Реферат по предмету "Право"


Права и свободы человека в России

КУРСОВАЯ РАБОТА на темуПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
ПЛАНВведение1.Институтправ и свобод: понятие и место в правовом регулировании.                                                                      
2.Развитиеинститута прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины вначале 90-х годов.
3.Формы защитыправ и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защитыправ и свобод человека и гражданина в РФ.
ЗаключениеВведениеНачиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларацииправ человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как намеждународном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов ипроцедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечествапо этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможныдостижение демократии, построение правового государства исоциально-экономическое процветание.Права человека: -    устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; -    упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основеобщепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свободчеловека; -    очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданноевторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преградывсевластию и произволу государственных структур;-    определяют параметры взаимоотношений человека и государства,ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; -    обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности,устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность.Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционнойобязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых вобществе преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойныеусловия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активноеучастие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию егокультурного и творческого потенциала. Права и свободы выражают согласованные ижизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных иэтноконфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечениеявляются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периоданашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий противвозврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели иценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.                 1.Институтправ и свобод: понятие и место в правовом регулировании.
Среди всех ценностейнематериального характера, осознанных большинством людей в открытых,демократических обществах — права и свободы человека считаются самыми важными.В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традицияобщественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Собственность,безопасность, свобода — на этом основан общественный порядок», — писалпредставитель классического либерализма Ф. Лассаль.
Вся философия правчеловека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность- достоинствочеловека.
Один из основоположниковконцепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, чтодостоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы — это,значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, дажеот обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.
Достоинство с однойстороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своегозначения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувствоответственности. С другой стороны, достоинство- это признание обществомсоциальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимостикаждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека-источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами являются тойпредпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться,самореализоваться, как личности. Это ведет в свою очередь к обогащению,совершенствованию всего человечества. Только через отношения, через совместнуюжизнь людей может быть выражено достоинство человека. Ценность, лежащая в основанииестественного права, есть достойная внутренне- самостоятельная и внешнесвободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющихчеловечество,- писал русский философ И. Ильин. –Такая жизнь возможна только ввиде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов;равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно-достойнойжизни, поэтому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».
В теории естественногоправа в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинствачеловека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что вселюди- члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должныпоступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свободдругого человека. Вспомним еще раз первую статью Всеобщей декларации правчеловека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»[1]Конституция России, в соответствии с международными стандартами, фиксирует«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основаниемдля его умаления» (ст.21).[2]
Права и свободычеловека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называютЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА. Человек не обязан никакой высшей сакральной илисветской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечномдолгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами.Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопскойблагодарностью за то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-токрохами прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественныеправа человека не нуждались до возникновения государства и права в каком – либописаном юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычныеправила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и праваи свободы человека, называется ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ. Сегодня права и свободычеловека содержатся в международных документах и национальном законодательствевсех государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил впозитивное право.
«Человек, его права исвободы являются высшей ценностью, — провозглашает Конституция РФ. Признание,соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанностьгосударства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы ипринадлежат каждому от рождения» (ст.17).
Эти положения опринадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервыетак определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто фактнекоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворотобщественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям,прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание сдогмами марксизма конца 19 века и с искусственными конструкциямимарксистско-ленинской науки 20 века. Либерально-демократическая концепцияестественного права и равенства в прирожденных правах всех людей быланесовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живогоучения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикойкоммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права направленапротив пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного праваоправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа противСоветского Союза и стран народной демократии»[3],- так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.
Когда речь идет оправах человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют правосмотреть на облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообщеходить босиком.
То есть нужно различатьморально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и ПраваЧеловека как систему международных и национальных законодательных установлений.Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия изобласти прав и свобод человека.
Основные права и свободычеловека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, оннеразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем иникаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартамиперечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковатьсякак отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека игражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие илиумаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международноеправо и законодательная практика демократических государств, предусматриваетопределенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасностигосударства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условияхчрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению праваи свободы, предусмотренные статьями 20,21,23(часть1),24,28,34(часть1),46-54Конституции РФ- это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток,право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.
Права человека носятвсеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свободчеловека имеет несколько измерений.
Во-первых, все люди безкакой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международныестандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограниченияправ граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой илирелигиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы иравные возможности для их реализации.
Во-вторых, все права исвободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенствовсех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, правона свободу убеждений и т.д. — это общие права и свободы всех людей внезависимости от общественного строя, политического режима, формы государственногоустройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человекпринадлежит.
В-третьих, всеобщностьправ и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы нинаходился человек, куда бы он не переместился, — в любом месте он обладаетестественными основными правами и свободами, вне зависимости от того являетсяли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либоиначе ограниченной в своем суверенитете.
В-четвертых, проблемаправ человека — всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прави свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещанияКонференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.). Государства-участники подчеркнули,что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии иверховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этихправ и свобод составляет одну из основ международного порядка.
Признание и соблюдениеосновных прав и свобод человека — основа безопасности, стабильности отношений,как в отдельных странах, так и во всем мире. «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них,пренебрегая другими»- говорил А. Сахаров. Уверенность человека в том, что идругие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепринятыми правами исвободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию,ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества.Соблюдение прав человека- это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн.Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека:«признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных инеотъемлемых прав их является основой свободы справедливости и всеобщего мира».[4]
Есть понятие «ОсновныеФундаментальные права и свободы человека». Это те права, которые закреплены вмеждународных нормах и в основном законе государства, в Конституции, — часто ихеще называют конституционные права и свободы. Кроме этих прав в различных законах,подзаконных актах закреплено еще множество наших прав.
Например, ст.27Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет правосвободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. Этоправо подтверждает ст.15 Международного Пакта об экономических, социальных икультурных правах. Конституция РФ закрепляет это право следующим образом:»1.Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного,технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальнаясобственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурнойжизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям»(ст.44).[5]Вот эти права и являются основными, фундаментальными, конституционными.
Далее эти права, какправило, развиваются, разворачиваются в конкретных нормах. Так в Законе РФ«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подробно определеныправа человека в области культуры: право на творчество, право на личнуюкультурную самобытность, право на гуманитарное и художественное образование,право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности и т.п., ноназывать их основными уже нельзя.
Язык международныхдокументов и наше законодательство применяет понятия «права человека» и«свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?
Если говорить оюридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах, атакже о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести междуними четкую границу. Вместе с тем есть в этих понятиях определенная специфика.Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин)-государство»,то различия выразятся в следующем.
«Свободы человека-сферы, области деятельности человека, в которые государство не должновмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур,территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своемуусмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в моисвободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения,вмешательства других лиц.»[6]Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременнои ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.
Права человека — установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенциидействий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия«свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера,направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защититьправомерные действия человека в указанной в законе сфере, области.
Говоря о юридическиххарактеристиках прав человека нужно различать «права и свободы человека» вобъективном и субъективном смысле, также как это имеет место в понимании прававообще.
В объективном смыслеправа и свободы человека- это система международных и национальных правовыхнорм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение,правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.
В субъективном смыслеправа и свободы человека- это принадлежащая конкретному лицу возможность(правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государствомдействия, поступка, поведения.
Развитие знания оправах человека, их постепенное международно-правовое закрепление привело квыводу об исторически последовательных больших группах прав, которые называютпоколениями прав. Начиная с 80-х, утвердилось разделение прав на три поколения.
К первому поколениюотносятся гражданские и политические права. Это самое «старое» изобщепризнаваемых прав человека поколение, которое выросло из европейской иамериканской политико-правовой философии 18 века. Они нашли свое подтверждениев первых документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) и врегиональных соглашениях — в Европейской Конвенции о защите прав человека иосновных свобод (1950г.)
Ко второму поколениюотносят социально-экономические права. Их признание явилось результатомидеологического, правового компромисса между социалистическими икапиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всейвероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал нетолько для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.
К третьему поколениюотносят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 80-е годы ООНразрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаютсярегиональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс, Совещаниепо безопасности и сотрудничеству в Европе.
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Развитиеинститута прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины вначале 90-х годов.
Закрепление основправового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиальноновую концепцию прав человека, взаимоотношения человека и государства посравнению с той, которая воплощалась в предшествующих союзных и российскихконституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездомнародных депутатов СССР 5 сентября 1991г. Декларацией прав и свобод человека, азатем принятой Верховным советом РСФСР в 1991 году Декларацией прав и свободчеловека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела 2Конституции 1978 года «Государство и личность». Изменения коснулись всех основ,определяющих статус человека и гражданина.
1.Декларация прав исвобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство Россиии новая Конституция отказались от классового подхода при закреплении правовогостатуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистическойдоктрины в советском государстве.
Особенно яркоеотражение он получил в первой российской Конституции 1918 года. Всепровозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися. Вотношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам,декларировалось их беспощадное подавление. Отдельные группы лиц лишались прав,которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. Этанорма воспроизводилась и в Конституции России 1925 года. В последующихконституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала«построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества»,формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность егооставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение правкаких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с темиспользование прав и свобод в политической области допускалось только «всоответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистическогостроя», затем «в соответствии с целями коммунистического строительства». ПоКонституции РСФСР 1978 года в ее начальной редакции даже свобода научного,технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствиис «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституциисвидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализоватьправа и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критикасуществующего строя объявлялась преступлением перед государством.
Классово-идеологическийподход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы,означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, непризнавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилосьв физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».
Классово-идеологическийкритерий неприменим в демократическом, правовом государстве. В Конституции 1993года как одна из основ конституционного строя признано идеологическоемногообразие. Признается и политическое многообразие. Конституция признает и защищаетправо каждого человек не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их,беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.
2. В основу новойконцепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статусаличности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем наконституционном уровне, юридически признана категория «права человека».
«В социалистическойдоктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектахкак самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки егобиологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями«трудящийся», «эксплуататор», затем «гражданин».»[7]Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной. Первый шаг квыходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года, соответственноКонституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность»,однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободыграждан». И лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданинаот 22 ноября 1991 года понятие «права человека» получило конституционноепризнание. Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но несовпадают по своему содержанию, отражая различные аспекты статуса личности. Вотпочему Конституция 1993 года, характеризуя этот статус, применяет категорию«права и свободы человека и гражданина», объединяющую оба названных понятия.
Первое из нихподчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательствогосударства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, какотмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинстваи свободы.
Второе — исходит изнезыблемых прав человека как гражданина в государстве, определяет его права исвободы в этом качестве.
Важной чертойсовременной конституционно закрепленной концепции статуса личности являетсяпризнание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.
В социалистическойконцепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этомусматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципахколлективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком,отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен бытьположительным фактором развития гражданского общества только в том случае, еслион не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает егосамоценность.
В социалистическойтеории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималаськак необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей,полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающихот господствующей идеологии.
По новой концепции правчеловека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии,приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумеваетсяполное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое нив одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегдаимеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный периодявится объединение усилий всех государственных и общественно-политическихструктур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальныхслоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественногосогласия.
Такие согласованныегосударственные решения достигаются не принудительным подавлением политическихоппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработкиобщего подхода к той или иной проблеме.
3.Еще одной чертой,качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ отхарактерного для социалистической теории принципа приоритета государственныхинтересов перед интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал изотмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции.Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство самовсеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этогосчиталось, что у личности, как и общества в целом не могут быть политическиеинтересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС,поскольку «воля партии — это воля народа». Если же такие интересы имелись, то взависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывалисоответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороныгосударства.
Одним из условий,обеспечивавших приоритет государственных интересов, являлось глобальноеогосударствление общества, всех общественных формирований, которыми былопоголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качествогражданского.
Исходное началодействующего конституционного и текущего законодательства- признание человека,его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается какассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организациятрудящихся». Оно трактуется как представитель общества, несущий перед ними,гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.
В Конституции 1993 годазаписано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина- обязанность государства.
Признание взаимныхправ, обязанностей и ответственности законодательно закреплено в Законе огражданстве РФ.
4.Новое конституционноезаконодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человеканеотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст.17, ч.2, КонституцииРФ).
В советском государстветеория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная наидеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем этаисходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна.Она отражена во всех международных документах о правах человека.
Советская же теорияисходила из постулата о том, что права граждан предоставляются имсоциалистическим государством.
5. В Конституции РФвпервые получил закрепление принцип примата норм международного права, вчастности в области прав человека.
В ст.15 закреплено, чтообщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договоромРФ установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.
В РФ признаются игарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнаннымпринципам и нормам международного права и в соответствии с настоящейКонституцией (ст.17).
По советской концепциисфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Недопускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правамичеловека в «социалистическом» государстве. На практике не допускалиськакие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР  применения норммеждународного права, реализацией права обращения граждан в международныеорганизации за защитой прав человека, создание каких-либо общественныхформирований, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституцияпризнает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Россииобращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46,ч.3).
Рассмотренные вышеосновные черты советской и современной концепций прав человека получалисвоеобразное отражение в нормах каждой из конституций.
В Конституции 1918 годанормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную ее часть. Онинаряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудящегосяи эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ееразделе «Общие положения».
Впервые особая глава оправах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года ( вКонституции РСФСР 1937 года). Однако она являлась одной из последних глав вКонституции (гл.10 Конституции СССР).
В Конституции РСФСР1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государствои личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и«Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основахправового положения граждан был помещен после раздела об основах общественногостроя и политики, т.е. в начале Конституции. Значительно расширился переченьосновных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права наохрану здоровья, жилища, пользования достижениями культуры, свобода научного,технического и художественного  творчества, право участвовать в управлениигосударством и многие другие. Конституция расширила содержание прав,закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полноопределила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основахправового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря на все этинововведения, основные сущностные черты социалистической концепции правличности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».
После принятияДекларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность»был существенно изменен, дан полностью в новой редакции. В нем были выделеныдве главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл.5) и «Обязанностиграждан Российской Федерации» (гл.6). В них получила воплощение новая концепцияправ человека.
В КонституцииРоссийской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся вгл.2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17-64).
Сохраняя в качествеисходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека игражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически болееточно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следуетотметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, егоправах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строяи включена в гл.1 Конституции. Конституция не выделяет в качестве отдельнойглавы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, какэто было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого родав ней содержатся. Это оправданно и закономерно, поскольку конституционноепровозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельнойфункцией основного закона. Вместе с тем нет оснований для вывода о том, чтообязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общийпринцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторыеважнейшие из них.
Введена статья одопускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайногоположения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению.
Усилена правовая защитанорм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл.2 к числутех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Формы защитыправ и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защитыправ и свобод человека и гражданина в РФ.
Одной из важнейшихзадач федеративного государства является обеспечение единых стандартовосуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для Россииэта проблема особенно ак4туальна в силу значительных территориальных масштабовстраны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностейрегионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.
Нарушению этихстандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законахмногих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречатКонституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторыхиз них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданинараспространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действиеправ и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляютсяопределенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данногосубъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суданеоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции РоссийскойФедерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан,право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
«Восстановлению единогоправового пространства, вертикали власти и тем самым обеспечению единых стандартовправ человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ обобразовании семи федеральных округов, его законодательные инициативы,направленные на изменение порядка образования Совета Федерации, повышениеответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации и органовместного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовыхактов.»[8]
Для обеспечения единыхстандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:
-федеральным органамгосударственной власти более активно использовать согласительные процедуры дляпреодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ исубъектов РФ, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых(модельных) законов и нормативно-правовых актов  в области прав человека игражданина;
-органам Прокуратуры РФсистематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов,регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;
-органам, курирующимвопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказыватьвзаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий вданной сфере;
-создать базу данных орегиональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободычеловека.
Серьезным ущемлениемправ граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призванырегламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданиюдополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Онималодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытыйхарактер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедураоценки их соответствия Конституции и законам.
Для совершенствованиязаконодательства в области прав человека, развития их юридических гарантийнеобходимо:
-провести ревизиюдействующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актовсубъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ имеждународным стандартам в области прав человека и гражданина;
-принять федеральныйзакон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФфедеральным законам», которым, в частности, предоставить органам Министерстваюстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данномувопросу;
-создать действенныймеханизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отменыпротиворечащих Конституции РФ решений и действий органов государственной властисубъектов Федерации;
-выявить пробелыправового регулирования прав и свобод человека и подготовить планзаконотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов,которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов,относящихся к правам человека;
-подготовить проектзакона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнивпредусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуруобязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этомнадо из следующих критериев:
-ведомственныенормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения итехнические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах исвободах граждан;
-регламентациямеханизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав,предусмотренных законом.
Принятие новогозаконодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности изащиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четкоскоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав исвобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма,единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человекавключает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственныхправозащитных организаций.
Судебная системаявляется одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-хгг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование ихдеятельности. В частности приняты законы о судебной системе РоссийскойФедерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве,новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.
Определенное вниманиеуделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав исвобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнятьсудебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствоватькомплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебныхгосударственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина ичеловека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: ИнститутУполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентскийомбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации,Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, АдминистрацияПрезидента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральныеорганы исполнительной власти РФ.
Важное место в системезащиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. Внастоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически вовсех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры,ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути,не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочногозаконодательного статуса, ни экономической базы.
Формирование правовогогосударства в России и развитие гражданского общества предполагаютпоследовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норммеждународного права и положений международных договоров, участниками которыхявляется РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, чтообщепризнанные принципы, нормы международного права и международные договорыРоссии являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, вРФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как всоответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормаммеждународного права (п.1 ст.17).
Современноемеждународное право не только закрепляет перечень основных прав и свободчеловека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право напрямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защитысвоих прав.
В своей внешней ивнутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г.Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальностьправ и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всехгосударств. Наша страна- участница большинства международных соглашений поправам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.
За последние годырасширяется процесс создания международных контрольных органов по наблюдению завыполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека.Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных обязательств,связанных со вступлением в Совет Европы.
«Россия уже ратифицировалаЕвропейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополнительныепротоколы к ней: №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию о запрещение пыток ибесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания инекоторые другие.»[9]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Так что же такое правачеловека? Что же такое свобода? Когда-то философ Николай Бердяев говорил:«Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы вгосударстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земномустройстве».
Можно, конечно,допустить, что в иерархии человеческих ценностей ошибается все человечество.Живет иллюзиями мировое сообщество в лице ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы…
Тоталитарное сознаниечеловека- самое страшное и живучее наследие прошлого. вырваться из того, в чемоказалось наше общество, можно, лишь настроив экономику, производство, решивсотни социальных вопросов, уладив федеративное устройство государства и решивеще тысячи политических и военных проблем. И вырваться на просторы цивилизациинужно по всем направлениям. В том числе и через духовную сферу, черезмировосприятие, сознание людей. Через возрождение наших национальных,самобытных ценностей и через приобщение к общечеловеческим ценностям. Поэтомуне будем питать иллюзий: «А путь наш далек и долог…».
Но другого пути нет. Какутверждает Всеобщая декларация прав человека: нужно чтобы КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК икаждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремилсяпутем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод и обеспечению,путем национальных и международных, прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективногопризнания и осуществления этих прав среди народов.
 
 
 
Списокиспользованной литературы.
1.  Всеобщая декларация прав человека//Международные акты о правах человека.М., 2000.
2.  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах//Международные акты о правах человека. М., 2000.
3.  Конституции СССР. Москва. Издательство Политической литературы, 1982.
4.  Азаров А. Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России,1995.
5.  Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.:Юридическая литература, 1990.
6.  Права человека: постоянная задача Совета Европы. – Пер. с англ., М.:«Права человека», 1996.
7.  Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека(проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000.
8.  Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Конституционное право РФ. М.: Инфа, 1996.
9.  Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.: Ассоциация авторов ииздателей «Тандем», изд. ЭКМОС, 2000.
10.                                                                                                             Азаров А., Болотина Т. Права человека. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО,1994.
11.                                                                                                             Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные ироссийские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
12.                                                                                                             Государственное право Российской Федерации под редакцией Кутафина О. М.:издательство «Юридическая литература», 1996.
13.                                                                                                             Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.