АристотельПолитикаОглавление:О том, что такое государствоО домохозяйстве и рабствеОб искусстве наживать состояниеРазбор политических проектов ПлатонаРазбор проектов Фалея и ГипподамаРазбор государственного устройства лакедемонянРазбор государственного устройства критян и карфагенянО том, что такоегосударство
I. 1. Поскольку, как мывидим, всякое государствопредставляет собой своего родаобщение, всякое же Общениеорганизуется ради какого-либоблага (ведь всякая деятельностьимеет в виду предполагаемое благо),то, очевидно, все общения стремятсяк тому или иному благу, причембольше других, и к высшему из всехблаг стремится ю общение, котороеявляется наиболее важным из всех иобнимает си-бой все остальныеобщения. Это общение и называетсягосударством или общениемполитическим.
2. Неправильно говорят те,которые полагают, будто понятия“государственный муж”, “царь”,“домохозяин”, “господин” сутьпонятия тождественные. Ведь онисчитают, что эти понятияразличаются в количественном, а нев качественном отношении; скажем,господин—тот, кому подвластнонебольшое число людей;домохозяин—тот, кому подвластнобольшее число людей; а комуподвластно еще большее число—этогосударственный муж или царь; будтонет никакого различия междубольшой семьей и небольшимгосударством и будто отличиегосударственного мужа от царясостоит в том, что царь правит всилу лично ему присущей власти, агосударственный муж отчастивластвует, отчасти подчиняется наосновах соответствующейнауки—политики. Это, однако, далекоот истины.
3. Излагаемое станетясным при рассмотрении с помощьюусвоенного нами ранее метода: как вдругих случаях, расчленяя сложноена его простые элементы (мельчайшиечасти целого) и рассматривая, изчего состоит государство, мы иотносительно перечисленныхпонятии лучше увидим, чем ониотличаются одно от другого ивозможноли каждому из них дать научноеобъяснении.
И здесь, как и повсюду,наилучший способ тсоретическогопостроения состоял бы врассмотрении первичногообразования предметов.
4. Так,необходимость побуждает преждевсего сочетаться попарно тех, ктоне может существовать друг бездруга,— женщину и мужчину в целяхпродолжении потомства; и сочетаниеэто обусловливается несознательным решением, но зависитот естественного стремлении,свойственного и остальным живымсуществам и растениям,—оставитьпоело себя другое подобное себесущество.
[Точно так же в целяхвзаимного самосохранениянеобходимо объединяться попарносуществу], в силу своей природывластвующему, и существу, в силусвоей природы подвластному. Первоеблагодаря своим умственнымсвойствам способно к предвидению, ипотому оно уже по природе своейсущество властвующее игосподствующее; второе, так как оноспособно лишь своими физическимисилами исполнять полученныеуказания, является существомподвластным и рабствующим. Поэтомуи господину и рабу полезно одно и тоже.
5. Но женщина и раб но природесвоей дна различных существа: ведьтворчество природы ни в чем неуподобляется жалкой работекузнецов, изготовляющих“дельфийский нож”; напротив, вприроде каждый предмет имеет своеназначение. Так, всякий инструментбудет наилучшим образомудовлетворять своему назначению,если он предназначен дляисполнения одной работы, а немногих. У варваров женщина и раб;занимают одно и то же положение, иобъясняется это тем, что у нихотсутствует элемент,предназначенный во природе своей квластвованию. У них бывает толькоодна форма общения — общение paбa ирабыни. Поэтому и говорит поэт:“Прилично властвовать надварварами грекам”; варвар и раб поприроде своей понятиятожественные.
6. Итак, из указанныхдвух форм общения получаетсяпервый вид общения — семья.Правильно звучит стих Господа:“Дом прежде всего и супруга, ибык-землепашец” (у бедняков быкслужит вместо раба). Соответственнообщение, естественным путемвозникшее для удовлетворенияповседневных надобностей, естьсемья; про членов такой семьиХаронд говорят, что они едят изодного ларя, а Эпименид Критянинназывает их питающимися из однихяслей”.
7. Общение, состоящее изнескольких семей и имеющее цельюобслуживание не кратковременныхтолько потребностей,—селение.Вполне естественно, что селениеможно рассматривать как колониюсемьи; некоторые и называют членоводного и того же селения“молочными братьями”,“сыновьями”, “внуками”.Греческие государства потомувначале и управлялись царями (а внастоящее время то же мы видим унегреческих племен), что ониобразовались из элементов,признававших над собой царскуювласть: ведь во всякой семьестарший облечен полномочиями царя.И в колониях семей—селенияхподдерживали в силу родственныхотношении между их членами тот жепорядок. Об этом именно и упоминаетГомер, говоря: “Правит каждыйженами и детьми”, ведь они жилиотдельными селениями, как, впрочем,и вообще жили люди в древниевремена. И о богах говорят, что онисостоят ид властью царя, потому чтолюди — отчасти еще и теперь, аотчасти и в древнейшие времена —управлялись царями и, так же каклюди уподобляют внешний вид боговсвоему виду, так точно онираспространили, это представлениеи на образ жизни богов.
8. Общество, состоящее изнескольких селений, есть вполнезавершенное государство,достигшее, можно сказать, в полноймере самодовлеющего состояния ивозникшее ради потребностей жизни,но существующее ради достиженияблагой жизни. Отсюда следует, чтовсякое государство — продуктестественного возникновения, как ипервичные общения: оно являетсязавершением их, в завершении жесказывается природа. Ведь мыназываем природой каждого объекта— возьмем, например, природучеловека, коня, семьи — то егосостояние, какое получается призавершении его развития. Сверхтого, в осуществлении конечной целии состоит высшее завершение, асамодовлеющее существованиеоказывается и завершением, инаивысшим существованием.
9. Из всего сказанногоявствует, что государствопринадлежит к тому, что существуетпо природе, н что человек по природесвоей есть существо политическое, атот, кто в силу своей природы, а невследствие случайныхобстоятельств живет внегосударства,—либо недоразвитое внравственном смысле существо, либов сверхчеловек; его и Гомер поносит,говоря «без роду, без племени, внезаконов, без очага»; такойчеловек по своей природе только ижаждет войны; сравнить его можно сизолированной пешкой на игральнойдоске.
10. Что человек естьсущество общественное в большейстепени, нежели пчелы и всякогорода стадные животные, ясно изследующего: природа, согласнонашему утверждению, ничего неделает напрасно; между тем одинтолько человек из всех живыхсуществ одарен речью. Голосвыражает печаль и радость, поэтомуон свойствен и остальным живымсуществам (поскольку их природныесвойства развиты до такой степени,чтобы ощущать радость и печаль ипередавать эти ощущения другдругу). Но речь способна выражать ито, что полезно и что вредно, равнокак и то, что справедливо и чтонесправедливо.
11. Это свойстволюдей отличает их от остальныхживых существ: только человекспособен к восприятию такихпонятии, как добро и зло,справедливость и несправедливостьи т. п. А совокупность всего этого исоздает основу семьи и государства.Первичным по природе являетсягосударство по сравнению с семьей икаждым из нас; ведь необходимо,чтобы целое предшествовало части.Уничтожь живое существо в егоцелом, и у него не будет ни ног, нирук, сохранится тольконаименование их, подобно тому какмы говорим “каменная рука”; ведь ирука, отделенная от тела, будетименно такой каменной рукой. Всякийпредмет определяется совершаемымим действием и возможностьюсовершить это действие; раз этисвойства у предмета утрачены,нельзя уже говорить о нем кактаковом: останется только егообозначение.
12. Итак, очевидно,государство существует по природеи по природе предшествует каждомучеловеку; поскольку последний,оказавшись в изолированномсостоянии, не является существомсамодовлеющим, то его отношение кгосударству такое же, как отношениелюбой части к своему целому. А тот,кто не способен вступить в общениепли, считая себя существомсамодовлеющим, не чувствуетпотребности ни в чем, уже несоставляет элемента государства,становясь либо животным, либобожеством.
Во всех людей природавселила стремление кгосударственному общению, и первый,кто это общение организовал, оказалчеловечеству величайшее благо,Человек, нашедший своезавершение,— совершеннейшее изживых существ, и, наоборот, человек,живущий вне закона и права,—наихудший из всех, ибонесправедливость, владеющаяоружием, тяжелее всего; природа жедала человеку в руки оружие —умственную и нравственную силу, аими вполне можно пользоваться вобратную сторону. Поэтому человек,лишенный добродетели, оказываетсясуществом самым нечестивым идиким,низменным в своих половых ивкусовых позывах. Понятиесправедливости связано спредставлением о государстве, таккак право, служащее мериломсправедливости, являетсярегулирующей нормой политическогообщения. О домохозяйстве и рабстве
II 1. Уяснив, из какихэлементов состоит государство, мыдолжны прежде всего сказать оборганизации семьи, ведь каждоегосударство слагается из отдельныхсемей. Семья в свою очередь состоитиз элементов, совокупность которыхи составляет ее организацию. Всовершенной семье два элемента:рабы и свободные. Так какисследование каждого объектадолжно начинать прежде всего срассмотрения мельчайших частей,его составляющих, апервоначальными и мельчайшимичастями семьи являются господин ираб, муж и жена, отец и дети, то иследует рассмотреть каждый из этих:трех элементов: что каждый из нихпредставляет собой и каковым ондолжен быть.
2. [Отношения,существующие между тремяуказанными парными элементами,можно охарактеризовать] так:господское, брачное (сожительствомужа и жены не имеет особоготермина для своего обозначения) итретье — отцовское (и это отношениене обозначается особым термином).Пусть их будет три, именноназванные нами (существует еще одинэлемент семьи, который, по мнениюодних, и есть ее организация, а помнению других, составляетглавнейшую часть ее; я имею в видутак называемое искусствонакопления; в чем оно состоит — мыразберем дальше).
Остановимся прежде всегона господине и рабе и посмотрим наих взаимоотношения с точки зренияпрактической пользы. Можем ли мыдля уяснения этого отношения статьна более правильную сравнительно симеющимися теориями точку зрения?
3.Дело в том, что, по мнению одних,власть господина над рабом естьсвоего рода наука, причем и этавласть и организация семьи, игосударство, и царская власть —одно и то же, как мы уже упомянуливначале. Наоборот, по мнению других,самая власть господина над рабомпротивоестественна; лишь по законуодин— раб, другой — свободный, поприроде же никакого различия нет.Поэтому и власть господина надрабом, как основанная на насилии,несправедлива.
4. Собственность естьчасть дома, и приобретение естьчасть семейной организации: безпредметов первой необходимостинельзя не только хорошо жить, но ивообще жить. Во всех ремеслах сопределенно поставленной цельюнужны бывают соответствующиеорудия, если работа должна бытьдоведена, до конца, и из этих орудийодни являются неодушевленными, — другие— одушевленными (например,для кормчего руль — неодушевленноеорудие, рулевой — одушевленное),потому что в искусствахремесленник- играет роль орудия.Так точно и для домохозяинасобственность оказывается своегорода орудием для существования. Иприобретение собственноститребует массу орудий, причем раб —некая одушевленная собственность,как и вообще в искусствах всякийремесленник как орудие стоитвпереди других инструментов.
5. Еслибы каждое орудие могло выполнятьсвойственную ему работу само, поданному ему приказанию или даже егопредвосхищая, и уподоблялось быстатуям Дедала или треножникамГефеста, о которых поэт говорит, чтоони «сами собой (aytomatoys) входили всобрание богов»; если бы ткацкиечелноки сами ткали, а плектры8сами играли на — кифаре, тогда изодчие не нуждались бы вработниках, а господам не нужныбыли бы рабы. Орудия как таковыеимеют своим назначениемпродуктивную деятельность (poietika),собственность же является орудиемдеятельности активной (praktikon); ведь,пользуясь ткацким челноком, мыполучаем нечто иное, чем егоприменение; одежда же и ложеявляются для нас только предметамипользования.
6. В силуспецифического отличияпродуктивной и активнойдеятельности, конечно,соответственно различны и теорудия, которые потребны для той и.для другой. Но жизнь—активнаядеятельность (praxis), а непродуктивная (poiesis); значит, и рабслужит тому, что относится кобласти деятельности активной.«Собственность» нужнопонимать втом же смысле, что и«часть». Часть же есть не толькочасть чего-либо другого, но онавообще немыслима без этого другого.Это вполне приложимо и ксобственности. Поэтому господинесть только господин раба, но непринадлежит ему; раб же не толькораб господина, но и всецелопринадлежит ему.
7. Из вышеизложенногоясно, что такое раб по своей природеи по своему назначению: кто поприроде принадлежит не самому себе,а другому и при этом все-такичеловек, тот по своей природе раб.Человек же принадлежит другому втом случае, если он, оставаясьчеловеком, становитсясобственностью; последняяпредставляет собой орудие активноеи отдельно существующее.
После этого нужнорассмотреть, может ли или не можетсуществовать по природе такойчеловек, т. е. раб, и лучше ли исправедливо ли быть кому-либо рабомили нет, но всякое рабство противноприроде.
8. Нетрудно ответить наэти вопросы и путем теоретическихрассуждений, и на основаниифактических данных. Ведьвластвование и подчинение нетолько необходимы, но и полезны, ипрямо от рождения некоторыесущества различаются [в томотношении, что одни из них как быпредназначены] к подчинению, другие— к властвованию. Существует многоразновидностей властвующих иподчиненных, однако, чем выше стоятподчиненные, тем более совершеннасама власть над ними; так, например,власть над человеком болеесовершенна, чем власть надживотным. Ведь, чем выше стоитмастер, тем совершеннееисполняемая им работа; но, где однасторона властвует, а другаяподчиняется, там только и можетидти речь о какой-либо их работе.
9. И во всем, что, будучисоставлено из нескольких частей,непрерывно связанных одна с другойили разъединенных, составляетединое целое, сказываетсявластвующее начало и началоподчиненное. Это общий законприроды, и, как таковому, емуподчинены одушевленные существа.Правда, и в предметахнеодушевленных, например вмузыкальной гармонии, можноподметить некий принципвластвования; но этот вопрос может,пожалуй, послужить предметомспециального исследования.
10. Живоесущество состоит прежде всего издуши и тела; из них по своей природеодно — начало властвующее, другое— начало подчиненное. Разумеется,когда дело идет о природе предмета,последний должен рассматриваться вего природном, а не в извращенномсостоянии. Поэтому надлежитобратиться к рассмотрению такогочеловека, физическое и психическоеначала которого находятся внаилучшем состоянии; на этомпримере станет ясным нашеутверждение; У людей же испорченныхили расположенных к испорченностив силу их нездорового и противногоприроде состояния зачастую можетпоказаться, что тело властвует наддушой.
11. Согласно нашемуутверждению, во всяком живомсуществе прежде всего можноусмотреть власть господскую иполитическую. Душа властвует надтелом, как господин, а разум надвашими стремлениями—какгосударственный муж. Отсюда ясно,сколь естественно и полезно длятела быть в подчинении у души, а дляподверженной аффектам части души—быть в подчинении у разума ирассудочного элемента души и,наоборот, какой всегда получаетсявред при равном или обратномсоотношении.
12. То же самоеположение остается в силе и вотношении человека и остальныхживых существ. Так, домашниеживотные по своей природе стоятвыше, чем дикие, и для всех домашнихживотных предпочтительнеенаходиться в подчинении у человека:так они приобщаются к своему благу(sоterias). Так же и мужчина поотношению к женщине: первый посвоей природе выше, вторая — ниже, ивот первый властвует, втораянаходится в подчинении. Тот жесамый принцип неминуемо долженгосподствовать и во всемчеловечестве.
13. Все те, кто в такойсильной степени отличается отдругих людей, в какой душаотличается от тела, а человек отживотного (это бывает со всеми, чьядеятельность заключается вприменении физических сил, и этонаилучшее, что они могут дать), телюди по своей природе — рабы; дляних, как и для вышеуказанныхсуществ, лучший удел — быть вподчинении у такой власти. Ведь рабпо природе — тот, кто можетпринадлежать другому (потому он ипринадлежит другому) и ктопричастен к рассудку в такой мере,что способен понимать егоприказания, но сам рассудком необладает. Что же касается остальныхживых существ, то они не способны кпонимание приказаний рассудка, ноповинуются движениям чувств.
14.Впрочем, польза, доставляемаядомашними животными мало чемотличается от пользы, доставляемойрабами: и те и другие своимифизическими силами оказываютпомощь в удовлетворении нашихнасущных потребностей.
Природа желает, чтобы ифизическая организация свободныхлюдей отличалась от физическойорганизации рабов: у последних теломощное, пригодное для выполнениянеобходимых физических трудов;свободные же люди держатся прямо ине способны к выполнению подобногорода работ, зато они пригодны дляполитической жизни, а эта последняяразделяется у них на деятельность ввоенное и мирное время. Впрочем,зачастую случается и наоборот: одниимеют, только свойственныесвободным тела, а другие — толькодуши.
15. Ясно, во всяком случае,следующее: если бы люди отличалисьмежду собой только физическойорганизацией в такой степени, вкакой. отличаются, от них в этомотношении изображения богов, то всепризнали бы, что люди, уступающие вотношении физической организации,достойны быть рабами. Если этоположение справедливоотносительно физической природылюдей, то еще более справедливоустановить такое разграничениеотносительно их психическойприроды, разве что красоту души нетак легко увидеть, как красоту тела.Очевидно, во всяком случае, что однилюди по природе свободны, другие —рабы, и этим последним быть рабами иполезно и справедливо.
16. Нетрудно усмотреть, чтоправы в некотором отношении и те,кто утверждает противное. В самомделе, выражения «рабство» и «раб»употребляются в двояком смысле:бывает раб и рабство и по закону;закон является своего родасоглашением, в силу которогозахваченное на войне называютсобственностью овладевших им. Этоправо многие причисляют кпротивозакониям из тех, что иногдавносят ораторы: было бы ужасно, еслибы обладающий большой физическойсилой человек только потому, что онспособен к насилию, смотрел назахваченного путем насилия как нараба и подвластного себе. И однидержатся такого мнения, другие—иного, и притом даже среди мудрецов.
17. Причиной этогоразногласия в мнениях, причемжаждая сторона приводит в пользузащищаемого ею положения своидоводы, служит то, что и добродетельвполне. может, раз ей даны на тосредства, прибегать до известнойстепени к насилию; что всякого родапревосходство всегда заключает всебе преизбыток какого-либо блага,так что и насилию, кажется, присущдо известной степени элементдобродетели; следовательно,спорить можно только осправедливости. По мнению одних, сосправедливостью связаноблаговоление к людям; по мнениюдругих, справедливость заключаетсяуже в том, чтобы властвовал человекболее сильный.
18. При изолированномпротивопоставлении этих положенийоказывается, что ни одно из них необладает ни силой, ниубедительностью, будто лучшее всмысле добродетели не должновластвовать и господствовать.Некоторые, опираясь, как они думают,на некий принцип справедливости(ведь закон есть нечтосправедливое), полагают, чторабство в результате войнысправедливо, но в то же время иотрицают это. В самом деле, ведьсамый принцип войны можно считатьнесправедливым, и никоим образомнельзя было бы утверждать, чточеловек, не заслуживающий бытьрабом, все-таки должен статьтаковым. Иначе окажется, что людизаведомо самого благородногопроисхождения могут стать рабами ипотомками рабов только потому, чтоони, попав в плен, были проданы врабство. Поэтому защитникипоследнего из указанных мнений нехотят называть их рабами, ноназывают так только варваров.Однако, когда они это говорят, ониищут не что-нибудь другое, а лишьрабство по природе, о чем мы исказали с самого начала; неизбежноприходится согласиться, что однилюди повсюду рабы, другие нигдетаковыми не бывают.
19. Таким жеточно образом они судят и облагородстве происхождения. Себяони считают благородными не толькоу себя, но и повсюду, варваров же —только на их родине, как будто водном случае имеется благородствои свобода безусловные, в другом —небезусловные. В таком духе говорити Елена у Феодекта: «Меня, с обеихсторон происходящую отбожественных предков, кто решилсябы, назвать рабыней?» Говоря это,они различают человека рабского исвободного положения, людейблагородного и неблагородногопроисхождения единственно попризнаку добродетели и порочности;при этом предполагается, что как отчеловека рождается человек, а отживотного — животное, так и отхороших родителей — хороший;природа же зачастую стремится кэтому, но достигнуть этого не может.
20. Из сказанного, такимобразом, ясно, что колебание [вовзглядах на природу рабства] имеетнекоторое основание: с однойстороны, одни не являются поприроде рабами, а другие —свободными, а с другой стороны, унекоторых это различие существуети для них полезно и справедливоодному быть в рабстве, другому —господствовать, и следует, чтобыодин подчинялся, а другойвластвовал и осуществлял вложеннуюв него природой власть, так чтобыбыть господином. Но дурноеприменение власти не приноситпользы ни ю тому ни другому: ведьчто полезно для части, то полезно идля целого, что полезно для тела, тополезно и для души, раб же являетсянекоей частью господина, как быодушевленной, хотя и отделенной,частью его тела.
21. Поэтому полезно рабу игосподину взаимное дружескоеотношение, раз их взаимоотношенияпокоятся на естественных началах; ау тех, у кого это не так, ноотношения основываются на законе инасилии, происходит обратное.
Из предыдущего ясно и то,что власть господина и властьгосударственного мужа, равно как ивсе виды власти, не тождественны,как то утверждают некоторые. Одна —власть над свободными по природе,другая — власть над рабами. Властьгосподина в семье — монархия (ибовсякая семья управляется своимгосподином монархически), власть жегосударственного мужа — это властьнад свободными и равными.
22.Господином называют не за знания, аза природные свойства; точно так жеобстоит дело с рабом и свободным.Правда, можно вообразить и науку овласти господина, как и науку орабстве, последнюю — вроде той,какая существовала в Сиракузах, гденекто обучал людей рабству: заизвестное вознаграждение онпреподавал молодым рабам знания,относящиеся к области обычногорода домашних услуг. Такое обучениемогло бы простираться и надальнейшие области, например можнобыло бы обучать кулинарномуискусству и остальным подобного жерода статьям домашнего услужения.Работы ведь бывают разные — одниболее высокого, другие болеенасущного характера, как говорит ипословица «Раб рабу, господингосподину — рознь».
23. Все подобного роданауки — рабские, господская женаука — как пользоваться рабом, ибыть господином вовсе не значитуметь приобретать рабов, но уметьпользоваться ими. В этой науке нетничего ни великого, нивозвышенного: ведь то, что рабдолжен уметь исполнять, то господиндолжен уметь приказывать. Поэтому утех, кто имеет возможность избежатьтаких хлопот, управляющий берет насебя эту обязанность, сами же онизанимаются политикой илифилософией. Что же касается науки оприобретении рабов (в той мере, вкакой оно справедливо), то онаотличается от обеих вышеуказанных,являясь чем-то вроде науки о войнеили науки об охоте. Вот нашисоображения о рабе и господине.Об искусстве наживатьсостояние
III 1. Теперь мы займемсярассмотрением того, что такоесобственность вообще и в чемзаключается искусство наживатьсостояние, руководясь принятымнами методом исследования, так каки раб есть некая частьсобственности. Прежде всего можетвозникнуть вопрос: тождественно лиискусство наживать состояние снаукой о домохозяйстве, или этоискусство есть часть данной науки,или оно стоит в служебном к нейотношении, и если так, то ненаходится ли искусство наживатьсостояние в таком же отношении кнауке о домохозяйстве, в какомстоит умение сделать ткацкийчелнок к ткацкому искусству илиумение сделать сплав бронзы кискусству ваяния? Дело в том, чтооба последних умения находятся не водинаковом служебном отношении ксвязанным с ними искусствам, таккак первое доставляет орудие,второе — материал (под материалом яразумею субстрат, посредствомкоторого какая-либо работа можетбыть доведена до конца, напримердля ткача — шерсть, для ваятеля—бронза).
2. Ясно, что искусствонаживать состояние не тождественнонауке о домохозяйстве: в одномслучае речь идет о приобретениисредств, в другом — о пользованииими; к чему, в самом деле, будетотноситься умение пользоватьсявсем, что имеется в доме, как не кнауке о домохозяйстве? Но вопрос отом, представляет ли искусствонаживать состояние часть науки одомохозяйстве, или оно являетсяособой, отличной от нее отраслью знания,вызывает затруднения, если считать,что тот человек, который владеетуказанными искусствами, можетисследовать, в чем заключаетсяисточник имущественногоблагосостояния и вообщесобственности. Понятия«собственность» и «богатство»заключают в себе многоразновидностей. Bo-первыеземледелие — часть ли это науки одомохозяйстве или особая,отдельная от нее отрасль знания?Тот же вопрос можно задать и вообщеотносительно заботы о средствахпропитания и приобретении их.
3. Так как существуетмного родов пищи, то многоразличени образ жизни и животных и людей;без пищи жить нельзя, почемуразнообразные виды питанияповлекли за собой и разнообразныйобраз жизни животных. Одни изживотных живут стадно, другиеразбросанно, смотря по тому, какойобраз жизни оказывается болеепригодным для добывания пищи, таккак одни из животных плотоядные,другие травоядные, третьи всеядные.Природа определила образ жизниживотных с таким расчетом, чтобыкаждому из них можно было с большейлегкостью добывать себе подходящуюпищу; не одна и та же пища по природеприятна каждому животному, ноодному подходит одна, другому —другая; поэтому образ жизниплотоядных животных отличается отобраза жизни травоядных.
4. То жесамое и среди людей. Образ их жизнибывает весьма различным. Наиболееленивые из них ведут образ жизникочевников, которые питаются, неприлагая ни труда, ни заботы, мясомдомашних животных, так каккочевникам приходится в поискахпастбищ для своих стад постояннопеременять место своего кочевья, тоони поневоле и сами следуют засвоими стадами; они как бывозделывают живую пашню. Другиелюди живут охотой, разные —различными видами охоты; например,для одних охотой является грабеж,для других, обитающих у озер, болот,рек или морей, обильных рыбой,охотой служит рыбная ловля, третьиохотятся 'на птицу или диких зверей.Все же огромное большинство людейживет благодаря земледелию икультурным растениям.
5. Таковпримерно образ жизни у тех, ктонепосредственно трудится над тем,что дает природа, не прибегая длядобывания и средств к жизни кобмену и торговле,— кочевой быт,земледельческий, разбой,рыболовство, охота. Некоторые живутприятно, соединяя те или иные изэтих видов и заимствуя у одного изних то, чего не хватает другому,чтобы быть самодовлеющим, напримеродни соединяют кочевнический иразбойничий образ жизни, другие —земледельческий и охотничий,равным образом и остальные, Людиведут такой образ жизни, какой ихзаставляет вести нужда.
6. По-видимому, самаприрода дарует всем по достиженииполного развития такую жесобственность, какую она дает имсразу при их возникновении.Некоторые животные уже в то время,как они рождают детенышей,доставляют им такое количествопищи, какое бывает достаточным дотой поры, пока детеныши не будут всостоянии добывать ее себе сами;таковы, например, те животные,которые выводят червей или кладутяйца. А все производящие живыхдетенышей животные до известноговремени имеют пищу для рожденных всамих себе, именно вещество,называемое молоком.
7. Равным образом ясно, ииз наблюдений тоже надо заключить,что и растения существуют радиживых существ, а животные — радичеловека; домашние животные служатчеловеку как для потребностейдомашнего обихода, так и для пищи, аиз диких животных если не все, тобольшая часть — для пищи и длядругих надобностей, чтобы получатьот них одежду и другие необходимыепредметы. Если верно то, что природаничего не создает в незаконченномвиде и напрасно, то следуетпризнать, что она создает всевышеупомянутое ради людей.
8. Поэтому и военноеискусство можно рассматривать доизвестной степени как естественноесредство для приобретениясобственности, ведь искусствоохоты есть часть военногоискусства: охотиться должно как надиких животных, так и на тех людей,которые, будучи от природыпредназначенными к подчинению, нежелают подчиняться; такая война поприроде своей справедлива.
Итак, один из видовискусства приобретения является поприроде своей частью науки одомохозяйстве, и мы должныдопустить, что либо он существуетсам по себе, либо существование егообеспечивается теми, кто занятнакоплением средств, необходимыхдля жизни и полезных длягосударственной и семейной общины.
9. Истинное богатство, по-видимому, исостоит в совокупности этихсредств. Ведь мера обладаниясобственностыо, которая являетсядостаточной для хорошей жизни, небеспредельна; как говорит Солон водном из своих стихотворений,«людям не указан никакой пределбогатства». Предел этотсуществует, как он существует и востальных искусствах: всякоеорудие во всяком искусстве неявляется беспредельным в отношениисвоего количества и величины;богатство же представляет собойсовокупность орудий экономическихи политических. Итак, из сказанногоясно, в каком отношении и по какойпричине искусство приобретенияотносится по своей природе к сфередеятельности домохозяина игосударственного мужа.
10. Существует другой родискусства приобретения, которыйобыкновенно называют, и с полнымправом, искусством наживатьсостояние; с этим искусством исвязано представление, будтобогатство и нажива не имеютникакого предела. Многие полагают,что это искусство вследствие егоблизкого соседства с искусствомприобретения тождественно споследним; на самом деле оно нетождественно с названным, но неявляется и далеким от него: одно изних существует по природе, другое —не по природе, но больше за счетизвестной опытности и техническогоприспособления.
11. При рассмотрении этогоискусства будем исходить изследующего положения. Пользованиекаждым объектом владения бываетдвоякое; в обоих случаях пользуютсяобъектом как таковым, но неодинаковым образом; в одном случаеобъектом пользуются по егоназначению, в другом — не поназначению; например, обувьюпользуются и для того, чтобынадевать ее на ноги, и для того,чтобы менять ее на что-либо другое.И в том и в другом случае обувьявляется объектом пользования:ведь и тот, кто обменивает обувьимеющему в ней надобность на деньгиили на пищевые продукты, пользуетсяобувью как обувью, но не поназначению, так как оно незаключается в том, чтобы служитьпредметом обмена. Так же обстоитдело и с остальными объектамивладения — все они могут бытьпредметом обмена. Первоначальноеразвитие меновой торговли былообусловлено естественнымипричинами, так как люди обладаютнеобходимыми для жизни предметамиодними в большем, другими — вменьшем количестве.
12. Отсюда такжеясно, что мелкая торговля не имеетпо природе никакого отношения кискусству наживать состояние,потому что вначале обменограничивался исключительнопредметами первой необходимости. Впервой общине, т. е. в семье, не s былоявно никакой надобности в обмене;он сделался необходимым, когдаобщение стало обнимать уже большееколичество членов. В самом деле, впервоначальной семье все былообщим; разделившись, сталинуждаться во многом из того, чтопринадлежало другим, и неизбежноприходилось прибегать к взаимномуобмену. Такой способ обмена еще и внастоящее время практикуется умногих варварских народов. Ониобмениваются между собой толькопредметами необходимыми, и большеничем; например, они обмениваютвино на хлеб и наоборот и т. п.
13.Такого рода меновая торговля и непротив природы, и вовсе не являетсяразновидностью искусства наживатьсостояние, ведь ее назначение —восполнять то, чего недостает длясогласной с природой самодовлеющейжизни. Однако из указанной меновойторговли развилось все-таки вполнелогически и искусство наживатьсостояние. Когда стала большетребоваться чужая помощь для ввозанедостающего и вывоза излишков,неизбежно стала ощущатьсяпотребность в монете, так какдалеко не каждый предмет первойнеобходимости можно было легко гперевозить.
14. Ввиду этого пришли ксоглашению давать и получать привзаимном обмене нечто такое, что,представляя само по себе ценность,было бы вместе с тем вполнесподручно в житейском обиходе,например железо, серебро или нечтоиное; сначала простым измерением ивзвешиванием определяли ценностьтаких предметов, а в конце концов,чтобы освободиться от их измерения,стали отмечать их чеканом,служившим показателем ихстоимости.
15. После того как в силунеобходимости обмена возниклиденьги, появился другой видискусства наживать достояние,именно торговля. Сначала она, бытьможет, велась совершенно просто, нозатем, по мере развития опытности,стала совершенствоваться в смыслеисточников и способов, какимиторговые обороты могли бы принестинаибольшую прибыль. Вот почему исоздалось представление, будтопредметом искусства наживатьсостояние служат главным образомденьги и будто главной его задачейявляется исследование тогоисточника, из которого возможнопочерпнуть наибольшее ихколичество, ведь онорассматривается как искусство,создающее богатство и деньги.
16. Ипод богатством зачастую понимаютименно преизобилие денег,вследствие того, что будто быискусство наживать состояние иторговля; направлены к этой цели.Иногда, впрочем, деньги кажутсялюдям пустым звуком и вещью вполнеусловной, по существу ничем, так какстоит лишь тем, кто пользуетсяденьгами, переменить отношение кним, в деньги потеряю