Реферат по предмету "Спорт"


Организация водных туров

СОДЕРЖАНИЕ

1.Крузный туризм 2

1.1. Морские круизы 3
1.2. Речные круизы 6 2. Внутренние водные пути Украины 7
3. Морской туризм Украины 12

4.Тенденции развития водного туризма Украины 14

4.1 Речные путешествия 14

4.2. Яхтенный туризм 15

4.3. Возрождение морского круизного туризма 16

5. Организация и обслуживание туристов на водном круизе 17

6.Теплоходная документация теплоходного круиза 20


7. Компьютерные системы на круизных судах 21

8. Организация водного круиза 22

9. Заключение 24

10. Литература 26

10. Приложение 27
1.Крузный туризм.

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан — покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути — все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав — Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма — рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

1.1. Морские круизы.

Морской круиз — путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.

В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний — греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г. — 4,5 млн, в 1996 г. — 6,5 млн, в 2003 г. — 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количество круизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. — 175, в 2003 г. — 327, а в 2006 г. количество морских круизных судов составило 387. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.

Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:

-стандарт(2*4*);
-премиум(5*5*+);
-люкс(6*).

Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):

-большие (свыше 60 тыс.гросс тонн);

-средние (до 60 тыс.гросс тонн);

-малые (до 25 тыс.гросс тонн).

В последнее время наметилась тенденция к строительству больших круизных судов. Самым большим круизным лайнером до последнего времени считался 17 палубный Voyager of the Sea, принадлежащий компании Royal Caribbean. Его водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество пассажиров — 2200 туристов и 1180 членов экипажа. Уникальны размеры судна: 311 м в длину, 47 м в ширину, 70 м в высоту. Особенностью этого лайнера является то, что впервые на борту корабля построены ледовый каток и настоящая улица променад под стеклянным куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне был спущен на воду новый крупнейший океанский лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет 150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый лайнер принял на борт 2620 туристов.

По продолжительности круизные маршруты классифицируются:

— на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);

— среднесрочные (от 5 до 13 суток);

— долгосрочные (до 2 месяцев).

Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.

Наиболее общая классификация кают:

— экономичные (каюты с искусственным освещением)

— стандартные (с окнами);

Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе «все включено», это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов — их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.

Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

— экономичные (75-150 долл. на человека в сутки);

— классические (100- 200 долл. на человека в сутки);

— премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);

— люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);

— эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).

Основные районы морских круизов — Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы — это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран — Испания, Франция, Италия, Греция — и стран Северной Африки — Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. «Ледовые» круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление — Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе «Капитан Хлебников» по маршруту Шпицберген — Гренландия — Канада — Чукотка — Шпицберген. Стоимость «ледовых» круизов достаточно высокая — от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.

В последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов. В основном из за их краткосрочности и экономичности. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли. При этом на любом из паромов работают магазины, несколько ресторанов, сауны, джакузи. Перевозка туристов морским транспортом регулируется правовыми актами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют договоры и конвенции, среди которых следует выделить Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международную конвенцию о поиске и спасении на море.

В последнее время стали популярны морские круизы на небольших парусных яхтах. Существует две формы проката яхт: без экипажа (бербоут чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт не требуется виза. Яхту принимают на сутки по так называемому паспорту судна, оформленному на хозяина судна или шкипера.
1.2. Речные круизы.
Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно -прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.
Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса «люкс». В Украине, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980 е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех- или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта. Уровень комфорта — это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.
 
2. Внутренние водные пути Украины.
О живописности украинских просторов широко известно. Обычно припоминаются привлекательные ландшафты Карпатских та Крымских гор, хотя изюминка непревзойденности истинно украинского пейзажа, безусловно спрятана на неоглядных равнинных просторах страны. Здесь среди широких низменностей, возвышенностей и кряжей живописный пейзаж создают витиевато врезанные долины ручьёв, речушек и рек – настоящие ландшафтные жемчужины Украины. 

 Река – природный водный поток, протекающий в выработанном им русле и питающийся за счёт стока с площади своего водосбора. Место начала реки называется истоком, а место впадения в другую реку, озеро или море – устьем реки. Основными характеристиками реки являются длина, площадь водосбора, ширина и глубина русла, наклон водной поверхности, скорость течения, величина стока воды и твёрдого стока. Совокупность главной реки и её притоков образуют речную систему. В зависимости от характера поверхности, строения речной долины и русла различают равнинные, горно-равнинные и горные реки. По размерам реки делятся на крупные, средние и малые. Существуют также подразделение рек по источникам питания (снежное, дождевое, грунтовое и ледниковое), гидрологическому режиму и некоторые другие.

Речная сеть – совокупность всех рек на определенной территории, являющаяся частью гидрографической сети, куда входят и водоёмы. Структура и характер речной сети зависит от сложного взаимодействия физико-географических условий (климата, геологического строения, рельефа и др.) – величины и интенсивности поступления воды на земную поверхность, условий стока, стойкости горных пород к размыву и деятельности человека по регулированию речного стока. Важнейшими характеристиками речной сети являются её длина и коэффициент плотности.

Общая длина украинских рек составляет 248 тыс. км. Если их вытянуть по экватору, то образовавшаяся условная река более шести раз обогнёт Землю.

На территории Украины насчитывается более 71 тыс. рек, из которых длиной свыше 10 км– более 4 тысяч, а свыше 100 км – около 160. Коэффициент плотности речной сети в среднем составляет 0,25 км/км2. Он колеблется от 2,0-2,5 км/км2 в Украинских Карпатах до 0,1 и менее на юге и юго-востоке степной зоны страны. Ежегодный объём речного стока украинских рек (без учёта Дуная) в среднем составляет 87,1 км3. Речной сток является основной частью водных ресурсов страны и широко используется в её водном хозяйстве. Реки – важнейший элемент природной среды, источник питьевой и промышленной воды, постоянно восстанавливающийся источник гидроэнергии, природные водные пути, неотъемлемый объект рекреации и туризма.

Около 96% территории Украины является водосбором Чёрного и Азовского морей, остальная часть – Балтийского моря. Самые крупные реки Украины – Днепр, Дунай, Днестр, Южный Буг, Припять, Десна и Северский Донец.

Общая длина реки Случь составляет 451 км (расстояние между Киевом и Одессой) – это 18-й показатель по протяженности среди рек Украины, а по площади бассейна (13.8 тыс. км2) она занимает место в третьем десятке. Но Случь – самая длинная река Украины четвертого порядка (до Днепра её воды попадают сначала в Горынь, а потом в Припять).

Учёные создали разнообразные классификации рек, в зависимости от рельефной характеристики водосбора, их питания, годового распределения стока и размеров. По конфигурации водосбора большинство рек Украины относятся к равнинным и горно-равнинным типам. Горными могут считаться речки Южного берега Крыма и некоторые реки (или их верховья) Украинских Карпат. По способу питания в Украине насчитывается 4 типа рек, получающих воду: от таяния снега на равнинах и невысоких горах, от дождя с летним половодьем, от таяния снега и дождя с весенним половодьем и от дождей зимой. По классификации рек, где используется годичное распределение стока, в Украине преобладают реки двух групп – реки с весенним половодьем и реки с паводковым режимом. При разделении рек по размерам основными критериями являются площадь их водосбора и, реже, длина. По этой классификации выделяют три типа рек: малые (площадь водосбора до 2 тыс. км2, длина 10-100 км), средние (2-50 тыс. км2) и крупные (более 50 тыс. км2).

Днепр (древние греки называли его Borysthenes – Борисфен) – третья по длине и площади бассейна (после Волги и Дуная) река Европы. Днепр (длина 2285 км, площадь бассейна 503,5 тыс. км2) берёт начало на Валдайской возвышенности, течёт по территории России 485 км, Беларуси – 595 км, по границе Беларуси и Украины – 115 км, и по Украине – 1090 км. Почти на всём протяжении среднего течения Днепра (от границы с Белорусью до г. Запорожье) его долина широкая (6-18 км), с хорошо выраженной лестницей аллювиальных террас (преимущественно на левобережье). Возвышенный правый берег, круто обрывающийся к реке, представляет собой живописные днепровские кручи, вдохновлявшие не одно поколение творцов Украины. Днепр – главная, знаковая река страны, воспетая в разнообразных художественных и документальных произведениях. Благодаря ему появились и прижились, на первый взгляд нелепые, географические названия – Правобережная и Левобережная Украина.

В Днепр впадает немало рек, которые сами по себе очень важны в истории и культуре страны: Десна, Тетерев, Сула, Рось, Псёл, Тясмин, Ворскла, Самара, Ингулец и др. Главная река страны является рекордсменом по количеству расположенных на её берегах областных центров: Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье и Херсон.

Днепр имеет огромное хозяйственное значение. На реке расположены наиболее мощные гидроэлектростанции Украины. Строительство Днепрогэса (1932 год), скрывшее под водами водохранилища Днепровские пороги, позволило открыть сквозное судоходство на реке по всей её длине. Созданный каскад плотин и водохранилищ гидроэлектростанций на Днепре практически полностью зарегулировал реку. На всем её протяжении в Украине осталось около 65 км русла, не изменённого регуляцией стока гидротехническими сооружениями.

Река является основным источником водоснабжения для многих регионов Украины. Здесь начинаются каналы Днепр-Донбасс, Днепр-Кривой Рог, Днепр-Ингулец. Водой Днепра наполняется Северо-Крымский канал и множество вспомогательных каналов, обеспечивающих орошение полей южных областей Украины и равнинного Крыма.

Мощнейшая водная артерия Закарпатья – река Тиса начинается на юго-западных склонах Украинских Карпат. Это крупнейший приток Дуная (длиной 966 км), зародившийся на территории Украины (длина в пределах страны – 201 км). В отличие от остальных рек у Тисы нет истока – формально её начало фиксируется неподалёку от г. Рахова, при слиянии 50-км Чёрной Тисы (начинающейся на склонах хребта Свидовец) и почти 20-км Белой Тисы (вытекающей из Раховских гор у границы с Румынией).

Днестр – самая длинная (1362 км) река Украины, начинающаяся и заканчивающаяся на её территории. Она рождается на Львовщине в предгорье Карпат на высоте почти 900 м у границы с Польшей. Голубая извивистая лента Днестра пересекает на своём пути едва ли не треть областей страны и соседние Молдову с Приднестровьем. В низовье река образует крупнейший в Северном Причерноморье Днестровский лиман (длиной 40 км, шириной до 12 км), отделенный от моря косой Бугаз.

Долина Днестра, особенно в среднем течении, представляет собой нагромождение живописных ландшафтов, с калейдоскопической скоростью сменяющих друг друга почти за каждым следующим поворотом русла. Фантастичной красоты пейзажи не только тешат взгляд, поражают воображение и вынуждают затаить дыхание, но и в состоянии удовлетворить разнообразные вкусы любознательных путешественников. Множество природных (ботанических, геологических, палеонтологических, спелеологических), археологических, архитектурных и культовых достопримечательностей приурочены к долине Днестра, что делает её посещение особенно увлекательным.

Горные породы, слагающие крутые (часто обрывистые) берега реки, высота которых иногда достигает 150 м, тщательно хранят летопись этого края за последние более чем полмиллиарда лет. Меандр Днестра в устье речки Лядова на Винничине и окружающая местность – один из живописнейших пейзажей Украины.

Небольшая река Тетерев начинаясь на западе Житомирщины, на своём 385-километровом пути (площадь водосбора 15300 км2) пересекает территорию Украинского щита и впадает в Киевское водохранилище на Днепре. В районе Житомира в гранитных породах Тетерев пробил удивительно глубокий (как для равнинной речки) и живописный каньон с эффектными скалами на берегах.

Южный Буг – крупная река на юго-западе Украины, берущая начало на Подольской возвышенности на высоте 321 м над уровнем моря и впадающая в Бугский лиман Чёрного моря. На своём 806-километровом пути река преодолевает по территории Хмельницкой, Винницкой, Кировоградской, Одесской и Николаевской областей, собирая притоки с площади 63 700 км2. В верховьях Южный Буг течёт по заболоченной долине шириной в полтора километра и имеет неширокое (10-15 м) русло с глубинами 0,2-2,5 м. В среднем течении долина реки, пересекающая выходы пород Украинского щита, резко сужается до 200-300 м, образуя каньон со скалистыми гранитными берегами высотой 20-40 м. Русло здесь очень извилистое шириной 60-80 м, иногда порожистое, но в среднем его глубина составляет 2,5 м. В нижнем течении река прорезает Причерноморскую низменность. Её долина здесь существенно расширяется, а берега понижаются.

Южный Буг имеет большое хозяйственное значение. Его воду используют для орошения и водоснабжения, на реке построено 13 малых гидроэлектростанций и ряд водохранилищ, в среднем и нижнем течениях осуществляется судоходство. На берегах реки расположены города Хмельницкий, Хмельник, Винница, Первомайск, Вознесенск.

Северский Донец – главная водная артерия востока Украины и крупнейший правый приток Дона (бассейн Азовского моря). Река длиной 1053 км (площадь бассейна 98,9 тыс. км2) берёт начало на южных склонах Среднерусской возвышенности (Россия) и протекает по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей. Для Северского Донца (особенно в среднем течении) характерна очень широкая долина – до 20-26 км, с высокими правыми и пологими левыми берегами. Пересекая Донецкий кряж, долина сужается, и её обступают высокие порой скалистые склоны.

Наиболее значительными притоками Северского Донца являются речки Вовча, Великий Бурлук, Уда, Оскол, Казённый Торец, Бахмут, Айдар и Лугань. В долине реки расположены: одна из трёх православных святынь Украины – Свято-Успенская Святогорская лавра, жемчужина природоохранного фонда востока страны – национальный природный парк «Святые Горы», а также филиалы Украинского степного (Меловая флора) и Луганского (Станично-Луганский) природных заповедников. На берегах Северского Донца находятся города Чугуев, Изюм, Святогорск, Лисичанск, Северодонецк и Счастье.

Помимо своей главной планетарной задачи – служить важнейшим компонентом водного баланса Земли, реки выполняют ещё множество полезных для человека функций. В среднем ежегодно четверть всего речного стока страны потребляется на промышленные, хозяйственные нужды и просто выпивается. Каждый десятый киловатт-час в энергетических системах Украины выработан турбинами электростанций, раскрученных водным потоком. Помимо Днепровского каскада, Днестровской и экзотической Теребля-Рикской станций в тринадцати областях Украины действует около 50 малых гидроэлектростанций, а ещё недавно их было почти вдвое больше.

Достаточно протяжённы и речные судоходные пути Украины, позволяющие доставлять грузы из Чёрного моря вглубь страны и обратно водным путём. Неоценим туристический и рекреационный потенциал украинских рек и их уникальная эстетическая функция по облагораживанию ландшафтов страны.
3. Морской туризм Украины.

Индустрия морского туризма — динамично и стабильно развивающаяся отрасль мировой экономики, которая недооценивалась советским судоходством и судостроением.
В 1988 году отмечено начало бума в круизном судостроении, который, как полагают, будет продолжаться и далее. Этот процесс активно поддерживается банковскими кредитами, поскольку морской круиз — наиболее прибыльное дело в судоходстве. Он представляет собой самостоятельный сектор морского судоходства, который слабо подвержен рыночным колебаниям и гарантирует достаточно уверенно прогнозируемый доход.
На протяжении 80-х годов спрос на морские круизы возрос на 12-14%. По данным Международной ассоциации круизных компаний, круизный бизнес имел тогда годовой оборот 4-5 млрд. долларов с потенциалом, превышающим эту сумму в 10 раз. Отмечались расширение географии круизов, увеличение числа тематических круизов и специальных. Продолжительность современных морских круизов в большинстве случаев составляет 7-14 дней.

Морские круизы относятся к дорогим: минимальная суточная стоимость — до 125 долл., средняя — 125-200, высокая — 200-300 долл., люкс стоит более 300 долл. в сутки. Это было 15 лет тому.

Самым престижным и дорогим морским круизом является парусный: минимальная суточная стоимость на парусном винджаммере (при участии пассажиров в работах на судне и при минимуме комфорта — 135 долл., на многомачтовом современном паруснике-люкс «Си Годнес» — 600 долл. Рекорд стоимости принадлежит австралийскому парусному катамарану «Южный дух» — двухнедельный круиз к Большому барьерному рифу стоит 1000 долл. в сутки.

Наибольшее распространение получил классический туризм с заходом в порты и с экскурсиями. Предлагаются тематические круизы и круизы по интересам (музыкальные, археологические, научные), а также экзотические — в тропики, к южным островам.
Имеется много любителей морских путешествий, которые готовы платить большие деньги за неординарность рейсов, за нежелание раствориться среди 1500-2000 пассажиров большого лайнера, за возможность окунуться в романтику парусного флота, за посещение отдаленных экзотических мест. Им предлагается туризм под парусами: это или парусники на 100-250 пассажиров, или парусные яхты на 7-12 туристов. Путешествие на этих судах расценивается как один из элементов, характеризующих социальное положение пассажира («престижный туризм»). Девиз работы таких парусных судов: «Наше судно пойдет туда, куда никакое другое пойти не сможет».Наибольшим спросом пользуются следующие круизные регионы:

1. Восточное Средиземноморье и Черное море, главным притягательным интересом является их античное и средневековое прошлое, а также пляжи, острова и экзотические восточные города. В этом регионе работали 43 судна. Большинство круизов — авиационно-морские.

2. Карибский бассейн наиболее популярный, 75% всех круизов.

3. Австралия и Новая Зеландия с заходами на острова: Полинезии, на Гавайи и Таити.
Мощными круизными рынками являются США, ФРГ, Англия и Франция.

Украина привлекает любителей морского туризма следующими особенностями:
— уникальным Южным побережьем Крыма с его природными красотами, историей и субтропической экзотикой (рейсы Одесса-Севастополь-Ялта-Феодосия с заходами в Ласпи, Симеиз, Алупку, Мисхор, Балаклаву, Гурзуф, Никиту, Алушту и т.д.);
— близостью таких экзотических стран, как Турция и Эгейская Греция, которые, помимо своей исторической притягательности, являются наиболее активными торговыми партнерами на юге.

Украина имеет самое большое количество морских портов среди всех стран на Черном и Азовском морях. 19 морских торговых, три морских рыбных, работающих ныне с теми же грузами, что и торговые порты, и изрядное число терминалов различных форм собственности. Наши морские торговые порты вместе с рыбными и прочими терминалами переработали в 2005 году около 139 млн. тонн грузов. Это второе место в регионе после российских черноморско-азовских портов и терминалов, которые переработали 148,7 млн. тонн. На третьем месте — порты румынские (Констанца с Мидией и Мангалией) — 60,6 млн. тонн.

Традиционно круизные города Украины — Одесса и Ялта. Следует отметить поистине феноменальный прорыв порта Севастополь как круизного. Количество судозаходов увеличилось от 3 — в 1992 году до 18 — в 1999-м и продолжает ежегодно расти. Севастополь является поистине туристическим Эльдорадо, и двухдневной стоянки в этом порту недостаточно даже для поверхностного ознакомления с его историей.

4.Тенденции развития водного туризма Украины.

4.1 Речные путешествия.

Украина обладает уникальными возможностями для речных путешествий.

Путешествия пo рекам и озерам можно отнести к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутрен­ними водными системами. Строительство в середине прошлого века комфортабельных речных судов, специально предназначен­ных для работы на туристских маршрутах, повлекло за собой ин­тенсивное развитие речных круизов.

Круизы, осуществляемые пo внутренним водным артериям, пo срав­нению с морскими имеют ряд преимуществ. Они позволяют любо­ваться постоянно меняющимся пейзажем; изучать архитектуру городов, если маршрут поездки проходит через крупные населен­ные пункты; причалить к любому понравившемуся живописному местечку, если путешествие совершается на небольшом манев­ренном судне. Кроме того, гидротехнические сооружения, по­строенные на реках и озерах (шлюзы, каналы, водохранилища), сами no себе представляют объекты, достойные внимания турис­тов. Многие путешественники предпочитают речные круизы из-за невысокой населенности речных транспортных средств пo срав­нению с морскими. Речной круиз для туриста может осуществ­ляться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут.

Украина имеет довольно густую речную систему и значительное количество рек, пригодных для проведения водных туристских походов (рафтинг, каньонинг, сплавы) как на разборных, так и на надувных плавсредствах разных классов. Рек длиной свыше 100 км в Украине — 123, а больших рек (длина свыше 500 км) — 14. Акватория Черного моря, принадлежащая Украине, для мирового дайвинг-туризма может представлять не меньший интерес, чем популярные ныне у дайверов курорты зарубежья.

Каньонинг — переход на байдарках и каноэ по каньону горной реки со спуском по водопадам.
Рафтинг — сплав по горным рекам на надувных судах — рафтах.
Дайвинг — подводное плавание с аквалангом.

Многие туристические фирмы предлагают водные туры и дайвинг туры по Украине любителям водного туризма: рафтинг, сплавы на катамаранах и плотах по рекам Украины, дайвинг туры в Крым, водные путешествия и сплавы по рекам: Южный Буг, Черемош, Днестр, Десна и много другое.
4.2. Яхтенный туризм.

В Украине есть все условия для развития яхтенного туризма: благоприятное географическое положение страны и водные коридоры. По Днепру расположено несколько шлюзов, которые позволяют яхтам нормально передвигаться по реке до Чёрного моря, а затем через Босфор и Дарданеллы в Эгейское и Средиземное моря. Сотрудничество и партнерство с яхт-клубами из Турции Болгарии, Греции Франции, Германии, Нидерландов, Швеции и Польши способствовало бы внедрению в эту область современных технологий, опыта, заполнению украинского рынка качественной и конкурентоспособной продукцией и выходу на мировой рынок. 

В Украине яхтенным спортом занимаются давно. Яхтостроение и водный туризм, как и гонки на яхтах, имеют многолетние традиции. Сегодня в акватории Украины ходит более 500 лицензированных яхт, функционирует более 25 яхт клубов (которые построены на любительском уровне). Речные — находятся в Киеве, Вышгороде, Украинке, Черкассах, Кременчуге, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве, Херсоне. Морские яхт клубы расположены в Одессе, из которых самый современный и новый — «Большая Марина». Во многих городах Украины строятся яхты. Например, в Киеве предприятие «Ориана» изготавливает небольшие стеклопластиковые яхты (длинной 6,1 м и шириной 2,4 м); фирма «Акветон», «Майм» и «Яхтверфь» в Николаеве, Черноморский судомеханический завод делают большие яхты: 30,5 м в длину и 6,1 м в ширину. Фирма «Майм» строит такие круизные яхты, как «Антарес 49» (15,0 — 4,5 м). Фирма «Яхтверфь Навигаль » освоила строительство стальных и алюминиевых парусных яхт длиной 12,0 м и шириной до 3,91 м, яхт «Навигаль» из лёгкого сплава (14,45 м и 4,65 м). Сейчас эта отрасль более-менее организована и представляет собой разветвленную сеть фирм, которые занимаются поставками оборудования для яхт, продажами яхт для несудостроительных стран. 

Реализация проектов по строительству яхт-клубов позволит придать Украине облик цивилизованного, современного и красивого государства, даст толчок развитию чартерного, круизного судоходства и туризма. Следует также учитывать, что этот фактор может содействовать развитию деловых контактов и повышению посещаемости самого государства иностранными туристами.


4.3. Возрождение морского круизного туризма.

Потенциал Черноморского региона огромен. В связи с возможным проведением в Одессе в 2012 году матчей чемпионата Европы по футболу и в Сочи в 2014-м — Олимпийских игр он получил новый толчок для развития.

Есть два направления в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря. Первое — это возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний национальный рынок причерноморских стран или рынок постсоветского пространства, то есть русскоязычных туристов. Второе — привлечение в причерноморские порты иностранных туристов и дальнейшее продвижение черноморского бренда на мировой круизный рынок.

Когда-то, в советские времена, многочисленный пассажирский флот ЧМП базировался в Одессе. И все желающие могли купить тур и свободно отправиться в круиз по Черному морю в любое время года. Морские путешествия пользовались огромной популярностью. Нынче по ним осталась одна ностальгия. И это — хороший стимул к их возрождению.

Представители черноморских портов считают, что наиболее привлекательным сегодня может быть кольцевой маршрут по Черному морю с посещением портов Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии. Для реализации подобных проектов, связанных с развитием круизов и пассажирских перевозок, в рамках ассоциации BASPA уже создана рабочая группа.

В ближайшее время приоритетным развитием туристической отрасли может стать круизный туризм. В этом уверен глава Одесской областной государственной администрации Иван Плачков.

Как сообщает пресс-служба Одесской областной государственной администрации, глава региона подчеркнул, что этому вопросу должно быть уделено «особое внимание, ведь Одесская область имеет колоссальный потенциал в туристической сфере».

В свою очередь заместитель начальника Управления культуры и туризма облгосадминистрации Дмитрий Заболотный отметил, что только в этом курортном сезоне Одесский порт посетили шесть иностранных судов. По словам Д.Заболотного, основной проблемой в туристическо-рекреационной отрасли региона на сегодняшний день являются несовершенная инфраструктура, которая «негативным образом влияет на качество отдыха». Это, в первую очередь, касается вопросов жилищно-коммунальной сферы.

Кроме того, значительной проблемой региона является, по мнению главного государственного санитарного врача области Любови Засыпки, наличие «шумовых зон», в которых сосредоточены заведения массового отдыха (ночные клубы и др.). «Людям, которые проживают около таких развлекательных заведений, ночью мешает шум», — отметила Л.Засыпка, предложив определить те зоны, которые будут местами отдыха, и запретить в них строительство жилья. По мнению главсанврача, это решение «будет в пользу обеих сторон».

И.Плачков в свою очередь отметил, что работы по улучшению качества рекреационных услуг и организации туристических маршрутов будут находиться под «личным контролем главы областной государственной администрации».

5. Организация и обслуживание туристов на водном круизе.
Круиз представляет собой туристическую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. По сути дела круиз представляет собой морской тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно — проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки на туристских линиях за 2 часа до отправления.

Пароходством и турфирмой до начала тура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрация туристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещении речного вокзала, предоставляемом пароходством (портом). При наличии в предоставленном помещении телефона представитель туристской фермы имеет право пользоваться им по служебным вопросам.

При продаже тура турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30 минут до отправления судна.

До начала посадки — руководитель круиза обязан предъявить кассе (или бухгалтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей (или подтверждение пароходства о подученных за данный рейс платежах) и после регистрации туристов за 30 мин. до отправления судна — справку о количестве туристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорий пассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении им доверенности руководителю группы выдается под расписку групповой билет на выполнение туристского рейса. Групповой билет сдается капитану судна при начале посадки и остается у него до окончания рейса. По окончании рейса билет возвращается руководителю круиза.

В начале туристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во время купания и т. д.

На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными).

Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет

— прием заказов на подачу такси к причалу;

— бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

— предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;

— бронирование билетов на смежные виды транспорта;

— переноска багажа;

— продажа товаров в киосках и буфетах (барах);

— пользование гладильной и услугами парикмахерской;

— прием радиотелеграмм;

— пользование сауной (душем) и камерой хранения;

Прежде всего следует отметить, что пароходство вправе продать свободные места нереализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы она оплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки. Если это происходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, то туристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменении пароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оно возмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатой экскурсоводов.

При удлинении времени поездки более чем на 8 часов питание туристов осуществляется в следующем порядке:

-если удлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам по 50% стоимости питания за счет турфирмы и пароходства;

— в остальных случаях — за, счет виновной стороны.

В случае возникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы последняя оплачивает пароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов, а УРСу возмещает расходы по содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневного рациона питания, умноженной на количество туристов и дней пробега.

В случае отмены туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере 3% от стоимости несостоявшейся перевозки.

При отмене рейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству, кроме неустойки, стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчета дневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса. Если турфирма предупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до его начала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам, турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50% стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу – 50% от указанных выше расходов по содержанию ресторана.

При отмене туристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращает турфирме провозную плату.

При посадке на судно по вине турфирмы меньшего количества туристов (чем указано в договоре) туристская фирма возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размере наценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору.

Туристы несут личную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чем составляется соответствующий акт.

За сутки до отправления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану заявку о количестве питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов до первого приема пищи эта заявка должна быть уточнена.

В период рейса руководитель круиза ежедневно (за сутки) подтверждает письменной заявкой количество питающихся туристов и работников туристской бригады. Меню составляется с учетом пожеланий туристов. В день посадки туристов на судно питание обеспечивается по единому меню. Меню с указанием выхода готовой продукции и дневной стоимости питания, подписанное директором, зав. производством, гл. бухгалтером ресторана и руководителем круиза, вывешивается в ресторане на видном месте. Контроль за качеством приготовления блюд и кулинарных изделий, ведение бракеражного журнала производится бракеражной комиссией в составе: директора и зав. производством ресторана, руководителя круиза и судового медика. Руководитель круиза, прошедший медицинский осмотр, имеет право присутствовать при закладке сырья, проверять нормы выхода готовых изделий совместно с директором, гл. бухгалтером и зав. производством ресторана.

Турист получает питание на основании туристской книжки с указанием в ней наименования судна, смены питания и номера стола. Досрочное выбытие туриста не дает ему права на получение сухого пайка в счет питания за неиспользованные дни. Вопросы компенсации решаются в соответствии с заключенной страховкой на тур.
6.Теплоходная документация теплоходного круиза.

При организации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой, организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов (пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, дающими береговое экскурсионное обслуживание в портах захода н др.) оформляются на договорной основе.

Договора на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаются турфирмой со следующими предприятиями и организациями:

1. С речными и морскими пароходствами — на аренду теплоходов. Такой

договор включает:

— количество, наименование судов и количество мест по категориям;

— маршруты круизов и их сроки;

-количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна

и их стоимость;

— стоимость оплаты на каждый рейсооборот;

— общую сумму по договору за перевозку туристов;

— ответственность сторон.

2. Договор с УРСом (конторой или управлением), трестом судовых

ресторанов на питание туристов на маршруте круиза. Этот договор включает:

— перечень судов, сведения о количестве рейсов, продолжительности одного

рейса (в сутках), количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости

дневного рациона питания одного туриста в день, с указанием стоимости

набора продуктов;

— обязанности конторы судовых ресторанов по выполнению принятых

договорных обязательств;

— обязанности туристско-экскурсионной организации (обеспечение полной

посадки туристов);

— разработку тематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана

совместно с его работниками;

— порядок расчетов за питание;

— ответственность сторон.

3. Договора с принимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставление экскурсионного обслуживания. К этим договорам должны прикладываться графики заезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочного времени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.

4. Договор с управлением кинофикации (с кинопрокатом) на предоставление кино копий для демонстрации туристам в кинозалах теплоходов за наличный расчет. В отдельных случаях такие договора заключаются непосредственно между управлением кинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся на прокат, такие договора не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящим договором предусматривается предоставление ее (на условиях проката) на судно на время туристских перевозок.

5. Договор с библиотеками на снабжение рейсов книгами.

6. Договор с музыкальным коллективом (при организации длительных

круизов).


7. Компьютерные системы на круизных судах.

В поисках путей повышения эффективности работы судов крупные судовладельцы и операторы интенсивно внедряют комплексные компьютерные системы. Например, используется видеопрограмма «редактор», которая позволяет оператору создавать собственные формы информации со скоростью 600 к/байт (примерно 600 страниц в секунду). Она позволяет пассажирам быстро находить необходимую информацию и передавать требуемую ее часть из своих кают в судовой компьютерный центр судна по телевизионным каналам. На экране телевизора можно получить информацию по портам захода, экскурсиям и другим мероприятиям с заказом, меню на каждый день и т. д.

При оплате полной стоимости проезда или при посадке пассажирам выдаются специальные карточки. Эти карточки используются для безналичных расчетов за покупку в судовых магазинах и барах.

Установленные на судах компьютеры автоматически дают заявки на пополнение судовых запасов, что значительно помогает службе снабжения.

Широкие возможности для развлечений система предоставляет через центральную видеосеть, которую обеспечивают судовая видеостудия и спутниковый приемник. Внедряются системы берегового обслуживания с использованием программ «Мультимедиа». Например, созданная греческой компьютерной компанией «Hitec» туристская программа «Maritel»: «Швартовка — отели — рестораны» предназначена специально для берегового обслуживания круизов. При выборе швартовки компьютер, включенный в эту программу, выдает информацию:

— портового обеспечения (время швартовки, возможная высота судна, дополнительные услуги при швартовке, вода, электричество и пр.),

— размещения (свободные места в отелях, рестораны),

-обслуживания (экскурсии, яхты, магазины, информация по другим видам транспорта)

— событий в период пребывания в порту (фестивали, праздники, концерты и их подробные

программы, афиши и т. п.)

— карты автодорог вдоль побережья с маршрутом для выбранного отеля

— метеорологической сводки.

Все это с видео иллюстрациями. Подробнее после выбора отеля туристам будет дана вся информация о нем (категория, количество и вид номеров, адрес, факс, услуги и даже фотокартинка вида и интерьера), тоже самое по ресторанам, клубам, магазинам. Туристу остается только ввести свои данные: период, выбор гостиницы и питания, других услуг, фамилию и имя, название судна — и судно входит в систему, которая производит бронирование всего этого для клиента.
8. Организация водного круиза.

Предлагается м аршрут из Одессы в Киев по Черному морю через Севастополь, с заходом в Днепропетровск, Запорожье, Кременчуг и Канев (см.приложение).

Продолжительность – 9 дней.

Уникальный круиз по Черному морю и Днепру на комфортабельном теплоходе «Звезда Днепра».


Теплоход «ЗВЕЗДА ДНЕПРА»



Место и год постройки

Германия 1988

Реконструкция

Украина 2000, 2001, 2002

Длина

129,2 м

Ширина

16,7 м

Высота

13,2 м

Палубы

4

Кол-во пассажиров

321

Кол-во кают

156

Средняя скорость

14, 2 узлов

Напряжение

220 V

Бортовой язык

немецкий, французский, английский

Бортовая валюта

украинская гривня


Каюта (Цена на 1 человека)

Одесса — Киев

Нижняя палуба, 4-местная

770 у.е.

Главная палуба, 2-местная

860 у.е.

Средняя палуба, 2-местная

960 у.е.

Шлюпочная палуба, 2-местная

1050 у.е.

Шлюпочная палуба, 1-местная

1160 у.е.

1 у.е.- 1 дол. США











В стоимость тура входит: размещение в каюте, 30х разовое питание, транспортное и экскурсионное обслуживание согласно программе круиза, анимационная и развлекательная программа, сопровождение инструктором — экскурсоводом, медицинская страховка
В стоимость круиза не включено:

— дополнительные экскурсии (в случае наличия таковых в программе круиза);
— телефонные переговоры, напитки и закуски в барах, пользование пунктами проката и дополнительно предоставляемыми услугами (сауна, массаж и пр.) на борту;
— расходы на проезд до пункта начала круиза и из пункта окончания круиза.

Предлагаемые экскурсионные программы:

Одесса: обзорная экскурсия по городу, посещение Художественного музея (за доп.плату);

Севастополь: обзорная экскурсия по городу. Экскурсия в Бахчисарай (за доп. плату). Концет ансамбля Черноморского флота (за доп. плату);

Днепропетровск: обзорная экскурсия по городу с посещением Николаевской церкви Преображенского собора. Посещение Дома органной и камерной музыки (за доп.плату);

Запорожье: экскурсия в редкий по своей красоте заповедник — остров Хортица, национальная гордость Украины. Посещение Запорожского украинского музыкально-драматического театра имени Магара (за доп.плату). Козацкое конное шоу (за доп. плату);

Кременчуг: обзорная экскурсия по городу;

Канев: экскурсия по городу с посещением Шевченковского национального заповедника;

Киев: обзорная экскурсия по городу. Посещение Киево-Печерской Лавры (за доп. плату). Концерт национальной мужской капеллы (за доп. плату).

Заключение.

Как известно одним из самых древних видов транспорта является водный или речной. Перед тем как выйти в открытое море человек достаточно долго поупражнялся с веслами и парусом на речных гладях. Уже в третьем-втором тысячелетии до нашей эры существовали тесные торговые и другие связи между государствами северо-западной Европы и государствами средиземноморского и черноморского бассейнов. Эта гипотеза ученых-археологов объясняет происхождение различных предметов, которые были обнаружены в ходе археологических раскопок, а также поразительное сходство каменных лабиринтов, которые находятся на северо-западе европейского континента, с аналогичными сооружениями на территории современной Греции и острове Крит. Следовательно, действовал надежный транспортный коридор, соединявший Средиземное, Черное, Балтийское и Северное моря. Не вызывает сомнений тот факт, что такой транспортной артерией мог являться только водно-речной путь, который проходил и по территории сегодняшней Беларуси.

В последующем водный (речной) транспорт стал основным и доминирующим на протяжении многих столетий вплоть до начала ХХ века, т.е. до появления железнодорожного и автомобильного транспорта. Вместе с тем и после этого он никогда не терял своего значения, несмотря на обострившуюся конкуренцию.

Достаточно протяжённые и речные судоходные пути Украины позволяют доставлять грузы из Чёрного моря вглубь страны и обратно водным путём. Неоценим туристический и рекреационный потенциал украинских рек и их уникальная эстетическая функция по облагораживанию ландшафтов страны. В Украине есть все условия для развития яхтенного туризма, для проведения водных туристских походов (рафтинг, каньонинг, сплавы) как на разборных, так и на надувных плавсредствах разных классов.

Потенциал Черноморского региона огромен. В связи с возможным проведением в Одессе в 2012 году матчей чемпионата Европы по футболу и в Сочи в 2014-м — Олимпийских игр он получил новый толчок для развития. Круизный туризм в мире приносит большие доходы, поэтому круизный туризм в Черном море — дело выгодное и перспективное для всего государства.

Список используемой литературы:

1. Гуляев В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры). — М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки. «Издательский дом Герда».
3. Джон Р.Уокер. Введение в гостеприимство: учебник. Москва: издательское объединение «Юнити». 1999.

4. Зорин И. В., Квартальная В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2000.
5. Ильина Е. К Менеджмент транспортных услуг: Учебник. -М.: РМАТ, 1997.

6. Ильина Е.Н. Организация водных путешествий. -М: ЦРИБ «Турист», 2002.

7.Сенин В. С. Введение в туризм. М. Б. И., 1993 г.

8. Экономика современного туризма: под ред.доктора экономических наук

Г.А.Карповой.-Москва-Санкт-Петербург, Издательский Торговый Дом

«Герда», 1998.

Веб адреса сайтов в интернете используемых при написании курсовой работы:

news.liga.net/news

www.photoukraine.com/russian

www.cherginets.by/index

www.techpolis.com.ua/ru

www.murs.com.ua/ru/>/>/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.