СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
·
·
·
6.
7.
ВВЕДЕНИЕ
Я считаю эту тему актуальной и важной в своем роде, т.к. в течении
всего периода независимостиУкраины одной из главных проблем развития нашей государственности была иостается проблема децентрализации публичной власти. Власть на данный моментсчитает главной своей задачей укреплениеи развитие демократии, эта проблема еще более актуализируется. Кроме того,значение децентрализации государственной власти возрастает в условияхсознательного и целенаправленного утверждения в нашей стране европейскогоправопорядка, когда намечен курс на интегрирование Украины в Европейскоесообщество, в котором принято считать, что ни одно государство не можетсчитаться демократическим, если оно не имеет территориальной децентрализации государственнойвласти.
Целью доклада этой темы является то, что совет Европы уже с началапятидесятых годов прошлого века в свою политическую программу включил защитуместной и региональной автономии, которые являются эффективными формамидемократической децентрализации государственной власти. Важнейшими документами,определяющими основы местной и региональной демократии в странах, входящих вСовет Европы, являются «Европейская хартия местного самоуправления», принятая в1985 году, а также проект «Европейской хартии регионального самоуправления»,принятый в июне 1997 года. Украина, подписав без всяких ограничений Европейскуюхартию местного самоуправления, взяла на себя обязательство соблюдатьзакрепленные в ней положения.
Роль и значение Европейской хартиидля Украины
На практике мы оказались не в состоянии полностью привести своезаконодательство к европейским стандартам. И, прежде всего, это касаетсяпрактического решения проблемы децентрализации, внедрения эффективной моделиместного и регионального самоуправления. Фактически в Украине до сих пордействует централизованная система власти и управления, во многом сдерживающаяинициативу территориальных образований, а, следовательно, и их саморазвитие.Налицо явное противоречие между намерениями властных структур (как в прошлом,так и в настоящем) и их бездействием по изменению существующей территориальнойорганизации власти в нашем государстве. Ряд политиков, в том числе инаходящиеся сегодня у власти, все еще считают децентрализацию угрозой единствуи целостности Украины. Искаженное толкование понятия территориальнойорганизации государства позволяет им, не скрывающим свое стремление кабсолютной власти, под лозунгом укрепления единства и территориальнойцелостности Украины пытаться сохранить существующую централизованную системууправления территориями. Используя методы психологического давления на большуючасть граждан нашего государства, вряд ли разбирающихся во всех тонкостяхтеории государства и права, такие «защитники» Украины обвиняют тех, ктовыступает за качественно новую территориальную организацию власти в Украине, всепаратизме. При этом не объясняют смысл и содержание этого понятия. Пугаянарод Украины сепаратизмом, который якобы имеет место на Юго-Востоке Украины, вдействительности они боятся децентрализации государственной власти, объективнойнеобходимости укрепления регионального и местного самоуправления, расширения ихполномочий. Сегодня уже начинает проявляться тенденция к монополизации властиодной политической силой, к признанию истинной только ее идеологии. При этомокружение Президента Украины и исполнительная власть усилили своеадминистративное давление на местные органы власти, поставив их в жесткие рамкислепых и безропотных исполнителей, подобранных по принципу лояльности к центру,к той политической силе, которая его олицетворяет. Представители центральнойвласти на местах в своих выступлениях больше говорят об исполнении волиПрезидента Украины, чем о реализации воли народа. Об этом свидетельствует и тотфакт, что уже уволено около двадцати тысяч государственных служащих только зато, что они работали при старой власти или поддержали на выборах не тогокандидата в Президенты Украины. Однако такая замена кадров не стала основой,толчком к развитию всех отраслей общественного хозяйства, а наоборотнаблюдаются те же негативные явления, что имели место и при бывшей власти.Причиной этого является сохранение старой системы организации власти, менятькоторую как раз и надо, а не затевать кадровую чехарду, убирая вместе снерадивыми чиновниками, достойных и талантливых руководителей. Даже горячиереволюционные головы большевиков в прошлом столетии использовали старыхбуржуазных спецов для достижения своих целей. Сегодня уже становится очевидным,и об этом говорят эксперты, что нынешняя политика властных структур никак неспособствует укреплению стабильности, единства нашей государственности, а,скорее наоборот, еще больше ведет к росту напряженности в обществе, кразобщенности регионов, к снижению их экономической активности и углублениюдифференциации территориального развития, усилению диспропорций, обострениюсоциальных проблем, ухудшению жизненного уровня населения. Прямым давлениемцентра, путем издания указов и распоряжений эти противоречия нельзя устранить.
В решении проблемы территориальной организации государства наблюдаетсяискаженное понимание принципа унитарности, который трактуется как максимальноеумаление роли регионов в общегосударственном развитии и выработке по отношениюк ним «среднеарифметического» подхода, который заведомо никого не можетудовлетворить. Об этом уже свидетельствует протест населения территориальныхединиц против предлагаемой правительством реформы территориального устройства.В проекте закона «О территориальном устройстве в Украине» ничего не говорится остатусе территориальных образований и, прежде всего, об их функциях иполномочиях, о взаимоотношениях центральной власти и власти в территориальныхобразованиях, о территориальной децентрализации. В данном законопроекте легкопросматривается чисто механический подход к вопросам объединения населенныхпунктов в громады, к укрупнению районов и т.п.
На протяжении всех лет Независимости Украины Ассоциации органов местногосамоуправления, их лидеры неоднократно вносили предложения в парламент Украины,Президенту Украины об изменении существующей организации государственной властив направлении ее децентрализации, которая предполагает, прежде всего, усилениероли местного и регионального самоуправления в решении многих проблем нашегообщества. Действуя в рамках Конституции и законов Украины, мы не толькопредлагали, но и пытались воплотить в жизнь идею децентрализованной системывласти, идею развитого местного и регионального самоуправления,соответствующего европейским стандартам. Однако, самое большее на что были способнывысшие органы власти, — это принять наши предложения к сведению. О такомотношении к мощному потенциалу местного самоуправления и его органовсвидетельствуют и те проекты политической реформы, которые внесены нарассмотрение в Верховную Раду Украины и сегодня уже проголосованы на еепленарном заседании. В них по существу не нашлось места муниципальной власти. Иэто не случайно. Как показала президентская избирательная кампания 2004 года, иуже нынешняя деятельность властных структур эту власть и сейчас пытаются незамечать, отстранить ее от активного участия в принятии жизненно важныхрешений. Свидетельством тому является и проведенное в апреле 2005 годаВсеукраинское собрание депутатов местных советов, на котором, по существу,мнение местных советов так и не было принято во внимание. В условиях уженачавшейся предвыборной кампании проблемы местного и регионального развитияотодвинулись на задний план, и о них мало кто вспоминает. А ведь это десяткитысяч депутатов местных советов, которых хотят сделать пешками в политическойигре. Такое пренебрежительное отношение центра к органам местногосамоуправления естественно вызывает протест, который, например, был высказан вг. Северодонецке на первом съезде депутатов местных советов, представляющихтерриториальные громады абсолютного большинства регионов. Голос депутатовместных советов услышала, наконец, не только центральная власть, но и всяУкраина. Однако, не увидев сути решений этого съезда, а вернее, не захотевувидеть ее, бывшая оппозиция, объединившись, как это ни парадоксально, сдействующей центральной властью, обрушили поток лжи и дезинформации на гражданУкраины, используя, мягко говоря, недобросовестность ряда журналистов,лицемерие отдельных политиков, обвинив в сепаратизме и даже в посягательстве натерриториальную целостность Украины участников съезда. Совсем недавно, навстрече с активом Донецкой области, Президент Украины В.А. Ющенко сказал, чтоСеверодонецкий съезд — это нож в спину украинской государственности. На мойвзгляд, данное утверждение является глубоким заблуждением, так как этот съезд,если использовать ту же фразеологию, скорее нож в сердце существующемуцентрализованному управлению территориями Украины. Почему была и остаетсянегативной реакция на Северодонецкий съезд депутатов местных советов? Почемусегодня по требованию ряда политиков, уже представляющих новую власть,заводятся уголовные дела на основании обвинения участников съезда в нарушениитерриториальной целостности Украины? Потому что они, как и бывшая власть,увидели для себя опасность новой децентрализованной системы государственногоуправления, в которой важную роль будет играть местное самоуправление, регионыУкраины, а не чиновники из центра. Для нас это одно из важнейших условийразвития украинского государства. И ни о каком нарушении единства итерриториальной целостности Украины здесь речь не идет.
Однако чтобы новая система организации публичной власти в Украине сталареальной, необходимо внести соответствующие изменения в Конституцию Украины, азатем и в законодательство Украины, внедряя принципы децентрализациитерриториальной организации государства и продвигаясь в направлении сложногогосударственного устройства, разновидностями которого является регионализм ифедерализм.
ЗНАЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Совет Европы, его цели и задачи.После Второй мировой войны Европамучительно отходила от нацистского кошмара. Европейцы убеждали себя в том, чтозакончившаяся война будет для континента последней. Гитлеровская диктатура вочередной раз убедила мировую общественность в важности демократическихпринципов: человечество на практике ощутило, что отказ от безусловного уваженияправ человека, от свободы слова, от политического плюрализма череват кровью. Сцелью укрепления демократических институтов несколько европейских стран решилисоздать межправительственную политическую организацию, задачами которой сталибы защита и укрепление демократических начал и прав человека И такаяорганизация появилась — в мае 1949 года был учрежден Совет Европы. В настоящеевремя он объединяет почти все европейские страны, включая 40 государств сдемократической формой правления. Штаб-квартира Совета находится в Страсбурге(Франция).
Среди прав и свобод человека, которые активно отстаивает Совет Европы,заметное место занимает и право на самоуправление. Развитию самоуправленческихначал большое внимание уделяют и Комитет министров, и Парламентская Ассамблея —два основных рабочих органа Совета Европы. (Следует отметить, что Комитетминистров — это исполнительно-распорядительный орган, принимающий решения отимени Совета Европы. В его состав входят министры иностранных делгосударств-членов или их заместители. Что же касается Парламентской Ассамблеи,то она является совещательным органом, состоящим из 286 членов, представляющихнациональные парламенты Европы (Россия представлена в Парламентской Ассамблее18 членами, ''.1из которых направляются в Страсбург Государственной Думой, а 6- Советом Федерации.)
Для размышления: европейские принципы местного самоуправления отнынераспространяются и на Россию.
Европейская Хартия местного самоуправления и ее основные идеи.Европейская Хартия местного самоуправления является одним из главных источниковмуниципального права европейских государств. Именно этот документ намечает путиразвития местного самоуправления в современной Европе. В основу его положенклассический принцип субсидиарности, утвердившийся в европейской социальнойфилософии еще в средние века (хотя к активной его реализации приступили лишь внынешнем столетии). Согласно этому принципу, вопросы, которые можно решать нанизовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх. Местным сообществамнужно доверять как можно больше управленческих задач, а вмешательствогосударства допускается лишь там, где без него не обойтись. Говоря словамисамой Хартии, осуществление государственных полномочий, как правило, должнопреимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам". Документ был принят по инициативе Совета Европы в 1985 году, посколькув 1996 году Россия стала полноправным членом этого «клуба демократическихнаций», положения Хартии местного самоуправления немаловажны и для нас.
Европейская хартия местного самоуправления открыта к подписанию 15октября 1985 г.Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных ирегиональных органов власти в Европе.
Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправлениякак наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятиирешений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этогодокумента Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципыСовета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита правчеловека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать,что степень автономии местных органов самоуправления является основнымкритерием подлинной демократии.
Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле обозначены целиСовета Европы, а также констатируется, что местное самоуправление составляетодну из основ демократического строя, обеспечивая эффективное и, что самоеглавное, приближенное к гражданам управление. В документе вновь и вновьподчеркивается, что право на местное самоуправление — одно из важнейшихгражданских прав, что подлинное народовластие надо искать не там, где властьцентрализована, но там, где она рассредоточена и передана на места.
Часть 1 Хартии раскрывает понятие местного самоуправления, определяетсферу его компетенции, гарантии и механизмы правовой защиты, способы контроляза его деятельностью и источники финансирования. Согласно Хартии, «подместным самоуправлением понимается право и реальная способность органовместного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дели управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенциейи в интересах местного населения». Важно отметить, что настоящеесамоуправление немыслимо без свободных выборов — не случайно оно«осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранныхпутем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования». Вряду прочих тут предусмотрено право местных сообществ на собственныетерриториальные границы; на самостоятельное определение своих внутреннихадминистративных структур, отвечающих местным потребностям и обеспечивающихэффективное управление; на взимание налогов.
Часть II Хартии устанавливает обязательства государств, ее подписавших.Абсолютно одинаковых стран в мире нет, и, учитывая особенности каждого членаСовета Европы, в Хартии предусмотрено довольно широкое разнообразие моделейместного самоуправления. Наиболее важным в этом ее разделе является определениеосновных принципов, на которых должно строиться местное самоуправление в каждойстране, входящей в европейское сообщество.
Часть III носит чисто технический характер — в ней разъясняется, какХартия подписывается, ратифицируется и вступает в силу.
Для размышления: Совет Европы создал особый орган, занимающийся развитиемместного самоуправления в европейских государствах.
Конгресс местных и региональных властей Европы. Занимаясь проблемамиместного самоуправления, Совет Европы не ограничивается только«бумажной» стороной дела. Важную роль в том, чтобы принятые документывоплощались в жизнь, играет Конгресс местных и региональных властей Европы.Этот консультативный орган в 1994 году заменил бывшую Постоянную конференциюместных и региональных властей Европы, работавшую с 1959 года. В немпредставлены местные и региональные органы государств-членов Совета Европы.Конгресс состоит из того же числа членов, что и Парламентская Ассамблея.Делегатов сюда направляют местные и региональные власти со всего континента.Конгресс осуществляет свою работу в двух палатах: Палате местных властей иПалате регионов. Наряду с прочими в палатах Конгресса теперь работают ироссийские представители — их 18.
Текущей работой Конгресса руководит Постоянный комитет, в который входятпредставители всех стран — членов Совета Европы. Пленарные заседания Конгрессапроводятся ежегодно во Дворце Европы в Страсбурге. Для большей гибкости иэффективности работы Конгрессом предусмотрено создание небольших рабочих групппо изучению конкретных вопросов.
В то время как Совет Европы заботится о демократии в целом, Конгрессместных и региональных властей занимается лишь одним из ее проявлений — правомна местное самоуправление. Его главной целью является обеспечение участияместных и региональных властей в процессе объединения Европы, а также в работеСовета Европы. К приоритетным задачам Конгресса наряду с этим относятся содействиеразвитию демократии на региональном и местном уровнях, укреплениемежрегионального сотрудничества, помощь новым демократическим государствам вформировании эффективных административных структур на местах.
Для размышления. Право на местное самоуправление — одно издемократических прав человека.
Местное самоуправление как важный элемент демократии. Анализ принципов,заложенных в Хартии, свидетельствует о том, что современная Европа видит вместном самоуправлении важнейший элемент демократии. Сводя роль государства кнеобходимому минимуму, устраивая свою повседневную жизнь без назиданий иодергиваний со стороны чиновников, люди приобщаются к ценностям народовластия.Навыки самоуправления воспитывают у населения чувство гражданскойответственности: в случае необходимости граждане, прошедшие подобную школу,способны дать отпор чрезмерным притязаниям государственной власти ипредостеречь ее от тиранических замашек.
В демократическом обществе местное самоуправление«уравновешивает» власть государства, ограничивает ее, не допускаетпроизвола с ее стороны. Передача властных полномочий на места позволяет такжеизбежать перегрузки центрального правительства несущественными и частнымипроблемами. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника междуличностью и государством. И в городах, и в сельской местности работа местныхсоветов затрагивает буквально каждого — зачастую она представляется гражданамболее понятной и конкретной, чем деятельность центральных властей.
Хорошо зная положение дел на местах, органы местного самоуправленияспособны более эффективно и рационально, чем столичные чиновники, решать те илииные местные проблемы, реагировать на непредвиденные ситуации и конфликты.Возможности для экспериментов и нововведений у местных властей значительно шире— ведь центральные власти внедряют новации, как правило, в общенациональноммасштабе, и издержки вероятных неудач здесь достаточно велики.
Муниципальные выборы проводятся чаще, чем общенациональные, что даетнаселению дополнительную возможность воспользоваться своими гражданскимиправами и выразить отношение к тем или иным вопросам.
Именно поэтому проблемы местного самоуправления в послевоенной Европевышли на первый план. Более того, по мере стремления континента кполитическому, финансовому, культурному объединению роль коммунальных,самоуправленческих начал будет лишь возрастать: громадное административное иэкономическое целое, в которое шаг за шагом превращается Европейский союз,требует все более мощных ограничителей и противовесов. А создать их способнытолько местные самоуправляющиеся общины.
ПРЕАМБУЛА
Государства — члены Совета Европы, подписавшиенастоящую Хартию,
считая, что целью Совета Европы являетсядостижение более прочного единства между его членами во имя торжества и защитысоставляющих общее достояние идеалов и принципов;
считая, что заключение соглашений в областиуправления является одним из средств, служащих достижению этой цели;
считая, что органы местного самоуправлениясоставляют одну из основ любого демократического строя;
считая, что право граждан участвовать вуправлении государственными делами относится к общим для всех государств — членов Совета Европы демократическим принципам;
исходя из убеждения, что это правонепосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне;
исходя из убеждения, что существованиеоблеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечиваетэффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
сознавая, что защита и укрепление местногосамоуправления в различных европейских странах представляют собой значительныйвклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализациивласти;
утверждая, что это предполагает существованиеместных органов самоуправления, которые наделены уполномоченными для принятиярешений органами, созданными демократическим путем, и которые имеют широкуюавтономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимыхдля этого средств,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны обязуются соблюдать следующие статьи втом порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии.
Часть I
Статья 2
Конституционные и законодательныеосновы местного самоуправления
Принцип местного самоуправления должен бытьпризнан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны.
Статья 3
Понятие местного самоуправления
1. Под местным самоуправлением понимается правои реальная способность органов местного самоуправления регламентироватьзначительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамкахзакона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
2. Это право осуществляется советами илисобраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного,прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагатьподотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращенияк собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участияграждан, там, где это допускается по закону.
Статья 4
Сфера компетенцииместного самоуправления
1. Основные полномочия органов местногосамоуправления устанавливаются конституцией или законом. Однако это положениене исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии сзаконом отдельных конкретных полномочий.
2. Органы местного самоуправления в пределах,установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществлениясобственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенциии не отнесен к компетенции другого органа власти.
3. Осуществление государственных полномочий,как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболееблизкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органувласти должно производиться с учетом объема и природы поставленной задачи, атакже требований эффективности и экономии.
4. Предоставляемые органам местногосамоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.Они могут быть оспорены или ограничены иным органом власти, центральным илирегиональным, только в пределах, установленных законом.
5. При делегировании полномочий центральнымиили региональными органами самоуправления должны, насколько это возможно,обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям.
6. В процессе планирования и принятия любыхрешений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, необходимоконсультироваться с этими органами, насколько это возможно, делая этозаблаговременно и в соответствующей форме.
Статья 5
Защита территориальных разграниченийорганов местного самоуправления
При любом изменении местных территориальныхразграничений необходимо предварительно консультироваться с соответствующимиорганами местного самоуправления, возможно, там, где это позволяет закон, путемпроведения референдума.
Статья 6
Соответствие административных структури средств задачам органов местногосамоуправления
1. Местные органы власти должны иметь возможность,не нарушая более общих законодательных положений, сами определять своивнутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местнымпотребностям и обеспечивали эффективное управление.
2. Условия работы служащих органов местногосамоуправления должны быть такими, чтобы возможно было обеспечивать подборвысококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта икомпетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условияпрофессиональной подготовки, оплаты и продвижения по службе.
Статья 7
Условия осуществления полномочийна местном уровне
1. Статус местных выборных лиц долженобеспечивать свободное осуществление их полномочий.
2. Статус местных выборных лиц должен позволятьполучать соответствующую денежную компенсацию расходов, понесенных в связи сосуществлением ими своих полномочий, а также, в случае необходимости,компенсацию за упущенную выгоду или заработок и соответствующее социальноестрахование.
3. Функции и деятельность, несовместимые смандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом илиосновополагающими правовыми принципами.
Статья 8
Административный контроль за деятельностьюорганов местного самоуправления
1. Любой административный контроль над органамиместного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях,предусмотренных конституцией или законом.
2. Любой административный контроль задеятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен бытьпредназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционныхпринципов. Тем не менее административный контроль может включать также контрольвышестоящих органов власти за надлежащим выполнением органами местногосамоуправления делегированных им полномочий.
3. Административный контроль над органамиместного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степеньвмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов,которые это вмешательство имеет в виду защитить.
Статья 9
Источники финансирования органовместного самоуправления
1. Органы местного самоуправления имеют право,в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточнымисобственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжатьсяпри осуществлении своих функций.
2. Финансовые средства органов местногосамоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией илизаконом полномочиям.
3. По меньшей мере часть финансовых средстворганов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов иналогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать впределах, определенных законом.
4. Финансовые системы, на которых основываютсясредства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразнымии гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменениемиздержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.
5. Защита более слабых в плане финансов органовместного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания илиэквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерногораспределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащихна них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбораорганов местного самоуправления в пределах их компетенции.
6. Порядок предоставления перераспределяемыхсредств необходимо должным образом согласовывать с органами местногосамоуправления.
7. Предоставляемые местными органамисамоуправления субсидии, по мере возможностей, не должны предназначаться нафинансирование определенных проектов. Предоставление субсидий не должно идти вущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления вобласти их собственной компетенции.
8. Для финансирования расходов покапиталовложениям местные органы самоуправления должны, соблюдаязаконодательство, иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.
Статья 10
Право местных органов самоуправленияна объединение
1. Местные органы самоуправления имеют правопри осуществлении своих полномочий сотрудничать и в пределах, установленныхзаконом, объединяться с другими местными органами самоуправления для выполнениязадач, представляющих общий интерес.
2. В каждом государстве должно быть признаноправо местных органов самоуправления вступать в объединение для защиты ипродвижения общих интересов и в международное объединение органов местногосамоуправления.
3. Местным органам самоуправленияпредоставляется право на условиях, которые могут быть установлены законом,сотрудничать с подобными органами других государств.
Статья 11
Правовая защита местного самоуправления
Органы местного самоуправления должны иметьправо на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своихполномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страныпринципов местного самоуправления.
Часть II
Особые положения
Статья 12
Обязательства
1. Каждая Сторона обязуется соблюдать поменьшей мере двадцать пунктов части I Хартии, в числе которых по меньшей мередесять должны быть выбраны из следующих пунктов:
— статья 2
— статья 3, пункты 1 и 2
— статья 4, пункты 1, 2 и 4
— статья 5
— статья 7, пункт 1
— статья 8, пункт 2
— статья 9, пункты 1, 2 и 3
— статья 10, пункт 1
— статья 11.
2. В момент сдачи на хранение ратификационной грамотылибо документа о принятии или одобрении Хартии каждое договаривающеесягосударство уведомляет Генерального секретаря Совета Европы о пунктах,избранных в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи.
3. В дальнейшем любая Сторона может в любоевремя уведомить Генерального секретаря о том, что она обязуется соблюдать любойдругой пункт настоящей Хартии, который она еще не приняла в соответствии сположениями пункта 1 настоящей статьи. Такие обязательства, принятые позднее,рассматриваются как составная часть ратификации, принятия или одобренияуведомляющей Стороны и вступают в силу с первого дня месяца, следующего заистечением трехмесячного срока с даты получения уведомления Генеральнымсекретарем.
Статья 13
Органы самоуправления,на которые распространяется действие Хартии
Принципы местного самоуправления, содержащиесяв настоящей Хартии, распространяются на все существующие на территории Сторонкатегории органов местного самоуправления. Однако в момент сдачи на хранениератификационной грамоты либо документа о принятии или одобрении каждая Сторонаможет указать те категории органов местного или регионального самоуправления,которыми ограничивается применение настоящей Хартии, или категории, которые онанамерена исключить из сферы ее применения. Сторона может также путемпоследующего уведомления Генерального секретаря Совета Европы распространитьдействие Хартии на другие категории местных и региональных органов власти.
Статья 14
Предоставление информации
Каждая Сторона направляет Генеральномусекретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положенияхи иных мерах, предпринятых ею для того, чтобы соответствовать положениямнастоящей Хартии.
Часть III
Статья 15
Подписание, ратификация,вступление в силу
1. Настоящая Хартия открыта для подписаниягосударствами — членами Совета Европы. Хартия подлежит ратификации, принятиюили одобрению. Ратификационные грамоты либо документы о принятии или одобрениисдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Настоящая Хартия вступит в силу с первогодня месяца, следующего за истечением трехмесячного срока после даты заявлениячетырьмя государствами — членами Совета Европы о своем согласии соблюдатьХартию в соответствии с положениями предыдущего пункта.
3. Для любого государства — члена СоветаЕвропы, выразившего согласие присоединиться к Хартии впоследствии, Хартиявступит в силу с первого дня месяца, следующего за истечением трехмесячногосрока после даты сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятииили одобрении Хартии.
Статья 16
Территориальная оговорка
1. В момент подписа