Реферат по предмету "Политология"


Структура государственного управления Англии

Министерство образования Российской Федерации
Липецкий Государственный Педагогический Университет
ФэиИ
Кафедра Менеджмента
Контрольная работа
По учебной дисциплине: Государствоведение
Тема “Структура государственного
управления Англии”.
Выполнил:
студенткагруппы ГМУ-02-01
Севрюкова Екатерина
Принял:
ДоцентМосковцев В. В.
Липецк

Оглавление
Введение                                                                                                                3
1.  Структурагосударственного управления Англии 
1.1.    Краткая характеристикагосударства, его положение в мире            3
1.2.    Системагосударственного управления                                                3
1.3.    Структурагосударственного управления                                            4                                         
1.4.    Институциональныйанализ государственного управления               7
1.5.    Функциональныйанализ государственного управления                   10
1.6.    Организационныйанализ государственного управления                  12
Заключение                                                                                                             17
Библиографическийсписок                                                                                 18

Введение
 Монархическая форма правления до сихпор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государстваявляется монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм,считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющембольшинстве стран он такой власти реально не имеет.
 По общему правилу,монарх занимает свой пост по наследству. Исключения очень редки. Лишь припрекращении династии происходят выборы нового монарха
Цель данного исследованияизучить систему государственного управления в современной монархии, на примереВеликобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:
·   рассмотретькакова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны;
·   рассмотреть иизучить, что представляет собой система государственного управления.
Краткая характеристикагосударства, его положение в мире
Соединенное КоролевствоВеликобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названиюосновной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы надвух крупных — Великобритания и Ирландия — и примыкающих к ним многочисленныхмелких островах.
Великобритания состоит из4 административно-политических частей: Англии(39 графств, 6 метрополитенскихграфств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов иостровной территории) и Северной Ирландии (26 округов).
Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объемупромышленного производства она занимает пятое место в мире — после США, Японии,ФРГ и Франции.
Только США уступаетВеликобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам нанаучно-исследовательские работы — лишь США, ФРГ и Японии. Лондон — один изкрупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сетьбанков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобританиязанимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирскихи грузовых перевозок.

Система государственного управления
Великобритания — конституционная монархия. Главой государства является король (королева). Королевскийтрон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но еслиу короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующейкоролевы не приобретает титула и полномочий короля — он носит титул принца –консорта.
Формально монарх обладаетвесьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, ипритом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного праваи конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершенорассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Нопоследний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. Посуществу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающиек нему билли.
Король (королева)созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министрови других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти,верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви,заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилованияи.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, чтотолько часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая частьсчитается непроизводной от власти парламента и составляет так называемуюкоролевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, правообъявления войны, право роспуска парламента и др.).
Однако по своемуусмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия.В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой “ король неможет быть не прав”. Практически это означает, что монарх не несетответственности за акты, изданные от его имени,- ответственными считаютсяминистры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащиеей полномочия не иначе, как по “ совету “ (предложению) соответствующихминистров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров,но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказываетсодействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят всеминистры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.
Это не значит, чтокоролева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотяона сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять идействительно на решения, принимаемые должностными лицами британскогогосударства.

Структура государственного управления
Законодательный орган — двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов).Центральная исполнительнаявласть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров,- правительствомЕе Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль вуправлении государством играют правительство и премьер министр./> />
Схемаправительства Великобритании
Отдельные вопросыорганизации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативныеакты: Акты о министрах Короны 1937, 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочийминистров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г,1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров1972 г.
Порядок формированияправительства основывается главным образом на конституционных соглашениях.Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королеваназначает премьер — министром лидера партии, получившей абсолютное большинствомандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранноголидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ниодна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводитконсультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, самапринимает решения. После назначения премьер — министр королева по егопредложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Если премьер — министруходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемникназначается королевой после того, как партия, располагающая большинствомголосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер — министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник,формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставкуправительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер — министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.
 Должность премьер-министравозникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени егополномочия и фактическая роль определяются неписанным правом, а также зависятот политических обстоятельств.
Согласно обычаю,премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г.занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях напремьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупнымминистерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.
 Премьер министр играетведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельности,а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Онявляется главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламентетронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительскиефункции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает кругвопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет ихобщую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендациимонарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров иоб отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета.Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра впринятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельностикабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую областьправления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую рольпрежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в другихнаиболее важных сферах государственной жизни.
 Премьер — министросуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновниковгосударства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир.Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер- министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним,британским подданным, членом парламента.
 Для обеспеченияэффективной деятельности главы правительства используется личный секретариатпремьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер — министрможет создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер — министра включает лиц, являющихся гражданами служащими — чиновниками высшегоранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членомкабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационныхи аналитических материалов.
В отличие от другихстран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинетминистров с более узким составом. Таким образом, термины “ правительство “и “ кабинет “ не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда каккабинет — это организационно обособленная часть правительства, играющая особоважную роль.
Что касается составакабинета, то он определяется лично премьер — министром, и обычно число министровв нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер — министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положениев кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств.
 Работа кабинета организуетсяаппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическаяслужба и др. Структура аппарата может изменяться в зависимости от личногоусмотрения премьер — министра, имеющего право создавать в ней новые посты иподразделения.
В Великобританииисторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графствадо советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет ворганах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения;некоторые советы были упразднены, появились новые.
 По закону о местномсамоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, атакже британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.
Так, Англия разделена на39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа(296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов.Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальныеединицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа,3 островных территории и1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26округа.
Все административныетерритории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходыи общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств,округов и городских округов избираются на 4 года.
Главой исполнительнойвласти является председатель совета, избираемый советом из своегосостава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.
 К ведению советовграфств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану,землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов игородских округов входят: налогообложение, городское и сельскоеземлепользование, заводы и учреждения и т.д.

Институциональныйанализ государственного управления
Великобритания не имеетписаной конституции, сформулированной в виде единого, основного закона. Воснове государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты,конституционные обычаи, решения высших судебных органов (прецедентное право).Среди существующих законов большое конституционное значение имеют: Великаяхартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправленииправосудия, законы, касающиеся избирательной системы и др.
Исторические особенностиразвития государства обусловили нестандартный характер британской конституции.Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания илисущности. По форме британская конституция имеет комбинированный,несистематизированный характер; она слагается из двух частей — писанной инеписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтомуконституционное законодательство кажется не очень четким, определенным.Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство,что она никогда не была “записана” в едином акте, Писанная и неписаная ее частиимеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.
Писанная часть включает всебя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламента,регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов неявляется основным законом, и судебные решения (прецеденты), имеющие своимпредметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебныерешения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер,тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение “писанный”закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован онна бумаге или нет, а термин “неписанный” закон употребляется для обозначениязакона, не принимавшегося парламентом.
 Судебные решения составляютсистему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободыграждан, а также отношения различных государственных органов. Судебныхпрецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высшихсудебных инстанций, особенно палаты лордов — верховной судебной инстанциистраны. Ее решения обязательны для всех судов.
К собственно неписанойчасти относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные,но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Этисоглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании какоснова конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практикеправила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например,составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначениеминистров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента,заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике этипрерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобренияправительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента — фундаментальныйпринцип британского конституционного права — также является принципом обычногоправа. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом былоподтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав ипривилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламентараспоряжаться своими внутренними делами.
Историческиконституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силуобстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленнаяэволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никтоне может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого-либоспециального органа. Парламент — теоретический хранитель суверенитета — в любоймомент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай.Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически онидействуют во всех элементах британской политической системы.
Статутное право носитфрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросамнасчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается.Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные,целиком посвященные какому — либо вопросу конституционного регулирования. Кним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях иполномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949гг., Акт о пэрах1963 г.); законы о правовом положении личности, например Хабеас корпус акт 1679г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее историческийхарактер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшимизаконами в области уголовного и уголовно — процессуального права); законы обизбирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. идр.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.).Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобныхнорм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте оминистрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характерасодержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционныенормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.
Своеобразная системаанглийского конституционного права в целом, безусловно охватывает все стороныэтого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов — судебныерешения, закон или какой-либо обычай — не претендует на роль общих принципов;все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельнымпотребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлениисуществующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.
Названные источникиконституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает рольпрецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствуетсозданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебныхпрецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящихкругов в сохранении общего права. Несомненно, что британская конституция поформе очень отличается от других конституций капиталистических стран, хотя и неявляется абсолютно уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция.Основной закон Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрелсистематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867г.регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставивза своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера (например,касающиеся избирательного права).
Особенности британскойконституции объясняются условиями политического развития страны. Онаформировалась под воздействием борьбы между буржуазией, которую представлялпарламент (точнее, его нижняя палата общин), и дворянством, интересы котороговыражал монарх. После прихода к власти буржуазии на формировании конституцииотражается политическая борьба рабочего класса за свои права и интересы.Конституция Великобритании содержит ряд уступок требованиям трудящихся.
Своеобразная формабританской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в неекомпоненты исключают какой — либо особый порядок их принятия, изменения илиотмены. Другими словами, конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемыхс соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычногосудопроизводства. Следующая особенность — отсутствие органов конституционногоконтроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебныерешения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебнымирешениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой.Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционнымсоглашениям, нигде юридически не зафиксированными.
Важнейшая часть любойписаной конституции — хартия, билль или отдельный раздел, посвященный основнымправам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или актанет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы,регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правамисторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькимиактами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права исвободы определяются судебными прецедентами.
Для британскойконституции в большей мере, чем для других основных законов капиталистическихстран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует ито обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно,иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучиотмененными. Будучи конституционной монархией, Великобритания формальноуправляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархесостоит тайный совет, который опять же по конституции помогает управлять емустраной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формальнополучают свою власть от монарха, Фактически же страной управляет правительство,а точнее премьер — министр, в подчинении которого находится и парламент. Тайныйсовет существует и поныне, но монарх не является “хозяином” даже этого органа;его состав формируется помимо монаршей воли.
Функциональныйанализ государственного управления
Палата лордов состоит из наследственных пэров,принцев королевской крови, представителей пэров Шотландии, пожизненныхирландских пэров и высших духовных и судебных сановников.
Численный состав палатызаконом неустановлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участиеоколо 80-90 человек.
Юридическизаконодательным органом является палата общин, которую часто и именуютпарламентом. Она состоит из 630 депутатов, избираемых прямым и тайнымголосованием.
Активным избирательнымправом пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 18 летгод и проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрацииизбирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система.
В состав правительствавходят министры, возглавляющие соответствующие министерства, министры, неимеющие в своем подчинении конкретных ведомств и выполняющие по указаниюпремьер-министра определенные поручения, лорд-канцлер, занимающийсяюридическими и конституционными вопросами, лица, возглавляющие юридическиеучреждения (генеральный прокурор и др.), а также парламентские секретари изаместители министров.
В правительствесуществует руководящее ядро — кабинет, состоящий из группы министров,отбираемых премьер-министром.
Премьер-министромфактически всегда становится лидер политической партии, получившей на выборахбольшинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системегосударственных органов, премьер — министр обладает огромной компетенцией,позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны.Премьер-министр (является одновременно первым лордом казначейства и министромпо делам гражданской службы) располагает обширными полномочиями по назначениювысших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров,которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, даетрекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканскойцеркви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации.В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особоепонятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство,включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, икабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных спроцессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющихк этому никакого отношения. Названная структура правительства сложилась в силуисторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитиеустановившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм вдеятельности правительства в пользу одного лица — премьер-министра и отражающейорганизационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.
Законодательная властьсогласно британской конституции принадлежит парламенту, состоящему из монарха,палаты лордов и палаты общин. Формализм пронизывает и эту “ветвь”государственной власти. Родоначальник всех буржуазных парламентов — британскийпарламент в целом и палата общин, как важнейшая его часть, — утратили своюпрежнюю зависимость в решении государственных дел; большинство его полномочийосуществляется под руководством кабинета министров через механизм партийного контроля.
Кажущийся олицетворениеммалоподвижности, консерватизма, хранителем средневековых традиций британскийпарламент, однако, постоянно приспосабливается к меняющимся условиям. Этоутверждение, в частности, относится к его внутренней структуре. В 1967 г. былавведена должность парламентского комиссара по контролю за деятельностьюадминистрации (разновидность омбудсмена), на которого возложены функции порассмотрению жалоб на “плохое” управление, когда того требуют члены палатыобщин. Расследования касаются действий, предпринятых центральными органамиуправления страны, но не политических вопросов (юридически последниеподконтрольны парламенту). В 1979г. палата общин провела значительную реформусвоих комитетов. Почти все существовавшие комитеты были упразднены, за исключениемнескольких (по привилегиям, юридической документации, например), и было создано12 новых комитетов, соответствующих основным направлениям деятельностиминистерств.
Основная причина,мешающая упразднить парламентскую структуру — заинтересованность правящихпартий в существовании палаты лордов. Основная позиция консервативной партиивсегда была одной и той же: защита этого недемократического элемента в системегосударственной власти страны. Предложения консерваторов всегда сводились кминимальным реформам, не угрожающим существованию палаты.
Господство двухпартийнойсистемы приводит к тому, что одна из партий — консервативная или лейбористская- обладает большинством мест в палате общин. Правительство, контролирующее этобольшинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически толькоправительство обладает законодательной инициативой и ни один законопроект,исходящий от депутатов не может быть принят, если он не пользуетсяправительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированноезаконодательство, почти не подверженной парламентскому контролю, бессилиепарламента в финансовой и бюджетной областях, как и в сфере контроля задеятельностью правительства, — все это говорит об упадке британского парламента,“матери парламентов”, знавшего в прошлом лучшие времена.
Организационныйанализ государственного управления
Процесс перемещенияцентра власти от парламента к правительству весьма остро поставил вопрос о самомпредназначении представительного органа, его реальном положении вконституционной системе. В последние три десятилетия в Англии были проведенысерьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повыситьэффективность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкиевозможности для участия в осуществлении основных функций представительногооргана. Была реорганизована система парламентских комитетов, создана должностьомбудсмена, приняты меры по повышению профессионализма депутатов и пр. При этом“праотец” парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и частозаимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной (американскаясистема комитетов по расследованию деятельности министерств, институтуполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных органов идолжностных лиц и пр.).
ПАЛАТА ОБЩИН.ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ЧЛЕНОВ
Порядок формирования
Одна из важнейшихособенностей парламента (собственно, его основной части — палаты общин) —выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной властив стране. Порядок проведения выборов определяется парламентскимзаконодательством.
Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членовизбирается сроком на пять лет.
Право участия вголосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста.Не могут принимать участия в выборах: 1) иностранцы (aliens); 2) лица, недостигшие 18-летнего возраста к моменту выборов; 3) душевнобольные; 4) пэры ипэрессы (за исключением пэров Ирландии); 5) лица, осужденные за тяжкиеуголовные преступления (в течение срока содержания под стражей); 6) лица, осужденныеза совершение правонарушений, входящих в категорию “бесчестных и незаконныхприемов на выборах”.
Пассивное избирательное право. В английском праве отсутствуетперечень основных условий, которым должен отвечать член палаты общин. Имеетсяперечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а следовательно, икандидатом на выборах. Соответствующие нормы содержатся в парламентских законахи нормах общего права.
Организация парламентских выборов. Общие выборы в стране проводятсяпосле досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока егополномочий. Практически, однако, срок полномочий ни одного из парламентепослевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя продолжительность полномочийпарламента одного созыва равнялась трем-четырем годам. Соответственно и среднийпромежуток между двумя выборами исчислялся этим сроком.
Помимо общих выборов впалату общин, проводящихся одновременно на территории всей страны, возможны такназываемые “промежуточные” (или дополнительные) выборы, которые проводятся вотдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результатесмерти или отставки депутата от данного округа.
В отличие от другихгосударств Западной Европы, в Англии не существует каких-либо специальныхцентральных органов по проведению выборов. Нет их и в избирательных округах.Общее руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляетминистерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по выборам (вэтом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов).
Деление страны на избирательныеокруга. С цельюпроведения выборов в палату общин страна разделена на 650 избирательныхокругов. Из 650 членов палаты общин 523 избираются от Англии, 72 — от Шотландии,38 — от Уэльса, 17—от Северной Ирландии.
Выдвижение кандидатов. В Великобритании не существуеткакого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены визбирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайнопроста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый“документ о номинации”. Этот документ заполняется кандидатом и подписываетсядесятью гражданами. Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление осогласии на номинацию и внести избирательный залог. Документ вручается втечение определенного срока: с 10 ч утра до 15 ч дня, следующего заопубликованием уведомления о выборах, но не позднее, чем через восемь днейпосле издания прокламации о созыве нового парламента.
Кандидат должен уплатитьизбирательный залог. В случае, если кандидат соберет менее 5% голосов избирателей,внесенный им залог пропадает.
Практически кандидатывыдвигаются политическими партиями. Кандидат подбирается из претендентов,предварительно одобренных центральным руководством из внесенных всоответствующий список.
На парламентских выборахвыдвигается в среднем 2300— 2500 кандидатов. Кандидат, выдвинутый вустановленном порядке, вправе назначить так называемого агента по выборам (онсам может выступать в этом качестве).
Процедура голосования и подсчетаголосов. Впарламентских выборах участвует довольно высокий процент избирателей (70—80% отобщего числа избирательного корпуса). Это существенно отличает парламентскиевыборы от местных, где обычно участвует не более 40—50% избирателей, а внекоторых случаях — 30%.
Голосование производитсяпутем подачи бюллетеня, результат определяется при подсчете голосов, отданныхкаждому кандидату. В день выборов избиратель обязан лично явиться всоответствующий избирательный участок в своем избирательном округе, где емувручается избирательный бюллетень. Избиратель, получив бюллетень, входит вкабину для голосования, делает отметку рядом с именем одного из кандидатов,сворачивает избирательный бюллетень и бросает его в урну для голосования.
По окончании голосованиявсе урны передаются в центральный участок по подсчету голосов в избирательномокруге. Подсчет голосов производится в присутствии агентов по подсчету голосов.
Партийный состав палаты.По своему социальному составубольшинство парламентариев — лица, принадлежащие к так называемому “среднемуклассу. В основном это представители таких профессий, как юристы, преподавателивысших учебных заведений, учителя. Что касается выходцев из рабочего класса, тов консервативной партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их12—18%. Большинство парламентариев (около 80%) имеют высшее образование. Посвоему возрастному составу большинство парламентариев находится в возрастнойгруппе 30—60-летних (не более 2% — лица 21— 30 лет, около 14% — свыше 60 лет).В палате общин 42 депутата — женщины.
Главный фактор,оказывающий влияние на состав депутатов, — то, что все 650 членов палаты (за исключениемспикера) представляют политические партии. В палате общин, образованной послевыборов 1987 г., 375 депутатов — от консервативной партии, 229 — отлейбористской, 17 — от либеральной, 5 — от социал-демократической, 24 — отдругих партий (Ольстерские националисты, Шинн Фейн, Шотландская национальнаяпартия).
Партийные фракции —базовые единицы в палате общин. Они именуются парламентскими партиями. Термин“партия” означает, что фракции в палате общин являются независимыми,автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями ипредписаниями партийных организаций вне парламента.
Партийные фракции имеютособых должностных лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организациивсего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий,официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правиламипарламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации впалате общин.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПРОЦЕДУРА И ВНУТРЕННЯЯОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН
Правила парламентской процедуры
В отличие от большинствазападноевропейских стран в Англии нет единого писаного документа (регламента)либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутреннейорганизации палаты общин. Это не значит, что британский парламент неруководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросампроцедуры придается чрезвычайно большое значение в парламентском производстве.Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не водном документе, а в различных источниках (“практика” парламента, постоянные исессионные правила, решения спикера, законы).
Основной источникпарламентской процедуры в настоящее время — постоянные правила. Они принимаются,изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и послеокончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правиламожет быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосованияпростым большинством голосов.
Организация парламентских сессий изаседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства ипроизводятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочияосуществляются королевой по совету премьер-министра.
Срок полномочийпарламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно.Парламентские сессии созываются ежегодно.
Должностные лица палаты общин. Должностными лицами палаты общинявляются спикер, его заместитель, именуемый также председателем комитета путейи средств (Chairman of Ways and Means) и два заместителя председателя комитетапутей и средств (Deputy Chairman of Ways and Means). Они избираются палатой изчисла депутатов.
Правовой статус члена парламента
В Англии отсутствуютзаконодательные нормы, устанавливающие обязанности депутата по отношению кизбирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктринанезависимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всюнацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не даютдепутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитыватьсяперед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ ОБЩИН
Законодательная деятельность
Парламент — высшийзаконодательный орган страны. Верховная власть в области законодательствавверяется парламенту в целом. Это — “королева в парламенте”, то есть королева идве палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатамипарламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу,когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду палату общин:она — центральная составная часть законодательного механизма.
Делегированное законодательство. Парламент — верховноезаконодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать безего уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, втом числе и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за ихосуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановленияназываются поэтому актами делегированного законодательства.
ПАЛАТА ЛОРДОВ
Порядок образования. Палата лордов формируется наневыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула,дающего право быть членом палаты лордов. Это пэры парламента. Они подразделяютсяна духовных и светских, потомственных и пожизненных.
В палате лордов, как и впалате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние нестоль значительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателейи меньше связаны партийной дисциплиной.
Должностные лица палаты лордов. Председатель палаты — лорд-канцлер.Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какоезанимает спикер в палате общин. Лорд-канцлер — член кабинета и назначаетсялично премьер-министром. Он является также главой судебной системы страны. Впалате лордов имеются лорд-председатель комитетов и его заместитель, которыепредседательствуют вместо лорд-канцлера, когда палата преобразуется в заседаниекомитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии комитета). Ониназначаются палатой ежегодно в начале сессии.
Постоянным должностнымлицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиямклерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков,занятых делопроизводством палаты.
Законодательная деятельность. Члены палаты лордов обладают правомзаконодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься в палату лордов.Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте1911—1949 г. В качестве части верховного законодательного органа палата лордоврассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятыепалатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонятьзаконопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Заключение
Проводимое исследованиепозволило сделать следующие выводы:Система государственного управления — это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную специфику. Это исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственными, социально — культурными делами. Система госуправления это — целое состоящее из следующих подсистем: муниципального уровня, регионального и центрального уровня управления. Государственное управление имеет специфические признаки: это линейность, включенность в механизм и субординацию.

Библиографический список:
1.Абрамов. В.С. Статус монарха//государство и право.1999.
2. Василенко. И.А. Институтгосуправления в Великобритании // проблемы теории и практики управления.1997. №6.
3. Гуревич. Е.А. Исполнительнаявласть в Великобритании // госслужба. Правовые аспекты: Зарубежный опыт. Выпуск5.М: РАГС,1996.
4. Чибкин.В.Е. Учебник:государствовоедение.М.-1999.
5. Шевченко Л.М. и др. “Страны инароды” 1979


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.