Министерство образованияРоссийской Федерации
Казанский государственныйтехнологический университет
Кафедра государственногоуправления, истории и социологии
Политическое участие
Реферат по политологии
Выполнила студентка группы 71-80
Михайлова И. В.
Работу проверил: Дубровин В. Ю.
Казань, 2004 г.
Содержание
Введение_____________________________________________________3
1 Понятие политическогоучастия _________________________________5
2 Теорииполитического участия __________________________________7
3 Факторыполитического участия ________________________________11
4 Типыполитического поведения и участия ______________________ 14
5 Политическийпротест как форма политического участия___________ 17
6 Отчуждение какформа политического участия молодежи __________ 19
7 Основныетенденции политического участия в системе местного самоуправления______________________________________________25
8 Есть ли нужда в политическом участии женщин?__________________ 32
Заключение _________________________________________________42
Список литературы __________________________________________ 44
Введение
Что побуждает человека кполитическому участию? Этот вопрос давно интересует политологов. Именно политическая практика, реальные политические процессы поставили наповестку дня проблему овладения психологическими знаниями о человеке. Всеведущие политические партии заинтересованы в падежных средствах воздействия наповедение граждан. Постоянной заботой политиков является мотивация участияграждан в официальной политике.
Актуальность проблемы участия,которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, нои другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейшиххарактеристик современного общества. В основе этого понятия лежитпредставление, согласно которому без широкого участия, соответственно,обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижениеобщественного согласия, более того, самопроизводство гражданского общества.
На сегодняшний день наиболееширокую теоретическую базу для изучения проблемы политического участияпредоставляют работы западных, в частности американских, политологов исоциологов. В зарубежной литературе разработаны и обобщены способы и методыэтого изучения, высказаны прогнозы о характере проявлений политического участияв различных социально-политических условиях. Так, к примеру, категорииполитического участия как деятельности группы лиц, руководствующихсяполитическими интересами, посвящены работы С.Вербы, М.Гоэла, Г.Алмонда, Р.Даля,Р.Кловарда, М.Конвей, Л.Милбрайта, Р.Миллса, С.Липсета, Ф.Гринстайна, Н.Ний,Ф.Пивена и др. Данные исследования включают в себя анализ широкого спектраразличных способов участия (или неучастия) субъекта в политике (как наиндивидуальном уровне, так и через посредничество социальных институтов) иопираются на мощную эмпирическую базу. В целом феномен политического участияполучил в современной мировой литературе достаточно всестороннюю разработку сточки зрения структуры, форм, уровней, методов, идеологических и социальныхаспектов, законообеспеченности, эффективности, т.е. как формальных, так исущностных сторон явления.
В истории изученияпроблематики политического участия в нашей стране можно выделить два основныхэтапа — до и после 1991 г. В работах первого периода, написанных в традиционномдля советского обществоведения ключе, данная проблематика получила некотороекосвенное освещение — в рамках исследований политической активности трудящихсяи личности в социалистическом обществе. Политическое участие как элементполитического поведения нашло толкование в работах А.И.Ковлера,И.А.Маркеловой, В.В.Смирнова, посвященных критическому анализу исторических,политологических, социально-философских теорий Западной Европы и Америки[1].Эти работы написаны главным образом в философском аспекте, хотя порой опираютсяи на социологические разработки. Проявления политического участия рассматривалисьв указанный период преимущественно через социальные группы и почти всегда — какпозитивное явление, нарастающее по мере развития социалистического общества.Принципиальный недостаток работ на данную тему заключался в концептуальнойзаданности научных результатов, базировавшихся во многом на статистике,оторванной от реального политического процесса.
В постсоветской России, вусловиях демократизации политической сферы, появились работы, в которых нашлиотражение взгляды западных, в первую очередь американских, политологов нарассматриваемую тему. В отечественной науке стало утверждаться понятие“политическое участие” в его современной трактовке. Была начата разработкатаких аспектов участия, как политическое поведение отдельных социальных групп (студентов,пенсионеров, военнослужащих, безработных), характер, формы, механизм,эффективность участия граждан в общественном управлении на различных уровнях,процесс политической социализации, партийно-организационного структурированияобщества и т.п.
К трудам, интерпретирующим ипопуляризирующим различные аспекты политического участия, можно отнести работыотечественных политологов, социологов, философов С.Андреева, А.Демидова,Г.Котанджяна, Ю.Левады, Р.Матвеева и др. Это в основном монографии и статьи, излагающиеконцепции западных авторов, а также учебные пособия, объясняющие сутьсовременного понимания политического участия[2]. Данным работам в той или инойстепени присущи компилятивность, вторичность. В исследованиях, основанных наанализе различных аспектов политической жизни в современной России[3],выявляются новые условия и возможности политического участия, содержаниеформирующихся политических интересов, характер участия в политическом процессенекоторых социальных групп населения (чаще всего молодежи), делаются попыткиоценить масштабность и эффективность форм политического участия и т.п. [4]
1 Понятие политического участия
Участие в политической жизни являетсянепосредственным показателем самоопределения личности, востребованности иосуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своегосоциального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике вконечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не толькоинтересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядовогогражданина, обычного человека.
Как уже говорилось, отдельный индивид способенвыполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамкахгрупповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведениянезависимо от потребностей той или иной общности. Об особенностяхосуществления индивидом элитарных и лидерских функций речь пойдет далее, асейчас остановимся на характеристике политического участия рядовогогражданина.
Известный американский политолог Дж. Нагельопределяет политическое участие как действия,посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют илипытаются влиять на результаты ее деятельности. В этом смыслеучастие в политике понимается в качестве одного из средств, используемыхчеловеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей.Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессевзаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическимиинститутами и силами.
Благодаря такому инструментальному отношению кполитике, индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формы практических действий человека,независимо от их мотивации или условий осуществления. Иными словами, к «участию»относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляятакие действия, индивид переступает через порог того умозрительного отношенияк политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях ииных сугубо идеальных реакциях. В этом смысле политическое участие предстаеткак качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическуюжизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.
В то же время некоторые формы пассивного отношенияиндивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах),неоднозначно расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» ипассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов инекоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее изполитического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого родафактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидовк политике.
Среди практических действий людей политическимучастием могут быть признаны только их целенаправленныепоступки, т.е. те действия, которые специально и сознательнопроектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря,к политическому участию относятся лишь собственно политические действия, а непоступки, которые могут вызывать политические последствия. Например,сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован какполитическое участие индивида, а его случайное появление там — не может. Илиесли гражданин специально сообщает управленческую информацию должностному лицу,то это может рассматриваться как форма его политического участия; если же этисведения он передаст в центр принятия решений косвенным образом, например, входе случайного разговора с ответственными лицами, то в таком случае их беседане может быть отнесена к формам политического участия данного гражданина.
Практические и целенаправленные формыполитического участия характеризуются масштабностьюи интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решенииместных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активнойдеятельностью по организации избирательных кампаний, а может изредка приниматьучастие в выборах — и все это будут разные по значимости и интенсивности формыего политического участия.
Непосредственно характеризуя поступки индивида,политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической системе,т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическимдействиям граждан. Так, в одних политических системах индивид имеетвозможность практически реагироватьна затрагивающие его поступки властей, предпринимать те или иные действия вкачестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию, а в других то жестремление действовать натыкается на жесткость и неприспособленностьполитических структур к такого рода желание ям индивидов. Например, во многихдемократических странах широко распространены судебные процессы, в которыхрядовые граждане оспаривают действия правящих структур. В то же время втоталитарных и деспотических государствах невозможны не только индивидуальные,но и групповые формы политического участия человека (в виде деятельностипартий, общественно-политических движений и т.д.). Так что разнообразие формполитического участия неизменно определяется наличием условий иразветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросыграждан к власти[5].
2 Теории политического участия
1. Теория рационального выбора. Основное положениеданной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектомполитического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальнойреализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижениясобственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремлениеобеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политикевозможно при том условии, что возможные доходы от участия будут превышатьиздержки. Этот принцип получил название “максимизации выгоды”. Основываясь нанем, американский политолог Э. Даунс предложил формулу рациональногополитического участия:
R = PB — C– D
где R — чистая прибыль от участия в выборах;
P — вероятность того, что голос именно данногоизбирателя
будет решающим;
B — политическая выгода от участия в выборах;
С — возможные затраты;
D — непосредственная выгода от участия в голосовании.
Критиками теории рационального выбора было замечено,что преследуя цели сиюминутной выгоды, индивиды могут не считаться с возможныминежелательными, но отдаленными по времени результатами, проявляя таким образомсвою “близорукость”.
Некоторыми учеными было высказано предложение заменитьпринцип “максимизации выгоды” принципом “максимизации раскаяния”. Последнийозначает, что индивид участвует в политике дабы избежать тех или иных опасныхпоследствий.
2. Мотивационные теории политического участия. Кнаиболее общим мотивам политического участия относят идеологический,нормативный и ролевой.
Доминирование идеологического мотива означает, чтоличность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальнуюидеологию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию личных политическихценностей с политическими ценностями государства. Последние фактически входят вструктуру личности. Однако расхождение личных и политических установок можетвызвать резко негативное и даже враждебное отношение к государству иполитической системе.
Нормативный мотив регулирует политическое поведениечеловека правилами, диктуемыми политической системой, без их соотнесения сличностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается напризнании силы власти, выработанном в процессе политической социализации.Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная иценная ориентация.
Ролевые мотивы связаны с социальной ролью индивида всуществующей политической системе. Поведение человека с доминирующим ролевыммотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой.Чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится еерадикальный настрой против существующей власти.
Значительный вклад в исследование мотивоввовлеченности индивида в политику внесли приверженцы “гуманистической”психологии. Согласно концепции ее основоположника А. Маслоу, существует пятьосновных мотивов личности: физиологические, потребность в безопасности,потребность в любви, потребность в самоутверждении, потребность всамоактуализации. Данные потребности образуют устойчивую иерархию, в которойфизиологические потребности считаются низшими, а потребности в самоутверждениии самоактуализации — высшими. По мере удовлетворения низших потребностей,действия человека начинают определять высшие потребности. Очевидно, что данныйподход может быть с успехом применен для исследования политическойдеятельности. При этом физиологические потребности могут трансформироваться впотребность повышения жизненного уровня; потребность в безопасности — встремление к социальному миру, к порядку и законности; потребность в любви — впотребность социальной идентичности (чувства принадлежности к определеннойсоциальной группе, партии, движению и т.п.); потребность в самоутверждении — «в потребность повышения социального статуса и престижа; потребность всамоактуализации — в потребность выразить и реализовать свои интересы иубеждения в политической сфере.
Классификация потребностей, определяющих политическиеявления
1. Потребность в сохранении жизни, в продолжении рода,в сотрудничестве, в ориентации
2. Безопасность, защита от боли, страха, гнева
Любовь, нежность, признание, голод, жажда
Самоактуализация, самоуважение, достижениесамоидентификации
Понимание, осмысление, знание. Идентификация
3. Длительное существование, жизнеспособность,готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации
Энергия, упорство, изобретательность, восстановлениечисленности населения после катастрофических потерь
Расовое, этническое разнообразие. Юридическое ифактическое равенство наций
Способность изменять режим, подходящий для защитынезависимости и национальных ценностей
В обществе, в котором не удовлетворяются самыепервичные потребности индивидов, политическое поведение и участие определяетсяотнюдь не стремлением воплотить свои ценности и интересы, достичь каких- либогуманных целей, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями ипотребностью в социальной и правовой защищенности. Так, например, в Россиисоциологи фиксируют наибольшую озабоченность населения низким Уровнем жизни ипроблемами безопасности. Соответственно, и включение в политику большинствароссийских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня,социальной защиты, борьбы с преступностью, которые отражают неудовлетворенностьдвух низших потребностей.
В современной политологии широко распространеныобъяснения изменений политического поведения в западном обществе на основеконцепции Р. Инглхарта. Согласно ее положениям, в стабильном, экономическиразвитом обществе, в котором удовлетворены основные материальные потребностилюдей, происходит трансформация системы требований и притязаний. На переднийплан выходят потребности в улучшении качества жизни, экологии, большейвключенности личности в процесс принятия решений на местном уровне, преодолениибюрократизма и безличности власти, гармонизации социальных отношений и т.п.Объяснение феномена новых массовых движений — молодежных, “неформальных”,экологических, пацифистских и т.п. — строится, исходя из концепции формированияновых постматериальных потребностей постиндустриального общества.
3. Теории социальных факторов политического участия. Врамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участиетаких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенстваи возможности социальной мобильности, стабильность и др. Так, С. Липсет и Д.Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другимифакторами — либеральную и популистскую. Первая модель действует главным образомв странах либеральной демократии, вторая описывает политические процессы иучастие в развивающихся странах.
Согласно либеральной модели, динамичноесоциально-экономическое развитие обусловливает сглаживание социальногонеравенства, а следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности.Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия(направленность на укрепление, развитие демократической политической системы;институциализация политической деятельности и т.п.).
При построении популистской модели исходятпреимущественно из форм прямого (неинституциализированного) участия,направленного на перераспределение имущественных благ и собственности. Усилениеподобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальныеусловия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности.Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (итребующих), предъявляемых политической системе, а значит возрастает иполитическое участие. Круг замыкается. В результате политическое участие неведет к укреплению политической системы, Удовлетворению интересов различныхсоциальных групп, а лишь Дестабилизирует общество и политическую систему,препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесносвязана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.
Взаимосвязь политического участия и нестабильности вразвивающихся странах была проанализирована С.Хантингтоном в книге“Политический порядок в меняющихся обществах.
По мнению Хантингтона, обеспечение стабильности вусловиях модернизирующегося авторитаризма требует ограничения ролиполитического участия масс, в противном случае надежность институтов будетподорвана. Парадокс же заключается в том, что неудовлетворенность (фрустрация)масс своим положением, дефицит существующей в обществе вертикальной игоризонтальной мобильности неизбежно увеличивают массовые запросы на участие вполитическом процессе. В свою очередь, уровень социальной фрустрации повышаетсяв связи с ростом социальной мобилизации и усугублением экономической ситуации.“Взятые в целом, урбанизация, растущая грамотность, образование и влияние СМИ,являющиеся детерминантами социальной мобилизации, дают толчок росту стремленийи массовых ожиданий, которые не будучи своевременно удовлетворенными, оформляютиндивидуальные и групповые претензии политически. В отсутствии сильных идостаточно адаптивных политических институтов такой взлет участия означаетнестабильность и насилие”
Таким образом, условиями политического участия, неподрывающего стабильность политической системы, являются: высокая степеньинституционализации, которая позволяет ввести политическую активность в рамкинорм, процедур и законов; низкая степень социальной фрустрации масс;интенсивная вертикальная и горизонтальная мобильность; уменьшение мобильности иактивизация экономического развития[6].
3Факторыполитического участия
Степень и характер включения личности в политическуюжизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия.Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни.«Роль», по Г. Алмонду — это разновидность («часть») политической деятельности,свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии,членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональнуюнагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства(ответственность) личности перед государством (партией, обществом).
Понимание факторов политического участия играетпринципиально важную роль в толковании его природы и роли индивида в политике.В самом общем плане факторы политического участия традиционно рассматриваютсячерез два его глобальных механизма: принуждение,которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил,в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых длясамостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив,ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуруличности (А. Смит, Г. Спенсер).
Так, в XIX в. основное внимание уделялосьнадличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или инымсоциально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества идругим аналогичным показателям, которые должны были дать исчерпывающий ответ навопрос о том, что заставляет человека включаться в отношения с публичнойвластью. В своих крайних формах эта социальная детерминация растворялаличность в общественных отношениях, делала ее безликим исполнителем воли класса,нации, государства.
В нынешнем же столетии, наряду с признаниемопределенного значения общественных норм и институтов, основной акцент делаетсяглавным образом на субъективные факторы, на характеристику индивидуальныхвоззрений, психологические состояния конкретных лиц, наконец, на культурныетрадиции и обычаи населения. Сложилась даже парадигма «автономного человека»(А. Горц, О. Дебарль), основывавшаяся на признании несовпадения публичных норми институтов с мотивациями конкретной личности, что якобы обусловливаетпринципиальную неспособность науки адекватно раскрывать подлинные причиныполитического участия личности. Такая гиперболизация индивидуального началапревращает политику в совокупность спорадических, случайных поступковличности.
В современной политической мысли приняторазличать предпосылки (условия)и факторы (непосредственныепричины, обусловливающие действия индивида) политического участия. К первым относятсяматериальные, политико-правовые, социокультурные и информационные отношения иструктуры, которые создают наиболее широкую среду для различных проявленийиндивидуальной активности. В границах этой среды складываются те главныепричины, к которым можно отнести макро-(способность государства к принуждению, благосостояние, пол,возраст, род занятий) и микрофакторы (культурно-образовательныйуровень человека, его религиозная принадлежность, психологический тип и т.д.)политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на теили иные формы политического участия людей, в зависимости от временных ипространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придаетсяпсихологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своемуобщественному положению (Г. Лассуэлл); рациональному осознанию своих интересови завоеванию нового статуса (А. Лэйн); желанию жизненного успеха и общественногопризнания (А. Доунс); пониманию общественного долга и реализации собственныхправ, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.
В сочетании различных факторов и предпосылоквыявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетнихсоциологических наблюдений показывают, что чем богаче общество, тем больше онооткрыто к демократии и способствует более широкому и активному политическомуучастию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены кучастию в политической жизни, у них сильнее развито чувство восприятияэффективности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации,тем больше вероятности, что они будут политически активными (В. Кей).
Вместе с тем анализ политических процессов вдемократических странах выявил и то, что неучастие является показателем нетолько пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего неизменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многихдемократических странах Запада широкие возможности контроля общественности заправящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отборпрофессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степениповседневной вовлеченности граждан в политический процесс. Иными словами, вусловиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав людивесьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящимкругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществоми оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах иреферендумах.
Одновременно политическая практика XX в. дала имножество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространениинасилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение гражданзакону и т.д. Широкое распространение и воспроизводство таких формполитического участия многие ученые связывают с кризисом базовыхдемократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах,негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейсяличности, нарастанием отчужденности индивида, кризисом прежних форм егодоговора с государством и т.д.[5].
4Типыполитического поведения и участия
Политическое поведение — это совокупность реакцийсоциальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) надеятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить наполитическое участие и абсентеизм.
Политическое участие — это влияние граждан нафункционирование политической системы, формирование политических институтов ипроцесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н.Ни подчеркивают, что политическое участие — это прежде всего инструментальнаяактивность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство такимобразом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия”.
К политическому участию относятся действия поделегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность,направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий игрупп интересов.
В самом общем виде многообразие форм иразновидностей политического участия зависит от определенных свойствдействующего индивида, характера режима правления, а также от конкретнойситуации. Соответственно американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяютследующие разновидности политического участия: пассивные формы политическогоповедения граждан; участие людей только в выборах представительных органоввласти или только в решении местных проблем; политические действия активныхучастников предвыборных кампаний; деятельность политических активистов,распространяющих свою активность на всю сферу политики; профессиональныедействия политиков.
Другой американский ученый Милбэрт разделяетформы политического участия на «активные» (руководство государственными ипартийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органывласти, организация предвыборных кампаний и т.п.), промежуточные (участие вполитических собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты софициальными лицами и политическими лидерами и т.д.), наблюдательные (ношениена демонстрациях транспарантов, попытки других граждан вовлечь кого-либо вдискуссии и т.д.) и, наконец, выделяет «апатичное» отношение граждан кполитике.
В самом общем виде различают мобилизованное и автономное политическоеучастие. Первое характеризует те формы вовлечения индивида в политику, которыеисходят от власти, государства, органов принуждения, создающих условия длявтягивания личности в политические отношения помимо ее воли. Следовательно,политическое участие не является тем инструментом, посредством которого людихотят повлиять «на правительство таким образом, чтобы оно предпринималожелаемые для них действия». Итак, индивид включается в политическую жизнь,становясь заложником воли лидеров, властей, их искусства манипулироватьлюдьми.
Разновидности автономного политического участия,напротив, демонстрируют действия, которые индивид предпринимает, во-первых,самостоятельно обращаясь к политическим формам защиты своих интересов, аво-вторых, столь же автономно выбирая формы и каналы проявления своейактивности. В этом смысле политическое участие наиболее полно отвечает своей природеи сущности как инструменту разрешения индивидуальных проблем.
Рассмотрим более подробно некоторые типы политическогоучастия.
К наиболее распространенному типу относитсяэлекторальное поведение. На его направленность оказывает влияние прежде всегоидентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой илипартией. Психологическая близость к группе ограничивает спектр политическихориентации и альтернатив, упрощая политический выбор.
Многочисленные исследования показали, что на предпочтенияизбирателей влияет множество факторов (пол, возраст, конфессиональнаяпринадлежность, особенности первичной социализации и др.), но существуютнекоторые общие тенденции поведения отдельных электоральных групп. Так,мужчины, в целом, гораздо более активнее женщин участвуют в выборах.Образованные граждане демонстрируют высокую степень политического участия визбирательном процессе. Лица в возрасте от 35 до 55 лет более активны, нежелимолодежь или лица пожилого возраста. Влияние на активность оказывают семейноеположение и членство в каких-либо организациях. Взгляды и предпочтения женщинболее консервативны, нежели у мужчин. Замужние неработающие женщины частопридерживаются политических установок своих мужей. Молодежь в определеннойстепени тяготеет к радикализму и охотно отдает свои голоса тем, кто обещаетскорые перемены. Ее избирательные ориентации расходятся с ориентациямибольшинства общества, а уровень активности относительно невысок. Люди пожилоговозраста тяготеют к левым партиям.
Безусловно, вышеперечисленные тенденции не абсолютны.Зачастую избиратель под влиянием сиюминутных настроений и впечатленийстремительно меняет свои ориентации и предпочтения. Не случайно некоторые, нелишенные чувства юмора, п