Реферат по предмету "Политология"


Сравнительный анализ форм политических режимов

содержание
Введение
Глава 1. Типы политических режимов
1.1 Тоталитарный политический режим
1.2 Авторитарный политический режим
1.3 Демократический политический режим
Глава 2. Сравнительный анализполитических режимов
Заключение
Список использованной литературы

введение
Понятие«политический режим» — одно из общепринятых в современнойполитологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средстви методов реализации политической власти, оценивания сущности государства.
В науке конкурируют дваподхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы иправила отправления власти, и социологический, опирающийся на анализ техсредств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная властьи которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системойразделения труда, характером коммуникаций и т.д. При социологическом подходе вкачестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальныеструктуры, но и те группировки, которые реально влияют на принятие решений.
Сегоднянет четкого определения понятия «политического режима», однако можновыделить ряд основных толкований:
- система средств иметодов осуществления политической власти;
- модель, формавзаимодействия государственно-властных структур и населения;
- совокупностьхарактерных для определенного типа государства политических отношений, средстви методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властьюи обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовыхвзаимоотношений, состояния политической культуры общества.
В политической наукепонятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическаясистема» и рассматривается, как правило, только в связи с особенностямиразвития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятийвызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматриваюткак синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногдаполитическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.
Именно политическиережимы проводят и отражают определенную государственную политику, вырабатываюти осуществляют тот или иной политический курс, проводят конкретную линиюповедения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Любой политическийрежим существует в некоем окружении — социальном, психологическом,географическом и т.д. Взаимосвязи режима и его окружения могут быть самымиразличными. Вполне очевидно, например, что становление режима чаще всегопротекает в условиях мощного влияния социокультурных факторов.
Прианализе политических режимов рассматривают следующие величины:
· процедура испособ организации властных институтов и непосредственное осуществление власти;
· конституция;
· характер партийнойсистемы;
· роль группдавления и интересов в обществе;
· отношениями междуполитической властью и гражданами [9].
Политическийрежим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов иполитического процесса и не может быть установлен конституциями или другимизаконами.
Дляопределения политического режима необходимо сопоставление конституционных иправовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — сдействительной политикой, проводимой в государстве.
Существуетмного классификаций политических режимов. Любая классификация являетсяусловной, потому как «чистых» политических режимов в практике несуществует. Классифицировать политические режимы начали в начале 20 века, но до60-х годов чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял ихна демократические и недемократические. В начале 60-х годов американскийполитолог 3. Бжезинский выделил и тоталитарный режим на основанииполитологического анализа политических систем прежних социалистических стран.
Характеристикии особенности политических режимов политология изучала на протяжении несколькихдесятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно нафилософско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов ипроцедуры перехода от одного режима к другому.
Описание и сравнение конституционных порядков различных страни их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствахправ законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотиповв общественном мнении, а также анализ других компонентов организацииполитической власти в различных странах позволили выделить множество типовполитических систем. Их разнообразие раскрывает богатство эволюции политическихпорядков в мире.
Самойраспространенной является классификация режимов на:
- тоталитарные;
- авторитарные;
- демократические.
Такимобразом, целью исследования курсовой работы является сравнительный анализ формполитических режимов, изучение темы с точки зрения отечественных и зарубежныхисследований.
Объектомисследования выступают формы политических режимов, их влияние на политическую иобщественную жизнь государства.
Предметомисследования является основополагающие принципы функционирования политических режимов,их положительные и отрицательные стороны.
Всоответствии с этим были определены задачи исследования, к которым относятся:
1.Исследовать политический режим как понятие, категорию и государственно-правовой(а также политический) институт; выявить его общие признаки и значение;
2. Провестианализ структуры политического режима;
3. Провеститипологизацию политических режимов по различным основаниям;
4. Определитьспецифику демократического типа политического режима, рассмотреть его признаки;
5. Выявитьособенности тоталитарного типа политического режима, раскрыть его признаки;
6.Исследовать специфику авторитарного типа политического режима, еготипологические признаки.
Актуальностьданной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме всовременной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую,так и практическую значимость, а также тем, что в политическом режимепроявляются функции государственной власти и других институтов политическойсистемы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие наобщество.
Методологическая базаисследования в работе представлена:
· диалектическимметодом, который позволил проанализировать концепции в единстве с развитиемполитической практики;
· историческимметодом, позволившим проследить генезис и эволюцию концепции политическогорежима;
· сравнительнымметодом, который позволил сопоставить взгляды видных представителейобщественных наук;
· системным методомнаучного познания, при помощи которого проблема типологии политического режимарассматривается в ее целостности и единстве.
Теоретическое значениеизучения проблемы «Формы политических режимов: сравнительный анализ»заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится настыке сразу нескольких научных дисциплин.
В работе былииспользованы следующее источники: Р. Арон «Демократия и тоталитаризм»,в которой он называет основные признаки этих режимов, даёт их сравнительныйанализ; Ф. Бенетон «Введение в политическую науку»; Р. Даль «Одемократии», где рассматриваются ключевые положения демократической теории,подвергаются критическому анализу их внутренние противоречия.; различныеэлектронные ресурсы и др.

Глава1 Типы политических режимов
политическийвласть тоталитарный авторитарный демократический
1.1 Тоталитарныйполитический режим
Тоталитарный политическийрежим — общественно-политическая система, которая ради определенных целей своихсоздателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества ивсеми сторонами жизни каждого индивида [10].
В политический лексиконтермин «тоталитаризм» (от лат. totalis — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е годы одним из первых ученых,использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ иполитолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих порслужит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических),стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества вцелом и каждого гражданина в отдельности.
Некоторые исследователи(Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системепланирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшейна смену свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процессауправления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникации порождали иллюзию,что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни,можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели,не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.
К.Фридрих и З.Бжезинскийв работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили основныепризнаки тоталитарного режима:
· Наличиеофициальной тотальной идеологии, главной задачей которой является легитимацияполитического режима и его курса;
· монополия однойпартии на власть, не ограниченная никаким законом и даже уставом самой партии.Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;
· срастаниепартийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государствастоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;
· осуществлениеидеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных испортивных парадов. Целью такой пропаганды является мобилизация народа в поддержкусуществующего режима;
· в экономическойсфере тоталитаризмстроится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата надпроизводством и экономикой в целом, на централизованном плановом руководстве иуправлении хозяйственной деятельностью;
· создание системытотального полицейского контроля для всеобщего устрашения, использованиеметодов морального и физического принуждения, а также террор [11, с. 84].
Общим для всехтоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии спринципом – «запрещено все, кроме того, что приказано властью».
Р. Арон в своей работе «Демократияи тоталитаризм» высказал идею о том, что при определении тоталитаризмаважно учитывать не только «исключительное положение партии, илиогосударствливание хозяйственной деятельности, или идеологический террор. Носамо явление получает законченный вид только тогда, когда все эти чертыобъединены и полностью выражены» [2, с. 87].
Названные черты в большейили меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этомможно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм,национал-социализм.
Исторически первой иклассической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель,которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютнуювласть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включаяобразование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризмв его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине20 века этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а вряде стран он существует еще и сегодня.
Вторая разновидностьтоталитаризма — фашизм, который впервые был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не столько за радикальное преобразование всего общества всоответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи,очищение «народной души», установление твердой государственнойвласти.
Третья форма тоталитаризма- национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом — оба развивались на идее социализма,на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение «товарищ»было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимаетнация, место классовой ненависти — национальная и расовая, агрессивностьнационал-социализма направлена не против собственных граждан (как присталинизме), а против других народов.
Таким образом,политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностьюмобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимыхцелей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство. Ониэффективны в период войн. Однако такие системы слабо приспособлены к развитиюобщества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеетисторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутреннихресурсов тоталитарное государство истощает себя.

1.2 Авторитарныйполитический режим
Авторитарный политическийрежим – политический режим, при котором государственнаявластьосуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) приминимальном участии населения [1].
Исторически авторитаризмсуществовал в разных формах в самые раз-ные эпохи и в различных странах(например, античные греческие и восто-чные деспотии и тирании — Персия, Спарта,многие другие феодальные аб-солютистские режимы и т.д.). Его теория былавпервые разработана теорети-ками начала 19 века как ответ на Французскуюреволюцию и социалистичес-кие движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом.
Авторитарные режимыформируются, как правило, в результате государственных переворотов иликонцентрации власти в руках лидеров или отдельных группировок. Складывающийсятаким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реальноправящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которыеосуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в видевласти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия тогоили иного лидера.
Особое значение приопределении авторитаризма имеет характер отношений государства и личности: онипостроены больше на принуждении, чем на убеждении. Для сохранения своей властиавторитаризм использует следующие приёмы и методы: создание соответствующейполитико-правовой базы, использование государственных ресурсов для обеспеченияблагоприятных результатов выборов, формальный или контролируемый плюрализм.
Авторитаризму присущиследующие черты.
1. Носителем властивыступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны инеподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх,тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Массаже населения отчуждается от власти;
2. Ограничение выборностигосударственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременнонаделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Фактическийотказ от концепции разделения властей;
3. Опора на силу.Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и дажепользоваться популярностью среди населения, однако он обладает достаточнойсилой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычноне скрывает этого;
4. Ограничение или полноезапрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможносуществование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых другихорганизаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольнывластям. Конкуренция в политической сфере отсутствует;
5. Отказ от тотальногоконтроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросамиобеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешнейполитики. Основным лозунгом режима является лозунг «Разрешено все, кромеполитики».
Учитывая эти признакиавторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человекаили группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющуюавтономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарномполитическом режиме запрещаются главным образом политические формыдеятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеюткаких-либо институциональных гарантий своих прав. Государство при авторитаризмеглавным образом опирается на харизматических лидеров, допускает ограниченныйплюрализм мнений.
Для того, чтобы сохранитьнеограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит смену элитне путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их вруководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобныхрежимах происходит не путем установленных законом процедур заменыруководителей, а насильственно, эти режимы, как правило, не являютсялегитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержкународа, это не мешает им существовать в течение длительного времени идостаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точкизрения проведения экономических и социальных реформ можно назвать авторитарныережимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабскогоВостока.
Авторитарные политическиережимы — самые распространенные в истории человечества. Это древневосточныедеспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднегоСредневековья и Нового времени, западноевропейские империи 19 века,военно-полицейские режимы в Латинской Америке и авторитарные режимы всоциалистических странах в 20 века. В период после второй мировой войныавторитарный политический режим носит чаще всего переходный характер. Обычно онориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию.
Ф. Бенетон выделяет триформы авторитарного политического режима: деспотизм, диктатура и революционнаятирания:
—  деспотизм,соответствующий двум формам правления: тирании и олигархии. Государствофункционирует в целях удовлетворения потребностей того, кто правит;
—  диктатура –режим, направленный на реализацию проектов, касающихся интересов общества вцелом. В чистом виде диктатура является переходной формой;
—  революционнаятирания – крайний вариант авторитарного режима. От имени народа и с цельюпостроения нового порядка государство концентрирует власть, требует согласиясвоих подданных [3, с. 188].
Авторитарный политическийрежим в современном мире существуют по следующим причинам: господствоподданнического типа политической культуры; большая степень конфликтности вобществах; экономическая отсталость; отсутствие развитого гражданского обществаи т.д.
Таким образом, любойавторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциальнонестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, нестолько политические, сколько социальные и экономические. Политически у авторитаризмачаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в видемассового движения. Более того, авторитаризм нередко существует в условияхсегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политическихгруппировок не имеет шансов прийти к власти. В то же время социальноавторитаризм имеет хорошие шансы для выживания. В распадесоциально-экономических связей и кроется главная причина возникновенияавторитарных режимов.
1.3 Демократическийполитический режим
Слово«демократия» (от греч. Demos и kratos — народовластие) одно из самых популярных всовременном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел вдемократии особую форму государственной власти, разновидность организациигосударства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всемгражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократиидал А. Линкольн: «Демократия — правление народа, избранное народом, длянарода» [6].
Демократическийполитический режим — это форма организации общественно-политической жизни,основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборностиорганов государственного управления и принятия решений в соответствии с волейбольшинства [7].
В современноммире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитыхстранах с устойчивыми традициями либерализма и плюрализма. Демократия несводится к некоему единственно возможному набору институтов. Конкретная формадемократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, оттрадиционной структуры государства и принятой политической практики.
В настоящеевремя все чаще используют термин «либеральная демократия», которыйхарактеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далюсуществует целый ряд признаков либеральной демократии:
· эффективноеполитическое участие граждан;
· их равенство поотношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);
· возможностьполучать достоверную политическую информацию и, следовательно, делать выборсамостоятельно и со знанием дела («просвещенное понимание»);
· механизм контроляграждан над политической повесткой дня;
· включенность вжизнь общества [5, с.42].
Основнымипризнаками демократического политического режима является:
ü  признание суверенитета народа, волибольшинства в качестве источника государственной власти;
ü  наличие конституции, котораязакрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;
ü  определен правовой статус личности наоснове принципа равенства перед законом;
ü  соблюдение принципа разделениявластей;
ü  свободная деятельность политических иобщественных организаций;
ü  доминирование методов убеждения,согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;
ü  обязательная выборность органоввласти;
ü  разграничение государственной сферы исферы гражданского общества;
ü  экономический и политический,идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).
Практическаяреализация демократии зависит от множества обстоятельств, в особенности отчисленности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицыболее однородны по составу и предоставляют лучшие возможности длянепосредственного участия в политической жизни. В компактных обществах можноорганизовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности дляграждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеруструктурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время суменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решенияпроблем. Решение данного противоречия лежит в разделении сфер влияния междуадминистративными и общественными единицами различных уровней, в частности,путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый методзаключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.
Демократическийгосударственно-политический режим характеризуется приверженностью не толькодемократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательномуиспользованию соответствующих способов и методов их достижения в процессеосуществления государственной власти.
Политологивыделяют следующие модели демократии:
1. классическаялиберальная (представительная) либеральная представляет собой механизм,обеспечивающий защиту граждан от произвола властей и незаконных действий другихлюдей. теоретики данной модели полагали также, что прямая демократия можетпривести к тирании большинства, при которой права остальных могут нарушаться отимени народа. Слабости либеральной демократии: социально-классоваяограниченность; ограниченность сферы демократии и политического участияграждан; уменьшение роли государства в управлении обществом; игнорированиепринадлежности человека к различным социальным группам и т.д.;
2. плюралистическаямодель исходит из принципа, что творцом политики являются социальные группы,отношения между которыми формируют интересы, ценности и мотивы политическойдеятельности. Назначение демократии, по мнению сторонников этой модели, состоитв предоставлении всем гражданам права открыто выражать своё мнение, вдостижении баланса интересов разных социальных групп, в предотвращениивозможных конфликтов. Недостатки этой модели: преувеличение участия граждан вполитическом процессе; недостаточный учёт или игнорирование неравенстваполитического влияния различных общественных организаций и т.д.;
3. коллективистскаямодель отрицает автономию личности и признаёт приоритет народа в осуществлениивласти. В.И. Ленин полагал, что демократия – это признающее подчинениеменьшинства большинству государство, т.е. организация для систематическогонасилия одного класса над другим [6];
4. индивидуалистическаямодель: главная идея – автономия личности, её первичность по отношению кгосударству. При такой модели создаются институциональные и правовые гарантии дляиндивидуальной свободы человека, предоставляются возможности для выбора образажизни;
5. партиципаторнаямодель подразумевает обязательное исполнение гражданами функций по управлениюделами общества и государства на всех уровнях. Главными механизмамипартиципаторной демократии являются референдумы, инициативы, отзывы. Критикиэтой модели демократии утверждают, что широкая политизация общества ведёт ктоталитаризму или популистскому авторитаризму; кроме того, при такой формеправления наблюдается низкая эффективность принимаемых решений вследствиенекомпетентности субъектов политики и т.д.
Современную«демократизацию» считают одной из «волн» в процессеутверждения демократических ценностей. Концепция волн демократизации была разработанав 1991 году С. Хантингтоном. В своей работе он предложил 3 волны:
v  первая, 1826-1920 года (образование29 демократий);
v  вторая, 1945-1962 года (числодемократий в мире увеличилось до 32);
v  третья, которую инициировал крахкоммунизма[13, с. 79].
Однако,не смотря на все достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о еёнедостатках. Платон, например, говорил, что демократия — самая коррумпированнаяформа правления после тирании. Гёте писал: «Ничего так не отталкивает, какбольшинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которыеприспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, котораядвижется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет»[4, с. 125].
Очевидно,что демократии в чистом виде не бывает, однако она остаётся самой лучшейизвестной формой правления.

Глава2 сравнительный анализ политических режимов
Для начала анализа формполитических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как ипосредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть вобществе:
1. организацияструктуры правления:
В тоталитарных режимахгосударство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия,сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией,стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствиеоппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматическоголидера.
При авторитаризме же контрольнад обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияниеобщества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий,одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие оттоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Рольлидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.
В демократическихполитических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны передвыборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства вкачестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действияперед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократияподразумевает конкуренцию интересов и мнений;
2. ограничениедеятельности правящих структур:
При тоталитарном иавторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партиинеподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решенийи политический процесс.
А в демократических обществахгосударство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан.Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможностьконтролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к нимможно отнести политические партии, различные общественные организации,конституционные и правовые гарантии и т.д.);
3. ответственностьправящих структур:
При тоталитаризме иавторитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решениясамостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия передгражданами.
Демократия жеподразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностьюгосударственных органов. Государство несет ответственность перед международнымсообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.
4. проникновениеорганов власти в структуры общества:
При тоталитарном режимегосударство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль надэкономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы,для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии,направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политическойсферой.
При авторитарномправлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное,контроль над обществом перестаёт быть тотальным.
Воздействие органоввласти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методыубеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развитогражданское общество – это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяетсяобласть свободного волеизъявления людей, где компетенция государственноговмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, ихдобровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируетсягражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самогогосударства.
5. официальнаяидеология:
В основе тоталитарногополитического режима лежит официальная идеология, которая рисует некоеидеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера илиправящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимациюустановленного политического режима и его курса.
При авторитарном режименет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режимаопределённых социальных групп.
В демократическихгосударствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной.Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразияполитических сил с конкуренцией между ними за представительство в органахгосударственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов,дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями длясуществования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система,политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации [6].
6. наличиеполитических партий:
При тоталитаризмегосподствует одна политическая партия, имеющая монопольное право наполитическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её членызанимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологиистатус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическомуинакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений иоправдание, учитывая это, любых форм насилия.
При авторитаризмевозможно существование нескольких партий, одна из которых обладаетпривилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией идисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещениедеятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.
Неотъемлемой частьюполитической системы современного демократического общества являютсяполитические партии. Политические партии в современных обществах выполняютследующие функции: 
v представительство- выражение интересов определенных групп населения;
v социализация — вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
v идеологическаяфункция — разработка привлекательной для определенной части общества политическойплатформы;
v участие в борьбеза власть — подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий ихдеятельности;
v участие вформировании политических систем — их принципов, элементов, структур.
Демократия подразумеваетсоревнование политических партий, существование на законных основанияхполитической оппозиции.
7. обеспечение прави свобод индивидов:
Притоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданскоеобщество, права и свободы человека носят формальный характер, полностьюотсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы радиобщих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля,предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения. Для егоосуществления режим использует органы безопасности, милиции, полиции и др.(КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующиенасильственные методы морального и физического принуждения.
Вавторитарных режимах права и свободы человека и гражданина главным образомпровозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридическиегарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовымрепрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан наполитический процесс и принятие политических решений в частности минимально. Авторитаризмне оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.
Вдемократических режимах провозглашаются и обеспечивается основныедемократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное правона участие в политической жизни страны и управлении государством, легальноесуществование плюрализма во всех сферах жизни общества. Свободно действуютполитические и общественные организации, представляющие интересы различных социальныхслоёв общества, абсолютный приоритет правовых методов смены власти. Приправлении большинства уважаются права меньшинства, которое имеет возможностьотстаивать свои интересы и располагает конституционными гарантиями защиты отдискриминации. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большоевлияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы.Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и ихсравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.

заключение
Политический режим — этосовокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элитыосуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; этосочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений,образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период[9].
Исследованиеполитического режима позволяет составить реальное представление о реализацииполитической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретнойстране в определенный исторический период времени. Режим указывает насоциальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся увласти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
Политический режимникогда прямо не указывается в конституциях государств (не считаяраспространенных указаний на демократический характер государства), однакозачастую непосредственным образом отражается на их содержании.
Вообще политический режимявляется функциональной характеристикой власти, сущностью государственногостроя, показывает, какие силы получили доступ к рычагам государственной власти,какие цели они преследуют.
Любой политический режимявляется динамической категорией, зависящей от состояния общества и соотношенияв нём политических сил. Поэтому нельзя отождествлять политический режим иправовую систему государства. Например, основной закон может формально бытьдемократичным, а на практике обладать авторитарными чертами. Р. Арон отмечал: "…политическийрежим формируется особым сектором социальной совокупности. Особенность такогосектора – в том, что он определяет целое. Значит, можно концептуализироватьполитическую действительность, прибегая к понятиям, характерным для политики,или же к широким расплывчатым понятиям с претензиями на философскую глубину. Ниправовые, ни философские концепции не отвечают требованиям социологическогоисследования" [2, c.47].
Реальная оценкаполитического режима включает в себя ряд критериев:
o политическиеструктуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
o методыосуществления государственной власти;
o реальный уровеньсвобод человека, объем его прав;
o характерполитического лидерства;
o тип политическогоповедения;
o соотношение междузаконодательной и исполнительной ветвями власти;
o положение СМИ,степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
o методы выработкиполитических решений;
o плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
o идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
o формы отношениянаселения к политическому участию др.
Вышеназванные признакислужат критериями для выделения разных типов политических режимов. Приопределении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства,с одной стороны, и гражданского общества — с другой. Характер взаимоотношенийопределяется силой либо слабостью гражданского общества.
Одной из наиболее широкораспространенных, но достаточно глубоких классификаций является делениеполитических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические,построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества(народа) и личности (граждан). Данная классификация отражает идеальные, т.е.теоретические типы политических режимов. В реальности ни один из них в чистомвиде не существует. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той илииной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены вистории человечества и в современном мире. В условиях демократии общество имеетрычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. Внедемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданскоеобщество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Политическийрежим обладает способностью эволюционировать вследствие распада илипреобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм илитоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.
Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.
Однако независимо оттого, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какойполитический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечномсчете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политическихпорядков в стране.
Обстановка в мировом сообществе конца 20 века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Списокиспользованной литературы
1 Авторитарный политический режим // Политический словарь.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mirslovarei.com. Дата доступа – 18.10.2010.
2 Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. – Минск: Текст, 2003. – 510 с.
3 Бенетон, Ф. Введение в политическую науку / Ф. Бенетон. –М: Издательство «Весь Мир», 2002. — 368 с.
4 Божанов, В.А. Политология: мир современной политики / В.А.Божанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство деловой и уч. лит-ры,2008. – 320 с.
5 Даль, Р. О демократии / Даль. Р. — М.: Аспект-пресс, 2000.– 208 с.
6 Демократия // Электронная энциклопедия. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: www.wikipedia.org. Дата доступа – 22.10.2010.
7 Демократический политический режим // Политический словарь. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.mirslovarei.com. Дата доступа – 18.10.2010.
8 Политические институты на рубеже тысячелетий / редкол.:В.И. Борисюк [и др.]. – Дубна: «Феникс+», 2001. – 480 с.
9 Политические режимы // Электронная энциклопедия.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.wikipedia.org. Дата доступа – 16.10.2010.
10 Тоталитарный политический режим // Политический словарь. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.mirslovarei.com. Дата доступа – 18.10.2010.
11 Фридрих, К. Тоталитарная диктатура и автократия / З.Бжезинский, К. Фридрих. — М.: ИНИОН, 1993. — 438 c.
12 Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю.Хабермас. – М.: Академия, 1995. – 256 с.
13 Хантингтон, С. Третья волна демократии / С. Хантингтон. – М.:РОССПЭН, 2003. – 368 с.
14.Цыганков, А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика /А. Цыганков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gumer.info/политология. Дата доступа – 21.10.2010.
15 Шмиттер, Ф. Угрозы и дилеммы демократии / Ф. Шмиттер.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.old.russ.ru. Дата доступа – 19.10.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.