Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников

Департаментобразования города Москвы
ГОУУниверситетский колледж №5
специальность050704
«Дошкольноеобразование»
Курсовая работа
Формированиекультурно–гигиенических навыков у дошкольников
Студента 41 гр. в/о
Сысоевой Е.Ю.
Москва2009-2010гг

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основыформирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагогио необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольноговозраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, ихзначение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формированиякультурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формированиинавыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований идиагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
ВведениеВажнейшим фактором работоспособности организма являетсяздоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания,болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полногосоциального, физического и психологического благополучия.
«Здоровье – этокапитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, вкоторых мы живём.
«Здоровье детей –богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Сохранение и укреплениездоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитиигигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М.Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике илечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитаниюздоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольныхучреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. Вкаждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программамивоспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требуетвремени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а кнескольким годам жизни ребёнка.
Программы воспитания иобучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки,которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст –это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочныеосновы физического здоровья.
Культурно–гигиеническиенавыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиеническихнавыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важныйпроцесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детейнавыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствуетправильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьминеобходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало дляних естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения – этосформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основеполученных знаний.
Навык – этоавтоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений иупражнений.
Навыки закрепляются врезультате многократного выполнения действия, в результате упражнений вправильном его выполнении.
Переход навыка впривычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковыхили сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не тольковозможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт егоосуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время истановятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычкистановятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
«Как ни важны навыки неследует забывать что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильногоповедения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнкавыполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны,опрятны внешне и т.п.»
Цель исследования –изучение процесса формирования культурно – гигиенических навыков и апробациясистемы способствующей эффективному использованию игровых методов.
Объектом исследованияявляется процесс формирования культурно– гигиенических навыков у детейдошкольного возраста.
Предметом исследованияявляется влияние игрового метода на формирование навыков личной гигиены у детейсреднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— Изучить теоретическиеосновы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
— Выявить уровеньсформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условияхДОУ.
— Выявить особенностивоспитания культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольноговозраста и выстроить систему работы, определить степень эффективностииспользованных игровых методов для формирования навыков личной гигиены.
— Разработать рекомендациипо воспитанию культурно–гигиенических навыков.
Методы исследования
В процессе работыиспользовать разные методы педагогических исследований: изучение и анализпсихологической, педагогической литературы; создание проблемных ситуаций;опытно – педагогическая работа; беседа с ребёнком; целенаправленное наблюдениеза детьми в их самостоятельной деятельности.
Выбор темы связан снеобходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков удетей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить через игровуюдеятельность, т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видомдеятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственныесвязи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так какэтот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтомуименно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимыхнавыков в жизни человека.

Глава 1. Теоретическиеосновы формирования культурно- гигиенических навыков у детей дошкольноговозраста.
1.1     Зарубежныеи отечественные педагоги о необходимости формирования культурно–гигиеническихнавыков
Исторические памятники– это всего лишь малая частица огромного наследия педагогической мысли,отражённой не только в трудах по педагогике, но и в самых разных источниках:фольклорных записях, летописных сводах, в философской литературе. Работа спервоисточником играет важную роль в профессиональной подготовке будущегопедагога.
Великий педагог Ян АмосКоменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделялбольшое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Книга о воспитаниидетей «Материнская школа», написанная Я.А. Коменским, является первой в мирепрограммой и пособием по дошкольному воспитанию.
Я.А. Коменский призывалтщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал– «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует безнужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держатьголову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» [19, 44]. Овладениеэтими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывнопроисходить в форме игры, она – основное средство развития детей.
Вопросами гигиены детейинтересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставленазадача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов). Выполнениеэтой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических вопросов,связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в связи с этимвыделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый вклад вдошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркини другие. Их труды помогают работникам дошкольного воспитания правильно сгигиенической точки зрения организовывать работу с детьми.
Известный отечественный физиолог Павлов И.П., проводяопыты с собаками выяснил, что если у собаки выработать ряд рефлексов на разныераздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то современем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя.Это устойчивое закрепление определенной последовательностиреакций называется динамическим стереотипом. Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимсявнешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип—физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека,например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплексдинамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивыхособенностей поведения личности.
Динамическийстереотип является выражением особого принципа работы мозга — системности. Этотпринцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозгреагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как нацелостную систему. Внешний стереотип — закрепленная последовательностьвоздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешнимистереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляютопределенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательностьсобытий, уклада жизни и т.д. И.П. Павлов показал, что организм – это единоецелое. Органы и части организма находятся между собой и окружающей средой вовзаимосвязи, испытывают на себе её воздействие. Приобретениекультурно–гигиенических навыков связано с осознанием способов их осуществления,т.е. последовательности их выполнения, а также необходимости их выполнять. Вэтом ребенку помогает правильный режим дня.
По определениюизвестного физиолога Н.И. Щелованова « Режим дня в первые годы жизни ребенка –это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательностьудовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении,а так же в деятельности.» [ 26,4]
Воспитание культурно –гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с темоно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровьедетей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте,опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, — писалаН.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннеговозраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки,ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремяесть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».[16,58]
Все меры, которыеразрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому,гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.
Здоровье – болееширокое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевногои социального благополучия — именно такое определение выдвинула Всемирнаяорганизация здравоохранения.
Формирование культурно–гигиеническихнавыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могутмногократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямоговоздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитаниекультурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Огромноезначение режиму дня придавал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Он считал, чторежим – это средство воспитания, правильный режим должен отмечатьсяопределённостью, точностью и не допускать исключений. Наблюдения показали, чтов тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии сгигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высокомпедагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.
А самое главное порежиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание маленьким детямотводится больше, чем детям более старшего возраста, так как эти навыки устарших детей уже более сформированы. Из этого важно подчеркнуть, чтовозрастные особенности и индивидуальные способности детей играют важную роль врежиме дня.
Исследователи проблемыВиноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня – это четкийраспорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку,потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени исопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность,поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервнойэнергии и не вызывает выраженного утомления.»[1,15]
1.2Культурно–гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
Ребенок с моментарождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение егов мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска,пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша всоциальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворениепотребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеяломи т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощивзрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни приформировании культурно–гигиенических навыков идет не простое усвоение правил,норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечиваниямалыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие – процесс неравномерный,его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех илииных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными –наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно –гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Ребенок начинаетзнакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоитьпредметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие.Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человеквоздействует на другой предмет( ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкойшьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующиепространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мылов мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровываетботинки.
Режим дня, вформировании культурно–гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня- это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняябытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно–гигиенических навыков. Этинавыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставшийпотребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловкои быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и безпринуждения. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются,отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую,воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности– игры.
В игре дети отражаютвзаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок такотносится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре детиимитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляядействия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражаютправила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одеждукуклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиеническиенавыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенкувида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживаниехарактеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, онинаправлены на самого себя. «Освоение культурно–гигиенических навыков влияет нетолько на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка свзрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился,заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает еготребования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить» — считают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина.[26,15]
Освоение культурно –гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучшеили хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослыми маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылкидля формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так жепредпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает,сравнивает, анализирует, устанавливает причинно – следственные связи. Онзадумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а черезнекоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук,как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар вчае, почему высох мокрый платок и т.д.
Первоначально ребенокзамечает причинно – следственные связи с помощью взрослого, который, задаваявопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы ипояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию.При этом следует опираться на опыт малыша.
В период раннегодетства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего «Я».Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: «Я сам».За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своихдействий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнилдействие, именно он достиг результата, он переживает гордость за своидостижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность исамостоятельность, показывая другим свое «Я»: я сам умею умываться, одеваться,обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока оносвоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себявзрослым, независимым.
Культурно-гигиеническиенавыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиеническиепроцедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление особственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражениев зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом входе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы израстрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись всапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинаетконтролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечаетнеполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малышаформируется потребность в чистоте и опрятности. То естьдействия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, ане предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь,малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик илишарфик – свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение взеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Культурно-гигиеническиенавыки совпадают еще с одной линией психического развития – развитием воли.
Малыш еще ничего неумеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегдахочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержатьскользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделаетлучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку прималейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, тоочень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите»,«оденьте». Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: « Для того чтобы завершить действие,получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия.
С возрастом по мереовладения культурно – гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения,которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка,управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживаетсвои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранеепоставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требуетобщественное правило поведения.
Таким образом, освоениекультурно – гигиенических навыков связано с этическим развитиемдошкольника.»[26,18]
Воспитание у детейнавыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране ихздоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Вконечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правили норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей ивзрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно–гигиенических навыковмалыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормамичеловеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение кокружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает,что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но идругому человеку.
Впроцессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобывыполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиеническиенавыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают квыполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользованиятуалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возрастаболее осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены;самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать,пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта,следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личнойгигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки всвоей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническоевоспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессеразнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режимаможно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Дляэффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет ивнешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети вэтом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитательдолжен быть для них образцом.
Я считаю, что большоевлияние на формирование культурно–гигиенических навыков оказывают условия иформы организации детей.

1.3 Условия и методыформирования культурно – гигиенических навыков
К числу основныхусловий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятсярационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого,достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающимпроведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формированиякультурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценкеотдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядоких уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий,знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, вумывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимогоразмера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются сучетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышаетинтерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторениегигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенномуформированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходитв играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучаеторганизм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, темсамым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дняспособствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованностии дисциплинированности. Формирование культурно — гигиеническихнавыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя.Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольногоучреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогикепринята классификация, в основу которой положены основные формы мышления,определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К такимформам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связис этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные,игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыковсамостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительногоотношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам,например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого детидолжны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённойпоследовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды,салфеткой и т. д.).
Вдошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формированиинавыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мылируки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь самиубирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа,» — советовал А.С.Макаренко. [6,97]
Обэтом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. «Вашесобственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываетеребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, илиприказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда,когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми ио других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьямии с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенкабольшое значение», говорил А.С. Макаренко
Длядетей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиеническихнавыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личнойгигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующееотношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкостинавыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можнотак же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры,занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать ирассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей иопять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.
Дляпривития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяетсяпоказ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения вдействиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровыеприёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся – воды небойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, ипаучки…» и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: «Необходимо также правильноруководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельностив самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания,еды».[7,98]
Показсопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом,чтобы были выделены отдельные операции — сначала наиболее существенные, а затемдополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (неболее 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамическийстереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затемвзрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например,берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенкаскладывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действиеопераций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляетмалышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат,а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживатьцель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращатьвнимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например,полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать — так онолучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попыткидетей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями,но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действоватьопределённым образом.
Этопоможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступатьименно так.
Авторкниги «Перспективное планирование…» Н.С. Голицина считает: «Воспитание навыковсамообслуживания — довольно длительный процесс, поэтому планировать работуцелесообразно поквартально» Среди приёмов, способствующих формированиюкультурно — гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, на первом местестоит прямое обучение — показ, указание, напоминание, совместная деятельность сребёнком. Здесь автором — составителем предлагаются игровые приёмы,дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогутпривлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствоватьподдержанию самостоятельности в самообслуживании. »[7,20]
Ввоспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требованийсотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудомприобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего,следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнкавешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке дляхранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное иудобное место для полотенца и т.д.
Например,вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальникрасположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремитсясделать это самостоятельно — встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а водальётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силыребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно бытьприспособлено для удобства детей.
Обучаядетей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнкапользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важнапоследовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрееосваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научитьсямыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнкана новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес ксамообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
«Методическиеприёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны бытьпостоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», — говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и Как завёртывать рукава, икак намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют поднаблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневнойдеятельности совершаются культурно — гигиенические навыки, формируютсяпривычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет имвсё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, отпоказа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанноеотношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда,когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование ихнавыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила,только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся припереходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается,лишь умение подчиняться требованию взрослого.»[4,35]
Обычнокачество и правильная последовательность действий находится вне вниманиявзрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык впривычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детейвстречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходятолько из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированногонавыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкамна иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условиявыполнения культурно–гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясьна расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходимаспециально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогдадетямстановится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, нелить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних истарших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так,чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делалиобобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей вих необходимости. Важно, чтобы старшиедошкольники самостоятельно пользовались культурно — гигиеническими навыками.Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например,вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться кобеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рациональногоспособа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детейв младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиеническиенавыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательнойработы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков можетпривести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитаниякультурно — гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планахвоспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации припланировании. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. Втруде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнятьработу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачиватькаждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всехгруппах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужноэтим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнениетребований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. Внекоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать вкосвенной форме, не называя имён детей.
Однимиз ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий,упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порахформирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия илизадание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучилирукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки.Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являютсядидактические игры.
Особаяроль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровымприемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которыевырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этомдидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накормикуклу обедом” и т.п.).
Особоевнимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущимвидом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучшезапоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Играпозволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

1.4Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшимсредством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которуюона рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыласоциальную сущность игры, показала, что: «… игра для них – учеба, игра для них– труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников –способ познания окружающего». Играя, он уточняет свои представления о предметахи явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственныеотношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Положительное влияниеоказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке уних чувства коллективизма, организационных навыков, дисциплинированности,самообладания. Важная роль принадлежит игре и в области физического воспитанияребенка, так как она содействует развитию у него ловкости, меткости глаза,общему укреплению его организма.
Идеюо необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С. Макаренко.Сам он блестяще реализовывал эту идею, работая с трудными подростками.
Научное обоснованиеигры как формы организации жизни и деятельности детей в детских садахсодержится в работах А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой в игре ребёнок неучится жить, а живёт собственностью жизнью, на своём опыте постигает «что такоехорошо и что такое плохо», а так же она считала, что воспитатель долженнаходиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересыиграющих детей, умело их направлять.
А.П. Усова, отмечаявоспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку,ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действияорганизованы».
Однако, направляя игрув русло решения воспитательно–образовательных задач, всегда следует помнить,что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенокобладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем влюбой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы,партнеров и т.д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизньдетей. Игра позволяет детям, уже в первые годы жизни самостоятельноиспользовать те или иные формы общения.
В процессе игры междудетьми складываются два вида отношений: — отношения, которые определяютсясодержанием игры, правилами игры; — реальные отношения, которые проявляются поповоду игры (сговор на игру, распределение ролей и т.д.);
Реальные отношения,будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка вдетском саду. По мнению А.П. Усовой на основе реальных отношений у детейформируются (или не формируются) качества «общественности», а они в своюочередь позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.
При благоприятныхусловиях дети овладевают навыками общественного поведения. А.П. Усовасправедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстникамив игре – первая школа общественного поведения.
В исследовании Р.И.Жуковской обращается внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетныхигр, которое способствует развитию моральных чувств, чувства привязанности к родными близким, что отражается детьми при выполнении тех или иных ролей. В процессеколлективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивостьи инициативу. Решению воспитательных задач способствует обогащение содержания игр,учет игровых интересов детей, углубление моральных чувств.
Игра является одним из техвидов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитаниядошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам исредствам общения.
Вигре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности,воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальныйхарактер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенокживет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается кокружающей жизни. Различные навыки, приобретенные ребёнком, самостоятельности,культурно — гигиенические навыки и другие, переносятся им в игру. Достоинствоигровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детейповышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание научебной задаче. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшимизатратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. В свое время Е.А. Флеринаобратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полноосуществить учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности,активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы даютвозможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную.Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, чтооблегчает усвоение знаний, умений.
Вкачестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде:с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. В младшихгруппах игра является одним из основных методов формирования навыков личнойгигиены,многиеэлементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурногообщения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки,поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г.Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела.»
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор:
Зарычал: «Какой позор!»
Длязакрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразноиспользовать сюжетно-ролевую игру, «Обратите внимание на игры малыша, вот онпосадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда передедой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Или другая ситуация.Ребёнок укладывает спать куклу одетую. Нужно ему напомнить: «Перед сном тывсегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочетспать одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыкизакрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить ихв разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.»- советуют Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева [26,7]
Обучаядетей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление ксамостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста,важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение ипедагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскуюинициативу.
Особое значение вобщении с детьми имеют игровые приёмы. Именно они позволяют воспитателю болееактивно воздействовать на малыша. Важное значение для повышения активностидетей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов,игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Так же к игровымприемам относятся загадывание загадок, введение элементов соревнования (встарших группах), создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»). Виграх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиеническиенавыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре –кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большуюкуклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Детизнакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате,вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столомв кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкамсамообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.
Положительнаяоценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождаетуверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкимидетьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера. Увлечьдетей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету.Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивойобёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; «какое гладкое,какое душистое! А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим?»
Использованиеигровых приёмов, весьма эффективный метод, они должны быть похожи на настоящуюигру и обладать её существенными признаками: представлять собой продуманныепедагогом игровые задачи, соответствующие им игровые действия с целью обучения,воспитания и развития детей. Для обучения через игру так же созданыдидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуреобщения друг с другом. Но для играющих детей воспитательно–образовательноезначение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровыедействия, правила.
Дидактической игреприсущи две функции в процессе обучения. Первая функция – совершенствование изакрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде,в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учитсяоперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Вторая функция дидактическойигры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разногосодержания. Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежнымиграм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности,которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательнойдеятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. Длядидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающейзадачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру,но облекают ее в занимательную форму. Обучающая задача воплощается всоответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действий, которыевыполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в нейзаложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия,добиться результата, выиграть. Активное участие, тем более выигрыш вдидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями иумениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка бытьвнимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой,непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило названиеавтодидактизма. Однако следует отметить, знания и умения, приобретаемыеиграющими, являются побочным продуктом деятельности, поскольку главный интереспредставляет не обучающая задача, а игровые действия – для детей раннего имладшего дошкольного возраста, и решений игровой задачи, выигрыш – для детейстаршего дошкольного возраста.
Оценивая дидактическуюигру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровыезадания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебнуюдеятельность ребенка, вносят занимательность»[28,170].
Психолог А.В. Запорожец,оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимодобиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоенияотдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка,служила формированию его способностей»[11,347].
В связи с разработкойтеории сенсорного воспитания была создана система дидактических игр. Впоследние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались иразрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Удальцовой, А.К.Бондаренко, Ф.Н. Блехер и др. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязьобучения и игры, определилась структура игрового процесса, виды дидактическихигр, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В общей системеобучения дидактическая игра приобретает самостоятельность, сосуществует собучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводитвоспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения ивоспитания в детском саду.
Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида: 1. Игры с предметами (игрушками), вкоторых особое место занимают сюжетно – дидактические, где дети выполняютопределенные роли, и игры – инсценировки, которые помогают уточнитьпредставления о различных предметах;
2. Настольно-печатные.Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Онипомогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире,систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
3. Словесные игрыотличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется вмыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Независимо от видадидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видовигр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего,обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательнойформе, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действиясоставляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Ониявляются как бы рисунком сюжета игры»[25,13].
Обязательнымкомпонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игрыуправляет поведением детей, воспитательно–образовательным процессом. Такимобразом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются:обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. В педагогическомпроцессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, каксамостоятельная деятельность детей и требует чуткого руководства воспитателя.Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Необходимосоздавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал,дидактические игрушки, игры. Продумать, как можно разместить, дидактическийматериал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечитьместо для игр. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей.Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическимиигрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуациивзаимообучения детей. « С помощью игры ребенок может приобретать и новыезнания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюденияза играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика,ребенок получает много новой для себя информации[4,26]. Так же желательнопостепенно вносить новые дидактические игры, а по мере их освоения вводитьусложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей,дополнительных правил, игровых действий).
В поле зрения педагогавсегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыковсамоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интересребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительностьисполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Большой интерес удошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мыодеваемся?» поможет отработать навыки детей в самообслуживании и культуревнешнего вида. Можно так же использовать игры упражнения на развитие мелкоймоторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Дидактическиеигры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитаниядетей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игрдети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя,а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит цельюобогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности(умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающегомира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игранаправлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление,творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Онавырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровыхдействий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формойобучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результатсвоей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочьтому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как дляиндивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Н.ЯМихайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействийпо обогащению дидактической игры должна быть не «коллективная проработказнаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельнуютворческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразныесодержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровыхобъединениях. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «играимеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она немистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность,которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбраннаядеятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей,является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого родамоделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».
Играимеет важное значение в жизни ребёнка. В младшем возрасте ребёнокпреимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят запределы самого простого самообслуживания; он начинает самостоятельно есть,укрываться одеялом, надевать штанишки. И в совершенствовании этих навыков, какпоказывает опыт работы, помогают творческие игры: сюжетно — ролевые,театрализованные.
ПедагогН. Лаврененко, изучая тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков удошкольников» предложила студентам составить по этой теме сказки длядошкольников: «Что случилось с мальчиком, который не любил умываться»,«Путешествие в стране Чистюль» и т.д.
ВоспитательН. Чулкова советует обучать детей процессу умывания используя прием показа. Онапредлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия детипоказывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран сводой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мытьлицо и насухо вытираться полотенцем.
Чтобызакрепить знания о пользе воды, привить первоначальные навыки личной гигиены,во время развлечения инструктор по физическому воспитанию детского сада А.А. Лихачевапредлагает организовать встречу с Мойдодыром. В ходе занятия дети учат мальчика- грязнулю умываться, пользоваться умывальными принадлежностями. После этогомальчик становится чистым и Мойдодыр его хвалит, а детей он хвалит за то, чтоони научили этого мальчика умываться.
Всвоей работе, по формированию культурно — гигиенических навыков мы отдаём предпочтениеиграм и игровому методу, использованию художественного слова, это создаёт удетей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно– гигиенических навыков.
1.5Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме
Вдошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно — гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется всоответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценностьздорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят сэлементарными правилами безопасного поведения.
Цельвопроса — познакомиться с отечественными образовательными программами повопросу воспитания культурно — гигиенических навыков у детей дошкольноговозраста, дать анализ методического обеспечения программ, изучитьдиагностическую литературу.
Мною был проведёнанализ таких программ, как: «Программа воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы«Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольнойпедагогики РГПУ им. А.И. Герцена. (См. приложение 1)
Проанализировавпрограммы, я пришла к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детскомсаду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ориентируетна создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыковличной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме днядетей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детейсреднего возраста, на формирование культурно — гигиенических навыков. Программапредусматривает укрепление здоровья ребёнка, а это невозможно без соблюденияправил гигиены. Именно поэтому, как мне кажется, в разделах «Физическоевоспитание» включены подразделы, «Культурно-гигиенические навыки».
Авторы программы«Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школыкак субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Девиз программы:«Чувствовать – Познавать – Творить».
Базой для реализациипрограммы является осуществление задачи укрепления физического и психическогоздоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
В программе есть раздел«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» в этот раздел входитнесколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры».
Проанализировав этотподраздел, я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическоепросвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, оважности гигиенической культуры. Эти сведения становятся важным компонентомличностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Поэтому я будуработать по программе «Детство»
В период от трёх досеми лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняетсясама структура навыков и характер их формирования.
1.Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Навыкмыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнениедействий сопровождаются чувством удовольствия, окрашивается положительнымиэмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшеепотребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды,даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
Сформированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действиепобуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивомстановится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыкисначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняютсяежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть рукиперед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.
2.Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся болеесложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычексоздаёт фундамент для других, более сложных.
Навыкиличной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надовести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала кполотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем кпосуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду другихлюдей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера.Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания,становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание вчистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным вделах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыковрасширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинаетвыполнять культурно — гигиенические навыки по своей инициативе.
3.Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно — гигиеническиминавыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываютсяпредпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость ихвыполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он«открывает», что за каждым культурно — гигиеническим навыком стоит определённоеправило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческогообщества.
Методыдиагностики культурно — гигиенических навыков просты. Главным методом являетсянаблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностикапсихологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, какправильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиеническихнавыков у детей дошкольного возраста.
Преждевсего, надо провести предварительную работу, составить таблицу «Освоение детьмиот одного до семи лет культурно — гигиенических навыков», а затемпроанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схемуанализа данных для каждого бытового процесса:
1. Эмоциональноеотношение ребенка к бытовому процессу…
2. Что важнее дляребёнка процесс или результат…
3.Отношениек используемым предметам...
4.Проявление самостоятельности ребёнка....
-какреагирует на столкновение с трудностями
-необходимли контроль взрослого при выполнении действий?
 -умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат.
5.Взаимоотношения со сверстниками;
6.Взаимоотношения со взрослым;
Цельтакой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогическогопроцесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.
Длятого, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свойопыт и специальные знания о ребенке.
Вкниге «Педагогическая практика в детском саду», авторы В.П. Дуброва и Е.П.Милашевич в изучении сформированности культурно – гигиенических навыковопираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой иЮ.А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методомдиагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторысоветуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу,что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно– гигиенических навыков.

Выводы
Врезультате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классикиотечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали,что формирование культурно — гигиенических навыков одно из важнейшихнаправлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опытработы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки ипривычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированиюкультурно — гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте ссемьёй.
Изучениепервоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиеническихнавыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.
Чащевсего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же спомощью художественного слова.
Изучаяопыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшегодошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровыеприёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук,причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормамичеловеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает,прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтениеразным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах“Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что егопо данной теме не достаточно.
Культурно-гигиеническиенавыки — важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родителидолжны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числекультурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей егопоследующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возрастакультурно — гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психическиепроцессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большоготерпения и понимания.

Список литературы
1.        БелостоцкаяЕ.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7.– М.: Просвещение,1991.
2.        БондаренкоА.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3.        БондаренкоА.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:Просвещение,1985.
4.        БуреР.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5.        БогуславскаяЗ.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. –М.: 1991.
6.        Воспитателюо работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7.        ГолицинаН.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса вдошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
8.        ГуринаИ. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. –СПб., 2007.
9.        ДуброваВ.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр«Академия», 1998.
10.      Детство\Подред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.: Акцидент, 2008.
11.     ЗапорожецА.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
12.     ЗебзееваВ.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
13.      Иградошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
14.      Историядошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Подред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.
15.      КомароваТ.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .:2005/
16.      КрупскаяН.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
17.      КуликГ.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. –(Программа развития).
18.      ЛихачёваА.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
19.      МчедлидзеН.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежнойпедагогики. – М.: Просвещение, 1980.
20.      МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
21.      МухинаВ.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
22.      ОстровскаяЛ.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение,1990.
23.      ПечораА.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
24.      Программавоспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.:Мозайка – Синтез, 2007.
25.      СорокинаА.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
26.     УрунтаеваГ.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.:Просвещение, 1997.
27.     УрунтаеваГ.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
28.      УсоваА.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
29.     ЧулковаН. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.