтересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качествесубъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или егоорганы.
Объекты власти – этоподвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. Кобъектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения(организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – этоотношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ееосуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с однойстороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязыванияобъектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.
Средства осуществлениявласти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своегофункционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь.Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществлениягосударственной власти являются государственные органы (государственныйаппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей властигосударство может использовать и другие средства, например, различныенегосударственные объединения, средства массовой информации, ту или инуюидеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То естьарсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьмаразнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществлениявласти– это те приемы, которые использует государственная власть в целяхподчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционногосударственная власть использует два основных метода – метод убеждения и методпринуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использованииидейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагаетцеленаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснениемгосударственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлеченияподвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим,материальным или физическим воздействием государственных органов и должностныхлиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующихсубъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер ивыражается в применении организованной силы государства. Государственноепринуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловнымнавязыванием ему государственной воли.
Структуру государственнойвласти можно рассматривать и с других позиций. Например, с учетом принципаразделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современныхгосударств, в том числе и нашего, в структуре государственной власти можновыделить такие элементы (ветви), как законодательную власть, исполнительнуювласть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственнойвласти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяетсвое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которойограничено территорией соответствующих административно-территориальныхобразований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной(федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е.власть субъектов федерации.
3. Механизм государственнойвласти. Структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с однойстороны: с точки зрения ее внешнего оформления, внешней организации.Государственная власть как способность или возможность государства осуществлятьполитическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так илииначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственнойвласти, так как свое организационное выражение государственная власть находитименно в определенном механизме.
Что же следует понимать подмеханизмом государственной власти? На этот вопрос не существует однозначногоответа, поскольку сам механизм государственной власти изучен в отечественнойнауке сравнительно слабо. Даже термин «механизм государственной власти» внаучной и учебной литературе встречается крайне редко. Между тем уяснениевопроса о механизме государственной власти поможет четко представить, в чемнаходит свое организационное выражение государственная власть, кто может бытьее непосредственным носителем, кем она практически может осуществляться.
В отечественной литературемеханизм государственной власти, как правило, отождествляют либо сгосударственным аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другимсразу, поскольку между государственным аппаратом и механизмом государстванередко не проводят никакого различия. Чтобы в этом разобраться, посмотрим, чтоже представляют собой государственный аппарат и механизм государства исовпадают ли они с механизмом государственной власти.
Государственный аппарат чащевсего определяют как совокупность или систему государственных органов, спомощью которых выполняются задачи и функции государства. Иными словами,государственный аппарат – это взятые в единстве все государственные органы,которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функцийгосударства в целом.
Иногда государственный аппаратрассматривают в узком значении, понимая под ним лишь органы исполнительнойвласти и государственных служащих, работающих в этих органах. В этом случаеорганы законодательной и органы судебной власти понятием «государственныйаппарат» не охватываются.
В современной научной иучебной литературе наряду с понятием «государственный аппарат» широкоиспользуется понятие «механизм государства». Трактуется оно неоднозначно. Одниэтим понятием обозначают органы государства (государственный аппарат) вединстве с другими государственными организациями – государственнымиучреждениями и государственными предприятиями, которые органами государства неявляются, но наряду с ними входят в состав государства и выполняют егоэкономические, социально-культурные и прочие задачи и функции. При этом вструктуре механизма государства выделяют три элемента: органы государства(государственный аппарат), государственные учреждения и государственныепредприятия. Другие считают, что механизм государства – это и естьгосударственный аппарат, т.е. система государственных органов, но взятый вдинамике. Третьи, тоже отождествляя понятия «механизм государства» и«государственный аппарат», включают в механизм государства (государственныйаппарат) наряду с государственными органами государственные учреждения ипредприятия, но рассматривают последние в качестве своеобразных вещественныхпридатков государственных органов. Встречаются и другие высказывания по данномувопросу.
Как представляется, понятия«государственный аппарат» и «механизм государства» при всей их связанности всеже нужно различать. Причем во избежание путаницы в этом вопросе данным понятиямнужно придать строго определенное значение. Полагаю, что под государственнымаппаратом целесообразнее всего понимать систему только государственных органов,а под механизмом государства систему всех государственных организаций: органовгосударства, государственных учреждений и государственных предприятий. Притакой трактовке данных понятий государственный аппарат тоже является механизмомгосударства, но это не весь государственный механизм, а только основная егочасть. Другой, вспомогательной его частью являются государственные учреждения ипредприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя иподчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду сорганами государства нет достаточных оснований, так как они качественноотличаются от органов государства. Органы государства – это организации,которые олицетворяют собой государственную власть и осуществляют управление иливсем обществом, или какой-нибудь его частью, а государственные учреждения ипредприятия государственную власть собой  не олицетворяют и их руководящиеорганы осуществляют управление только трудовыми коллективами данных учрежденийи предприятий.
Определившись с понятиями«государственный аппарат» и «механизм государства», посмотрим теперь, каксоотносится с ними понятие «механизм государственной власти». Поскольку подгосударственным аппаратом мы условились понимать взятые в единстве органыгосударства, эту часть государственного механизма бесспорно следует отнести кмеханизму государственной власти. Именно органы государства олицетворяют собойгосударственную власть и прежде всего именно в них государственная властьполучает свое организационное выражение. Ведь не случайно государственнуювласть определяют иногда как систему государственных органов. Но только ли ворганах государства государственная власть получает свое организационноевыражение? Только ли они выступают в качестве механизма государственной власти?Может быть этими качествами обладает также и другая часть государственногомеханизма – государственные учреждения и предприятия?
В отечественной литературебытует мнение, что государственные учреждения и предприятия – это организации,которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлениигосударственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняютопределенные его функции. В этой связи не совсем понятно, как можноспособствовать решению задач государства и выполнять его функции, не обладаявластными полномочиями и не участвуя в осуществлении государственной власти.Государственные учреждения и предприятия – это определенные организации. В них,как и во всяких организациях, существует власть, которая выражена в ихруководящих органах, именуемых администрацией. Чью власть выражает иосуществляет администрация государственных учреждений и предприятий? Ответнапрашивается сам собой: администрация государственных учреждений и предприятийвыражает и осуществляет государственную власть. Однако в отличие от властиорганов государства эта власть не выходит за пределы данных организаций. Онаносит локальный характер и распространяется только на членов (работников)данных организаций. Поэтому можно утверждать, что государственные учреждения ипредприятия обладают определенными властными полномочиями в лице своих руководящихорганов.
Таким образом, государственнаявласть получает свое организационное выражение не только в системе органовгосударства, т.е. в государственном аппарате, но и в системе государственныхучреждений и предприятий, руководящие органы (администрацию) которых, как иорганы государства, можно считать органами государственной власти. Но ониявляются достаточно специфическими органами государственной власти, так как ихвластная деятельность ограничена рамками только трудовых коллективовгосударственных учреждений и предприятий и за пределы данных коллективов невыходит. Это, однако, не дает оснований не включать государственные учрежденияи предприятия в механизм государственной власти. Они, как и органы государства,входят в его состав и занимают в нем соответствующее место. А это значит, чтомеханизм государства целиком и полностью должен быть включен в состав механизмагосударственной власти.
Но совпадает ли механизмгосударственной власти с механизмом государства, тождественны ли эти понятия?Как отмечалось выше, такая точка зрения высказывается в литературе и с нейможно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что впрактике отдельных государств имеют место случаи, когда те или иныенегосударственные организации начинают выполнять функции государственныхорганов. Происходит это обычно в результате передачи (делегирования) отдельныхполномочий государственных органов каким-либо негосударственным организациям.Например, в современной Российской Федерации региональные государственные органы(органы субъектов федерации) могут передавать некоторые свои полномочия органамместного самоуправления, которые органами государства не являются и относятся кнегосударственным организациям.
Наделение негосударственныхорганизаций государственно-властными полномочиями не приводит к превращению ихв государственные организации и включению в состав государства. Они по-прежнемуостаются негосударственными организациями, но, обладая государственной властью,начинают ее осуществлять и выполнять определенные функции государства.Вследствие этого подобные негосударственные организации тоже следует включить всостав механизма государственной власти, поскольку они становятся носителямигосударственной власти и государственная власть тоже получает в этих организацияхопределенное организационное выражение.
Итак, механизм государственнойвласти – понятие более широкое, чем механизм государства и государственныйаппарат. Механизм государственной власти складываются из механизма государства,главной составной частью
которого является государственный аппарат, и негосударственных организаций,обладающих государственно-властными полномочиями. Поэтому механизмгосударственной власти можно определить как совокупность или системугосударственных и негосударственных организаций, в которых  государственнаявласть находит свое организационное выражение и с помощью которых государствовыполняет свои задачи и функции. В структуре же механизма государственнойвласти можно выделить три элемента: органы государства, в своем единствеобразующие государственный аппарат (главный элемент), государственныеучреждения и предприятия и негосударственные организации, обладающиегосударственно-властными полномочиями (дополнительные, вспомогательныеэлементы).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственная кадровая политика, ее роль и место в государственном управлении
Реферат Сущность и формы предпринимательской деятельности
Реферат Педагогические взгляды А.С. Пушкина
Реферат Обряды и обычаи славян на Руси в XIII-XIX вв.
Реферат French Revolution 2 Essay Research Paper Have
Реферат Сфера послуг
Реферат Пустыни
Реферат Создание методико-психологического клуба Школа приемных родителей по подготовке семей к усыновлению
Реферат Климатообразующие факторы
Реферат Інформація про випуск облігацій відкритого акціонерного товариства акціонерний банк "укргазбанк"
Реферат Single Fatherhood Essay Research Paper Single FatherhoodBy
Реферат Сравнительный анализ операционных систем Microsoft Windows Seven и Linux
Реферат Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ
Реферат Особенности учебной мотивации учащихся гимназических классов
Реферат Характеристика машиностроительного комплекса РФ