МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
И ПОЛИТОЛОГИИ
ОТРАЖЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ ВЫСШИХ ОРГАНОВГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа
студента IV курса
дневного отделения
Доброчинского Д.П.
Научный руководитель
кандидат юридических наук
Орехова Т.Р.
Москва
2000
Планработы:
Введение
§ 1. Общие вопросы отражения норм морали внормативно-правовых актах высших органов государственной власти РоссийскойФедерации
§ 2. Отражение норм морали в нормативно-правовых актахПарламента Российской Федерации
§ 3. Отражение норм морали в нормативно-правовых актахПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Тема взаимоотношения права и морали – одна из классическихв мировой философско-правовой мысли. Исследовательский интерес к этой теме неугасает с античных времён до наших дней. Во многих томах фундаментальныхнаучных трудов рассматриваются вопросы общности происхождения, эволюции,ценностной основы морали и права, смысла их взаимодействия.
В то же время в отечественной юридической науке проблемаотражения норм морали в правовых актах рассматривается не так активно. Такиенаучные труды можно “пересчитать по пальцам”. К тому же они были посвященыотражению моральных норм в какой-то отдельной отрасли российского права.Отсутствие литературных источников было одной из проблем, с которыми столкнулсяавтор данной работы.
Предметом исследования данной курсовой работы являетсярассмотрение проблемы отражения норм морали в нормативно-правовых актах высшихорганов государственной власти Российской Федерации. Автор ставит задачудоказать, что нормы морали пронизывают всю систему права, находят отражение вразличных нормативных актах.
Целью проведённой работы не являлось исследование всехаспектов отражения норм морали в нормативно-правовых актах. Это непредставляется возможным сделать, во-первых, из-за установленных рамок курсовойработы, а во-вторых, из-за большого количества самих нормативно-правовых актов,число которых постоянно растёт. Именно поэтому автор ограничил областьисследования лишь нормативно-правовыми актами, принятыми Федеральным СобраниемРоссийской Федерации, Президентом Российской Федерации и ПравительствомРоссийской Федерации.
Полагаю, что представленные в курсовой работе примеры исформулированные выводы дадут определённые возможности для дальнейшегоисследования темы отражения норм морали в российском праве.
§ 1. Общиевопросы отражения норм морали в нормативно-правовых актах высших органовгосударственной власти
Российской Федерации
Прежде чем приступить к рассмотрению конкретных примеров отражения норм морали внормативно-правовых актах необходимо, как представляется, дать определениесамого понятия “мораль”, а также в общем виде представить характервзаимоотношений морали с правом.
Термин “мораль” по содержанию – латинский аналогдревнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos”(множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивыйпорядок. На его базе Цицерон с целью обогащения языка образовал прилагательное“моральный” (moralis) для обозначения этики, назвав её philosophia moralis. Ужепозднее, предположительно в IV веке, появляется слово “мораль” (moralitas), вкачестве собирательной характеристики моральных проявлений[1].
В словаре русского языка мораль определяется как “правиланравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение;духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а такжевыполнение этих правил, поведение”[2].
В философском словаре сказано, что “мораль, нравственность– способ самоосуществления личности, её самоуправления и упорядочения отношениймежду людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах и идеалах,возводящих к “ценности добра” ”[3].
Другое определение морали даёт С.А. Комаров: “Мораль(нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие какнепосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в видекатегорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального ипостыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга,достоинства и т.д.”[4]
Мораль и право в процессе осуществления своих функций“поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, формирования уграждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания”[5].
Воздействие морали на право реализуется в процессе формированияприоритетов правовой системы при помощи моральных ценностей. Именно с точкизрения морали формируются ценностные критерии правовой деятельности, правооценивается как справедливое и несправедливое, складывается представление оправе как о гуманистической ценности. От степени восприимчивости правомморальных принципов во многом зависит эффективность его действия. Большинствоправовых норм представляют собой, в конечном итоге, законодательное закреплениепозитивных и негативных норм поведения, имеющих выраженнуюморально-нравственную оценку со стороны общества.
Исторически можно проследить, как нравственное началоуважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменялодействующее право. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобыличность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению рабства икрепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия,равного для всех. Под влиянием альтруистических начал эгоизм немногих,первоначально пользовавшихся всеми правами, постепенно ограничивается.
Воздействие морали на право сказывается, наконец, и насамом применении права на практике. Как бы ни была совершенна известнаяправовая система, она все же требует известного смягчения в своем приложении кжизни. По своему характеру, требуя однообразного и неукоснительного исполнения,право в своих общих требованиях не может принимать во внимание индивидуальныхособенностей отдельных случаев, а между тем индивидуальная сторона отношениячасто препятствует применению закона во всей его силе и строгости. Вот почемуне только в требованиях отдельных лиц, но и в судебных решениях отвлеченнаяправда закона смягчается действием милости по отношению к конкретным случаям.
Право, в свою очередь, также влияет на мораль. Справедливоорганизованный правопорядок, обеспечивающий формальное равенство создаётусловия для нормальной жизнедеятельности общества, является условием реализацииморальной свободы.
Право вносит в общественные отношения твердость иустойчивость. Одних внутренних мотивов для людей недостаточно, чтобы устранитьвозможность общественных столкновений. Необходима твердая правовая организация,которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнегозакона и охранительный надзор власти.
По мнению В.Д. Попкова, с помощью права государстводобивается утверждения в сознании граждан, всего населения прогрессивных нормморали, борется с несправедливостью, злом и пороками[6].
Право, активно воздействуя на мораль, “способствует болееглубокому её укоренению в обществе, в то же время оно само под влияниемморального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа,повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятораобщественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствуетпроцесс обратного влияния морали на право”[7].
Исследуя вопрос о взаимодействии права и морали,большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так или иначе,регулируется моралью, т.е. подлежит моральной оценке. Иную позицию занимаетП.Е. Недбайло, который считает, что “имеются такие области общественныхотношений, регулирование которых является безразличным в нравственном отношениив силу того, что они не требуют нравственной оценки, где достаточным являетсялишь правовое воздействие. К ним относится, например, порядок осмотра местапроисшествия, правила ведения судебных протоколов, нотариальноезасвидетельствование документов, процессуальные сроки, многие действия поуправлению и пр.”[8]
Наиболее характерной чертой взаимодействия права и моралиявляется их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованноговоздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественныхотношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие.Право и мораль как составные части этого явления, в совокупности образуютреально существующую социальную ценность.
Отражение норм морали в нормативно-правовых актах являетсямногоплановым и может рассматриваться на различных уровнях. В данной работерассматриваются проблемы отражения норм морали только в нормативно-правовыхактах высших органов государственной власти Российской Федерации.
В научной и справочной литературе государственные органыпонимаются неодинаково.
Например, в одних случаях под государственным органомпонимается “учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной областиобщественной жизни (здравоохранения, образования и др.)”. В других случаяхгосударственный орган рассматривается как “составная часть механизма государства,имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенныеполномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органическивзаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующимиединое целое”. В третьих же случаях государственный орган трактуется как“определенным образом организованная группа людей, действующая всоответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализацииопределенных государственных функций”[9].
Систему органов государства можно рассматриватьпо-разному.
Так теория социалистического народовластия исходит изединства власти и разнообразия форм её осуществления, т.е. форм деятельностигосударства. В соответствии с этими формами деятельности государства имеетсяпять видов органов государства: органы государственной власти, органыгосударственного управления, органы правосудия, органы прокуратуры, органыконституционного суда.[10]При этом органы государственной власти отличаются от всех других видовгосударственных органов тем, что избираются всем народом, осуществляютгосударственную власть, широко применяя нормотворческую деятельность, создаютдругие государственные органы, а также тем, что перед ними, как правило, несутответственность и им подотчётны другие государственные органы. Органыгосударственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органамгосударственной власти относятся парламент и в некоторых странах создаваемыепарламентом и подчинённые ему высшие коллегиальные органы государственной власти[11].
Другая теория – теория разделения властей исходит из того,что для обеспечения процесса нормального функционирования государства, в нёмдолжны существовать относительно независимые друг от друга власти:законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должнапринадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду, чтобыне допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группылиц.[12]
Теория (или принцип) разделения властей был воплощён вКонституции Российской Федерации[13](далее – Конституции РФ) и получил закрепление в качестве основыконституционного строя, согласно которой “государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны” (ст.10 Конституции РФ).
В Российской Федерации органы государственной властиподразделяются на федеральные органы государственной власти и органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 12Конституции РФ, “органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти”.
В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ содержится переченьфедеральных органов государственной власти: “государственную власть вРоссийской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, ФедеральноеСобрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РоссийскойФедерации, суды Российской Федерации”. В упомянутой статье Конституции РФПрокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации идругие федеральные органы не названы в качестве федеральных органовгосударственной власти. Их полномочия как федеральных органов государственнойвласти вытекают из соответствующих Федеральных законов. Поэтому автор даннойкурсовой работы считает, что приведённые в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органыгосударственной власти можно считать высшими органами государственной власти.
Далее следует отметить, что не все высшие органыгосударственной власти Российской Федерации вправе издавать нормативныеправовые акты. Нормативный акт – наиболее важная разновидность юридическогоакта. Нормативный акт это официальный письменный документ, выражающийволеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению,изменению или отмене норм права – общеобязательных правил, рассчитанных намногократное применение.
Система нормативных актов в Российской Федерации включаетв себя акты общефедеральных органов, акты органов субъектов РоссийскойФедерации, акты органов местного самоуправления, а также акты прямого народноговолеизъявления. В зависимости от юридической силы различаются конституция(основной закон), иные законы (конституционные и обыкновенные), принимаемыеорганом законодательной власти или непосредственно путём референдума, а такжеподзаконные акты.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Конституции РФПрезидент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения. Нормативными актамиПрезидента Российской Федерации можно считать только нормативные указы.
В соответствии со статьями 101, 102, 103, 105, 108Конституции РФ юридическими актами Федерального Собрания являются (в порядке ихупоминания в Конституции): регламенты палат Федерального Собрания,постановления палат Федерального Собрания, федеральные законы, федеральныеконституционные законы. Нормативными актами Федерального Собрания можно считатьфедеральные конституционные законы, федеральные законы, регламенты палатФедерального Собрания (утверждаются постановлениями палат).
В соответствии со статьёй 115 Конституции РФ ПравительствоРоссийской Федерации издаёт постановления и распоряжения. Нормативными актамиПравительства Российской Федерации можно считать только постановления.
Большинство учёных считает, что акты судов РоссийскойФедерации не являются нормативными актами. Но ряд исследователей все жепризнаёт решения Конституционного Суда Российской Федерации нормативнымиактами. Рассмотрение этого вопроса не входит в рамки настоящей курсовой работы,и автор опирается на общепринятую точку зрения.
Так как основной нормативный акт Федерального Собрания –федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем подзаконные нормативныеакты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, тосначала в данном научном труде будет рассматривается отражение норм морали в нормативных правовыхактах Парламента Российской Федерации, а затем в нормативных правовых актахПрезидента и Правительства Российской Федерации.
Изложив ряд общих положений об отражении норм морали внормативно-правовых актах высших органов государственной власти РоссийскойФедерации, теперь следует перейти к конкретным примерам отражения норм морали.§ 2. Отражение нормморали в нормативно-правовых актах Парламента Российской Федерации
Рассмотрение вопроса отражения норм морали в нормативныхактах Федерального Собрания – парламента Российской Федерации является, на мойвзгляд, наиболее важным. В России закон занимает ведущее место среди другихисточников права. Он наделён большей юридической силой по сравнению с другиминормативными актами, которые поэтому и называются подзаконными. Соответственнои нормы морали, закреплённые в законах, имеют особое значение.
Нормы морали находят своё выражение в каждой отраслиправа. Идеально было бы рассмотреть данные нормы в каждой отрасли права попорядку. Однако многие указанные ниже правовые акты нельзя было отнести толькок одной отрасли и вычленить из других. В данной работе нормы материальногоправа переплетаются с нормами процессуального права, что ещё раз говорит окомплексности российского права.
Проблема соотношения права и морали имеет особое значениев связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинствачеловеческой личности.[14]Соответствующиесовременные требования в этом плане нашли своё надлежащее выражение в статье 2и главе 2 Конституции РФ. В свою очередь конституционные нормы дублируются вроссийском законодательстве.
В соответствии со статьёй 7 федерального конституционногозакона “О судебной системе Российской Федерации”[15], всеравны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам,лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной,социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политическойпринадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного идолжностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другимоснованиям. Закреплённый в данной статье принцип равноправия касается всех сфержизни. Он означает одинаковый подход, равную мерку при решении вопроса о правахи свободах, обязанности и ответственности всех людей, относящихся к той илииной категории, указанной в законе.
Принцип равноправия может распространяться и на объединения людей, например, всоответствии со статьёй 15 федерального закона “Об общественных объединениях”[16],общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равныперед законом.
Конституционный принцип равенства всех перед законом исудом закреплён и конкретизирован в процессуальном законодательстве. Вчастности это статья 14 Уголовно-процессуального кодекс РСФСР[17] (далее –УПК РСФСР) “Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед закономи судом”, статья 5 Гражданского процессуального кодекса РСФСР[18] (далее –ГПК РСФСР) “Осуществление правосудия только судом и на началах равенстваграждан перед законом и судом”, статья 6 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации[19] (далееАПК РФ) “Равенство перед законом и судом”, а также статья 228 Кодекса РСФСР обадминистративных правонарушениях[20] (далее –КоАП) “Рассмотрение дела об административном правонарушении на началахравенства граждан”.
Закреплённое в Конституции РФ[21] право нажизнь обеспечивается комплексом правовых средств, установленных в отраслевомзаконодательстве. Например, это нормы, определяющие границы применения опасныхдля жизни и здоровья людей препаратов, орудий, механизмов, физической силы.
В соответствии со статьями 12-15 закона РФ “О милиции”[22], приприменении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружиясотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать; …стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебнойпомощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; уведомитьпрокурора обо всех случаях смерти или ранения. Запрещается применятьогнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности инесовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции,кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженноголибо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительномскоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
Допускается возможность лишения жизни человека в связи сисполнением наказания в виде смертной казни. В соответствии со статьёй 59Уголовного кодекса Российской Федерации[23] (далее –УК РФ), смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установленатолько за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь неназначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте довосемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговорашестидесятипятилетнего возраста.
Нормы уголовно-исполнительного кодекса РоссийскойФедерации[24](далее – УИК РФ) (статьи 185 и 186) предусматривают, что осужденный к смертнойказни вправе: в предусмотренном законом порядке оформить необходимыегражданско-правовые и брачно-семейные отношения; получать необходимуюмедицинскую помощь; … получать и отправлять письма без ограничения; иметьежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; иметьсвидания со священнослужителем; … пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут… Смертнаяказнь исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни вотношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и вотсутствии остальных… Администрация учреждения, в котором исполнена смертнаяказнь, обязана поставить в известность об исполнении наказания суд, вынесшийприговор, а также одного из близких родственников осужденного.
Наличие у человека права на жизнь не означает, что у негоесть и юридическое право на смерть. История свидетельствует о том, что желаниечеловека уйти из жизни, как правило, встречало осуждение со стороныобщественного мнения, церкви и даже государства. Можно сказать, что на таких жепозициях остаётся и действующее российское законодательство. Так статья 45Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан[25] (далее –Основы) запрещает медицинскому персоналу осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиямиили средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержаниюжизни.
Статья 21 Конституции РФ предусматривает охранугосударством достоинства личности.Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому илиунижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не можетбыть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или инымопытам. Эта норма дублируется в статье 7 УК РФ. В части 2 статьи 12 УИК РФсказано, что осужденные имеют право на вежливоеобращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они недолжны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинствообращению.
Человек тем более не может быть умалён в своём достоинстведо того момента, как он будет признан виновным в совершении преступления, чтонашло отражение в целом ряде положений УПК РСФСР. Так, статья 20 запрещаетдомогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилияи угроз, статьи 181 и 183 не допускают при освидетельствовании или проведенииэксперимента действий, унижающих достоинство или опасных для здоровьяосвидетельствуемого и иных лиц, статьи 172 и 181 требуют проводитьсоответственно личный обыск и освидетельствование в присутствии понятых одногопола с обыскиваемым (освидетельствуемым).
Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека,закреплен в законодательстве о здравоохранении. При обращении за медицинскойпомощью и ее получении пациент, согласно статье 30 Основ, имеет право, вчастности, на: уважительное и внимательное отношение; обследование, лечение исодержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством,благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранятьдостоинство. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижениечеловеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающимпсихическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (часть 2статьи 5 Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях правграждан при ее оказании”[26]).
В законодательстве предусмотрены определённые механизмызащиты человека от проведения пыток, жестокого,бесчеловечного или унижающему его достоинство обращению и наказанию. Законодатель,в частности, записал в статье 30 Основ, что пациент имеет право наинформированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказот медицинского вмешательства. Этим же законом ограничивается (как по кругумедицинских учреждений, так и по основаниям и условиям) применение методовдиагностики, лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, атакже биомедицинские исследования (статья 43).
В законе “О психиатрической помощи и гарантиях правграждан при ее оказании” в отношении лиц, страдающих психическимирасстройствами, сказано, что они имеют право на предварительное согласие иотказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинскихсредств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео-или киносъемки (часть 2 статьи 5).
Основы (часть 8 статьи 43), а также Закон РоссийскойФедерации “О средствах массовой информации”[27] (часть 2статьи 4) запрещают пропаганду методов профилактики, диагностики, лечения илекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленномпорядке, а также использование в теле-, видео- и кинопрограммах, винформационных компьютерных файлах и программах обработки информационныхтекстов скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или)оказывающих вредное влияние на их здоровье.
В законодательстве находит своё закрепление норма статьи21 Конституции РФ, говорящая о том, что никто не может быть без добровольногосогласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Основы устанавливают, что любое медицинское вмешательстводопускается только с согласия пациента или его законных представителей (еслиречь идет о несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или недееспособныхгражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь вслучаях, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (статья 32Основ).
Сходное правило закреплено и в статье 11 Закона “Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, всоответствии с которой, лечение без согласия лица, страдающего психическимрасстройством, или без согласия его законного представителя может проводитьсялишь в случаях, предусмотренных УК, или когда, как сказано в статье 29,психическое расстройство обусловливает: опасность лица для себя или окружающих;его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшениясостояния.
Трансплантация органов или тканей человека согласно статье1 Закона Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканейчеловека”[28],допускается лишь при наличии согласия на то донора и только при условии, чтоего здоровью не будет причинен значительный вред.
Федеральный закон “О предупреждении распространения вРоссийской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ-инфекции)”[29],вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечение этого заболевания,предусматривает, что медицинское освидетельствование граждан с целью выявленияВИЧ-инфекции проводится только добровольно (статья 7), за исключением случаевобязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры, работникимедицинских учреждений, учреждений общественного питания и т.п., осужденные,отбывающие наказание в местах лишения свободы).
Нормы морали нашли своё отражение в нормативных актах,посвященных регламентированию деятельности правоохранительных структур. Вчастности в Федеральном законе “Об органах федеральной службы безопасности вРоссийской Федерации”[30]среди принципов деятельности данных органов в статье 5 названы: принципуважения прав и свобод человека и гражданина, принцип гуманизма. Государствогарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществленииорганами федеральной службы безопасности своей деятельности. Полученные впроцессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частнойжизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить егозаконным интересам, не могут сообщаться кому бы то ни было без добровольногосогласия гражданина (статья 6).
Запреты для лиц, которым конфиденциально были доверенысведения, касающиеся частной жизни, предавать эти сведения огласке содержатсятакже в других нормативных актах. В частности, согласно статье 61 Основ недопускается разглашение составляющей врачебную тайну информации о фактеобращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе егозаболевания и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении.Требование о необходимости хранить в тайне сведения, которые стали известнынотариусу в связи с осуществлением им его профессиональной деятельности,содержится в статье 16 Основ законодательства Российской Федерации “Онотариате”[31].Сходные положения, предусматривающие необходимость хранения чужой тайны,ставшей известной лицу в связи с выполнением профессиональных обязанностей,содержатся также в статье 9 Закона Российской Федерации “О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, статьях 5 и 72 УПК РСФСР иряде других законов.
В Федеральном законе “О почтовой связи”[32]конкретизируются нормы Конституции РФ о праве на тайну переписки. В статье 15сказано, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящихв сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иныеограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Всеоп