Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Банк как особый участник налоговых правоотношений

Процессразвития постсоветской России ознаменован формированием банковской системырыночного типа и динамичным развитием нормативно-правовой основы регулированиябанковской деятельности. Эти явления обусловлены качественным ростом значениябанков в развитии экономики страны. Банки, являясь ключевым звеном рыночнойэкономики, осуществляют финансово-посреднические операции между хозяйствующимисубъектами, предоставляют финансовые ресурсы, необходимые для развитияпроизводства, способствуют оптимизации размещения денежных средств.Немаловажную роль играют банки и в налоговой деятельности государства.
Спецификасодержания налоговой правосубъектности банков проявляется в том, что ониспособны выступать в налоговых отношениях не только в качественалогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов,принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредникамежду налогоплательщиком и бюджетом. Такая многогранность правосубъектностибанка позволяет говорить о, используя теологическую терминологию, «триединстве»правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогахи сборах. Фундаментальной особенностью такого статуса является то, что права,обязанности и ответственность банков предусмотрены не только налоговым, но игражданским законодательством.
Какбыло отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. №24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [1], налоговое законодательство устанавливаетпублично — правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками — юридическими лицами. Государство в лице налоговых и других органов осуществляетконтроль за порядком исполнения банками указанных публично — правовых функций.Так, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О банкахи банковской деятельности», у банков может быть отозвана лицензия наосуществление банковских операций.
Первичнымоснованием возникновения публично-правовых обязанностей банка, предусмотренныхзаконодательством о налогах и сборах, является гражданско-правовой договорбанковского счета. А.Я. Курбатов отмечал, что наличие оснований для примененияналоговой ответственности банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетныефонды зависит от того, являются ли действия банка правомерными илинеправомерными с точки зрения гражданского права [2].
Согласност. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять сосчета денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банксоответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотренызаконом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договоромбанковского счета. Таким образом, основанием возникновения публично-правовойобязанности банка по перечислению средств в бюджет является распоряжениеклиента, данное им в силу заключенного с банком гражданско-правового договора.Моментом возникновения у банка указанной публично-правовой обязанности(моментом начала течения сроков) является момент поступления в банксоответствующего платежного документа от клиента. Эти предусмотренныегражданским законодательством правила дублируются в Налоговом кодексе РФ [3], всоответствии с п. 2 ст. 69 которого поручение на перечисление налогаисполняется банком в пределах одного операционного дня, следующего за днемполучения такого поручения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Такимобразом, обязанности банков по правильному открытию счетов налогоплательщиков,исполнению поручений о перечислении налогов и сборов, а также по предоставлениюналоговым органам сведений по счетам своих клиентов, основываясь награжданско-правовых договорах, носят не только гражданско-правовой, но ипублично-правовой характер [4].
Г.А.Тосунян и А.Ю. Викулин отмечают, что указанные отношения регулируютсягражданским (Гл. 45 ГК РФ), банковским (ст. 31 ФЗ «О банках и банковскойдеятельности» [5]) и налоговым (ст. 60, Гл. 18 НК РФ) законодательством.Следовательно, рассматриваемые отношения являются одновременно и налоговыми, игражданско-правовыми. Тем не менее, в данном случае нет противоречия, так какотношения, складывающиеся в процессе реализации банками своих обязанностей приисполнении ими поручений клиентов о перечислении налогов и сборов, являютсяярким примером комплексного характера банковских правоотношений [6].
Такимобразом, рассматриваемые правоотношения характеризуются сочетанием одновременночастно-правовых и публично-правовых начал.
Веськомплекс публично-правовых обязанностей банков в налоговых отношениях условноможно разделить на три относительно обособленные группы:
1.Обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов.
2.Обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков.
3.Обязанности по предоставлению налоговым органам сведений офинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Центральнойобязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременноеисполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанноголица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), атакже решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средствналогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности,установленной гражданским законодательством.
Врамках указанной обязанности банк должен:
— своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов,налоговых агентов по перечислению сумм налога и (или) сбора;
— исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетамналогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента;
— исполнять решения налогового органа о взыскании сумм налога, сбора, пеней.
Всоответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органывправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежныхпоручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов иинкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетовналогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов ипени.
Крометого, на банки возложен ряд обязанностей, связанных с учетомналогоплательщиков. В частности, открывать счета налогоплательщикам только припредъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; впятидневный срок сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счетаналогоплательщика.
Банкипредстают в налоговых правоотношениях и в качестве источника полученияинформации о налогоплательщиках. Банки обязаны предоставлять в срок налоговомуоргану по его запросу справки по операциям и счетам организаций илиграждан-предпринимателей.
Означении банка как особого субъекта налоговых правоотношений говорит и фактвыделения в Налоговом кодексе РФ отдельной Главы 18 «Виды нарушений банкомобязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, иответственность за их совершение».
Несмотряна столь широкий спектр специальных функций в налоговой сфере, банки не названыНалоговым кодексом РФ в числе участников отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах. Перечень таких лиц приведен в ст. 9Налогового Кодекса РФ:
1)организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексомналогоплательщиками или плательщиками сборов;
2)организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексомналоговыми агентами;
3)Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения вРоссийской Федерации;
4)Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения;
5)государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местногосамоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица,осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органовприем и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатойналогоплательщиками и плательщиками сборов;
6)Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовыеуправления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвыи Санкт — Петербурга, автономной области, автономных округов, районов игородов, иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и орассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговымкодексом РФ;
7)органы государственных внебюджетных фондов.
Законодательнозакрепленный в Налоговом кодексе РФ перечень далеко не полон, ибо не охватываетвсех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Ю.А. Крохинав этой связи отмечает, что фактически налоговые отношения затрагивают большееколичество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов вдоход государства, осуществление налогового контроля и привлечение кответственности за налоговое правонарушение требует также привлечения иныхфизических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которыепрямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделеныналоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и вопределенных случаях несут налоговую ответственность [7]. В первую очередь такое утверждениесправедливо по отношению к банкам, которые, несмотря на выполнение значимойфункции в налоговых правоотношениях, не названы Налоговым кодексом в качествеих участников.
И.И.Кучеров предлагает иную классификацию участников налоговых правоотношений [8]:
1)субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органыпредставительной власти);
2)субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборахвозложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд(налогоплательщики и плательщики сборов);
3)субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки исборщики налогов);
4)субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации,эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);
5)субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы,налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетныхфондов);
6)субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения(федеральные органы налоговой полиции, органы прокуратуры, органы внутреннихдел);
7)субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговыхсанкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).
Такимобразом, И.И. Кучеров определяет банк в качестве субъекта, содействующегоуплате налогов и сборов.
Н.И.Химичева, в свою очередь, выделяет три группы субъектов налоговыхправоотношений [9]:
1)органы власти, устанавливающие и взимающие налоги (налоговые, финансовые,таможенные органы);
2)налогоплательщики: юридические и физические лица, в том числе и банки, заисключением Банка России;
3)третьи лица: банки, принимающие и зачисляющие налоговые платежи на счетасоответствующих бюджетов.
Аналогичныйподход в определении состава участников налоговых правоотношений используется ив работе Е.Ю. Грачевой и Э.Д. Соколовой [10].
О.Н.Горбунова, выделяя три группы субъектов налоговых правоотношений, не относитбанки к отдельной категории, включая их в группу организаций и предприятий,располагающих информацией, необходимой для исчисления налогов с конкретныхналогоплательщиков [11]. Критерием отнесениябанков в эту группу является признак наличия у субъекта соответствующейинформации. Таким образом, классификация, предложенная О.Н. Горбуновой, неучитывает наличие у банка функций финансового посредника медуналогоплательщиком и соответствующим бюджетом.
А.И.Бабкин называет банки третьими лицами, не являющимися участниками налоговыхотношений [12].
Помнению И.А. Орешкина, банки необходимо включить в систему органов налоговогоконтроля [13]. Для того, чтобы показать необоснованность такой концепции,следует уяснить, что понимается под термином «налоговый контроль» в юридическойнауке.
Поопределению Ю.А. Тихомирова, контроль есть проверка соблюдения и выполнениянормативно установленных задач, планов и решений, то есть начало цикла,посвященного оценке фактически осуществленного процесса. Тем самым в даннойдефиниции подчеркивается, «во-первых, функциональное назначение контроля,во-вторых, то, что он возникает, прежде всего на определенной стадииуправленческого процесса, в-третьих, то, что он осуществляется всеми субъектамигосударственного управления» [14].
А.В.Брызгалин полагает, что «налоговый контроль – это специализированный (только вотношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств)государственный контроль...» [15]. «Налоговыйконтроль можно определить как установленную законодательством совокупностьприемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдениесубъектами налогового права налогового законодательства и правильностьисчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетныйфонд» [16].
Основойопределения налогового контроля, предложенного Е.Ю. Грачевой и Э.Д. Соколовой,является деятельность уполномоченных органов. По мнению указанных авторов,«налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю иможет быть определен как регламентированная нормами налогового правадеятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налоговогозаконодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесенияналогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд» [17].
Аналогичныйподход использован в определении, предложенном О.А. Макаровой: налоговыйконтроль – это «деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своейкомпетенции в формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверкиправильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления иустранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдениязаконодательства о налогах и сборах» [18].
Такимобразом, рассмотрение банков в качестве субъектов налогового контроляпротиворечит общепризнанному в юридической науке утверждению о том, чтоналоговый контроль является одним из видов государственного финансовогоконтроля, а, значит, может осуществляться только уполномоченнымигосударственными органами. Из содержания ст. 82 Налогового кодекса РФ следует,что в налоговой сфере субъектами контроля, наделенными государственно-властнымиполномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, являются тольконалоговые и таможенные органы.
Своеобразнуюконцепцию предложил М.В. Максимов. По мнению указанного автора, современноезаконодательство предусматривает обязанности банков по контролю за соблюдениемих клиентами законодательства о налогах и сборах, что позволяет отнести их ксубъектам финансового контроля. Применяя аналогию с нормами валютногозаконодательства, по совокупности полномочий банков в сфере контроля засоблюдением их клиентами законодательства налогах и сборах, М.В. Максимовсчитает возможным рассматривать банки в качестве агентов валютного контроля.Налоговое законодательство не содержит такого понятия. По определениюуказанного автора, агентами налогового контроля следует считать уполномоченныегосударством организации, на которых в соответствии с законами возложеныобязанности по осуществлению контроля за своевременностью и полнотой уплатыналогов и сборов налогоплательщиками [19].
Д.В.Винницкий считает, что банки следует отнести к категории «сборщики налогов»,предусмотренной статьей 25 Налогового кодекса РФ [20].В соответствии с указанной статьей в случаях, предусмотренных Налоговымкодексом РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств вуплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществлятьсягосударственными органами, органами местного самоуправления, другимиуполномоченными органами и должностными лицами – сборщиками налогов.
Аналогичногомнения придерживается и С.Д. Шаталов, который, комментируя понятие «сборщикналогов», пояснил, что «в этой роли могут выступать банки, отделения связи,местные администрации в сельской местности и некоторые другие лица» [21].
Действительно,налоговое законодательство (ст.ст. 45, 60 Налогового кодекса РФ) налагает набанки обязанности по принятию и зачислению налоговых платежей на счетасоответствующих бюджетов (внебюджетных фондов). Подобные функции характерны какраз для сборщиков налогов. Однако Налоговый кодекс РФ устанавливает, чтосборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органыисполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другиеуполномоченные ими органы и должностные лица. Как следствие, организации, и,тем более, физические лица, функции сборщиков налогов выполнять не могут.
Вэтой связи Д.В. Винницкий предлагает внести изменения в ст. 25 и иные положенияНалогового кодекса РФ, закрепив в них статус банков в качестве сборщиковналогов [22].
Такоепредложение представляется не вполне обоснованным, поскольку, несмотря наналичие известной схожести функций, объем последних нельзя назватьтождественным. Так, в соответствии с п. 5 ст. 9 Налогового кодекса РФ, сборщикиналогов, помимо приема средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисленияих бюджет, осуществляют также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщикамисборов. Банки же не наделены такими контрольными функциями, а лишь исполняютплатежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговыхорганов. К тому же, в отличие от сборщиков налогов, на банки возложенаобязанность по предоставлению в налоговые органы определенной информации оклиентах-налогоплательщиках.
Вышеизложенноепозволяет утверждать, что особый, присущий только банкам, правовой статус лица,наделенного комплексом публично-правовых обязанностей в налоговыхправоотношениях необходимо законодательно закрепить, включив банки в числоучастников налоговых отношений, указанных в ст. 9 Налогового кодекса РФ.
ГиссинЕгор Маркович, аспирант Центра финансового и банковского права Институтагосударства и права РАН, г. Москва
Список литературы
 [1]Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 1.
 [2]См.: Курбатов А.Я. Ответственность банков за задержку платежей в бюджет ивнебюджетные фонды. М., 1997. С. 5.
 [3] Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3834, 3825.1999. № 14. Ст. 1649. № 28. Ст. 3487. 2000. № 2. Ст. 134, № 32. Ст. 3341. 2001.N 53 (ч. 1). Ст. 5016, 5026. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2, № 6. Ст. 625.
 [4]См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина. М.:НОРМА, 2003. С. 416.
 [5]Российская газета. 1996. № 27; 1998. № 150; 1999. № 129, 134; 2001. № 118-119,152-153; 2002. № 153; 2003. № 126.
 [6]Налоговое право России. С. 416-417.
 [7]См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина. М.:НОРМА, 2003. С. 218.
 [8]См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С.88.
 [9]См.: Финансовое право. Учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М.: БЕК, 1996. С.241.
 [10]См.: Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие. М.:Новый юрист, 1997. С. 71.
 [11]Финансовое право. Учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С. 201.
 [12]Бабкин А.И. Роль и место банков в сфере налогового законодательства //Арбитражная практика. Тематический выпуск. 2002, октябрь.
 [13]Орешкин И.А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие // Финансовоеправо. 2001. № 1. С. 41.
 [14]Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 510.
 [15]Брызгалин А., Зарипов В. Комментарий основных положений Налогового кодексаРоссийской Федерации. (ст. 82-98) // Хозяйство и право. 1999. № 7. С. 3.
 [16]Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.:Юристъ, 2002. С. 351.
 [17]Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М., 2000. С.141.
 [18]Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Комментарии. / под ред. Н.М.Голованова. Спб., 1999. С. 187.
 [19]См.: Максимов М.В. Банк как агент налогового контроля // Консультант. 2000. №4. С. 63-65.
 [20]Д.В. Винницкий. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. С. 120.
 [21]Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой(постатейный). М.: МЦФЭР, 1999. С. 126.
 [22]См.: Д.В. Винницкий. Там же.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системные связи в лексике русского литературного языка донациональной эпохи (на материале рукописных книг Пролога XIII-XVII вв.
Реферат Акцизне оподаткування в Україні
Реферат Анализ бюджета муниципального учреждение
Реферат Альтернативный минимальный налог в США
Реферат Акцизний збір в України
Реферат Процессы выветривания горных пород
Реферат Інформація щодо виконання індивідуального завдання студентами заочної форми навчання
Реферат Інвестування оборотного капіталу
Реферат Акциз. Шляхи вдосконалення податкової системи
Реферат Інвестиційні інструменти управління проектами
Реферат Аккредитивная форма расчетов и расчеты чеками
Реферат Акцизы на алкогольную продукцию: эволюция развития и перспективы
Реферат Акцизний збір та його роль у доходах бюджету
Реферат Акцизы: проблемы и перспективы
Реферат Інвестиційні фонди: стан та перспективи розвитку