Введение……3
Глава 1. Теоретико-методологическаябаза для изучения этнополитического конфликта:
1.1. Понятие этнополитического конфликта…..7
1.2. Природа, причины и сущность этнополитическихконфликтов….9
1.3. Типология этнополитических конфликтов…..16
1.4. Стратегии правительственного контроля вэтнополитическом конфликте:
1.4.1. Силовой контроль……19
1.4.2. Посредническое вмешательство……23
Глава 2. Стратегияподавления политического экстремизма в Чеченской Республике:
2.1. Внутренние составляющиечеченского конфликта…..33
2.2. Международныеаспекты чеченского конфликта…..36
2.3. Тактика физического подавления конфликта (анализэффективности
1-ой и 2-ой чеченских компаний)…..39
2.4. Ситуация в Чеченской республике сегодня…..43
Заключение…..47
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыисследования.Радикальныеобщественно-политические перемены в России вряд ли могут быть правильнооценены без глубокого анализа этнополитических столкновений между населяющимиее народами. Распад СССР высветил всю сложность системы межнациональныхотношений, заключающей в себе как созидательный, так и разрушительныйпотенциал.
Многовековойуклад мирного межнационального сожительства и совместного труда, взаимнойпомощи и поддержки, мудрости в преодолении ссор и обид оказался вытесненнымкровавым противоборством, получившим наименование «этнополитический конфликт».К середине 90-х годов на территории бывшего СССР имелось 180 точек, гдемежнациональная напряженность вылилась в столкновения. Треть его территории (7млн км2) оказалась вовлеченной в территориальный передел.
Наохваченной этнополитическими конфликтами территории проживает более 30 млн.человек. Национальная вражда унесла десятки тысяч жизней, согнала с насиженныхмест многие сотни тысяч человек. Эскалация межэтнических противоречий привела ктому, что в ряде случаев внутренние межнациональные конфликты сталивыливаться в межгосударственные.Усилилось кланово-конфессиональное противостояние.
Историяэтнополитических конфликтов настолько длительна, что современныепредставления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной цивилизации,отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России,прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы.Например, на Северном Кавказе нет ни одной территории, ни одного национальногообразования, которые в последние сто лет не изменили свои географическиеочертания десять раз[1].Отсюда следует, что любой этнополитический конфликт на территории России —явление историческое, обладающее внутренней динамикой, многообразием формпроявления и стадий развития, меняющимся составом участников. Без преодоленияэтнополитических конфликтов, без введения их в цивилизованное русло, безсоздания культуры разрешения таких конфликтов прочное российское государствоневозможно. Не будет преувеличением сказать, что это — один из центральныхвопросов политики России в осуществлении коренных социально-экономических иполитических преобразований в обществе.
Этнополитические конфликты, ведущие к распаду полиэтнических государстви утрате правительственной монополии на легитимное принуждение, — важный аспектизучения социального контроля этнического насилия. От эффективности контролязависит успех модернизации. На первый план выходят проблемы причин насильственногоэтнополитического конфликта. От комплексного анализа микро-, мезо-, имакроуровневых условий этнополитического конфликта и его типов зависит оценкаадекватности правительственных стратегий сдерживания этнического насилия.
Степень научной разработанности темы. Вотечественных и зарубежных научных изданиях последнего десятилетияопубликованы сотни и сотни материалов, посвященных анализу причинэтнополитического конфликта и его управления. Конфликт на этнонациональной почвестал предметом исследования этнологов, историков,политологов, правоведов, социологов, конфликтологов, регионоведов, психологов,философов и представителей других отраслей знания[2].
Социокультурная парадигма анализа политической реальностиформировалась в течение второй половины ХIХ — ХХ вв. в рамках социологии культуры(М. Вебер, Э. Дюркгейм), культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут, П.П. Эванс-Причард), системно-функциональнойтеории (Т. Парсонс и Р. Мертон), теории символического интеракционизма (Д. Мида),и нашла своё отражение в трудах зарубежных политологов Г. Алмонда, С. Вербы,Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая.
В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалосьсобственное социокультурное направление в изучении политики. Ученые К.С.Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров, объясняют специфику российскогополитического процесса через культурные детерминанты, которые определяютстроение, механизмы развития и форму политических явлений.
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболеезначительный общетеоретический вклад в разработку методологических основэтнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон, О.Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд, Р.Ставенхаген, Э. Хобсбаум и др.
В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в областинационально-этнических отношений составляла критика зарубежных теоретическихконцепций, что позволило советской научной общественности ознакомиться ссостоянием конфликтологического знания в зарубежных исследованиях. Следует назвать,прежде всего, работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У.Солдатовой, П.Н. Шихирева, А.К. Уледова и др.
В дальнейшемотечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких школ инаправлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы,изучавшие этнические конфликты в зарубежных странах и накопивших немалый объемэмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональныхконфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой,В.И. Козлова, С.Я. Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н.Чебоксарова и др.
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений советскогопериода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкогонарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентныхэтнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо назвать имена Ю.В.Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло и др.
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. Впостсоветский период многие из представителей психологического знания вэтнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследованиединамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтнойнапряженности и постконфликтной реабилитации (А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф.Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов и др.).
В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в1990-е гг. социолого-политологическое направление в отечественномобществознании (А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов,Э.А… Паин, Л.С. Рубан, Е.И. Степанов).
Цель и задачи работы. Цельюреферата является исследование этнополитического конфликта и стратегии силовогоего подавления на примере Чеченской Республики. Для реализации поставленнойцели необходимо решить следующие исследовательские задачи: концептуализироватьпонятие этнополитического конфликта, рассмотреть его природу, причинывозникновения и сущность; типологизировать этнополитический конфликт;рассмотреть возможные стратегии правительственного контроля в этнополитическомконфликте; рассмотреть внутренние составляющие и внешние аспекты конфликта вЧечне; проанализировать эффективность подавления конфликта и рассмотретьситуацию в Чеченской Республики на сегодняшний день.
Глава 1. Теоретико-методологическая база для изученияэтнополитического конфликта
В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкийвыбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовкистатей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которыеиспользуются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, взависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях — и от фантазииавтора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные,этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые,национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты[3].
1.1. Понятие этнополитического конфликта
В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно широкийвыбор в определении этнического конфликта: даже беглый взгляд на заголовкистатей и монографий предоставляет нам редкое изобилие названий, которыеиспользуются для обозначения конфликтности в этнических отношениях, взависимости от приводимой аргументации, а в некоторых случаях — и от фантазииавтора: этнические, этнонациональные, межэтнические, этносоциальные,этноэкономические, ирредентистские, сепаратистские, сецессионные, межклановые,национальные, межнациональные и, наконец, этнополитические конфликты.
В российскойэтнополитологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт,характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия,участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистскихвыступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит полинии этнической общности[4]. Вэтом понятии глубоко отражена суть войны Армении и Азербайджана за НагорныйКарабах, столкновения между Северной Осетией и Ингушетией, беспорядков в Алма-Атеи др.
Разноепонимание феномена «этничность» обусловливает широкий спектр интерпретацииэтнополитических конфликтов. Это связало с тем, что четко выраженныйэтнический параметр проявляется не сразу. Об этом свидетельствуют, в частности,события в Прибалтике в конце 80-х годов. Выступления там народных фронтовбыли расценены средствами массовой информации как этнические, хотя они напервых порах носили явно выраженный общедемократический характер, являясьпроявлением воли населения освободиться от Центра. Конечно, этническийкомпонент там присутствовал. Однако самодовлеющую ценность он приобрел позднее,когда движение за суверенитет и независимость стало неудержимым.
Не совсемправомерно трактовать как этнополитический конфликт и аналогичные процессысуверенизации и автономизации, которые проходят в России под флагомнациональных движений (имеются в виду события вокруг договоров России сТатарстаном, Башкортостаном и другими субъектами Федерации).
Чистоэтнических конфликтов мало. Но вместе с тем этнический компонент имманентенмногим разновидностям конфликтов. Анализ процесса исторического назреванияэтнополитического конфликта по времени, через различные фазы обнаруживаетмощный потенциал его «перелива» из одной конфликтной разновидности в другую.Иначе говоря, зародившись как социальный, пройдя стадию этнополитическогосозревания и вылившись в межнациональные столкновения, конфликт можетразрядить свою деструктивную энергию в нескольких сопредельных областяхобщественного развития. Здесь проявляется эффект синхронного воздействия наобщественную среду, который может носить комплексный характер, выливаясь поройв кризис национально-государственного устройства (например, молодой федеративнойсистемы). Многие элементы такого развития присущи, как представляется,трагическим событиям в Чечне.
Свойствоэтнополитического измерения современного конфликта заключается в том, чтоконфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтническихпротиворечий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность. Именно вэтот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциалаконфликта, а также осознание национального статуса его участников,сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей иформирование отношения к ним. В это время решается вопрос о путях борьбы завласть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальнымстатусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональнойвражды[5].
1.2. Природа, причины и сущностьэтнополитических конфликтов
Природуэтнополитических конфликтов в современных условиях вряд ли возможновсесторонне проанализировать с использованием инструментария только однойнауки. Представители разных отраслей научного знания (философы, этнологи,психологи, этнополитологи, экономисты и др.) создали несколько теорий, объясняющихпричины возникновения этнополитических конфликтов и их динамику. Однакоцелостного исследования пока не создано. Вместе с тем достаточно определенновыявились два подхода к анализу этнополитических столкновений.
Первый —социологический. Он явно доминирует. В рамках данного подхода причиныконфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основныхсоциальных слоев, групп, группировок, а также на исследование взаимосвязи ивзаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническимихарактеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй — политологический.Опираясь на такой подход, ученые первоочередное внимание уделяют трактовкероли национальных элит (прежде всего интеллектуальных и политических) в мобилизациичувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытогоконфликта. В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе кресурсам.
При всейважности вопроса о политических и национальных элитах ограничение анализапричин этнополитического конфликта сферой элит не дает возможности объяснить вполной мере сам феномен массовой мобилизации и интенсивности эмоций егоучастников. А вот социально-психологический срез этничности при исследованииее политического измерения позволяет прояснить это. Поэтому социально-психологическиемеханизмы этнополитических конфликтов играют более важную роль, чем этопредставлялось в рамках традиционных политологических интерпретаций. Именночерез призму политического, с учетом социально-психологических факторов можноадекватно проанализировать изначальную силу стремления этнической группы кавтономии, составить представление о ее конфликтогенном потенциале и готовностиперейти к самым жестоким методам насилия ради достижения этой цели.
Выбор впользу такого методологического подхода к анализу причин возникновенияэтнополитических конфликтов позволяет предложить соответствующую ихклассификацию. Основополагающими являются причины общецивилизационногохарактера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блэксчитает, что неравномерное протекание модернизации (общественной структуры,экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональныхареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с однойстороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение правсвоих граждан — с другой. Эти конфликты носят универсальный характер. Черезних на протяжении последних четырех веков прошла Европа, до сих пор ощущающаяпоследствия этого процесса в Бельгии, Шотландии, Италии, Словакии и рядедругих стран. Последний век в России также прошел под знаком модернизации (среформ 1861 г.), вызвавшей на разных этапах этнополитические конфликты. Поутверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание,способствует формированию политических устремлений к национальной автономии.В результате национальные конфликты возникают все чаще, охватывая в первуюочередь многонациональные государства. Следствием этого, считает он, становится распад таких государствна отдельные регионы.
Рассматриваяпроблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигаетконцепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель»возникновения этнополитической коллизии: во-первых, конфликтогенную по своейприроде объективную обделенность этнических периферийных группмногонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;во-вторых, осознание этой обделенности членами этнической группы как образаколлективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения; в-третьих,формирование этнонационализма как реакции угнетаемого коллектива на «внутреннийколониализм» Центра.
Следующийпласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в историиэтносов и их всестороннем взаимодействии, сформировавшемся национальномскладе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологическихстереотипах, переходящих из поколения в поколение, и др. И здесь важное местозанимает национализм. В первую очередь с ним этнополитологическая наукасвязывает молниеносное разрушение системы «реального социализма» в ВосточнойЕвропе и в СССР.
Национализм– специфическая форма национального самосознания, основанная на гипертрофиинационального чувства, идее превосходства собственной нации и пренебрежении кдругим[6].
Корнинационализма заключены в определенном типе разделения труда.
Как идея иобщественно-политическая практика национализм заявляет о себе, когда процессразвития производительных сил вступает в период индустриализма.
Мощнымисточником подпитки националистической идеи служит противоречивая диалектикакультуры и политики.
Одним изважных источников националистических представлений и чувств служит внутренняяэнергетика самого процесса национального развития, его естественнаянеравномерность. Как писал К. Каутский, различные темпы общественного развитиядля отдельных частей нации — это реальность, «благодаря чему одни живут еще вполуфеодальном состоянии, а у других царит уже высоко развитый способпроизводства»[7].
Совокупностьисточников национализма и его генетический тип показывают, что национализм —не пробуждение древней, скрытой, дремлющей силы, а следствие новой формысоциальной организации, опирающейся на обобществленные, централизованновоспроизводящиеся высокие культуры, каждая из которых защищена государствомили стремиться быть таковою.
Чаще всегопричиной этнополитических конфликтов становится воинствующий национализм. Омвыражает тенденцию к суверенизации больших и малых этнолингвистическихобщностей с целью создания независимой государственности, проявляется врастущей нетерпимости по отношению к национальным меньшинствам, усиленииксенофобии, жертвами которой становятся, прежде всего, беженцы, в нарастающемсопротивлении процессам интернационализации отношений между народами, в томчисле региональной экономической и политической интеграции.
В числепричин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившуюсвое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР вперестроечный период. Разрушив средства эффективного контроля Центра надэтнической периферией и не предложив концептуально ничего взамен для направлениявысвобождающейся энергии межнациональных отношений в русло созидательногореформирования, правящая элита фактически стимулировала национальнуюнапряженность. В стихийном порядке возникали условия для трансформирования латентногопотенциала этнополитической напряженности в открытые конфликты. На территориибывшего СССР развернулась борьба национальных элит за реализацию праваэтнической периферии на самоопределение и отделение от Центра.
В настоящеевремя, после принятия Федеративного Договора и Конституции РФ, негативноеэтнополитическое развитие пошло на убыль, но далеко не исчерпало свойконфликтогенный потенциал. События на Северном Кавказе свидетельствуют об этомс достаточной мерой определенности. Более того, региональные элиты продолжаютиспользовать факт «мобилизации этничности» для достижения политических целей.Такая этнизация политики несет в себе серьезнуюугрозу не только детонации этнополитического конфликта по конкретной проблеме,но и длительной межэтнической войны. Остроту этнополитического конфликтаусиливает поддержка из этнической солидарности одной из групп, участвующих встолкновении, со стороны родственной этнической общины за рубежом.Возникновение на территории СССР 15 независимых государств сделало эту проблемуеще более актуальной для каждого из них.
Всамостоятельном осмыслении нуждаются ситуационные источники этнополитическихконфликтов. К ним У. Фольц относит внезапноеисчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-забыстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновениявнешней угрозы. В период конца 80-х — первой половины 90-х годов на территорииСССР одновременно произошло и то, и другое. Быстрые перемены всоциально-экономическом положении одних этнических групп по отношению к другимнеизбежно создают определенную напряженность в их взаимоотношениях. Не стоитсбрасывать со счетов и внутреннюю борьбу за лидерство в рамках этнической,группы, которая способна усилить напряженность в межэтническихотношениях.
Кситуационным источникам следует отнести историческое, наследие межэтническихотношений, воздействие внешнеполитических факторов в регионе, экономическуюситуацию, проблемы внутриполитической жизни, уровень политической и общей культурыв очагах межэтнических коллизий и многое другое. Не исключено, чтоситуационные факторы могут оказывать разное, подчас диаметрально противоположное,воздействие на участников конфликтогенной ситуации в разных регионах страны.
В процессеназревания и разрешения этнополитических конфликтов ощутимо воздействиеконфессионального фактора. Он не всегда заметен, но играет свою роль,например, в отношениях России и Татарстана, военных операциях по разоружениюбандформирований в Чечне, присутствует в противоборстве Армении и Азербайджана,Грузии и Абхазии, Осетии и Ингушетии.
Почему такпроисходит? Дело в том, что принадлежность противостоящих сторон к различнымконфессиональным культурам нередко ведет к конфликту. Близость конфессиональныхи этнических аспектов конфликта ни в коей мере не означает их тождества. Конфессиональнаяпринадлежность всегда была сильней этнической идентичности. В этомисторическом факте кроется разгадка отождествления религиозной и этническойпринадлежности. Но это не означает их неразделенности. К тому же любаяконфессиональная культура обладает большим миротворческим потенциалом, которыйможет и должен быть использован для достижения межнационального мира. Этаистина — важная максима при принятии ответственных политических решений в целяхурегулирования этнополитических конфликтов.
Важнейшейособенностью природы и сущности политизации межэтнических противоречий иколлизий является их динамика. Анализ показывает, что этнополитическиеконфликты имеют некоторые общие контуры своего развития, характеризующиесяпорядком выдвигаемых требований. Во многих случаях конфликты начинались с постановкии обсуждения проблемы национального языка (Молдова — Приднестровье). Именноэта сфера противостояния ранее всего переходила из скрытой формы в открытую.Она имела и имеет огромное мобилизующее значение, так как апеллирует ко всемлюдям данной национальной группы.
Затемтребования, как правило, переходят в политическую плоскость, перерастая встатусные притязания. И, наконец, борьба выливается в территориальные претензии,которые представляют собой конфликты по поводу ресурсов соответствующейгруппы. Именно на этой фазе происходит оживление архаических представлений итребований об «исторической» оправданности выдвигаемых притязаний. Искаженныеархаичные идеи насыщают конфликт праисторическим содержанием, подтвердить илиопровергнуть которое невозможно.
Парадоксально,но от конфликтов, детонированных архаикой, не застрахованы и общества, казалосьбы, далеко ушедшие от архаичных форм и ценностей. Генерируемые архаичныепредставления подпитывают националистические идеи и ведут к перерастаниюлокального насилия в отдельных регионах к повсеместной межэтнической войне.Именно такую динамику обнаруживает, например, кровавое противоборство вТаджикистане. Аналогичные опасные тенденции все более отчетливо проявляютсяна Северном Кавказе (осетино-ингушские столкновения, военные действия вЧечне). При обобщенном анализе этапов развития этнополитических конфликтов вразных местах наблюдается одна тенденция: вооруженное противоборство из поначалулокальной, относительно вялотекущей конфликтности полупартизанскогохарактера как бы по одному сценарию перерастает в полномасштабные военныедействия. Так было в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Абхазии.[8]
Нельзя незаметить все более широкую «интернационализацию» конфликтов на территориибывшего СССР. В Приднестровье, например, ангажирована Румыния, в Таджикистане —Афганистан. В конфликтах активно участвуют иностранные военные наемники. Ещёодин яркий пример – вооруженный конфликт в Чечне, где на сторонебандформирований воевали наёмники со стран бывшего СССР (Украина, Белоруссия,Грузия), Ближнего Востока (Турция, арабские страны Персидского залива), странСредней Азии (Таджикистан, Афганистан), а также стран Африканского континента(Судан).
Планкавооруженного противоборства на национально-этнической почве опустилась смежреспубликанского уровня (Армения — Азербайджан) до внутриреспубликанского(Таджикистан), до уровня автономий (Россия — Чечня, Молдова — Приднестровье,Грузия — Абхазия и др.).
1.3. Типология этнополитических конфликтов
Этнический конфликт — это межгрупповаяборьба за ограниченные ценности, участники которой определяют себя ипротивника по аскриптивным и генотипическим признакам групповойпринадлежности. От этнического конфликта этнополитический конфликтможно отличить по содержанию политических требованийинициаторов борьбы — организованной этногруппы. Этот вариант классификации именуетсяцелевойтипологией конфликта.
Сторонники целевой типологииусматривают отличительную черту этнополитического конфликта вполитических требованиях одного из его участников.
В соответствии с целевой типологией этнополитическиеконфликты делятся на статусные и гегемонистские. Статусные конфликты происходятв связи с требованиями изменения политического положения этногруппыв обществе. Требования могут быть двух видов: создание политическойавтономии и создание независимого национального государства. А.Я. Сухарев, В.Д.Зорькин, В.Е. Крутских именуют статусный конфликт сепаратизмом[9].Он свидетельствует о групповом стремлении к отделению. Гегемонистский конфликт порождается требованием политического преобладания этногруппы в отношении другихэтногрупп общества. Гегемонистскиетребования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах.
Сохранение доминирования одной этногруппынад другой провоцирует затяжные конфликты. Статусные и гегемонистскиеконфликты происходят преимущественно между национальнымименьшинствами и доминирующей этнонацией.
Исследователиприменяют дополнительные целевые классификации этнополитического конфликта. Г.С. Денисова и М.Р. Радовель предлагаютразличать в статусном конфликте три формы: сецессию – отделение с целью создания собственного государства;ирредентизм — отделение частитерритории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис — отделение с целью присоединения кгосударству, где проживает основной массив одноименного этноса. Даннаятипология полезна в изученииинтернационализации конфликта, поскольку ирредентизм и энозис приводят к межгосударственному конфликту.
Втипологии, предлагаемой Ю.Г. Запрудским, применяется критерийвнутригосударственного уровня этнополитического конфликта[10].Различаются местные, региональные и социетальные конфликты.Первую группу образуют конфликты внутри государственно-правовыхобразований. Ко второй группе относятся конфликты между этими образованиями,например конфликт Дагестана и Чечни в 1990-х гг. Третью группу образуютконфликты между государственным образованием и правительственнымцентром, например в 1990-х гг. борьба между самопровозглашеннойИчкерией и центральной властью РФ. Данная типология полезнав изучении тенденций распространения местных конфликтов, локализации,регионализации или достижения социетального уровня, затрагивающеговсе многонациональное общество. Но эта типология не учитывает мотивационныхпричин конфликта. Без их определения трудно объяснить измененияуровней конфликта.
В научнойлитературе можно встретить двух- и трехпараметровые типологииэтнополитического конфликта. З.В. Сикевич использует целевойи динамический аспекты протекания конфликта. В зависимости отцелей конфликтующих сторон она называет пять конфликтов (културно-языковый,социально-экономический, статусный, территориалный и сецессионный).Изучение конфликта в динамическом аспекте (степень обостренияконфронтации) позволяет проследить переход от одного типа конфликта в другой. Отметим,что данная типология не учитывает мотивационные причины конфликта,без которых трудно предвидеть динамику конфронтации.
В зависимости отмотивационной причины можно определить четыретипа этнополитическогоконфликта — защитный, статусный, гегемонистский и элитарный. Взащитном конфликте мотивационной причиной обращения к этническомунасилию является дилемма физической безопасности группы.
Мотивационная причинастатусного конфликта заключается в групповом страхе передвозрастающим преобладанием внешних групп или доминирующей субнации. Специфика мотивациив статусном конфликте состоит в стремлении национального меньшинства ккуль