Реферат по предмету "Экономика"


Инвестиции и их роль в экономике: макроэкономические модели

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Белорусскийторгово-экономический университет
потребительскойкооперации»
Кафедра экономическойтеории
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Инвестиции иих роль в экономике: макроэкономические модели»

Гомель 2009

Содержание
Введение
1. Инвестиции, сущность,виды, факторы определяющие объем инвестиций
2. Роль инвестиций внеоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики
3. Состояние, тенденции ироль инвестиций в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Понятиеинвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оноиспользуется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистамипредприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние вРеспублике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес кпроблемам инвестиций неуклонно возрастает.
Развитие общества требует постоянного роста производительных сил вколичественном и качественном смысле. Воспроизводственный процессподдерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств,использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонноевозрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людейстроится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплексатаких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркиваетсяактуальность данной темы в наше время.
Главнымипризнаками инвестиций являются вложения собственного или заемного капитала вопределенный проект и преследует не цели потребления, а предназначены длярешения долгосрочных задач экономического и социального развития.Следовательно, активизация инвестиционной деятельности – ключ к развитиюэкономики и повышению благосостояния людей. Проблема инвестиций – это преждевсего поиск ресурсов. В недалеком прошлом основным источником инвестиций внашей стране были средства из государственного бюджета. С переходом к рыночнойэкономике произошли коренные изменения в системе хозяйствования РеспубликиБеларусь, появились новые источники инвестиций, в первую очередь финансовыесредства частного капитала. В государственной политике особая роль отводитсяпривлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременнымпредоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованиемсистемы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованиемзаконодательства.
Цель работы– показать, что инвестиции сложный и многообразный процесс в экономике, а такжеотразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.
Структуракурсовой работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
Основойнаписания теоретической части явились учебники, учебные пособия. Так основнымисточником стало учебное пособие для ВУЗов «Макроэкономика» под редакцией А.В. Сидоровичаи др. Написание практической части стало возможным после изучения данных статистикии анализа периодической печати, сборников, газет, журналов, отраженных в спискелитературы, просмотра официальных сайтов Республики Беларусь.

1.Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций
Решениесложнейших проблем по обеспечению расширенного воспроизводства в страненеразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль как намакро-, так и на микроуровне.
Инвестициямиявляются финансовые, материальные ресурсы и другие, имущественные иинтеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другихвидов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) илидостигается социальный эффект.
Необходимостьинвестиций обусловлена различными причинами, которые можно объединить вследующие группы:
– обновлениематериально-технической базы предприятия;
– увеличениеобъемов и масштабов производственно-хозяйственной деятельности;
– освоениеновых видов деятельности;
– повышениекачества продукции;
Инвестициив развитых странах составляют 15–16% совокупных расходов.
Кматериальным ресурсам относятся здания, оборудование, транспортные средства идругие вещественные объекты, направляемые для предпринимательской деятельности.
Нематериальнымиимущественными и интеллектуальными ценностями являются: право аренды, правопользования природными ресурсами, техническое и организационное ноу-хау идругие нематериальные ценности.
Величинаинвестиций определяется суммированием стоимостной оценки ресурсов и ценностей,направляемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Основнымнормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашейстране, является инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатойпредставителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г.Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране,защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности,направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
В рыночнойэкономике инвестиции привлекаются за плату. По экономическому содержанию платаза инвестиции близка к арендной плате.
Привлеченныеинвестиции предприниматели путем инвестиционной деятельности трансформируют вактивы. Активами называют объекты, обеспечивающие денежные поступления их владельцу.
Инвестиции можно классифицировать в зависимости от:
– экономического содержания;
– срока вложения;
– собственника вкладываемых ценностей;
– форм инвестирования.
По экономическому содержанию инвестиции делятся на: реальные,финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферупроизводства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности илисоздание новых предприятий и фирм.
Финансовые (портфельные) инвестиции предполагаютвложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другимипредприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временнойоснове и на условиях получения дохода в виде процентов.
В состав интеллектуальных инвестиций входят вложения в инновации –в новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынкетовара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками. Врезультате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производстваи других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов,обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской ипроизводственной деятельности. [5, с. 9]
В зависимости от срока, на который вкладываются средства,инвестиции делят на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).
В зависимости от собственника вкладываемых ценностей инвестициибывают государственные и частные. Государственные в свою очередь подразделяютсяв соответствии с формами осуществления на:
– прямые (непосредственно выделяемые из государственногобюджета);
– скрытые (появляющиеся в результате налоговой политики).
Воздействие инвестиций на экономику можно определить, применяяпонятия валовых и чистых инвестиций. Валовые инвестиции – это общий объемсредств, направляемых на увеличение основного и оборотного капитала вопределенном периоде. Сумма валовых инвестиций, уменьшенная на амортизационныеотчисления, есть чистые инвестиции. Этот показатель отражает экономическоеразвитие страны в данном периоде.
Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами игосударством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использованиес целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результатаназывается инвестиционной деятельностью. Инвестирование может осуществляться вхозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любыедругие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательствуРеспублики Беларусь. [5, с. 12]
Объектами инвестиционной деятельности выступают:
– недвижимое имущество, в том числе предприятие какимущественный комплекс;
– ценные бумаги;
– интеллектуальная собственность.
Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов,в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемойгосударством, запрещена. Запрещается инвестирование в объекты, создание ииспользование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиеническихи других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым закономправам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователиобъектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционногопроцесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционныебиржи и т.д.).
Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.
Инвесторы – юридические и физические лица, принимающие решения поинвестиционной деятельности и осуществляющие инвестиции (вложения).
Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние ивнешние источники.
К внутренним источникам относятся:
– государственные средства;
– собственные ресурсыхозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего,внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационныхотчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями вустановленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения истраховые суммы в возмещение потерь;
– привлеченные ресурсы – средства, получаемые от продажиакций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических июридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;
– заемные средства. Очень большое значение имеют источникифинансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетныекредиты, облигационные займы.
Внешние источники могут выступать какпрямые частные инвестиции и иностранные кредиты и займы.
Развитие международного сотрудничества, глобализация мировыхэкономических связей ведут к расширению движения капитала между странами, кросту международных инвестиций.
Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляетзарубежные инвестиции, которые для принимающей страны (страны-реципиента)являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностраннымиинвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенныеиностранными физическими и юридическими лицами в различные объектыдеятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность,переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью полученияприбыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с цельюосуществления ее структурной перестройки и обеспечения экономического роста.При этом наряду с дополнительными финансовыми и материальными ресурсамипривлекаются зарубежные передовые технологии, техника, оборудование,управленческий опыт и т.д., создаются новые рабочие места. использованиеиностранного капитала нацелено на развитие экспортного потенциала страны,расширения производства импортозамещения, повышение технического уровняпроизводства, качества и конкурентоспособности продукции.
Иностранные инвестиции могут быть представлены в формепредпринимательского капитала, помещаемого в производственные предприятиястран-реципиентов, и в форме ссудного капитала в виде займов, кредитов,вложений на текущие счета в иностранные банки, причем вложенияпредпринимательского капитала могут происходить в виде прямых и портфельныхинвестиций.
Прямые иностранные инвестиции – основная форма экспортапредпринимательского капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающая контрольинвестора или его участие в управлении производством. По определениюМеждународного валютного фонда иностранные инвестиции являются прямыми в томслучае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% уставного капиталапредприятия.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем созданиясовместного предприятия или организации нового; покупки или поглощениядействующих предприятий; открытие зарубежного филиала. Прямые иностранныеинвестиции являются долгосрочными и значительными по объему.
Портфельные инвестиции предполагают ограниченное участие впредприятиях, компаниях стран-получателей, осуществляемое через инструментыфондового рынка (покупка акций, облигаций и других ценных бумаг). При этоминвесторы не контролируют производство компании и почти не влияют на процессуправления ею.
Ссудный капитал в виде кредитных иностранных инвестиций – этокредиты иностранных государств, банков, международных финансово-кредитныхучреждений и организаций, корпораций для финансирования инвестиционных проектовв стране-реципиенте.
В зависимости от формы собственности иностранные инвестиции могутбыть государственными, частными и смешанными.
Государственные инвестиции – это займы, кредиты, техническаяпомощь, предоставляемые одним государством другому в рамках международныхдоговоров, межправительственных соглашений. Частные инвестиции – вложениячастных фирм, компаний, банков, граждан в соответствующие субъекты другойстраны. Смешанные инвестиции – вложения государственных и частных инвесторов всочетании.
Иностранным инвесторам в соответствии с действующимзаконодательством запрещается делать инвестиции в сферы обеспечения обороны ибезопасности Республики Беларусь, изготовления и реализации наркотических,сильнодействующих и ядовитых веществ (перечень утвержден Министерствомздравоохранения Республики Беларусь). Не допускается осуществление иностранныхинвестиций в имущество юридических лиц, занимающих монопольное положение нарынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики.
Роль инвестиций в экономике обуславливается следующими факторами:
– инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий,экономическому росту;
– величина инвестиций влияет на объем национального производства изанятость населения;
– нерациональное использование инвестиций может привести кзамораживанию производственных ресурсов;
На величину инвестиций влияют:
– размер сбережений – чем больше сбережений, тем, как правило,больше объем инвестиций;
– величина дохода – чем больше доход, тем больше возможностей дляинвестирования;
– доходы предприятий, их затраты и ожидания.
Для всехограниченных ресурсов действует закон убывающей отдачи, поэтому каждыйпоследующий инвестиционный проект при неизменных технологиях будет менееприбыльным, т.е. предельная отдача капиталовложений снижается. Дополнительныеинвестиции будут осуществляться только в том случае, если норма прибыли будетвыше нормы банковского процента. Соответственно функция спроса на инвестиции –это функция, показывающая обратную зависимость спроса на инвестиции I от ставки банковского процента I (рис. 1.1):
/>/>i
/>

/>/>i1
I = I (Y)
/>/>i2
I1 I2 I
Рис. 1.1Инвестиционный спрос как функция от банковской ставки
Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:
– реальная процентная ставка
– безопасность вложений. Собственники сбережений будутвкладывать свои средства даже в условиях минимальной прибыли, если будутуверены в том, что свои средства они не потеряют. Напротив, если есть угрозапотерять вложенные средства, то все большая часть сбережений не будетвовлекаться в инвестиционный процесс.
– уровень прибыли на инвестиции. Этот фактор всегда действуетв совокупности с фактором безопасности. Чем выше ожидаемая прибыль от вложений,тем выше риск данных инвестиций. Менее рисковые вложения, как правило, приносятменьшую прибыль. Но даже если мы имеем дело с практически безрисковыми вложениями(к каковым обычно относят вложения в государственные ценные бумаги), то и этиинвестиции должны иметь какой-то минимальный размер прибыльности, ниже котороговладельцы сбережений не захотят осуществлять инвестиции.
– степеньорганизованности финансового рынка. Как было показано выше, немалая частьинвестиционных ресурсов в современных условиях формируется за счет сбереженийнаселения. Однако население практически лишено возможности непосредственноосуществлять инвестиции в производство. Его участие в основном осуществляется спомощью финансового рынка. И если финансовый рынок хорошо организован, то дажете денежные средства, которые оказываются свободными на незначительный срок(например деньги, предназначенные на текущее потребление населения от однойвыплаты зарплаты до другой), также вовлекаются в инвестиционный процесс.
Такимобразом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые вобъекты предпринимательской деятельности. И у собственника есть два варианта ихиспользования:
во-первых,за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности т.е.осуществить инвестиции и стать инвестором;
во-вторых,самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые дляпроизводства товаров или предоставления услуг. Иначе говоря: собственник будетучастником инвестиционной деятельности.
2. Рольинвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики
 
В теориисуществуют различные объяснения мотивации поведения инвесторов в национальнойэкономике: неоклассическая, кейнсианская, теория механизма акселератора (Дж. Кларк).
С точкизрения неоклассической концепции в качестве основной мотивации при решениипредпринимателей инвестировать выступает стремление максимизировать прибыль.Задача максимизации прибыли решается через сопоставление предельного дохода спредельными издержками. Для того чтобы получить наибольшую прибыль, субъектыхозяйствования стремятся больше производить, что в свою очередь требуетдополнительных капиталовложений, т.е. предприниматели вынуждены осуществлятьинвестиции в производство дополнительных объемов товара. Данный процесс будетпроисходить до тех пор, пока стоимость предельного продукта капитала(инвестиций) не сравняется с ценой последней единицы привлекаемого капитала(предельными издержками на приобретение этой последней единицы).
Такимобразом, предприниматели, принимая решения об инвестировании, мотивируют этирешения стремлением довести величину своего капитала до некоей желаемойоптимальной величины. При этом технология производства не изменяется, факторыпроизводства взаимозаменяемы, экономическая конъюнктура известна. В качествецены единицы привлекаемого капитала выступает сумма нормы амортизации А итекущего значения номинальной ставки процента I, поэтому главным ориентиром в принятииинвестиционных решений служит ставка процента.
Всянеоклассическая концепция строится на микроэкономических посылках, поэтому прианализе мотивации инвестиционных решений принимается во внимание фактснижающейся отдачи последующих единиц приобретаемого капитала. Следовательно,предприниматели вынуждены увеличивать свой капитал (то есть осуществлятьдополнительные инвестиции) до тех пор, пока снижающаяся отдача, выраженная вденьгах, не совпадает с ценой единицы привлекаемого капитала, т.е. с суммойнормы амортизации и текущей ставки процента (А+i).
При этомпредприниматели, как правило, принимают решения о поэтапном, в течениенескольких лет, увеличении размера своего капитала. С учетом сказанного функциюинвестиционного спроса можно представить следующим образом:
/>, (2.1)
где К*– оптимальная величина капитала;
Кt – текущая (на моментвремени t) величина капитала;
b – мера приближения текущей величиныкапитала к оптимальной (0
Прибыльдостигается максимума, когда предельный продукт капитала (r) равен рентным издержкам, а последниепредставляют собой сумму текущих значений ставки процента (i) и нормы амортизации (d).
Алгебраическийпроцесс определения оптимальной величины капитала сводится к максимизациипроизводственной функции по приращению капитала: первую производную по Кнеобходимо приравнять к значению рентных издержек и решить полученное уравнениеотносительно К.
Кдостоинствам данной концепции можно отнести:
•Формализацию зависимости инвестиционного спроса от объективных наблюдаемыхпараметров состояния экономической конъюнктуры и уровня технологиипроизводства.
• Отражениедолгосрочного характера инвестиционного процесса путем введения коэффициента b, который фактически выражает «горизонтпланирования» инвестиций и придает инвестиционной функции динамическиехарактеристики.
• Теснаяпривязка инвестиционного спроса к ставке процента как бы подчеркиваетосновополагающий постулат классической школы о высокой эластичности инвестицийпо процентной ставке.
В то жевремя следует отметить неполное соответствие предлагаемых выводов о временномхарактере инвестиционного спроса фактической динамике инвестиций и объемаприменяемого капитала.
Неоклассическийанализ принятия инвестиционных решений скорее описывает поведение инвесторов вкраткосрочном периоде. Для долгосрочного периода существует объяснение черездействие механизма акселератора, предложенная Дж. Кларком в 1917 г.Согласно модели акселератора существует зависимость между динамикой инвестиционныхрасходов и изменениями в выпуске ВВП. Модель акселератора предлагает, что долякапитала в ВВП является относительно постоянной величиной. Следовательно, еслив долгосрочном периоде наблюдается рост ВВП, то происходит и рост совокупногоспроса, что в свою очередь требует адекватного увеличения совокупногопредложения. Это вызывает прирост инвестиций, необходимых для увеличениясовокупного предложения, благ и услуг в экономике. Если известна эта долякапитала в ВВП, то можно рассчитать и прирост инвестиций в экономике. Такимобразом, чем выше темпы роста в экономике, тем выше и инвестиционные расходы.
Чтобыопределить прирост объема капитала, необходимо величину прироста национальногодохода умножить на постоянную долю капитала в доходе, которую в данном случаеназывают приростной капиталоемкостью продукции, или акселератором.
Акселератор– показатель, отражающий, сколько единиц дополнительного капитала требуется дляпроизводства дополнительной единицы продукции. Объем инвестиционного спроса вмодели акселератора определяется:
/> (2.2)
где IN – инвестиционный спрос
∆Y – изменение дохода [4, с. 160]
Из данноймодели вытекает очевидное следствие: чем выше темпы экономического роста, темвыше инвестиционные расходы. Следует заметить, что несмотря на некоторыйпримитивизм, модель акселератора более-менее адекватно объясняет динамикуинвестиционных расходов при положительных и достаточно высоких темпахэкономического роста. Однако при нулевых и отрицательных темпах ростафактическая динамика инвестиций не столь сильно привязана к изменению валовоговыпуска.
Кроме того,модель имеет слишком много допущений для того, чтобы ее использовать при оценкеожидаемого инвестиционного спроса. Во-первых, оценить ожидаемый приростпроизводства далеко не всегда возможно. Во-вторых, предполагается, что объемнакоплений в экономике всегда достаточен для обеспечения любого приростаинвестиций. Наконец, приростная капиталоемкость в действительности можетменяться под воздействием технического прогресса и ценовых факторов.
В основекейнсианской концепции инвестиций лежит мотив прибыли, основанный на психологиипредпринимателей. Именно психологическая составляющая отличает кейнсианскийподход мотивов поведения инвесторов от неоклассического. Решение инвестироватьосновывается на оценке предпринимателями увеличения ожидаемой прибыли врезультате осуществления каких-либо определенных инвестиционных проектов. Такаяоценка зависит от ряда факторов:
а)достаточно высокая степень неопределенности при принятии решения обинвестировании;
б)существование разных рисков при осуществления инвестиций;
в)собственные «внутренние» ощущения предпринимателей, которые Кейнс называет«животным чутьем», т.е. степень оптимизма самого предпринимателя при принятииинвестиционного решения;
г)необходимость сопоставлять ценности в разные периоды времени.
Вкейнсианской концепции автономных инвестиций важное значение имеетпсихологическая оценка предпринимателем (инвестором) выгодности текущихкапиталовложений в будущих периодах.
В модели«совокупные доходы – совокупные расходы» автономные инвестиции являютсяэкзогенной переменной. Под автономными инвестициями понимаются затраты наобразование нового капитала, которые не зависят в текущем периоде от измененийсовокупного дохода (или ВВП). Главным их источником являются совокупныесбережения. Соответственно макроэкономическая модель будет находиться вравновесии, если:
/> (2.3)
В данномслучае инвестиции показывают спрос на инвестиционном рынке, а сбережения можнорассматривать как предложение. Соответственно совокупное предложение будетравно:
/> (2.4)
Графическиэто может быть изображено, как показано на рис. 2.1. При росте автономныхинвестиций на величину ∆I объем совокупного спроса также увеличивается, но на такую жевеличину денежных средств должна увеличиваться величина совокупных расходов Е,иначе в экономике не наступит равновесие. Линия совокупных расходов сдвинетсявверх и обеспечит пересечение с биссектрисой D = E в точке Y1; E1. Таким образом, равновесныйобъем производства возрастет.
/>/>/>/>
Рис. 2.1Макроэкономическое равновесие с учетом роста автономных инвестиций. [2, с. 82]
Необходиморазличать фактические и запланированные инвестиции. Это имеет особое значениепри анализе моделей «совокупные расходы – совокупные доходы». Фактическиеинвестиции состоят как из плановых, так и внеплановых инвестиций(непредусмотренных изменений капиталовложений в товарные запасы). Внеплановыеинвестиции выполняют роль балансира, уравнивающего фактические суммы, которыеидут на сбережения и инвестиции в любой период времени.
Изменениеинвестиционного спроса порождает мультипликативное (многократное) изменениеобъема выпуска. Мультипликатор – это отношение изменения равновесного объемапроизводства ∆Y, вызванного изменением инвестиционного спроса ∆I, к величине последнего:
/> (2.5)
где m1>1, так как величина мультипликатора связана с предельнойсклонностью к потреблению MPC следующей зависимостью:
/> (2.6)
Действиямультипликатора автономных инвестиций показано на рис. 2.2.
/>/>/>/>/>
Рис. 2.2Действие мультипликатора инвестиций
Увеличениеинвестиций на ∆I сдвигает вверх кривую совокупных расходов. В результате дляудовлетворения возросшего спроса необходимо в гораздо большей степени увеличитьсовокупное предложение – для объемов Y1. При этом ∆Y>>∆I.
При ростеинвестиций происходит увеличение валового национального продукта, причем вбольшей степени, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот нарастающийэффект получил название мультипликационного. Эффект мультипликатора связан стем, что во-первых, в экономике происходит постоянный кругооборот доходов ирасходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретениеоборудования, жилья и т.д., другие получают в качестве доходов. Во-вторых,изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления исбережений. Мультипликатор обратно пропорционален склонности к потреблению.
Чем большедополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величинамультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данном объемеприращения инвестиций. Чем больше дополнительные сбережения населения, темменьше величина мультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данномобъеме инвестиций.
Макроэкономическоеравновесие в модели Кейнса можно показать через сопоставление совокупныхсбережений и инвестиций. В состоянии равновесия выпуск продукции и уровеньдоходов в экономике равны сумме потребления и инвестиций. Соответственно объемвыпуска за вычетом суммы потребленной продукции равен величине инвестиционных расходов,т.е. сумма запланированных инвестиций и незапланированных изменений товарныхзапасов:
/>. (2.7)
Кроме того,та часть доходов, которую домашние хозяйства не тратят на потребление,сберегается. Сумма, которую люди планируют оставить неистраченной, равна ихдоходам за вычетом планируемых потребительских расходов. Следовательно,совокупные сбережения равны разнице между доходами и величиной потребления:
/> (2.8)
Можнопредварительно утверждать, что инвестиции всегда равны сбережениям:
/> (2.9)
При этоминвестиции не всегда находятся на запланированном уровне. В состоянииравновесия инвестиции равны фактически осуществленным инвестициям, которые всвою очередь равны сбережениям. Следовательно, можно представить условиемакроэкономического равновесия. Графически данное равенство выглядит следующимобразом:
/>/>/>/>
Рис. 2.3Модель макроэкономического равновесия при сопоставлении инвестиций и сбережений[4, с. 200]
Только приравновесном уровне выпуска сбережения равны плановым инвестициям, посколькулишь в состоянии равновесия величина незапланированных изменений товарныхзапасов равна нулю. Механизм достижения равновесия можно представить следующимобразом:
1. Разницамежду сбережениями и запланированными инвестициями создает разницу междупланами производства и расходования средств в экономике в целом.
2. Этаразница между общими планами производства и расходов приводит кнепредусмотренному инвестированию или недоинвестированию товарных запасов.
3. Врезультате непредусмотренных инвестиций в товарные запасы фирмы начинаютпересматривать свои производственные планы, сокращать производство и тем самымуменьшать ВВП. И наоборот, в результате сокращения капиталовложений в товарныезапасы фирмы начинают пересматривать свои производственные планы в сторонурасширения производства и тем самым увеличивать ВВП. И те и другие измененияВВП ведут к установлению равновесия, потому что они уравнивают плановыеинвестиции и сбережения.
4. Только втом случае, если запланированные инвестиции и сбережения равны, достигаетсяравновесия ВВП. Не будет ни непредусмотренных инвестиций, ни сокращениякапитальных вложений в товарные запасы, приводящих к падению или подъему ВВП.
Рассмотревнеоклассическую и кейнсианскую концепции можно сделать выводы:
• Действиемультипликатора инвестиций вызывает сложный результирующий эффект в экономикепри осуществлении первоначальных стартовых расходов бизнеса или государства.
• Вравновесной экономике фактические инвестиции всегда равны совокупнымсбережениям.
• Не всегдафактические инвестиции совпадают с плановыми, что служит одной из причинсохранения макроэкономического равновесия при неполной занятости ресурсов. Вэтом выигрышна модель кейнсианцев.
• Вкейнсианской концепции решающим фактором при определении объема инвестицийявляется пессимизм или оптимизм инвестора, т.е. субъективно-психологическая инеопределяемая математически величина, а в неоклассических моделях – предельнаяэффективность капитала, т.е. понятие объективное и возможное для экономическихрасчетов.
3. Состояние, тенденции и роль инвестиций в национальной экономикереспублики Беларусь
В рыночной экономике для финансирования государственного долга врамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматриваетсяэмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталовотечеств, и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственнымиинвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политикинамечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частныхинвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовыхорганизаций.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такимидокументами, как Программа социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2001-2010 годы, Прогноз социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 2003 год, Закон Республики Беларусь «О бюджетеРеспублики Беларусь на 2003 год», Концепция развития банковской системыРеспублики Беларусь на 2001-2010 годы и др.
Финансовая политика направлена главным образом на достижение ростаблагосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран наоснове сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечениезанятости населения, доведение его социальной защищенности до уровня передовыхстран. Для реализации поставленной стратегической цели необходима концентрацияограниченных ресурсов на важнейших направлениях, для чего планируетсяосуществить следующие мероприятия:
•активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
•наращивание экспорта товаров и услуг;
•развитие транспортных и коммуникационных услуг;
•развитие агропромышленного комплекса;
•развитие жилищного строительства с максимальным использованиемвнебюджетных источников;
•реформирование системы здравоохранения. [15, с. 30]
Данные Министерства Статистики РБ позволяют изучить динамикуосновных социально-экономических показателей за период с 2005 по 2008 год.
Таблица 3.1
2005
2006
2007
2008 Численность населения (на конец года), тыс. человек 9751 9714 9690 9671 Естественный прирост, убыль (–) населения: тыс. человек -51,4 -41,7 -29,4 -26,5 на 1000 населения, человек -5,2 -4,3 -3,0 -2,8 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 4350 4402 4477 4521 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты (на конец года), тыс. человек 67,9 52,0 44,1 37,3 в процентах к экономически активному населению 1,5 1,2 1,0 0,8 Денежные доходы населения, млрд. руб. 38622 48685 58670 76346 Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. 211,0 277,6 328,2 389,4 Валовой внутренний продукт млрд. руб. 65067 79267 97165 128829 Продукция промышленности млрд. руб. 62545 77267 95515 127510 Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 12826 15544 18102 26852 Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 15095,8 20374 26053,3 35883,6
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 3785,5 4087,6 4665,1 5140,6 Розничный товарооборот млрд. руб. 25230 31062 38168 50915 Платные услуги населению млрд. руб. 6776 8307 9988 12608
Численность населения в анализируемом периоде снизилась на 26,5 тыс.чел. и составила 9,67 млн. чел. Среднегодовая численность занятых в экономике вто же время выросла на 0,17 млн. чел. и составила 4,5 млн. чел.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите в процентах к экономически активному населениюснизилась с 1,5% в 2005 г. до 0,8% в 2008 г.
Положительная динамика характерна и для доходов населения, такнапример денежные доходы выросли а анализируемом периоде в 1,97 раза исоставили в 2008 году 76,3 трлн. руб. (в 2005 – 38,6 трлн. руб.).
Средний размер пенсии увеличился на 178 тыс. рублей и составила389,4 тыс. руб. в 2008 году.
Производство ВВП увеличилось по сравнению с 2005 г. в 1,98раза и достигло в 2008 году 128,8 трлн. руб. Валовой продукт на душу населенияувеличился с 6,6 млн. руб. в 2005 г. до 13,3 млн. руб. в 2008 году.
Произошли изменения и в отраслевой структуре ВВП. Наиболеезначительное увеличение ВВП произошло в промышленности и строительстве (рис. 3.1).
В 2008 годуинвестиций в основной капитал использовано в объеме 35,9 трлн. рублей, что составляет137,5% к уровню 2007 года. По сравнению с 2005 годом объем инвестиций вырос в2,3 раза или на 20,8 трлн. рублей (табл. 3.2).

/>
Рис. 3.1Отраслевая структура валового внутреннего продукта (в процентах к итогу)
Таблица 3.2
2005
2006
2007
2008 Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. 15095,8 20374,1 26053,3 35883,6 в том числе по объектам: производственного назначения 9986,5 13767,4 17131,5 23060,8 непроизводственного назначения 5109,3 6606,7 8921,8 12822,8 Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 120,0 132,2 116,2 122,9 в том числе по объектам: производственного назначения 118,4 136,0 113,6 123,2 непроизводственного назначения 121,6 125,7 122,3 122,5
За период2008 года строительно-монтажные работы выполнены на 15,5 трлн. рублей, что всопоставимых ценах на 22,2% больше, чем в 2007 году.
По объектампроизводственного назначения использовано 23,1 трлн. рублей инвестиций, или123,1% к уровню 2007 года.
Удельныйвес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил64,3% (в 2007 году – 65,8%).
В структурепроизводственных отраслей преобладали инвестиции, направленные на развитиепромышленности (27,7% от общего объема инвестиций), сельского хозяйства (14,6%),транспорта и связи (11,3%).
На 1 января2009 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальныхзастройщиков и субъектов малого предпринимательства) находилось 14,5 тыс.объектов производственного и непроизводственного назначения (на 1 января 2008 г.– 14,7 тыс. объектов). Из числа незавершенных производственные объектысоставляли 42,7%. Временно приостановлено и законсервировано строительство 3,1тыс. объектов. На долю объектов, строительство которых осуществлялось спревышением нормативных сроков продолжительности строительства (без учетавременно приостановленных и законсервированных), приходится 37,3% (на 1 января2008 г. – 36,7%).
При этом активно развивается как льготное кредитование жилищногостроительства, так и кредитование граждан на цели улучшения жилищных условий наобщих основаниях. Выдача льготных кредитов на жилищное строительство за 2007год, по данным банковской статистики, составила около 2 трлн. рублей. При этомза год банки выдали льготных кредитов на жилье гражданам на сумму 1,1 трлн.рублей, а сельскохозяйственным организациям – более 0,8 трлн. рублей.Задолженность граждан по кредитам на приобретение и строительство жилья,предоставляемым на общих основаниях, за год увеличилась почти в полтора раза исоставила 1,3 трлн. рублей.
Вагрогородках, предусмотренных к вводу в 2008 году, использовано 674,2 млрд.рублей инвестицийв основной капитал, из них на строительство жилыхдомов – 225,9 млрд. рублей, что составило 33,5% от общего объема использованныхинвестиций в агрогородках.
В 2008 году в эксплуатацию введено 5,1 млн. квадратных метровжилья, что на 10,3% больше, чем в 2007 году, из которых 2,2 млн. квадратныхметров – за счет банковских кредитов.
На строительство жилья в 2008 году было направлено 6,4 трлн. бел.рублей – это 17,9% общего объема инвестиций в основной капитал. По сравнению с2007 годом этот показатель увеличился на 120,9% (табл. 3.3).
Таблица 3.3
2005
2006
2007
2008
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м 2 3785,5 4087,6 4665,1 5140,6 в том числе: в городах и поселках городского типа 2549,1 2708,3 3173,6 3683,8 в сельских населенных пунктах 1236,4 1379,3 1491,5 1456,8 Число построенных квартир, тыс. 43,3 45,6 53,1 60,6
/>
Рис. 3.2Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения (квадратных метров общей площади)
Принятая в 2007 году Государственная программа инновационногоразвития экономики направлена на достижение главного приоритета страны – переводанациональной экономики в режим интенсивного развития – и создает новыеперспективы для развития инвестиционного кредитования. Программапредусматривает создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств надействующих предприятиях, модернизацию более 600 действующих производств. На еефинансирование в 2007–2010 гг. банкам предстоит выдать кредиты в объеме4,2 трлн. рублей.
Одна из важнейших программ, реализуемых с кредитной поддержкойбанковского сектора, – Государственная программа возрождения и развития села.Вклад банковского сектора в ее реализацию выражен в объемах кредитов,предоставленных агропромышленному комплексу.
Так, на мероприятия, связанные с проведением весенних полевых иуборочных работ, в течение 2007 года выдано кредитов на сумму 1,4 трлн. рублей,что в 1,5 раза больше по сравнению с 2006 годом. [6, с. 27]
В рамках оказания государственной поддержки организациям,осуществляющим строительство, реконструкцию и техническое переоснащениеобъектов агропромышленного комплекса, в соответствии с Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 17.07.2006 №448 в течение 2007 года банки выдали кредитыв сумме 94,6 млрд. рублей для строительства, реконструкции и технического переоснащенияживотноводческих комплексов, молочнотоварных ферм, птицефабрик и другихобъектов АПК. Общий объем кредитования банками мероприятий в соответствии сэтой программой составил 313,6 млрд. рублей. Кроме того, на аналогичные цели всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.2007 №313 савгуста по декабрь 2007 года банками выдано кредитов на сумму 218,1 млрд.рублей.
Увеличился вклад банков в реализацию программы жилищногостроительства. Всего в течение 2007 года в стране введено в эксплуатацию 4,7млн. квадратных метров жилья, что на 14,2% больше, чем в 2006 году. По даннымМинистерства статистики, из этого количества источником финансирования 1,9 млн.квадратных метров, или 40%, стали кредиты банков. Объем введенного вэксплуатацию жилья, построенного за счет банковских кредитов, увеличился посравнению с 2006 годом на 17%, что отражает рост роли банков в решении этойважнейшей социальной задачи.
В 2007 году принята Государственная комплексная программа развитиярегионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, в реализациюкоторой также включился банковский сектор. Она охватывает 187 населенныхпунктов и предусматривает реализацию около 1000 инвестиционных проектов,создание более 100 тыс. новых рабочих мест, увеличение номинальной начисленнойзаработной платы в малых и средних городах более чем в 1,9 раза. Важная роль вповышении уровня жизни населения отводится созданию благоприятных условий дляразвития предпринимательской инициативы, расширению на этой основе секторамалого и среднего бизнеса.
Наряду с кредитованием предусмотренных этой программойинвестиционных проектов банковская система видит свою роль в ее реализации вкредитной поддержке малого бизнеса, расширении сети банковских учреждений врегионах. Поэтому в 2007 году особое внимание было уделено повышениюдоступности кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, развитию формкредитования, доступных и удобных для предпринимателей, одной из которыхявляется микрокредитование. Только в рамках программы Европейского банкареконструкции и развития в 2007 году выдано 4,4 тыс. микрокредитов на общуюсумму 51,1 млн. долларов США.
Растущий спрос на микрокредиты способствовал принятию решения осоздании Белорусского банка малого бизнеса, который начал работу в 2008 году.Его акционерами, наряду с Европейским банком реконструкции и развития, сталиеще семь зарубежных финансовых институтов. Наряду с микрокредитованием банкбудет заниматься финансированием проектов по энергосбережению, охранеокружающей среды, созданию благоприятных условий для развития агрогородков,агроэкотуризма. В перспективе банк намерен открыть филиалы во всех областях,обеспечив доступность микрокредитов для жителей регионов.
Неоднозначными тенденциями в 2007 году характеризовалось развитиевнешней торговли. С одной стороны, динамика реального эффективного курсаспособствовала ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта. Активнопроводя инновационную политику и эффективно используя благоприятную конъюнктуруна традиционных рынках отечественного экспорта, белорусскиепредприятия-экспортеры увеличили объем экспорта на 24,6%. По итогам 2007 года,по предварительным данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг достиг27,7 млрд. долларов США.
В то же время комплекс факторов, включающий удорожаниеимпортируемых энергоносителей, рост инвестиционного спроса субъектовхозяйствования и увеличение потребительского спроса со стороны населения,обусловил более высокие темпы роста импорта, который увеличился на 28% и достиг30,4 млрд. долларов США. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговлитоварами и услугами составило 2,7 млрд. долларов США.
В этих условиях важное значение приобрело финансирование текущегосчета платежного баланса путем привлечения иностранного капитала в экономикуРеспублики Беларусь с использованием всех каналов, в первую очередьгосударственных кредитов, прямых инвестиций и привлечения заемных средствбанками. О том, что эта задача была решена, свидетельствует увеличениезолотовалютных резервов страны в 2,9 раза – до 5 млрд. долларов США (рис. 3.3).
/>
Рис. 3.3 Золотовалютные резервы Республики Беларусь. [6, с. 31]
При этом объем привлечения банками средств нерезидентов посравнению с 2006 годом увеличился более чем на 1 млрд. долларов США и составил2,6 млрд. долларов, в том числе долгосрочных ресурсов – 495,7 млн. долларовСША. Активизировалось привлечение средств в таких распространенных вмеждународной практике формах, как синдицированные кредиты, кредитные ноты. Этопозволяет получить средства, не связанные с каким-либо конкретным проектом,удешевить стоимость и увеличить объемы заимствований, удлинить их сроки. В 2009году крупнейшие банки страны планируют провести выпуск еврооблигаций.
Росту объемов привлечения зарубежного капитала способствует и тотфакт, что в 2007 году у иностранных инвесторов появился ориентир для оценкивозможностей инвестирования в экономику Республики Беларусь – суверенныйкредитный рейтинг. Присвоенное двумя авторитетными международными агентствамизначение рейтинга позволяет рассчитывать на дальнейший приток зарубежныхфинансовых ресурсов в экономику страны.
Особоевнимание в 2007 году было уделено привлечению прямых иностранных инвестиций вбанковский сектор Республики Беларусь, которое в настоящее время следуетрассматривать как обоснованное и позитивное явление. Иностранное участие вкапитале банков расширяет их ресурсный потенциал, способствует увеличениюпритока ресурсов из-за рубежа, улучшению конкурентной среды, стимулируетконкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействует дальнейшемуповышению их качества и доступности.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестицийявляется одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничестваРеспублики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказываютсущественное воздействие на ход экономических преобразований в республике. Всвязи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивныепоследствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающуюинтересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисныхявлений и достижение перспективных целей.
За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранныеинвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чемза 2007 год.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отраслиэкономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общаякоммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%),торговля и общественное питание (8,5%).
Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслямэкономики приведены в таблице 3.4:
Таблица 3.4 Поступило за 2008 год Справочно поступило за 2007 год Всего тыс.$ США В том числе прямые Портфельные прочие Республика Беларусь в том числе: 6525857,3 2279822,9 1695,3 4244339,1 5421864,6 промышленность 2802177,0 430483,3 1483,3 2370210,4 2371213,7 Транспорт 408222,4 408222,4 1,5 312076,8 379985,9 Связь 270003,5 183656,6 - 86346,9 368226,7 Строительство 103865,1 37561,8 117,4 66185,9 52289,8 торговля и общественное питание 556479,5 178366,0 64,5 378049,0 320588,6 общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1941496,3 1234063,9 - 707432,4 1631660,8
Основнымиинвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2%от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства(10,9%), Кипра (8,5%). [22]
За 2008 годнаибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска(42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) иВитебской (14,5%) областей.
Структураиностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год приведена вдиаграмме (рис. 3.4):
/>
Рис. 3.4Структура иностранных инвестиций по областям РБ
На долюпрямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранныхинвестиций. По сравнению с 2007 годом, поступление прямых иностранныхинвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлеченияпрямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% отобщего объема прямых инвестиций).
Организациямиреспублики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю приходилось65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлеченияпрочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.
Одной изформ внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2008год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельныхинвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.
Важнейшимфактором активизации привлечения иностранных инвестиций является дальнейшеесовершенствование мотивационных механизмов, способствующих росту деловойактивности. Графиком совместных докладов Главе государства Премьер-министраРеспублики Беларусь и Председателя Правления Национального банка по вопросам социально-экономическогоразвития предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных актов, которыепозволят коренным образом улучшить инвестиционный климат в стране. В ближайшиесроки предстоит создать в Республике Беларусь условия для ведения бизнеса на уровнеразвитых стран мира, прежде всего за счет:
• существенного сокращения числа процедур и затрат времени наюридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрациюсобственности, оформление международной торговли и закрытие компании;
• поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощениясистемы налогообложения;
• законодательной и судебной защиты интересов инвесторов ипроцедур приведения контрактов в исполнение;
• обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в частидоступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.
В числе других направлений совершенствования инвестиционногоклимата:
• создание наиболее благоприятных условий для иностранныхинвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части сниженияналогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защитыот неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, праваосуществлять страхование своих имущественных интересов иностраннымистраховщиками;
• улучшение условий создания и функционирования для резидентовсвободных экономических зон;
• стимулирование развития инновационных производств, в том числе сучастием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых идругих мер, направленных на ускорение инновационной деятельности.
В рамках реализации этих мер в конце 2007-го – начале 2008 г.принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Беларусь.
В частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября2007 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц.Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 ввел рядльгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельскихнаселенных пунктах. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г.№1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе синостранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенныхпунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Один изпоследних документов, направленных на активизацию инновационной деятельности,стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) вРеспублике Беларусь – Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2009 года№123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности вРеспублике Беларусь».

Заключение
Важнейшимнаправлением государственной экономической политики нашей страны являетсясоздание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективногоиспользования иностранных инвестиций.
Беларусьпредлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, каквыгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатическиеусловия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическуюстабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы,высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок,законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Республиканаходится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, системнефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой ирегионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своегорода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективныхрынков стран СНГ.
Экономическаяситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостьюобменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранныхинвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой,растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В странесуществует развитая научно-техническая база для проведения исследований иразработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республикефункционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями иразработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторовнаук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработкибелорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики,порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларусиимеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем ивнешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукциимашиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, атакже животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортируетболее 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров,холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущихстанков.
Беларусьвходит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестораэто означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получаетширокий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкостироссийского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуюттак же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны кВсемирной торговой организации, улучшение отношений с международнымифинансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международнойфинансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамкахВсемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
В Беларусисоздано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования ввиде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и надобавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике.Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственногопроизводства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ееобъявления.
РеспубликаБеларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционныйкодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но ииностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищаетправа собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные,чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так жеустанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой,таможенной, валютной сферах.
В нашейстране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям,возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структурывырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата вреспублике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранныхинвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при СоветеПостоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствованияинвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон,улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.
Беларусьимеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупныхи средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает сизвестнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями.Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН»(выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским«МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание),датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданныекоммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществперед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместнымпредприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
– освобождениев течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственнойдеятельности. В случае если такие организации производят особо важную дляреспублики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов ещена срок до трех лет;
– освобождениеот уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе натерриторию республики основных средств, предназначенных для формированияуставного фонда;
– безлицензионныеэкспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственногопроизводства;
– свободноераспоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукциисобственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
– свободапри выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственногопроизводства;
– сохранениеправового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия синостранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательствеРеспублики Беларусь и др.
Все этоделает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгоднымместом для зарубежных капиталовложений.
В настоящеевремя акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенносмещаются от преференциального режима к созданию универсальныхобщеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальныхи иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономическойдеятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
О том, чтов стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельностииностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся секторэкономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительствомс целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер поорганизационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельностииностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлеченияиностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционныхпроектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована ипостоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусскихпредприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.
Проводитсяработа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантииПравительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия пополучению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

Списокиспользуемых источников
1. Долан, Э.Дж. Деньги,банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл,Р.Дж. Кэмпбелл; под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб.,1994. – 496 с.
2. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений,обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко;под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
3. Налоги в республикеБеларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан; подред. В.А. Гюрджан. – Мн.: Светоч, 2002. – 256 с.
4. Никифоров А.А. Макроэкономика:научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие для вузов / А.А. Никифоров,О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича. –М.: Дело и Сервис, 2008. – 534 с.
5. Организация ифинансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюки др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 196 с.
6. Алымов Ю. Денежно-кредитнаяполитика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы // ВестникАссоциации белорусских банков. – 2008. – №9. – C. 25–33
7. Аркин, В.И. Инвестиционныеожидания, стимулирование инвестиций и налоговой реформы / В.И. Аркин //Экономика и математические методы. – 2007. – Т. 43, №2. – С. 76–100
8. Бевзелюк, А. Методыоценки инвестиционных проектов / Александр Бевзелюк // Банкаўскі веснік. – 2008. – №19 (ліпень). – С. 12–18
9. Веремейко, Ю. Иностранныеинвесторы лишились большинства льгот / Юрий Веремейко // БНПИ. Юридическиймир. – 2006. – №9. – С. 19–25
10. Гусаков, Б. Инвестициипотекут, если открыть шлюзы // Финансы, учет, аудит. – 2003. – №7. – С. 27–30
11. Давыдова, Н. Инвестиционно-финансовоеобеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь / НатальяДавыдова // Банкаўскі веснік. – 2008. – №34 (снежань). – С. 36–41
12. Заико, Л. Инвестиционныйпарадокс по-белорусски / Леонид Заико // Дело. – 2008. – №4. – С. 7–9
13. Ковалев, М. Инвестиционнаяактивность в регионах Республики Беларусь и пути ее повышения // ВестникАссоциации белорусских банков. – 2009. – 16 января (№2). – С. 8–27
14. Платежный балансреспублики Беларусь за январь – сентябрь 2008 г. // Банкаўскі веснік (инф. вып.). – 2009. –16–31 студз. (№3). – С. 14–112
15. Рудый К. Финансоваяполитика государства: теоретические аспекты, приоритеты реализации // Финансы, учет, аудит. – 2003. – №5. – С. 28–30
16. Электронный ресурс. Национальныйстатистический комитет РБ. Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/foreign_invest.php.
Дата доступа: 29.04.09 г. 22:13.
17. Электронный ресурс.Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/construction.php
18. Электронный ресурс.Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режимдоступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/svodn_2000–2008.php
19. Электронный ресурс.Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/gross1.php
20. Электронный ресурс.Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/construction.php
21. Электронный ресурс.Национальный статистический комитет РБ. Режим доступа:belstat.gov.by/homep/ru/indicators/construction.php


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.