ПЛАН:
TOC o «1-2» h z u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc96810721 h 2
1. Понятие права и морали:PAGEREF _Toc96810722 h 7
1.1 Понятие права.PAGEREF _Toc96810723 h 7
1.2 Понятие морали.PAGEREF _Toc96810724 h 15
2. Общие и специфические черты права и морали.PAGEREF _Toc96810725 h 21
3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали.PAGEREF _Toc96810726 h 31
ВЫВОД PAGEREF _Toc96810727 h 37
ЛИТЕРАТУРА PAGEREF _Toc96810728 h 39
СНОСКИ PAGEREF _Toc96810729 h 41ВВЕДЕНИЕ
Каждоеисторически конкретное общество требует строго определенной меры социальногорегулирования общественных отношений.
Регулированиеобщественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальныхнорм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями,норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальныенормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношениялюдей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.
Особоеместо в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активнойжизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшимисоциальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений,целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности.
Как видсоциальных норм, моральные установления характеризуются общими родовымипризнаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека кчеловеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение ссоциальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормынравственности явлением исключительно социальным.
Современ Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубовнутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный илибезнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человеккак бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей“души”, дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятыйотдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственнымиправилами.
Существуети компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормыморали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие –отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную исоциальную.
Наиболеераспространенным и аргументированным является представление об абсолютномхарактере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.Шершеневич,например, считал,что нравственность представляет не требования человека к самому себе, атребования общества кчеловеку.Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Неотдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество.Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида,и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполнеодобряем с индивидуальной точки зрения.
Существуетточка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешнеони проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которойоказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормынравственности – это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо,нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характеромнравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементытого и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не кконкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормырегулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из видуиндивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализациязависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений,социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесьпервостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, каксовесть, долг, которыенаправляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннееубеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительноймере определяет и его социальную значимость.
Историяразвития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культурыобщества всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которогоопределяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структуройобщества.
Соотношениеправа и морали издавна занимали умы многих мыслителей, данная тема была объектоммногочисленных философских, правовых, социологических исследований.
Вопрос о взаимосвязи морали и права получил определенноеосвещение уже во многих грудах философов древности (Сократ, Платон,Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику сзаконодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат,гласящий. «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»[1], т. е.продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз иозначает, что запрет того или иного поступка должен естественным образомвытекать из его моральной оценки.
Крометого, непосредственное влияние этического начала на уголовное право, римскиеюристы выразили четкой формулой. «Обычай есть лучший толкователь закона».
Всредние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, посколькупоследняя рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческогобытия
В Новоевремя мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировалии идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве «Этикуи законоведение, — утверждал Гельвеции, — я рассматриваю как одну и ту женауку»[2].
Натесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники праваДревнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствуетприменение морально этических понятий в оценке содержания законов, другихисточников права. Изречение древних «Jusestarsbonietaegui» — «право есть искусство добра исправедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работеГегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросамиморали и нравственности.
Различиемежду нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, чтонравственность не допускает какого-либо внешнего принуждения. Гегель считал,что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе.
Связьправа и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации рядаюридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношенииправа и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязиправа и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагаетв оценке содержания закона, применение категорий справедливости, гуманности.Закон может оказаться не соответствующим этим социально – философским иэтическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлиннымправом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять ихдруг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляетпрестиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
Надействие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, самосоциальное общество индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духеправового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственнойкультуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому,что требования общественной морали становятся убеждением, составной частьюсамосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательностиграждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений,выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг передобществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права иморали.
Право вцелом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненныхобстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием иморальным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» междунормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречиес общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентныхгосударственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованиюправового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизнисвидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулированииимущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений.Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть вопределении преступления, административного проступка, мер уголовной,административной, имущественной ответственности.
Рядколлизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего врегулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операцииискусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинскихопераций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласкудело «доктора Смерти» является показательным примером «столкновения» междунормами морали и права. Умертвляя безнадежно больных смертельной болезнью по ихпросьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороныизбавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что,несомненно, соответствует морали и нравственности.1. Понятие права иморали:1.1Понятие права.
Стермином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократносталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двухзначениях, как возможность совершатьопределенные, юридически значимые действия (например, право личнойсобственности на автомашину, право на получение высшего образования и т, д.),это так называемое субъективное право, т. е. право, принадлежащее конкретномулицу, и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское правоУкраины», «уголовное право Республики Беларусь» и т. д ) — что так называемоеобъективное право, изучением которого в основном и занимаются все юридическиедисциплины.
Социальноеназначение государства состоит в регулировании отношений в обществе. Каким жеобразом это происходит? Государство регулирует общественные отношения с помощьюправа, издавая нормативные акты, в которых содержатся правила поведения общегохарактера. Официальные нормативные документы известны с древнейших времен,самый старый из них – законы Шумерского царя Ур-Намму (3 тыс. лет до н. э.). Вкурсе истории государства и права изучаются такие древние памятники права, какзаконы Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, Русская правда.
Определенийправа, различающихся как отдельными нюансами, так и весьма существенно, всовременной юридической науке предложено великое множество. Например. «Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм,устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулированиеобщественных отношений»[3]
«Право –это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемыхгосударством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии спринятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической идуховной жизни»[4].
«Право –это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либосанкционируемых компетентными государственными органами или принимаемых путемреферендума в целях регулирования общественных отношений, выражающих волюопределенных классов, слоев населения, а по мере демократизации общества, большинстванарода с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечиваетсягосударством»[5].
Право –это система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанныхгосударством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формальнозакрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии собщественными, групповыми и индивидуальными интересами населения страны,обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть допринуждения.
Право –это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое Правоваяжизнь гражданскою общества не может развиваться вне моральных категорийгуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства,свободы и ответственности. Органическая связь нравственных идеалов и принципов,воплощающихся в реальные правовые связи и отношения, — свидетельство повышенияморальной ценности права. Нравственное измерение права — неотъемлемое условиеего дальнейшего развития и совершенствования, условие его личностной гуманистическойориентации. Возрастание нравственных начал права — одно из проявленийсоциального духовного прогресса, который невозможен без упрощения этическихаспектов общественных отношений.[6]
Подробнеехарактеризуя такое явление как право, остановимся на следующих моментах.
Одно изосновных свойств права – нормативность.
Правосостоит из норм-правил поведения общегохарактера, регулирующих общественные отношения. «Норма» в переводе слатинского означает образец; а нормативное регулирование общественных отношенийпредставляет собой установление общих правил для определенной группы конкретныхслучаев. Право как регулятивная система состоит из отдалений («можно»), запретов(«нельзя») и связываний («должно»),которые определяют общий масштаб поведения субъекта. Право имеет не персонифицированный,неконкретный, общий характер. Здесь нет индивидуального адресата, посколькуправо регулирует не конкретную ситуацию, а ряд сходных ситуаций; онораспространяет свое действие на всех, кто оказался в определенных условиях, вопределенном качестве; характеризуется неоднократностью и длительностьюдействия.
Право устанавливается государственными органами. Каждыйгосударственный орган в пределах своей компетенции издает нормативные акты, вкоторых содержатся нормы права.
Право –система формально определенных, т.е. таких норм, содержание которых выражено в тексте нормативного акта. Сдревнейших времен государство стремилось к записи, к четкому внешнему выражениюсвоих официальных велений и, как правило — к ознакомлению с ними населения.Так, законы Хаммурапи были выбиты клинописью на базальтовом столбе, который,предположительно, находился в центре Вавилона
Иногдаговорят о таком признаке права, как динамит.Право с развитием общества не остается неизменным, вводятся новыеправовые нормы, отменяются старые, многие предписания со временемпереформулируются, излагаются иначе, по-другому группируются (например,объединяются в более крупные нормативные акты).
Вразличных изданиях можно встретить указание и на другие признаки права Вчастности, обращают внимание на следующие два момента, которые в марксистско-ленинской юридическойнауке считались существенными характеристиками права, поскольку в нихпрослеживается связь с экономической сферой жизни общества и с борьбой классов.
Содержание права в целом определяется материальнымиусловиями жизни общества. Такой вывод был сделан с опорой на труды К. Маркса и Ф. Энгельса, вчастности, на «Критику Готской программы» «Право не может быть выше, чемэкономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».[7]
Право выражает волю экономически господствующегокласса. Этот вопрос – вчьих интересах право регулирует общественные отношения — является традиционнымдля марксистско-ленинской теории государства и права, которая говорила о том,что «право по своей сущности является возведенной в закон волей экономическигосподствующего класса, содержание которой определяется материальными условиямиего жизни».
Решающимпостулатом, определяющим сам феномен права, остается воплощение в правовойматерии, во всех его подразделениях требование справедливости, равной меры иравного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется вважнейшее правовое начало — необходимость равновесия, равенства всех передзаконом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества впрактических делах и конфликтах — правосудия.
Важнейшимсредством организации общественных отношений являются социальные нормы – этоправила поведения общего характера, регулирующие поведение людей в обществе,они чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые имиобщественные отношения, к ним относятся нормы права, нормы морали, нормы, обычаи(традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения), корпоративные нормы (нормыорганизаций).
Социальныенормы образуют единую систему. Нормы права соотносятся с социальными как частьс целым, поскольку они — важная, но не единственная форма регулированияобщественных отношений.
Нормаправа – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения(образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством вкачестве регулятора общественных отношений, которое официально закрепляет мерусвободы и справедливости в соответствии с общественными, групповыми ииндивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечивается всемимерами государственного воздействия, вплоть до принуждения
Правоваянорма носит общий характер. В отличие от команд, велений, распоряжений поконкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц,определяемых типичными признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного,отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормырассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действоватьпосле реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.
Нормаправа представляет собой абстрактную модель общественных отношений и поведениялюдей. Этим она отличается от решений государственных органов по конкретнымделам, индивидуальных распоряжений, договоров, регулирующих отношения междуточно обозначенными субъектами права
Нормаправа адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане,родители, супруги, налоговая инспекция, и др.) Данная норма не исчерпываетсяисполнением. Она обращена в будущее — рассчитана не только на данный случай, нои на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений(заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка ит д.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные еюобстоятельства и ситуации.
Иногда кчислу признаков нормы относят длительность действия; однако некоторые решенияпо конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ оназначении на должность, регистрация брака, решение о назначении пенсии,приговор о лишении права управления транспортными средствами и т.п.) и наоборотнорма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы,определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году)Общеобязательность, которую также называют в числе признаков правовой нормы, имприсуща, но она присуща также и актам применения права (например, вступившим взаконную силу приговорам, решениям, определениям и постановлениям суда).
Значимымкачеством норм права является их связь с государством.
Нормыправа устанавливаются или санкционируются компетентными органами государстваПравотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладаниитаких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемыегосударством. Но государство остается силой, творящей право, и присанкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовыхдоктрин), которые становятся правом только в результате придания им общеобязательнойсилы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовыхнорм и в охране всех норм права от нарушений.
Охранагосударственным принуждением — специфический признак правовых норм, отличающийих от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, атакже от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов иобращений. Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которыхсуществует выбор различных линий поведения. Лишена смысла норма, которуюневозможно нарушить; нормы всегда предписывают участникам общественныхотношений, которые могут поступить по-разному, требуемый, должный вариант. Этотвариант государство предписывает в форме правовой нормы, под угрозой государственногопринуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказаниянарушителя. Весь смысл существования права – поддержание определенного порядка,предупреждение и решение индивидуальных и социальных конфликтов и споров,упорядочение самого процесса государственного принуждения, применяемого в этихцелях.
Правоваянорма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения людейпосредством отношений, связь участников которых состоит во взаимных правах(обеспеченная государством возможность определенного поведения) и обязанностях(необходимость определенного поведения, нарушение которого влечет применениемер государственного принуждения).
Важнымкачеством правовых норм является их формальная определенность, т. е. точное(бесспорное) обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия,определение самих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др.
Ключевымпризнаком для выделения нормы права является возможность самостоятельногоприменения правового установления, выраженного в предложении, его отдельнойчасти или группе предложений нормативного акта, для регулирования действий субъектов.Если правовое предложение, взятое отдельно, в отрыве от других рядом стоящихпредложений, выражает правило, причем выражает в самом достаточном виде длярегулирований действий лиц, значит, мы имеем дело с нормой права.Самостоятельность в данном случае означает грамматическую и логическуюзавершенность правового установления.
Уместнов этой связи привести высказывание Г. Ф. Шершеневича, справедливость которогоне поколеблена за прошедшее столетие: «Всякий закон, в какую бы грамматическуюформу ни был он облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения.Даже такие законные определения, как, например, «завещание есть законноеобъявление владельца о его имуществе на случай его смерти»… являются не чеминым, как нормами».[8]
Нормаправа призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания,относительно которого можно утверждать:
1. Оносодержит некоторое общеобязательное правило поведения, рассчитанное нанеоднократно повторяющиеся, типичные ситуации.
2. Указанноеправило представлено в нем в качестве предложения, отдельной части сложногопредложения или нескольких взаимосвязанных предложений, позволяющих применятьданное правило. Связи отдельных предложений, образующих правовую норму, могутвыглядеть весьма различно, как это имеет место в отсылочных или бланкетныхнормах, но только не по единой схеме «если — то иначе».
Особуюроль нормы права играют в регулировании конфликтов Право, котороерегламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни наосновах всеобщей свободы является мощным фактором предотвращения социальныхконфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществлениесоциального контроля, направленного на подчинение поведения индивидовсоциальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основеучета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способырешения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуютинтересам всех участников правового общества. Система правовых норм, котораяопределяет правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни,подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такогоповедения
Правоуже самим фактом своего существования избавляет общество от конфликтнойситуации своеволия и насилия, которой присуща «борьба всех против всех», иподсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболеебесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права каксистемы норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.
Правообладает достаточно эффективными способами и процедурами, необходимыми длярегулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль всистеме выработанных с этой целью обществом социальных институтов.[9]1.2 Понятиеморали.
Моральявляется одним из способов нормативного регулирования поведения человека,особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть рядопределений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль –это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляетсобой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми всоответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле,справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требованийморали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением,внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностьюморали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всехсферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные идругие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые имежгосударственные отношения.
Правовойморали соответствуют четыре проявления:
1. Моралькак знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознаниичеловека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали иправа.
2. Моральи право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правовогосознания. Появляется «человек моральный».
3. Правоваямораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новоекачество, он становится «социальным»
4. Правоваямораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в«человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы,освобожденные от нравственного содержания.
Моральныепринципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основыкультуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе историческогоразвития общества.
Всякийпоступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое,политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральноесодержание оценивают по единой шкале Моральные нормы повседневновоспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной иподдерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнениеконтролируется всеми.
«Золотымправилом» морали, известным с древнейших времен, является следующее:[10]
«(не) поступай по отношению к другим так, какты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Ответственностьв морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрениепоступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек долженосознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать своипоступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам инормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойноми т.д.
Моральзависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, ноопределяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другимиформами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованиюдеятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовуюдеятельность, подчиненную определенным социальным законам.
В мораливыделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную,ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторыедругие ее функции.[11]Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, какрегулятивная и воспитательная.
Регулятивнаяфункция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическуюдеятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляетсячерез индивидуальное поведение
Воспитательнаяфункция морали состоит в том, что на участвует в формировании человеческойличности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель исмысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьмии обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Этуфункцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние нарегулятивную и другие функции морали.
Моральрассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественныхотношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующиедеятельность человека – нравственную деятельность.
Нравственноесознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную,субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенныеповедение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценкуразным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения,образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Этаоценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии инеприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественногосознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнемважное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами(совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).
Моральнельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Выступая противотождествления нравственности и нравственного сознания М. С. Строгович писал:«Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойноми недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществесоциальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».[12]
Моральныеотношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющейнравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальнойсвязи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому икакие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям,объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.), но во всехслучаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений какк обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человеквыступает и как субъект, и как объект моральной деятельности; Поскольку оннесет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношениюк обществу, социальной группе и т.д. но одновременно он и объект моральныхобязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботитьсяо нем и т.д.
Нравственнаядеятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственнойдеятельности можно говорить тогда, когда поступо