Введение........................................................................................................................2
Глава I.Становление института президентства......................................3
1.1. Становление института президентства.......................................................3
ГлаваII. Функции и полномочияПрезидента РФ......................................10
2.1. Роль Президента в системеуправления государством.........................10
2.2. Полномочия Президента РФ в различных сферах
государственной жизни..............................................................................12
А). Президент и Федеральное Собрание.........................................................12
Б). Президент и Правительство........................................................................14
В). Президент и субъекты РФ...........................................................................15
Г). Президент и судебная власть......................................................................16
Д). Военные полномочия Президента..............................................................16
Е). Полномочия Президента в сфере внешней политики..............................19
Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного
положения.....................................................................................................20
З). Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград..................21
И). Акты Президента РФ...................................................................................22
К). Аппарат Президента РФ..............................................................................23
ГлаваIII. Ответственность ПрезидентаРФ...............................................24
3.1. Ответственность Президента РФ......................................................24
Заключение................................................................................................................26
Библиография. ......................................................................................................................28
Введение
Цель данной работы осветить вопросы связанные сполномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовуюхарактеристику его положению в современном государственном устройстве России.Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашейстране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости
наличияпрезидентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий,которые определены ему по Конституции.
Президент, глава государства, избираемый гражданами,парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок;высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем вКонституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентскиевыборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.
Официальная резиденция Президента Российской Федерации –Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг),представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флагаРоссийской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. Надревке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем иотчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, егороли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использованиисовместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурныхподразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании –парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции РоссийскойФедерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главойгосударства России как демократического федеративного правового государства среспубликанской формой правления. В соответствии со своим положением ПрезидентРоссийской Федерации олицетворяет единство многонационального народа РоссийскойФедерации, суверенную государственность России и незыблемость еедемократической основы.
Согласно Конституции Президент Российской Федерациивыступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека игражданина.
Президент – совершенно новый для России государственныйинститут, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организациюгосударственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президентаеще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшегоСоюза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решениянарода, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии спрежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицомРСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения быловызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубленияполитического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.
Президентская власть была призвана наладитьгосударственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность поотношению к представительным органам, укрепление с помощью Президентаисполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылкистабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечиваядеятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках,установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президентаохватывает несколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент является ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами;
3. Президент обладает законодательными полномочиями;
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даныширокие полномочия.
Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод,что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органовРоссийской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент,Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечениесогласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции,защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.
Глава I. Становлениеинститута президентства
1.1. Становлениеинститута президентства
Демократические преобразования, проводимые в РоссийскойФедерации, привели к необходимости поиска новой модели организациигосударственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современноммире принцип разделения властей, а также введение в стране институтапрезидентской власти[1].
Общееисторико-правовое прошлое стран СНГ, сходные трансформации и демократическиепреобразования неизбежно порождали общие черты организации и функционированияинститута президентской власти. Изучение этих общих черт требует специальноготеоретико-правового исследования.
В России изучениеинститута президентства ведется по нескольким направлениям.
Прежде всего, это общиеработы по конституционному праву, в которых есть соответствующие разделы,посвященные президентству[2].
Исследованию институтапрезидентства свои работы посвятили: А.А. Мишин, Э.А. Иванян, Р.Ф. Иванов, В.А.Власихин, Ю.М. Ледовских, Я.М. Бельсон, А.В. Зиновьев, Н.А. Сахаров, В.П.Елисеев, Л.А. Окуньков, Г.А. Исакова, В.Я. Кожевников, В.В. Согрин, А.С.Никифоров, В.и. Кайнов, И.А. Бережков, Т.В. Горбунова, Е.А. Конышев, Е.А.Гурьев, Н.Г. Зяблюк, В.П. Золотухин, Б.М. Лазарев и другие.
В последние годыопубликован ряд примечательных статей американских и европейских авторов оспецифике института президентства в постсоциалистических странах, а также одостоинствах и недостатках различных систем республиканского правления (С.Холмс,А.Валенсуэла. Ф. Виммиран де Леон, Д.Л. Горовиц. Г. О’Доннелл, Х.Дж. Линц идругие).
В то же время следуетотметить, что формирование общих закономерностей становления и функционированияинститута президентства в переходный период еще не было предметом специальногоисследования. Между тем анализ огромного и разнообразного материала остановлении и функционировании президентской власти в постсоциалистическом мирепозволяет выделить ряд важных закономерностей этого процесса.
Для уяснения подобныхзакономерностей прежде всего уточним некоторые понятия, по поводу которых внаучной литературе существуют различные точки зрения. Одним из таких ключевыхпонятий является определение «института президентства».
И.Д. Хутинаев с цельюопределения понятия «институт президентства» проводит анализ более широкогопонятия — «социальный институт» в пределах которого вычленяются институтыразличных видов, в том числе и правовые[3]. Институтпрезидентства — один из них. Он является предметом исследования разныхотраслей общественных наук, в которых сложились различные подходы к самомупонятию «президент», а следовательно, и различные акценты в его содержательнойхарактеристике.
Б.П. Елисеевопределяет институт президентства как интеграционный правовой институт, целькоторого состоит в согласовании деятельности институтов государственной
власти[4]. Его также определяют каксовокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующихформирование и функционирование президентской власти.
По мнению автора,институт президентства должен рассматриваться как совокупность властныхполномочий Президента в сфере государственного управления, основанных наконституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти.
Само понятие«президент как выборный глава государства» является родовым по отношению кпонятию «президент» и общем для глав государств как с республиканской, так и смонархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент»являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентскойвласти предопределяют использование в Конституции таких терминов как «главагосударства» (Беларусь, Россия), «глава исполнительной власти» (США),«арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия с 1991-1993).Иногда конституционный статус президента не определен (ФРГ)
Особый интереспредставляет анализ понятий «институт президентства» и «правовой статуспрезидента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Он отмечает первичность институтапрезидентства и его больший объем нормативного содержания по сравнению справовым статусом президента. В отличие от последнего институт президентстваопределяет не только функционирование, но и избрание президента.
На этом основании делаетсявывод о том, что правовой статус является частью правового института,определяющего президентскую деятельность[5].
Очень важным дляпонимания сущности института президентства является определение основных черт,характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:
Президент являетсявыборным главой государства, который может возглавлять исполнительную властьили быть арбитром в системе разделения властей; в организационном аспекте Президентникому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от какихлибо других государственных органов, что не снимает с него обязанностейдействовать на основе и во исполнение законов;
пост Президентаимеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль вформировании политики государства, верховного политического руководствагосударственными делами[6].
При этом, несмотря на высокуюстепень разработанности научного аппарата в области исследования президентства,в научной литературе при характеристике президентства за рубежом используетсятермин «институт президентства», а когда речь идет о России — «институтпрезидента». По мнению автора, использование второго термина не совсемправомерно, поскольку, во-первых, является отступлением от общепринятой научнойтерминологии, а во-вторых, не в полной мере отражает сущность данногоинститута. Президентство включает не только Президента как высшее должностноелицо в государстве, но и конституционные нормы, регулирующие функционированиепрезидентской власти; прецеденты, возникшие в результате конституционнойпрактики; реальный объем полномочий, сложившийся в результате соотношенияполитических сил в государстве; структурные подразделения, обеспечивающиеработу Президента.
Разберемся всоотношении еще двух понятий: «форма правления» и «система правления».Необходимость в таком анализе стала особенно насущной в связи с весьма широкораспространенным использованием понятий «президентская форма правления»,«парламентарная форма правления», «парламентарная республика с президентскойформой правления».
Наиболее полноеисследование данного аспекта содержится в работе Н.А. Сахарова. По его мнению,«форма правления» —
основа формирования высшей государственнойвласти в той
или иной политической системе, которая бываетвыборной или наследственной. Отсюда произошли понятия «республиканская формаправления» и «монархическая форма правления»[7].
При республиканскойформе возникли различные системы правления. Политическое содержание термина«система правления» обозначает в первую очередь тип соотношения прерогативмежду исполнительными и законодательными органами государственной власти.
Далее можно сказать отипе президентства сложившимся в Российской Федерации. Согласно Конституции1993г.: Президент избирается населением; выборы проходят по двухтуровойсистеме; имеется самостоятельный пост главы правительства; Президент с согласияГосударственной Думы назначает Председателя правительства. Президент назначаети освобождает от должности остальных членов правительства, при этом согласияпарламента не требуется. Президент может в любой момент отправить правительствов отставку. Президент также назначает исполнителей на множество государственныхдолжностей. Президент может распустить Государственную Думу, если она три разаподряд отклонила представленных им кандидатов на пост главы правительства илиже в течение трех месяцев дважды выразила недоверие правительству (ст.111 и 117Конституции РФ). Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайногоположения, после начала процедуры импичмента против президента и в течениепервого года своих полномочий. Одно лицо не может быть избрано более двух разподряд. В случае вакансии поста президента назначаются досрочные выборы, а егообязанности исполняет глава правительства.
Президент Россииявляется главой государства, но не главой правительства. Парламент лишьутверждает кандидатуру премьер-министра, министров же назначает личнопрезидент, при этом, даже не нуждаясь в согласии парламента. Президент Россиитакже имеет право на роспуск парламента, но это его право ничем неуравновешено. Президент и назначает правительство, и распускает парламент.Полномочия Президента России превышают полномочия президента США. Например,Конгресс США утверждает все персональные назначения в правительстве; президентСША ни при каких условиях не может распустить Конгресс. В отличие от странЛатинской Америки президент РФ может избираться на второй срок[8].
Российский типпрезидентства нашел свое продолжение в Беларуси, Азербайджане, Армении, игиперболизированное – в Средней Азии.
Так же, как и вРоссии, своеобразный тип президентства сложился в Украине. Крайне обобщенноможно сказать, что политическая система Украины является промежуточным(переходным) вариантом между современной российской политической системой иполитической системой большинства постсоциалистических стран Центральной иВосточной Европы. Важнейшее отличие процесса политической трансформации наУкраине от российского – его эволюционный характер. В известном смыслеукраинский сценарий трансформации похож на восточноевропейские «бархатныереволюции». Между Верховной радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995г.был заключен конституционный договор «Об основных началах организации ифункционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине напериод до принятия новой конституции Украины». Разработка Конституции Украиныбыла процессом согласования решений, однако, в отличие от большинства странЦентральной и Восточной Европы, Конституционный процесс на Украине был гораздоболее длительным и согласительные процедуры оказались там гораздо менееуспешными, чем в Восточной Европе. Показательный факт – Украина приняла новую Конституциютолько в 1996 г. последней из всех бывших союзных республик. Верховная РадаУкраины по конституции 1996 г. является представительным органом власти,сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и фактическимонопольное право внесения изменений в Конституцию.
Это обстоятельствозаметно отличает Украину от других бывших постсоветских и постсоциалистическихстран. С одной стороны, в Украине действует необычайно сильный дляпостсоветской республики парламент, с другой – необычайно сильный длявосточно-европейских стран президент. В результате в Украине имеется крайнеслабое, по сравнению с другими постсоциалистическими странами, правительство,что ведет к постоянным кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике«президент – правительство – Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована,и ее перманентный кризис носит системный характер; результатом является слабаяисполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельныйполитический и экономический курс, который зачастую является жертвой постоянногополитического торга между президентом и парламентскими группами.
Какова же практикастановления института президентства в постсоциалистических странах на фонемирового опыта?
Как показывает анализзападных политологов, политическая практика в постсоциалистических странах хорошосогласуется с мировым опытом. В период между 1973 и 1989 годами в 77 из 168государств хотя бы в течение одного года существовали демократические режимы.Если исключить из их числа 24 «старые» демократии, входящие в Организациюэкономического сотрудничества и развития, то остаются 53 страны, из которых 28были парламентскими республиками, 25 – президентскими. На протяжениирассматриваемого периода демократиями в течение 10 лет подряд оставались 17 из28 парламентских республик (или 61%) и только 5 из 25 президентских (20%).Другими словами, уровень «выживаемости» парламентских демократий был в 3 разавыше, чем президентских[9].
В заключении можносказать, что анализируя становление и деятельность института президентства впостсоциалистических странах, многие исследователи утверждают, что данныйинститут в большинстве бывших социалистических стран оказался достаточноэффективным, хотя с ходом политического процесса он неизбежно будетпретерпевать изменения. Опыт стран Восточной Европы является прекрасной иллюстрациейтого, что только созданные с учетом национальной культурной специфики,национального исторического опыта формы могут быть успешными, прочными истабильными. Ни в одной из стран Восточной Европы не произошло «слепого»копирования иной конституционной модели, в каждой из них была разработана свояконституционная модель, вобравшая, в том числе опыт социалистическогоконституционного строительства. Лучшее – значит разное и в каждом конкретномслучае свое. И подобный выбор является следствием прагматического подхода кгосударственному строительству. Это и есть подлинная реализация демократических принципов[10].
Глава II. Функции иполномочия Президента РФ
2.1.Роль Президента РФ в системе управлениягосударством.
Исходным положением дляопределения роли Президента РФ в системе управления Российской Федерациейявляется положение статьи 80 Конституции РФ, которая устанавливает,
что он является главой государства.
Как отмечалось, поКонституции РФ Президент РФ не входит ни в одну из традиционных ветвейгосударственной власти (законодательную, исполнительную, судебную). Вместе стем, он не стоит над другими ветвями власти, они не подконтрольны ему. Рольпрезидентской власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей,осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержки ипротивовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти.
В системе высшихорганов государства Президент РФ выполняет особые функции, которые не могутосуществлять другие органы. Во-первых, Президент РФ представляет российскоегосударство внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны он имеетполномочных представителей в субъектах (их группах), семи федеральных округах,в важнейших органах государства (палатах парламента, конституционном суде,которые обеспечивают осуществление полномочий Президента). Он назначает вдругие страны и международные организации дипломатических представителей,действующих от имени РФ. Во-вторых, Президент РФ является гарантом КонституцииРФ. Действуя в этом качестве, Президент следит за соблюдением Конституции, втом числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, он –гарант прав и свобод человека и гражданина. Он является в частности последнейинстанцией, куда может обратиться осужденный для помилования. В-четвертых,Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности. Выполняя эти задачи, президентдействует в частности в качестве Верховного главнокомандующего, в случае угрозбезопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых,Президент определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства. В этих целях он обращается с ежегодными посланиями к ФедеральномуСобранию. Право определять основные направления внешней и внутренней политикигосударства – излишне широкое полномочие Президента РФ. Правда, Президентдолжен это делать в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ч. 3ст. 80). В-шестых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти.
Для выполненияфункций Президента при нем существует множество различных структур:Администрация Президента РФ, Управление делами, несколько десятков различныхсоветов (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), последниеявляются совещательными органами Президента РФ. Часть из них в 2000г.упразднена.
Важнейшийсовещательный орган при Президенте РФ –Государственный совет, созданный указомПрезидента от 1 сентября 2000г.[11] В соответствии с положениемо Государственном Совете, утверждены этим же указом, председатель Совета –Президент РФ, члены – высшие должностные лица (руководители высшихисполнительных органов субъектов РФ), занимающие в нем места по должности.Кроме того, Президент РФ может включить в состав совета лиц, замещавшихдолжности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Длярешения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется егопрезидиум из семи членов, назначаемых Президентом РФ. Состав президиумаподлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основными задачамиГосударственного совета является содействие реализаций полномочий Президента РФпо обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значениепроблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов; обсуждение вопросов,касающихся исполнения органами государственной власти Федерации и субъектов,местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, законовФедерации, актов Президента РФ и Правительства РФ; обсуждение (по предложениюпрезидента РФ) проектов федеральных законов и указов Президента, имеющихобщегосударственное значение; обсуждение проекта федерального бюджета иинформации правительства РФ о ходе его исполнения; обсуждение основных вопросовкадровой политики в РФ, а по предложению Президента РФ иных важных вопросов,имеющих важное государственное значение. Организационными вопросами ведаетсекретарь Государственного совета, который не входит в его состав. ЗаседанияСовета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.
Как главагосударства, Президент обладает неприкосновенностью (ст.91)[12]. ПротивПрезидента нельзя возбудить уголовное дело (оно может быть возбуждено толькопосле отрешения Президента от должности), он не может быть принудительнодоставлен в суд, например в качестве свидетеля, он не подлежит административнойответственности. Дисциплинарная ответственность вообще исключена, так как он виерархии самое высшее должностное лицо. Президент не
может быть задержан, подвергнут личномудосмотру. Неприкосновенность не означает, однако, отсутствия всякойответственности, о чем говориться ниже[13].
Выполнение функций Президента РФ требуетсоответствующего обеспечения, в том числе материального. Заработная платаПрезидента РФ составляла 12 тысяч рублей, но представительские расходы в 10 разбольше. Необходимы расходы на телохранителей (до 2000г. одновременно работали44 телохранителя), на Администрацию Президента (2 тысячи человек), Управлениеделами, обслуживание апартаментов главы государства (75 человек) и т.д. В целомна исполнение функций Президента РФ расходуется около 55 миллионов рублей вмесяц[14].
2.2. Полномочия Президента РФ вразличных сферах государственной жизни
Президент РФ обладает широкими полномочиями вразличных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носятпрерогативный характер (т. е. принадлежат исключительно ему), в другихсоприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуярешению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей.Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих другихорганов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимныхпротивовесов.
По специфике предметов компетенции ивзаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президентамогут быть разбиты на несколько основных групп.
А). Президент и Федеральное Собрание.
Полномочия Президента, вытекающие из различияконституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном неконкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводитчеткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.
В то же время полномочия Президента в сферевзаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства какнепременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит правоназначать выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президентаназначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органовгосударственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежатьвзаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатыйдень самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этогосрока.
Президент имеет право законодательнойинициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладаетправом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето,именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторномпринятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельномобсуждении большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президентобязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом ивводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. Нарассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен иливходит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегоднымипосланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешнейполитики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что оннуждается в утверждении своих идей.
Президент назначает референдум в порядке,установленном федеральным конституционным законом, другие органы приниматьрешение о проведении референдума не вправе.
Президент вправе распускать ГосударственнуюДуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотреноего право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:
а). трехкратного отклонения ею представленных кандидатур ПредседателяПравительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);
б). при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трехмесяцев (ч.3 ст. 117);
в). при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случаероспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобыновая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
а). в течение года после ее избрания;
б). с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятиясоответствующего решения Советом Федерации;
в). в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайногоположения;
г). в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Строгое обусловливание роспуска Думы иограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспускДумы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.
Но при всех случаях роспуска ГосударственнойДумы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывностьпредставительской власти.
Б). Президент и Правительство.
Эти отношения основываются на безусловномприоритете президентской власти. Президент назначает Председателя ПравительстваРФ с одним условием, что он получит на это согласие Государственной Думы.Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: послетрехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату иназначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.Неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ейпредставительство в Думе исключают возможность создания однопартийногоправительства большинства. В результате складывается ситуация, когда в составПравительства входят представители партийных фракций Думы, находящиеся воппозиции. Однако Президент вправе действовать самостоятельно и единоличнопринимать решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже вусловиях выраженного думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложениюПредседателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает отдолжности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Онимеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждаетего руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, чтоне позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязанпредставить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральныхорганов государственной власти, утверждение которой главой государства ложитсяв основу всех назначений.
Президент единолично определяет ипредставляет Государственной Думе кандидатуру на должность ПредседателяЦентрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении отдолжности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, топоследний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности ПредседателяЦентрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно,никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента
В). Президент и субъекты РФ.
Полномочия Президента РФ как главыфедерального государства вытекают из его основных функций как гарантаКонституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеютназначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочиепозволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там покаким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президентвправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации ирегионов, а также — самих регионов. Для этого он прибегает к различнымсогласительным процедурам.
Однако в Конституции РФ предусматривается иболее сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствиис ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии сКонституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти навсей территории РФ». Такая формулировка означает, что не только такие грубыеформы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи,односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконныхвооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актовФедерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента иПравительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральнойгосударственной власти.
Важное значение имеет также право Президентаприостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ вслучае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам,международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека игражданина. В таких случаях резидент передает дело в суд.
Г). Президент и судебная власть.
В соответствии с принципом разделения властейи независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебныхорганов. однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так,только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначенияСоветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда,Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент такженазначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать отПрезидента выдвижения той или иной кандидатуры — это было бы нарушениемпринципа разделения властей.
С этими полномочиями тесно связано и правоПрезидента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии сФедеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на этудолжность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генеральногопрокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложеннойПрезидентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, нолишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.
Д). Военные полномочия Президента.
В военной области полномочия Президентадостаточно широки: он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными СиламиРФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командованиеВооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепциибезопасности РФ и представляет собой систему официально принятых в государствевзглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военноестроительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозамвоенной безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войскРФ для защиты жизненно важных интересов РФ. Документ «Основы (Концепция)военного строительства» принят Указом Президента РФ от 31 июля 1998г. С этимдокументом тесно связана Концепция национальной безопасности, утвержденнаяУказом Президента РФ от 17 декабря 1997г.
Положение Верховного Главнокомандующегопозволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министробороны практически работает под непосредственным руководством Президента.Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силамив случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структурувоинских формирований Российской Федерации входят: пограничные войска,внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска,войска правительственной связи Федерального агентства правительственной связи иинформации, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также втаком самостоятельном ведомстве, подчиненному президенты РФ, как Федеральнаяслужба охраны.
Организация воинских формирований вРоссийской Федерации строиться на четком принципе, согласно которому этиформирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ,ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.
В случае агрессии против России или еенепосредственной угрозы президент вводит на территории РФ или в отдельных ееместностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент невправе. Указ о введении военного положения требует утверждения СоветомФедерации.
Военные полномочия Президента РФ конкретизированыв некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставленияроссийской Федерации военного и гражданского персонала для участия вдеятельности по поддержанию или восстановлению международного мира ибезопасности» от 23 июня 1995г. установлено, что решение о направлении запределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческойдеятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи,подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимаетрешение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинскихформирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ наосновании постановления Совета Федерации о возможности использованияВооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзывеуказанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом онобязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФвозлагается определенная обязанность по организации подготовки и обеспечениювоенного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, онопределяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.
В Федеральном законе «об обороне» от 31 мая1996г. закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ: определениеосновных направлений военной политики РФ, осуществление руководстваВооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами,введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращениеих действия, принятие в соответствии с законами решения о привлеченииВооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооруженияне по их предназначению, утверждения концепции и планов строительства иразвития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонногопромышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждениеструктуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров иподписание международных договоров в области обороны, издание указов о призывена военную службу и др. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке имобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. на Президента РФвозложена обязанность объединения общей или частичной мобилизации в случаеагрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщениям палатам ФедеральногоСобрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпываютвсех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так,например, совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы наоборону, совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военногоположения и т.д. разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ иФедеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФв этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов властиглавы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в стольважной власти.
Е). Полномочия Президента в сфере внешней политики.
Осуществляя внешнеполитический курс,Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (вчастности, путем государственных визитов в зарубежные страны, приема главзарубежных государств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимныхинтересов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международныхорганизаций и выступления в их центрах), систематически ведет прямые телефонныепереговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельныхстран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещанияхи т. п.
Президент полномочен вести переговоры иподписывать международные договоры как глава государства, представляющийРоссийскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствуетмеждународному обычаю, в соответствии с которым за главой государствапризнается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частностивести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории, как своейстраны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. Приэтом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он имиобладает по занимаемой им должности.
Президент подписывает также ратификационныеграмоты, т. е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным закономмеждународного договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, тостороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договормногосторонний, то его участники сдают все ратификационные грамоты одному изучастников договора — депозитарию. Президент принимает верительные и отзывныеграмоты «аккредитуемых» при нем дипломатических представителей. Эта процедуранередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенноеполитическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят,чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранногогосударства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т. е.дипломатический представитель, представляет интересы направившего егогосударства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывнойграмоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.
Руководство Президента внешней политикой взначительной степени проводится через Министерство иностранных дел, котороеподведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ПрезидентомКонституцией и законодательными актами Российской Федерации.
Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.
Полномочия Президента в этом вопросесформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводитьна территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем оннезамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. ОднакоПрезидент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайногоположения возможно только при обстоятельствах и порядке, предусмотренныхфедеральным конституционным законом, который пока не принят. Чрезвычайноеположение неоднократно вводилось Президентом РФ в определенных районах в связис возникновением межнациональных конфликтов на основе действующего пока вопределенной части Закона «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г.
Чрезвычайное положение – особый порядокуправления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенныеограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента какдолжностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваетсяконтрольным полномочием Совета Федерации. От Президента требуется закономуказать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень ипределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится до сведения населенияне менее чем за 6 часов до вступления его в силу.[15]
З) Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград.
Президент уполномочен решать вопросы гражданстваРоссийской Федерации.
Под гражданством понимают устойчивую политико-правовуюсвязь человека с государством, в силу которой на человека распространяетсясуверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и может участвоватьв управлении
государственнымиделами. Эта связь с государством создает взаимные права, обязанности иответственность, а также основывается на признании и уважении достоинства,основных прав и свобод человека.
Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации»[9]Президент решает вопросы:
· приема в гражданство РоссийскойФедерации иностранных граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
· принимает решения по вопросамвосстановления гражданства; дает разрешение на выход из гражданства;
· разрешает гражданину РоссийскойФедерации иметь двойное гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом онипредварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства приПрезиденте Российской Федерации.
В компетенцию Президента входит также решение вопросовпредоставления политического убежища, которое является суверенным правомгосударства- субъекта международного права. В Российской Федерации толькоПрезидент имеет право предоставления политического убежища. Президентосуществляет высшую форму государственного поощрения – награждениегосударственными наградами России. Президент также присваивает почетные званияРоссийской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издаетуказы об учреждении государственных наград и награждения ими.
Президент Российской Федерации присваивает воинскиезвания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотренияданных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.
Президенту предоставлено право помилования. Помилование – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождаетосужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Актыпомилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются вотношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Право же амнистии принадлежит ГосударственнойДуме.
И) Акты Президента РФ.
Для реализации своих полномочий Президентосуществляет правотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативныеакты. Это – указы и распоряжения (последние, как правило, имеют ненормативныйхарактер)1. обязательные для исполнения на всей территории РФ(ст.90). Они имеют прямое действие и не нуждаются в какой-либо ратификации(одобрении) законодательных или исполнительных органов субъектов Федерации.Указы Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.Это значит, что они имеют подзаконный характер. Однако они не могут бытьотменены законом. Их несоответствие Конституции и федеральным законам можетбыть установлено лишь Конституционным Судом, в результате чего они утрачиваютсилу (иногда, руководствуясь решением суда, их отменяет сам Президент, но этобыло не всегда).
Указы Президента могут временно замещатьзаконы: восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующимзаконодательного решения. Такие указы также не должны противоречить действующимзаконам и имеют ограничения по времени: до принятия законов по данному вопросупарламентом. Если новый закон поглощает содержание президентского указа илиизменяет это содержание, такой указ Президент отменяет. Обычно после принятиянекоторых законов публикуются списки отменяемых указов Президента. Приподготовке указов Президент взаимодействует с палатами парламента или Правительства.
Акты Президента в соответствии с указом1996г. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семидней после их первого официального опубликования. Акты, составляющиегосударственную тайну или имеющие конфиденциальный характер, вступают в силу содня их подписания. Нередко в самом указе установлен срок его вступления в силу.
Хотя многие вопросы уже урегулированызаконами, указы Президента РФ продолжают занимать важное место в правовойсистеме России. Своими указами 1991г. Президент РФ коренным образом изменилмногие существенные, а то и принципиальные стороны общественных отношений встране. Указы о собственности, о земле, о свободе торговли, о деятельностиполитических партий, о Коммунистической партии, о приостановлении действияКонституции РСФСР 1978г., о приостановлении деятельности Верховного Совета и опорядке избрания нового парламента, о создании Конституционного совещания иподготовке проекта новой Конституции и другие сыграли решающую роль в созданиив стране новых условий в переходный период. Многие из указов Президента были нево всем совершенны, некоторые не во всех частях соответствовали конституционнымнормам и действующему законодательству. Часть из них вызывала критикупарламента и была оспорена в Конституционном Суде (Президент также оспаривалнекоторые законы в этом суде или налагал на них вето). Действия первогоПрезидента РФ, его высказывания иногда также были неудачными, но нельзяотрицать важнейшего значения правовых актов Президента, особенно в первые годы,когда новое законодательство еще только разрабатывалось. В те годы указыПрезидента заложили основы такого пути развития, по которому ныне движетсябольшинство народов мира.
К). Аппарат Президента РФ.
Как и в любом другом государстве, ПрезидентРФ работает, опираясь на большое число помощников, советников и др. СогласноКонституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которогоопределяется федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает важнейшиевопросы, связанные с безопасностью государства.
Президент также формирует АдминистрациюПрезидента РФ, которая включает в себя большое число управлений(государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральнойгосударственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросамгражданства, по взаимодействию с политическими партиями, общественнымиобъединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). ПриПрезиденте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.
Большую роль в организации работы ПрезидентаРФ играют Служба помощников, различные советы и комиссии. Президентсамостоятельно назначает и смещает сотрудников аппарата, дает им поручения иопределяет участки работы. Управление делами Президента является федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельностифедеральных органов исполнительной власти и подведомственных ему предприятий,организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому исоциально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палатФедерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.
Глава IIIОтветственность Президента РФ
3.1. ОтветственностьПрезидента Российской Федерации.
Ответственностьпрезидента РФ как представителя государства и ответственность в личном качествекак должностного лица. Президент за свои действия может нести ответственность. Онвыступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ в связи с ходатайствомо признании его акта неконституционным (это имело место, например, прирассмотрении указов Президента РФ Б.Н. Ельцина о запрещении коммунистическойпартии). Ненормативный акт президента может быть оспорен в Высшем АрбитражномСуде, если этим актом нарушены законные экономические интересы и правафизического или юридического лица – предпринимателя. Президент может оказатьсяответчиком по гражданскому иску в Верховном Суде РФ или ином суде общейюрисдикции (куда сначала подается иск, доходящий затем до верховного Суда). Такбыло, например, в 1996г. в связи с иском мэра г. Владивостока В.И. Черепкова,освобожденного от должности Президентом РФ Указом 1994г. хамовническиймежмуниципальный суд признал незаконным указ Президента РФ (Президент, исполняярешение суда, восстановил В.И. Черепкова новым указом в прежней должности). Возможнытакже иски имущественного характера, если указы Президента РФ нарушают законныеимущественные интересы и права физических или юридических лиц. Однако в этомслучае Президент может выступать только как представитель государства, ккоторому по существу обращен иск. Он не присутствует лично в суде (таковапрактика государств мира), его представляют уполномоченные им должностные лица(члены Правительства, руководители Администрации Президента и др.), назначенныеим адвокаты, иные лица.
Вместе с тем, ПрезидентРФ может нести ответственность не только как представители государства, но иответственность в личном качестве как должностное лицо. В связи с этим возможнолишь досрочное освобождение Президента РФ от должности, дальнейшие санкциипоследуют потом, когда глава государства станет обычным гражданином. Наконец,он может быть освобожден от должности не в связи с ответственностью, а пообъективно сложившимся обстоятельствам.
Досрочное прекращениеполномочий Президента РФ возможно: 1) в результате отставки по его желанию;2)при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащиеему полномочия; 3) в случае отрешения от должности (импичмента).
Отставка ПрезидентаРФ имела место 31 декабря 1999г. (Б.Н. Ельцин). Временное исполнение обязанностейПрезидента РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло кПредседателю Правительства РФ (В.В. путин). Исполняющий обязанности Президентане вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а такжевносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В другихотношениях он пользуется объемом полномочий Президента РФ (например, и.о.Президента В.В. Путин в 2000 г. налагал вето на законы, принятые парламентом).12 февраля 2001г. принят Закон о гарантиях Президенту РФ, прекратившемуисполнение своих обязанностей в случаях истечения срока пребывания в должности,отставки и прекращения исполнения полномочий в связи со стойкой неспособностьюих осуществлять (не в результате импичмента), а также членам его семьи[16]. Законпредусматривает, что президент, прекративший исполнение своих полномочий поуказанным выше основаниям (но не в результате импичмента), не может бытьпривлечен к уголовной или административной ответственности, задержан,арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру. Это распространяетсяна занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средствасвязи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. Предусмотреныпожизненное денежное вознаграждение в размере 75% прежнего оклада,государственная охрана, государственная дача, бесплатная правительственнаясвязь, аппарат помощников, медицинское обслуживание ему и членам семьи и т.д.
В связи с отставкойПрезидента РФ Совет Федерации 5 января 2000г. в соответствии с Конституцией РФназначил досрочные выборы на 26 марта 2000г.
Конституция РФ,федеральное законодательство не регулируют процедуру прекращения полномочийПрезидента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлятьсвои полномочия, и на практике это не имело места. В зарубежных странах, тамгде это в единичных случаях осуществлялось, создавалась специальная медицинскаякомиссия, в решении вопроса участвовал орган конституционного контроля.
Процедура импичмента урегулированав статье 93 Конституции РФ. Она применялась на практике в 1999г., процедураимпичмента является достаточно сложной, что обусловлено необходимостьюобеспечения стабильности в государстве, защиты высшего должностного лица отвнутрипартийной борьбы в парламенте или популистских лозунгов. В процедуреотрешения Президента от должности задействованы несколько высших органовгосударства: обе палаты парламента, Верховный Суд и Конституционный Суд.Процесс может начаться лишь по инициативе одной трети членов ГосударственнойДумы (150 человек), которые подписываются под обращением об импичменте. Думасоздает Комиссию на основе пропорционального представительства фракций, котораяготовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/3 голосов отобщего числа и председателя в Верховный Суд для заключения о наличии вдействиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суддает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Послеэтого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение оботрешении Президента РФ большинством в 2/3 голосов. На любой стадии этапроцедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточного количестваголосов). Процедура импичмента в отношении Б.Н. Ельцина в 1999г. не былазавершена. Комиссия составила проект обвинительного заключения, но дума неутвердила ни один из пяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного пошести статьям УК (государственная измена, насильственный захват или удержаниевласти, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).
Заключение
Подводя итог моей курсовой, хотел бы сделать маленькийвывод по поводу той темы, которую описал выше, а именно «функции и полномочияПрезидента Российской Федерации».
На мой взгляд, первая из основных функций Президента РФ –быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этогоон, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органыгосударства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своейкомпетенции. Президент должен находиться в органической связи со всемиструктурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот простой выводможно сделать, почитав Конституцию Российской Федерации, которая исходит изтого, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенноеосуществление всей полноты государственной власти в стране. Самагосударственная власть не делится между органами — она едина. Можно говоритьлишь о практической необходимости разграничения функций между органами,осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебнуювласть.
Президент Российской Федерации занимает в системефедеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает нанего задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемойзаконодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент
обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. Вэтом, в частности, смысл содержащегося в Конституции РФ. Правовое положениеПрезидента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главойгосударства, из чего следует, что он — первый среди
государственныхдолжностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусомРоссийской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и вмеждународных связях.
Важнейшие функции Президента связаны с исполнительнойвластью. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставкуПравительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.
По совокупности и значимости функций и полномочий,закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее местов системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть.Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются ПрезидентРоссийской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, ГосударственнаяДума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такоеположение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основныхгосударственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президентанаправлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всехветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции РоссийскойФедерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственногосуверенитета.
Библиография
1. КонституцияРоссийской Федерации. 12 декабря 1993г.
2. ФедеральныйКонституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации». № 2-ФКЗ. 17декабря 1997г.
3. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». № 62-ФЗ. 31мая 2002г.
4. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «О порядке предоставления Российской Федерациивоенного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». 23 июня 1995г.
5. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «Об обороне». 31 мая 1996г.
6. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «О мобилизационной подготовке и мобилизации вРоссийской Федерации». 26 февраля 1997г.
7. ФедеральныйЗакон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» 17 мая 1991г.
8. УказПрезидента Российской Федерации «Основы (Концепция) военного строительства. 31июля 1998г.
9. УказПрезидента Российской Федерации «Концепция национальной безопасности». 17декабря 1997г.
10. Баглай. М.В.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издательство:НОРМА М. 1999г.
11. Государство иправо: журнал. Г.В. Дегтев, ст.: Некоторые теоретические закономерностистановления института президентства на современном этапе.
12. КонституцияРФ: Научно-практический комментарий. Ростов н/Д: изд-во «МарТ» 2001.
13. Хутинаев И.Д.Институт президентства и проблемы формы государства. М. 1994.
14. ЕлисеевБ.П. Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа(На примере Администрации Президента РФ). М.,1997.
15. СахаровН.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
16. КыневА.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы какиндикатор процесса политической трансформации // Полис. 2002. №2.
17. StepanA., Skach C. Costitutionak Frameworks and Democratic Consolidation // WorldPolitics. 1993. October. №46.
18. Российскаягазета. 2000. 5 сентября.
19. Аргументыи факты. 1999. № 21.
20. Российскаягазета. 2001. 15 февраля