Реферат по предмету "Социология"


Социологические проблемы исследования производственных организаций

Социологические проблемы исследования производственных организаций

Организационно-технологическая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила
практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении
разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение
через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами - это создание социальных технологий.

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и
роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия,
работники социологических служб, властных структур.

Т.к. Экономические, политические и другие общественные отношения представляют собой
взаимную зависимость индивидов по поводу осуществления ими конкретного вида деятельности, необходимого обществу, и соответственно занятия места в
организации общества, для осуществления этой деятельности (производственные организации, политические организации и т.п.) то социальные отношения - это
взаимная зависимость индивидов, больших и малых групп по поводу их жизнедеятельности, образа жизни в целом и места в организации общества, т.е. по
поводу целостности бытия общества и человека как субъектов жизни.

Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

Не существует четкой классификации, поскольку общество является крайне сложным,  многоуровневым образованием,
но существует наиболее интересные и распространенные подходы (типологии общества ).

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционные и индустриальные. Под
традиционным обществом понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными  структурами и с
основанным на традиции способом социокультурной регуляции.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем
самым иную производительность общества. Другими важными чертами индустриального общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться
по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации
социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем
создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской
(Д.Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран,
вынуждающие по иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ
к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Критерии вступления общества в информационный период развития.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер
внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие  достигло
такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически
невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь
сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции
социальных отношений во всем мире (хотя,  возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить
человека во многих областях его деятельности.

Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации общества.

Противоречие заключается в том, что несмотря на то, что компьютер - вещь, несомненно,
полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие
компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

1. по мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях
деятельности в очень скором времени;

2. Компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в
обществе (по мнению 70% россиян);

Увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику
человека (по мнению 40% россиян).

Организация как объект изучения социологии.

Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно
к социальным объектам термин "организации" употребляется в 3-х смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объединение институционального
характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В таком значении словом
"организация" можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.

2. Термин "организация" может обозначать определенную деятельность по
организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с
целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие
"организация" совпадает с понятием "управления", хотя и не исчерпывает его.

Под "организацией" может мыслиться характеристика степени упорядоченности
какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое,
специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - свойство, атрибут последнего.

Управление как объект изучения социологии.

Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно организуемый
процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управление является объектом изучения многих
дисциплин. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается  со стороны
деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения.

 Социология производственной организации изучает одну из  их разновидностей -
управленческие группы. В связи с этим процесс управления в производственной организации следует определять как взаимоориентированную деятельность
соподчиненых друг другу групп работников. Эффективность управления зависит от качества применяемых решений.

 Управление социальное ( управление социальными процессами ) - один из основных видов управления, функция которого
заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его  подсистем. Содержание
социального управления заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем,
разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов. Управление имеет циклический
характер и включает такие стадии, как социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование,
непосредственное руководство социальными процессами. При осуществлении социального управления используются различные методы и средства: экономические,
административные, идеологические, социально-психологические а также специфические социальные.

Управление социальными конфликтами.

Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

- Предотвращение;

- Подавление;

- Отсрочка;

- Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

1. Устранить реальный предмет конфликта.

2. Привлеч в качестве арбитра незаинтерисованное лицо с готовностью подчиниться
его решению.

3. Сделать так, чтобы один из конфлектующих отказался от предмета конфликта в
пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо
деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

- Целенаправленно и последовательно сократить количество конфлектующих.

- Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения
между потенциально конфлектными друг к другу людьми.

- Создовать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными
по отношению друг к другу людьми.

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы
позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфлектующих в воображении противоположной
стороны;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении
другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить
ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы).

Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.

В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое представляет
собой "социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)".

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные
группы, вступившие  осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами
поведения.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более
того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек,
игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до
поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению
общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек  открыто признается нарушителем норм морали
или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований
морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной шайки
или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать
девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и
социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Помимо вышеуказанных(деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и
коллективные формы отклоняющегося поведения ) классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. В соответствии с
этим в производственно-трудовой сфере проявляются экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; в сфере распределения- стремление
урвать от общества побольше, взяточничество, социальный паразитизм; в сфере политической жизни - карьеризм, бюрократизм, аполитичность, национализм,
экстремизм; в сфере быта и образа жизни - нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейному долгу; в сфере духовной жизни -
бескультурье, эрзацкультура, снобизм в культуре, мещанство; в сфере общения - хамство, эгоизм, бездушное отношение к людям, грубость, клевета, высокомерие,
нечестность и т. д.

Иногда отклоняющееся поведение типологизируют  по другому основанию - противопарное и аморальное,- исходя из того, что
нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними
условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.

Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показыают, что среди всех
названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и преступники.

Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно
санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин
отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп,
влияние которых может быть противоречивым.

Проблемы социальной аномии в современном российском обществе. 

АНОМИЯ (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое
состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием
между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в
жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.