Министерство высшего и среднегообразования РФ
Второе высшее образование
Курганский государственный университет
Контрольная работа по курсу:
Правоведение
на тему:
Правовое регулирование
целевых государственных и местных
бюджетных фондов
специальность«Финансы икредит»
слушатель
Кудашева Наталья Васильевна
гр. 371
КУРГАН
2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . 2
Экономическое содержаниесистемы расходов бюджета . 2
Правовое регулирование фондов . . . . . 3
Целевые государственные фонды . . . . . 4
Заключение . . . . . . . . . 7
Литература . . . . . . . . . 8
ВВЕДЕНИЕ
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнениемгосударством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, наоснове которых происходит процесс использования средств централизованного фондаденежных средств государства по различным направлениям.
Следует помнить, чторасходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и,следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними завыполнение определенных функциональных обязательств.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕСОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Экономическая сущностьрасходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладаеткачественной и количественной характеристикой. При этом качественнаяхарактеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установитьназначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Многообразиеконкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природойи функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,административно-территориальным устройством государства, формами предоставлениябюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную системурасходов бюджета любого государства на определенном этапесоциально-экономического развития.
Важный признакклассификации расходов бюджета — предметный. При этом все расходыподразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующиегруппы расходов:
1. финансирование промышленногопроизводства;
2. финансирование социально-культурныхмероприятий;
3. финансирование науки;
4. финансирование обороны;
5. содержание правоохранительных органови органов государственной власти и управления;
6. расходы по внешнеэкономическойдеятельности;
7. создание резервных фондов;
8. расходы по обслуживаниюгосударственного долга;
9. прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественнойжизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты навыполнение приоритетных общегосударственных программ, для этого в частностисоздаются целевые государственные фонды.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВ
Фонды как некоммерческие организации определены в ст.118 ГК Российскойфедерации. Фонды являются юридическими лицами. Фонд вправе заниматьсяпредпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественнополезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществленияпредпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные обществаили участвовать в них. Порядок управления фондом и порядок формирования егоорганов определяются его уставом.
ЦЕЛЕВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Целевые бюджетные фондыопределены в ст.17 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Целевой бюджетный фонд — фондденежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядкецелевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений ииспользуемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могутбыть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетногофонда.
В законе «О федеральном бюджете на 2000 год» учтеныследующие фонды: Федеральныйдорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд РоссийскойФедерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фондвоспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления иохраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводстваводных биологических ресурсов. Также образованы фонды: Фонд региональногоразвития и Фонд развития региональных финансов. Суммы, выделенные на созданиеэтих фондов оговорены в ст.52 бюджетного кодекса. Той же статьейустанавливается, что средства Фонда регионального развития направляются нафинансирование федеральных программ развития регионов и дополнительнуюфинансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации. Порядокпредоставления и расходования средств Фонда регионального развития определяетсяПравительством Российской Федерации. Установлено, что в 2000 году источникомобразования Фонда развития региональных финансов является кредит Международногобанка реконструкции и развития. Средства Фонда развития региональных финансовнаправляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетовсубъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы ибюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Порядокпредоставления и расходования средств Фонда развития региональных финансовопределяется Правительством Российской Федерации в соответствии с соглашением озайме с Международным банком реконструкции и развития после утверждения впорядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Бюджеты местных уровней также вправе предусматривать создание фондов. Такв городском бюджете г.Кургана предусмотрены расходы следующих фондов: фонданепредвиденных расходов ( резервный фонд) бюджета города, фонда Мэра,городского экологического фонда, фонда Администрации города по предупреждению иликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.Очевидно, что создание последнего фонда вызвано последствиями большихнаводнений последних лет и необходимостью дополнительного аккумулированиясредств на проведение как профилактических работ, так и устранение последствийнаводнений.
Несмотря на существование федеральных фондов и работы их отделений наместах (например, дорожных фондов), создаются и предусматриваются в бюджетахместных уровней местные фонды, которые работают параллельно с отделениямифедеральных фондов, но имеют несколько другие задачи. Они также являютсяюридическими лицами, имеют свой Устав и действуют на основе ГК РоссийскойФедерации.
Рассмотрим это на примере экологических фондов.
29.06.1992 принято положение №442 «О федеральном экологическом фондеРоссийской Федерации» который образовывался как внебюджетный фонд и находился в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РоссийскойФедерации. Далее в законе «О федеральном бюджете на 1995 год» в ст.6говорится: " Консолидировать (включить) в федеральный бюджет начиная с1995 года средства следующих федеральных целевых внебюджетных фондов: Федеральногодорожного фонда Российской Федерации, Федерального экологического фондаРоссийской Федерации …" И начиная с 1995 года федеральный экологическийфонд уже существует как бюджетный целевой фонд. Но на местном уровнепараллельно федеральному экологическому фонду существуют региональныеэкологические фонды. У нас это Курганский областной экологический фонд игородской экологический фонд.
Задачи федерального экологического фонда, определенные положением о егосоздании, носят глобальный характер. Это (п.8 разделаII): финансирование и кредитование федеральных программ инаучно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающейприродной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природныхресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистныхсооружений; содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничествав области охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов ипрограмм такого сотрудничества; содействие в развитии экологического воспитанияи образования.
А если мы заглянем врешение Городской Думы «О бюджете г.Кургана на 2000 год», то увидим,что средства городского экологического фонда направляются на следующие цели(п. 21): долевое участие в финансированииработ по переводу на газ котельных г.Кургана; долевое участие в финансированииработ на полигоне ТБО; долевое участие в финансировании работ по проведениюаналитического контроля за состоянием атмосферы воздуха, воды; экологическоеобразование и просвещение; долевое участие в финансировании работ по озеленениюг.Кургана; долевое участие в финансировании работ по вывозу и демеркуризацииртутных ламп из школ и д/садов города. Т.е. задачи местного экологическогофонда носят более узкий характер, хотя косвенно конечно способствуют и решениюзадач федерального фонда.
Создание местных целевыхбюджетных фондов, обозначение их задач, размер отчисляемых в фонды средств — прерогатива местных органов самоуправления и диктуется условиями жизни в томили ином регионе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет, показывая размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяетналоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направлениярасходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства.Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннеговалового продукта.
Многие проблемы могутбыть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящеевремя их достаточно большое количество.
Наиболее важнымипроблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:
· закрепление доходных источников забюджетами соответствующих уровней;
· отработка механизма определения фондафинансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
· определение финансовых полномочий порасходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местнымибюджетами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (от 31 июля 1998года N 145-ФЗ)
2. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год „
3. Решение КурганскойГородской Думы от 10.02.2000 “О бюджете г.Кургана на 2000 год»
4. Финансовое право/ под ред.О.Н.Горбуновой. – Москва «ЮРИСТ»,1996