Реферат по предмету "Разное"


1-Методика как наука, связь с другими. Методология и методика. Философия и М, методы исслед-я в совр. М-ке

1-Методика как наука, связь с другими. Методология и методика. Философия и М, методы исслед-я в совр. М-ке.Учебн.процесс (3 компонента: обучающ. деятельность учителя, организация обучения (цель, содержание и методы, приемы , средства О), учебная деятельность учащихся). Методика - это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения воспитания на материале ин языка.(цели опред-ся соц заказом) Предметом методики обучения является сам ИЯ. (ИЯ является и целью и средством обучения). ИЯ-всеяден и беспредметен. М общая (любой ин.язык: принципы отбора материала, способы осуществления устного опережения при овладении различн. видами речевой деят-ти), пути устной и письм.реч. деят-ти, пути интенсификации уч.процесса). М частная (те явления, к-ые специфичны для какого-либо конкретного ин.языка). М бывает также экспериментальная, сравнительная, применения технич.средств, история методов. Связь: лингвистика (языкознание), педагогика (решен восп задач), психолингвистика (проблема порождения речи,выраж мысли). Кибернетика (теория сис-м в уч проц), теория информатики, мат.статистика, литература, история, социолингвист (ситуативность высказ-й), география страны, ин.языки, дидактика. М и философия: Ф – общий диалектический метод исследования 1) связь формы и содержания (пример: соотношение теории и практики, содержание и формы работы отыскать учителю) 2) учебный процесс – система, поступательно развивающаяся. Работают законы Ф: единство и борьба противополож, отрицание отрицания, переход колич изменений в кчественные. МЕТОДОЛОГИЯ - учение о способах орг-ии и построения теоретической и практической (науч-позноват) деятельности человека. Методы исследования: критич.анализ лит-ры, изучение и обобщение положит.опыта передовых учителей, научно-фиксир. наблюдение, сбор фактов, описание в виде классификаций, критерий наблюдения – целенапр-ть, пробное обучение, опытное обучение, эксперимент , анкетирование, тестирование, беседа. Хронометрирование (снятие урока на видео, вычисление вр, требуемого для пунктов плана), осциллографич.анализ. (опр-е резонанса произношения). ^ 2-псих-е основы методики. Псих-й компонент содержания обуч рецептивным и продуктивным видам реч деят-ти.Психология речи: письм и устная речь отличаются каналами передачи инофрмации: графич. канал (пространственное измерение) и звуковой канал (временное измерение). Устная речь т.е. звук первоначален по отн-ю к письменной. Для речи (по структуре) характерны свои свои грамматич. и лексич.ср-ва отсюда и разделение на письм. и устные стили. Разделение на внешнюю и внутрен.речь. Внешняя (полное языковой оформление), внутренняя (фрагментарность, свернутость, фаза планирования). Чтение, письмо, аудирование, говорение связаны с функционир. внутр.речи, поэтому при обучении этим 4 видам деятельности нужно формировать слухо-моторные образы языкового материала. Речь бывает рецептивная (декодирование, от формы языка к мысли, играет роль пассивный запас) и продуктивная (кодирование, от мысли к языковому оформлению, активный запас). Устная речь: говорящий – звуковой канал – слушающий. Письм.речь: пишущий – графич.канал – читающий. Для методики: специфический отбор материала, отработка активного и пассивного минимума идет по-разному, особая практика в рецептивной и продуктивной речи. Мышление: добиться осознанного усвоения с опорой на анализ и синтез. Память: кратковрем. и долговрем. (перевод из кратковремн.в долговрем – условие успешности овладения языком). Процессы запоминания (произвольное запоминание занимает незначит.место: клише, стихи, фразы, обороты запоминаем), непроизвольное запоминание (особое значение в методике, условия: внешинй интерес, придание коммуникат. характера, лучше запоминается тот материал, к-ый связан с активной умственной деятел над ним, логическое осмысление действий, сравнение с ранее усвоенным, опора на разные виды ощущений). Формир знания: 1) первич инф 2) первич умен + закрепл упр-ми 3) примен. навыка ^ 3- Лингвистич основы методики. Дихотомия языка и речи. Лингвист. компонент в обуч рец. и продуктивн. видам речи.Лингвистика изучает языки как определенные кодовые системы, принятые в том или ином коллективе людей и служащие этим коллективам для осущ-я актов коммуникации, изучает речь, как процесс передачи и приема информации при помощи языковых кодов, а мет-ка изучает проблемы обуч языку и разв-ю речи у учащихся. Связь м/у формой и значением (глаг не употр в contin из-зи значения). Дихотомия яз и речи - двойственность. Чтобы говор нужно знать яз,чтобы знать яз нуж говор. Язык – это система языковых средств, необходимых и достат для общения и правил их использования.(консервативен и болезн воспр действит-ть) Речь - реализация языковой системы в конкретных актах коммуникации (постоян развив-ся). Изучение языка обеспечивает лишь знание его системы, но не ведет к использ-ию этой системы как ср-ва общения. Единицы речи (по Щербе синтагма), языка (фонема, морфема, слово, словосочет, предложение, микро и макро тексты). Для методики: для усвоения единиц языка необходимо знать их особенности, возможные трудности в их усвоении, для усвоения речи: знание особенностей реч.едениц позволяет произвести их отбор из живой речи. При изучении ин. языка процессы переноса (знание системы родного языка оказывает положитеьное влияние при изучении схожих явлений ин.языка) и интерференции (отрицат. влияние, пример – уподобление звуков ин.языка зв-м родного). Пример-знач слова мож завис от звон согл на конце слов (bag back) , крат и долгота гласных. Методика должна организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить широкое внедрение переноса и уменьшение интерференции. Рецептив виды реч деятел – характериз неогранич лекс и грам материаллом тк носитель языка не знает наших знаний и нет отбора. ^ 4-Социокультурная направл.обучен.ин.яз, актуальн проблемы, культуроносн.функция языка, вторичн.язык.личность, куммуникатив.компетенция как интегративн.понятие.Обучение не просто языку, а иноязыч культуре. Формир. коммуникат. компетенции (набор умений) связано с социокультурн. и страноведческими знаниями, без знания социокултурн. фона нельзя сфомировать социокультурн. компетенцию т.к. есть лексика со страноведческими сведениями, затрагивающими разные слои жизни страны, истории, лит-ры, науки и т.п. Язык – форма выражения опр культуры, концепции мира и системы ценностей, манеры жизни в обществе и достижений в области науки, права и т.п. Несет в себе отпечатки мировоззрения и это находит отражение в лексике. Функция: не только передавать сообщения, но и сохранять и фиксировать информацию о постигнутой человеком действительности. Языковая личность - многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений и готовностей с осуществлению речевых поступков, к-ые классифицируются с 1 стороны по видам реч деятел, с другой, по уровням языка. т.е. это личность, выраженная в языке, реконструированная в основных своих чертах на базе яз средств. Вторичная язык.личность – личность, овладевщая вербально-семантическим кодом неродного языка, т.е. языковой картиной мира носителей языка, концепутальной картиной мира, позвол-й ч-ку понять новую для него соц.действительность. Дает ему способность осущ-ть межкультурн.коммуникаци. Структура межкультур компетен. 1) лингвистическая (речь постр по всем правилам, поним круг знач опр слов как носит яз) 2) социолингвистич (отн-я м/у общ-е со знан манеры выраж-я, коммуник намер) 3) дискурсно-стратегич (способ выраж линии общ-я) 4) социокультур-я (поним-е менталитета, ценностей) 5) социальн (умен постр разговор в соотв со своей соц ролью). Принципы формир-я: 1) познан и учет ценностных и культурн универсалий 2) культур связ соизуч иностр и родн яз-в 3) этнографич подход к опр культур компонен (особ одежды, прически) 4) речеповеден стратегий (жестикуляц, дистан, контакт глаз) ^ 5. Дидактич.осн М. Типология дидактики,понятие лингводидак, дидактич.принципы их актуализация в обучении.Методика и дидактика – один объект изучения: учебно-воспитательный процесс. Д – в целом, а М – применительно к определен.предмету т.е. ин.языку. Ин.язык и родной – важны не языковые знания, а приобретен. умения и навыки с помощью к-ых получаем знания по другим предметам. При обучении ин.языу ведущая функция – коммуникативная. Формируется новая язык сис-ма коммуникации. Лингводидактика – общая теория обучения языку, исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания методов и ср-в в завис от дидактич. целей, характера изуч-го материала, условий монолингвизма или билингвизма, этапа обучения и интеллектуально-реч.развития учащегося. Дидактич принц – безусловны (выполн всегда). Типология –способы систематизации материалла по разн принципам и критериям (по возрасту, по предметам) Общие дидактич. принципы: (активность и сознательность, самостоят-ть при руковод. роли учителя, системность и послед-сть, наглядность, доступность и посильность, учет особенностей, научность, воспит-ее и развивающее О.) Частные принципы: 1.коммуникат.направленность обучения ин.языку, многократное решение коммункат. задач →формирование умений и навыков на ин.языке. 2.учёт особенностей родного языка при овладении иностранным. 3.доминирующая роль упр-й 4.обуч на основе реч образцов (наиболее употребит. фонетич, граммат.и лексич.материал) 5. сочетания языковых тренировок с речевой практикой 6.взаимодействие основынх видов реч. деятельности (аудир, говорение, чтение, письмо – обучени одному невозможно без др) 7.устное опережение в обучении чтению и письму. 8.апроксимации (игнор те ошибки, к-ые не нарушают коммуникат. акта). 9. интенсивности на начальной стадии изучения. ^ 6.Осн метод.категории и понятия, их иерархия и взаимосвязь. Типология методики. Современ.метод стандарт (?).1. Прием – элементарный методич.поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определен.этапе практич. занятия. 2.Технология – серия следующих за собой приёмов, разработ-х на осн одной концепции 3. Метод – обобщенная модель реализации компонентов уч.процесса по ин.языку, в основе к-ой лежит доминирующая идея решения главной метод.задачи (в уз смысле -регуляр прием,к-ый работает) 4.Концепция – общая идея постр курса обуч-я (погружения, интенсив, развив, коммуник или деятел обуч.). 5. Система обучения – всеобщая модель уч.процесса, соответсвт. определен. метод. концепции, к-ой обуславливаются отбор материала, цель, формы, содержание материала и средства обучения. 6. Подход – тактическая модель процесса обучения, метод – стратегия обучения. Подходы: 1) обеобразоват-е:а) автократический(постр на авторитете 1 учителя, 1 стандарт учебник) б) гуманистический (разнообр-е учебн, методов, выбора способов работы,типов школ) 2) методические. Есть подходы: бихевиористский, индуктивно-сознательный, познавательный, интегрир-ый. Типология методики: общая (методика, определяющая принципы и средства, цели, содержание, методы, приемы обучения речевой деят-ти на любом ин.языке); частная (отбор язык.материала, изучаемого языка, устаноление типологии трудностей, орг-я его в уч. процессе,выбор методов, приемов и т.п.конкретному языку). МС это общепринят и закрепив в практ опыте норма(эталон, модель) обучающей деятельности учителя, в кот есть типичные, хар, соответ достижениям науки черты. ^ 7.осн.этапы развития отеч.методики. Факторы, определяющ.цели обучения на разных этапах. Содержание в разные эпохи.Влияние соц.заказа определяет цели обучения ин.языку. История развития по методам. 1. грамматико-переводной метод (гимназии 19 века): цель: гармонич развитие обучающихся, восп-е чувства прекрасного, формирование умения логически мыслить (латынь, древнегреческий – образцы логичности, системности, стройности). Язык – это система, овладеть сис-й можно лишь изучив ее досконально, изучение яз = изучение грамматики, его нужно выучить, понять, уметь найти примеры в тексте, применить. Все правила на родном языке (РЯ): от правила к примеру (дедукция), изучение явления в яз без относительно его важности для практич. пользования, отрыв формы от содержания. 2.Текстуально-переводной: разв-е достигается за счет чтения худ.лит-ры, в осн не грамматич. система, а текст. Для раскрытия фактов яз – перевод и механич заучивание. Руководствовались не системой грамматики, а тем, что дано в тексте (анализ). Не было сист-х знаний, но овладевали практически чтением. 3.Натуральный метод: осн. цель – разв-е устной речи, это обеспечивало тогда и умение чтения и письма. Создание искусств яз-ой среды, подобной той, что окружает ребенка, когда он овладевает РЯ: исключить из преподавания РЯ, ввод нового яз. материала устно, закрепл-е путем подражания учителю, диалог – осн. форма работы. 4.Прямой метод: отказ от изучения ИЯ как системы, цель О: живой язык, РЯ – тормозит О, перевод через систему антонимов и синонимов, индукция – выводится грамматика, усвоение на осн многократного повтор. реч. образцов. Впервые требования к правильной фонетике, интуитивность. Отличие от натур: огранченная лексика, фонетика, грамматика. В России был не полный отказ от переводов, общеобр-ое значение подчеркивалось (см 1. метод).1. от крещения Руси до реформ Петра 1. – культура – то, что входило в сферу православ религии и церковно-славянского языка. ИЯ – для перевода священных книг. Изучение концентрир-сь в монастырях. 2. второй этап (от Петра 1 до Октябрьской революции). Страна открыта влиянию запада. Возникает потребность в людях, владеющих ин языком. ИЯ (сначала нем, затем фр) становиться яз-м императорского двора и высш аристократии, затем яз-м дворянского общ-ва, и, наконец, владение ИЯ явл обязат-м для чел-ка, относящегося к культурному, образов сословию. 3.Период СССР – период самоизоляции страны. Изучение ИЯ подчинено интересам гос-ва и формированию «советского чел-ка». Знание ИЯ связано с проф деятельностью. В учебных программах – исключительно идеологич цель.4.Текущий этап. Осуществлен стремительный переход к открытому обществу. Взрыв интереса к ИЯ, связано с изменением места предмета ИЯ в с-ме образования. ^ 8.Совр целевые установки в обучении ИЯ. Компонентный состав цели ОИЯ. Соотношен цели, задач и содержания ОИЯ. Компоненты содержания ОИЯ. На совр. этапе: ИЯ такое же средство коммуникации, как и РЯ, поэтому все усилия направлены на формирование коммуникативной компетенции и созд 2 язык личности(личн овладевшая не только языком, но и культурой изуч яз). Цель формир в завис от: потребности, желания, возможностей, условий. Компон главн цели (= задачи): практическая (усвоение всех видов речевой деятельности т.е. понимать мысли других людей на ИЯ и выражать свои в устной и письм. форме), общеобразовательная (Щерба: «Человек глубже осознает свое мышление и понимает, что мысль может быть выражена другим способом, др.средствами». Более гибкое владение РЯ при переводе и подборе языковых средств, развитие логического мышления, из текстов – расширение кругозора), воспитательная (ознакомление с разными способами мыслить, оформлять идеи, самостоятельность, патриотизм, внимательность, аккуратность), развивающая.^ Компоненты содержания: 1) лингвистич. -тексты, языковые ср-ва, соц-лингвистич знания, прагматич материаллы (меню,билет,брошюра) 2) психологич. – проц формир умений и навыков, разв-е умств способностей, формир-е общения, псих особен возраста, орга-я работы в парах, группах – социализация личности, понимание проблем умственного развития ребенка, переключение с одного вида Де на другой, организация Де в группе, проектная работа, цикличность образования. 3) методологич. – способы овладеван знаниями(т.е. учить учиться) ^ 9. Специфика предмета ИЯ. Типология методики. Специфич. метод принципы ОИЯ. Актуализация метод.принципов в формировании умений и навыков ИРД.Ин.яз. всеяден, беспредметен, беспределен. Единств предмет, -ый обучает общению как цели. При изучении ИЯ формируется новая языковая система коммуникации, важны не теоретические знания о самом языке, а практические умения и навыки. Его изучение накладывается уже сформир. систему родного языка, вызывая явления переноса и интерференции. Преподаватель – организатор общения, меньше говорит, больше слушает. Модель обучения ИЯ является организованной моделью процесса общения. Предмет О – речевая деятельность на ИЯ. Принципы: ситуативность (общение – ряд сменяющихся ситуаций общения, наличие коммункат. проблемы), приоритет практики, сотрудничество и сотворчество (совместное творческое решение проблемы совершенствования реч.культуры) учителя и уч-ка, развитие мыслит. и речевой активности и самостоят учащегося, речевая направленность обучения (исп.реч, а не языковых упражнений), функциональность (объектом усвоения являются не речевые ср-ва сами по себе, а функции, выполняемые данными срми.), новизна, индивидуализация. ^ 10. Современные методы ОИЯ. Хар-ер взаимодействия учителя и учащихся в разных метод. системах, коммуникат. подход как ведущий совр. метод О.Аудиовизуальный МО: (Риван, Губерина). Использвался для обучения франц.языку, обучение 3-3,5 месяцев по 20 часов в неделю (весь курс 250 – 300 часов). Развитие слухового восприятия и слух.памяти, отработка строго отобранных моделей, тренировка интонац.образцов речи. «-» отсутствие точного представления об изучаемых языковых фактах→ затруднение в оперировании ими, недооценка чтения и письма. «+» огранич. лексико-грамм. материал в сфере обиходно-бытового общения, глобальность – предложение - единица общения, устное опережение, полное исключение родного языка, ситуативность – материал вводится в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения, функциональность – подчиненность отбора язык. материала задачам общения. В 4 этапа: представление (глобальное восприятие материала, интуитивное), объяснение (поэтапная проработка зрит.-слух ряда при установке на полное усвоение и звк.синтез), закрепление (образование реч. автоматизмов), развитие/формирование реч.умений на основе приобретенных З и Н, говорение в пределах темы урока, отработка ситуаций общения. Метод физич. реакций (Total Physical Response, James Usher). «Нельзя понять то, чего не пропустил через себя». На первых стадиях слушают, не говоря ничего. Первые 20 уроков ученик постоянно слушает ИЯ, но не говорит ни одного слова на ИЯ. Затем должен реагировать на услышанное или прочитанное – но только действием, Все начинается с изучения простых физич. движений Когда ученик достаточно много накопил, то он готов к тому, чтобы начать говорить. The child responds to the speech of their parents, ученик – учитель, как ребенок – родитель. Совр зарубежные методы:Обучение ИЯ с помощью компьютера.; Сознательно-ориентированный подход. Разрабатывался применит к обучению грамматике: овладение грам.навыками рассматривалось как постепенное осознание формы. Обучение с помощью базы данных. В основе лежит использование лекс сочетаний, заложенных в комп, однако возможно привлечение любых других аутентичных материалов, с к-ми уч-ся работают индуктивно. Метод коммуникативных заданий. Процесс обучения и учения представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, решая которые, уч-ся выполняют различные действия. Выбор того или иного метода зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Учитель не может не учитывать их наличия, тк они серьезно влияют на эффективность ОИЯ в школе. Характер взаимодействия учителя и учащихся в разных методических системах. Учение представл собой активный процесс, осущ-ый через вовлечение обучающихся в различного рода деятел, и делает его активным участником форм-ия своей личности. Осн функции, выполняемые уч-ем и уч-ся в этом 2стороннем процессе: один учит(помогает учиться) а 2ой учится. Орг-я функция: у-ль орг-ет ознакомление с уч.материалом, тренировку, учение во внеурочное время; прививает навыки самостоятельного труда, самоконтроля и т.д. Обучающая функция: уч-ль объясняет, сообщает, комментирует, корректирует и т.д. Контрол-я функция. Функции, выполняемые уч-ся: 1. Уч-ся должен понять форму, значение и употребление.(ознакомление) 2. Тренировка 3. Применение усвоенного материала в акте устного и письменного общения. Взаимодействие уч-ля и уч-ся в уч процессе опр методы работы одного и другого. Коммуник подход – реализ такого способа обучения, при котор осущ упоряд, систематизир, взаимосоотн обуч ин язу как ср-ву общения в усл моделируемой на учеб занятиях еч деятел. В соотв с коммуник подходом обуч языка долж учитывать особен реального общения. 11 – Средства ОИЯ. Упражнения как основная единица О. Типология упражнений, система У, требования к Упр. Различие понятий exercise, activity, task, technique, procedureУпражнение: структурная единица методической орган-ии уч мат-ла; единица обучения иноязычной речевой де-ти; упр-ния реализуют разнообразные приемы обучения, создают усл для реч практики. Упр хар-ся след параметрами (требования): цель (целевая установка), реч задача – условная или реальная. Реч действия обучаемого – то, что для уч-ля прием, для уч-ка способ действия.^ Языковая форма и содержание.Определенное место в ряду связанных вместе с ним упражнений. Важна иерархия в закреплении и обучении мат-ла. Неполная с-ма не создает автоматизацию навыка. Определенное время, отведенное на выполнение упражнения. Продукт (результат) выполнения упражнения. Карточки-ключи. Материал, на основе к-го выполняется упражнение – невербальный и вербальный. Способы выполнения упражнений – письменно, устно, тест. Организационные формы выполнения (инд, в группе, в классе, в паре). Делятся на: подлинно-коммуникат., условно-коммуникат (учебно-коммуникат), некоммуникативн (аналитич.учебные и подготовит.) Мильруд: 1. деятельностная сущность коммуникат-ориентир. ОИЯ осуществляется через «деятельностные задания» (activities – тренировка, выполнение учебно-реч.действий разной степени сложности, охватывает практически всё разнообразие речевых действий, выполняемых в учебных условиях: Accuracy activities vs fluency activities – упр-ия на формирование навыков – упр-ия на формирование умений. Practice activities vs communicative activities – подготовит (тренировочные) – коммуник-е (речевые) упр-ия. Pre-communicative activities vs communicative activities – доречевые – комм-ые. Controlled practice activities/guided practice activities vs free practice activities – упр-ия для целенаправленной (регулируемой) активизации языкового мат-ла – для неруг-го в условиях естественной реч практике. Pre-text (pre-reading activities/pre-listening) activities vs in-text (in/whilst-reading/listening) activities vs post text activities – предтекстовые – притекстовые – послетекстовые упр-ия. Pseudo-communication activities vs communication activities – условно-комм-ые – подлинно-комм-ные упр-ия. Closed activities vs open-ended activities закрытого – открытого типа. Все они реализуются с помощью методических приемов (techniques) и создают упражнения (exercises упр, соотноситься с некоммуникативными (языковыми) упр-ми). Task – коммуникат.упражнение, задание, единица О и учения. Черты: внимание к содержанию, а не к форме, направленность на результат, установка – учебная задача – задание. Procedure - совокупность приемов обучения и учения, отобранных и организованных в соответствии с целями учебного процесса и обеспечивающих эффективность обучения , определенную последовательность действий, ряд шагов, необходимых для выполнения задания. ^ 12 – планирование сис-мы уроков и отдельного урока. Традиц. планирование и творческое в планировании. Перспективн. планирование.Планир-е – осн усл успешности деятел учителя: годовое (кол-во часов, учебники, уровень класса, профильность школы. Выбирается материал, который будет изучаться в течение года. Определяется список тем, кол-во часов на каждую тему, разбивка тем по четвертям), календарное (осуществляется по четвертям, с учетом часов и тем, которые запланированы: разбивка по неделям, название юнита, темы уроков, какие лексико-грамматич. и фонетич навыки закрепляются и тренируются, реч.умения, социокультурн.знания, доп.материал), поурочное (большая роль постановке цель и задач, отражает все виды деят-ти и управления классом, формы взаимод-вя учащихся). 3 Этапа планир урока: определен. задач, подготовка материала, планир.начала, основн части и заключен). 1 этап в шапке плана и включ: определение названия урока; тематика – темы, которые затрагиваются в общении на уроке; определение задач урока – формулируются в терминах коммуникативных функций и коммуникативных умений (каждый вид РД как сложное умение включает комплекс простых речевых умений, из них выбираются задачи урока). Общая цель – обучение иноязыч культуре и обучение вербальной коммуникации; отбор яз материала: выражений и структур, необход-х для реализации отобранных коммуникат. функций (greetings and leavetakings, making appointments); опр-е персонажей урока и выбор аудиовизуальных ср-в на урок. Планир-е начада два момента: мотивирующее коммуникат. задание(warm-up) и ознакомление с темой, задачами, назв-м. Переход у осн этапу: work with a dialogue; controlled, practice; group work (relaxed) practice; developing a topic; work with a picture; free (guided) production; dramatization and role-playing; listening – comprehension; intensive (extensive) reading. Заключит этап (разучив.песенок, скороговорок – положит впечатление от урока). Перспективн планирование: это проц алгоритмизации образов. де учителя, включ анализ, сравн, коррекцию и синтез реальных и потенциал возможностей изуч-й темы (анализ темы в уч-метод комплексе, анализ потенц.возможностей темы, корректировка рез-ов анализа, составл. реч.модели, заполнение плана). ^ 13. Современный урок иностранного языка, его особенности, содержание и структура. Возможности интенсификации урока ИЯ. Типы взаимодействия учитель-ученик. Урок – сложный управляемый динамичный комплекс учеб задач, ведущий оптимальным путем к конкрет цели при конкрет усл-х, т.е. учитель его планирует, урок проходит в постоянном движении. Урок – диалектический феномен, т.к. он явл-я частью учебного проц, а также его целым. Урок должен представлять собой законченное произведение, построенное в соотв-ии с опред требованиями: целенаправл-ть урока (достижение образоват-й, воспитат-й и развив-ей целей), содержательность урока, активность учащихся на уроке, мотивационная обеспеченность урока. В каждом уроке ИЯ можно выделить его постоянные и переменные элементы. К постоянным относятся: орг.момент, включающий элементы речевой зарядки, фонетическая зарядка, д.з, итог и орг-ый конец урока Структура: 1.приветствие и короткая беседа с уч-ся на англ языке, чтобы ввести их в атмосферу языка 2.реч зарядка - может отражаться тематический материал, над к-ым велась работа (ice-breaking) 3.фонетическая зарядка – позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путем отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях, предл-х, а также в рифмовках. 4.проверка д.з. 5.объяснение нов. материала (представление или закрепление) 6.д.з., связанное с новым материалом. Дать образец выполнения. 7.закрепление нового материала, контроль усвоенного 8.подведение итогов Особенности: 1. Основная особенность – речевая направленность. Практическое овладение языком складывается из аудирования, Г, Ч, П. Эти речевые умения осуществляются при помощи хорошо сформированных навыков. 2. Индивидуализация 3.ситуативность 4. функциональность (для чего, как применить) 5.новизна Повышение эффективности урока иностранного языка. Содержание, организация и проведение урока иностр. языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностр языка в совр условиях имеется много возможностей: 1.обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка для рациональной самостоятельной работы 2.Обеспечение высокой мотивации 3.Тщательная подготовка к уроку иностранного языка 4. Использ-е различных организационных форм работы: групповые, парные, индивидуальные. Типы взаимодействия учитель-ученик. Взаим-е – это совместная согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающееся м/у ними взаимопонимание. Результатом взаимодействия могут быть стили педагогического общения: 1.общение на основе увлеченности совместной творч деятел 2.общение на основе дружеского расположения 3.общение-дистанция 4.общение-устрашение 5.общение-заигрывание. ^ 14. Психолого-дидактические и методические особенности обучения иностранному языку на начальном, среднем и старшем этапе. Успешность проц обучения иностр. языку зависит во многом от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Учащиеся МШВ имеют: довольно богатые представления и знания; но они ими недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление МШ преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоц-ой окрашенностью. способность к подражанию, большая потребность в физических упр-х. Использ-е наглядности. B игры, кот-ые дают возможность подражать отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения. Установка на концентрацию произвольного внимания и частую смену приемов обучения.Обучение ин языку на начальном этапе должно иметь коммуникативную напр-ть и начинаться с устной формы общения. Учащиеся данного возраста легко воспринимают услышанное. Они усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в то время как чтение на английском языке дается труднее. Так как усвоение материала требует его многократного повторения, то нужно постоянно вносить что-то новое в подбираемые ситуации, все упр-я стараться делать коммуник-ми. Большое место занимают упр-я игрового характера, песенки, танцевальные движения, стихи, соревнования, конкурсы. Если учитель видит, что учащиеся устали, он может провести зарядку, подвижную игру, песенку с движениями. Все это вместе с яркой наглядностью поддерживает интерес учащихся. Средний школьный возраст стремление к самостоятельности, отказ от помощи, неудовлетворение контролем за выполнение работы, память приобретает преимущественно опосредованный, логический характер, стремление находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. Старший школьный возраст мышление становится с одной стороны детализирующим, с другой, связывающим, генерализующим, способным работать планомерно и по правилам, более совершенная орг-я материала (классификация явлений по признакам, группировка, применение различных опор), легко воспроизводят усвоенное, стремление выполнять действия, требующие самостоятельное решение задач. При построении урока следует ориентироваться на различные виды памяти. Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха с помощью аудиовизуальных средств, к-ые увеличивают кол-во раздражителей, воздействуют на долговременную память и обеспечивают переработку и усвоение info. Обучение во многом зависит от интереса и настроя уч-ся, от наличия у них мотивов учения. У МШ мотивы учения частично обеспечиваются: новизной предмета, наглядной основой преподавания, проведением игр. В средних и старших классах мотивация падает. Большую роль играет: понимание задачи урока и уровня достигнутых результатов, назначение каждого приема. На старшем этапе должен быть проф направленный хар-р обучения, т.к. основным видом деятел в этом возрасте явл-ся учебно-профессиональная Де. ^ 15. ИРД – определение, компоненты, псих содерж, единица обуч-я. и осн мех-мы.Чему, кого, как, какой ценой учить? ИРД-объект обучения иностр. яз. Использование яз. в целях эффективн коммуникации. Цель об-я – разв личности, способного и желающего осущ межкультур коммуникацию. 2 подхода к цели:1) говорим ради передачи инф-ии 2) чтобы получить нечто иное. Компоненты: (совокупность ср-в и способов формир и формулир мысли.) язык – ср-во, речь – способ выраж мысли(СВМ). На СВМ влияют: индивид и псих особен, стиль общ-я, реч стиль, место прожив-я, индивид лексика. Свм зависит отситуац общ, соц-культур традиц, менталитета нации.СВМ зависит от ситуации общ-я, соц-культур традиц, менталитета нации. Структура: 1) мотивация 2) замысел(продум) 3) осущ замысла 4) сопоставл результ с замыслом. 3 фазы: - мотивац- побудит, аналит-синтетич, - исполнит. Этапы прохождения мотивации : а-постан коммуник задачи, б-появл интереса, в- возникн коммуник намеренья, г- планир буд деятел. Предмет содержания ИРД – мысль, продукт – текст(воплощение мысли), результат – восприятие собеседником. Единица обуч ИРД – речевой поступок/действие (проц взаимодей комп-ов реч деятел). Экстралингвистич (жесты, позы) и паралингвистич (интонац рисунок) факторы. Речевое действ имеет психологич (мотивация, замысел, действие, рефлексия) и лингвистич (реч намерен, поиск яз ср-в, анализ, текст-как продукт, коррекция) основы. Общепсихолог мех-мы: опережающего отражения, вербальные и смысловые гиппотезы, переосмысления. ^ 16. Контроль, учет и оценка знаний, умений, навыков уч-ся при обучении ИЯ. Виды и формы контроля. Проблема оценки, проблема ошибки. Мат-л: «Контроль устного неофициального общения на ИЯ». Овладение уч-ся различными видами реч Де на ИЯ – процесс постепенного и систематического усвоения яз мат-ла и формир-я на этой основе реч навыков и умений. Контроль реч навыков и умений служит цели выявления этих уровней у всех уч-ся данного класса, опр-ю хар-ра протекания этого процесса, диагностики трудностей, испытываемых уч-ся при усвоении языкового мат-ла и овладении реч навыками и умениями, а также проверке эффективности приемов и способ обучения. Контроль носит обучающий хар-р: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные усл-я для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания уч-ся. Функции контроля. 1.контрольно-коррегирующая – выявление степени овладения отдельными группами уч-ся новым мат-м, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения, в совершенствовании мет-ки коррегирования, т.е. внесения изменений в нее в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обучения в конкретных видах ДЕ, в соотв-ии с новыми данными метод теории и передового опыта. Важно: систематич-е наблюдения учителя за уч-ся. 2. контрольно-предупредительная – обратить внимание уч-ся на то, какой мат-л, навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются, уровень владения мат-лом: позволяет выявить проблемы в усвоении мат-ла, отдельных яз-х явлений и ликвидировать их. 3.контрольно-стимулирующая – подготовка к контрол работе. 4.контрольно-обобщающая – выявление степени владения навыками и умениями по части курса обучения. Требования к контролю: 1.регулярность проверки каждого уч-ся. 2.всесторон проверки, контроль уровня владения каждым уч-ся всеми видами реч Де. 3. Дифференцир-й подход в проведении контроля – учет трудностей усвоения для данной категории уч-ся (или 1), выбор мет-ки и форм контроля, адекватный его объекту и возможностям уч-ся. 4.объективность контроля – наличие установленных и известных уч-ся критериев оценки, их строгое соблюдение. 5.соблюдение воспитат-го воздействия оценки. Объектом контроля на уроке ИЯ – речевые навыки и умения, степень владения различ видами реч Де. Критерии: 1.Говорение. Кач-ные показатели – степень соотв высказ-я теме и полнота ее раскрытия, уровень реч ТВ-ва, правильность использ-я язык-го мат-ла. Колич-ый показатель: объем высказ-я. Аудирование: Кач-ные показатели: характер воспринимаемой речи (мех запись или живая речь); степ понимания (общее, полное, точное). Кол-ные – объем речи + время и темп звучания. Чтение: Кач-ные: хар-р понимания; хар-р языкового мат-ла текста, степень адаптированности. Кол-ные: скорость чтения, объем текста.Виды контроля: Текущий контроль – самый распр и наиболее эффективный, когда речь идет о систематической контроль-коррегирующей функции проверки. Тематический контроль – проверка усвоения соответствующими навыками, умениями в рез-те изучения темы на закл уроках. Периодический контроль – проверка овладения мат-лом большего объема (за уч четверть). Итоговый (закл) контроль – в конце каждого года. Формы контроля. Главное – адекватны тем видам реч Де, к-рые они должны проверять. Формы: индивид-е и фронтальные; устные и письменные, одноязычные и двуязычные. Проблема нормативности и ошибочности речи, т.е. о степени сформированности произносит-х, гр и лекс навыков. Две крайний точки: 1 – оценивать в первую очередь правильн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ влияния амортизационной политики на экономические результаты работы предприятия
Реферат Поэтами рождаются, ораторами - становятся. Творчество Э. Асадова
Реферат Шпоры по ХТТ
Реферат Инновационные затраты и ценообразование
Реферат Информационные технологии при анализе бизнеса
Реферат UDMA в PC
Реферат Шлунково-кишкові захворювання кролів. Поїдання плодів. Хвороби органів дихання у кролів
Реферат Новейшая история Индонезии
Реферат Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе
Реферат Проблематика управления банковской индустрией
Реферат Європейський банк реконструкції та розвитку як міждержавна фінансова організація
Реферат Збірник афоризмів Пчола
Реферат Финансовый леверидж: механизм действия и эффект финансового рычага
Реферат Джерела формування доходів місцевого бюджету на прикладі місцевого бюджету м Дніпропетровська Джерела та
Реферат Монополизм и его последствия для развития российской экономики теоретические и практические асп