Реферат по предмету "Право"


Правовой статус образовательных учреждений

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Стр. 3
Глава 1. Образовательное учреждение – субъект гражданского права
Стр. 10
Глава 2. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях
Стр. 29
Список использованных источников и литературы
Стр. 72
Приложение № 1
Стр. 82
Приложение № 2
Стр. 87
Приложение № 3
Стр. 91
Введение.
С моментазарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленногоопыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегдапродолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) нив состоянии существенно уменьшить это время.
Единственныйвыход, который удалось найти человеку – это организация целенаправленногопроцесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. Свозникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этогопроцесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации.Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем иучеником.
В настоящеевремя регулирование образовательного процесса осуществляет государство,создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественногоразвития, что не удивительно. Ведь  накаждом этапе развития общества образование являлось важнейшим факторомэкономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкойполноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром  право на образование занимает одно изцентральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России.Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, всовременных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.
Успешноеразвитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета. 
Образовательноеучреждение – это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитоеобщество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат вперспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должноговнимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейшийинструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Такиминструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблемразвития  образовательных учреждений,которых на данный момент накопилось достаточно. И автор в данной работе черезкомплексное рассмотрение наиболее узловых вопросов правового статусаобразовательных учреждений попытается выявить сложности, возникающие в процесседеятельности учебных заведений и внести практические и теоретическиепредложения, которые позволят смягчить существующие проблемы.
Нужно такжеотметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют вконсерватизме, образование само по себе динамично, и поэтомузаконодательство  в сфере образованиятакже должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успеватьприспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, нопока российское законодательство отстаёт от них.
Поэтому, изучение правового положенияобразовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным,поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с  деятельностью образовательных учреждений, ивзаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.
Важность предлагаемой темы дипломнойработы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого изнас. Вступив в  XXI  в.  большинство  россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн.детей[1].
***
Законодательное регулированиеправового положения образовательных учреждений осуществляется как федеральнымизаконами, так и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Центральное  положение в  законодательстве  об образовании занимает Закон об образовании -  Федеральный закон,  принятый  по предмету совместного  ведения РоссийскойФедерации и субъектов РФ (п. «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ).
Закон устанавливает  общие принципы  и  правила, регулирующие все виды правоотношений  в   области   образования,   возникающие    между     работниками   сферы   управления  образованием,  педагогическими  работниками,  обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения иучредителями,  учебным заведением идругими организациями.
Являясь по существу базовым, определяянаиболее общие правовые нормы  в  сфере образования,  настоящий  Закон дал мощный импульс развитиюзаконотворчества как на  федеральном  уровне, так и на уровне субъектовРоссийской  Федерации. В частности,принят Федеральный закон  «О  высшем и  послевузовском  профессиональном      образовании» от 22 августа 1996 года(далее – Закон о высшем образовании). Постановлениями Правительства РФутверждены типовые положения  об  образовательных      учреждениях  различных форм и видов, государственныеобразовательные  стандарты.
Во многих субъектах России принятысвои законы об образовании[2].  В них есть как  общие, так  и специфические нормы.  Создаются многочисленные нормативные акты поотдельным проблемам образовательного процесса  с учетом региональных инациональных особенностей.
Федеральный закон «О высшем ипослевузовском  профессиональномобразовании» содержит системное регулирование отношений, связанных сполучением  высшего  профессионального  образования, а   также  отношений, в  которые  вступают специалисты в процессе обучения васпирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского  образования  и  получения  ученых степеней  и  званий. Основное      содержаниенастоящего  Закона  составляют нормативно  -  правовые предписания, закрепляющие:
1) систему    высшего и  послевузовского образования(государственные   образовательные   стандарты и  образовательные  программы, высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие   лицензии,  научные,   проектные  и иные  учреждения  и     организации,   органы   управления  высшим    и    послевузовским образованием и др.);
2) правовой статус субъектов учебной инаучной деятельности  в системе высшего ипослевузовского образования;
3) субъекты  и  порядок   управления   системой  высшего   и   послевузовского образования;
4) экономические (в том числе иотношения собственности)  и  международные отношения  вузов и  иных субъектов образовательного процесса.
Из вышеизложенного видно, что и Законоб образовании и Закон о высшем образовании содержат нормы гражданского права,которые определяют особенности правового положения учреждений данного вида.Общие нормы, регулирующие правовое положение образовательных учрежденийсодержатся в  Гражданском кодексе.
 В Гражданском кодексе содержатся базовыепонятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных). В нёмдаётся  законодательное определениепонятия учреждение, установлены рамки правоспособности учреждений, регулируютсяих имущественные права и обязанности.
В научнойлитературе отсутствует должная разработка проблем правового статусаобразовательного учреждения, но есть ряд работ, которые касаются отдельныхвопросов правового статуса учреждений и некоммерческих организаций, которые ибыли взяты за теоретическую основу для написания данной работы.
Наиболееосновательными представляются работы В.И. Шкатуллы, автора комментария к Законуоб образовании и автора  статьи «Договорна образование: значение и содержание», опубликованной в десятом номере Журналароссийского права за 2000 год.
В указаннойстатье даётся характеристика порядка заключения, формы, содержания договора наобразование, условия его расторжения и изменения. Пристальное внимание уделенопринципам и значению договора на современном этапе развития российскогообразования. Также автором вносятся конкретные предложения по улучшениюсостояния образовательного законодательства применительно к потребностямсовременной школы.
Участию учреждений в имущественном гражданскомобороте посвящена статья Леоновой Г.Б.[3],в данной работе содержатся положения, затрагивающие аспекты правового положенияимущества образовательных учреждений. Автор также уделяет внимание вопросам оправе собственности и пределах осуществления субъективных прав учреждений,управления и финансирования, взаимоотношения между учреждением и собственником,закреплённого за ним имущества. Даётся сравнительная характеристика понятияправа оперативного управления и права хозяйственного ведения.
Заслуживаетвнимания статья Беляева К.П. «О делении юридических лиц на коммерческие инекоммерческие в гражданском законодательстве», опубликованная в сборнике«Актуальные проблемы гражданского права» под редакцией Алексеева С.С. в 2000году[4].В своей работе автор уделяет внимание участию некоммерческих организаций(которыми являются и образовательные учреждения) в предпринимательскойдеятельности,  в имущественных отношениях.
Поскольку всвоих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положенияучреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательныеучреждения особо, автор данной дипломной работы попытался комплекснорассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений и ставит  перед собой следующие цели и задачи:
1.     Дать определение понятиюобразовательное учреждение, выделить его признаки.
2.     Указать особенностифинансирования и управления образовательного учреждения.
3.     Охарактеризовать содержаниеучредительных документов учебного заведения, права и обязанности учредителя(учредителей), порядок назначения руководителя образовательного учреждения.
4.     Раскрыть содержание понятияоперативного управления и правомочий образовательного учреждения в отношениизакреплённого за ним имущества и имущества, полученного в результате приносящейдоходы деятельности.
5.     Выявить особенностигражданско-правовой ответственности учебного заведения по своим обязательствам.
6.     Охарактеризовать участиеобразовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях ипредпринимательской деятельности.
7.     Попытаться выявитьсуществующие недостатки законодательства в области образовательной деятельностии пути их разрешения.
Глава I. Образовательное учреждение– субъект гражданского права.
В последние годы появление в нашемгражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридическихлиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекловнимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридическоголица – учреждения. А между тем, учреждение, как и прежде, является довольнораспространённым субъектом гражданского правооборота, особенно в сфереобразования.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждениемпризнается организация, созданная собственником для осуществленияуправленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характераи финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение,осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколькообразовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся,воспитанников (ст. 12 Закона об образовании). Для признания учрежденияобразовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:
а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;
б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательныхпрограмм.
Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечаеттребованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как«дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:
1.                учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество(закреплённое за ним собственником, учредителем);
2.                учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;
3.                учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своегоимени;
4.                учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе,определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целогообразования;
5.                учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам,закреплённым за ним имуществом.
Также образовательному учреждению, для осуществления  в полной мере прав юридического лица,необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо  для участия в судах в качестве истца илиответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовыхрасчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штатебухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованнойбухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управленияобразованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.[5]Как правило,  большинствообщеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебныезаведения имеют свою бухгалтерию.
 В ГКотсутствует указание на то, кто может быть собственником (т.е. учредителем)имущества учреждения, но такоеуказание есть в  ст.11 Закона обобразовании, которая называет в качестве учредителя(учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти иорганы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всехформ собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные ииностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированныена территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также закономдопускается совместное учредительство образовательных учреждений. В настоящеевремя в г. Барнауле 117 общеобразовательных учреждений, из них 111 учрежденысовместными решениями комитетов по управлению муниципальным имуществом   и образованию администрации города иадминистраций районов, а 8 учреждений  — физическими лицами[6].
Учредитель образовательного учреждения – собственник имущества илиобладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемымобразовательным учреждением.
Финансированиеобразовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществлятьсясобственником его создавшим, т.е. учредителем.
Анализ Закона об образовании позволяет выделить целый комплексправ и обязанностей учредителя.
Учредитель имеет право:
·                   создаватьобразовательное учреждение любого типа[7];
·                   создавать,регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управленияобразованием по собственной инициативе (п.1 ст.33);
·                   определятьязык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательномучреждении (п.3 ст.6);
·                   назначатьруководителя образовательного учреждения;
·                   устанавливатьпорядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, неотрегулированной законом (п.1 ст.16);
·                   устанавливатьпорядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начальногообщего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных правграждан (ч.2 п.1 ст.16);
·                   контролироватьобразовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективностииспользования закреплённой за ним собственности (п.3 ст.39);
·                   реорганизоватьобразовательное учреждение в иное  учреждение(п.1 ст.34);
·                   ликвидироватьобразовательное учреждение (п.4 ст.34);
·                   изыматьу образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых  п.6 ст.39;
·                   получатьдолю дохода образовательного учреждения (п.2 ст.45);
·                   изыматьсредства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены какплатные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основнойобразовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п.3 ст.45);
·                   приостанавливатьпредпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт вущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п.5ст.47).
Учредитель обязан:
·                   обеспечитьприём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право наполучение основного общего образования (ч.2 п.1 ст.16)[8];
·                   закрепитьза образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания,сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимоеимущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п.1ст.39);
·                   вслучае назначения, найма руководителя государственного, муниципальногообразовательного учреждения включать его в свой штат (п.5 ст.35).
Особенностифинансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел водном договоре или самостоятельный договор о финансировании[9].
В таком договоре было быцелесообразным указать принципы и нормативы финансирования, возможности ихизменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную,учредителя за его задержку.[10]
Финансированиеможет быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичногофинансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно,имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом«зарабатывать», т. е. заниматься деятельностью, направленной на получениеприбыли. Об этом свидетельствует и норма п. 2. ст. 298 ГК о том, что учреждениеможет заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, в ГКне оговорен минимальный объем финансирования собственник. Поэтому возникаетреальная угроза, того, что «зарабатывание» может поставить под угрозу основныецели деятельности образовательного учреждения. Применительно к этого родадеятельности «организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальнойдля введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченныйобъем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения ихдеятельности».[11]
Отсутствие в ГКрегламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законахоб образовании (п. 1 ст. 41) и о высшем образовании (п. 2 ст. 28)предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения наусловиях полного самофинансирования. Это в свою очередь означает, чтоучредители только принимают участие в формировании минимального первоначальногоуставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционированияучреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированиюсозданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовойприроде учреждения: в данном случае термин «учреждение» применяется не корганизационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенногорода деятельность.
Всвязи с таким положением Леонова Г.Б. предлагает предусмотреть ГК нормы, как оминимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансированиясобственником, при нарушении которых образовательное учреждение должно бытьликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческуюорганизацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц(за исключением управленческих функций) совпадает со специальнойправоспособностью учреждения[12](п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Будучиполноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, каквсякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительныхдокументов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях кучредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятсярешение собственника[13]о создании учреждения и устав, утвержденный собственником[14].
Всодержании основного акта законотворчества образовательного учреждения, наосновании которого оно функционирует, — устава в обязательном порядке должныбыть указаны следующие положения:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес),статус образовательного учреждения;
2) наименование учредителя;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательныхпрограмм;
5) основные характеристики организации образовательного процесса,в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок еепроведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления(на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательногоучреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законныхпредставителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательногоучреждения, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителемза образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельностиобразовательного учреждения;
в) источников и порядка формирования собственности образовательногоучреждения;
г) осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательногоучреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения иусловия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальныхактов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельностьобразовательного учреждения (п.1 ст13 Закона об образовании).
Вышеупомянутая статьясодержит положения обязательной части устава любого образовательногоучреждения. В то же время  образовательноеучреждение может добавить в устав и другие условия, не противоречащиезаконодательству.
Устав разрабатывается ипринимается, согласно п.12 ст.32 Закона об образовании, образовательнымучреждением, то есть общим собранием или советом образовательного учреждения. Вто же время для регистрации образовательного учреждения согласно п. 3 ст.33Закона необходим устав, но до регистрации образовательного учреждения ещё несуществует, поэтому фактически устав разрабатывается и принимается (иутверждается в соответствии с ч.1 ст.52 ГК РФ) учредителем (учредителями).
Данное положение (о порядке принятия устава)урегулировано относительно уставов государственного и муниципального вузов.Утвержденный собственником устав действует не более 1 года, затем вуз продолжаетфункционировать на основании устава, принятого общим собранием (абз. 5 п. 3 ст.12, абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о высшем образовании). В этом заключается одно изразличий в правовом положении вуза и общеобразовательного учреждения.
Анализ действующих уставов школ городапозволяет выделить следующие недостатки их содержания:
·                   неполно перечисляются задачи (цели) деятельности образовательного учреждения;
·                   неперечисляются все основания для отчисления обучающихся;
·                   недостаточноточно определяется порядок управления образовательным учреждением;
·                   неперечисляются все виды локальных актов, издаваемые образовательным учреждением;
·                   не полноперечисляются права и обязанности участников образовательного процесса;
·                   не перечисляютсявсе виды предпринимательской деятельности, которую будут осуществлятьобразовательные учреждения, виды платных образовательных услуг;
·                   не правильноуказываются субъекты субсидиарной ответственности учреждения (например, в одномиз действующих Уставов сказано, что ответственность по обязательствамучреждения, при недостаточности его средств, несёт районный отдел народногообразования; в то время как имеется совместное решение об учрежденииобразовательного учреждения, где учредителями выступают комитет по имуществугорода, комитет по образованию администрации города и районная администрация,которые и будут ответчиками по обязательствам образовательного учреждения).
Но такая на первый взгляд удручающая картинавыглядит не такой уж мрачной в свете грядущей (с 20 мая 2001 года)необходимости перерегистрации уставов большинства школ города. И если раньше,имеется в виду 1998 год когда были зарегистрированы уставы большинства школгорода, директора школ писали их только для того чтобы отписаться, то в настоящеевремя есть надежды, что руководители муниципальных образовательных учрежденийподойдут к перерегистрации с серьёзными намерениями, понимая, что«устав-отписка» – это не тот документ, опираясь на который современная школадолжна строить свою работу.
Также следует отметить, что директора школне должны сами писать уставы (также как и заниматься ремонтом школы). Этимдолжны заниматься специалисты – юристы, но в настоящее время юристы есть тольков одном РОНО города,  в комитете пообразованию города (один специалист) и в краевом комитете по образованию (триспециалиста). Очевидно, что пять юристов не способны удовлетворить потребностив квалифицированных юридических услугах школ города, не говоря уже  осельских образовательных учреждениях.
Руководит образовательным учреждением наоснове единоначалия должностное лицо: директор, ректор. По общему правилу, назначает на должность руководителяучреждения и освобождает от нее собственник. Назначение руководителяобразовательного учреждения в отличие от подобного назначения на унитарныхпредприятиях, согласно ГК, не является исключительным правом собственника[15].Поэтому применительно к образовательным учреждениям возможно не тольконазначение, но и избрание руководителя на должность, который в соответствии суставом может быть:
1) избран коллективом образовательногоучреждения;
2) избран   коллективом  образовательного   учреждения    при предварительном    согласовании    кандидатуры    (кандидатур)   с учредителем;
3) избран    коллективом    образовательного    учреждения  с последующим утверждением учредителем;
4) назначен     учредителем     с   предоставлением    советуобразовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
Не допускается назначение ректоров вгражданских      образовательных     учреждениях     высшего профессионального образования (п.4ст. 35 Закона об образовании).
Непосредственноеруководство государственным, муниципальным вузом осуществляет ректор,избираемый тайным голосованием общим собранием (конференцией) сроком до 5 лет иутверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которогонаходится вуз. Назначение ректоров в гражданских образовательных учрежденияхвысшего профессионального образования не допускается, а статус руководителя государственныхобразовательных учреждений федерального подчинения устанавливаетсяПравительством Российской Федерации[16].
Ректорнесет ответственность заподготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной,научной, воспитательной работой  и  организационно  - хозяйственной  деятельностью  вуза, исполнение    законодательства,    реализацию    решений  органов государственной власти и,  в  частности, обеспечение  выполнения      указанных задач, осуществление функциипредставителя государства в учебном заведении.
Руководство государственным, муниципальным общеобразовательнымучреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.Директор муниципального общеобразовательного учреждения назначается решениеморгана местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотренрешением органа местного самоуправления.
Разграничение полномочиймежду директором и органами самоуправления определяется уставомобщеобразовательного учреждения. Помимо принципа единоначалия в управленииобщеобразовательным учреждением (директор) также предусмотрен принципсамоуправления, формами которого являются: совет общеобразовательногоучреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другиеформы. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения иих компетенция определяются уставом (пп.68-72 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Независимо от способа назначение (илиизбрания) руководителя образовательного учреждения с ним заключается трудовойдоговор (контракт).
Как видно из содержания контракта (см.приложение №1) между руководителем и учредителями, выступающими в ролиработодателей, преобладают трудовые правоотношения. Об этом свидетельствуютследующие условия контракта: руководитель подчиняется власти работодателя(п.2.2.3); расторжение контракта с руководителем, по указанным в нём условиям,производится в соответствии с п.4 ст.254 КЗоТ РФ (п.4.8); руководителювыплачивается вознаграждение за труд (п.3.2); в п. 3.3 определяется продолжительность рабочего времени; руководительможет заключать коллективный трудовой договор с работниками учреждения (п.2.2.10) и др.
Говоряоб учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, чтов Законе об образовании используются еще два понятия: «договор междуучредителем и образовательным учреждением»[17](п. 3 ст. 11, п.6 и 12 ст.39, п.1 ст.41 и п.5 ст.43) и «договор учредителей»(если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами — п. 3 ст.33). В п. 1 ст. 10 Закона о высшем образовании термин «учредительный договор»впервые в законодательстве употребляется в качестве одного из учредительныхдокументов учреждения: «… вуз создается в соответствии с решением собственникаили условиями учредительного договора» сказано в Законе. Некоторые юристысчитают такое определение правовой природы договора между учредителямиошибочным[18]. Идействительно, если проанализировать нормы Гражданского Кодекса об учредительномдоговоре (п. 2 ст. 52, ст. 70, 84, п. 1 ст. 89, п. 2 ст. 122), то становитсяочевидным, что заключение учредительного договора возможно только, во-первых,при создании юридических лиц, являющихся собственником принадлежащего имимущества, и, во-вторых, в случаях, прямо предусмотренных ГК. Поскольку образовательноеучреждение не входит ни в одну из указанных групп, постольку договор междуучредителями при создании учреждения не может рассматриваться как учредительный[19].
По правовой природеисследуемый договор можно отнести к договорам об осуществлении права общейдолевой собственности. При создании учреждения несколькими лицами имуществоюридического лица принадлежит им на праве общей долевой собственности, а размердолей определяется в зависимости от участия каждого в создании учреждения и вдальнейшем финансировании его деятельности.
Вцелях единообразного правового положения образовательных учреждений  Правительством Российской Федерацииутверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основекоторых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновьсоздаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время,принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельностьобразовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшемучебном заведении.[20]
Частичносодержание Типового положения определяет закон РФ «Об образовании»: оно должнорегулиро


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.