Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государственная налоговая служба РФ

Реферат по курсу: Финансово-банковскоеправо
Самарская Государственная ЭкономическаяАкадемия
Самара 1999
Успехиэкономической реформы во многом будут зависеть от деятельности Государственнойналоговой службы Российской Федерации. К сожалению, ее еще не существовало втот момент, когда начали создаваться кооперативы, расцветать индивидуальнаятрудовая, а на самом деле предпринимательская деятельность. В целом к наступлениюрыночных отношений Российская Федерация, находившаяся в составе СоветскогоСоюза, оказалась неподготовленной. Отсюда перекосы и диспропорции вкооперативном движении, практика «отмывания» там денег, уклонение отуплаты налогов, пустившее корни в молодом российском предпринимательстве.Финансовые управления исполкомов местных Советов были не подготовлены к работес предприятиями негосударственных форм собственности. Кадры для новой службы,совершенно необходимой государству, не готовил никто. По сути дела государствоупустило три с половиной года, ничего не предпринимая для подготовки своегоаппарата к резкому изменению экономического курса.
Амежду тем финансовая система страны претерпевала существенные изменения. Вместоединой государственной формы собственности на основные средства производства(или огосударствленной колхозной собственности в сельском хозяйстве) сталивозникать предприятия и организации различных форм собственности. Первымипоявились кооперативы, затем акционерные общества, товарищества, семейныепредприятия, фермерские хозяйства, и, наконец, была легализована частнаясобственность на средства производства, сначала под термином«индивидуальная». Для обслуживания потребностей новых предприятий,естественно, понадобилась соответствующая реальному положению рыночнаяинфраструктура. Стали образовываться и расти коммерческие банки, товарныебиржи, страховые компании, брокерские конторы, посреднические организации.Помимо товарного рынка появились рынок ценных бумаг, рынок труда. Приватизациясущественно ускорила все экономические процессы.
Всвязи с этим финансовая система страны претерпела существеннейшие изменения,основой формирования доходной части бюджетов всех уровней стали налоговыепоступления. Негосударственные предприятия не выражали желания легкорасставаться с частью своей прибыли, как раньше. Понадобился строгий ивысококвалифицированный государственный контроль.
Государственнаяналоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии сПостановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 «ОГосударственной налоговой службе СССР». Ее правовой статус был определенЗаконом СССР от 21 мая 1990 г. «О правах, обязанностях и ответственностигосударственных налоговых инспекций».
21марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 «О Государственной налоговойслужбе РСФСР». Основополагающим документом для практической деятельностиналоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря1991 г. № 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».Данным Указом утверждены положение о Государственной налоговой службе РФ,гарантии правовой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинахработников Государственной налоговой службы.
Государственнаяналоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам Федерации ипо городам и районам, включая районы в городах. Она является единой системойконтроля за соблюдением налогового законодательства, осуществляет свои функциикак в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов. Этовытекает из принципа единства государственной налоговой политики.Госналогслужба служит централизованной и независимой системой контроля засоблюдением налогового законодательства. Независимость понимается, в первуюочередь, как независимость от местных органов власти. Последние не могутизменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативныеруководящие указания.
Госналогслужбаимеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности.Двойное подчинение имеют лишь налоговые инспекции по республикам в составеРоссии и по г. Москве: ГОСНАЛОГСЛУЖБА РФ и соответствующему Правительству.
Всистему налоговых органов страны, кроме ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ, входят федеральныеорганы налоговой полиции, функционирующие на основании Закона РоссийскойФедерации от 24 июня 1993 г. № 5238—1 «О федеральных органах налоговойполиции».
Дваналоговых органа осуществляют тесное взаимодействие между собой. Различие ихфункций определяется тем, что налоговая полиция входит в системуправоохранительных структур.
Главнаязадача Государственной налоговой службы Российской Федерации — контроль засоблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов идругих платежей, установленных законодательством Российской Федерации иреспублик в ее составе, органами государственной власти краев, областей,автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов,районов в городах в пределах их компетенции.
Вэтих целях государственные налоговые инспекции:
•обеспечивают полный учет налогоплательщиков, включая иностранных граждан и лицбез гражданства;
•контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетови балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов,связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяютдостоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода,иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
•обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушениеобязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения,допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций игражданами, и своевременность взыскания средств по ним;
•производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у предприятий, учреждений иорганизаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли(дохода) или иных объектов от налогообложения. Основанием для изъятиясоответствующих документов является письменное мотивированное постановлениедолжностного лица налоговой инспекции;
•осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозногоимущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, икладов;
•получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банковдокументы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждомуплательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате ифактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций иадминистративных штрафов:
•приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан порасчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях вслучаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговыминспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов,деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов ииных обязательных платежей в бюджет;
•осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;
•составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговыморганам установленную отчетность, а районным и городским органам казначейства–– ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и другихплатежей в бюджет;
•контролируют выполнение хозяйствующими субъектами требований законодательства вотношении наличного денежного обращения и применения контрольно-кассовых машин.
Выполняясвои функции, государственные налоговые инспекции в министерствах и ведомствах,на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формахсобственности, производят проверки денежных документов, регистровбухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов,связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Приэтом должностные лица инспекций имеют право обследовать любые производственные,торговые и складские помещения, получать от налогоплательщиков и от кредитныхучреждений документы, касающиеся хозяйственной деятельности, требовать отпредприятий и индивидуальных работодателей, производящих выплаты физическим лицам,представления сведений об этих выплатах и об удержанных с них налогах,требовать от налогоплательщика представления информации о всех открытых счетахв банках и других кредитных учреждениях и о финансово-хозяйственных операциях.
Проверкимогут быть камеральными и документальными. Камеральная проверка практическипроизводится ежеквартально при сдаче баланса (для иностранных фирм — ежегодно).Документальная проверка с выходом налоговых инспекторов в организациюосуществляется выборочно с определенной периодичностью.
Входе контрольной работы государственные налоговые инспекции выявляют огромноеколичество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства,совершенных плательщиками.
Охарактеризуемтипичные виды налоговых нарушений, придерживаясь их классификации, предложеннойпроектом Налогового Кодекса РФ:
•нарушениепорядка постановки на учет в налоговых органах;
•уклонениеот постановки на учет в налоговых органах;
•нарушениепорядка предоставления налоговым органам сведений, необходимых для веденияучета налогоплательщиков;
•нарушениепорядка представления информации об открытии счета в банке;
•уклонениеот представления информации об открытии счета в банке;
•нарушениепорядка представления налоговой декларации;
•уклонениеот подачи налоговой декларации;
•нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, а также порядкасоставления отчетов об экономической деятельности предприятия, организации илипредпринимателя;
•уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налогообложения, а такжеведение заведомо недостоверного учета;
•нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;
•действия, направленные на неправомерное уменьшение налогов или сборов. Речьидет о представлении налогоплательщиком в налоговую инспекцию документов илисведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых исчисленнаясумма налогов (сборов) меньше фактически причитающейся к уплате;
•действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налога или сбора;
•воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территориюили в помещение;
•отказ от выдачи документов и иных сведений;
•уклонение от налогообложения, то есть совершение налогоплательщиком действий,которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления вустановленном порядке налогового контроля в отношении этого налогоплательщика;
•нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, то есть открытиесчета без предъявления последним сведений о постановке на учет в налоговом органе,а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа оприостановлении операций по счетам этого юридического или физического лица;
•нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;
•неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операцийналогоплательщика;
•неисполнение банком решения налогового органа о взимании налога или сбора;
•несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;
•непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;
•отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства поделу о налоговом нарушении;
•отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явкибез уважительных причин лица, вызываемого для опроса по делу о налоговомнарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложныхобъяснений;
•отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу оналоговом нарушении или его рассмотрении;
•незаконное воздействие на налоговый орган с целью повлиять на принимаемоеналоговым органом, а равно его должностным лицом решение либо действие.
Всеэто типовые, часто встречающиеся на практике нарушения, пресечение которыхпозволяет резко увеличить налоговые сборы.
Уклонениеот налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика вболее выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком.Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет другихналогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать кновым видам налогообложения.
Снижениеудельного веса взысканных платежей в общих доначислениях свидетельствует обухудшившемся финансовом положении предприятий и организаций. Но здесь такжесказалось и предоставленное налоговым органам Указом Президента РФ правоприменять рассрочки и отсрочки платежей штрафных санкций, что положительновлияет на экономике предприятий и отдельных отраслей.
Ростдоначисленных и взысканных платежей происходит по мере накопления у налоговойинспекции опыта работы и базы данных о плательщиках. Выбор предприятий иорганизаций для проведения документальной проверки перестал носить случайныйхарактер. Например, в течение 1996 г. работниками Государственной налоговойинспекции по г. Москве проверено документально более 31 тысячи юридических лиц,Нарушения налогового законодательства установлены у 69,1 % из них. Но это неозначает, как порой представляет пресса, что 7 из каждых 10 предпринимателейуклоняются от налогообложения. Высокие результаты приносят тематическиепроверки, проводимые одновременно всеми налоговыми инспекциями города. Причемони не исчерпываются чисто фискальным эффектом, а дают богатый материал дляаналитической и методологической работы.
Всовременных условиях структура и организация труда налогового инспектора недолжны быть единообразными и жестко регламентированными, по крайней мере покаслужба находится в состоянии роста и развития. Структура зависит от подготовкиработников в каждой конкретной инспекции, их квалификации, техническойвооруженности и степени владения компьютерной техникой.
Триуправления городской инспекции представляют собой своего рода «мозговойцентр». Это Управление методики, Управление анализа и прогнозирования,Юридическое управление — самое молодое из них. В Управлении методики сотрудникиспециализируются по видам налогов: налог на прибыль и другие прямые налоги,косвенные налоги, налоги с физических лиц, налогообложение малого бизнеса,местные налоги и т. д. Это управление тесно сотрудничает с Московской ГородскойДумой, с аппаратом Правительства Москвы и аппаратом Российской налоговойслужбы. Вместе с Юридическим управлением, в состав которого входит такжеГосударственный реестр предприятий, работники Управления методики должны найтиответ на любой вопрос, возникающий в ходе общения налоговой инспекции сналогоплательщиками, разрешить любое противоречие. Зачастую это бывает нелегко,учитывая многочисленные пробелы и разночтения в нашем налоговомзаконодательстве.
Созданноепозже других в середине 1992 г. Управление анализа и прогнозирования занимает всистеме налоговой службы Москвы совершенно особое место — изучает экономическуюситуацию города, анализирует динамику налоговой базы. На этой основе делаютсякраткосрочные и долгосрочные (на год и более вперед) прогнозы поступленияналогов по видам и по бюджетам. Управление готовит оценку деятельноститерриториальных налоговых инспекций, обобщает итоги контрольной работы, в томчисле проводимой совместно с налоговой полицией, готовит программы тематическихпроверок и обобщает их результаты, получая дополнительный материал для анализаситуации. Прогнозы делаются на основе многофакторного анализа, учитывающеготемпы инфляции в стране и в городе, ожидаемую динамику производства, динамику товарооборота,влияние на налоговую базу новинок налогового законодательства, измененияплатежеспособности предприятий через дебиторскую и кредиторскую задолженность,развитие финансового капитала в городе — банки, страховые компании, биржи,рынки ценных бумаг, графики поступления налогов за ряд дет и т. д. Постояннооценивается также влияние одних налогов на поступление других.
Управленияанализа и прогнозирования носит очень ответственный характер и требуетвысочайшей квалификации и широкого экономического кругозора. Полученныепрогнозы используются при разработке проектов бюджетов г. Москвы, бюджетныхпредназначений поступления налогов в федеральный бюджет, прогнозных годовых иквартальных заданий территориальным налоговым инспекциям.
Работникамналоговых инспекций нередко случается попадать в экстремальные ситуации,встречать активное противодействие тех, кто злостно и преднамеренно уклоняетсяот уплаты налогов, слышать угрозы в свой адрес. В таких случаях в дело вступаетКонтрольное управление городской инспекции. Созданное задолго до появленияналоговой полиции оно пополняется за счет выпускников Колледжа управления иправа, бывших военнослужащих, подготовленных в Государственной академииуправления им. С. Орджоникидзе, проявивших себя работников территориальныхинспекций — мужчин. Многие проверки управления получили отнюдь не по инициативеналоговой инспекции широкий резонанс в средствах массовой информации.Достаточно вспомнить, например, что Московская налоговая инспекция еще в январе1991 г. провела проверку известного кооператива МММ и не раз проверяла всеответвления этой разросшейся фирмы. А на рубеже 1995—1996 гг. широко освещаласьв прессе проверка акционерного общества «Ферейн».
Контрольноеуправление взаимодействует достаточно тесно с правоохранительными органами ипрежде всего с налоговой полицией. Функции управления постепенно разрастаются.Налоговой службе был поручен контроль за применением в торговлеконтрольно-кассовых машин. Управление возглавило эту работу в городе. В 1997 г.важным участком работы стали проверки полноты уплаты налога производителямиалкогольной продукции, а также предприятиями оптовой и розничной торговлиспиртным. Возглавило в Москве эти работы Контрольное управление городскойинспекции.
Следуетподчеркнуть, что Контрольное управление — это не силовая структура, хотяподобную роль порой приходится выполнять. Его работники — квалифицированныефинансисты, хорошо знающие налоговое законодательство, самостоятельнопроводящие проверки юридических лиц. Просто это те проверки, когда напроверяющих оказывается давление и надо ему противостоять. Контрольноеуправление уже сформировалось и действовало, когда в 1992 г. в Налоговой службеРоссии были созданы управления налоговых расследований, затем переросшие вФедеральную налоговую полицию.
Работасовременной налоговой службы немыслима без Управления информатизации. Широковедутся разработка и внедрение компьютерных программ, учет и ведение лицевыхсчетов налогоплательщиков, создание информационного банка данных.
Обеспечиваютработу по налогообложению такие подразделения, как Управление учета иотчетности, Управление по взысканию недоимки по налогам и сборам, Управлениеделами, Управление финансового обеспечения, Управление по режиму ибезопасности, Управление материально-технического снабжения, Управлениекапитального строительства.
Широкуюсвязь с прессой, телевидением, радио, а через них с налогоплательщикамиосуществляет Пресс-служба городской налоговой инспекции во взаимодействии сУчебно-информационным центром. Она же занимается организациейпресс-конференций, интервью работников Инспекции, распространениеминформационных сообщений, публикаций, когда необходимо — рекламы.Государственная налоговая инспекция по г. Москве учредила два печатных органа:газету «Налоги » и журнал «Налоговые известия Московскогорегиона». Причем они не являются просто рупором Инспекции и совершенно необязаны высказывать и поддерживать ее точку зрения по дискуссионным вопросам.Оба издания имеют самостоятельные и независимые редакции и пользуются популярностьюналогоплательщиков.
Структурагородской налоговой инспекции, как и территориальных, подвижна и можетоперативно приспосабливаться к решению возникающих новых задач. Семь летсуществования это был развивающийся организм. Думается, что предпринимаемые поройпопытки «сверху» централизованно обязать региональные и местныеинспекции внедрить у себя некую типовую единую для всех структурунецелесообразны и не будут способствовать повышению эффективности сбораналогов. Хотя, конечно, обмен опытом, в том числе и во внутренней организации,необходим. Перенимать друг у друга оправдавшие себя методы нужно. Особенноважен обмен опытом работы в области информатизации.
Внастоящее время практике работы налоговой инспекции широко используются иразвиваются системы автоматизированной обработки информации, а так же системыматематических моделей анализа и прогнозирования, они позволяют поднятьдеятельность по сбору налогов на качественно новый уровень, и это являетсясерьезным этапом в развитии налоговой службы. Дальнейшие стратегические мерыпотребуют немалых инвестиций, которые требуется вложить в структуруГосналогслужбы, но они быстро и с лихвой окупятся.
Список литературы
ТрушкинА.В. Налоги и налоговая система РФ. Изд. Cooling STEAM Ltd. Самара.1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет труда и заработной платы 2 Теоретические аспекты
Реферат Историография Крымского ханства
Реферат по дисциплине Конституционное право по теме Социально-экономические и культурные права и свободы
Реферат Violence On Screen Essay Research Paper In
Реферат Анализ неплатежеспособности коммерческой организации и пути выхода из кризиса (на примере ООО "Приз-Металл-Сервис")
Реферат Финансовые основы развития интеграционных процессов стран Западно-Африканского экономического и валютного союза
Реферат 4. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Сложение сил. Сила трения
Реферат Защита информации в сетях связи с гарантированным качеством обслуживания
Реферат Ферменты и белки живой клетки это молекулярные биологические автоматы с программным управлением
Реферат Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Реферат Каліграфія в школі
Реферат Контрольная работа по Программированию
Реферат Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Реферат Роль митця і мистецтва у житті суспільства (за драмами Лесі Українки)
Реферат Early American Literature By Stephen Crane And