--PAGE_BREAK--2.Общая характеристика содержания терроризма 2.1. СУБЪЕКТЫ ТЕРРОРИЗМА
В современных условиях к субъектам первой группы относится некоторые ближневосточные государства с диктаторскими реакционными режимами, некоторые правые (например; фашистские) политические движения, экстремистские националистические течения и т. д.
К субъектам второй группы,то есть к субъектам собственно террористической деятельности, относятся:
спецслужбынекоторых иностранных государств и их подразделения, предназначенные для совершения террористических акций (такое подразделение в начале 60-х годов, например, было создано в ЦРУ, а в израильской разведке «Моссад» — с самого начала ее существования); международные и национальные террористические организации,которые в той или иной форме нередко имеют контакт со спецслужбами и в соответствии с идейно-политической платформой ихдеятельности делятся на ряд подгрупп: правые террористические организации профашистской, расистской и иной реакционной направленности:«Серые волки» (Турция), «Союз офицеров, борющихся за национальную идею» (Греция), «Военно-спортивная группа Гофмана» (Германия), «Расистский национальный фронт» (Англия) и многие другие; левацкие псевдореволюционные террористические органиэации:«Фракций Красной Армия» (Германия), «Прямое действие» (Франция), «Красные бригады» (Италия), «Дев-сол» (Турция)и т. д.; националистические сепаратистские организации:«ИРА»— ирландская, «ЭТА»— баскская, «Усташи» — хорватская, «Черный сентябрь»— палестинская, «Кава» — курдская и др.; религиозно-террористические,которые в настоящее время представлены прежде всего многочисленными структурами, действующими на основе исламского фундаментализма: «Джихад ислами» — Турция, «Хезболлах»-Лива", «Ал Джихад» — Египет, «Братья-мусульмане»— Сирия, Саудовская Аравия и др. Указанные разновидности международных и национальных террористических организаций часто взаимодействуют между собой, нередко тесно связаны с реакционными политическими кругами своих Стран и в большинстве случаев действуют именно тогда и в том направлении, когда и как это отвечает политическим интересам этих кругов; преступные мафиозные организации международного и национального уровня.
Их участие в террористической деятельности обычно выражается в следующих формах:
во-первых,в форме блокирования, поддержки или ирспирирования деятельности собственно экстремистских, террористических структур, когда их политические интересы совпадают (примерами подобного рода изобилует политическая борьба в ряде регионов бывшего СССР, где националистические выступления имеют, открыто экстремистское проявление); во-вторых,в форме непосредственной организации и осуществления террористических акций собственными силами, особенно в случаях развертывания властями страны широкомасштабных операций по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом (как, например, в Колумбии в настоящее время).
К числу наиболее мощных международных мафиозных структур относятся итальянские «Камора», «Ндрагета», японская «Якудза» и др.; экстремистские организации антиконституционной направленности внутри страны, в отдельных государствах СНГ, использующие насилие как основной метод политической борьбы. К ним относятся, прежде всего, многочисленные экстремистские организации, созданные на националистической и религиозной основе.
2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРОРИЗМА.
Цели и задачи терроризма.Характерным признаком терроризма является наличие «террористической идеологии», идейно-политических платформ, объединяющих деятельность соответствующих террористических организаций различных направлений: правых, левацких — ультрареволюционных, национал сепаратистских и др. Содержание и направленность этих платформ обычно обусловливают общую (стратегическую) линию террористической деятельности тех или иных организаций, их цели и задачи.
Цели терроризмахарактеризуются теми результатами, на достижение которых направлена деятельность террористических организаций. Они в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических акций, а также методов и средств их совершения. В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности могут быть выделены внутриполитические и внешнеполитические цели.
Внутриполитические цели: изменение политического режима и общественного устройства страны; подрыв демократических преобразований или их затруднение; подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права и интересы; затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций; провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов; срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.).
Внешнеполитические цели:ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов; создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны; компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.
В зависимости от масштаба и содержания цели терроризма могут быть стратегическими (например, подготовка условий для свержения существующего строя, дестабилизация обстановки в стране, признание террористической организации властями и общественностью как самостоятельной политической силы и т. п.) и тактическими (популяризация идей и целей террористической организации, обеспечение сплочения участников самой организации, получение материальных средств для продолжения ее деятельности, освобождение отдельных отбывающих наказание террористов, выражение отрицательного отношения к отдельным лидерам или организациям страны, к правоохранительным органам, к вооруженным силам и т. д.).
Для организации и осуществления конкретных террористических акций, подчиненных стратегическим и тактическим целям терроризма, экстремистские структуры вырабатывают задачи, которые обусловлены внутриполитическими и внешнеполитическими целями терроризма того или иного направления и служат для создания условий для их достижения.
В соответствии с выдвинутыми задачами террористическая организация определяет конкретные объекты террористических посягательств, определяет потребность в силах и средствах для осуществления насильственного акта, порядок их использования и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. ОБЪЕКТЫ ТЕРРОРИЗМА.
Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это объекты ослабления и подрыва. К ним относятся внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, позиции и интересы, независимость и суверенитет государства; основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.
Вторая группа объектов-безопасность людей и различных материальных объектов; жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов и сооружений (например, имущества, принадлежащего терроризируемым лицам, учреждениям и т. п.). Это объекты непосредственного насильственного (террористического) воздействия. Применяя различным образом, насилие или угрожая применить его по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации, в конечном счете, рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.
Например, посредством убийства высших государственных деятелей или лидеров общественно-политических организаций террористы могут преследовать цель дезорганизации государственного управления, политических партий, изменения направления их государственной или общественно-политической деятельности. Путем захвата заложников на том или ином объекте (транспортное средство, учреждение и др.) террористы нередко пытаются добиться от властей разрешения на выезд за границу освобождения своих единомышленников, отбывающих наказание, получения выкупа и др. Аналогичные цели и задачи могут преследоваться и угрозой взрыва в общественном месте, подрыва объекта, где производятся или хранятся опасные для жизни и здоровья населения продукты (АЭС, химические производства, нефтепроводы и т. д.), и др.
В практике терроризма в числе лиц, чаще других избираемых в качестве непосредственных объектов террористических посягательств, фигурируют государственные и общественные деятели общенационального или местного уровня, сотрудники правоохранительных органов и представители вооруженных сил, видные представители делового мира, промышленного и финансового бизнеса, лица, пользующиеся международной защитой (высокопоставленные иностранные гости, дипломатические, консульские представители страны за рубежом или иностранных государств в стране и др.), журналисты и работники других средств массовой информации, иностранные граждане, члены семей указанных выше категорий физических лиц, а также лица и группы лиц независимо от их общественного и правового положения, которые в момент совершения террористической акции могут оказаться в том или ином общественном месте, средстве транспорта, предприятии или учреждении и т. д.
В число объектов непосредственных террористических посягательств, которые относятся к материальным (неодушевленным) объектам и являются приоритетными для многих террористических организаций, входят, во-первых, здания и помещения органов государственной власти и управления (в том числе правоохранительных органов), дипломатические и иные иностранные представительства; во-вторых, здания и помещения общественно-политических организаций противоположного террористам политического направления и т. п. Насильственные акции в отношении этих объектов призваны главным образом продемонстрировать политическое отношение террористов к политическим силам, которым принадлежат эти объекты, или побудить их принять выгодные террористам решения. Последнее может лежать в основе насильственных действий, совершаемых по отношению к собственности лиц, воздействуя на которых, террористы стремятся добиться подобных решений. В-третьих, приоритетными для террористов материальными объектами являются объекты, подрыв которых может вызвать человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью масс людей (ядерные объекты, объекты производства и хранения химических и бактериологических веществ, объекты жизнеобеспечения населения и др.). И наконец, в-четвертых, это такие материальные объекты террористической деятельности, как общественные учреждения, места скопления людей (средства транспорта, вокзалы, театры и кинотеатры, крупные магазины и т. д.).
Все более усиливается тенденция расширения объектов террористического воздействия, распространения его на различные группы случайных лиц, что ведет к повышению общественной опасности терроризма.
2.4. МЕТОДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методы террористической деятельностипредставляют собой комплекс способов осуществления этой деятельности. С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов: организационного характера, методы физического, материального и психологического воздействия.
К методам организационного характераотносятся те, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия (инспирирование террористической деятельности путем привлечения людей к участию в ней, их организационное сплочение, подготовка террористических акций, организация взаимодействия с другими экстремистскими организациями и т. д., а также стимулирование террористической деятельности путем оказания финансовой, материальной и иной поддержки террористическим организациям, группам, отдельным лицам — террористам).
Методы физического воздействияна людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни (использование огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и отравляющих веществ, удушения, радиоактивного поражения, заражения и др.); причинение ущерба их здоровью (нанесение побоев, применение способов, используемых для лишения людей жизни); лишение или ограничение их свободы (захват и похищение людей, насильственное лишение их возможности связи с внешним миром, удержание на месте пребывания — в транспортном средстве, служебном помещении и т. п., насильственное перемещение на контролируемые террористами объекты и удержание их в тайном укрытии до выполнения требований террористов).
Методы материального воздействияна неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы. К ним относятся преимущественно использование взрывчатых и воспламеняющихся веществ, механическое нанесение повреждений или приведение этих объектов в негодность. Другими словами, это, прежде всего взрывы, поджоги, погромы.
Используемые в этих случаях методы в какой-то части аналогичны тем, которые относятся к первой группе методов.
Методы психологического воздействия(«психологический террор») занимают в террористической деятельности все большее место. Это объясняется, с одной стороны, сущностью террора как метода принуждения и устрашения, что, прежде всего, достигается использованием рассмотренных выше трех групп методов, а с другой стороны, — стремлением в ряде случаев упростить механизм достижения террористических целей, широким распространением политического экстремизма в различных кругах населения. В данную группу методов входят две подгруппы. Первую образуют действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определенных лиц, повреждение их имущества, погромы в их жилищах и т. п. Вторую подгруппу составляют действия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего, угрозы (открытые или анонимные) в адрес должностных лиц, учреждений, общественных деятелей и т. п. Такие угрозы обычно передаются устно, письменно, по телефону и, как правило, содержат угрозы расправы и других неблагоприятных последствий для адресатов. Нередки случаи подобных угроз в листовках, публикациях в прессе. Террористические организации в определенных случаях могут организовывать целенаправленные и массированные кампании запугивания своих противников или других избранных ими объектов террора путем дальнейшей эскалации террористической деятельности. Для современной политической и оперативной обстановки в странах СНГ и ряде регионов РФ характерно широкое распространение методов «психологического террора».
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5. СИЛЫ И СРЕДСТВА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Основные силы террористической деятельностисущественно различаются в зависимости от принадлежности к государственным или негосударственным террористическим структурам.
В рамках государственных структур, предназначенных для ведения террористической деятельности, основными силами, используемыми для организации и совершения террористических акций, являются оперативный состав спецслужб, личный состав диверсионно-террористических групп войск специального назначения, агенты-боевики спецслужб (в составе диверсионно-террористических групп или одиночки). Эта категория сил, которой присуща высокая специализация, профессионализм в проведении террористических акций, используется преимущественно в условиях военного времени, в случаях крайнего обострения отношений между государствами.
Основными силами террористической деятельностимеждународных и национальных террористических организаций являются их участники, обычно специализирующиеся на выполнении различных функций по подготовке и проведению террористических акций. Для многих подобных организаций характерно наличие и обобщение большого опыта их террористической деятельности, фанатизм и круговая порука во взаимоотношениях, владение методикой использования многих штатных диверсионно-террористических средств, опыт изготовления и использования нестандартных средств поражения.
В экстремистских антиконституционных формированиях в зависимости от формы их организации основными силами террористической деятельности является их личный боевой состав либо специально созданные группы диверсионно-террористического назначения.
К средствам террористической деятельностиотносятся различные устройства, аппараты, машины, орудия и вещества, которые используются для осуществления воздействия на те или иные объекты террора. В целом средства эти разнообразны — это средства, либо специально созданные для решения террористических задач, либо используемые в других областях деятельности. Часто одни и те же средства используются для решения различных задач терроризма.
Основными видами средствтеррористической деятельности являются следующие:
1. огнестрельное и холодное оружие;
2. химические и биологические средства поражения (оружие и вещества);
3. реактивное оружие и минно-взрывные средства;
4. яды;
5. бактериологические средства и др.
В определенных случаях возможно использование террористами ядерныхсредств поражения, доступ к основным компонентам которых в современных условиях вполне вероятен, а создание ядерных устройств относительно небольшой мощности в связи с вовлечением в политический экстремизм большого количества представителей учащейся молодежи и научной интеллигенции, а также вследствие широкой популяризации достижений научно-технического прогресса в принципе осуществимо.
Для средств террористической деятельности характерно развитие различных систем управления ими (в том числе на расстоянии), совершенствование приспособлений для хранения, конспиративной перевозки и размещения их на месте террористической акции, обеспечения скрытного или открытого контакта с объектом террора.
Для стран СНГ характерно использование в террористических целях отдельных средств, оружия и взрывчатых веществ, находящихся на вооружении Вооруженных Сил, внутренних войск и милиции, самодельных средств террора (самодельные взрывные устройства, огнестрельное оружие и т. п.), а также некоторых средств (огнестрельное оружие, минно-взрывные средства и др.), доставляемых по различным каналам из-за рубежа.
3 ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА 3.1 Основное деление
Многообразие видов терроризма,наличие у каждого из них своих особенностей обусловливает большую сложность оперативной обстановки на направлении борьбы с ним органов безопасности и требует постоянного отслеживания изменений в террористической деятельности для обеспечения адекватных мер защиты от данной формы политического экстремизма.
Сложность терроризмакак социально-политического явления предопределяет наличие целого ряда его видов, которые характеризуются спецификой присущих им политических целей, организационных структур, используемых сил и средств, а также других существенных признаков. Выделение различных видов терроризма и их характерных особенностей имеет важное практическое значение, являясь необходимой предпосылкой создания организации и выбора тактики борьбы органов безопасности с теми или иными разновидностями террористических посягательств на конституционный строй и международную безопасность.
В качестве оснований выделения отдельных видов политической практике используются различные критерии. Так, например, классификация видов терроризма по используемым основным методам предполагает выделение «физического» и «психологического» терроризма; по преследуемым политическим целям — «демонстративного», «сплачивающего», «провокационного» ( и т. д.) терроризма; по субъектам террористических проявлений — «европейского», «латиноамериканского»,-«исламского» (и др.) терроризма.
Значительное место в современной классификации терроризма занимает дифференциация его видов по идейно-политической платформе его субъектов. В этом случае, прежде всего, выделяют правый и левый терроризм, который — в различной, конечно, степени, — имеет место во всех основных регионах мира.
Правый терроризмбазируется обычно на платформах, отрицающих демократическую плюралистическую систему организации государства, институты западной демократии. Он нередко основывается на фашистской и неофашистской идеологии. Многие правые экстремистские и террористические организации в различных странах мира имеют, открыто расистские или национальные установки. Для организаций, относящихся к правому терроризму, характерна тенденция к тесному блокированию. Например, неонацистские и националистические группировки ряда европейских стран входят в международные объединения «Новый европейский порядок» (НЕП) и «Европейское движение» (ЕД).
Левый терроризмосновывается на концепциях псевдореволюционного толка, ориентируется в современных условиях на насильственное упразднение «империалистической системы» путем осуществления широкомасштабной «стратегии напряженности». Наибольшее распространение он получил в Европе и Латинской Америке. Для европейских левацких организаций террористической направленности характерны тенденции к объединению усилий в целях борьбы с «империалистической стратегией НАТО и порождающей его структурой». Это в значительной мере предопределяет выбор объектов террористических акций.
Серьезное познавательное и практическое значение имеет выделение видов терроризма по признаку используемых средств (традиционный и технологический терроризм) и по сфере осуществления террористических акций (воздушный и морской терроризм).
К традиционному терроризмуотносят применение насилия в политических целях, основанное на использовании широко распространенных и издавна известных средств поражения людей и материальных объектов: огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т. п. Появление технологического терроризма связывают с разработкой и возможностью применения новых видов средств поражения, основанных, в частности, на использовании радиоактивных материалов, высокотоксичных ядов и биологических культур, химических веществ и т. д. Опасность технологического терроризма, отдельные попытки которого уже имели место в современной истории, состоит прежде всего в массовом характере его поражающего воздействия (в отношении большого числа людей, на значительных территориях), способности оказывать особо сильное устрашающее воздействие, возможности наступления многоплановых разрушительных и дестабилизирующих последствий как регионального, так и глобального характера.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Ядерный терроризм
Одним из наиболее опасных видов технологического терроризма является ядерный терроризм. В принципе его осуществление, по мнению специалистов, может быть связано, во-первых, с применением боевых штатных ядерных зарядов, похищенных либо иным путем попавших в распоряжение террористов, а также ядерных взрывных устройств, которые могут быть изготовлены специалистами из числа участников (или окружения) террористических организаций на основе известной им технологии и имеющихся у них расщепляющихся материалов. Во-вторых, осуществление ядерного терроризма может предполагать подрыв экстремистами ядерных устройств (оружия, реакторов и др.) по месту их нахождения в результате захвата этих объектов или скрытного проникновения к ним террористов.
Современные специалисты отмечают, что в условиях распространения политического экстремизма социально-экономическое и научно-техническое развитие общества способствует возрастанию опасности ядерного терроризма.
К числу таких отрицательных факторов относятся:
распространение ядерного оружия в мире; значительное увеличение числа атомных электростанций (сейчас их более 400), научно-исследовательских ядерных реакторов (существуют более чем в 50 государствах) и промышленных установок по регенерации ядерного топлива; рост масштабов выработки ядерного сырья; дальнейшее развитие коммерческого производства радиоактивных материалов; расширение транспортировки ядерного оружия и ядерных веществ по всему миру; распространение научных знаний по вопросам оружия массового поражения и ядерной технологии и др.
Указанные процессы, имеющие тенденцию к дальнейшему развитию, благоприятствуют террористическим группам в реализации их возможных замыслов как по завладению ядерным сырьем и иными компонентами для ядерных зарядов, так и по осуществлению в преступных целях доступа к ядерным объектам военного и мирного назначения.
3.3. ТЕРРОРИЗМ НА ТРАНСПОРТЕ.
Воздушный терроризмвозник позднее морского (после второй мировой войны, причем особенно широкое распространение получил с 60-х годов), но представляет наибольшую опасность для общества. Морской терроризм, истоки которого могут быть отнесены к периоду развития морского пиратства в эпоху колониального раздела мира, в современных условиях как инструмент политической борьбы имеет более ограниченное применение. Субъектами воздушного и морского терроризма могут быть и спецслужбы государств, и международные террористические организации, и внутренние экстремистские формирования и группы.
Воздушный терроризмпредполагает совершение преступлений прежде всего против гражданской авиации и на борту воздушных судов, таких, как захват воздушных судов, их угон, захват заложников, вывод из строя аэронавигационного оборудования и т. п.; он угрожает значительному числу людей и создает обстановку страха среди больших слоев населения. Со времени наибольшей активизации воздушного терроризма, то есть с 60-х годов, в его осуществлении зафиксировано участие террористических групп всех основных идейно-политических направлений.
Морской терроризмсоздает угрозу для безопасности морского судоходства; преступные акты совершаются как против людей и собственности на борту судов, так и против технических объектов, обеспечивающих нормальное функционирование данного вида коммуникаций (маяки, навигационное оборудование и др.). Для морского терроризма характерны такие противоправные акты, как захват морских судов, насильственное изменение их курса, захват заложников и др. Их совершение носит преимущественно демонстративный характер и служит цели выразить протест определенной террористической организации против тех или иных действий или политики их политических противников. Именно такой характер носили следующие известные акции: захват в 1961 году в Карибском море антисалазаровской группировкой португальского круизного судна «Сайта-Мария» с 600 пассажирами в знак осуждения фашистского режима в Португалии и захват в 1985 году палестинскими экстремистами итальянского лайнера «Акилле Лауро» с 750 пассажирами в порядке мщения за совершенный израильской авиацией 1 октября 1985 года налет на штаб-квартиру ООП в Тунисе.
ентральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.
Государственный терроризмпонимается очень широко — как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В этом случае к государственному терроризму нередко относят акты военной агрессии, судебного и полицейского произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач.
Попытки расширительного толкования понятия «государственный терроризм» предпринимаются политическими силами, преследующими прямо противоположные цели: как западными государствами в целях усиления борьбы с противодействующими их экспансионистской, неоколониалистской политике освободившимися странами, так и представителями национально-освободительных движений в их стремлении использовать международно-правовые средства для защиты от агрессии и произвола иностранных государств. Расширительный подход к явлению государственного терроризма (во внешнеполитическом или внутриполитическом аспектах) часто прослеживается и в оценках его со стороны многих специалистов.
Внешнеполитический аспект государственного терроризманаиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых западных государств во внутренние дела других стран. Он особенно характерен для колониальной политики этих государств, для осуществления ими военно-политической экспансии, для деятельности по ослаблению и подрыву общественного и государственного строя стран — объектов их подрывной деятельности. Противоправность государственного терроризма как инструмента внешней политики закреплена в принятой на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 39/159 «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». В этой резолюции государственный терроризм характеризовался как действия, направленные на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств, а также на поддержку терроризма1. При всей очевидной важности указанного международного акта можно как на его недостаток указать на отсутствие в нем определения государственного терроризма и соотнесения с такими формами незаконного применения силы в международных отношениях, как прямая и косвенная агрессия, противодействие самоопределению народов, вмешательство во внутренние дела и др.
Следует отметить, что отсутствие четкости и однозначности в подходе различных государств к понятию государственного терроризма в течение длительного времени после второй мировой войны используется отдельными странами или группами противоборствующих стран для обвинения своих противников в терроризме, для применения против них односторонних или международных санкций.
Необходимо подчеркнуть, что основные его проявления в принципе аналогичны как для внутреннего, так и для внешнего аспекта этого вида терроризма. В целом он представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политического сыска, а также полиции и вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных участников национально-освободительных движений и др.), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических и региональных групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил противостоящей стороны и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ.
Международный терроризм является сложным социально-политическим явлением, причем его общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и их противоречивость. А свидетельством опасности его для общества могут служить длительные и настойчивые попытки различных государств и международного сообщества выработать действенные меры борьбы с ним.
В подходе многих государств, политиков и ученых к толкованию данного вида терроризма нередко достаточно отчетливо прослеживаются противоположные оценки тех или иных реалий современной международной жизни, а также трудность однозначной квалификации различных проявлений политической борьбы как международных преступлений террористического характера.
В развитии представлений о международном терроризме значительное место занимает распространившаяся в 70-е годы в западной политологии, в науке международного права тенденция расширительного толкования этого явления за счет включения в него различных форм политического насилия, относящегося либо к государственному терроризму, либо к различным видам войн (гражданские войны, интервенция, малые войны и т. п.), что к терроризму вовсе не имеет отношения, либо к национально-освободительной борьбе народов колониальных и зависимых стран.
Оценка последнего из указанных проявлений политического насилия как разновидности международного терроризма в первую очередь преследует чисто политические цели оправдания теми или иными государствами их колониальных, захватнических и экспансионистских устремлений и создания международно-правовой основы для сохранения ими режима подавления национально-освободительных сил, непризнания освободительных движений как представителей наций, борющихся за независимость, принятия санкций в отношении стран, поддерживающих такие движения. Один из ярких примеров: некоторые западные государства объявили Организацию освобождения Палестины (ООП) террористической и отказались признать ее представителем народа Палестины. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ходе развития сложного и противоречивого процесса национально-освободительной борьбы на Ближнем Востоке и в других регионах мира отнюдь не редки случаи появления групп и организаций, претендующих на представительство на международной арене от имени нации или народа, как правило, не пользующихся широкой поддержкой с их стороны и использующих террор в качестве главного метода своей борьбы.
При всем разнообразии существующих в международно-правовой теории и практике понятий международного терроризма в настоящее время существует общее мнение о том, что рассматриваемое явление представляет собой одну из разновидностей терроризма как социально-политического явления более широкого масштаба. Естественно, как часть терроризма вообще международный терроризм характеризуется присущими ему общими свойствами (применение насилия, политическая направленность, использование принуждения и устрашения и др.). Вместе с тем международный терроризм обладает и рядом признаков, свойственных именно этому виду терроризма. К числу их следует отнести, прежде всего, следующие.
1. Международно-политическая опасность данного вида терроризма,выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет:
o для международного правопорядка и межгосударственных отношений;
o для международной безопасности и международный интересов государств.
Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан; захват заложников; захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносят ущерб — или иным образом затрагивают интересы — нескольким, по крайней мере, двум, государствам (например, состояние их политических отношений, Возможности разрешения тех или иных международных проблем и т. п.). В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических актов обусловливает необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Сказанное выше не исключает, конечно, того, что международный терроризм представляет угрозу и для внутренней безопасности тех или иных государств. В зависимости от характера совершаемых террористических акций данный вид терроризма может весьма серьезно затрагивать и внутриполитические интересы отдельных стран, политических организаций. Например, убийство руководящего государственного деятеля во время визита его в другую страну помимо опасности осложнения межгосударственных отношений двух соответствующих государств при определенных условиях может очень серьезно осложнить внутриполитическую обстановку в его собственной стране. Сотрудничество государств в защите их общих интересов от акций международного терроризма, естественно, способствует предотвращению нанесения ущерба и для каждого из них в отдельности.
2. Международно-правовая противоправность международного терроризма,состоящая в признании его акций международными преступлениями. К настоящему времени на уровне мирового сообщества, а также на региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Достаточно упомянуть о таких актах, как:
o Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
o Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
o Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
o Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
o Конвенция б борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
o Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год) и др.
Близкие Подходы к пониманию международного терроризма содержатся и в ряде региональных соглашений (например, в Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года, в Конвенции Организации американских государств 1971 года о предупреждений и наказании за совершение актов терроризма и др.), а также в национальном законодательстве некоторых государств. Например, в Акте о борьбе с международным терроризмом, принятом конгрессом США в 1977 году, к этому виду преступлений отнесен «любой противоправный акт, В результате которого наступила смерть, причинен физический ущерб любому лицу или насильственно лишено свободы любое лицо, либо его результатом явилось насильственное разрушение собственности, или покушение, или реальней угрозе совершения любого такого акта».
3. Главный субъект международного терроризма— террористические группы или организации. Ими являются устойчивые объединения физических лиц, которые для достижения своих целей избрали методы террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других организаций или движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левей ориентации) националистического или религиозно-политического толка в структуры организованной преступности (например, наркомафии), другие преступные формирования. В последние два десятилетия среди субъектов международного терроризма все большее место принадлежит международным террористическим организациям, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагери для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности и т. п.). К структурам такого типа могут быть отнесены исламская организация «Братья-мусульмане», «Армянская секретная армия освобождения Армении», Фундаменталистская мусульманская организация «Хезболлах»и др.
4. Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма. Транснациональный характер рассматриваемой разновидности терроризма предполагает установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных, оперативных) между террористическими структурами разных государств. Это обусловливается совпадением идейно-политических установок экстремистских организаций, существующих в различных регионах мира, и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной помощи и поддержки со стороны зарубежных террористических структур. Как показывает практика экстремистской деятельности таких террористических организаций, как «Прямое действие», «Красные бригады», «Фракция Красной Армии», ряда исламских организаций и других, взаимная помощь близких по своим установкам структур чаще всего касается предоставления документов прикрытия, каналов проникновения в страну, избранную в качестве поля для проведения террористических акций, обмена информацией, организации укрытия террористов после совершения теракций и т. д. Для политического противоборства различных сил на международной арене в современных условиях характерно обращение отдельных государств в борьбе с их внешнеполитическими противниками к использованию международных террористических организаций той или иной направленности. В тех случаях, когда такие факты существуют и доказаны, государство, поддерживающее или инспирирующее акции международного терроризма и его организации, в соответствии с международным правом подвергается осуждению мировым " сообществом за нарушение международной безопасности и к нему, как показывает практика последних лет, могут быть применены политические, экономические и иные санкции.
3.5. ВНУТРЕННИЙ ТЕРРОРИЗМ.
Внутренний терроризм— третья и в современных условиях широко распространенная в мире разновидность терроризма. Он возникает главным образом на почве внутренних противоречий, вызываемых различными причинами, и является одной из наиболее острых форм внутриполитического противоборства. Внутренний терроризм имеет два основных проявления: во-первых, деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдельных лиц по отношению к существующей власти; во-вторых, деятельность противоборствующих политических сил и организаций экстремистской направленности.
В первом случаедеятельность террористических структур и отдельных лиц выражает их негативное отношение к существующему строю, политической власти, проводимому ею курсу и направлена на насильственную ликвидацию, изменение или ослабление общественно-политического строя, его институтов, проводимой государственной (внутренней или внешней) политики либо на достижение иных политических целей террористов (демонстрация своей значимости и влияния; демонстрация критического отношения к государственной политике, отдельным ее представителям; запугивание представителей государства и принуждение их к изменению направленности своей деятельности; получение тех или иных уступок от властей — права выезда из страны, освобождения своих единомышленников из мест заключения и т. п.).
Во втором случае цель внутреннего терроризма— ослабление политических противников той или иной террористической организации или тех или других политических движений, к которым последняя имеет отношение, укрепление собственных позиций и сил во внутриполитической борьбе. Для данного проявления внутреннего терроризма нередко характерны такие цели, как ликвидация лидеров и активистов политических противников, давление на проводимый ими курс, разгром их организаций, запугивание их сторонников, а также укрепление своих рядов, привлечение симпатий населения и т. д.
Оба проявления внутреннего терроризма, как показывает современная практика, связаны с применением всех основных форм террористической деятельности. Что касается используемых средств совершения террористических акций, то при этом средства технологического терроризма, как можно судить по существующей практике и установкам некоторых экстремистских организаций, преимущественно увязываются с ведением борьбы против существующего строя, политической власти.
Для внутреннего терроризма характерен ряд специфических признаков, в частности следующие:
1. Направленность внутреннего терроризма против политической системы «своей» страны, ее правопорядка, общественной безопасности, личных прав и свобод граждан. В целом этот вид терроризма представляет главную угрозу прежде всего для конституционного строя данной страны. Он затрагивает различные стороны общественной жизни государств, посягает на жизненно важные интересы общества, государства и личности. Поэтому предупреждение и пресечение внутреннего терроризма рассматриваются как одна из центральных задач в общей системе обеспечения безопасности общества, государства и личности и предусматривают использование широкого спектра соответствующих общих и специальных мер.
2. Противоправность основных проявлений внутреннего терроризму согласно национальному законодательству большинства современных государств. Ввиду высокой степени общественной опасности основных проявлений терроризма в большинстве стран мира происходит интенсивный процесс криминализиции этих Проявлений. К настоящему времени сложились три распространенных подхода к уголовно-правовой оценке террористических действий. Первый предполагает принятие специальных уголовно-правовых норм об ответственности за террористические действия как за государственные иди политические преступления. Второй относит рассматриваемые проявления к преступлениям общеуголовнрго характера. В законодательстве многих стран, в том числе в Российской Федерации, применяется смешанный подход как соединение первого и второго.
3. Двойственность субъектов внутреннего терроризма.Эта особенность, отличающая внутренний терроризм от государственного и международного терроризма, состоит в том, что организованные структуры (в различных формах) не являются единственным субъектом внутреннего терроризма. Для последнего — на разных этапах его истории — было характерно совершение террористических актов не только различными политически ориентированными, экстремистскими организациями, но и отдельными лицами. Такие действия совершаются тоже во имя политических целей и детерминируются теми же причинами, что и террористические проявления со стороны экстремистских организаций. Однако в силу большей ограниченности возможностей террористов-одиночек их террористическая деятельность обычно не носит систематического, долговременного характера и, как правило, рассчитана на разовые насильственные акции. В условиях политической нестабильности, обострения социальных противоречий, роста активности политического экстремизма, национализма, реакционного клерикализма удельный вес террористических акций, совершаемых отдельными лицами, в масштабе всей политически мотивированной преступности возрастает.
4. Тесная связь внутреннего терроризма с массовыми экстремистскими выступлениями. Как и рассмотренные выше разновидности терроризма, внутренний терроризм возникает как специфическая форма целенаправленной организованной экстремистской деятельности определенных политических структур, причем значительное место отводится планированию и другим аспектам подготовки террористических акций. Вместе с тем для внутреннего терроризма характерно осуществление акций террора и на иной, ситуативной основе. В этих случаях террористические акции совершаются спонтанно, без специальной подготовки. К примеру, это может иметь место в ходе массовых выступлений населения, приобретающих экстремистскую направленность. Динамика развития поведения толпы при определенных условиях предполагает возможность самоинициирования крайних форм насилия и применения их со стороны большей или меньшей ее части или отдельных участников. В ходе массовых выступлений экстремистского характера могут иметь место публичные призывы к совершению террористических действий, равно как и сами акции такого рода. При этом возможно применение практически всех основных форм террористической деятельности (в том числе убийство политических противников, захват заложников, угрозы расправой и т. д.).
продолжение
--PAGE_BREAK--