Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административное право как отрасль права и как наука

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАКОТРАСЛЬ ПРАВА И КАК НАУКА
Государственное управление
 
Государственное управление - разновидность социального управления, подзаконная деятельностьгосударственных органов исполнительно-распорядительного характера по реализацииединой государственной власти.
Органы государственного управления (субъекты государственногоуправления) — государственные органы, осуществляющие управленческуюдеятельность в рамках государственного управления.
Исполнительные органы — субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие запределами практической реализации исполнительной власти (например,исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизньюпредприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид,разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующуюс законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать,доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.
Органы государственного управления (субъекты государственногоуправления) — государственные органы, осуществляющие управленческуюдеятельность в рамках государственного управления.
Исполнительные органы — субъекты исполнительной власти, а также органы управления,действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например,исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизньюпредприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).
Предмет и метод административногоправа
Общественные отношения,регулируемые административным правом
 
Административное право — отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественныеотношения, которые возникают в связи с организацией и функционированиемсистемы исполнительной власти на всехнационально-государственных и территориальныхуровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своемухарактеру, и составляют предмет административного права.
Предмет административного права — общественные отношения, возникающие, как правило, на основевласти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектамиисполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами,государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями,общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческиеотношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимостиот особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.
а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися наразличном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящиеорганы);
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимисяна одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства,администрация двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в ихорганизационном подчинении (ведении) государственными объединениями(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и ненаходящимися в их организационном подчинении(ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (повопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти иисполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти инегосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями,предприятиями и • учреждениями (коммерческиеструктуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительнойвласти и гражданами.
Административное право — отрасль российской правовой системы,представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных длярегулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводупрактической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — впроцессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
 
Системаадминистративного права и его принципы
 
Система административного права - это совокупность правовых нормадминистративного права, объединенных в правовые институты. Нормы административногоправа по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношенийподразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общегохарактера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую)часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере илиотрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы,регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционнойдеятельности, составляющие третью часть).
Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи,требования, выражающие сущность административного права. К числу основныхпринципов относятся:
þ  демократизм нормотворчества и реализации права
þ  равенствограждан перед законом и правоприменителем
þ  взаимнаяответственность государства и личности
þ  федерализм
þ  гуманизм
þ  законность
 
Источникиадминистративного права
 
Источники административного права — это конкретные формы его выражения.Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру изначению юридических актах.
Источниками административного права являются акты государственныхорганов (законы и подзаконные акты), в которыхсодержатся нормы административного права. Характерным для отраслиадминистративного права является наличие множества источников юридических норм.
К источникам административного права относятся:
þ  законы(Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России,конституционные законы, кодексы, федеральные законы)
þ  постановленияГосударственной Думы и постановления Совета Федерации
þ  акты (законы,решения, постановления) представительных органов субъектов федерации
 
Понятие,структура и виды административно-правовых норм
 
Норма административного права, как и норма любой другой отраслиправа, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб)должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемуюспециальными государственными средствами.
Административно-правовая норма — это норма права, регулирующая общественные отношения в сферегосударственного управления, а также отношения управленческого характера,возникающие в иных областях государственной деятельности.
Виды административно-правовых норм:
þ  материальныеи процессуальные
þ  обязывающие,уполномочивающие, запретительные и поощрительные
þ  общероссийские,территориальные, межтерриториальные и местные
þ  срочные ибессрочные
Элементами (составными частями) административно-правовых отношенийявляются: субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделенадминистративными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовыхотношений являются:
þ  гражданеРоссии
þ  иностранныеграждане и лица без гражданства
þ  государственныеорганы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иныегосударственные организации
þ  общественные(негосударственные) объединения
þ  служащиегосударственных органов и организаций, служащие общественных(негосударственных) объединений
þ  представителиобщественных формирований, наделенные административнымиобязанностями и правами
Объект административно-правового отношения — это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие,поведение субъекта права.
Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращенияадминистративно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с наличием которыхзаконодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовыхотношений.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовыеотношения делятся на две группы :
1 ) отношения, в которых один из участников подчинен другому(вертикальные правоотношения);
2) отношения,участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальныеправоотношения).
Наука административного права исследует:
þ  правовоеположение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;
þ  правовойстатус органов государственного управления;
þ  правовоеположение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий,учреждений, организаций, юридических лиц;
þ  административно-правовойстатус государственных и общественных служащих;
þ  правовыеформы и методы управления;
þ  способыобеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
þ  административныйпроцесс и его виды;
þ  системыобщего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управленияв указанныхсистемах нормами административного права;
þ  административно-юррисдикционнуюдеятельность государства.
 
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Понятие и система субъектов административногоправа
 
Подсубъектомадминистративного права понимается физическое лицо или организация, которые всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации могутбыть участниками (сторонами)регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это то, что они обладают особымюридическим качеством, а именно административнойправоспособностью./>
Административнаяправоспособность — проявление общей правоспособности. т.е. установленной и охраняемой государствомправовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать вразличного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комплексюридических обязанностей и прав и нестиответственность за их реализацию.
Субъекты административного права могут бытьиндивидуальными и коллективными.
Административная правоспособность гражданина - способность гражданина РФ иметьправа и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает смомента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная дееспособность гражданина — способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять свои обязанности в сфере исполнительнойвласти. В полном объеме наступает в 16 лет.
Административно-правовые гарантии прав граждан
 
Организационно-правовые гарантии прав граждан - судебная защита, контрольнаядеятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, деятельность комиссии по правам человека, деятельность профсоюзов, право граждан нанеобходимую оборону.
Административно-правовойстатус иностранных граждан
илиц без гражданства
 
Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих вРоссийской Федерации, и временно пребывающих на территории РоссийскойФедерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранныеграждане, постоянно проживающие на территории Российской федерации, граждане,имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел.Временно пребывающие иностранные граждане, находящиеся на территории Российскойфедерации на ином законном основании. Постоянно проживающие иностранныеграждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временнопребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социальногообеспечения).

Понятие и административно-правовойстатус
органов исполнительной власти
 
Орган исполнительной власти (орган государственного управления, администрации) — целостное, структурнооформленное самостоятельное социальное образование,обладающее функциональной самостоятельностью и осуществляющееисполнительную деятельность в сфере государственного управлении.
Компетенция органа исполнительной власти — система полномочий этого органа по осуществлению исполнительной власти — права и обязанности по выполнению закрепленных за ним функций.
В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительнойвласти:
þ  федеральныеорганы исполнительной власти Российской Федерации
þ  органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации -республик, краев,областей, городов федерального значения, автономнойобласти, автономных округов
 
Понятие, виды и административно правовой статус
органовместного самоуправления
 
Местное самоуправление — это организационнаяформа осуществления населением власти на местах, которая призванаобеспечивать самостоятельное решение гражданами,проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических ииных местных традиций.
Органы местного самоуправления — муниципальные образования, решающие врамках своей территории вопросы местного значения, осуществляя при этом функцииуправленческого характера.
Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти.
Формы осуществления местного самоуправления: местный референдум, муниципальныевыборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческаяинициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления,территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения восуществлении местного самоуправления.

Понятиегосударственной службы, служащего и должности
 
Государственная служба трактуется в широком и узком смысле.Государственная служба в широком смысле — трудоваядеятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственныхорганах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле подгосударственной службой понимается выполнение работниками служебныхобязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате).
Посредством государственной службы реализуются задачи и функциигосударственных органов. Этот вид социальной деятельности носитгосударственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуютсягосударственными служащими, т.е. лицами, занимающими в установленном порядке туили иную должность в государственном органе, на предприятии, в учреждении и инойгосударственной организации.
Государственная должность государственной службы - должность в аппаратегосударственного органа, отнесенная законом по своей категории кгосударственной службе.
 
Классификациягосударственных служащих
 
По характеру выполняемой работы служащие подразделяются на служащихгосударственных органов, осуществляющих задачи и функции государства, их трудносит организационный, управленческий характер; служащих государственныхпредприятий, учреждений, организаций, деятельность которых характеризуетсяорганизацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурнойи иной деятельности.
Прохождение государственной службы — это система юридических факторов, вызывающих возникновение,изменение и прекращение государственно-служебных отношений:
þ  прием(зачисление) на государственную службу
þ  аттестациягосударственных служащих
þ  перемещениепо службе
þ  стимулированиеслужебной деятельности служащих
þ  ответственностьгосударственных служащих
þ  прекращениегосударственной службы
Ответственность государственных служащих — виды юридической ответственности, применяемые кгосударственным служащим — дисциплинарная, материальная, административная,уголовная.
ОБЩЕСТВЕННЫЕОБЪЕДИНЕНИЯ И ИХ СЛУЖАЩИЕ
 
Общественное объединение -добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся наоснове общности интересов для реализации целей, указанных в уставеобщественного объединения.
Виды общественных объединений.
þ  общественнаяорганизация
þ  общественноедвижение
þ  общественныйфонд
þ  общественноеучреждение
þ  органобщественной самодеятельности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналітична довідка щодо виконання Цільового плану Україна-нато у рамках Плану дій Україна-нато в першому півріччі 2009 року
Реферат Фразовые глаголы
Реферат Методика развития речи у детей
Реферат Глобализация мировых финансовых рынков
Реферат Оценка финансово-хозяйственной деятельности банка на примере ОАО Банк ВТБ в г. Якутске
Реферат Социально-культурный сервис и туризм
Реферат Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")
Реферат 6М071300 Транспорт, транспортная техника и технологии По дисциплине – «Основы технологии производства и ремонта транспортной техники»
Реферат Хтонизм Геракла по материалам античного Херсонеса
Реферат Улучшение сбыта и продвижения продукции организации (на примере ОАО вино-водочный завод Майкопский)
Реферат Организация водных туров
Реферат Организация и производство работ повышенной опасности
Реферат Письменники України - жертви сталінських репресій
Реферат «Религиозная этика» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Реферат Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в