ЮГОСЛАВИЯ:НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫКОНФЛИКТА.
Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, чторешение политических и экономических вопросов происходит путем ведениялокальных войн. Инициаторами которых чаще всего выступают Соединенные ШтатыАмерики и их союзники по блоку НАТО. При этом в качестве объекта нападениявыбираются государства, политика руководства которых не устраивает США, в которыхнаиболее ярко выражены внутриполитические противостояния, а также страны,имеющие большие запасы стратегически важных ресурсов и относительно слабыевооруженные силы.
Интерес представляет тот факт, что военно-политические предпосылкиразвязывания конфликта в Югославии (1999 г.) носят во многом сложный характер,более того, аспекты протекания рассматриваемого конфликта, имеют прикладнойхарактер для политического руководства любого государства вследствие того, что безглубокого и четкого понимания причин развязывания рассматриваемого в работелокального военного конфликта, нельзя своевременно и адекватно реагировать надинамичные изменения внешнеполитической ситуации в мире, принимать обоснованныевоенно-политические решения следуя четко сформированной концепции национальнойбезопасности государства.
Представители разных этнических и религиозных групп не смоглисосуществовать мирно, и в начале 90-х годов Югославия распалась на отдельныегосударства. Из состава федерации Югославия (СФРЮ) вышли 4 республики из 6:Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногорияобразовали новое, меньшее но площади, государство, сохранившее прежнее название«Югославия» (СРЮ).
Сегодня две трети населения современной Югославии (бывшей Сербии иЧерногории) состоит из сербов и черногорцев. Исключение представляет провинцияКосово, расположенная на границе с Албанией. Ее населяют в основном людиалбанского происхождения. Автономный край Косово, из-за которого началасьагрессия НАТО, неоднократно менял свой статус в составе Сербии и в итоге сталтребовать полной независимости.
Конфликт в исторической области Косово является производной отэтноисторических, политических и экономических составляющих. Они то в основноми определили особенности его протекания.
К этноисторическим причинам косовского конфликта, по мнениюэкспертов по данному вопросу, следует отнести следующие:
— во-первых, Косово находится в центре непосредственного соприкосновениядвух главных суперэтнических целостностей (христианской и мусульманской)современного мира, что предопределяет, как было сказано выше, особую остротунациональных конфликтов в данном регионе;
— во-вторых, этнический конфликт носит ярко выраженный религиозный характер,имеющий глубокие исторические корни.
— в-третьих, 500-летняя исламская оккупация сопровождалась активнойнационально-освободительной борьбой (особо активной с XVII в.);
— в-четвертых, национально-освободительная борьба велась при постоянноминостранном политико-военном вмешательстве, причем великие державы преследовалиузконациональные политико-экономические цели;
— в-пятых, резко изменилась этнодемографическая ситуация в регионе.
К политическим причинам косовского конфликта, на наш взгляд, следуетотнести:
— заинтересованность ведущих стран Запада, прежде всего США, вокончательном развале и подчинении своему влиянию Союзной Республики Югославия(СРЮ);
— неспособность руководства СРЮ и Сербии своевременно определить политическуюлинию в отношении Косово, реализовать на практике политику национально-культурнойавтономии, спрогнозировать основные направления обострения обстановки и оказатьвоздействие на лидеров оппозиции;
— приверженность руководства СРЮ силовым методам разрешения конфликта,крайне непродуктивным ввиду его этнорелигиозной окраски;
— скрытую и открытую поддержку сепаратистских настроений местногонаселения извне как со стороны мусульманских государств, так и со стороныдовольно сильной албанской диаспоры. Наличие исторической национальной идеиэтнических албанцев — создание так называемой Великой Албании.
К экономическим причинам конфликта следует отнести:
— низкое промышленное развитие региона, высокий уровень безработицы (понекоторым данным, до 40—60%);
— наличие на территории края запасов полезных ископаемых, в том числередкоземельных металлов;
— финансовая поддержка сепаратистских настроений со стороны иностранныхгосударств (Албания, Турция, исламские государства Азии и Африки).
Так или иначе, назревавший на протяжении многих десятилетий этот сложныйпо форме религиозный этноисторический конфликт в Югославии, был переведен вширокомасштабную активную фазу именно с началом военной операции ОВС НАТО«Решительная сила» как ответ на военное вмешательство ВС Сербии.
Что же все-таки послужило поводом для иностранной интервенции ОВС НАТО натерриторию суверенной СРЮ?
Анализ фактического материала ряда источников позволяет обобщить основныецели командования ОВС НАТО, развернувшего боевые действия. Таким образом, нанаш взгляд, военно-политическое руководство США и НАТО в качестве основныхвоенных и политических целей операции «Решительная сила» определило следующее:
· продемонстрироватьвсему миру решимость НАТО любой ценой добиться решения косовской проблемы насвоих условиях;
· вынудить С. Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожениеалбанского мирного населения в Косово;
· существенноподорвать военно-экономический потенциал СРЮ;
· лишитьфедеральные власти возможности проводить в будущем силовые акции в Косово.
Кроме того, проведенная руководством НАТО военная операция преследовала идругие политические цели, в частности:
· полную утратусербами Косово;
· неизбежноепадение режима С.Милошевича с дестабилизацией общего положения в СРЮ ипоследующем установлением проамериканского порядка;
· установление вЮго-Восточной Европе зоны полного натовского контроля.
А также, учитывая наступательный характер операции, можно выделить итакие военные цели:
на первом этапе операции:
· испытаниесверхновых типов вооружения (ВТО, НЛВО, ОНФП), единой системы управлениявойсками и оружием, объединенных систем связи ОВС, интегрированныхразведывательно-ударных боевых технических систем любого варианта базирования ;
· отработка напрактике перспективной концепции ведения войн нового шестого поколения ( такназываемая «Единая перспектива 2010»);
· разработка ипроверка на практике новых тактических приемов ведения ограниченных помасштабам войн;
на втором этапе операции:
· утилизация ужеустаревших видов вооружения;
· стажировка всеголетного состава соединений, участвовавших в операции;
· демонстрационныедействия.
К слову добавим, что на протяжении всей операции также ставились цели поотработке концепции ведения полномасштабных информационных войн нового уровня сгарантированным захватом информационного превосходства над противником.
Военно-политические цели, которые преследовало руководство НАТО, вчастности США, во многом и определили облик последовавших вскоре боевыхдействий.
Формы и способы применения СВН НАТО в Балканском конфликте.
Воздушно-космическо-морская ударная операция проведена полностьюбесконтактным способом на континентально-удаленном от США горно-лесистомБалканском театре с достаточно развитыми экономикой, экономической и военнойинфраструктурой и созданной системой обороны Югославии.
В ходе двухэтапной шестинедельной воздушно-космическо-морской ударнойоперации главные усилия войск союза НАТО были направлены на поражение ключевыхобъектов военного и экономического потенциала, инфраструктуры и коммуникацийСербии и Косово. Основные координаты операции и войны в целом были перенесены ввоздушно-космическое пространство, которое и стало театром войны.
Исходя из значительного количества задействованных многонациональных сили средств, тактики их применения, организации вопросов взаимодействия и связиоперация НАТО «Решительная сила» против Югославии, вероятнее всего, имела цельюотработать сценарий проведения воздушной операции на Южно-Европейском ТВД,включающем территорию России и Республики Беларусь.
Особого интереса заслуживает тактика применения боевой авиации НАТОв конфликте, как основе РУБС:
· действия набольших высотах;
· гибкое сочетаниенепрерывной разведки объектов поражения с последующим нанесением групповых иодиночных авиационно-ракетных ударов;
· массированноеприменение высокоточного оружия способствовало решению некоторых задач безвхода в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника.
Высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базированияпоражали цели на дальностях 200-800 км от рубежей пусков. В течение первыхшести недель операции были испытаны новейшие типы крылатых ракет воздушногобазирования.
В течение всего периода удары были нанесены по более чем 520 объектам, изних около 50% объекты гражданского назначения.
При выборе объектов поражения военного назначения главное вниманиеуделялось выводу из строя тех из них, которые влияют на поддержаниеобороноспособности страны.
В ходе операции НАТО против Югославии применялись самые интенсивные изкогда-либо имевших место разведывательных мероприятий с использованием космическихсредств для разведки, навигации, целеуказания системам оружия и оценкирезультатов нанесения бомбовых ударов, а также высокоскоростнойпомехозащищенной передачи данных любого предназначения и типа, документированиерезультатов ударов.
Характерным при этом явилось то, что кроме военных ИСЗ широко применялисьи космические аппараты гражданского назначения.
Здесь, на Балканах впервые в этой войне Соединенные Штаты применили ипроверили на практике глобальную систему управления непосредственно изПентагона действиями на удаленном театре войны, и думается, что, скорее всегоименно эта цель была также одной из главных при «обосновании» необходимостиакции против Югославии.
По мнению многих аналитиков, объединенная система управления, развернутаяОВС на Балканском ТВД, оказалась довольно громоздкой и не всегда удовлетворялатребованиям быстродействия в принятии решений согласно оперативной обстановки.
В ходе воздушно-космическо-морской ударной операции силами союза НАТОодновременно проводилась операция РЭБ, которая кроме мощного помеховогозаградительного и прицельного подавления радиоэлектронных средств Югославиигосударственного и военного назначения включала множество высокоточных огневыхударов по другим радиоизлучающим объектам.
Имеются сведения, что важнейшей (если не самой главной) целью второгоэтапа войны в Югославии для США и союзников по НАТО были дальнейшиевсесторонние испытания в реальных боевых условиях новых высокоточных системоружия, систем разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, всех видовобеспечения, вопросов взаимодействия. Однако нам также известно, что США идругие страны союза НАТО использовали второй период операции для своегоширокомасштабного избавления и от излишков бомбового оружия прошлого поколениявойн, что также привело к значительному затягиванию окончания войны в целом.
В порядке натурного эксперимента в течение мая США, похоже, создавалиискусственную погоду на театре войны.
Одним из ключевых моментов все кампании является то, что информационнаявойна, проводимая НАТО, характеризовалась высокой интенсивностью,масштабностью, круглосуточным воздействием, отсутствием шаблонов, широкимиспользованием дезинформационных приемов, тенденциозным и максимальноцентрализованным подбором информации для ее передачи в средства массовойинформации, согласованностью в освещении событий.
Впервые мощное информационное обеспечение крупной военной операции было развернутов сети Интернет.
Как показала история, поставленные перед собой цели войска коалиции, вобщем, достигли. Установлено новое политическое руководство страны.
Анализируя окружающую обстановку, обобщая причины, цели руководства ОВСНАТО и итоги рассмотренного военного конфликта, следует отметить, что вочередной раз за последние годы была предпринята попытка поставить под сомнениесложившийся в мире баланс сил.
Рассмотренный военный конфликт, дает возможность проследить проецированиеприменения военной силы и на саму Республику Беларусь. Это подтверждалось ужене раз высказанной мыслью, что расширение НАТО на восток предпринимается сглавной целью — ослабить влияние России в Европе и мире. В результате вскоребудет возможен такой вариант развития событий: сейчас вокруг республикипостроено прочное кольцо НАТО, которое уже позволяет Западу диктовать своиусловия по многим проблемным геополитическим вопросам, а в последующем, естьпредположения, и о возникновении факторов, дающих уже возможность оказыватьэффективное экономическое, политическое, а, возможно, и военное воздействие какна Минск, так и на Москву.
Считаем необходимым проведение глубокого всестороннего анализа последовательностивозникновения и развития кризисной ситуации в Югославии, порядок и способы ведениябоевых действий ОВС НАТО в ходе решения рассмотренного локального конфликта,итоги и последствия, достигнутые военными средствами, как для стран-участницконфликта, так и для всего мирового сообщества, так как адекватная оценкапроисходившего может и должна помочь отечественным специалистам в областивнешней политики и военной стратегии при решении ряда военно-стратегическихзадач, обусловленных окружающей внешней военно-политической обстановкой, и, вчастности, в вопросах построения концепции национальной безопасности и военнойдоктрины Республики Беларусь в свете последних мировых событий.
Литература
1. Независимое Военное Обозрение №6/1997; 3,38,42/1998;14,24/1999; 21/2001; 10/ 2003; 45/2004.
2. Зарубежное военное обозрение. — № 9/2002; № 4/2003
3. Слипченко В.И. Войны шестого поколения, Вече, М. 2002г.
4. Доклад — Операция ОВС НАТО «Решительная сила»противсоюзной республики Югославия — ВВА им Гагарина, Монино,1999 г.
5. Адамюк О.И, Баты А.С. – Вооруженные военные конфликты вЮгославии и Ираке, УО ВАРБ, Минск, 2005 г.
6. Политология, методические рекомендации, УО ВАРБ, Минск,2005г.