Тема: « Ответственность за нарушениеземельного законодательства »
ПЛАН:
1. Введение
2. Общаяхарактеристика.
3. Дисциплинарнаяответственность.
4. Административнаяответственность.
5. Уголовнаяответственность.
6. Гражданско-правовая ответственность
7. Заключение
Введение.
В отличие отдругих социальных идей и политических ориентации демократическое правовоегосударство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданинапрактически воспринято обществом как будущее государственного строя России.
Решение этойзадачи связано не только с созданием современного законодательства,обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальнойсистемы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиций,независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределовправового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферахгосударственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровняправовой культуры каждого человека и общества в целом. Необходимым условием развития этих процессов является их правовоесопровождение и обеспечение государством – единственной на территории страныполитической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого – н а р о д!
Но государство и право имеют не только инструментальное значение исамостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью исредство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели обществопридет только через повышение ответственности, возложенной на институтыгосударственной власти, решительные действия по экономическому, политическому исоциальному реформированию, созданию качественной правовой базы для такихдействий.
Этопотребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовойграмотности государственных служащих и других лиц, занятых юридическойдеятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельностизначительно возрастает в период преобразований всей конструкции общества, в егоновых экономических и политических реалиях.
Общаяхарактеристика
Законодательством закреплены четыреосновные формы ответственности:дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая.
Разграничение видов ответственности:
Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующегоправонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка,уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы,содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отрасляхзаконодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важноепрактическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграниченииправонарушений.
Дисциплинарный проступок — деяние в виденарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия(предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применяютсяруководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарныйпроступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами иположениями.
Административный проступок — это деяние, не связанное свыполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушениевиновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специальноуполномоченными органами — государственными инспекторами, административнымикомиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами,предусматривающими административную ответственность.
Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опасное деяние(действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальныхправонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степеньюобщественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.
Гражданско-правовая ответственность - наступает в случае причинения имущественного ущерба,поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Онаможет быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной,административной ответственностью, т. е. гражданско-правовая ответственностьможет «сопровождать» основные формы ответственности.
Все сказанное выше прямо и непосредственно относится к ответственностиза земельные правонарушения. Возможно наступление дисциплинарной ответственностиза дисциплинарные проступки, связанные с нарушениями трудовой дисциплины,неисполнением или недобросовестным исполнением трудовых обязанностей. И хотя вдействующем (в значительной части отмененном) ЗК РФ ничего не говорится одисциплинарной ответственности за земельные правонарушения, на практикеприменение таких норм осуществляется в соответствии с КЗоТ РФ (а также положениямии уставами о трудовой дисциплине). В Законе РФ об охране окружающей природнойсреды 1991 г. предусмотрена дисциплинарная ответственность за экологическиеправонарушения.
Административная ответственность за земельные правонарушенияпредусмотрена непосредственно ЗК РФ, Кодекс предусматривает и уголовнуюответственность за земельные правонарушения-преступления, делая при этомссылку на УК РФ. В 3К РФ говорится о возмещении вреда (ущерба), причиненногоземельным правонарушением, также путем отсылки к гражданскому законодательству.
Кроме указанных традиционных форм ответственности за земельныеправонарушения, в земельном законодательстве предусмотрена специальнаяответственность, так называемаяземельно-правовая ответственность,предусматривающая специальные земельно-правовые меры (например, лишение праваземлепользования, изъятие земельного участка). Эта ответственность являетсядополнительной, специальной формой ответственности за земельныеправонарушения. В то же время она имеет и важное самостоятельное значение.
Элементы правонарушения:
Земельное правонарушение, как любое другое, правонарушенияхарактеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной сторонойи субъективной стороной правонарушения.
Ответственностьза правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов,отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Объектом земельногоправонарушения — является земельный строй, установленный земельнымзаконодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретныйземельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей,арендаторов земли.
Объективная сторона земельногоправонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельныеинтересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков,самовольный захват участка и т. д.).
Субъекты земельногоправонарушения — ими являются конкретные физические или юридические лица —правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (имимогут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так ииностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственностивыступают также должностные лица или руководящие работники предприятий,организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и«сторонние» физические и юридические лица.
Субъективную сторону земельногоправонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемомудеянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает егоумышленно или по неосторожности, халатности, таков элементный состав земельногоправонарушения. При решении вопроса о привлечении к конкретной ответственностиэтонадо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается.
Припривлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушениянеобходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условияответственности.
Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрентот или иной вид преступления.
Правовые
основания и условия ответственности:
Условия ответственности:
Также установлены законодательством. Эти условия делаютвозможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одногоиз них делает таковое невозможным. Такими условиямиявляются:
—противоправное поведение субъекта;
—наличие вреда;
— наличиепрямой причиннойсвязи между вредом и деянием;
—вина нарушителя.
Субъектправонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение,деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т. е. еслион нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект неможет быть привлечен к ответственности. Ведь в жизни иногда случается, чтосубъект совершает то или иное деяние, которое можно считать правонарушением,однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть иответственности.
Вред, причиняемый земельнымправонарушением, может быть имущественным либо моральным.Имущественный ущерб возникает при нарушении законных имущественных интересовсобственника, владельца, пользователя или арендатора (например, загрязнениеземли, снижение урожайности на целый ряд лет). Моральный вред не причиняетимущественного ущерба, но наносит вред нравственного или физического характера(например, трудовой дисциплине, установленному порядку, коллективу, личности).
Причинная связь междуправонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине,а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда можетотсутствовать, но имеется угроза причинения вреда (если это прямо не предусмотренозаконом), тогда виновный также может привлекаться к ответственности. Но еслиэто совсем не связано с действиями конкретного лица, то такое лицо вообще неможет привлекаться к ответственности (например, при стихийном бедствии).
Вина правонарушителя — обязательноеусловие привлечения его к ответственности. Без вины нет ответственности. Винаможет быть умышленной или неосторожной, неумышленной, халатной. В зависимостиот этого устанавливаются разные меры наказания или взыскания. Указанные требования,основания и условия являются обязательными для всех форм собственности.
Коллективы (предприятия, организации), их органы не могутбыть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности, так как этаответственность строго индивидуальна. К гражданско-правовой имущественнойответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица —причинители вреда. Ущерб, взысканный с предприятий и организаций, может бытьтакже взыскан по суду с должностных лиц и других работников этих предприятий,конкретных виновников причинения ущерба (это их материальная ответственностьперед предприятием в порядке регресса).
В законодательстве перечислены 12 земельных правонарушенийи прямо предусмотрены административные штрафы (в твердых суммах), налагаемыена граждан, должностных и юридических лиц.
Дисциплинарнаяответственность за нарушение земельного законодательства:
Мерам взыскания за нарушения трудовой дисциплины посвященаст. 135 КЗоТ РФ. В ней сказано, что «за нарушение трудовой дисциплиныадминистрация предприятия, учреждения, организации применяет следующиедисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор,увольнение».
Все земельные правонарушения, связанные с нарушением трудовойдисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков,влекут ответственность в соответствии с порядком, установленным ирассмотренным выше статьями КЗоТ РФ. Заранее установить весь переченьдисциплинарных земельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно.Данный вопрос решается конкретно в каждом случае.
Все деяния (действия или бездействие), нарушающие земельноезаконодательство, но не носящие характер административного проступка илиуголовного преступления, относятся к дисциплинарным проступкам. Можно привестиконкретные характерные примеры, встречающиеся на практике.
Работник самовольно (сознательно или неосторожно) переставилмежевой знак, изменил границы земельных участков. Это нарушение было вскрытоадминистрацией предприятия. На виновного было наложено дисциплинарноевзыскание, межевой знак поставлен на свое место. Нарушение устранено, отпаланеобходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.
В то же время дисциплинарными проступками являются, например,непринятие мер по борьбе с сорняками сельхозкультур, с водной и ветровойэрозией, нарушение агротехнических правил, правил хранения и примененияхимических препаратов, приведших к ухудшению земель, и проч. Они являютсяхарактерными и типичными земельными дисциплинарными правонарушениями.
Такие дисциплинарные правонарушения могут совершаться какрядовыми работниками сельхозпредприятий, руководителями среднего звена,специалистами, так и руководителями предприятий,их заместителями. Вслучае устранения этих нарушений нет необходимости применения (последисциплинарных мер) мер административной и уголовной ответственности. .
Точно так же, например, если несколько тонн минеральныхвеществ вместо размещения их в приготовленном складе были оставлены в поле и врезультате дождей химикаты были смыты в реку, на земле образовались канавы,небольшие овраги, земля была загрязнена, испорчена, налицо дисциплинарноеземельное правонарушение. Руководитель и его заместители, специалисты неприняли своевременно мер к недопущению подобной ситуации. Поэтому возможноналожение на них дисциплинарных взысканий либо увольнение их за однократноегрубое нарушение трудовой дисциплины, невыполнение своих прямых обязанностей(если эти их деяния не влекут уголовной или административной ответственности).
Возможны и многие другие (в жизни, на практике)дисциплинарно земельные правонарушения, которые влекут дисциплинарнуюответственность в соответствии с КЗоТРФ.
Административнаяответственность за нарушение земельного законодательства:
В ЗК РФ предусмотрены следующие виды земельныхправонарушений и штрафы за них.
Самовольное занятие земельных участков.
Данное правонарушение посягает наустановленный земельный распорядок. Этот порядок установлен ЗК РСФСР. Земельныеучастки предоставляются решениями органов исполнительной власти Российской Федерации,ее субъектов, местными администрациями в собственность, пожизненное наследуемоевладение, пользование, аренду. В этой связи любой самовольный захват земельногоучастка любым лицом — юридическим или физическим — есть нарушение установленногоземельного распорядка. И кроме того, оно приносит вред экономике,землепользователям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству(если участок самовольно захватывается из государственных земель и земельногозапаса). Самовольно занятый земельный участок подлежит возврату без возмещения«захватчику» затрат на освоение участка.
Самовольное строительство на земельном участке. Даже законные собственники, а тем более владельцы,пользователи, арендаторы обязаны соблюдать правила застройки. Они могут возводитьпостройки и сооружения, но с соблюдением установленных правил застройки. Лицо,самовольно занявшее участок, тем самым уже нарушившее земельноезаконодательство, не вправе осуществлять вообще какую-либо застройку. Участоквозвращается (собственнику, пользователю, владельцу или государству), апостройка сносится нарушителем или за его счет без возмещения затрат. Собственникии владельцы вправе застраивать участки самостоятельно, но с соблюдением правилзастройки, а пользователи и арендаторы вправе проводить застройку с согласиясобственника.
Захламление земель. Данное нарушение отличается от загрязнения земель тем,что поверхность участка захламлена отходами производства — кирпичом, цементом,стройматериалами и т. д., в результате чего участок невозможно использовать поназначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому данноенарушение также приносит определенный вред правообладателю земли.Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники,владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков. Захламить участокмогут и «сторонние» физические и юридические лица. Нарушение можетбыть совершено как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности иможет выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.
Загрязнение земель химическими и радиоактивнымивеществами, производственными отходами и сточными водами. В отличие от захламления загрязнение означаетпроникновение в почву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химическийсостав, вредно влияющий на плодородие почв, снижают урожайность, делаютпродукцию опасной для людей и животных, в то время как захламление — это, какотмечалось выше, оставление на почве твердых нерастворимых предметов (а невеществ и элементов). Загрязнителями могут быть как предприятия и организации,так и граждане: предприятия, насосные станции, атомные станции, автопарки,заводы и фабрики (например, кожевенные, масложировые, бумажные). И те и другиемогут быть субъектами ответственности. Нарушение может совершаться какумышленно, так и по неосторожности, халатности, небрежности. Высокие штрафыустанавливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит большой вред —снижение плодородия почв и снижение урожайности, иногда на долгие годы. Еслитакое загрязнение становится общественно опасным, оно превращается впреступление и карается уголовной ответственностью.
Заражение земель бактериально-паразитическими и карантиннымивредными организмами.
Данноеправонарушение, как и предыдущее, также относится к наиболее вредным, так какподобное заражение может приводить к тем же вредным последствиям. Но в отличиеот загрязнения заражение заключается в том, что в почву попадают, например,микробы, вредные для здоровья и жизни людей и животных, для сельхозпродукции.Субъектами-загрязнителями здесь могут быть, как правило, научно-исследовательскиеучреждения, ветбаклаборатории, опытные станции, имеющие дело с такими вреднымиорганизмами. Иногда субъектами могут быть и граждане, но реже. Нарушение можетсовершаться умышленно и неосторожно. Данное правонарушение может«перерасти» даже и в уголовное преступление.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. В отличие от загрязнения и заражения, которые могутпричиняться только химическими веществами и бактериологическими организмами,порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьемтраншей, канав, проездом тяжелого транспорта, установок и др.). Подобноефизическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строяплодородную почву. Нарушение может совершаться умышленно, но не исключается инеосторожное поведение причинителя. В данном случае, как правило, причиняютсябольшие убытки, и особенно в виде упущенной выгоды, которые возмещаются иногдав течение длительного времени вплоть до полного восстановления плодородияпочвы.
Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель. В соответствии с ЗК РФ,земли могут предоставляться во временное пользование (например, длягеолого-разведывательных и изыскательных работ, для подъездных путей пристроительстве и др.). В отличие от предыдущего нарушения, где земли не отводятся,но им причиняется ущерб, здесь земля отводится на определенный, временныйсрок. По истечении этого срока такие земельные участки должны быть возвращенысобственнику, владельцу, пользователю, арендатору. Не возврат участков в срокозначает, по существу, продолжение пользования ими, но уже незаконное, т. е.самовольное. Нарушение совершается, как правило, умышленно, но можетсовершаться и по небрежности. Субъект нарушения — признаются граждане июридические лица, получившие землю во временное пользование.
Невыполнение обязанностей по приведению временно используемыхземель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В данной теме нарушение земель прежде всего неразрывносвязано с предыдущим состоянием земли. Временный землепользователь, арендаторобязаны не только вернуть участок по истечении срока (это — самостоятельноетребование), но и вернуть в пригодном для использования состоянии, причем непросто в пригодном, а для использования именно по целевому назначению(например, для сельхозпроизводства и др.). Данное нарушение совершаетсяумышленно. Нарушитель знает, что он обязан делать, но не делает. Нарушители —те же временные пользователи, арендаторы, т. е. как юридические лица, так играждане. Временный землепользователь обязан провести все необходимые работы:распашку, восстановление плодородного слоя, ликвидацию всех повреждений почвы,т. е., как это называется в ЗК РФ, провести рекультивацию земли, Все эти работывыполняются им за свой счет. Если (в крайнем случае) он не делает этого,собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать свременного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.
Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатациюобъектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Прежде всего, могут возникнуть трудности: является ли каждоеиз перечисленных деяний оконченным нарушением или оконченное нарушениесоставляют все четыре деяния вместе, в совокупности. Видимо, без ввода такихпредприятий и объектов в эксплуатацию отрицательного воздействия не будет. Но,с другой стороны, такие действия без экологической экспертизы вообще не могутиметь места. В таких случаях на каждой стадии возможно прекращениепроектирования, размещения и строительства объектов и, кроме того, наложениештрафа на виновных. В каждом случае надо исходить из конкретных обстоятельств.Какие объекты имеются в виду? Любые, если они отрицательно влияют на состояниеземель. Это могут быть гидроэлектростанции, которые выводят огромноеколичество земель из сельхозоборота; гидромелиоративные сооружения, которыемогут привести к иссушению земель или, наоборот, к их заболачиванию,подтоплению и т. д. Действия нарушителей, как правило, умышленные: они знаютоб отрицательных последствиях, но продолжают нарушение, противоправноедействие. Особенно если это делается без экологической экспертизы. Без такойэкспертизы вообще не должно быть никакого строительства.
Искажение сведений о состоянии и использовании земель. В соответствии с ЗК РФ,каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лицобязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состоянии.Это необходимо, в частности, для выделения земель крестьянским (фермерским)хозяйствам; для предоставления во владение, пользование или аренду; дляведения мониторинга земель и. земельного кадастра. От этих сведений зависитправильное решение вопросов о предоставлении земель, а от неправильной информациимогут быть нарушены права граждан и организаций. В этом —-вредность данногоземельного правонарушения. Нарушителями выступают граждане-собственники, владельцы,пользователи, арендаторы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов,предприятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земельныхорганов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Этинарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрацииземель как имущества, недвижимости.
Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств)граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличиисвободного земельного фонда.
По существу, здесь объединены два самостоятельныхправонарушения.
Во-первых,нарушение сроков и сокрытие информации. Причем они касаются двух случаев:выделение участка из земель запаса и из земель колхоза или совхоза (другойорганизации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, кооператива,для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В первом случае срокрассмотрения заявления (ходатайства) установлен не более 2 месяцев, а вовтором случае — месячный срок. Эти два случая земельных правонарушений иштрафов за них предусмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве(ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, нерасшифровывая их. А в ЗК РФ прямо называются должностные лица. Имеются в видукак должностные лица колхозов и совхозов (допускающих волокиту прирассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов.
Во-вторых,сокрытие информации о свободном земельном фонде. Это также серьезноенарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению правграждан. Желание скрыть сведения о наличии земель возможно у тех жеруководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, какправило, и являются субъектами данного земельного правонарушения.
Уничтожение межевых знаков. Межевые знаки устанавливаются на границах участковсобственника, владельца, землепользователя в натуре для отграничения земельодних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости правана землю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. Врезультате этого нарушения размер участка у одного землепользователя можетуменьшиться, а у другого («захватчика») увеличиться. По существу,это нарушение дополняется другим нарушением — самовольным захватом земли.Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами,причем умышленно или неосторожно.
В ЗК РФ сказано, что за указанные выше правонарушениязаконодательством может быть установлена уголовная ответственность. Следуетуточнить: не просто за перечисленные нарушения, а в тех случаях, когда ониприобретают признаки преступления и указаны в УК РФ. Это зависит отзаконодателя. Никто не может устанавливать разграничение административныхпроступков и преступлений, кроме законодателя, В каких же случаях это можетбыть? В зависимости от объективных обстоятельств законодатель решает, какоеправонарушение объявляется административным проступком или уголовнымпреступлением.
Субъекты Федерации могут устанавливать в своем законодательствеи иные административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них.
Наложение штрафов и других взысканий зауказанные нарушения не освобождает виновных от устранения допущенныхнарушений. Эта важная норма отражает принцип и требование реального исполнениязакона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц,совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности,устранить допущенное нарушение.
ВВС.1992 №34.Ст.1970
В указанных контрольных органах создаются инспекции поналожению административных штрафов, которые на основании
Порядок наложения штрафов:
протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушенияхрешают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф можетналагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушение, может дать письменноепредупреждение — это тоже еще не мера административного взыскания. Если и послеэтого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протоколо нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и другихспециалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указываетсяв Законе в пределах «от и до», он может быть наложен либо вминимальной сумме, либо в максимальной, либо в сумме в пределах«вилки». Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости оттяжести нарушения и его последствий, а также материального положениянарушителя.
Уголовнаяответственность за земельные правонарушения (преступления)
Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступаетв том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния,т. е. является преступлением.
Статья 254 У К РФ. В настоящеевремя У К РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.) предусмотрена статья обуголовной ответственности за земельные правонарушения — преступления. Онапредусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием«Порча земли» (ст. 254). Приведем ее полный текст:
«1.Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственнойи иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями,стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическимивеществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшиепричинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказываются штрафомв размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или вразмере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пятимесяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работамина срок до двух лет.
2. Теже деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайнойэкологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех летили лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящейстатьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются лишениемсвободы на срок от двух до пяти лет».
Как видно, под порчей земли понимается отравление, загрязнениеили иная порча земли. Здесь можно сразу выделить три самостоятельных составапреступления, так как объективная сторона преступлений — разная,самостоятельная.
Отравление и загрязнение земли — деяния понятные. Разливцистерн с нефтью или разрыв нефтепровода загрязняют землюна большихтерриториях. Земля может быть отравлена ядохимикатами, отравляющимивеществами. А что означают слова «иная порча земли» — не совсем ясно.Судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела.
В ст. 254 УК РФ говорится, что порча земли может произойтив результате воздействия вредных продуктов хозяйственной или иной деятельности.Это — тоже характеристика объективной стороны и составов рассматриваемогопреступления. Вредные продукты хозяйственной и иной деятельности возникаютвследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами ростарастений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическимивеществами. Правила обращения с этими веществами могут нарушаться при иххранении, использовании и транспортировке. Как следствие (последствие)указанных нарушений называется причинение вреда здоровью человека илиокружающей среде.
В качестве меры уголовной ответственности возможна конфискацияземельного участка (как имущества, недвижимости) по приговору суда (ст. 62—66УИК РФ). Но при этом в соответствии с Приложением к УИК РФ не может бытьконфискован участок установленной нормы как единственный источниксуществования семьи. Излишек участка сверх нормы может быть конфискован.
Гражданско-правовая и земельно-правовая ответственность
Эта ответственность называется также имущественной ответственностьюза ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни издоровью людей. Ущерб возмещается в исковом порядке по решению судов — поспорам между гражданами и по решению арбитражных судов — по спорам междуюридическими лицами и предпринимателями без юридического лица. В первом случаеспоры разрешаются в соответствии с ГК РФ и ГПК РФ, во втором — в соответствии сЗаконом об арбитражных судах и АПК РФ.
Ущербможет быть причинен в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнениемдоговора (так называемый договорный вред), а также в связи с правонарушением,причинившим вред (так называемый внедоговорный вред). Это раскрывают статьи ГКРФ о сделках (ст. 153—181), об ответственности за нарушение обязательств (ст.15, 393—406), об обязательствах вследствие причинения вреда (ст. 1064—1083) и овозмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан (ст. 1084—1094).
Арбитражные суды рассматривают экономические (в том числеземельные) споры в соответствии со ст. 22, 102—123 АПК РФ;
общие суды — в соответствии с ГПК РФ. Кроме того, пожеланию спорящих сторон они могут поручить рассмотрение дела третейскомусуду'. В настоящее время готовится проект Закона о третейских судах.
Важно правильно определить подведомственность и подсудностьдел, квалифицированно разобраться в обстоятельствах дел, доказательствах ипринять на основе закона правильное решение. Помогают судам в этом руководящиеуказания вышестоящих судов и арбитражных судов. Это — постановление ПленумаВерховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применениизаконодательства о земельной реформе» от 22 апреля 1992 г.2;постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума. Высшего Арбитражного СудаРФ «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражнымсудам» от 18 августа 1992 г.3
Примеры из арбитражно-судебной практики: В первую очередь землеобладатели — физические июридические лица вправе защищать свои земельные права, подавать иски в судыили арбитражные
суды. Но надо учитывать, что земля — основной объектокружающей природной среды и поэтому земельные правонарушения очень частопроходят как экологические правонарушения, так как нарушения совершаются самимиземлеобладателями либо одновременно с загрязнением земли загрязняются иводоемы. Поэтому, как правило, иски предъявляются не земельными органами, аорганами охраны окружающей природной среды, а нередко прокурорами. Истцыпризнаются надлежащими, иски принимаются к рассмотрению и разрешаются всоответствии с законодательством.
Интересныв этой связи несколько дел, связанных с крестьянскими (фермерскими)хозяйствами. Раньше эти хозяйства, как известно, были юридическими лицами, внастоящее время (по ГК РФ) они — предприниматели без права юридического лица.Поэтому споры с их участием также подведомственны арбитражным судам. Можнопривести два таких дела, например, рассмотренных в Высшем арбитражном судеРеспублики Калмыкия. Суть в том, что распоряжением Президента Республикиот5 апреля 1994 г. № 133-р в соответствии с законодательством запрещенараспашка пастбищных угодий и черных земель. Такие действия приводят к эрозийземли, понижению или даже утрате ее плодородия. Некоторые хозяйства, однако,пренебрегают этими обстоятельствами и запретами, нарушают их.
Интересно и характерно, что в данных случаях в качествеистца выступал не Земельный комитет, а Комитет по природопользованию и охранеокружающей среды (Калмприрода). Ответчик надлежащий, тем более что указанныеспоры связаны с нарушением не только земельного законодательства, но изаконодательства об охране окружающей среды.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Кан»Маловер-бетовского района администрацией в апреле 1993 г. было выделено 200 газемли;' 195 га —''пастбища, 5 га — лиманы и прочие земли. Фермерское хозяйствосамовольно распахало целинно-пастбищные угодья, на 34 га для. выращиваниябахчевых и овощных культур. Таким образом, не только был нарушен почвенныйпокров, но и «земля использовалась не по целевому назначению. За такиедеяния можно даже изымать земельные участки в принудительном порядке. Но доэтого не дошло, а был предъявлен иск на 9 млн. руб.за причинение вредаземле. Распаханная земля была своевременно засеяна многолетними травами, иущерб, причиненный ей, был снижен. Ответчик в суд не явился, дело рассмотренобез него, иск удовлетворен. Жалобы ответчика не последовало.
Крестьянское хозяйство „Баатр“ Яшкульского районаКалмыкии получило от Администрации 900 га земли с целевым назначением подпастбищное животноводство. Но хозяйство самовольно распахало 100 га угодий, чемнарушило почвенный покров и создало угрозу эрозии почв. Хозяйство провелонекоторые меры по улучшению земель. Размер иска самим истцом (Калмприродой)был снижен с 14 600 000 руб. до 4 млн. руб., и суд взыскал данную сумму.Ответчик решение не обжаловал.
Земельно-правовая ответственность:
Помимо рассмотренных выше форм ответственности заземельные правонарушения законодательством предусмотрена еще специальнаяземельно-правовая ответственность. Статьей 32 Закона о крестьянском(фермерском) хозяйстве предусмотрено прекращение прав на землю крестьянским(фермерским) хозяйством при его ликвидации в случае не использования земельногоучастка в сельскохозяйственных целях и использования участка методами, приводящимик деградации земли. Поскольку прекращается крестьянское хозяйство, постолькуизымается земельный участок. И изымается он при совершении именно указанныхземельных нарушений.
В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землюза земельные правонарушения нашли свое разрешение в ст. 284— 287 (т. е. в гл.17, которая вступит в действие с момента принятия.нового Земельного кодекса).
В ГК РФ рассматриваемые вопросы разрешены следующимобразом.
В ст. 284 (она называется „Изъятие земельногоучастка, который не используется в соответствии с его назначением“)установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях,когда этот участок предназначен для сельскохозяйственного производства либожилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели втечение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этотпериод не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, втечение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийныхбедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии со ст. 285 „Изъятие земельного участка,используемого с нарушением законодательства“ земельный участок может бытьизъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубымнарушением правил рационального использования земли, установленных земельнымзаконодательством, в частности, если участок используется не в соответствии сего целевым назначением или его использование приводит к существенномуснижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшениюэкологической обстановки.
В ст. 286 „Порядок изъятия земельного участия ввидуего ненадлежащего использования“ говорится, что орган государственнойвласти или его местного самоуправления, уполномоченный принимать решения обизъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ,а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников одопущенных нарушениях определяется земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган,принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить эторешение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Если собственник земельного участка не согласен с решениемоб изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка,может предъявить требование о продаже участка в суд.
В ЗК где говорится о „Прекращении прав на земельныйучасток, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками“ сказано,что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другимлицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использованияучастка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которыеустановлены земельным законодательством.
Заключение:
На мой взгляд, я считаю, что выбранная мною тема «ответственность за нарушение земельного законодательства» в будущем останетсянасущной и актуальной темой и можно предположить, будет дорабатываться, иподвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либонововведений, а также возможно и ужесточение мер к злостным нарушителям режимаземлепользования и нецелесообразному использованию земель.
Переход от социализма к рыночной экономике изменил все,в том числе и земельно-правовые отношения. Буквально за последние четыре годабыла принята масса указов, постановлений президента и правительства, но стечением времени всё стареет и стареет, и хотелось бы, чтобы земельные отношениявсё-таки были полностью урегулированы.
Литература:
1.Земельный кодекс РФ
2.Гражданский кодексРФ
3.Уголовный кодекс РФ
4.Уголовно-исполнительныйкодекс РФ
5. Панкратов И. Ф. Ответственность за нарушениеземельного законодательства / Законодательство и экономика. 1997. №. 5/6.С.30—43.
6. Иконицкая И.А Основы земельного права РоссийскойФедерации. М., 1997.
7. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под. ред. С.АБоголюбова., М.,1997
8. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ, /Под. ред. О.НСадикова., М.,1997
9. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под.ред.проф. В.В Петрова., М., 1997.