Реферат по предмету "Право"


Политическая жизнь и политическое устройство Испании

Министерство образования и науки УкраиныНациональныйгорный университет
Кафедра украиноведения и политологии
Комплексная контрольная работа
По курсу “Политология”
Политическая жизнь и политическое устройство Испании
Выполнила:
Студентка III курса факультета ГРФ
Группа КМ-00-1
Горбункова Ольга Николаевна
Проверила:
Преподаватель: Литвиненко Валентина Васильевна
Днепропетровск 2002
1.  Краткая справка о государстве иего роли в современном мире.
Столица — Мадрид.
Население — 39,2 млн. человек. Испания признанаединой нацией, сформированной на основе различных исторических областей иэтнических групп, основными из которых являются каталонцы (15,6%), андалусийцы(15,6%), кастильцы (11,1%), валенсийцы (9,7%), галисийцы (7,4%) и баски (5,6%).
География — Общая площадь 504,8 тыс.кв.км.Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейскогополуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе с Португалией.На севере омывается Бискайским заливом, на востоке Средиземным морем иАтлантическим океаном. На западе — Атлантическим океаном. Испании принадлежатнесколько групп островов, самыми значительными из которых являются Балеарскиеострова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане.
Климат — Средиземноморский, сухой и достаточножаркий. Зима мягкая — средняя температура зимой от +8 С до +14 С. Наилучшеевремя для туризма с конца весны до начала осени.
Язык — государственный испанский. В отдельныхрегионах — галисийский, баскский, местные диалекты. Каталанский язык,принадлежащий к романской группе, и тесно связанный с наречиями Франции,признан вторым государственным языком, использующимся в средствах массовойинформации, на нем ведутся практически все деловые переговоры иделопроизводство.
Валюта — испанская песета (ESP) = 100 сантимо. Вобращении находятся банкноты достоинством 1000, 2000, 5000, 10000 песет. А также монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 25, 50, 100, 200 и 500 песет. Широкоиспользуется Евро. С 1 июля 2002 года Песеты прекращают хождение. Евро являетсяединственной денежной единицей.
Религия — 99% населения католики.
Политическое состояние — Парламентскаяконституционная монархия. Глава государства — король.
Время — отстает от московского на 2 часа.
/>       />Рис.1. Автономные области Испании.          Рис.2. Географическоеположение.
С 1955 Испания – член ООН. После Второй мировой войныИспания лишилась почти всех своих колоний в Африке. В 1956 Испанское Мароккобыло передано Марокко, а в 1968 небольшие испанские владения Рио-Муни иФернандо-По стали независимым государством Экваториальная Гвинея. В 1976Испанская Сахара была передана под временное управление Марокко и Мавритании.После этого у Испании остались лишь города Сеута и Мелилья на средиземноморскомпобережье Африки.
После смерти Франко Испания стремилась установить болеетесные связи со странами Западной Европы. С 1982 Испания входит в НАТО, с 1986– в ЕЭС (ныне ЕС), с 1989 – в Европейскую валютную систему (ЕВС). Испанскоеправительство было одним из самых активных участников Маастрихтского договора(1992), предусматривавшего создание политического, экономического и валютногосоюза в Европе. Испания имеет также тесные связи со странами Латинской Америки.Традиционно она поддерживает хорошие отношения с арабскими государствами.Отношения с Великобританией осложняются из-за нерешенности вопроса о статусеГибралтара.
В 1992 в Барселоне были проведены Олимпийские игры, а вСевилье – Всемирная выставка в связи с 500-летием открытия Америки. В 1993–1999министр иностранных дел Испании Хавьер Солана возглавлял НАТО.
2.  Конституция государства.
Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработаликонституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция былаодобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистскихзаконов и установила новый государственный правопорядок.
Испания получила форму правления парламентарной монархии,унитарное политико-административное устройство со значительными правамисоставляющих страну единиц — автономных сообществ и демократическийполитический режим.
/>
Рис.3. Флаг Испании.
Конституция 1978 г.восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран —доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный — в конкретномзакреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях  этот акт закрепилидеологические и политические основы государства, приняв в качестве основы егодемократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласилаправа человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которогоони исходят. Национальный суверенитетреализуется через участие избирателей в выборахв центральные и местные представительные органы и через участие в голосованиина референдумах на национальном и местномуровнях. Принцип правового государства установлен в девятой статье основного закона: «Гражданеи государственная власть подчиненынормам Конституции и другого законодательства».Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля — Конституционный суд.
Конституцияучредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы(ст.81), регулирующиеосновные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов — Государственногосовета, Счетной палаты, Конституционного суда,Народного защитника, основы организациивооруженных сил, избрания Конгресса депутатов и Сената, организации судебной власти, границ избирательных округов и иных сфер, отнесенных к такомузаконодательству основным законом.
Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу и содержит его структурныеэлементы. Конституция включаетпреамбулу, вводные положения, раздел оправах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы оборганах государственной власти —короне, Генеральных кортесах, о правительствеи администрации, о судебной власти, о территориальной организации государства, о Конституционномсуде, об изменении конституции, атакже дополнительные, переходные изаключительные положения.
В основномзаконе была учтена острая национальная проблема, существовавшая в стране на протяжении многих лет: Испаниястала унитарным государством, но с широкой национальной автономией в видеавтономных сообществ для составляющих страну территорий. Хотя конституцией ни вкоем случае не допускается федерация автономий, им не запрещается сотрудничатьмежду собой. В лингвистическом плане основной закон установил официальныйхарактер двух языков — испанского (кастильского), который обязаны знать всеиспанские граждане, и собственного языка сообщества. Одновременно признается,что «богатство языковыхоттенков Испании является культурной ценностью, пользующейся особым уважением и защитой».
Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всехперед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую инравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовуюсвободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейнуютайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения понациональной территории; политические свободы — выражение и распространениесвоих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на созданиеобъединений; право голоса и петиций; социально-экономические права — наобразование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, правочастнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт.
Конституция Испании поспособу изменения относится к числу “жестких".Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным. В первом случае для изменения конституции требуется3/5 голосов в каждой из палат Генеральных кортесов, а если отсут-гвуетсогласие палат, то его пытаются достичь путем выработки согласованного текста смешанной комиссией издепутатов и сенаторов. Если этотпроект не принимается требуемыми 3/5 голосовв каждой из палат, то для внесения поправок в консти-туцию нужно собрать абсолютное большинство голосов вСенатеи не менее 2/3 — в Конгрессе депутатов. Полный пересмотр или изменение наиболее важныхположений конституции (вводныеположения, основные права и свободы,положения о Короне) могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой изпалат Генеральных кортесов, после чего они распускаются.Вновь избранные Кортесы рассматривают проект и должны его принять большинствомв 2/3 голосов в каждой из палат. Приполном пересмотре или изменении указанных важных положений основногозакона после принятия поправок парламентом в обязательном порядке проводитсянациональный референдум, тогда как причастичном изменении конституционноготекста такое голосование населения факультативно и осуществляется по требованиюне менее чем 1/10 части членов одной из палат. Во всех случаяхинициатива изменения конституциипринадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного сообщества.
Права, свободы и обязанности граждан регулируютсязначительным числом статей конституции и серией органических и простых законов.
Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных напять глав. Названная цифра показывает значение, которое учредители хотелипридать институту прав и свобод.В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общаяфилософская концепция прав и свобод: «Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав другихлюдей является основой политического порядка и социального мира». Этанорма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свободчеловека. В конституции принята ее широкая конструкция, — все испанцыпользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что жекасается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися вконституции «на основании условий, установленных договорами изаконами» (п. 1 ст. 13).
3.  Высшие органы власти Испании: ихформирование, полномочия, структура (схема).
Закрепленная в конституции структура государственных органовотносительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочияглавы государства принадлежат Королю, законодательная власть— Генеральнымкортесам, исполнительная — правительству; Конституционный суд — органконституционной юстиции.
/>
Рис.4. Органыгосударственной власти.Глава государства. Установленная конституцией форма испанскогогосударства — парламентарная монархия — предопределяет правовое положение главыгосударства. Форма замещения поста монарха, предусмотренная статьей 57основного закона, является традиционной, поскольку такая же содержалась встатье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же — в статье 51основного закона 1837 г. Генеральные кортесы, являющиеся выразителемнационального суверенитета, в случае невозможности наследственной передачикороны имеют право распоряжаться ею «в форме, в наибольшей мере отвечающейинтересам Испании». Конституция установила, что корона передаетсянаследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, такимобразом, является первым в новой династии. Такоеутверждение соответствует испанской традиции.Обязанности Короля не выходят за пределы, очертанные при парламентарноймонархии. Король выступает как «глава Испанского государства»,является символом его единства и постоянства. Он — гарант правильногофункционирования государственных институтов (п. 1 ст. 56 конституции). В данномслучае статус Короля вполне совмещается с европейской моделью парламентарноймонархии.В конституционных нормах о правовом положении испанского королязаметно стремление сделать это лицо как бы «парящим» над другимигосударственными органами. Испанский король, в частности, не является главойисполнительной власти. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает ираспускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениимконституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членовправительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военныхслужащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, является верховнымглавнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначаетпослов, а иностранные послы аккредитуются при нем, подписывает международныедоговоры, по уполномочию Генеральных кортесовобъявляет войну и заключает мир. Однако для того, чтобы акты монарха в названных областях былидействительными, они должны быть контрассигнованы председателем правительства,министрами или председателем Конгресса депутатов.
Наиболее значительное полномочие Короля — предложениеКонгрессу депутатов кандидата на пост председателя правительства. Для этогоКороль проводит консультации с представителями парламентских фракций и черезпосредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главыправительства. При вступлении напрестол Король приносит присягу перед Генеральнымикортесами.Генеральные кортесы «представляют испанский народ» (ст. 66конституции). Они осуществляют государственную законодательную власть,принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иныефункции, возложенные на них конституцией.
Палаты Генеральных кортесов автономны: они принимают свойвнутренний регламент и работают в соответствии с ним, принимают свой бюджет, ана совместном заседании — статут персонала Кортесов. Для обеспечения своейработы палаты организуют весьма внушительный вспомогательный аппарат.
Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна длязападноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избираетпредседателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутатыорганизуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенатетребуется минимум 10 членов и 15 — в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов,получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5%голосов в общенациональном масштабе.
Обе палаты Генеральныхкортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведетпредседатель Конгресса депутатов. на совместном заседании палат Кортесы даютразрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам,военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства илиосновные права и обязанности, указанные в части I конституции, договоры исоглашения, содержащие обязательства для государственных финансов, а такжедоговоры или соглашения, влияющие на изменение или отмену какого-либо законаили принятия мер законодательного характера для исполнения этих договоров исоглашений (п. 1 ст. 94).
Генеральные кортесы принимают законы нескольких категорий ипрежде всего изменяющие конституцию. Право законодательной инициативыпринадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов; ассамблеиавтономных сообществ большинством в 2/3 голосов могут требовать у правительствавнесения проекта закона в бюро Конгресса депутатов.
Большая часть полномочий принадлежит нижней палате,Конгрессу депутатов (350 членов). Принятые им законопроекты должныпредставляться на рассмотрение верхней палаты – Сената (256 членов), ноКонгресс большинством голосов может преодолеть вето Сената. Депутаты парламентаи сенаторы избираются сроком на 4 года – по мажоритарной системе, а Конгресс –по пропорциональной системе.
Генеральные кортесы обладают традиционными дляпарламентарной монархии правами по контролю за деятельностью правительства.Наиболее важные полномочия в этой сфере принадлежат Конгрессу депутатов, аглава государства имеет на судьбу правительства очень ограниченное влияние.Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также участвует имонарх страны. Обе палаты Кортесов и их комиссии могут требовать отправительства любую информацию, требовать присутствия членов правительства наих заседаниях. Члены палат могут задавать вопросы правительству и вноситьинтерпелляции. Однако только Конгресс депутатов может заставить правительствоуйти в отставку. Процедура внесения резолюции порицания весьма похожа нааналогичную во французском Национальном собрании и предназначена дляобеспечения стабильности правительства. Резолюция должна быть предложена однойдесятой частью депутатов и одновременно указывать кандидатуру на пост главыправительства; последнее требование, известное под названием«конструктивного вотума недоверия», заимствовано из конституции ФРГ1949 г. (ст. 87).
Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актахгосударства. Они дают разрешение в предварительном порядке на заключениемеждународных дсчоворов политического, военного характера, договоров,затрагиивающих территориальную целостность государства или основные права иобязанности испанских граждан, а также договоров, создающих для государствафинансовые обязательства, влияющих на изменение или отмену какого-либо законаили влекущих принятие мер законодательного характера для исполнениямеждународных договоров. Кроме того, путем издания органического закона Кортесымогут разрешать заключение международного договора, которым передаетсякомпетенция в пользу надгосударственных организаций (ст. 93 конституции).
Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятиирешения о привлечении председателя правительства и других его членов кответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнениисвоих функций, против безопасности государства.
Правительство — высший орган исполнительной власти, введении которого находится руководство внутренней и внешней политикой страны,гражданской и военной администрацией и обороной. Во времена франкизма, доиздания органического закона 1967 г., ни один акт не регламентировал правовоеположение исполнительной власти. Конституция 1978 г. посвящает этой«ветви» власти целый раздел.
Испанское правительство включает председателя, егозаместителей и министров, а также других лиц, которые установлены законом. ВИспании, как и в ФРГ, вопрос о формировании правительства — это вопрос оназначении его главы. Остальные члены правительства назначаются и отстраняютсяот должности Королем по представлению его председателя.Конституция устанавливает значительнуювласть председателя правительства в отношении министров. Согласно статье 100основного закона министры назначаются и отзываются Королем по предложениюпредседателя. Отставка или смерть последнего означает «падение»,прекращение функций правительства. Председатель правительства руководит егодеятельностью и координирует действия других министров.
Испанское правительство— собрание министров,«солидарных» друг с другом, поскольку оно несет солидарнуюполитическую ответственность перед Конгрессом депутатов. Правительство —вершина исполнительной власти, в которую входят государственная администрация,армия, полиция, корпус безопасности. Функции испанского правительства в целомне выходят за рамки традиционных в государстве, имеющем форму парламентарноймонархии. Оно руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняетзаконы, издает в этих целях различные административные акты, назначаетгражданских и военных чиновников. Правительство обладает законодательнойинициативой (ст. 87 конституции); проекты законов должны быть одобрены Советомминистров (ст. 88). Он может получать от Генеральных кортесов право издаватьзаконодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти втечение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В равноймере правительство может принимать декреты-законы без предварительной делегациипарламента.
Государственный совет является консультативныморганом правительства и административных органов по юридическим вопросам.
Счетная палата — высший контрольный орган вфинансовой области и экономической деятельности государства и государственногосектора экономики. На членов палаты распространяются положения о независимостии несменяемости судей. В своей деятельности палата подчиняется Генеральнымкортесам.
Совет экономического планированиязанимаетсяразработкой проектов планов экономического развития с учетом предложенийастономных сообществ, профсоюзов, патрональных и других организацийэкономического характера.
Судебная система. В своей деятельности судьи и магистратыподчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти,несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципыреализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., вкотором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебныхорганов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.
Управление судебнойсистемой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе спредседателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Советаназначаются  Королем на пять лет; по 10 членовпредлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламентаизбирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре —среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальностиболее 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещениепо должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса идисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначениякандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются всоответствии с политико-административным делением территории; каждый округвключает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, заисключением той, которая отнесена кведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающихсоответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовыедела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским деламрассматривает дела Высокого суда  на сумму свыше 3 млн. испанских пессет.Судами более низкого уровня являются — Национальный высокий суд, состоящий изшести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высшихдолжностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ  обладаюткомпетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой исоциальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальныесуды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские иуголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды имировые суды. Вкаждой провинции учреждены: административный суд,суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.
4.  Форма государства.
4.1 Формагосударственно-территориального устройства.
Испания является унитарным децентрализованнымгосударством, административно – территориальные единицы, которого не обладаютпризнаками государственности, суверенитета. На сегодняшний день можно сказать,что Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.
Задолго до установления режима Франко Испания уже имелаопыт местного и регионального самоуправления. При Франко эти права былиликвидированы, и центральное правительство осуществляло власть на всех уровнях.После восстановления демократии органам власти на местах были предоставленызначительные полномочия.
Конституция Испании исходит из неделимости государства, новместе с тем гарантирует право на самоуправление административнымподразделениям, сложившимся на основе национальных, региональных и историческихкритериев.
Про территориальное устройство государства говорится вРазделе VIII  Конституции Испании. “Государство в своейтерриториальной организации включает муниципалитеты, провинции и автономныесообщества. Все эти единицы пользуются автономией при ведении своих дел.Государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности иустановления экономического равновесия между различными частями испанскойтерритории. Все испанцы имеют одни и те же права и обязанности на всейтерритории государства. Конституция гарантирует автономию муниципалитетов.Руководство и управление ими осуществляется соответствующими муниципальнымисоветами, которые состоят из алькальдов и советников. Привинция – являетсяместным образованием, объединяющим группу муниципалитетов и образующим единицутерриториального управления для выполнения деятельности государства. Всякоеизменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными кортесами”.
Испания делится на 17 автономных сообществ, которые имеютсвои парламенты и правительства и пользуются широкими полномочиями в областикультуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких автономныхсообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование местныхязыков, в частности, на них ведется телевещание. Однако баски настаивают напредоставлении более полной автономии, причем эти требования в ряде случаевсопровождаются вооруженными столкновениями с полицией и террористическимиактами. В число 17 автономных сообществ входят Балеарские Острова в Средиземномморе и Канарские Острова в Атлантическом океане. Кроме того, статус автономииимеют остатки испанских колониальных владений – города Сеута и Мелилья насеверном берегу Африки. Автономные сообщества делятся на 50 провинций, каждаяиз которых управляется своим советом. С 1997 советы подчинены правительствамавтономных сообществ. Высшие муниципальные чиновники и депутаты местных советовизбираются прямым голосованием. Члены местного совета избирают мэра из своихрядов; обычно на этот пост назначается глава партии большинства. Муниципальныеорганы власти не имеют полномочий собирать налоги и финансируются центральнымправительством.
4.2 Форма правления.
Форма правления — система формирования ивзаимоотношений высших государственных органов власти.Согласно конституции, разработанной представителями основных политическихпартий и одобренной на референдуме 1978, Испания является монархией спарламентской формой правления. Конституционно закреплено единство Испании,но допускается некоторая региональная автономия.Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частичнососредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и переходит, какправило, по наследству. То, что формой правления является монархия можноопределить по следующим признакам:
Ø Власть передается по наследству;Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, таким образом, является первым в новойдинастии.
Ø Власть осуществляется бессрочно;
Ø Власть не зависит от населения;
Парламентская монархия  характеризуется следующимипризнаками:
Ø Имеет место признак разделение властей;
Ø Монарх “царствует, но не правит”;
В отличие от других европейских монархов, не только«представительное лицо», но и влиятельный политик. По конституции оннаделен большими полномочиями.
Ø Правительство формируется парламентом из представителей партии(или партий) большинства;
Ø Парвительство несет ответственность не перед монархом, а передпарламентом;
Ø Правовое положение монарха существенно ограничено.
 
4.3 Тип политического режима.Испания — последнее государство современной Европы, где фашистскаядиктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, вкоторой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которойавторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.Современная политическая организация Испании создана после смерти этогодиктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких летпродолжал действовать ряд институтов прежнего режима. Два последовательносуществовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли отчетливыйкурс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суаресазаконопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом вдекабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некоторыедемократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новаяструктура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатныйпарламент — Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайномголосовании.
Избранные 15июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978г. на общенациональном референдумеэта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действиефашистских законов иустановила новый государственный правопорядок. Испанияполучила форму правления парламентарной монархии, унитарноеполитико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Имеетсянемало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии:референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областнойавтономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни.Показательной для произошедших изменений в общественной жизни сталаплюралистская структура прежде централизованного государства. Среди признаков демократического режима такжеможно выделить:
Ø Население учавствует в формировании и осуществлениигосударственной власти;
Ø Во всех сферах общественной жизни господствует закон;
Ø Реальное осуществление принципа разделения властей назаконодательную исполнительную и судебную;
Ø Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человекаи гражданина; и пр.
5.  Форма избирательной системы.
В Испании смешанная избирательная система (сочетаниемажоритарной и пропорцианальной систем).
Активное избирательное право на выборах в представительныеучреждения предоставляется обладающим политическими правами гражданам Испании с 18-летнего возраста. Парламент — Генеральные кортесы — включает две палаты:Конгресс депутатов и Сенат, который является палатой территориального представительства. Обе палаты избираются путемвсеобщих и прямых выборов при тайном голосовании на 4 года. Конгресс депутатов включает от 350 до 400 депутатов, внастоящее время — 350. Каждая из 50 провинций, как минимум представленадвумя депутатами и одним дополнительным депутатом на каждые 175 тыс. жителей. Города Сеута и Мелилья представленыодним депутатом в нижней палате. Сенат состоит из 208 избираемых членов и 43 назначаемых Королем. Каждая провинция избирает по4 сенатора. Каждый остров или группа островов составляют также один избирательный округ. Большие Канарскиеострова, Мальорка и остров Тенерифе избирают по три сенатора каждый, а другие острова — по одному. Города Сеута и Мелилья избирают по два сенатора. Автономныесообщества
посылают в верхнюю палатудополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; этисенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.
Численность муниципальных советов зависит от числа проживающихна их территории жителей (до 250 —  5, от 250 до 1000 — 7 и т.д.). Их членыизбираются и по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам, взависимости от характера коммуны.
Непосредственное участие избирателей в государственной жизнина национальном и более низких уровнях признается основным законом и другимиактами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционногореферендума.
Назначение референдумаосуществляется Королем по предложениюпредседателя правительства и при существовании первоначальнойинициативы, исходящей от Конгресса депутатов. Крометого, органический закон 1980 г., регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительноеусловие – инициатива Конгрессадолжна быть одобрена абсолютным большинством его членов.
В целом, же институт непосредственного участия гражданИспании в осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, ипрактика его применения не получила широкого распространения.
6.  Основные политические партии(правящая, оппозиция).
Кратко:
С 1982 по 1996 гг. правящейполитической партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol), возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом.После различных неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, навыборах в 1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular)во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанскойполитике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda Unida).
Подробнее:
Общенациональные партии, пережившие период диктатуры Франко,– Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и КоммунистическаяпартияИспании (КПИ). Их организации сохранились в подполье и в изгнании, и многиечлены этих партий подвергались преследованиям. Франкистская партия Испанскаяфаланга (позднее – «Национальное движение») прекратила свое существование сосмертью диктатора Франко, однако некоторые деятели этой организации до сих поручаствуют в политической жизни страны.
В последние годы жизни Франко премьер-министр Карлос АриасНаварро обещал легализовать деятельность политических организаций. Первой изних стал Союз демократического центра (СДЦ), созданный в 1976 во главе сАдольфо Суаресом Гонсалесом. В том же году король Хуан Карлос назначил Суаресапремьер-министром. Правительство Суареса не желало признавать Коммунистическуюпартию, но все же вынуждено было принять в 1977 Закон о легализации всехполитических партий. После этого было зарегистрировано более 200 партий (врезультате всеобщих выборов 1993 в парламент прошли представители только 11партий или коалиций, а выборов 1996 – 15).
После проведения первых выборов в 1977 ведущей партией сталСДЦ. Это была правоцентристская партия, представлявшая средний класс ивключавшая некоторых политиков и чиновников режима Франко. СДЦ победил также нанациональных выборах в 1979, но на выборах 1982 потерял большинство мест впарламенте, поскольку не смог справиться с быстрым ростом безработицы итерроризмом. Попытка государственного переворота в феврале 1981 также ослабилапозиции СДЦ.
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) былаоснована в 1879 и являлась крупной партией во времена Второй республики, нобыла запрещена при Франко. После 1975 она быстро выросла под руководствомФелипе Гонсалеса Маркеса и превратилась в партию социал-демократического толка.ИСРП занимала второе место по числу голосов на выборах 1977 и 1979 и одержалапобеду на местных выборах в 1979 в крупных центрах страны, включая Мадрид иБарселону. Получив абсолютное большинство мест в обеих палатах Кортесов, в 1982ИСРП стала правящей партией Испании. Она победила на выборах в 1986, 1989, но в1993 ей пришлось войти в коалицию с региональной каталонской партиейКонвергенция и Союз, чтобы сформировать правительство. ИСРП на досрочных парламентскихвыборах в марте 1996 осталась в меньшинстве.
Народная Партия (НП; до 1989 – Народный альянс) занимаетконсервативные позиции. В течение многих лет ею руководил бывший франкистскийминистр Мануэль Фрага Ирибарне. После перехода руководства НП в руки Хосе МарииАснара возрос авторитет этой партии среди молодежи. В 1993 она получила 141(ИСРП – 150), а в марте 1996 – 156 мест (ИСРП – 141) и стала правящей.
Начиная с выборов 1993 на третье место по значимости средипартий Испании вышла коалиция Объединенные левые (ОЛ), которой руководяткоммунисты. На выборах 1993 ОЛ получили 18 мест, а на выборах 1996 – 21 место.Коммунистическая партия Испании (КПИ), созданная в 1920, в течение 52 летнаходилась в подполье и была легализована в 1977. КПИ пользуется значительнымвлиянием в профсоюзной конфедерации Рабочие комиссии, самой массовой в стране.
Важную роль в Испании играют региональные партии.Правоцентристская каталонская партия Конвергенция и Союз (КИС) располагала всередине 1990-х годов большинством мест в Каталонской региональной ассамблее.На общенациональных парламентских выборах 1993 и 1996 она набрала значительноечисло голосов и стала партнером по коалиции сначала с ИСРП, а затем с НП. ВСтране Басков, где давно проявлялись сепаратистские настроения, в середине1990-х годов образовалось несколько влиятельных партий. Самая крупная из них,консервативная Баскская националистическая партия (БНП), стремится к достижениюавтономии мирными средствами. Эри Батасуна, или Партия народного единства, выступаетв союзе с нелегальной организацией ЭТА (Баскское Отечество и Свобода), котораяпризывает к созданию независимого Баскского государства, не отрицаянеобходимости насильственных методов борьбы. Большим влиянием пользуютсярегиональные партии в Андалусии, Арагоне, Галисии и на Канарских Островах.
7.  Тип государства.
Тип государства определяет социальную сущность государства,его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственногомеханизма. Тип государства можно определять по нескольким факторам:
Ø С точки зрения уровня социально – экономического развития новаяиндустриальная страна
Ø С точки зрения способа организации высшей власти – монархия.
Ø С точки зрения государственного устройства – Испания стоит награнице между унитарным устройством и федерацией.
Ø С точки зрения способов и методов  осуществления государственнойвласти – демократия.
Ø С точки зрения двух глобальных этапов развития государственности– конституционное.
8.  Тип политической системы и егохарактеристика.
Политическая система – это универсальная управляющаясистемаобщества, которая регулирует взаимоотношения между социальными группами,обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основеиспользования государственной власти.
К основным типологиям можно отнести:
Ø Типология по характеру взаимодействия с внешней средой: системаИспании относится к открытым политическим системам (когда политическиесистемы обмениваются ресурсами со внешним миром, усваивают ценности передовыхсистем, подвижны и динамичны);
Ø  Типология по политическому режиму – демократическая политическаясистема;
Ø Классификация по классовому признаку, то есть интересы какогокласса представляет политическая система – социалистическая;
Объем прав и свобод весьмаобширен и включает равенство всех перед законом, а также многие личные права.
Конституция возлагает нагосударство обязанности, казалось бы, прямо не относящиеся к отдельнойличности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относитсяпоощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и техническихисследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природныхресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного ихудожественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимыхусловий для пользования благоустроенным жильем.
Ø Классификация Г. Алмонда по типу политической культуры –европейско-континентальная модель;
Для нее характернососуществование старых и новых культур
Ø Ж. Блондель классифицирует политические системы по содержанию иформам управления, Испания относится к либеральным демократиям (ориентируется впринятии решений на ценности индивидуализма, свободы и собственности).

Список литературы:
1.  Страны мира. Справочник. М.:1999г.
2.  Иностранное конституционное право./Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.
3.  Решетников Ф. М. Правовые системыстран мира. Справочник. 1993г.
4.  Чиркин В. Е. Конституционное правозарубежных стран. М.:1997г.
5.    Учебные пособия по курсу “Политология”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.