Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Механизмы организации и регулирования международных отношений

Министерствообразования и науки РФ
АмурскийГосударственный Университет
(ГОУВПО«АмГУ»)
Факультетмеждународных отношений
Кафедра ВИ и МО
реферат
на тему: Международные организации какмеханизмы регулирования международных отношений
Исполнитель:                                                            студентка 2 курсаФМО,  301
                                                                                     группы Ковалёва А.
Руководитель:                                                              д.и.н. доцент Буянов Е.В.                                    
Благовещенск2005
План:
Введение.
1.     Организация Объединённых Наций (ООН).
2.     Международный Валютный Фонд (МВФ).
3.     Международный Банк Реконструкции иРазвития (МБРР).
4.     Организацию по безопасности исотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
5.     Организация Североатлантическогодоговора (НАТО).
6.     Европейский союз (ЕС).
7.     Совет Европы.
8.     Другие региональные структуры.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Международные организации относятся кчислу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международнойжизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как изначительное увеличение их общего количества, является одним из примечательныхфеноменов современного международного развития. Поэтому я считаю необходимымрассмотрение данной темы.
Согласно данным Союза международныхассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последниедва десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.
Международные организации разделяютна две основные группы.
1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаютсяна основе международного договора группой государств; в рамках этих организацийосуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано наприведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по темвопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
2. Международные неправительственные организации возникают не наоснове договора между государствами, а путем объединения физических и/илиюридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальнойвнешней политики государств.
Межгосударственные организацииоказывают более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие.Международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных,причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения ихчисла. В 1968 г.было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. — 2420, в 1987 г. — 4235, в 1998г.-5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системыс отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональныхвзаимодействий.
В 1998 г. существовало 254 межгосударственныхорганизации. Они различаются по кругу участников (универсальные ирегиональные), функциональному предназначению (общей и специальнойкомпетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеруполномочий (основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позицийстран-членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями вразвитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а)относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющеесфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастаниечисла организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) болеечастое и более широкое наделение межгосударственных организацийнаднациональными полномочиями.
Масштабы, характер и глубинавоздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизньварьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеетособое значение для современных международных отношений, по моему мнению, изаслуживает специального рассмотрения.
1.     Организация Объединённых Наций (ООН).
Организация Объединенных Наций нетолько занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, нои играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии.Созданная в 1945 г.как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержаниемира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами,ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.
Воздействие ООН на современныемеждународные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующимиосновными факторами:
æ ООН является самым представительнымфорумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемаммеждународного развития.
æ Устав ООН является фундаментомсовременного международного права, своего рода общепризнанным кодексомповедения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международныедоговоры и соглашения.
æ ООН сама стала важным механизмоммеждународного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди другихорганизаций — источников международного права. По инициативе и в рамках ООНзаключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение делв самых разнообразных сферах общественной жизни.
æ В принципах построения ООН (преждевсего в предоставлении особого статусапостоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалиимеждународно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом дляведущейся работы по реформированию этой организации.
æ В ООН существует большое числомежправительственных организаций, осуществляющих регулирование международнойжизни в рамках функционального предназначения.
æ ООН наделена исключительно важнойкомпетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использованиявооруженной силы.
Штаб-квартира ООН находится вНью-Йорке, где размещены, пять из шести ее главных органов.
В «семью» Организации ОбъединенныхНаций входят 14 специализированныхучреждений ООН — межправительственных организаций универсального характера,имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возниклизадолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современныемеждународные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд(МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играютисключительно важную роль в координации валютно-финансовой политикигосударств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п., а такжеМеждународное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциямив плане нераспространения ядерного оружия.2.Международный валютный фонд (МВФ).
 Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитныеотношения между государствами-членами.
МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютныхзатруднениях,
вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляяим краткосрочные и среднесрочные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операциилишь с официальными финансовыми органами государств.
Конференция ООН по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) виюле 1944 г.приняла устав («Статьи Соглашения») МВФ, который вступил в действие вдекабре 1945 г.
Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г. Позже устав организациинесколько раз пересматривался по мере эволюции мировой финансовой системы.
ЦелиМВФ:
± поощрениемеждународного сотрудничества в области валютной политики;
± содействиесбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержаниявысокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственногопотенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;
± поддержаниестабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами,а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
± участие в созданиимногосторонней системы платежей, устранение огены Банка, должны сначала бытьпринятыми в родственную организацию МБРР — Международный валютный фонд. Всезаймы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяетзаймы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6месяцев (составляет около 6%) .
Основныенаправления деятельности МБРР:
ð     среднесрочное идолгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
ð     подготовка,техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
ð    финансирование программ структурной перестройки вразвивающихся и пост-социалистических странах.
Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкойплатежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средстваглавным образом путем заимствований на международных рынках капитала. Высший органуправления — совет управляющих.    4.Организацияпо безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Эта структура, на протяжении болеечем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству вЕвропе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35государств. В их число входили практически все страны Европы, а также США иКанада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разнымобщественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другувоенные структуры — НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а такженейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянныйпроцесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира истабильности на континенте.
В 1994г. на Будапештском совещании вверхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постояннодействующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности исотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В результате в настоящее время членами ОБСЕявляются 55 государств. Это придало ОБСЕ более репрезентативный характер ивместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообществоновых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии.
В деятельности ОБСЕ стало уделятьсяповышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе,приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холоднойвойны. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постояннодействующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю надвооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.
Один из принципиально важных вопросовв деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общеесогласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организациимеждународно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремлениябольшой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединитьсяк НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Разрабатываемаяв рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать этутенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этойорганизации в интересах упрочения стабильности на континенте.5. ОрганизацияСевероатлантического договора (НАТО)
ОрганизацияСевероатлантического договора (НАТО) включает 19 стран и обеспечивает ихвзаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболееразвитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментовобеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, черезкоторые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная отсогласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, ивплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.
Военная организация НАТО включает всебя десятки разнообразных компонентов — командований, комитетов, агентств,различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная частьвооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзутолько в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены враспоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целомвоенный механизм НАТО представляет собой уникальное явление, как по своим масштабам,так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственныхкомпонентов.6. Европейский союз(ЕС)
Европейский союз (ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. Врамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран — ихпостепенное сближение через передачу все более широких полномочий врегулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества),которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность ксамостоятельному функционированию.
Главной сферой интеграционногоразвития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задачасостоит в формировании унифицированного экономического пространства, в которомвсе действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены вовсех странах ЕС в равные условия независимо от своейнационально-государственной принадлежности.
В целом сам факт существованияЕвропейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформациювзаимоотношений между участвующими в нем государствами. Вместе с тем ЕСстановится все более заметной величиной в системе глобальных международныхотношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультацийи согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить однимголосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица намеждународной арене.
Это проявляется и в ООН, и на многихмеждународных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями. Внекоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногдаинтеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенныхмеждународно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активнуюполитику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощьпостсоциалистическим странам. 7. Совет Европы
Совет Европы возник в 1949 г. и в настоящее времявключает в свой состав 41 государство. Цель этой организации — добиватьсясближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократиии защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры,образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраныокружающей среды.
По всем основным направлениям своейдеятельности Совет Европы осуществляет многочисленные мероприятия, содействующиене только развитию сотрудничества между государствами-членами, но иформированию некоторых общих для них ориентиров в организации общественнойжизни. Особое значение имеют свыше 170 разработанных и принятых общеевропейскихконвенций, соблюдение которых обязательно для ратифицировавших их государств.
Совет Европы является авторитетноймеждународной организацией, само участие в которой служит для всехгосударств-членов своего рода свидетельством их соответствия высоким стандартамплюралистической демократии. Отсюда возможности воздействия на те страны,входящие в Совет (или кандидатов на присоединение к Совету Европы), где на этойпочве возникают те или иные проблемы. Вместе с тем это может вызывать опасениясоответствующих стран относительно недопустимого вмешательства в их внутренниедела. 8. Другиерегиональные структуры.
В Европе, в сравнении с другимирегионами, существует значительно более плотная и более развитая сетьмеждународных организаций. Вместе с тем хочу отметить и некоторые внеевропейскиерегиональные организации общей компетенции, объединяющие в своих рядах все илибольшинство стран соответствующих регионов и являющиеся достаточно заметнымфактором современного международно-политического развития.
Организация Африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г., является самой крупной из региональныхорганизаций по количеству участников и насчитывает свыше 50 государств-членов.Ее институциональная система включает ежегодную Ассамблею глав государств иправительств, собирающийся дважды в год Совет министров (на уровне министровиностранных дел, базирующийся в Аддис-Абебе (Эфиопия), Генеральный секретариат,специализированные комиссии (по социально-экономическим вопросам; пообразованию, науке, культуре и здравоохранению; по беженцам; по обороннымвопросам; по посредничеству, примирению и арбитражу). Есть также автономныеспециализированные агентства ОАЕ (Общеафриканский союз телекоммуникаций, Общеафриканскийпочтовый союз, Общеафриканское агентство новостей, Союз африканских железных дорог,Организация африканского профсоюзного единства и др.).
Лига арабских государств (ЛАГ) создана в 1945 г. и насчитывает в настоящее время 22государства-члена. В число задач Лиги, помимо организации сотрудничества вполитической, экономической, социальной, финансовой, торговой, культурной ииных областях, входит урегулирование споров и конфликтов между участниками, атакже принятие мер против внешней агрессии.
ЛАГ играет важную роль в поддержаниитесных взаимоотношений между арабскими странами, координации их действий всвязи с общими для них проблемами. На протяжении длительного времени этаорганизация была главным инструментом выявления «арабской солидарности» впротивостоянии с Израилем и одновременно полем столкновения подходов разныхарабских стран к проблеме ближневосточного урегулирования.
Членами Организации американских государств (ОАГ) в настоящее времяявляются все 35 стран Западного полушария. Цели ОАГ, сформулированные в ееУставе, принятом в 1948 г.,включают поддержание мира и безопасности в регионе, урегулирование споров,организацию совместных действий против агрессии и развитие сотрудничествагосударств-членов. Активно обсуждаются направления и методы трансформации ОАГ вменяющихся международно-политических условиях. На это нацелен целый рядпринятых организацией программных документов, важнейшие положения которыхпредусматривают действия по консолидации демократии и защите прав человека;борьбу с коррупцией, терроризмом и торговлей наркотиками; продвижение в формировании зоны свободной торговли вмасштабах всего Западного полушария.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является одной из наиболеединамично развивающихся региональных организаций. Эта возникшая в 1967г.структура в настоящее время объединяет 9 стран региона. Согласно тремофициальным целям организации, она должна содействовать социальному,экономическому и культурному сотрудничеству в регионе, защищать егополитическую и экономическую стабильность от соперничества великих держав,служить форумом для урегулирования внутрирегиональных разногласий.
Активно реализуемая в рамках АСЕАНстратегия экономического и политического сближения стран-членов нацелена напревращение организации во влиятельный региональный полюс системы международныхотношений. При этом все более пристальное внимание уделяется  вопросам обеспечения международнойстабильности, что нашло проявление, в частности, в образовании региональногофорума АСЕАН по проблемам безопасности. По существу, АСЕАН превращается вцентральный элемент системы многостороннего взаимодействия в рамках Азиатско-тихоокеанского региона
Организация Исламская конференция (ОИК), не относится к категории региональных организаций.Созданная в 1969г. с целью содействовать солидарности мусульманских стран, онаотражает возросшую роль исламского фактора в развитии современных международныхотношений. В настоящее время данная структура включает в себя 55 государств изразных регионов мира.
Одной из важных является роль ОИК какмеханизма, в рамках которого страны-члены определяют общую направленностьсвоего подхода к некоторым затрагивающим мусульманский мирмеждународно-политическим проблемам, например палестинской, афганской,боснийской. ОИК обращалась также к вопросам прекращения ирано-иракской войны итаджикского урегулирования. Примечательным фактом является вступление в ОИКпостсоветских республик с мусульманским населением (Азербайджана, Узбекистана,Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана), которые связывают с присоединениемэтой структуре надежды на расширение своих внешнеполитических возможностей.Заключение.


В этомреферате я постаралась отразить историю возникновения наиболее крупных, на мойвзгляд, международных организаций, для создания которых было необходимо, чтобыв мире произошли определённые исторические события, которые привели бычеловечество к мысли о взаимодействии.
Историческоепознание о создании международных организаций позволяет проследить весь сложныйпуть возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос систорической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и каксовершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечество.
Данная темареферата помогла мне изучить взаимодействие различных государств намеждународном уровне, то есть, в каких именно вопросах, направлениях происходитэто взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи,решения споров между государствами.
В настоящеевремя в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможносуществование государств без их взаимодействия. Оно может осуществляться как черезэкономические, так и политические отношения. В современном мире именно спомощью международных организаций осуществляется сотрудничество междугосударствами. Международные организации не только регулируютмежгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросамсовременности.
Списоклитературы.
 
1.     Международное право. Учебник. Изд.2-е, доп. и перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. — М.: Наука,1998. – 501с.
2.     Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российскаяполитическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 584с.
3.     Шреплер Х.А. Международныеэкономические организации. /Х.А. Шреплер // Справочник. – М. Владос, 1997. –416с.
4.     http://www.atreidis.narod.ru/politology/torkunov-recenz.html
5.     http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006379/1006379a1.htm
6.     http://www.rockfeller.ru/dict/rus/4596.shtml
7.     www.rockfeller.ru/dict/rus/4595.shtml


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Опасная флора и фауна Австралии
Реферат Стратификация
Реферат Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина 2
Реферат Составление планов по результатам топографических съемок
Реферат Автоматизированные экономические информационные системы и их элементы
Реферат Путь от мщения к прощению по роману Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Российская еврейская энциклопедия
Реферат Развитие двигательной моторики детей 6-7 лет средствами танца
Реферат Греция в гомеровский период и в эпоху Архаики
Реферат Физиология кровообращения
Реферат Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
Реферат Island Of The Blue DolphinsFeminism Essay Research
Реферат Оптимальный режим резания. Высокочастотная металлизация
Реферат Производственный процесс изготовления микросхем
Реферат Противостояние между католиками и протестантами в Ирландии