Введение
ВРоссии накоплен большой опыт в развитии местного самоуправления. Каждоегосударство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местнойвласти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именноместное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей. Начиная сХVII в. создаются и действуют различные местные органы и представители центрана местах. Но лишь с середины XIX в. формируются звенья местного самоуправленияна основе представительства различных слоев населения и самостоятельности введении местных дел.
ВСоветском государстве с первых лет его существования создается единая системаСоветов — сверху донизу. Ее низовые звенья выполняли функции местных органовгосударственной власти и местных органов государственного управления. Такоепостроение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, носущественно ограничивало самостоятельность местных органов. Лозунг«повышение роли Советов» оставался неизменным несколько десятилетий,отражая устойчивую зависимость их положения от центра и партийных органов.
Ивсе же идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практикетех лет. Они поддерживались в ряде научных трудов. Рождались интересные формысамоуправления на местах, которые широко распространялись.
Темне менее официальное и публичное признание местного самоуправления какинститута народовластия, независимого от государственной власти и отражающегопроцесс демократизации в гражданском обществе, произошло лишь в последние годы.В 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об общих началах местногосамоуправления и местного хозяйства в СССР», в 1991 г. в РСФСР былутвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. принципиальные положенияо местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.
Новыйкурс и новые правовые акты способствовали масштабному развитию идей иинститутов местного самоуправления. В областях, городах и районах сталисоздаваться самоуправленческие органы. Процесс протекал быстро и в то же времявесьма болезненно. И не случайно подготовка Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» быластоль длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции,проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывалсямногообразный местный и международный опыт.
Наконец,12 августа 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»*(1). Закон действует более полутора лет, накопился опыт егоприменения. Внесены и некоторые поправки. В субъектах Федерации принято немалосвоих законов и иных актов. Ведь в России насчитывается 1059 городов, 2066поселков и 155 тысяч сельских населенных пунктов. Если в 20-х годах долягородского населения составляла 20%, то ныне — 73%.
Просторынашей страны и разнообразие ее природно-географических и экономических условий,культуры и уклада жизни населения создают дополнительные трудности дляправового регулирования в данной сфере. Приходится одновременно осуществлятьего на уровне Федерации, ее субъектов и самих муниципальных образований.
Ив настоящее время, когда сформирована правовая база организации ифункционирования местного самоуправления важное значение имеет вопрос гарантиии защиты прав местного самоуправления, которые и будут рассмотрены в рамкахданной работы.
Гарантии местногосамоуправления
Ст.133Конституции Российской Федерации[1][1]– основной закон страны, вводит запрет на ограничение прав местногосамоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами.
Подправами местного самоуправления понимаются как права органов местногосамоуправления, так и непосредственно права населения, проживающего натерритории местного самоуправления.
КонституциейРоссийской Федерации (ст.131-133) определены основные права и гарантии местногосамоуправления в Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:
— право населения самостоятельно определять структуру органов местногосамоуправления;
— обязательность учета мнения населения при изменении границ территорий, вкоторых осуществляется местное самоуправление;
— право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальнойсобственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет,устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядкаи решать иные вопросы местного значения;
— право органов местного самоуправления на получение необходимых материальных ифинансовых средств при наделении их законом отдельными государственнымиполномочиями;
— право местного самоуправления на судебную защиту;
— право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений,принятых органами государственной власти.
Конституционныегарантии местного самоуправления получили развитие в федеральных законах, вкоторых устанавливаются конкретные права местного самоуправления. Это преждевсего Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»[2][2]и некоторые другие.
Законысубъектов Российской Федерации не могут снижать уровень гарантий местногосамоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией ифедеральными законами. Указанные ограничения, вводимые законами субъектовФедерации, не имеют юридической силы, поскольку согласно ст.76 Конституциизаконы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могутпротиворечить федеральным законам, принятым по предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в случае противоречиямежду федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,действует федеральный закон.
Несомненнойгарантией прав местного самоуправления является обязательность решений,принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепленное в ст.44Закона[3][3] «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Вышеназванныйзакон гласит: «решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решенияорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всемирасположенными на территории муниципального образования предприятиями,учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, атакже органами местного самоуправления и гражданами».
Существуетнесколько разновидностей актов местного самоуправления. К ним относятся:
— решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан (местных референдумов,сходов и т.п.);
— решения органов местного самоуправления (представительных и исполнительныхорганов местного самоуправления);
— решения должностных лиц местного самоуправления (главы местного самоуправления,иных выборных либо назначаемых должностных лиц).
Актыместного самоуправления являются правовыми актами, обязательными для всех лиц,учреждений и организаций, расположенных на территории муниципальногообразования.
Вслучае, если на территории определенного муниципального образования находитсяиное муниципальное образование, для последнего обязательны акты муниципальногообразования, в состав которого оно входит.
Актыместного самоуправления принимаются в соответствии с полномочиями,установленными для данного уровня местного самоуправления федеральными законамии законами субъектов Федерации. Конкретный объем полномочий того или иногооргана местного самоуправления, должностного лица местного самоуправленияопределяется в уставах муниципальных образований.
ВФедеральном законе не предусмотрена возможность отмены решений органов местногосамоуправления и должностных лиц местного самоуправления в административномпорядке.
Даннаянорма составляет гарантию самостоятельности органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления во взаимоотношениях с органамигосударственной власти, а также органами местного самоуправления другогомуниципального образования (в случае, если определенное муниципальноеобразование входит в состав другого); она направлена на обеспечение эффективногоосуществления полномочий органов местного самоуправления и его должностных лиц[4][4]. Что касается решенийдолжностных лиц местного самоуправления, находящихся в административномподчинении иных должностных лиц местного самоуправления (например,руководителей структурных подразделений администрации муниципальногообразования), то они могут быть отменены вышестоящим должностным лицом местногосамоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Приосуществлении органами местного самоуправления и их должностными лицамиотдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с п.4 ст.6Закона акты, принимаемые указанными органами и должностными лицами в процессереализации этих полномочий, подлежат контролю со стороны государства в лице егоорганов и могут быть отменены в случаях, предусмотренных федеральными законамии законами субъектов Российской Федерации.
Ответственностьза неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямоговолеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления устанавливается гражданским, уголовным,административным и трудовым законодательством.
Порядокпривлечения к уголовной и гражданской ответственности и соответствующие санкцииустанавливаются федеральными законами. Административно-правовые идисциплинарные санкции устанавливаются как федеральными законаминепосредственно, так и законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми всоответствии с федеральными законами.
Ещеодной гарантией прав местного самоуправления, является норма Законазакрепляющая: «обращения органов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органамигосударственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями,учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены».
Органыместного самоуправления при выполнении возложенных на них задач могутобращаться в органы государственной власти, к государственным должностнымлицам, предприятиям, учреждениям и организациям с различного рода обращениями:запросами, предложениями, заявлениями и т.п. Порядок внесения этих обращений,их форма устанавливаются законами субъектов Федерации, уставами муниципальныхобразований, а также внутренними актами, регламентирующими организацию работыорганов местного самоуправления (регламент представительного органа местногосамоуправления и некоторые другие акты).
Федеральныйзакон устанавливает обязательность рассмотрения обращений органов местногосамоуправления, не устанавливая при этом сроки рассмотрения данных обращений.Установление этих сроков является задачей законодателя субъекта Федерации.
Правузаконодательной инициативы представительных органов местного самоуправления взаконодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерациисоответствует обязанность этого органа рассмотреть вносимый проект закона.Содержанием законодательной инициативы может быть изменение, дополнение законовсубъекта Российской Федерации, принятие нового закона, отмена закона субъектаРоссийской Федерации[5][5].
Решениео внесении проекта закона должно приниматься на заседании представительногооргана местного самоуправления. Процедуру принятия такого решения целесообразноустанавливать в регламенте данного представительного органа.
Защита прав местного самоуправления
Законодательнозакреплено: граждане, проживающие на территории муниципального образования,органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправлениявправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительныминарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти игосударственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественныхобъединений.
Нарушенияправ местного самоуправления затрагивают интересы не только органов местногосамоуправления, но и всех граждан, проживающих на территории муниципальногосообщества. Поэтому обращаться с заявлениями в суд может любой гражданин,проживающий на данной территории.
Обжаловатьсямогут как индивидуально-правовые, так и нормативно-правовые акты органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
Вслучае, если суд или арбитражный суд установят, что акт органа государственнойвласти либо государственного должностного лица, акт органа местногосамоуправления или должностного лица местного самоуправления, акт предприятия,учреждения или организации нарушает установленные законами права местногосамоуправления, данный акт в целом или в отдельной его части признаетсянедействительным[6][6].
Правиласудопроизводства при рассмотрении данных заявлений устанавливаются вГражданском процессуальном кодексе РСФСР и Арбитражном процессуальном кодексеРоссийской Федерации.
Закреплениезащиты прав местного самоуправления содержится и в Конституции РеспубликиТатарстан[7][7].
Так,ст.133 Конституции РТ гласит: Местное самоуправление в Республике Татарстан гарантируетсяправом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти и управления.
Вследза Конституцией РТ нормы о защите прав местного самоуправления содержит и ЗаконРТ «О местном самоуправлении»[8][8]:
«Органыи должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в суд сзаявлениями о признании недействительными актов органов государственной властии управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений,организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересыместного самоуправления, а также права органов и должностных лиц местногосамоуправления.
Органыгосударственной власти и управления, предприятия, учреждения, организации,общественные объединения, граждане несут ответственность перед местнымсамоуправлением, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный ихдействиями или бездействием местному самоуправлению, в порядке, установленномзаконодательством».
Заключение
Говоряо гарантии и защите прав местного самоуправления, реализации конституционногоправа населения на осуществление местного самоуправления, необходимоосознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только отналичия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную иэкономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от пониманиянаселением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления,от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться,способности реализации права на местное самоуправление.
Длядействительной способности реализации права на местное самоуправлениепредставляется необходимым[9][9]:
1)наличие механизмов осуществления защиты прав, то есть наличие органов,создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов,процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) илизависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Этивопросы в основном решены в рамках первого, организационного этапа;
2)наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-экономическойбазы для обеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособностисоздаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);
3)наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие впроцессе организации местного самоуправления не только государства (черезофициальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но инаселения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в егорезультате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном цельюследующего этапа (назовем его условно «социальным»).
Правоваярегламентация гарантий и защиты прав местного самоуправления – важный шаг впостроении местного самоуправления в нашей стране.
Составляющиеразвития местного самоуправления находятся в настоящее время в процессеформирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающихэкономической и правовой возможностью организационных структур местногосамоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населенияможет привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, азначит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского обществаи российского государства.
Список литературы
Нормативныеакты:
КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Российская газета, 25 декабря 1993 года
КонституцияРеспублики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г.) //Советская Татария, №246-247, 12 декабря 1992 года.
Федеральныйзакон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, 1сентября 1995 г.
ЗаконРТ от 30 ноября 1994 г. №2250-XII «О местном самоуправлении» // РеспубликаТатарстан, №253-254, 20 декабря 1994 г.;
Учебнаяи научная литература:
Актуальныепроблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации(«Круглый стол» в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П.,Мирошниченко Е.В., Ревенко Л.А. // Государство и право. — М., 1997. — №5.
Гарантииправ местного самоуправления в Российской Федерации. — М.: ИНИОН, 1994.
ПисаревА.Н. Муниципальное право Российской Федерации. — М., 2000.
Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. — М.:Фонд «Правовая культура», 1999.
Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.- М.: Фонд «Правовая культура», 1999.
ТихомировЮ. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» — М.: Фонд«Правовая культура», 1999.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта tarasei.narod.ru