Федеральное агенство по образованию ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова” Историко-географический факультет Кафедра архивоведения и документоведения Курсовая работа: «Проблема рассекречивания документов на современном этапе» Выполнил: Студент III курса группы ИФ 31 – 07 Толстов Юрий Олегович Научный руководитель: Доцент Лаптева Елена Леонидовна Чебоксары 2010 Содержание Введение 3 Глава 1. Организационные основы рассекречивания архивных документов. 6 1.1 Организация работ по рассекречиванию архивных документов 6 1.2 Доступ к документам архивного фонда Российской Федерации 11 Глава 2. Рассекречивание архивных документов на современном этапе. 19 2.1 Работа комиссии по рассекречиванию партийных документов Центрального архива общественных движений Москвы 19 2.2 Деятельность Бывшего центрального партийного архива. 24 2.3 Рассекречивание документов Второй мировой войны 27 2.4 Рассекречивание документов КПСС: мнения хранителей и 32 пользователей Заключение 39 Список использованных источников и литературы 41 Введение Рассекречивание архивных документов важно для общества, так как исследователи и историки, желающие иметь представление о давно минувших днях, рассматривают всю совокупность документов по определенной проблематике и публикуют свои поиски, находки в публицистических изданиях. Тем самым донося до простых граждан историческую обстановку тех лет которые по их мнению происходили в тот период который они описывают. Есть у рассекречивания и другие проблемы. В поиске ответов на свои вопросы, исследователь может запросить определенный комплекс документов про то историческое событие которым он интересуется и обнаружив что – то нелицеприятное, начнет передавать другим эту информацию как истинно правильную. Тем самым, не позволяя существовать другой точки зрения или же полностью критикуя ее. А в тот момент когда он интересовался данной проблематикой, то запросил все те документы которые раскрывают данную проблему, но они были засекречены, вследствии чего у исследователя сложилось неправильное представление о личности которую он исследовал. Вернемся к более глобальным проблемам. Для обучения истории нужны учебники, а для написания учебников необходимы документы на которые этот учебник будет опираться. Для этого нужен доступ к различного рода информации, которая несет в себе дух той эпохи, в которой он был написан. Возьмем историю СССР. Многие документы недоступны для публикации их в учебниках, вследствие чего авторы этих учебников начинают заниматься сочинительством и тем самым предоставляют ложную информацию. А если представить, что на этой ложной информации выросло целое поколение, которое не только не знает, но и вообще ложно утверждает определенные исторические факты. В работе использованы законодательные акты. Ф. З. Р. Ф. “Об архивном деле в Российской Федерации” закрепляет основы архивной деятельности; Ф. З. Р. Ф. “О государственной тайне” раскрывает организацию работы с документами, содержащими государственную тайну. Исследования основаны на изучении литературы по вопросам рассекречивания архивных документов. А.В. Щегельский в статье “ К вопросу о рассекречивании архивных документов ” раскрывает то, что предшествовало началу организации в рассекречивании документов. В работе “Архивоведение” Е.В. Алексеева разделяет архивы на определенные типы. В. В. Никанорова в статье “Рассекречивание документов бывших партийных органов” доносит до нас сведения о работе комиссии по рассекречиванию документов. “Бывший Центральный партийный архив открывает двери” показывает на своём примере, как и каким образом идет рассекречивание документов. В работе “Документы федеральных архивов по истории Второй мировой войны: рассекречивание и использование в научных исследованиях и документальных публикациях” Т.Ф. Павлова делится впечатлениями в сфере рассекречивания документов. Т. Ф. Павлова так же описывает рассекречивание архивных документов в статье “ Рассекреченные архивные документы – Новые страницы истории Великой Отечественной Войны”. В статье “Ожидание перемен в деле рассекречивания документов КПСС: мнения хранителей и пользователей” ведущие специалисты делятся своими впечатлениями о деятельности государства в проблеме по рассекречиванию документов. Цель работы – освятить проблему рассекречивания архивных документов, и показать проведение рассекречивания на современном этапе. Задачи: 1. Рассмотреть, как проводилось рассекречивание раньше и как проводится на современном этапе; 2. Освятить какие проблемы были и остаются в рассекречивании документов; 3. Предложить пути решения проблем по рассекречиванию документов. Работа включает две главы. В первой главе раскрывается теоретическая часть в рассекречивании архивных документов. Какие шаги были предприняты в данной области, как законы регулируют порядок рассекречивания документов. Во второй главе рассматривается практическое рассекречивание документов на современном этапе. Содержатся мнения сотрудников архива и должностных лиц по данной проблеме и выходу из нее. Глава I. Организационные основы рассекречивания архивных документов. 1.1 Организация работ по рассекречиванию архивных документов Распоряжением Президента России от 22 сентября 1994г. № 489-р возложена разработка порядка рассекречивания архивных документов, находящихся в закрытых фондах государственных архивов, центрах хранения документов и ведомственных архивах, и продления сроков их секретного хранения на ФСК России, СВР России, МИД России и Росархив. Анализ работ, проводившихся предприятиями и организациями, показал, что в зависимости от тематической направленности документов и некоторых других факторов применяются различные подходы к их рассекречиванию, нет единообразия как в организации, так и в проведении и техническом оформлении результатов рассекречивания. В целях унификации процессов организации и проведения работ по снижению степени секретности дел и документов, хранящихся в архивах предприятий и организаций отрасли, введения единообразия в технологии по снятию грифов секретности и учету дел и документов после их рассекречивания в 1992 г. Были разработаны отраслевые методические рекомендации по рассекречиванию архивных документов. Одним из основных вопросов рассекречивания архивных документов является установление необходимости и последовательности проведения этой работы. Отметим, что до выхода закона “О государственной тайне” срок секретности документов не устанавливался. Проводимое же рассекречивание носило, как правило, эпизодический характер, в основном, в связи с изменениями “Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” или при необходимости открытого опубликования (использования) тех или иных данных. Такое положение никак не способствовало широкому использованию секретных документов и одновременно с этим приводило к значительному удорожанию их хранения по сравнению с несекретными из – за дополнительных регламентных работ, определяемых социальными инструкциями. В настоящее время законом установлено, что “срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет”, а его продление допускается только в исключительных случаях по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Разработчики методических рекомендаций по рассекречиванию архивных документов Минатома России, задолго до выхода названных документов, рассматривали дилемму: установить конкретные хронологические рамки рассекречиваемых документов или предложить иной механизм. Выборочное изучение отдельных фондов и документов, переведенных с секретного на общий режим хранения, показало, что рассекречивание всех документов за определенный период потребует проведения работы с десятками тысяч документов, отвлечения специалистов от их основной работы, значительных материальных затрат. При этом многие документы оказались бы невостребованными ни исследователями, ни научно – техническими работниками. Кроме того, поступление на архивное хранение секретных документов без установления срока их рассекречивания, приводило бы к накапливанию новых секретных массивов. Исходя из этого, предприятиям и организациям отрасли было предложено: устанавливать срок рассекречивания документов при подготовке их к передаче на государственное хранение. В этом случае одновременно с проведением экспертизы ценности документов эксперты обязывались готовить и мотивированные заключения о сроках пересмотра или снятие грифов секретности отдельных документов без их дополнительного анализа. Поступившие ранее на архивное хранение документы решено рассекречивать только при изменении степени секретности проблем в перечне сведений, отнесённых к государственной тайне, а также при необходимости их использования в научно – исторических и иных целях. Очень важным представляются вопросы – какими силами и за счет, каких средств проводить рассекречивание документов. Методические рекомендации Минатома России предусматривают, что оценка сведений проводится постоянно действующими техническими комиссиями или специально создаваемыми комиссиями по рассекречиванию сведений. Такая организационная схема оправдана при рассекречивании ранее отложившихся документов. Однако вновь передаваемые на хранение секретные документы могут рассматриваться экспериментными комиссиями в целях исключения неоправданного дублирования работ. Технические работы по снижению грифов секретности, переводу дел и документов на общее хранение должны осуществляться под руководством сотрудников архива с привлечением представителей организаций фондообразователей. В качестве возможных вариантов можно предложить следующие: снижение налога на прибыль с предприятий, проводящих рассекречивание архивных документов в рамках государственного заказа (т. е. во исполнение государственных программ использования архивных документов); использование части прибыли от коммерческого издания архивных документов или публикаций по ним на оплату привлекаемых сотрудников предприятий и архивов; создание общественного фонда развития архивного дела, формируемого за счет отчислений муниципальных органов, иных государственных и негосударственных структур, иностранных государств и граждан, оплата работ по рассекречиванию за счет физических лиц, в ней заинтересованных. Намерения рассекртить архивы были и раньше, но это не реализовывалось из – за отсутствия средств. Говоря об организации работ по рассекречиванию архивных документов, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как делегирование полномочий по рассекречиванию архивных документов руководителям госархивов и центров, предусмотренное законодательством России. Такое делегирование возможно при условии создания соответствующих комиссий из представителей организаций – фондообразователей приказами их руководителей. Только в этом случае документам может быть дана квалифицированная оценка. При рассекречивании отдельных документов на практике возникают случаи, при которых степень секретности зависит от одного – двух показателей. Например, документ на нескольких листах, а “секреты” составляют одну – две строчки. Ещё совсем недавно иногда замазывались, вытравлялись, приводились эти данные в нечитаемое и невосстанавливаемое состояние. Что само по себе чудовищно с позиции архивиста или историка, вполне допустимо для автора документа, желающего ускорить рассекречивание своего документа. Такие случаи также должны быть нормативно оговорены: с документа снимается копия, в копию вносятся соответствующие изменения, снимается гриф, а подлинник хранится в первозданном виде. Рассекречивание архивных дел влечет за собой необходимость внесения изменений в учетные документы. Методика Минатома России для решения этих вопросов предлагает следующее. Описи (разделы описей), по которым учетные дела рассекречены полностью, изымаются из дел описей; при наличии грифа секретности натитульном (подтитульном) листе он зачеркивается, проставляется штамп “Рассекречено”, а в порядковом номере раздела описи зачеркивается гриф секретности, вместо которого пишется (проставляется штампом) слово “дополнительная” т. е. является дополнительной к уже имеющейся описи несекретных документов за аналогичный временной период. Это не очень удобно для использования документов (ссылок на них) в научных публикациях, зато не требуется составление единой описи, перешифровка в связи с этим дел и некоторые другие достаточно трудоемкие работы. При рассекречивании отдельных дел по разделам описей целесообразно их изъятие и включение в соответствующие несекретные описи. Такие дела должны включаться в соответствующие каталоги, справочники и т. п. В итоговых записях несекретных описей делаются дополнительные записи со ссылкой на них, а в графе “Примечания” описей секретных дел против позиции дела проставляется штамп “Рассекречено”, заверенный подписями соответствующих сотрудников и датой. Вместе с тем действующий порядок составления описей на дела, подлежащие государственному хранению, закладывает прежние неудобства для архивистов: описи на секретные и несекретные дела составляются раздельно, разными службами (секретными отделами и канцеляриями). Во избежание этого следует рассмотреть вопрос о составлении единых описей. Рассекречивание дел приводит и к необходимости изменений предисловий к описям, а в отдельных случаях и исторических справок. Эти изменения можно сделать в виде дополнений к соответствующим документам (в будущем целесообразно составление единых предисловий к описям, исторических справок и соответствующих выписок из них к несекретным частям фондов). Естественно, что рассекречивание дел требует и внесения необходимых изменений в другие формы учета, как государственного, так и ведомственного архива. В Минатоме России такой порядок предусмотрен. Однако существующими правилами работы как ведомственных, так и государственных архивов не определен порядок таких изменений в карточке фонда, листе фонда, деле фонда и др. В зависимости от сложившейся системы хранения и поиска документов в том или ином архиве должен быть установлен и порядок приема – передачи дел с секретного на несекретное хранение (по соответствующим актам, утвержденным руководителем архива), и порядок внесения изменений в действующий научно – справочный аппарат. 1.2 Доступ к документам Архивного фонда Российской Федерации Правовое регулирование доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информацион¬ной среде. В Основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов, их равной доступности для любого физического или юридическо¬го лица. После августовских событий 1991 г. были подписаны Указы Пре-зидента РФ «Об архивах КГБ СССР», «О партийных архивах», лик-видировавшие Архивный фонд КПСС и передававшие его в веде¬ние государственной архивной службе. Обнародование документов во время суда над КПСС, публикация источников в серии «Рос¬сия, XX век», в средствах массовой информации, выход в свет справочника «Архивы России. Москва и Санкт- Петербург», где впервые приведены сведения о составе и объеме фондов архивов МИДа, Службы внешней разведки (СРВ) и ФСБ РФ (1997 г.), сталивехами демократизации архивного дела. Наконец, в ходе ар¬хивной реформы был принят ряд законодательных и нормативных актов, создавших правовую базу для единого в масштабах страны режима регулирования доступа к документам Архивного фонда РФ. Важную роль в деле рассекречивания архивов сыграли Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г., Указ Президента Российской Федерации «О снятии ограничитель¬ных грифов с законодательных и других актов, служивших основа¬нием для массовых репрессий и посягательств на права человека» от 23 июня 1992 г., а также законы «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г., «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., «Об информации, ин¬форматизации и защите информации» от 2 февраля 1995 г. и др. Однако значительная часть источников истории страны XX в., к которой относится почти весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств, остаются засекреченными. В настоящее время к категории публичных архивов можно отне¬сти все государственные архивы России (включая и муниципаль¬ные). Во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически кор¬ректируемые распорядительными и методическими документами Росархива. К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны Российской Федерации. Любой гражданин имеет возможность по¬лучить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосред¬ственно в них существует своеобразное разграничение пользова¬телей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализ¬ма, определяющее возможности знаком- ства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. Для доверительного типа архивов характерны еще более жест¬кие ограничения использования документов. Уже сама возмож¬ность получения доступа в такие архивы существует не для каж¬дого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Закрытый тип архивов присущ для архивов министерств, ве¬домств и учреждений их систем. Находящиеся в них документы еще не приобрели признаков исторических источников, исклю¬чительно выполняя те задачи и реализуя достижение тех целей, ради которых они были созданы. Исследовательские интересы пользователей в отношении таких архивов в конечном счете удовлетворяются после регулярных передач их документов в систему публичных и ограниченно-публичных архивов. В соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, дол¬жны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пе¬ресмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет воз¬можности открытия доступа. Вместе с тем архивы должны предупреждать пользователей об ответственности за сохранение государственной тайны и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной инфор¬мации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осу¬ществляется в специальном читальном зале под контролем со¬трудника архива, допущенного к работе с документами,.содер¬жащими гриф «совершенно секретно». Если документы хранятся в ведомственном архиве органа уп-равления, государственного учреждения или предприятия, поря¬док доступа к ним определяется правилами ведомства по согласо¬ванию с Росархивом. Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциаль¬ную информацию. Такой информацией являются: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (пер¬сональные данные), за исключением сведений, подлежащих рас¬пространению в средствах массовой информации в установлен¬ных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства и т. д.). Конфиденциальную информацию содержат следующие документы: о частной жизни граждан, о состоянии здоровья, се¬мейных и интимных отношениях, имущественном положении, а также о жилище. Такие сведения могут нахо¬диться в личных делах, документах кадровых служб, медицинс¬кой документации, судебно-следственных делах. Срок засекречивания этих сведений приближается к длитель¬ности человеческой жизни и равняется 75 годам. Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объе-динений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо ав¬торским правом, либо с коммерческой тайной. Срок действия ограничений и порядок получения разрешения на доступ к этой категории документов должны быть четко огово¬рены в договоре с фондообразователем при приеме документов на хранение. Документы, на которые распространяется Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (документация об изобретениях и открытиях, о научных, литературных и музыкальных произведениях, рукописи, кинофильмы), а также документы, содержащие коммерческую тайну, выдаются исследователям с разрешения фондообразователя и его наследников. Однако по ис¬течении сроков действия авторского права, предусмотренного за¬ко- ном, документы поступают в общее пользование. Если фондообразователь не оговорил правила доступа к свое¬му фонду, то исследователь несет ответственность за обнародование (пуб-ликацию) и разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, лицо, сведения о личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральный ущерб, причем как на архив, выдавший документы, так и на ис¬следователя, предавшего их гласности. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. (Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием Таким образом архивы в начале своей деятельности по рассекречиванию решали вопрос о том на сколько лет устанавливать гриф секретности. После рассекречивания некоторых документов они переходили в специальные описи, каталоги и т. д. Существовали специальные виды архивов которые хранили секретную информацию и к которым доступ был закрыт или открыт. Для того, чтобы рассекретить тот или иной документ нужно разрешение фондообразователя. Если разрешения нет, то документ не могут предоставить исследователю. Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации” рассматривает рассекречивание документов и ответственность за неправомерное обращение с ними. Следующий Федеральный Закон “О гос. тайне” раскрывает проблематику рассекречивания правительственных документов. Государство может установить гриф секретности на том документе, где по их мнению протекает секретная информация. Глава II. Деятельность архивного управления по рассекречиванию архивных документов на современном этапе. 2.1 Работа комиссии по рассекречиванию партийных документов Центрального архива общественных движений Москвы Начало 1990-х годов ознаменовалось провозглашением широкого открытия архивов и бывших партархивов, в число которых входил Партийный архив Института истории партии МГК и МК КПСС – ныне Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ). Ситуация оказалось сложной. Как известно, доступ в партархивы был ограничен, подавляющее большинство документов имело грифы секретности. Специфика работы с ними выражалась в отсутствии раздельного формирования секретных и несекретных документов, особого учета, изолированного хранения. Работу читального зала архива, который практически не прекращал прием исследователей, усложняло отсутствие четкой законодательной и нормативной базы, особенно в отношении документов КПСС. 1993 г. Стал во многом переломным. Распоряжением Правительства Москвы от 26 августа “О программе выявления и публикации документов Архивного фонда” Мосгорархиву поручалось провести работу по рассекречиванию фондов бывших территориальных комитетов КПСС – МГК, МК, горкомов, райкомов КПСС в Москве и области… Для выполнения распоряжения была создана комиссия по рассекречиванию (председателем назначен директор архива), в состав которой вошли компетентные специалисты объединения. Вышедшие в 1993 г. “Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах”, Закон РФ “Огосударственной тайне”, ряд других нормативных документов позволили разработать методическое пособие по рассекречиванию и переводу на открытый доступ документов ЦАОДМ. С 1994 г. Работа стала проводиться в двух направлениях: плановое и оперативное рассекречивание. Плановому рассекречиванию подвергался полный комплекс дел фонда за соответствующий хронологический период. Сначала это был 1945 г. Включительно, а затем 1963 г. Оперативное рассекречивание проводилось по отдельным делам при необходимости их выдачи для различных целей использования, в первую очередь исследователям, а так же для экспонирования на выставках, публикации в различных изданиях. Порядок проведения рассекречивания и рассмотрения всех материалов на комиссии оставался общим. Учитывая специфику документирования деятельности парторганов и значительные объемы дел, которые необходимо было перевести на открытый доступ, эксперты подвергали обязательному полистному изучению дела и документы только следующих структурных подразделений горкома или райкома: военных, промышленных отделов, особых секторов, а также научных и промышленных организаций, связанных с обороной, МВД, КГБ, МИДом, судом и прокуратурой. Полистно просматривались и особые папки, и все дела, имеющие гриф секретности. В отношении однотипных по содержанию групп дел (протоколы, документы оргпнизационного, идеологического, финансового и других отделов) использовался выборочный метод, предполагавший полистный просмотр дел при первой же их выдаче для использования. Личные дела по приему в партию, номенклатурных работников, персональные дела рассекречиванию не подвергались, так как они подпадают по архивное зако- нодательство, устанавливающий 75-летний ограничительный срок доступа к ним. Однако сделаем одну оговорку: снятие с грифа секретности не означает автоматического перевода документов на открытый доступ. Вопрос о выдаче документов, имеющих сведения о личной жизни граждан, решался в соответствии с действующим законодательством, хотя оно на сегодняшний день несовершенно и не учитывает специфики информации, содержащейся в партийных документах. Принятая методика позволила архиву в сжатые сроки, за 1994 – 1998 гг. перевести на открытый доступ более 550 тыс. дел. При этом из 15 тыс. полистно просмотренных дел на секретном хранении оставлено только 60. Для того, чтобы доступ к документам в архиве осуществлялся в полном соответствии с установленным 30-летним ограничительным сроком, осталось рассекретить документальный массив за 1964 – 1969 гг. Комиссией по рассекречиванию, помимо протоколов и актов, составлялись содержательные справки о рассекречиваемых документах, что позволяло проанализировать, какие сведения были рассекречены по делам, а какие полистно. Дела с ограничительными грифами отложились практически во всех фондах парторганов Москвы и Московской области, но больше всего встречаются в фондах московского городского и областного комитетов КПСС. Большое внимание уделено документам по вопросам торговли, бытового обслуживания населения, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. К этой группе относится и так называемая секретная переписка, отложившаяся в делах МК и МГК КПСС за 20 – 30-е годы. Она касается проблем партийного строительства, хозяйственных вопросов. В горкомах и райкомах велась аналогичная переписка с МК и МГК ВКП(б), советскими, хозяйственными, военными, правоохранительными органами. Переписка военной поры содержит сведения о помощи фронту, размещении госпиталей, подготовке к отражению воздушных налетов, строительство убежищ, восстановление жилого фонда и т. д., а также запросы по партийному учету, о розыске партдокументов, заявления коммунистов о снятии взысканий и восстановлении в партии. Другая группа рассекреченных дел – это документы военных отделов, отложившихся в фондах партийных органов с 1917 по 1948 г. Они широко представлены в фондах МК и МГК ВКП(б), уездных, волостных, окружных комитетов ВКП(б), городских и районных комитетов Москвы и области. За 1917 г. в них содержатся приказы, инструкции о работе в армии, воззвания против империалистической войны, материалы о солдатских митингов с осуждением политики Временного правительства, протоколы заседаний военных бюро и военных советов. Среди документов военных отделов за годы Гражданской войны (1919 – 1920 гг.) – заявления, письма членов партии о направлении на фронт, доклады военных комиссаров о положении дел в воинских частях, циркуляры по вопросам мобилизации на фронт, сведения о мятеже левых эсеров и его подавлении, постановления об экстренных мерах против выступлений белогвардейцев, а также выписки из протоколов заседаний бюро РК ВКП(б) по вопросам организации отрядов особого назначения, материалы о “неделях обороны”, об организации воинских частей, информация о быте красноармейцев, их настроениях. В 30-е и предвоенные годы документы военных отделов пополняются списками оборонных предприятий, докладами о партийной, организационной и идеологической работе с коллективами заводов, сведениями о красноармейских частях и их численном составе, взаимоотношения между красноармейцами и начсоставом. В делах военных отделов за годы Великой Отечественной войны–доку- менты о строительстве подмосковных рубежей обороны, состоянии МПВО в районах, работе госпиталей, шефстве над воинскими частями, сборе денежных средств и теплых вещей для армии. Сохранились заявления граждан о направлении в действующую армию, планы мобилизации. В послевоенный период (до 1948 г.) в делах военных отделов рассекречены сведения о военном всеобуче, работе с демобилизованными и с призывниками, деятельности добровольных оборонных обществ, помощи семьям погибших и военнослужащих, инвалидам и др. Не меньший интерес среди рассекреченных дел представляют “особые папки”. В “особых папках” представлены решения бюро и постановления секретариата, охватывающие различные стороны деятельности за большой хронологический период, сведения о деятельности оппозиции и контрреволюционных группировок, политических настроениях граждан в 30-е годы, работе оборонных предприятий, транспорта, состоянии сельского хозяйства. Имеется обширный материал о создании и ликвидации партийных комитетов на предприятиях и в организациях Москвы и Московской области, подборе и расстановке кадров. В “особые папки” включены также документы об авариях на предприятиях, при испытании новой техники, освоении нового производства. Практически аналогичное содержание имели “особые папки” райкомов и горкомов КПСС, рассматривавших те же вопросы. В настоящее время большинство “особых папок”, находившихся на хранении в архиве и имевших докуме