План
I. Начало большого пути.
-Н.И.Рыжков- лидерускорения развала экономики Страны Советов
-Н.И.Рыжков у руля экономической политики
-Эпицентр правительственной программы, предложенной в
1989 году первому Съезду народных депутатов СССР.
-1989 год. Программа деятельности правительства, избранногоновым парламентом.
-Новый экспромт- рынок.
-Доклад А. Аганбегяна. Разделение на группы альтернативныхэкономических проектов.
1> варианты внерыночного развития
2> варианты «рыночного экстремизма»
3>варианты регулируемой рыночной экономики -Рынок как экономическая категория
-Рынок как регулятор производства
-Спорность классификации вариантов по группам
-Необходимость постепенного перехода к рынку
II.Радикальная экономическая реформа. Причины ее краха как причины сегодняшнегокризиса экономики.
-Роль радикальной экономической реформы вэкономическом
кризисе
-Конец 1991 года. Страна в катастрофической ситуации
-Положительные сдвиги в ходе экономической реформы
-Серьезная неудача в осуществлении экономическойреформы
-Один из вопросов- вопрос об управлении самим процессом
осуществления экономической реформы
-Нарушение принципа достаточности полномочий
-Многочисленныевмешательства в процесс подготовки и реализации экономической реформы
-Другие не мене важные причины
-Опыт прошедших лет проведения экономической реформы.
-Выводы
В период«царствования» Ю. Андропова, К. Черненко и первого пятилетияруководства М. Горбачева экономикой фактически ведал Н. Рыжков, который послесмерти Брежнева был избран секретарем ЦК КПСС и возглавил там Экономическийотдел. По существу, он стал у руля экономики, когда застой достиг своегоапогея, и находился там до того момента, когда полный развал экономики был ужеделом техники и времени. Поэтому Николая Ивановича Рыжкова можно по правуназвать лидером ускорения развала экономики Страны Советов.
Авторы таких разорительныхэкспромтов, как ускорение и радикальная экономическая реформа, стараясь делатьхорошее выражение лица при плохой игре, утверждают, что не надо паниковать,все идет как задумано: к рынку мы готовились давно и фундаментально. В одном изинтервью Николай Иванович Рыжков, отвечая на поставленный самим перед собойвопрос: «Толкали меня к рынку или я шел к нему сам?»- сообщает отом, что «аналитическая подготовка началась в 1983 году», то есть смомента пояывления Рыжкова у руля экономической политики. И далее онрассказывает:
— В 1983 году, когда яработал секретарем ЦК КПСС, мы создали специальную аналитическую группу,пропускали через себя массу информации, искали, думали: как модернизироватьэкономику государства? Поэтому не случайно в марте 1985-го Горбачевизбирается Генеральным секретарем ЦК КПСС, а уже в апреле он выходит наобщественность с крупными и принципиальными предложениями в экономическойобласти. То были плоды коллективных изысканий...
Очень интересно знать,куда же подевлись те плоды? Двенадцатая пятилетка оказалась бесплодной и,кстати говоря, значительно превзойдя все предыдущие по расточительству ради дутыхтемпов ускорения, с треском провалилась на полпути. И тогда на горизонтепоявился еще более расточительный экспромтрадикальная экономическая реформа,проведение которой началось с 1988 года по решению июньского (1987 года)Пленума ЦК КПСС. Это был именно экспромт, так как не имея точно выверенных методови планов действий, все бралось наскоком, без достаточно глубокого просчета иобоснования.
Эпицентромправительственной программы, предложенной в 1989 году первому Съезду народныхдепутатов СССР, как раз и было осуществление радикальной экономической реформы.В свете постановления указанного Пленума был принят пакет постановлений партиии правительства «О коренной перестройке управления экономикой»(Политиздат, 1987 год); в их числе «О перестройке планирования и повышениироли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования», «О перестройкематериально- технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новыхусловиях», «Об основных направлениях перестройки системыценообразования в условиях нового хозяйственного механизма» и далее оперестройке Госкомитета по науке, Госкомитета по труду, Госкомстатавсего 12постановлений. Изучение этих документов показывает, что в них речь идет лишь окосметике плановой системы управления народным хозяйством, повышении ролиГосплана СССР в новых условиях хозяйствования. Термин«фундаментальная» подготовка к рынку фигурирует лишь в смысленеобходимости его насыщения товарами.
Эта«радикальная» реформа была самой бесплодной из всех предыдущих. В нейне только не решены, но даже не поставлены по- научному вопросы о непригодностиизмерителей экономического роста и принципа определения фонда зарплаты пообъему товарной продукции. Это повлекло за собой и дало возможность сохранитьв инструкциях и методиках, принятых в свете данных постановлений, все в прежнемвиде.
В 1989 году эта очередноебесплодная программа стала теоретической базой для программы деятельностиправительства, избранного новым парламентом. Его ближайщей целью была стбилизацияэкономики в 1990 году. Прирост товаров народного потребления был намеченогромный- на 60 миллиардов рублей. Особенно большие надежды возлагались насокращение военных расходов и конверсию оборонных отраслей промышленности.Работа по стабилизации экономики велась правительством очень активно, нонесмотря на это она все равно была обречена на неудачу, так как к прежнимабсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следует выделитьвведение прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с четвертого квартала1989 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым вавгусте того же года. Оно повлекло за собой просто катастрофическиепоследствия- рост производства для коллективов стал просто разорительным.
К маю 1990 года становитсявсе более очевидным, что программа стабилизации экономики просто«горит». Темпы производства товаров народного потребления в 5 раз, апродовольственных- в 10 раз ниже намеченных. Именно в этих условиях нагоризонте замаячил новый экспромт- рынок. Этот экономический шаг, на мойвзгляд, также является экспромтом по причинам, приведенным выше, думается, чтоон привлек внимание руководства страны как возможность самосохранения, так какдоверие людей было уже на исходе. В 1985 году обещали за два-три года сделатьперелом в экономике в лучшую сторону. Но перемены, и довольно серьезные,произошли в обратном направлении. Тогда начали объяснять, что экономическийкризис чрезмерно глубоко поразил все части народного хозяйства. Вот тогда ипоявилась радикальная экономическая реформа. Через два года экономика оказаласьна грани полного развала, людское доверие практически иссякло, что еще можнобыло обещать? Рынок! Д. Валовой пишет: «Рынок! Правительственная рыночнаяпрограмма по своей разрушительной силе, пожалуй, затмит коллективизацию, борьбус травопольной системой и алкоголзмом и другие разорительные реорганизации икампании вместе взятые. Рынок- это соломинка для архитекторов ускорения ирадикальной реформы.»
Тот же Д. Валовой поповоду доклада академика А. Аганбегяна на заседании Президиума СоветаМинистров СССР 17 августа 1990 года по оценке альтернативных вариантов переходак рыночной экономике: "… мои мысли постоянно вертелись вокруг иллюстрациик басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Лебедь намерен взлететь ксоциалистическому идеалу, рак пятится к капитализму, а щука ищет, где быпоглубже нырнуть."
В докладе А. Аганбегяна около сотни рассмотренныхальтернативных экономических проектов разделены на три группы.
Первая-- вариантывнерыночного развития. К ним отнесены различные предложения косметическогоремонта административнокомандной системы управления. Комиссия считает, что«авторы подобного рода альтернативных проектов набирают очки за счетпропаганды идей социальной справедливости, защиты прав трудящихся, заботы осохранении ценностей социализма». Такое направление развития экономикидокладчик назвал «вредным и противоречащим ныне общему консенсусу».
Вторая группа-- варианты«рыночного экстремизма». Его основная идея- немедленный переход ксвободному рынку. Цены в этом случае складываются стихийно под воздействиемспроса и предложения, а производители должны быть полностью самостоятельными.«Такое направление развития экономики исключает вме шательство государствафактически устраняет его с экономической арены»- сказал докладчик.
Третья группа- вариантырегулируемой рыночной экономики. Это направление комиссия сочла наиболеецелесообразным, тем самым поддержав правительственную программу.
Ряд руководителейпредприятий, объединений и отраслей, специалистов центральных экономическихотраслей, ученых отмечали, что многие понимают рынок в смысле базара. Я думаю,что
в связи с этим уместно привести слова Энгельса:«Нельзя спориьт с людьми, которые настолько невежественные в политическойэкономии, что вообще понимают лейпцигский книжный рынок за рынок в смыслесовременной промышленности».
Не лишнимбудет уточнить, чот же такое рынок вообще?!
С древних времен рынокопределяется как место торговли продуктами и товарами, но по мере разделенияобщественного труда и перехода от натурального хозяйства к товарному понятие«рынок» приобретало все более сложное содержание. Развитие товарно-денежных отношений привело к образованию в структуре общественного производствасферы обращения, которая и представляет собой «рынок» в смыслесовременной промышленности. Дело в том, что рынок в нашей стране как сфераобращения существует и существовал вполне реально, и поэтому сама постановкавопроса о его противниках является бессмысленной. Так как рынок у нас есть,хотя и практически пустой, то его надо не создавать, а насыщать. Это можносделать двумя путями. Резко увеличить производство товаров или повысить на нихцены, то есть снизить покупательную способность населения, чему, на мой взгляд,свидетелями мы сейчас и являемся. Последний путь будет лже- эффективен даже приснижении объемов производства.
Вполне уместен будетвопрос о том, что если рынок у нас существует, то о каком же тогда переходе крынку сегодня говорят и пишут? Ответ достаточно простой. Рынок как экономическаякатегория является выражением определенных отношений в обществе между людьми.Речь идет о рынке как регуляторе производства, то есть о стихийном переливекапитала из одной отрасли в другую в погоне за более высокой прибылью наоснове конкуренции, причем в этом случае «рыночной ценой» будет являтьсяцена, которая стихийно образуется в сфере обращения в зависимости от спроса ипредложения, хотя в нашем государстве рыночная цена чаще всего не образуется, аустанавливается неизменной и даже при падении спроса уменьшаться не хочет,простейшим примером тому забитые полки овощных магазинов консервированными имаринованными овощами, которые стоят годами, а цены на них только растутпропорционально инфляции. Рыночные отношения изначально предполагают свободныецены и полную самостоятельность производителей.
Подводя итогвышесказанному, создание рынка в нашей стране предполагало переход от плановойсистемы управления народным хозяйством к стихийному регулированию производствачерез рыночные цены и прибыль.
На мой взгляд,классификация вариантов по группам является немного спорной. Ведь«внерыночное развитие»- это ни что иное, как натуральное хозяйство.Его никто не предлагает, но на практике оно приобретает все более широкийразмах. Так же достаточно неустойчива характеристика «рыночногоэкстремизма», авторы которого делают упор на полную самостоятельностьпроизводителей и свободные рыночные цены, но ведь, ка известно, суть рыночныхотношений в том и состоит, что производители должны быть абсолютно свободными идействовать на свое усмотрение, ориентируясь на рыночные цены. Но все- такинаиболее спорным, на мой взгляд представляется выделение в особую группувариантов «регулируемой рыночной экономики»: "… рыночныеотношения в такой экономики регулируются государством, причем между стихийнымирыночными механизмами и государственным регулированием существует обратнаясвязь". По этой оценке у меня создается такое впечатление, чторегулирование рынка имеет отношение к организации сбалансированного плановогопроизводства, хотя на мой взгляд это не так. Да, на Западе существуют методырегулирования рынков со стороны государства, но эта необходимость возникла всвязи с кризисами. Цель этого регулирования- не допустить кризисаперепроизводства товаров, снижения цен и прибыли, с одной стороны, и высокихтемпов инфляции- с другой. И очевидно, что, мягко говоря, опрометчиво будетзаимствовать механизмы предохранения рынка от перенасыщения товарами иприменять их для преодоления нашего кризиса недопроизводства, а регулироватьпустой рынок любыми методамиэто очевидная бессмыслица.
Мощным двигателемпроизводства при рыночной экономике является конкуренция, которая развиваласьнаравне вместе с капиталистическими отношениями. Именно она и создает условиядля реализации закона стоимости, но в ней заложено превышение превышениепроизводственных мощностей по сравнению с платежеспособным спросомрегулируемого рынка.
Но как не регулируй рынок,все равно единственным источником увеличения богатства является труд. Поэтомуглавным фактором оздоровления и тем более процветания экономики являетсянеуклонное повышение производительности труда и уже на этой основе снижениеиздержек производства на единицу потребительской стоимости. Очевидным являетсятот факт, что это возможно лишь или в условиях жесткой конкуренции, или наоснове плановых цен, нормативов и тарифов, а главное, полной самостоятельностивсех форм хозяйствования на равных условиях и заинтересованности производителяв качестве и увеличении объемов выпускаемой продукции и соответствие ее ценыплатежеспособности потребительского рынка.
К рынку надо переходитьпостепенно. Эта постепенность предполагает, что плановые отношения должнывытесняться рыночными, а у нас плановые регуляторы уже сломлены, а для рыночныхдаже еще не созданы условия.
Мне кажется, надоприслушаться к разумным голосам из- за кордона, ни в коей мере не принебрегафсвоими и не делая из страны колонию Запада, что сейчас происходит. МаргаретТэтчер, в частности, сказала: «Вы в Советском Союзе пытаетесь сделать втечение, скажем, 5-10 лет то, на что нам понадобились столетия». Еще нелишнем было бы наряду с опытом капиталистических стран более внимательноизучить практику перехода к рынку от плана. Тем более, что на ряду с медленнымпереходом в Югославии есть шоковое применение стихийных рыночных цен под воздействиемспроса и предложений в Польше, но не следует забывать, что в этих странахусловия для перехода к стихийному регулированию рынка существено отличаются отнаших. Достаточно указать на единоличность сельского хозяйства, иные масштабынародног хозяйства и уровень монополизации. Но тем не менее, мы видим, чтоотказ от плана и переход к свободному рынку у них проходит достаточно сложно инепредсказуемо.
Мне кажется, что огромнуюроль в экономическом кризисе, которфй мы наблюдаем сегодня, сыграла радикальнаяэкономическая реформа. На мой взгляд, все основные причины кризиса можноизвлечь из ее проведения и неудачного завершения.
К концу 1991 года странаоказалась в катастрофической ситуации- это ни для кого не новость.Непродуманные действия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственныхсвязей между производителями, отсутствии стимулов к производительному труду,утрате доверия к национальной валюте. Усиливался спад производства.Экономическая ситуация усугублялась внешне- и внутриполитическими проблемами,связанными с распадом СССР. Ускорителем негативных процессов явилось тяжелоевнешнеэкономическое и валютное положение страны, значительный размер внешнегодолга при резком сокращении золотого и валютного запасов. Резкое падениеэкспорта обусловило катастрофическую нехватку валютных средств. Налоговаясистема не обеспечивала поступления доходов в условиях развивающейся инфляции,рост денежной массы не поддавался контролю.
Но несмотря на все это,некоторые положительные сдвиги в ходе экономической реформы произошли. При всехтрудностях и противоречиях, которые сопровождали реформу, удалось за короткийсрок создать правовой каркас реформы, принять ряд основополагающихзаконодательных актов- о собственности, о земле, об аренде и акционерныхобществах, о демонополизации экономики и ее разгосударствлени, о малыхпредприятиях и предпринимательсой деятельности.
Начали формироваться новыеструктуры, свойственные современному рынку- регулируемому и социальноориентированному. Развивается процесс создания смешанной экономики, представленнойпредприятиями различных форм собственности. Возникли первые акционерныеобщества, арендные предприятия и кооперативы, фермерские хозяйства. Засравнительно короткий образованы и приступили к работе около 1,4 тыс.коммерческих и кооперативных банков. Создаются товарные и фондовые биржи,осуществляющие операции с ценными бумагами. Если учитывать короткий срок, закоторый были созданы эти новые структуры, то прогресс все же весьма заметный,хотя вопрос стоит не в наличие этих коммерческих стрктур, а в их работе иреальной пользе стране.
Но самое главное, все-таки не в этом. Произошли значительные изменения в умонастроениях людей. Еще вначале преобразований казалось, что для достижения перемен достаточно лишьнебольших поправок, что называется латания дыр существующей системыхозяйствования, а позже общество осознало необходимость коренного обновленияэкономических структур, создания принципиально новой модели хозяйствования,хотя сейчас вполне очевидно, что, хотя такая необходимость была, достигаласьона совсем не теми путями, которыми надо было. У нас в стране, к сожалению,начиная с 1917 года, происходит все «революционным путем»:Октябрьская революция, Революция в мышлении, Революционные преобразования ит. д., вместо того, чтобы развитие шло эволюционным путем без всех этих дутыхускорений. Одна из основных причин наших неудач состоит именно в этом.
Так по началу же родилось мощноедвижение снизу в поддержку экономической реформы. Появились люди-предприимчивые, с деловой хваткой, отпали опасения, что в течение предшествующихдесятилетий мы практически потеряли таких людей и вряд ли сможем восстановить.Хотя в месте с этим положительным штрихом следует отметить и отрицательный.Многие из этих людей вместо того, чтобы развивать промышленнность и экономикусвоего государства, решили просто наводнить страну товарами иностранногопроизводства, причем не лучшего качества, тем самым, превратив ее в большуюпомойку и практически сделав придатком Запада. С горечью отмечу, что многиепросто вдарились в торговлю, вместо того, чтобы заняться производством.
Все больше объединяютсямежду собой различные союзы предпринимателей, укрепляя новую экономическую иобщественнополитическую структуру, правда не очень понятно, как ее можносейчас назвать. Это действительно достаточно мощное движение, неизбежнонабирающее силу, способно стабилизировать экономику, остановить негативныепроцессы, но только лишь в сочетании тщательно продуманной, не ускоряемой,государственной и экономической политикой.
Но тем не менее на лицо серьезная неудача восуществлении экономической реформы, причин этому немало. Попытаюсь осветитьнекоторые из них.
Один из вопросов- вопрособ управлении самим процессом осуществления экономической реформы. Нетрудноувидеть, что это управление было построено нерационально и оказалось совершеннонеэффективным. Это заключалось в том, что отсутствовало единство в управлениивсеми взаимосвязанными между собой элементами экономической реформы.Центральные экономические ведомства- Госплан, Госснаб, Министерство финансов идругиедействовали разобщенно, каждое само по себе. Причем комиссия поэкономической реформе была лишь одной из структур в этом многообразииучреждений.
Был нарушен принципдостаточности полномочий- один из важнейших принципов управления. Этот принцип,на мой взгляд, нарушался постоянно в течение предыдущих семидесяти с лишнимлет. Этот принцип заключается в том, что цели и задачи, которые ставились вданном случае перед этой комиссией, не совпадали с объемом реальныхполномочий, которыми она располагала. Это несовпадение имело и другую, таксказать, нравственную сторону. Существовал огромный разрыв между ответственностьюв глазах общества руководителей экономической реформы с реальным объемом прав ивозможностей, которыми они были наделены.
Еще одной важной, на мойвзгляд, причиной являются многочисленные вмешательства в процесс подготовки иреализации экономической реформы. Эти вмешательства нарушали целостность замысла,проекта реформы. Оно исходили как со стороны законодательных органов, преждевсего Верховного Совета СССР, так и других государственных и общественныхструктур. Такое вмешательство очевидно недопустимо еще и по той причине,поскольку оно не связано с прямой ответственостью тех, кто принимает решения,за нарушение целостности подхода и возникающие негативные последствия. Еслиеще учесть, что в годы проведения реформы происходило серьезное ограничениеполномочий самого правительства, понижение функций и самостоятельностиисполнительной власти, то совершенно очевидно, что при руководстве реформойвозникло своего рода безвластие, откуда как следствия: нарушение целостностипри осуществлении реформы, непоследовательность и половинчатостьпредпринимавшихся шагов.
Есть и другие, не менеесерьезные причины, осложнившие проведение реформы и приведшие к серьезнойдестабилизации общества и экономики. К ним можно отнести отсутствие общественногосогласия, разгул политических амбиций (достаточно посмотреть на нашихполитиканов и депутатов, особенно в период их очередных и внеочередных сборищ).Все это перерастает по существу в преступную игру, а ставкой в ней становимсямы, и в результате этого негативных результатов просто не может не быть.
Сейчас еще продолжаетсявойна законов, банков и разнообразных бюджетов. Под давлением обещаний, как бызаигрывая с различными слоями населения, явно спекулируя на национальныхчувствах, принимаются решения, грозящие полным развалом бюджетной системы иденежного обращения.
Опыт прошедших летпроведения экономической реформы подтвердил то, что известно из мирового опытапроведения радикальных экономических реформ, на который надо было обратитьболее серьезное внимание. Можно расчитывать на успех лишь при наличииавторитетной исполнительной власти и обязательно при достижении общественногосогласия, причем сила этой власти должна быть основана не на физической силеили красивых речах и обещаниях, а на действительно подлинном авторитете,доверии общества и уважении к Закону. Надо всеми силами добиваться уважения внароде и ответственности структур власти. Они должны заручиться доверием иподдержкой народа на реализацию намеченной программы. После ее рассмотрения иодобрения исполнительная власть обязательно должна получить самые широкие полномочияи свободу деятельности, естественно в рамках законности. Главное, высшаявласть в правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где несоблюдается законность, там неизбежен административный произвол, хаос,коррупция, разгул преступности и другие негативные проявления, что сейчас у насв стране налицо.
— 14 -
Списоклитературы
1. Д. Валовой «Тайны овального залаКремля.» изд. «Правда», М., 1991
2.Л. Абалкин «Неиспользованный шанс.» изд. «Политиздат», М.,1991
3. П. Бунич«Новые ценности.» изд. «Наука», М., 1989
4. «Народные депутаты СССР: экономика сегодня изавтра.»
Сборник, изд. «Московский рабочий», М.,1990
5.«Программа углубления экономических реформ в России.» изд.«Республика», М., 1992
3.«О коренной перестройке управления экономикой.» Сборник нормативныхдокументов., изд. «Политиздат», М.,
1987