Введение
Информационные технологии все больше ибольше вторгаются в нашу жизнь, проникают во все процессы (социальные,экономические, политические), подменяя их, помогая им развиваться, являютсясопутствующим и одновременно неотъемлемым средством предоставления и анализаинформации.
Активно разрабатываются различныеконцепции по внедрению информационных технологий в регионы. Концепциибазируются на создании территориально распределеннойинформационно-коммуникационной инфраструктуры предприятий и организацийрегиона, ведущих инновационную деятельность. Интерактивные сервисы порталабудут включать электронную биржу инновационных продуктов и технологий, комплекссетевых государственных услуг по поддержке инновационной деятельности, модульдистанционного бизнес-обучения в сфере инноваций ит.д.
Кроме того, в рамках мероприятийрегионального правительства по внедрению технологий «электронногоправительства», планируется создать социальный портал, призванныйобеспечить предоставление услуг в социальной сфере на основе интернет-технологий. Социальный портал будет оснащенинтерактивными сервисами, направленными на мониторинг потребностей населения вгосударственных услугах и качества предоставляемых услуг.
Также правительство планирует создатькорпоративную сеть органов государственной власти и местного самоуправленияНижегородской области и на ее основе сформировать интегрированныеинформационные ресурсы с использованием интернет-технологий,внедрить систему электронного документооборота, автоматизировать сбор и обработкуданных, мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономического развитиярегиона.
Тема курсовой работы поэтому являетсяактуальной.
Объект курсовой работы – информационныетехнологии социально-экономическом и политическом анализе.
Предмет курсовой работы – системы поорганизации социально-экономического и политического анализа.
Цель курсовой работы – рассмотретьинформационные технологии, применяемые при социально-экономическом иполитическом анализе; проанализировать информационную систему, предлагаемуюсегодня регионам.
Глава 1. Информационныетехнологии в процессе социально-экономического и политического анализа
В политическомаспекте процессы информатизации позволяют:
· создать необходимые условия для доступашироких слоев населения к информационным ресурсам в целях повышения егополитической, экономической и социальной активности;
· способствовать реализации процессовгласности и демократизации общества;
· реализовать мониторинг общественногомнения населения по основным проблемам жизнедеятельности;
· создать условия согласованного развитияокруга и муниципальных образований в его составе как целостного субъектаРоссийской Федерации;
· прогнозировать, выявлять и разрешатьпроявления социально-экономической напряженности.
Экономические аспекты информатизацииориентированы прежде всего на повышение эффективности общественногопроизводства, использования природных ресурсов и собственности, улучшениесоциально-экономических условий жизни населения.
Использование информационных технологийв социальной сфере позволяет:
· более полно и своевременно учитыватьпотребности населения округа и целенаправленно реагировать на эти потребности;
· способствовать реализации принципасоциальной справедливости при распределении общественных благ;
· способствовать эффективномуфункционированию отраслей социальной инфраструктуры;
· повысить интеллектуальный потенциалобщества, развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения.
В концепции информатизации могут бытьопределены основные принципиальные положения и пути построения территориальнойинформационной системы (ТИС) округа, разработки общего представления оструктуре и содержании системы в целом и направлениях информатизации вотдельных ее частях (элементах), разработано научно-техническое обоснованиепрограммы информатизации.
Концепция информатизации округаявляется основным научно-методическим документом, содержащим основныепринципиальные подходы к развитию процессов информатизации, обеспечивающимцелостное представление об информационной системе округа в целом.
В Концепции определяются:
· основные цели и направленияинформатизации процессов управления округом;
· стратегия и тактика проведения работ сучетом имеющихся в России работ в этом направлении, привлечения для решенияпроблем информатизации различных научно-производственных коллективов;
· основные направления по развитиюинфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средстввычислительной техники;
· система управления информатизациейокруга, основные этапы реализации Концепции, экономические и социальныепоследствия от внедрения новых информационных технологий.
В целом содержание Концепцииориентировано на формирование общей единой стратегии проведения политикиинформатизации Ханты-Мансийского автономного округа, единого методологическогоподхода при проектировании и создании прикладных информационных технологий длявсех уровней и структур органов власти и управления.
При разработке Концепции учитывались:
· законодательные и другие нормативныеправовые документы федерального уровня, регламентирующие процессыинформатизации отдельных сфер деятельности общества;
· методические документы Минсвязи Россиив области региональной информатизации, построения территориальныхинформационных систем и их элементов;
· опыт решения проблем информатизации вдругих регионах Российской Федерации;
· особенности округа как объектаинформатизации, в т.ч. существующая специфика региональной экономики и системыуправления округа, уровень развития информатизации в отдельных сферахсоциально-экономической системы округа.[1]
Современные информационные технологии, системообразующая материальная база которых представляетсяпрограммными и техническими средствами вычислительных машин, являютсяисключительным интеллектуальным, промышленным и социальным феноменом конца XXвека. Значение информатизации в последние десятилетия выросло настолько, чтовысокий уровень развития целого ряда государств определяется термином“информационное общество”.
Вычислительные средства, используемыекак локально, так и организованные в информационные технологии в высокоразвитыхстранах обеспечивают:
- функционирование и динамичное развитие научно-технического ипромышленного потенциала в условиях жесткой конкуренции;
- создание и эксплуатацию современного вооружения;
- организационно-техническое обеспечение функционирования всехсистем сложного экономического механизма;
- эффективное управление на уровнях федеральной, региональных,местных и всей совокупности промышленно-экономических структур;
- интеллектуальное сопровождение всех других направленийчеловеческой деятельности (образование, медицина, сфера услуг и т.п.);
- стимулирование производительной работы кадров различныхспециальностей и уровней, основанной на широком применении персональныхкомпьютеров.
В этой связи рассмотрим проблемыинформационных технологий в период кардинальных экономических преобразований.
Переход к рынку в условиях, когдадинамика и темпы научно-технических, экономических и социальных процессов, тоесть практически вся совокупность человеческой деятельности, во всем мире всущественной мере обеспечиваются информационными технологиями, требует отгосударственных и предпринимательских структур систематического внимания коценке развития технических и программных средств информационных технологий,методам их эффективного использования в различных системах обработкиинформации, формированию источников и способов финансирования, подготовкекадров, определению структуры организации этих работ в процессе кардинальногоизменения форм собственности.
Практические результаты реформ пока чторельефно проявились, с одной стороны, в ликвидации системы тотальногоуправления и, таким образом, в создании исходных условий для формированиярыночных отношений, а с другой — в экономическом кризисе. В этой связи внастоящее время необходима системная оценка реального положения, экономическийанализ, на базе которого должна быть сформирована экономическая программапоследующих этапов преобразований, обеспеченная эффективным управлением спрогнозированием их социальных результатов. Опыт показывает, что цивилизованныйрынок в обозримый период не может сформироваться эволюционно, а реформированиедолжно исходить из того, что без создания соответствующих экономическихинститутов и механизмов управления никакая рыночная экономика невозможна,поскольку в современной рыночной среде действуют два взаимосвязанных фактора — огромные иерархические системы, обеспеченные мощными информационнымитехнологиями, и рыночный механизм.
В этих условиях очевидным является то,что глубина и масштабы преобразований всех экономических структур,количественные характеристики процессов, растянутость коммуникаций огромнойстраны и уровень специализации хозяйственных связей определяют необходимостьсоздания в ходе реформ информационно-коммуникационных систем, которые вреальном масштабе времени должны обеспечить процессы сложных экономическихпреобразований. Кроме того, революция в технике и технологии, котораяпроисходит последние три-четыре десятилетия, вызывает необходимость в рамкахсовременного рынка в централизованном планировании и управлениикрупномасштабными программами, фактически определяющими развитие экономики вособенности крупных высокоразвитых стран. Это значит, что в условиях реформмногое зависит от сознательного выбора целей и методов осуществлениянаучно-технической и экономической политики, базирующихся на современныхсредствах обработки информации.
Именно в этой связи отметим, что внастоящее время уже очевидным историческим фактом являетсяинформационно-компьютерная революция во всех индустриально развитых странах.Таким образом, современная рыночная экономика в определяющей мере зависит отсостояния и динамики развития информационных технологий.
Экономические проблемы восстановления инаращивания вычислительного потенциала в стране. Состав и строение конечногопродукта отрасли вычислительной техники, формируемого в виде многочисленной имногопараметрической номенклатуры технических и программных средств, объемы имасштабы производства отрасли определяют структуру ее организации. Во всем миреэтот продукт есть результат деятельности мощных транснациональных объединений,которые поддерживаются сложной разветвленной системой малых предприятий. Этихарактерные черты разработки и производства вычислительных средств связаны снеобходимостью концентрации огромных денежных, научных и производственныхресурсов и централизованного управления ими, а также с длительным жизненнымциклом и вытекающими из этого сроками окупаемости. Таким образом, в условияхперехода к рынку, когда прежних отраслевых связей не существует, необходимо найтинеординарные решения, которые сгруппируют как научный, так и производственныйпотенциал ранее созданной отрасли вычислительных средств и объединеннымиусилиями предприятий и организаций, воссозданных уже как рыночные структуры,позволят реализовать программу ее функционирования в новой экономической среде.Нам представляется, что все практически реализованные в высокоразвитых странахнаправления функционирования информационных технологий определяют важностьразработки такого рода программы в интересах реформируемой национальнойэкономики.
В условиях такой огромной страны, какРоссия, программы информационных технологий должны быть реализованыпреимущественно путем воссоздания собственной индустрии вычислительных средстви обеспечивающих их коммуникаций. Эти цели определяют структуру источниковфинансирования. Очевидными являются следующие:
- средства промышленных, транспортных, торговых, банковских идругих производственных и посреднических структур;
- федеральный, региональные и местные бюджеты, которые, в своюочередь, в настоящее время не могут быть устойчиво сформированы безиспользования информационных технологий;
- личные (семейные) бюджеты граждан.
Безусловно, что само по себеопределение потребностей и возможных источников финансирования информационных технологийне обеспечит функционирования устойчивой инвестиционной системы. Дляпрактического решения этих проблем требуется отработка хозяйственногомеханизма, основанного на экономической, в том числе налоговой, политике иопределенном экономическом мышлении. Все это является необходимым, посколькуальтернативой может быть только нарастание экономического отставания и, такимобразом, дальнейшая деградация научно-производственного потенциала страны уже вусловиях рынка, поскольку в переходный период только рыночный механизм необеспечит решения этих сложных проблем.
В связи с экономическими трудностями вРоссии следует подчеркнуть, что современные информационные технологии сыгралисущественную роль в преодолении в том числе циклических экономических кризисов,характерных для процессов развития рыночной (капиталистической) экономикивплоть до второй половины нынешнего столетия.
Поскольку в условиях тяжелейшегокризиса нет средств на обеспечение даже традиционных потребностей, то,естественно, затраты на информационные технологии связываются, в первуюочередь, с дополнительными инвестициями, которые в данной конкретной ситуации,к сожалению, ни государственными, ни предпринимательскими структурами неоцениваются в каждом конкретном случае приоритетными. Однако это нельзя назватьэффективной экономической политикой, поскольку такая позиция должнасопоставляться с потерями, которые несет экономика в связи с недооценкойпроблем компьютеризации, что должно стимулировать поиск приемлемых решений.
В этой связи представляетсяцелесообразным предпринять неотложные меры по предотвращению распада и далееразработать программу стабилизации, возрождения и последующего развития ранеесозданной промышленности информационных технологий, которая должна обеспечитьвсю минимально необходимую программу сопровождения как цивилизованных рыночныхотношений между всеми субъектами реформируемых структур: производством,торговлей и финансами, так и стимулировать производящие и обслуживающие ихструктуры к совершенствованию товаров и услуг, к снижению издержек производстваи обращения. Кроме того, компьютерные технологии являются эффективным средствомформирования стабильных бюджетов всех уровней на базе совершенствования преждевсего налоговой системы, и, таким образом, существенного снижения уровнявлияния теневой экономики.
Важнейшим фактором преобразованияотрасли информационных технологий становится определение процедур еевзаимодействия со структурами, компьютеризация которых в условиях современногопроизводства в крупных индустриально развитых странах является неотъемлемой егочастью. При этом одновременно должны определяться организационные структуры,которые будут реализовывать эти сложные науко — итрудоемкие процессы. Решение структурно-организационных и процедурных вопросовявляется необходимым условием успешного проведе-нияработ, поскольку современные компьютерные системы можно реализовать напринципах, характерных для функционирования энергетических,дорожно-транспортных, правоохранительных, военно-промышленных и других систем,действующих в крупных государствах. Акцентирование внимания на такого родааналогиях становится необходимым, поскольку в настоящее время предпринимаютсяпопытки представить реализацию этих проблем как единственно возможную в первуюочередь на уровне мелкого и среднего бизнеса, преимущественно путем закупкисистем обработки информации (прежде всего персональных компьютеров) за рубежоми адаптации связанного с ними программного обеспечения. Такого рода программы всилу не только простоты, но и по причине того, что они отражают экономическиеинтересы ряда новых, сформировавшихся в переходный период, прежде всегопосреднических структур, находят определенную поддержку как в законодательных,так и исполнительных органах государства. Следует, однако, отметить, что впроцессах глобальной мировой политики лишенная собственной промышленностиинформационных технологий Россия представляет больший интерес для индустриальноразвитых стран как потребитель производимого ими стратегического товара, что недолжно восприниматься нашей страной как экономическое партнерство.
В индустриально развитых странахпринято утверждать, что информационные системы стали экономическим ресурсом,сопоставимым с капиталом и трудом. Оценивая ресурсные возможностиинформационных технологий, следует отметить, что ресурсом в современномпонимании этого слова информационные технологии стали только в самое последнеевремя, то есть в 80-90-е годы. Действительно, сложившиеся представления оресурсах любого вида связываются в первую очередь с их крупно масштабностью и,как следствие, с индустриальными методами разработки и использования.
Применительно к информационнымтехнологиям такое положение стало возможным тогда, когда в обществе сложилосьпо-настоящему их массовое производство и потребление, поскольку былаосуществлена электронизация всего технологического процесса — разработки,производства и эксплуатации совокупности технических и программных средств дляпереработки, хранения и передачи информации. Именно с этого времени сталобыстро складываться и укрепляться отношение к информатизации как кэкономическому ресурсу. Практика показывает, что уже нельзя обойтись безразвитых представлений об информационных ресурсах и без использования этогопонятия в научном анализе современных экономических систем.
Оценивая роль информационных технологийв современном обществе, следует рассматривать не только вычислительные системы,их технические и программные средства, но и значительно более широкую сферу,прежде всего организационную иерархию элементов информационной среды согромными затратами на коммуникации и предварительную подготовку информации.
Поэтому проводимые традиционные оценкиинформационной оснащенности по числу ЭВМ, терминалов и некоторых другихкомпонентов информационных технологий — это лишь часть, хотя и существенная, воценке уровня инструментализации и создании системыпараметров, характеризующих эффективность информатизации. В совокупность такогорода оценок следует включать технику коммуникаций, характеристики трудоемкихподготовительных процессов, происходящих у пользователей, прежде всего ихформализацию, то есть начало оценивания следует проводить уже на этапахисходного генерирования информации.
Таким образом, в экономическом смыслеинформационные технологии в настоящее время выступают как:
- направления экономической деятельности совокупностиспециализированных предприятий и организаций — определенная отрасль;
- ресурс — фактор производства;
- объект купли-продажи — товар, услуга;
- инструментарий рыночного (экономического) механизма;
- фактор в конкурентной борьбе любой экономической структуры.
Создание информационных технологий науровне, характерном для индустриально развитых стран, требует огромных затратна разработку, производство и эксплуатацию технических и программных средстввычислительных систем, а также на поддержание в рабочем состоянии как носителейинформации, так и коммуникаций ее обмена.
Именно поэтому технические ипрограммные средства информационных технологий предъявляют высокие требования кстандартизации, унификации, типовым решениям, нетрадиционные по своемухарактеру и объемам. Они диктуются не только огромным количеством технических ипрограммных средств, подлежащих массовой эксплуатации и обслуживанию, но исамим характером информационных процессов. В этом, прежде всего, заложенэкономический смысл и экономическая необходимость централизованного решенияпроблем развития информационных технологий на всех этапах жизненного цикла.
Информатизация многое изменяет в жизниобщества, существенно влияет на структуру и объемы налогообложения и, такимобразом, активно отражается в жизни каждого человека. В этой связи в массовомэкономическом сознании должны быть четкие представления о необходимостикомпьютеризации прежде всего для обеспечения должного уровня производительноститруда.
Исходя из изложенного в рамках работМеждународной академии информатизации и, в частности, в ее Отделениипромышленной радиоэлектроники развертываются работы по важнейшим экономическимпроблемам информатизации страны, возрождения отраслей высоких технологий иэкономического обоснования эффективности их функционирования прежде всего винтересах создания национального богатства и, уже как следствие, разработки ипроизводства необходимых оборонных систем и средств.
Первоочередные меры по созданиюинформационных мощностей в ходе экономических преобразований. Из многихфакторов (научно-технический, производственный, финансово-экономический,организационно-управленческий, психологический), влияющих на процессывосстановления вычислительного потенциала страны, достаточно дееспособнымиостаются пока что научно-технический и производственный. Это значит, что вполнепреодолимой оказывается проблема быстрого восстановления отрасли информационныхтехнологий до уровня, обеспечивающего потребности России.
Учитывая роль информационных технологийв процессах восстановления и дальнейшего развития научно-технического,экономического и оборонного потенциала в условиях рыночных преобразований иисходя из изложенного, представляется необходимым акцентировать внимание на следующихпервооче-редных проблемах.
1. На базе предприятий “Радиокомплекса”совместно с предприятиями смежных отраслей с учетом наработок, уже созданных вэтом направлении в отрасли, выйти с предложением в Правительство РФ оразработке Федеральной целевой программы по различным направленияминформационных технологий. В этой связи в целях консолидации сил в соответствиис Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 983 “О федеральныхнаучно-производственных центрах” внести предложения в Госкомоборонпром РФ обопределении группы предприятий, которым необходимо присвоить статусфедерального научно-производственного центра.
2. Учитывая тенденции и уровеньразвития мировой экономики, ее прямую зависимость от вычислительногопотенциала, в формирующихся программах развития информационных технологийосновными составляющими, на наш взгляд, должны быть следующие положения:
а) современные рыночные отношениятребуют инструментальной поддержки, базирующейся на программно-технических и коммуникационно-информационных средствах, потребителямикоторой должны стать практически все структуры как макро-, так имикроэкономического уровней;
б) необходимо сформулироватьтехнические и экономические требования к современному программно-техническомуобеспечению с учетом практически возможных ресурсов и российской специфики;
в) требуется первоочередное поддержаниеи дальнейшее развитие программно-технического обеспечения задач, связанных соборонной необходимостью, базирующейся на военной доктрине страны;
г) источники финансирования этихпроцессов должны быть дифференцированы, находиться под государственнымконтролем и обеспечивать прямую экономическую зависимость от различныхструктур-потребителей, а именно:
- государственных, включая все структуры, зависимые отмакроэкономических процессов (оборона, управление, охрана порядка, социальныепроблемы и др.);
- региональных, учитывающих складывающиеся тенденции вгосударственном строительстве, которые акцентируют внимание на развитиитехнологии информационных процессов в регионах, в межрегиональных связях, какбазы интеграции всех жизнеобеспечивающих процессов;
- предпринимательских и других производящих структур всехуровней (микроэкономика), включая научные учреждения;
- личного (персонального) потребления.
3. Экономическая эффективность,критерии которой следует дифференцировать по аспектам применения, должна статьлейтмотивом любой программы развития информационных технологий и проходитьчерез все ранее обозначенные направления их применения.
Таким образом, в условиях нарастающихтенденций возможной деиндустриализации страны,разрушения научно-технического потенциала кардинальные решения по отраслиинформационных технологий будут стимулировать развитие всей совокупности другихотраслей высоких технологий, составляющих экономическую основу крупнейшихиндустриально развитых стран, и Россия сможет в обозримый период восстановитьсвой научно-промышленный и оборонный потенциал. [2]
Глава2. Информационная система
«Анализи прогноз бюджетных и социально-экономических процессов региона»
Составной частью комплексных мер дляобеспечения стабилизации социально-экономического положения региона иисполнения бюджета области обязательно должна стать аналитическая проработкапринимаемых решений. При этом основное внимание следует уделять системному анализуи многовариантному прогнозированию бюджетных и социально-экономическихпроцессов в области в реальном времени во взаимосвязи с внешними факторами набазе современных информационных технологий. Для решения этой задачипредназначен программно-аналитический комплекс «Анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессоврегиона».
Основной целью комплекса являетсясоздание единой системы контроля, анализа и прогноза бюджетных исоциально-экономических процессов на уровне области. Данное комплексное решениепризвано улучшить подходы к пониманию и осмыслению формирования бюджетаобласти, принятию обоснованных решений и, в результате, к обеспечениюстабилизации социально-экономического положения региона.
Основнаяцель комплекса реализуется путем выделения и поддержки следующих функций:
· накопление, статистическая обработка ипредставление финансово-экономической информации в табличной и графическойформах;
· анализ и прогноз влияниямакроэкономических и региональных факторов на развитие производственной,социальной, финансовой ситуации в регионе;
· выполнение многовариантных сценарных ицелевых расчетов динамики отдельных отраслей регионального хозяйства, бюджета вцелом, осуществление комплексных расчетов.
Структураи функции отдельных блоков комплекса
Комплексвключает следующие функциональные блоки:
· Аналитическая база данных.
· Система моделейсоциально-экономического и финансового развития региона
Аналитическаябаза данных
Аналитическая база данных (АБД) решаетследующие задачи:
· первичный анализ, накопление,систематизация и предварительная обработка областных (региональных)статистических данных в разрезе перечня социально-экономических показателей;
· проведение аналитических расчетов пооценке текущей социально — экономическойситуации врегионе; формирование аналитических отчетов;
· подготовка и предоставление информациидля системы моделей.
АБД включает данные, подробноописывающие все сферы хозяйственной деятельности региона, предоставляет их внеобходимой для анализа временной, пространственной, объектной и уровневойретроспективе с заданной степенью детализации.
Аналитические расчеты ориентированы наоценку уров