Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1
«О государственной тайне»
С изменениями в соответствии с Законом РФ “Овнесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной тайне” от 6октября 1977 г. № 131-ФЗ.
НастоящийЗакон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений кгосударственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой винтересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Раздел I. Общие Положения
Статья1. Сфера действия настоящего Закона
Положениянастоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами, законодательной, исполнительной и судебной властей (далее — органы государственной власти), местногосамоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ихорганизационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами игражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либообязанными по своему статусу исполнять требования
законодательстваРоссийской Федерации о государственной тайне.
Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Внастоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной,внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерббезопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в томчисле физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, техническихрешений и процессов;
системазащиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющихгосударственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этихцелях;
допускк государственной тайне — процедура оформления права гражданина доступ ксведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений иорганизаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
доступк сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированноеполномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями,составляющими государственную тайну;
грифсекретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) всопроводительной документации на него;
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другиесредства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственнуютайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроляэффективности защиты информации.
переченьсведений, составляющих государственную тайну,
-совокупность категорийсведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайнеи засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральнымзаконодательством
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о государственной тайне основывается на КонституцииРоссийской Федерации, Законе Российской Федерации" О безопасности" ивключает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства,регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в областиотнесения сведений к государственной тайне и их защиты
1.Палаты Федерального Собрания:
-осуществляютзаконодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
-рассматриваютстатьи в части средств, федерального бюджета направляемых на реализациюгосударственных программ в области защиты государственной тайны;
-определяютполномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания пообеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;
2.Президент Российской Федерации:
утверждаетгосударственные программы в области защиты государственной тайны
-утверждаетпо представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
-утверждаетпо представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лицорганов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведенийк государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных кгосударственной тайне;
-заключаетмеждународные договоры Российской Федерации о совместном использовании изащите сведений, составляющих государственную тайну;
-определяетполномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны вАдминистрации Президента Российской Федерации;
впределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесениемсведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и ихзащитой
3.Правительство Российской Федерации:
-организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
-представляетна утверждение Президенту Российской Федерации состав, структурумежведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
-представляетна утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лицорганов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведенийк государственной тайне;
-устанавливаетпорядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
-организуетразработку и выполнение государственных программ в области защитыгосударственной тайны;
-определяетполномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны ваппарате Правительства Российской Федерации;
-устанавливаетразмеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурныхподразделений по защите государственной тайны;
-устанавливаетпорядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственнуютайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате еезасекречивания;
-заключаетмежправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международныхдоговоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачиих носителей другим государствам.
-впределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесениемсведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и ихзащитой
4.органы государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочныеи органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защитыгосударственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
— обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющихгосударственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
-обеспечиваютзащиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, вучреждениях и организациях в соответствии с требованиями актовзаконодательства Российской Федерации;
-обеспечиваютв пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношенииграждан, допускаемых к государственной тайне;
-реализуютпредусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан ипредоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям,составляющим государственную тайну;
-вносятв полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованиюсистемы защиты государственной тайны.
5.Органы судебной власти:
-рассматриваютуголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РоссийскойФедерации о государственной тайне;
-обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий,учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственнойтайны;
-обеспечиваютв ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
-определяютполномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны ворганах судебной власти.
Раздел II.Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Статья 5.Перечень сведений, составляющих государственную тайну
— Государственную тайну составляют:
-1)сведения в военной области:
-осодержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управленияпо подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному имобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом “Обобороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и обиспользовании мобилизационных ресурсов;
-опланах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войскРоссийской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, осодержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения ивоенной техники;
-оразработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, обутилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерныхматериалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или)методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а такжео ядерных энергетических и специальных физических установках оборонногозначения;
-отактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцоввооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологияхпроизводства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военногоназначения;
— одислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особоважных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также оботводе земель, недр и акваторий для их объектов;
-одислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, овооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также овоенно-политической и (или) оперативной обстановке;
2)сведения в области экономики, науки и техники:
-осодержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов квозможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности поизготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства,поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также оразмещении, фактических размерах и об использовании государственныхматериальных резервов;
— об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспеченияобороноспособности и безопасности государства;
-осилах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степенизащищенности объектов административного управления, о степени обеспечениябезопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РоссийскойФедерации в целях обеспечения безопасности государства;
-обобъемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске ипоставках (в денежном и натуральном выражении) вооружения, военной техники идругой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, освязях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителяхуказанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
-одостижениях науки и техники, о научно-исследовательских, обопытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важноеоборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
— об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновойгруппы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видовполезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемомуПравительством Российской Федерации);
3)сведения в области внешней политики и экономики:
— овнешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации,преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасностигосударства;
-офинансовой политике в отношении иностранных государств (за исключениемобобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой илиденежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых можетнанести ущерб безопасности государства
4)сведения в области разведывательной, контрразведывательной иоперативно-розыскной деятельности:
-осилах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатахразведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, атакже данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрываютперечисленные сведения;
— олицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющих разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскнуюдеятельность;
-оборганизации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектовгосударственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, еслиэти данные раскрывают перечисленные сведения;
-осистеме президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированнойзасекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров иобеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средствспециальной защиты, об информационно-аналитических системах специальногоназначения;
-ометодах и средствах защиты секретной информации;
-оборганизации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
-озащите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономическойзоны и континентального шельфа Российской Федерации;
-орасходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасностигосударства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
-оподготовке кадров, раскрывающие мероприятия проводимые в целях обеспечениябезопасности государства.
Раздел III. Отнесениесведений к государственной тайне и их засекречивание.
Статья 6. Принципыотнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
— отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение впредусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющихгосударственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к ихносителям.
-отнесениесведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется всоответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.Законность засекречивания сведений заключается в соответствиизасекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.
-Обоснованностьотнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретныхсведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из балансажизненно важных интересов государства, общества и граждан.
-Своевременностьотнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении
ограниченийна распространение этих сведений с момента их получения (разработки) илизаблаговременно.
Статья7. Сведения не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
— Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
-очрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровьюграждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, и конфиденциальныхпрогнозах и последствиях;
-осостоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования,культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
-опривилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам,должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
-офактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
-оразмерах золотого запаса и государственных валютных резервах РоссийскойФедерации;
-осостоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
-о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностнымилицами.
-Должностныелица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо овключении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственнуютайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального иморального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
-Степеньсекретности сведений, составляющих государственную тайну, должнасоответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасностиРоссийской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
-Устанавливаютсятри степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, исоответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанныхсведений: «особой важности», «совершенно секретно» и«секретно».
-Порядокопределения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющихгосударственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
-Использованиеперечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных кгосударственной тайне, не допускается.
Статья 9.Порядок отнесения сведений к государственной тайне
-Отнесениесведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с ихотраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также всоответствии с настоящим Законом.
-Обоснованиенеобходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии спринципами засекречивания сведений возлагается на органы государственнойвласти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены(разработаны).
-Отнесениесведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с перечнемсведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом,руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнемдолжностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразностиотнесения конкретных сведений к государственной тайне.
-Дляосуществления единой государственной политики в области засекречиваниясведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формируетпо предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнемсведений, составляющих государственную тайну Перечень сведений, отнесенных кгосударственной тайне.
Вэтом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиямипо распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждаетсяПрезидентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию ипересматривается по мере необходимости.
-Органамигосударственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений,отнесенных к государственной тайне разрабатываются развернутые перечнисведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, иустанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники,опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению
заказчиков указанных образцови работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащихзасекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителямиорганов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечнейопределяется их содержанием.
Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений организаций и граждан
РоссийскойФедерации на информацию в связи с ее засекречиванием
-Должностныелица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона,полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе приниматьрешения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее собственникинформации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечнесведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указаннойинформации осуществляется по представлению собственников информации илисоответствующих органов государственной власти.
-Материальныйущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органомгосударственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и еесобственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственникаинформации по ее нераспространению. При отказе собственника информации отподписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений,
составляющихгосударственную тайну в соответствии с действующим законодательством.
-Собственникинформации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, помнению собственника информации, его права. В случае признания судом действийдолжностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственникуинформации, определяется решением суда в
соответствиис действующим законодательством.
-Неможет быть ограничено право собственности на информацию иностранныхорганизаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана)ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
Статья 11.Порядок засекречивания сведений и их носителей
Основаниемдля засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результатеуправленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органовгосударственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является ихсоответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данныхучреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий грифсекретности.
-Приневозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственнойвласти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечитьпредварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений всоответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направитьв адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по егодополнению (изменению).
-Должностныелица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцеворганизовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение подополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительноприсвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12.Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
-Наносители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты,включающие следующие данные:
-остепени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений,подлежащих засекречиванию;
-оборгане государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации,осуществивших засекречивание носителя;
-орегистрационном номере;
-одате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступлениякоторого сведения будут рассекречены.
-Приневозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющихгосударственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документациина этот носитель.
-Еслиноситель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющейвысшую для данного носителя степень секретности сведений.
-Помимоперечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) всопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительныеотметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению ссодержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления
дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами,утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей
Статья 13.Порядок рассекречивания сведений
-Рассекречиваниесведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном настоящимЗаконом порядке ограничений на распространение сведений, составляющихгосударственную тайну, и на доступ к их носителям.
-Основаниямидля рассекречивания сведений являются:
-взятиена себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обменусведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
-изменениеобъективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений,составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
-Органыгосударственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесениюсведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органахгосударственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечнейсведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречиваниясведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
-Срокзасекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не долженпревышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен позаключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
-Правомизменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, вучреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти,которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых имирешений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей,связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной ко-
миссиейпо защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать иопротестовывать эти решения.
Статья 14.Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
-Носителисведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднеесроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроковносители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего вданном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
-Висключительных случаях право продления первоначально установленных сроковзасекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиямипо отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основаниизаключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
-Руководителиорганов государственной власти, предприятий, учреждений и организацийнаделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованнозасекреченных подчиненными им должностными лицами.
-Руководителигосударственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями порассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегированияим таких полномочий организацией — фондообразователем или ее правопреемником.В случае ликвидации организации — фондообразователя и отсутствия ееправопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссиейпо защите государственной тайны.
Статья 15.Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органовгосударственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений
-Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной властиРоссийской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, напредприятия, в учреждения, организации в том числе в государственные архивы,с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
-Органыгосударственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числегосударственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Еслиони не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, тозапрос в месячный срок с момента его поступления передается в органгосударственной власти, наделенный такими полномочиями либо в межведомственнуюкомиссию по защите государственной тайны о
чемуведомляются граждане предприятия, учреждения, организации и органыгосударственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.
-Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующимзаконодательством.
-Обоснованностьотнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Припризнании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведенияподлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.
Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими
государственную тайну
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органамигосударственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
-Взаимнаяпередача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органамигосударственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, несостоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ ссанкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствиисо статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.
-Органыгосударственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающиесведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия,обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению сосведениями, составляющими государственную тайну.
-Обязательнымусловием для передачи сведений, составляющих государственную тайну,органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациямявляется выполнение ими требований, предусмотренных в статье 27 настоящегоЗакона.
Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнениемсовместных и других работ
-Передачасведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работосуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственнойвласти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящегоЗакона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющихгосударственную тайну, заказчик обязан убедиться в
наличииу предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ сиспользованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.
-Предприятия,учреждения или организации, в том числе и негосударственных формсобственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать сгосударственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры обиспользовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в
лицензияхна проведение работ с использованием сведений, составляющих государственнуютайну, обеих договаривающихся сторон.
-Вдоговоре на проведение совместных и других работ, заключаемом вустановленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательствасторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственнуютайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а такжеусловия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющихгосударственную тайну.
-Организацияконтроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствиис положениями заключенного сторонами договора.
-Принарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себяобязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановитьвыполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ сиспользованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечениивиновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствиис действующим законодательством.
-Статья 18. Передача сведений, составляющихгосударственную тайну, другим государствам
-Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствампринимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертногозаключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны овозможности передачи этих сведений. -Обязательства принимающей стороны позащите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором(соглашением).
Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функцийсубъектов правоотношений
-Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающиесведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения ихфункций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принятьмеры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядкеуничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:
-правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этотправопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованиемуказанных сведений;
-органугосударственной власти, в распоряжении которого в соответствии состатьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;
-другомуоргану государственной власти, предприятию, учреждению или организации поуказанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Раздел VI. Защитагосударственной тайны
Статья 20.Органы защиты государственной тайны -К органам защиты государственной тайныотносятся:
-межведомственнаякомиссия по защите государственной тайны;
-органыфедеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РоссийскойФедерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РоссийскойФедерации), Служба внешней разведки Российской Федерации,
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;
-органыгосударственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурныеподразделения по защите государственной тайны.
-Межведомственнаякомиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом,координирующим деятельность органов государственной власти по защитегосударственной тайны в интересах разработки и выполнения государственныхпрограмм нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функциимежведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственныеполномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссиипо защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
-Органыфедеральной исполнительной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентствоправительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации,
Государственнаятехническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы наместах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии сфункциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
-Органыгосударственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечиваютзащиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии свозложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях в учреждениях и организацияхвозлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ сиспользованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителямиорганов государственной власти предприятий, учреждений и организаций создаютсяструктурные подразделения по защите государственной тайны, функции которыхопределяются указанными руководителями в соответствии с нормативнымидокументами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетомспецифики проводимых ими работ.
-Защитагосударственной тайны является видом основной деятельности органагосударственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Статья 21.Особый порядок допуска к государственной тайне.
— Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы,
судьина период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие вкачестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным сосведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям,составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий,предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.
-Указанныелица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей имизвестной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их кответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующаярасписка:
— Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путемустановления ответственности указанных лиц Федеральным законом.
-согласияна частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24настоящего Закона;
-письменноесогласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочныхмероприятий;
-определениевидов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящимЗаконом;
-ознакомлениес нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне,предусматривающими ответственность за его нарушение;
-принятиерешения руководителем органа государственной власти, предприятия, учрежденияили организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющимгосударственную тайну.
-Объемпроверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которымбудет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются всоответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведенияпроверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей22 настоящего Закона.
-Длядолжностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постояннойоснове, устанавливаются следующие льготы:
-процентныенадбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, ккоторым они имеют доступ;
-преимущественноеправо при прочих равных условиях на оставление на работе при проведенииорганами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациямиорганизационных и (или) штатных мероприятий.
-Длясотрудников структурных подразделений по защите государственной тайныдополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных
структурныхподразделениях.
-Взаимныеобязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре(контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверкикомпетентными органами не допускается.
-Устанавливаетсятри формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан,соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющихгосударственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным илисекретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям болеевысокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениямболее низкой степени секретности.
-Сроки,обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственнойтайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми ПравительствомРоссийской Федерации.
-Порядокдопуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условияхобъявленного чрезвычайного положения может быть изменен ПрезидентомРоссийской Федерации.
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске кгосударственной тайне
-Основаниямидля отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайнемогут являться:
-признаниеего судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкиепреступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
-наличиеу него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемомуМинистерством здравоохранения Российской Федерации;
-постоянноепроживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или)оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство вдругие государства;
-выявлениев результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающихугрозу безопасности Российской Федерации;
-уклонениеего от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетныхданных.
-Решениеоб отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетомрезультатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать эторешение в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 23.Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственнойтайне
-Допускдолжностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращенпо решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учрежденияили организации в случаях:
-расторженияс ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и(или) штатных мероприятий;
-однократногонарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом)обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
-возникновенияобстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием дляотказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
-Прекращениедопуска должностного лица или гражданина к государственной тайне являетсядополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта),если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
-Прекращениедопуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданинаот взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющихгосударственную тайну.
-Решениеадминистрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина кгосударственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранеедопускавшихся к государственной тайне
-Должностноелицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне,могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
-прававыезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре(контракте) приоформлении допуска гражданина к государственной тайне;
-правана распространение сведений, составляющих государственную тайну, и наиспользование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
-правана неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в периодоформления допуска к государственной тайне.
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям,составляющим государственную тайну
-Организациядоступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органагосударственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядокдоступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющимгосударственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемымиПравительством Российской Федерации.
-Руководителиорганов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несутперсональную ответственность за создание таких условий, при которыхдолжностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями,составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации огосударственной тайне
-Должностныелица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации огосударственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовуюили дисциплинарную ответственность в соответствии с действующимзаконодательством.
-Защитаправ и законных интересов граждан, органов государственной власти,предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Законаосуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 27.Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных сиспользованием сведений, составляющих государственную тайну
-Допускпредприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных сиспользованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средствзащиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказаниемуслуг по защите государственной тайны, осуществляется
путемполучения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степенисекретности.
-Лицензияна проведение указанных работ выдается на основании результатов специальнойэкспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестацииих руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющихгосударственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счетпредприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
-Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственнуютайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении имиследующих условий:
-выполнениетребований нормативных документов, утверждаемых Правительством РоссийскойФедерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанныхсведений;
-наличиев их структуре подразделений по защите государственной тайны и специальноподготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество иуровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственнойтайны;
-наличиеу них сертифицированных средств защиты информации.
Статья 28.Порядок сертификации средств защиты информации
-Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
-Организациясертификации средств защиты информации возлагается на Государственнуютехническую комиссию при Президенте Российской Федерации, Министерствобезопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственнойсвязи и информации при Президенте Российской Федерации,
Министерствообороны Российской Федерации в соответствии с функциями, возложенными наних законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется на основании требований государственных стандартов Российской Федерации ииных нормативных документов, утверждаемых
ПравительствомРоссийской Федерации
-Координацияработ по организации сертификации средств защиты информации возлагается намежведомственную комиссию по защите государственной тайны.
Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите
государственной тайны
Статья 29.Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
-Финансированиедеятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учрежденийи организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальныхпредприятий, учреждений и организаций за счет средств, получаемых от ихосновной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
-Средствана финансирование государственных программ в области защиты государственнойтайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельнойстрокой.
-Контрольза расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий позащите государственной тайны, осуществляется руководителями органовгосударственной власти, предприятий, учреждений и организаций, заказчикамиработ, а также специально уполномоченными на то представителямиМинистерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контролясвязано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, топеречисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степенисекретности.
Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты
государственной тайны
Статья 30.Парламентский контроль
-КонтрольВерховного Совета Российской Федерации за исполнением законодательстваРоссийской Федерации о государственной тайне и расходованием выделяемых дляэтого финансовых средств осуществляют соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации. Органы государственнойвласти, осуществляющие защиту государственной тайны, обязаны представлятьуказанным комитетам и комиссиям необходимую информацию. Предоставление органамигосударственной власти сведений, составляющих государственную тайну,осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья31. Межведомственный и ведомственныйконтроль
-Межведомственныйконтроль за обеспечением защиты государственной тайны в органахгосударственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны РоссийскойФедерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации приПрезиденте Российской Федерации), Служба внешней разведки РоссийскойФедерации, Государственная техническая комиссия при Президенте РоссийскойФедерации и их органы на местах, на которые эта функция возложеназаконодательством Российской Федерации.
-Органыгосударственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственнуютайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всехподчиненных и подведомственных им органах государственной власти, напредприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.
-Контрольза обеспечением защиты государственной тайны в аппаратах Верховного СоветаРоссийской Федерации, Президента Российской Федерации, ПравительстваРоссийской Федерации организуется их руководителями.
-Контрольза обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органахпрокуратуры организуется руководителями этих органов.
Статья 32.Прокурорский надзор
-Надзорза соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны изаконностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурорРоссийской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
-Доступлиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющимгосударственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 25 настоящегоЗакона.
Президент
РоссийскойФедерации Б.Ельцин
Москва,
ДомСоветов России
21июля 1993 года
N5485-1
Дополнения и изменения в закон
Федеральнаяслужба безопасности Российской Федерации
засекречиваниемили
законодательной
осуществляют
:
1)сведенияв военной области:
-;
;
-;
;
-
-;
2)сведения в области экономики, науки и техники:
-;
-;
-;
-;
-;
-
3)сведенияв области внешней политики и экономики:
-;
4)сведенияв области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности:
-;
-;
-;
-;
;
Сведения,не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
—
-
-
Соответствующиеорганы государственной власти и их должностные лица основываются наподготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесениинезаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственнуютайну
Контрольза обеспечением защиты государственной тайны
-Контрольза обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РоссийскойФедерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий,определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционнымизаконами и федеральными законами
Контрольза обеспечением защиты государственной тайны в Администрации ПрезидентаРоссийской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, ПравительствоРоссийской Федерации организуется их руководителями