Реферат по предмету "Менеджмент"


Анализ и применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании

Оглавление
Введение
1. Теоретические основы инновационного менеджмента
1. Понятие и функции инновационного менеджмента
1.2 Современные приемы инновационного менеджмента
1.3 Использование инновационного менеджмента в деятельностипредприятия
2 Анализ и применение инновационного менеджмента дляобеспечения эффективности деятельности компании
2.1 Особенности организации инновационного менеджмента намалых и средних предприятиях
2.2 Применение успешных подходовинновационного менеджмента для развития компании
2.3 Инновационный менеджмент в деятельности ООО “Пиццерия“Престо”
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемойчастью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационнымпроцессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
К инновациям относятся все изменения(новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретнуюэкономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не тольковнедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется какконечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде новогоили усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованноготехнологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационныйпроцесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненныйцикл изделия и экономическая эффективность.
Управление инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологическойи административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационныйменеджмент основывается на таких ключевых моментах, как поиск идеи, служащей фундаментомдля данной инновации; организация инновационногопроцесса для данной инновации; процесс продвижения и реализации инновации на рынке.Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Целью представленной работы являетсярассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационнымпроцессом. В качестве задач в работе выступают следующие:
- рассмотрение понятия и функций инновационногоменеджмента;
- характеристика современных приемовинновационного менеджмента;
- обоснование необходимости использованияинновационного менеджмента в деятельности предприятия;
- характеристика особенностей организации инновационного менеджмента на малыхи средних предприятиях;
- анализ применения успешных подходов инновационного менеджмента для развитиякомпании;
- выявление особенностей применения инновационного менеджмента в деятельностиООО “Пиццерия “Престо”.
В качестве объекта в работе выступает сфера инноваций.Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в деятельностиорганизации.
Структура работы включает введение,две главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе автором представленыпонятие и функции инновационного менеджмента, определены современные приемы инновационного менеджмента и обосновананеобходимость использования инновационногоменеджмента в деятельности предприятия.
Во второй главе выявлены особенности организации инновационногоменеджмента на малых и средних предприятиях, проанализированы успешные подходы инновационногоменеджмента для развития компании и представлен опыт использования механизмов инновационногоменеджмента в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”.
1. Теоретические основы инновационного менеджмента1. Понятие и функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационнымпроцессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Инновация является объектом воздействия со стороныхозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания,реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающиемежду производителями, продавцами и покупателями инноваций. [1]
Воздействие хозяйственного механизма на инновацииосуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупностиэти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационныйменеджмент.
К инновациям относятся все изменения(новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретнуюэкономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не тольковнедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции(продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновацииуслуг);
- новые или улучшенные производственныепроцессы и технологии (процессные и технологические инновации);
- измененные социальные отношения напредприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные производственныесистемы. [2]
Эти виды инноваций в практикепредприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические,хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессахвообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являютсяследующие признаки:
- они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальныхрешений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
- дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Этавыгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
- означают первое использование новшества на предприятии независимо от того,применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компаниидаже имитация может иметь характер инновации;
- нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаватьсяи внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителейи сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей. [3]
Управление инновациями — сравнительно новое понятиев научно-технической, производственно-технологической и административной сферойдеятельности профессиональных управляющих.
Инновационный менеджмент основывается на следующихключевых моментах:
- поиск идеи, служащей фундаментом дляданной инновации;
- организация инновационного процессадля данной инновации;
- процесс продвижения и реализации инновациина рынке.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегиюи тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способиспользования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленнойцели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика — это конкретные методы и приемы для достиженияпоставленной цели в конкретных условиях.
Задачей тактики инновационного менеджмента являетсяискусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболееприемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать каксистему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджментасостоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемойподсистемы (объект управления).
Субъектом управления может быть один или группаработников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.[4]
Объектом управления являются инновации, инновационныйпроцесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектом управленияосуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляетсобой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенныефункции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
- функции субъекта управления;
- функции объекта управления.
Рассмотрим подробнее функции субъектауправления.
- функция прогнозирования охватываетразработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономическогосостояния объекта управления в целом и его различных частей;
- функция планирования — охватывает веськомплекс мероприятий по выработке их на практике;
- функция организации сводится к объединениюлюдей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правили процедур;
- функция регулирования заключается ввоздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологическойи экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленныхпараметров;
- функция координации означает согласованностьработ всех звеньев системы управления, аппарата управления и различных специалистов;
- функция стимулирования в инновационномменеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатахсвоего труда по созданию и реализации инноваций;
- функция контроля заключается в проверкеорганизации инновационного процесса, плана создания и реализации инновационных продуктови т.п. [5]
Также целесообразно рассмотретьфункции объекта управления.
К функциям объекта управления относятся:
- рисковое вложение капитала;
- организация инновационного процесса;
- организация продвижения инноваций нарынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капиталапроявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.
Вложение капитала в новый продуктили в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтомуоно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организацииинновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельностипо созданию, реализации и распространению инноваций. [6]
В мировой экономической литературе термин «инновация» понимаетсякак превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенныйв новых продуктах и технологиях.
Термин «инновация» стал активно использоваться впереходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственныхпонятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс»,«инновационное решение».
Австрийскийученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1)использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночногообеспечения производства;
2)внедрение продукции с новыми свойствами;
3)использование нового сырья;
4)изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5)появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется какконечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде новогоили усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованноготехнологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационныйпроцесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненныйцикл изделия и экономическая эффективность.
Инновация не может являться инновацией, если она не коммерциализирована.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С моментапринятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Научно-техническиеинновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Распространениенововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса(ИП).
Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скоростькоторого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информациисубъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.
Диффузияинновации — это распространение уже однаждыосвоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Шумпетерсчитал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могутбыть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованыв получении части дохода от использования изобретений.
Вроли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество.Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшествна рынок. Они получили название «пионерских» организаций.
Раннеебольшинство представлено фирмами, первымивнедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающиефирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздываниес нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Внедрение нововведений — это всегдатрудный и болезненный процесс для любой организации.1.2 Современные приемы инновационного менеджмента
Прием инновационного менеджмента — это способвоздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему(объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс иотношения на рынке реализации инновации.
Движение инновации всегда связано с движениеминвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджментаоснованы на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке.[7]
Таким образом, общим содержанием всех приемовинновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений,возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателемэтой инновации с другой.
Воздействие приемов инновационного менеджментаможет быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Эти направленияопределяются структурой инновационного процесса.
Приемы инновационного менеджмента можно разделитьна следующие группы.
- приемы, воздействующие только на производствоинновации;
- приемы, воздействующие как на производство,так и на реализацию, продвижение и распространение инновации;
- приемы, воздействующие только на реализацию,продвижение и распространение инновации. [8]
Рассмотрим, какие же приемы инновационного менеджментасуществуют и используются.
Приемы, воздействующие только на производствоинноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции(технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенч-маркинг,способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций. [9]
Вторая группа приемов инновационного менеджментаохватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию.
В состав третьей группы входят ценовой прием управления,фронтирование рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы — это ускорениепродажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени,так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период. [10]
В работе целесообразно рассмотреть некоторые изприемов инновационного менеджмента.
1. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.
Выживание организаций в современных условиях возможнолишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именноэти стратегические задачи и решаются при проектировании и развитии чего-либо новогов организации.
Решение подобного рода задач в зарубежной литературеполучило название инжиниринга. Сам по себе инжиниринг (англ. engineering — изобретательность,знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов иликрупных проектов. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями,так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.
Инжиниринг инноваций — это комплекс работ по созданиюинновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространениеопределенной инновации.
Инжиниринг инноваций имеет свои специфическиеособенности, которые заключаются в следующем:
- инжиниринг инноваций воплощается нев вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте, который может иметь материальногоносителя (документация, чертежи, планы, графики и т.п.), а может не иметь (обучениеперсонала, консультации и т.п.);
- инжиниринг инноваций является объектомкупли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в видеимущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику;
- инжиниринг инноваций в отличие, например,от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами,стоимость которых определяется затратами времени на их производство и поэтому имеющимимножество продавцов. Франчайзинг же и ноу-хау связаны с реализацией новых, в данныймомент невоспроизводимых знаний, которые имеют ограниченное число продавцов. Напрактике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Ииногда это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обментехнологиями». [11]
Инжиниринг включает в себя два принципиально разныхподхода, чьи различия рассмотрим ниже:
- усовершенствование (улучшение показателейна 10-50%);
- реинжиниринг (рост показателей на 100%и выше).
В целом инжиниринг инноваций ставит своей задачей получение наилучшегоэкономического эффекта от вложения инвестиций в новый продукт и определение перспективныхнаправлений инновационной деятельности.
Реинжиниринг представляет собой разновидностьметода инжиниринга.
Американский ученый М. Хамлер, вводя в научныйоборот термин «реинжиниринг», дал ему такое определение: «Реинжиниринг- это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессовдля достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельностикомпаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».
Реинжиниринг в качестве приема инновационногоменеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производствоновых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение и распространение.
В управлении инновацией реинжиниринг связан сопределенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей потребностью или со стратегическойпотребностью в нововведениях. Исходя из этого, различают:
- кризисный реинжиниринг;
- реинжиниринг развития.
Кризисный реинжиниринг вызывается резким падениемобъема продаж инновации в связи со снижением спроса на него или в связи с падениемимиджа его продавца.
Такое положение является свидетельством тенденциик снижению конкурентоспособности товара на рынке, а возможно, и к банкротству продавца.Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидациинаметившегося кризиса.
Реинжиниринг развития вызываетсяснижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структураорганизации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развитияуже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации
2. Бенч-маркинг.
Бенч-маркинг представляет собой изучение деятельностихозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования ихположительного опыта в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющихсистематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта иорганизовывать их использование в своей работе.
В целом бенч-маркинг направлен на изучение бизнеса.Применительно же к инновациям бенч-маркинг означает изучение бизнеса других предпринимателейс целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационнойполитики и конкретных видов инноваций.
При применении бенч-маркинга важное значение имеетпреодоление «психологической закомплексованности» руководителей и специалистов,а именно:
- самоуспокоенности руководителя достигнутымирезультатами;
- нежелания рисковать денежными средствами,т.е. нежелания тратить деньги на покупку информации, оплачивать консультации аналитикови экспертов, экономию всех видов ресурсов и денежных затрат на маркетинговых исследованияхи т.п.;
- страха, что сделать лучше, чем конкурент,очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в т. ч. денег.
Отметим, что бенч-маркинг бывает двух видов, которыеизучают и соответственно сравнивают разные показатели:
1) Общий бенч-маркинг. При проведении данноговида бенч-маркинга необходимо сравнить показатели производства и продажи своих продуктовс показателями бизнеса достаточно большого количества производителей аналогичногопродукта.
Такое сравнение позволит наметить четкие направленияинновационной деятельности. Для сравнения характеристик своей продукции и продукцииконкурентов возможно использовать различные параметры, которые зависят от конкретноговида продукта.
2) Функциональный бенч-маркинг. В этом случаенеобходимо сравнить параметры работы отдельных функций продавца (операций, процессов,приемов работ и т.п.) с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий (продавцов),работающих в похожих условиях.
3. Брэнд-стратегия.
Прежде чем перейти к рассмотрению брэнд-стратегии,выясним, что же такое брэнд.
Брэнд инновации определяют как систему характерныхсвойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяетна рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца.
Брэнд содержит материальные и нематериальные характеристики,которые в совокупности составляют товар и создают у покупателя наиболее полный образинновации.
К материальным характеристикам относят: вес продукта,его устройство, внешний вид, сырье, из которого он сделан, и т.д. Нематериальныехарактеристики инновации включают: преимущества или удобства, которые дает владельцупользование данной инновации, например, продолжительность операции, реклама, ценаи т.п.
Причиной выхода инновации на рынок является жесткаяконкуренция между хозяйствующими субъектами. Успех победы в этой конкурентной борьбево многом определяется правильно разработанной брэнд-стратегией и эффективностьюее применения.
В широком понимании брэнд-стратегия означает комплекснуюпроработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке.
В основе брэнд-стратегии лежит разработка и движениебрэнда как целостного маркетингового комплекса по созданию дополнительных конкурентныхпреимуществ у данного предпринимателя на рынке.
Как прием менеджмента инноваций брэнд-стратегияозначает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций наоснове продвижения брэндов инноваций.
4. Ценовое управление.
Ценовой прием управления в инновационном менеджментепредставляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.
Ценовой прием управления включает в себя два основныхэлемента:
- ценообразующие факторы, действующиена стадии производства инновации;
- ценовую политику, применяемую при реализации,продвижении и распространении инновации.
Эти элементы образуют структуру ценового приемауправления. Ценообразующие факторы при производстве нового продукта или операциибывают внешними и внутренними, однако решающее значение имеют именно внешние факторы.[12]
 1.3 Использование инновационного менеджмента в деятельностипредприятия
Необходимость инновационного развития предприятия предъявляет новые требованияк организации, содержанию и методам управленческой деятельности.
Организация инновационного менеджмента на предприятиипредставляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех егоэлементов в едином процессе управления инновациями.
Внедрение инновационного менеджмента в контекстедеятельности предприятия означает переходна новый, более совершенный способ организации деятельности, обеспечивающий роствозможностей предприятия. Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствуето переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть являетсяпоказателем развития компании.
Организация инновационного менеджмента связываетв единую систему указанные выше элементы процесса управления инновациями.
Процесс организации инновационного менеджментана предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
- определение цели управления инновацией;
- выбор стратегии менеджмента инновации;
- определение приемов управления инновацией;
- разработка программы управления инновацией;
- организация работ по выполнению программы;
- контроль за выполнением намеченнойпрограммы;
- анализ и оценка эффективности приемовуправления инновацией;
- корректировка приемов менеджмента инновации.
Организация инновационного менеджмента закладываетсяуже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе.Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависетьэффективность использования приемов инновационного менеджмента.
В первую очередь, необходимо определить цель управленияновым продуктом или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль,расширение сегмента рынка или выход на новый рынок.
Следующим важным этапом организации инновационногоменеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбраннойстратегии управления зависит результативность и эффективность инноваций.
Подходы к приемам по управлению инновациями зависятот цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть самыми разными.
Важными этапами организации инновационного менеджментаявляются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнениюнамеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованныйпо срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достиженияпоставленной цели. [13]
Неотъемлемой частью инновационного менеджментаявляется организация работы по выполнению намеченной программы действий, то естьопределение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этихработ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации инновационного менеджментаявляется также контроль за выполнением намеченной программы действий.
Не менее важны анализ и оценка эффективности приемовуправления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемыеприемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами быладостигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.
Заключительным этапом организации инновационногоменеджмента является возможная корректировка приемов управления инновацией.
По большому счету программа — это план действийв области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда,кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс,для осуществления которого необходимо:
- определить цели и задачи;
- проработать различные варианты их решения;
- выбрать один из вариантов и разработатькомплексную программу его реализации;
- создать механизм реализации комплекснойпрограммы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности,выделить участки работы и т.п.
Прообразом программы может являтьсясетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядноотражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график — это так называемая модель достиженияпоставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различныхвариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессови т.п.
Метод сетевого планирования — это совокупностьопределенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рациональноосуществлять всю программу управления инновациями.
Использование метода сетевого планирования дляуправления инновациями позволит:
- наглядно представить организационнуюи технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациямии установить взаимосвязь между ними (сетевой график);
- обеспечить четкую координацию операцийразличной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить вниманиена своевременном выполнении каждой из операций;
- эффективно использовать необходимыеденежные и материальные ресурсы.
Применяя метод сетевого планирования для управления инновациями, возможноследующее:
- улучшить планирование, обеспечив егоцелостность и непрерывность и создав условия для более оптимального определениятребуемых ресурсов и рационального распределения уже имеющихся;
- минимизировать финансирование работввиду более точного расчета трудоемкости и себестоимости работ;
- оптимизировать структуру системы управленияпутем четкого распределения задач, прав и обязанностей;
- организовать координацию и контрольза ходом работ, а также оценку выполнения программы.
Основой сетевого планирования является графическое изображение плана (сетевойграфик), который отражает технологическую и логическую взаимосвязь всех операцийпредстоящей работы.
На основании скорректированного сетевого графикавозможно построение календарного плана выполнения программы. [14]
Подводя итоги первой главы работы, необходимо сделать следующиевыводы.
К инновациям относятся все изменения,которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическуюи/или социальную пользу.
Инновационный менеджмент можетбыть представлен системой управления инновациями, инновационным процессом и отношениями,возникающими в процессе движения инноваций.
Современный инновационный менеджмент включает такие основные элементы, как поискидеи, служащей фундаментом для данной инновации, организациюинновационного процесса для данной инновации, а также процесс продвижения и реализацииинновации на рынке.
Инновационный менеджмент можно рассматривать каксистему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджментасостоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемойподсистемы (объект управления).
Прием инновационного менеджмента — это способвоздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему(объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс иотношения на рынке реализации инновации.
В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадиюсвоего развития — стадию построения постиндустриального общества, где главную рольиграют информационные и инновационные технологии. Конечным результатом этой стадиидолжно стать создание новой формы организации экономики — инновационной экономики.
Инновационная экономика — это экономика общества, основаннаяна знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин,систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферахчеловеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологическихзнаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикальноменяют свою технологическую основу, потому что производство, не опирающееся на новыезнания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.
К наиболее существенным признаками инновационной экономики можноотнести следующие:
- любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любоевремя могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникацийлюбую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях;
- производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациямсовременные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающиевыполнение предыдущего пункта;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационныхресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-техническогопрогресса и инновационного развития;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер иотраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальныхструктур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационнойдеятельности в различных сферах деятельности человека;
- имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовкикадров-профессионалов в области инновационной деятельности
Существуют приемы инновационногоменеджмента, воздействующие только на производство инновации; приемы, воздействующиекак на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации;а также приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространениеинновации.
Внедрение инновационного менеджмента в контексте деятельности предприятия означаетпереход на новый, более совершенный способ организации деятельности, обеспечивающийрост возможностей предприятия. Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствуето переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть являетсяпоказателем развития компании.
2 Анализ и применение инновационного менеджмента дляобеспечения эффективности деятельности компании
 2.1 Особенности организации инновационного менеджментана малых и средних предприятиях
В настоящее время инновации становятсяключевым фактором развития малых и средних предприятий. Успех инновационного менеджментазависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренниеи внешние рамочные условия. Кроме того, инновационный процесс требует стратегическогопланирования и ориентированного на рынок управления.
Увеличение оборота и рост производствана малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкойдля выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги.Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткиежизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, чтопроизводственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться.Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятияи экономики в целом.
Когда владелец малого или среднегопредприятия начинает знакомиться с еще неизвестными ему товарами, услугами, производственнымиметодами и т.п., то он не всегда осознает, сможет ли стать инновацией в дальнейшемто, что кажется ему новым сейчас. Инновационность чего-либо часто можно установитьлишь задним числом. Именно в этом скрываются шансы и таятся опасности. Если бы предпринимательсразу воспринимал идею как инновационную, то поступал бы совсем по-иному, чем вслучае отсутствия у него подобного инновационного чутья. В истоке сознательногоинновационного менеджмента стоит, таким образом, умение распознавать инновации,ибо только при таком условии ресурсы могут использоваться для стимулирования инновационногопроцесса.
Инновационный менеджмент охватываетвсе стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации иконтроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматьсякак менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своейсути от процессов принятия решений в других производственных областях, посколькуинновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого пониманияпроблем предприятия и творческих способностей работников.
В последнее время разрабатываютсясоответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематикиявляется разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техникиповышения его эффективности. В принципе малые и средние предприятия для успешногоосуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.
1. Предприятия сами разрабатываютинновационно-технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты.Такой подход связан с большими и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленныминаучно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Этокасается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности.Все это по силам в основном только крупным предприятиям.
2. В рамках кооперационной стратегиималые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперацияможет осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых исредних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находитвсе более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество можетпроходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационныхисследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.
Успех инновационного менеджментарешающим образом зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением,управлением и контролем инновационного замысла создать стимулирующие внутренниеи внешние рамочные условия.
Внутренние рамочные условия:
- позиция, поведение руководителей (высшего)уровня;
- кадровая политика;
- организация;
- информация и коммуникация;
- финансирование.
Внешние рамочные условия:
- консультации;
- финансовое стимулирование;
- стимулирование трансфера;
- инфраструктурные услуги;
- кредиты и кредитная помощь.
Создание внутри фирмы климата,в котором могут зарождаться и осуществляться новые идеи, намного важнеепунктуального вмешательства в инновационный процесс. Благоприятная дляинноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечиватьвозможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешноговнедрения на рынок новой продукции. Именно поле напряженности «генерация — реализация идей» порождает разнобой в требованиях к организационнойобласти. Общей для всех инновационных процессов организационной формы несуществует. Той или иной фазе инновационного процесса должен соответствоватьопределенный подбор организационных условий. Самым благоприятным образом наразвитие инновационных проектов сказываются отсутствие бюрократических барьеровв организации и низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкойспециализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть до рыночной стадиисчитается целесообразным более жесткое управление. [15]
Наряду с организационнымимероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, дляинновационного процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных и склонныхк новаторской деятельности людей является важной задачей инновационногоменеджмента. Помимо способностей этим людям нужна также соответствующаявнутриорганизационная обстановка.
Содействовать развитиюинновационных способностей предприятия может фирменная культура, котораяпоощряет инновационное поведение, придавая большое значение таким ценностям,как новаторство и творчество или терпимое отношение к неизбежным неудачам.Признаками фирменной культуры, благоприятной для инновационной деятельности,являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей,поощрение командной работы. В этой связи надо ясно понимать, что благоприятныйдля инноваций климат не создается по распоряжению сверху, для этого требуетсяцеленаправленное поведение, которого придерживается сам предприниматель икоторое обеспечивается соответствующим применением ресурсов.
К внешним рамочным условиямотносят главным образом использование внешнего потенциала знаний в форметехнологического трансфера и консультаций. Это дает малым и среднимпредприятиям особые шансы более широко применять свои весьма ограниченные пообъему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существуетнесколько форм трансферных услуг:
- выдача и получение заказов полинии самостоятельных и независимых научно-исследовательских организаций,институтов при университетах и т.п.;
- коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация;
- использование технологическихбанков данных и услуг государственных консультационных учреждений;
- специальная литература.
Богатый выбор вариантов поддержки инновационных проектов специальнодля малых и средних предприятий предлагается в рамках государственных программразвития, например:
- программы поддержки малых исредних предприятий в области технологического трансфера;
- предоставление помощи при внешнихинновационных консультациях (материального и нематериального характера);
- косвенные мероприятия постимулированию исследований и разработок (например, снижение налогов);
- прямая помощь по определеннымтехнологическим направлениям;
- помощь при создании инновационныхпредприятий.
В рамках целенаправленногоинновационного менеджмента необходимо оценивать различные программы помощи иотбирать те, которые заслуживают внимания и могут подойти для условийконкретного предприятия. Малые и средние предприятия не должны смущаться,столкнувшись с бюрократическими барьерами и большим числом разных программ, аотноситься к ним как к очередному, не очень сложному этапу на пути к успешномуосуществлению своего инновационного проекта.
Больной вопрос для малых исредних предприятий в рамках реализации инновационных проектов — слабостьфинансовой базы — может быть разрешен благодаря целевому планированию, котороенаходит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятиямогут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формамфинансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременноефинансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах повсем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужныесроки. [16]
Инновации являютсярезультатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычноучаствуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большеевоздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологическиетребования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свойжизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрениеми утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шестьтипичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятиярешений и результатами.
Фазы, как правило, следуютодна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самымпересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективностинеобходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах.Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новыхрешений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходитнеоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенныхзадач.
1-я фаза: стратегияпредприятия и инновации.
Стратегические решения поинновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи срешениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программыпроизводства. В то же время они предопределяют исходные условия решенийотносительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установитьпланку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими дляинновационного процесса служат следующие стратегические решения:
- выбор рынка или рыночногосегмента;
- утверждение применяемойтехнологии;
- выбор товаров и услуг, которыедолжны производиться на предприятии;
- решение относительно кооперации вразработках, производстве и сбыте;
- установление объема и скоростипроцесса обновления товаров и услуг.
В данном случае речь идет обидеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно ипрямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние настратегическую направленность политики предприятия. На малых и среднихпредприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяетразвитие всего предприятия.
2-я фаза: поиски идей и ихоценка.
В этой фазе осуществляютсяпоиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три путипоиска:
- разработка новых идей(генерирование идей);
- критический пересмотр имодификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
- поиск уже работающих общих иличастных решений (использование известного научно-технического опыта и знания,приобретение лицензий).
При поиске новых идей малым исредним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешнимисточникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам,материалам ярмарок и исследовательских центров.
Для внутрифирменногогенерирования идей можно использовать ряд методов.
При применении интуитивныхметодов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идейлюдьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальнымизнаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы «мозговойатаки», конкурсы, экспертные опросы.
Главное место в аналитическихметодах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся методдерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика,а также эвристические методы.
Найденные идеи подвергаютсяоценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самыеперспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов.Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве новогопродукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.
3-я фаза: продуктовое решение
В этой фазе предприятиедолжно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальныйпродукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия ипродвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, котороеохватывает:
- постановку целей и задач поданному продукту;
- составление временного графикаиспользования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
- планирование производства дляпредприятия в целом;
- планирование сбыта с расчетомэкономической эффективности.
Подобное планированиесодержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшейаналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть доуспешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечениямаркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации,программного планирования и маркетинга.
4-я фаза: научныеисследования и разработки, технологический трансфер.
В сфере научных исследованийи разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования неимеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применениеполученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляетконкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых исредних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками;исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.
Исходя из своихцелеустановок, эти предприятия могут осуществить техническую реализациюпродукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) илиприбегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должнарешаться с учетом следующих моментов:
- окончательное уточнение задачи иразработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
- конструктивная разработка изделиявплоть до создания прототипа;
- проектирование и подготовкапроизводства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца,производственного оборудования и нулевой серии.
И в этой фазе настоятельнорекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:
- обмен научно-техническойинформацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
- трансфер знания благодаря принятиюна работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
- совместные исследования с другимипредприятиями;
- приобретение патентов и лицензийдля использования в специальном проекте;
- кооперация в разработках.
Постоянно растущее влияниесовременных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятийтребует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностейтехнологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологическиелидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениямитехнологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшиепрактические и теоретические достижения.
5-я фаза: освоениепроизводства
Разработка продукта считаетсязаконченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить напродукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамкахинновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникаютзначительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важноследующее:
- адаптация прототипа кпроизводственно-техническим требованиям;
- ознакомление задействованногоперсонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
- запуск машин и оборудования доустановленных пределов мощности;
- поиски новых каналов снабжения.
Для инновационногоменеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие срокиразвертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки ипланирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовкипроизводства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ передконкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыльпредприятия.
6-я фаза: внедрение на рынок
Инновационный процессзавершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирическиеисследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, асреди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальныепозволяют только покрыть издержки.
Под внедрением на рыноктоваров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестовконкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетинговогоинструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта нарынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следуетрассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этогоможно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы,консультирования клиентов, а также путем использования дополнительныхмаркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важенправильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия нарынок с новой продукцией.
На крупных предприятиях передокончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка повозможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощьюподобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками.Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и среднимипредприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на«теоретические» суждения, а также на опыт и интуицию участниковинновационного процесса.
Каждая фаза инновационногопроцесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачиинновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобыоптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице 1 приводится примерноераспределение общих издержек по инновационным проектам на малых и среднихпредприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильнонедооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу — внедрение на рынок.
Таблица 1Распределение издержек инновационногопроцессаФаза инновационного процесса Содержание работ Доля в общих издержках инновационного проекта, % Фазы 1 — 4 От поиска продуктовой идеи до создания прототипа 53 Фаза 5 Освоение в производстве 26 Фаза 6 Внедрение на рынок 21
В заключение следуетотметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствиеслучайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорееон требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.Связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента. [17] 
2.2 Применение успешных подходов инновационногоменеджмента для развития компании
Французская фармацевтическая фирма Пьер Фабр (Pierre FabreMedicament) появилась в России в начале девяностых, хотя ее продуктыприсутствовали на рынке и до того — первая регистрация препарата фирмы в СССРотносится к 1978 году.
До 1995 года деятельность российского подразделения фирмыобеспечивалась государственными заказами на давно известные препараты,обеспечивавшие около 90% оборота. Проведенная тогда регистрация ряда новыхлекарственных средств не привела к сколько-либо значимому объему их продаж,поскольку служба маркетинга российского подразделения фирмы находилась взачаточном состоянии и деятельность ее носила бессистемный и ненаправленныйхарактер.
Поворотным в жизни российскогоподразделения компании — АО “Пьер Фабр” — стал 1996 год. В связи с прекращениемрегистрации ряда старых препаратов фирмы во Франции, их перерегистрация вРоссии стала невозможной. Не имя возможности перевести производство в другуюстрану (как, например, фирма Хехст перевела в свое время производствоупоминавшегося выше метамизола — баралгина — из Германии в Турцию и Индию),компания Пьер Фабр встала перед необходимостью развивать свой бизнес в Россиибез участия государственного заказа — или закрыть его вовсе. Поскольку темпыроста российского рынка лекарств в середине 90-х годов превышалисреднеевропейские, а 150 миллионов населения России повсеместно рассматривалиськак показатель огромной емкости рынка, было принято первое решение — развиватьбизнес. В качестве стратегической цели штаб-квартира определила достижениеустойчивой прибыльности российского подразделения, не зависящей отгосударственного заказа.
Понимая, что руководство российского подразделения компании,состоявшее из иностранных специалистов, по-прежнему видит единственный путь деятельностикомпании в получении государственных заказов, штаб-квартира решилась на полнуюсмену менеджмента. Для поиска новой команды менеджеров была задействована фирмапо оказанию консультационных услуг. Двое экспертов-консультантов, каждый изкоторых обладал собственным практическим опытом работы на российскомфармацевтическом рынке, провели подбор кандидатов на должности генеральногодиректора, директора по маркетингу и директора по продажам. Пройдя утверждениештаб-квартиры, эти люди приступили к работе в качестве заместителейсоответствующих руководителей АО “Пьер Фабр”. Сразу же после этого были начатыпоиски путей перевода вновь принятых на работу руководителей на первые роли иосвобождения от старого руководства; этот нелегкий процесс был завершен черезшесть месяцев.
Первым приоритетом новой команды менеджеров сталаперестройка службы продаж. В течение полугода была сформирована двухуровневаяструктура с географическим делением, в середине года новый персонал службыпродаж завершил период начального обучения и приступил к работе.
Другим приоритетом была перестройка службы маркетинга. Былавыделена группа приоритетных продуктов, на которых концентрировались усилия какмаркетинга, так и сбыта. По каждому из приоритетных продуктов формировалсямаркетинговый план, при этом особое внимание уделялось координациимаркетинговых мероприятий и деятельности службы продаж.
В качестве немедленного результата компания получилапятикратный рост продаж в группе приоритетных продуктов к концу 1997 года.
Достигнутый тактический успех позволил согласовать соштаб-квартирой еще одно важное решение. Один из старых продуктов компании,средство для лечения болезней суставов, был передан по лицензионному соглашениюкрупному российскому производителю, одновременно была форсирована регистрация вРоссии нового лекарственного средства того же терапевтического класса. При этомвпервые в истории российского подразделения компании клинические испытания врамках регистрационного процесса были спланированы таким образом, чтобы результатыих были в дальнейшем использованы при продвижении препарата, а специалисты,проводившие эти испытания — возглавили группу экспертов по научной поддержкепродукта. Следует отметить, что сегмент рынка лекарств для лечения болезнейсуставов был и остается ареной интенсивной конкурентной борьбы как в России,так и за рубежом, однако дна из ниш этого сегмента — так называемыехондропротекторы — до конца девяностых годов была заполнена старыми продуктамисо слабой научной доказательной базой и сомнительной эффективностью.
Вывод нового лекарства на рынок был приурочен к крупномунациональному конгрессу. За месяц до этого новый препарат поступил натаможенный склад в Москве и началось его распределение по товаропроводящейцепочке — вплоть до аптек. Одновременно проводилась широкая информационнаякампания, охватившая как основную целевую группу — врачей-ревматологов, так идругие целевые группы (врачи общей практики, травматологи). Основная целеваягруппа была поголовно охвачена деятельностью сотрудников службы продаж в формеиндивидуальных бесед, для прочих использовались методы групповой коммуникации иадресная почтовая рассылка.
Дальнейшая стратегия развития препарата предусматривалапоследовательное проведение серии многоцентровых клинических испытаний,нацеленных на популяризацию нового продукта среди основной целевой группы — врачей-ревматологов, расширение области показаний нового лекарства, а такжеформирование научной базы, обеспечивающей дальнейшее продвижение препарата.
Результат продаж первого года оказался в два раза вышепланировавшегося. На втором году, несмотря на кризис фармацевтического рынка1998-99 гг., сопровождавшийся падением объема продаж почти в два раза, оборотнового продукта вырос еще в два раза и составил треть от совокупного оборотакомпании в России, в тот же год препарат стал приносить прибыль. На пятом годупродаж, при их постоянном росте, продукт занимает около 40% российского оборотафирмы, годовой его оборот превышает два миллиона долларов, и Россия являетсявторым его потребителем в мире после Франции. [18]
Таким образом, рассмотренный пример демонстрирует успешнуюработу менеджмента компании по внедрению инновационного продукта на новый длякомпании сегмент рынка. При этом неотъемлемыми слагаемыми достигнутого успехаследует признать активное стремление как российского, так и зарубежногоруководства максимально приспособить деятельность фирмы к особенностямроссийского рынка и конкретного его сегмента, решительное проведение коренныхпреобразований в структуре фирмы и функциях ее подразделений и применениеуспешных подходов инновационного менеджмента для достижения поставленных целей.2.3 Инновационный менеджмент в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”
В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемойчастью деятельности любой успешной компании. [19]
Решающую роль в эффективном функционировании организации часто занимаеттакое направление инновационного менеджмента, как инновационно-кадровыйменеджмент. Автором в работе представляется целесообразным рассмотрениеособенностей использования инновационно-кадрового менеджмента в деятельностиООО “Пиццерия “Престо”.
Инновационно-кадровый менеджмент — пограничная зона междудвумя областями управленческой науки: инновационным менеджментом и управлениемперсоналом организации.
Цель инновационно-кадрового менеджмента в анализируемойорганизации — обеспечить эффективные масштабы и темпы обновления кадровойсистемы в соответствии с текущими и перспективными интересами и целямиорганизации, современными закономерностями развития персонала, требованиямистандартов государства, рынка и профсоюзов к уровню развития человеческихресурсов.
Объект инновационно-кадрового менеджмента — процессыобновления и развития, инновационные свойства, потребности и параметры кадров икадровых систем организаций и других социально-экономических структур.
Субъектом инновационно-кадрового менеджмента выступают инновационныесоставляющие (отделы, сектора, группы, специалисты) кадровых и трудовых служборганизации.Методы инновационного менеджмента в кадровой работе исследуемогопредприятия — совокупность приемов, используемых:- в области подготовки кадров;- в области комплектации и использованияперсонала;- в области сокращения персонала.Функции инновационного менеджмента в кадровой работе ООО “Пиццерия“Престо”:- организация и проведениенаучно-аналитических работ в области развития кадровой работы компании;- организация подготовки персонала иповышение его квалификации;- поиск, набор, отбор кадров дляорганизации;- деловая оценка персонала;- передвижение персонала внутриорганизации и др.
Инновационные методики отбора и оценки персонала, основанныена последних достижениях мировой бизнес-психологии и новейших информационныхтехнологиях, дают наиболее точную прогностическую оценку и заметно снижаютриски, связанные с человеческим фактором.
Применение в работе кадровой службы ООО “Пиццерия“Престо" инновационных разработок, сочетающих психологические методы иинтернет-технологии, позволяет максимально точно и оперативно оцениватькадровый потенциал организации. Это очень важно для успешного развития бизнеса,потому что именно качество человеческих ресурсов становится сегодня основнымпреимуществом компании в конкурентной борьбе.
Сцелью прогнозирования успешности сотрудника в ООО “Пиццерия “Престо”,исследуются как минимум четыре главных фактора:
- личностно-интеллектуальныекачества;
- способности;
- мотивацию и ценностную ориентацию;
- профессиональный опыт.
Личностно-интеллектуальныекачества быстро и эффективно определяются с помощью психометрическихкомпьютерных тестов. Для диагностики мотивационной сферы чаще всегозадействуются методы интернет-шкалирования (оценка объекта по наборукритериев), полупроективные тесты, интервью. Но наиболее эффективным, по мнениюруководства ООО “Пиццерия “Престо”, является метод перекрестной оценки (“360градусов”), который позволяет дать сотруднику оценку с разных сторон. Егооценивают непосредственный руководитель, коллеги по работе и клиенты компании.
Психодиагностическиепрограммы успешно используются в режиме онлайн, когда тестирование проводитсяна локальном компьютере и в сети, а результаты обрабатываются наспециализированном интернет-сервере.
Интернет-технологииособенно актуальны для компании ООО “Пиццерия “Престо”. Работа строитсяследующим образом: в режиме реального времени сотрудники компании получаютопределенное задание, например, оценить своих подчиненных или руководителей,отвечая на вопросы анкеты. Все данные в этот же день собираются в едином центреи оперативно обрабатываются.
Интернет-технологиихороши еще и тем, что дают возможность получать более независимые и объективныеоценки, обеспечивая анонимность анкетирования. Очень часто люди предоставляютложные сведения, зная, что их ответы станут известны. Они боятся испортитьотношения с сослуживцами или навлечь на себя гнев начальства. Избежатьсоциально желательных ответов позволяет особая технология обработки информации.Данные, поступающие на центральный сервер, анализируются автоматически. Никтоне может вмешаться в эту работу и подкорректировать результаты опроса. Всяконфиденциальная информация доступна только представителям компании, которыеотвечают за проведение исследования. [20]
Такимобразом, как показал проведенный анализ, на современном этапе ООО “Пиццерия“Престо" с успехом внедряем успешные наработки инновационного менеджментав своей работе, тем самым повышая эффективность деятельности всей организации,а использование механизмов инновационно-кадрового менеджмента положительновлияет на работу сотрудников компании, повышая их профессиональный уровень иувеличивая заинтересованность в работе.
Подведем основные итоги по результатам написания второйглавы.
В настоящее время инновации становятсяключевым фактором развития малых и средних предприятий. Успех инновационногоменеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведенийстимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. Кроме того, инновационныйпроцесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынокуправления.
Инновации имеют свойжизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийсявнедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделитьшесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациямипринятия решений и результатами.
Отметим, что инновационныйпроцесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайныхтехнических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требуетстратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанныес этим задачи являются объектом инновационного менеджмента.
В работе был рассмотренположительный опыт использования инновационного менеджмента французскойфармацевтической фирмы Пьер Фабр (Pierre Fabre Medicament), которая появилась вРоссии в начале девяностых и установлено, что исследованная компаниядемонстрирует успешную работу менеджмента по внедрению инновационного продуктана новый сегмент рынка. Неотъемлемыми слагаемыми достигнутого успеха следуетпризнать активное стремление как российского, так и зарубежного руководствамаксимально приспособить деятельность фирмы к особенностям российского рынка иконкретного его сегмента, решительное проведение коренных преобразований вструктуре фирмы и функциях ее подразделений и применение успешных подходовинновационного менеджмента для достижения поставленных целей.
Автором в работе были рассмотрены особенности использованияинновационно-кадрового менеджмента в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”. Былоустановлено, что на современном этапе ООО “Пиццерия “Престо" с успехомвнедряем успешные наработки инновационного менеджмента в своей работе, темсамым повышая эффективность деятельности всей организации, а использованиемеханизмов инновационно-кадрового менеджмента положительно влияет на работусотрудников компании, повышая их профессиональный уровень и увеличиваязаинтересованность в работе.
Заключение
К инновациям относятся всеизменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят емуконкретную экономическую и/или социальную пользу.
Инновационный менеджментможет быть представлен системой управления инновациями, инновационным процессоми отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Современный инновационный менеджмент включает такие основные элементы, какпоиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации, организацию инновационного процесса для данной инновации, а также процесспродвижения и реализации инновации на рынке.
Инновационный менеджмент можно рассматриватькак систему управления предприятием. С этой точки зрения, системаинновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы(субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Прием инновационного менеджмента — это способвоздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемуюподсистему (объект управления), которая включает в себя инновации,инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.
Существуют приемыинновационного менеджмента, воздействующие только на производство инновации;приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение ираспространение инновации; а также приемы, воздействующие только на реализацию,продвижение и распространение инновации.
Внедрение инновационного менеджмента в контексте деятельности предприятияозначает переход на новый, более совершенный способ организации деятельности,обеспечивающий рост возможностей предприятия.
Сам факт внедрения нововведения на предприятии свидетельствует о переходе кболее высокому уровню производственных возможностей, то есть являетсяпоказателем развития компании.
В настоящее время инновации становятсяключевым фактором развития малых и средних предприятий. Успех инновационногоменеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведенийстимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. Кроме того, инновационныйпроцесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынокуправления.
Инновации имеют свойжизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийсявнедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделитьшесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациямипринятия решений и результатами.
Отметим, что инновационныйпроцесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайныхтехнических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требуетстратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанныес этим задачи являются объектом инновационного менеджмента.
В работе был рассмотренположительный опыт использования инновационного менеджмента французскойфармацевтической фирмы Пьер Фабр (Pierre Fabre Medicament), которая появилась вРоссии в начале девяностых и установлено, что исследованная компаниядемонстрирует успешную работу менеджмента по внедрению инновационного продуктана новый сегмент рынка.
Неотъемлемыми слагаемыми достигнутого успеха следуетпризнать активное стремление как российского, так и зарубежного руководствамаксимально приспособить деятельность фирмы к особенностям российского рынка иконкретного его сегмента, решительное проведение коренных преобразований вструктуре фирмы и функциях ее подразделений и применение успешных подходовинновационного менеджмента для достижения поставленных целей.
Авторомв работе были рассмотрены особенности использования инновационно-кадровогоменеджмента в деятельности ООО “Пиццерия “Престо”.
Былоустановлено, что на современном этапе ООО “Пиццерия “Престо" с успехомвнедряем успешные наработки инновационного менеджмента в своей работе, темсамым повышая эффективность деятельности всей организации, а использованиемеханизмов инновационно-кадрового менеджмента положительно влияет на работусотрудников компании, повышая их профессиональный уровень и увеличиваязаинтересованность в работе.
Список использованной литературы
1. Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. — 2002. — №2. — С. 50-59.
2. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации / Г. Д. Ковалев — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 424с.
3. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационнойдеятельности. — СПб.: — ПИТЕР, 2006. — 460с.
4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад.- М.: ЦЭМИ РАН, 2001. — С. 23-30.
5. Завлин П.Н. Особенности организации инновационной деятельности. — СПб.:Наука, 2007. — С. 24.
6. Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой — М.:Наука, 2005. — С. 64.
7. Материалы V Российского экономического форума. Цель — инновационнаяэкономика // Российский экономический журнал, № 3, 2000, С. 14-16.
8. Тихонов А.М. Инновационный менеджмент. — К.: Ника-Центр, 2007. — С. 89.
9. Иванов В.В. Российская инновационная система: территориальный подход //Инновации, 2000, № 9. — С. 24-30.
10. Валдайцев С.В. Оценка современных тенденций развития инноваций. — М.:Филин, 2007. — 542с.
11. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / под ред. В.М. Аньшина, А. А.Дагаева. — М.: Дело, 2003. — С. 54.
12. Горюнов В.А. Проблемы формирования инновационного менеджмента напредприятиях // Инновации. — 2007. — № 1. — С. 12-14.
13. Леонтьев Л.И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности.- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. — 396с.
14. Антонова О.А. Современный инновационный менеджмент // Время новостей. — 2006. — 22 апреля.
15. Даутов А.Н. Стратегическое управление фирмами. — М.: Экзамен, 2007. — 368с.
16. Ильин В.А., Сычев М.Ф. Актуальные вопросы перехода предприятия к инновационномуразвитию — М.: Юнити-дана. — 2006. — 464с.
17. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика — стратегическоенаправление развития России в XXI веке // Инновации. — 2007. — № 5. — С. 14-17.
18. Белов В.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России //Аналитический вестник Совета Федерации. — 2007. — №15 — С. 16-19.
19. Ливанов Д.В. Об основных направлениях инновационной деятельности //Доклад на заседании коллегии Минобрнауки России. — 17. 11. 04.
20. Гурков И. Инновационная деятельность успешных предприятий // Вопросыэкономики. 2007. — № 7. — С.71-85.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :